Отходы ТКО

Под твердыми коммунальными отходами (ТКО) подразумевается бытовой мусор, образованный в местах проживания людей. Сюда входит как городские многоэтажные и так частные дома. Помимо этого, ТКО включает в себя отходы от деятельности разного рода компании и фирм. При условии если этот мусор по своему составу схож с мусором от жилых кварталов.

Что относят к ТКО: Дерево. Это старая мебель и фурнитура. Также эта группа включается в себя мусор на основе целлюлозы: бумага, некоторые виды тканей и прочее; Продукты переработки нефти. Это разного рода масла, которые имеет в своем составе тот или иной процент углеводородов; Биологические отходы. Сюда относятся остатки продуктов питания, кожаные изделия и прочие мусор, в основе которого лежат органические соединения; Синтетические отходы. Это всевозможные разновидности полимеров: пластики, полиэтиленовые пакеты и другие компоненты, полученные методом химического синтеза. ТКО не включает в свое понятие опасные виды отходов. Те, которые способны нанести значительный вред здоровью человека и экологической безопасности окружающей среды: радиационный мусор, отходы химически и биологически активных веществ.

Новая система обращения с мусором: вопросы и ответы

Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области ответило на ключевые аспекты нововведения. В связи с введением новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) у жителей Екатеринбурга и Свердловской области появились вопросы по ее целесообразности и способах реализации. Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области подготовило ответы на ключевые аспекты нововведения. 1. Зачем нужна реформа системы обращения с твердыми коммунальными отходами?

Прежняя система, действовавшая долгие десятилетия по принципу захоронения на полигонах, в том числе несанкционированных, подлежит изменению. Кроме того, в Свердловской области каждое третье муниципальное образование вообще не имеет полигон для размещения образуемых отходов, более 45 муниципальных образований имеют свалки, которые используются (либо использовались до недавнего времени) для размещения отходов и при этом не соответствуют природоохранному законодательству. Вопросы переработки отходов, экономии природных ресурсов, снижения негативного воздействия природу абсолютно не решаются. Свалки переполнены отходами, не решаются вопросы реконструкции полигонов. Создание новой современной системы обращения с ТКО – основа нововведений, которые направлены на создание новых объектов, переработку ТКО, прекращению захоронения таких полезных фракций как стекло, бумага, пластик, опасных отходов, повышение экологической сознательности населения. Для этого в планах Правительства Свердловской области к 2025 году построить 12 мусоросортировочных комплексов. Новая система исключает возможность складирования отходов на используемых ранее несанкционированных свалках (их в области более 200).

2. В чем особенность услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами? Затраты на вывоз и захоронение ТКО раньше были учтены в составе платы за содержание жилого помещения, но не всегда жители знали сколько они платят. Теперь эта услуга становится коммунальной и будет выставлена отдельной строкой в квитанции за коммунальные услуги. 3. Как установлен и из каких затрат состоят тарифы региональных операторов? При установлении единых тарифов региональных операторов по обращению с ТКО была учтена следующая структура расходов: 1) услуги операторов по захоронение ТКО на полигонах, в т. ч.: — плата за негативное воздействие на окружающую среду; — инвестиционная составляющая; 2) налог на прибыль и НДС; 3) услуги по транспортированию ТКО; 4) расходы на заключение и обслуживание договоров. В Свердловской области начисление за коммунальную услугу по обращению с ТКО будет осуществляться с человека за кубические метры. Данное решение основано на том, что отходы образуют люди, проживающие в жилых помещениях, работающие на предприятиях и объем отходов пропорционален количеству потребителей. Средства, собираемые региональными операторами в объеме единого тарифа, пойдут на новые объекты обращения с отходами, приобретение большегрузной техники для транспортирования отходов, упорядочение потоков отходов, в том числе исключение попадания отходов на несанкционированные свалки, а, следовательно, на улучшение окружающей среды, обеспечение благоприятных условий проживания населения в регионе.

4. Почему выросли тарифы на вывоз отходов? Исторически сложилось, что размер затрат на оказание услуги по вывозу твердых коммунальных отходов был экономически не обоснован. При этом потоки отходов направлялись на несанкционированные свалки для сокращения затрат. Нередки были случаи отказа операторов от предоставления услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, что способствовало росту количества несанкционированных свалок. Согласно пункту «Об отходах производства и потребления» при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с законом «Об охране окружающей среды». До 2018 года в тарифах на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов не учитывалась и не взымалась с населения. В существующих условиях и установленных требованиях необходимо строительство новых объектов, обеспечивающих обработку и захоронение ТКО.

5. Сколько региональных операторов в Свердловской области? — в Северном административно-производственном объединении (АПО-1) с центром в городе Нижний Тагил – ООО «Компания «РИФЕЙ»; — в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) с центром в городе Первоуральск – ООО «ТБО «Экосервис»; — в Восточном административно-производственном объединении (АПО-3) с центром в городе Екатеринбург – ЕМУП «Специализированная автобаза». Информация с привязкой к городам – на сайте областного Министерства ЖКХ. — Каковы функции регионального оператора? Региональный оператор обеспечивает сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в зоне своей деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с твердыми коммунальными отходами.

6. Куда обращаться по вопросам работы региональных операторов, в случаях, когда некорректно выставлены квитанции и т.д.? У всех региональных операторов работают «горячие телефонные линии» по обращению с отходами: — в Северном административно-производственном объединении (АПО-1) – ООО «Компания «РИФЕЙ» – 8-800-250-60-06; — в Западном административно-производственном объединении (АПО-2) – ООО «ТБО «Экосервис» – 8-800-100-89-54; — в Восточном административно-производственном объединении (АПО-3) – ЕМУП «Специализированная автобаза» – 8-800-775-00-96.

7. Какие отходы относятся к твердым коммунальным? Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО относятся также аналогичные виды отходов, образуемых у организаций и индивидуальных предпринимателей.

8. Кто должен заключать договор с региональным оператором? Прямой договор в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Жителям многоквартирных домов (МКД) и частного сектора услуга может предоставляться в рамках договора публичной оферты, а также на основании прямого договора с каждым из жителей (если такое решение принято на общем собрании жильцов). При наличии управляющей организации она обязана заключить договор с региональным оператором.

9. Надо ли заключать договор, если юридическое лицо не осуществляет хозяйственной деятельности? Любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы и предоставляемых услуг, видов реализуемых товаров или выполняемых работ обязано соблюдать все установленные санитарные требования, в том числе вовремя вывозить отходы, как промышленного, так и бытового происхождения.

10. Кто должен оплачивать коммунальную услугу, если в квартире никто не прописан? Данный факт нужно подтвердить справками из паспортного стола. Если в квартире никто не прописан, то плата будет начисляться по количеству ее собственников.

11. Какие нормативы накопления ТКО утверждены для жителей? В многоквартирных домах Екатеринбурга норматив утвержден из расчета 0,213 кубометра с человека в месяц, в частном секторе – 0,261 кубометра. Для остальных жителей Свердловской области – 0,169 и 0,19 кубометра в месяц соответственно.

12. Сколько стоит вывоз мусора для жителей? Плата за вывоз мусора с одного человека в месяц составит: — АПО-1: для жителей МКД – 142,95 рубля, частного сектора – 160,72 рубля с НДС; — АПО-2: для жителей МКД – 120,59 рубля, частного сектора – 135,58 рубля с НДС; — АПО-3: для жителей МКД и частных домов в Екатеринбурге – 148,62 и 182,12 рубля с НДС соответственно, в других населенных пунктах АПО-3 – 117,92 и 132,57 рубля с НДС.

13. Будут ли предоставляться льготы на оплату услуги по вывозу ТКО? Услуга по обращению с ТКО является коммунальной. Согласно действующему законодательству на нее распространяются все льготы, как и на другие виды коммунальных услуг. Назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами указанным категориям граждан осуществляется в порядке, установленном для назначения компенсации расходов на оплату других коммунальных услуг. Также в отношении коммунальной услуги по обращения с твердыми коммунальными отходами распространяются условия получения субсидии.

14. Как подтвердить длительное отсутствие по месту проживания и не получения коммунальной услуги? При возникновении оснований для перерасчета, собственнику жилого помещения нужно предоставить региональному оператору или управляющей организации подтверждающие документы. При условии предоставления необходимых подтверждающих документов перерасчет будет произведен. Заявление на перерасчет подается региональному оператору.

15. Кто ответственен за содержание контейнерных площадок? Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Организация по обслуживанию жилищного фонда (УК, ТСЖ, ЖСК) на основании заключенного договора на обслуживание обязана обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров без переполнения и загрязнения территории.

16. Как часто должен вывозиться мусор? При температуре +5°C и ниже вывоз коммунальных отходов с мест их накопления (контейнерные площадки) должен осуществляться не реже одного раза в три дня, при температуре выше +5°C – ежедневно. Из частного сектора при отсутствии контейнерных площадок мусор вывозится по графику. Графики вывоза должны быть размещены на сайтах региональных операторов и органов местного самоуправления

Привычное наименование ТБО (твердые бытовые отходы) в официальных документах с 2014 года было заменено похожей по звучанию и смыслу аббревиатурой (ТКО) – твердые коммунальные отходы или мусор, ежедневно сгружаемый в контейнеры около домов, офисов, торговых предприятий. Несмотря на разницу между определениями, контейнеры для сбора и накопления ТБО – это обычные мусорные баки, которые используются в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В современных условиях раздельного сбора мусора таких контейнеров может быть несколько видов, а различия между баками можно заметить на специально оборудованных площадках придомовых территорий.

Виды контейнеров для ТБО

Мусорные баки в рамках проводящейся в России реформы, направленной на раздельный сбор отходов, выпускаются в разных форматах. Производство «ТоргКомс-Групп» поддерживает выпуск контейнеров из пластика и металла, оцинкованных, евро формата, с крышками, колесами и без, с размещением логотипа вашей организации. Также всегда в наличии отдельные контейнеры для сбора пластика, металла, макулатуры, стекла. Подробнее о характеристиках контейнеров в каждом разделе.

Контейнеры для двухпоточного сбора ТБО

Это самый распространенный вид контейнеров, которые устанавливаются около жилых домов. Такие баки позволяют осуществлять раздельный сбор мусора и соблюдать при этом санитарные нормы. Цвет контейнера и изображение на передней его стенке информирует о том, какой вид мусора можно выбрасывать в ёмкость:

— серые контейнеры – исключительно для пищевых отходов (остатки еды, всё, что разлагается естественным способом);

— синие мусорные баки – только для «сухих» видов ТБО (пластик, стекло, металлическая упаковка, бумага и картон).

Материал изготовления для таких видов контейнеров выбирается управляющей компанией, баки могут быть металлическими и пластиковыми.

  • Металлические контейнеры – с толщиной стенок 1,5 или 2 мм, покрыты либо антикоррозионными эмалями, либо имеют слой оцинковки;
  • Пластиковые контейнеры – изготавливаются методом литья под давлением, из ПЭНД (полиэтилен низкого давления, продукт вторичной переработки отходов), выдерживают температуры от -80 до +110 С, имеет высокую устойчивость к агрессивном средам, включая химические вещества.

По современным санитарным правилам мусорные баки под пищевые отходы должны быть оборудованы крышкой, чтобы предотвратить попадание внутрь осадков, ограничить доступ к содержимому насекомых и грызунов. Наличие на контейнерах колёс из категории опционального оснащения тоже стало обязательным – не по техническим требованиям, а исключительно из соображений удобства транспортировки. Контейнер с колёсами намного проще подвезти к мусоросборочной машине, не загрязнив при этом пространство площадки. В качестве опции, не менее полезной и удобной, колёса можно дооснастить тормозной системой – это предотвратит скатывание бака с площадки и возможные травмы жителей домов и персонала, осуществляющего вывоз мусора.

Ещё одна полезная и удобная опция – нанесение на переднюю стенку контейнера специальной «умной» метки RFID. Этот трекер помогает решать проблемы с недобросовестными компаниями, представляющими услуги вывоза мусора. В метке программно прошита вся информация о контейнере: от его местонахождения до принадлежности управляющей организации. В режиме реального времени можно узнать о произведенной выгрузке бытовых отходов, а на случай пропуска мусорного бака или нескольких всегда можно доказать сотрудникам единого регионального оператора их невнимательность с помощью журнала GPS-мониторинга.

Никакой принципиальной разницы между пластиковыми и металлическими контейнерами нет, СанПиН в обеих действующих версиях (старый 42-128-4690-88 и новый 2.1.7.3550-19), а также ГОСТ Р 56195-2014 и отраслевой стандарт ОСТ 22-1643-85 единогласно предписывают ориентироваться при выборе контейнера на уже сложившуюся практику и текущие условия бюджета.

Вместимость разных мусорных баков – от 120 до 360 литров для малых евро моделей, и 770 до 1100 литров для стандартных. Объемы соответствуют потребностям собственников квартир в жилых домах, не противоречат практике накопления твердых бытовых отходов и для загородных районов, частного сектора.

Контейнеры для раздельного сбора мусора

В предыдущем разделе была представлена информация о мусорных баках, которые тоже используются для сбора разных видов бытовых отходов – отдельно выбрасываются пищевые и непищевые. Но для любых неорганических остатков можно установить индивидуальные контейнеры, в которые выбрасывается «сухой» мусор по типу материала.

  • Стекло
  • Металл
  • Бумага и картон
  • Металлические изделия, упаковка

Потребность в таких контейнерах не противоречит условиями СанПиН: допустимое число мусорных баков на одной площадке – не больше пяти, и вместе с накопителем для пищевых отходов нормы не будут нарушены.

Отличие таких видов контейнеров от двухпоточных – наличие сетки с одной или нескольких сторон. Видимость содержимого позволяет жителям домов не запутаться, куда и какой вид мусора нужно выбрасывать, а обслуживающему персоналу мусоровозов видеть уровень заполненности бака.

Как и у цельных, закрытых моделей, толщина стенок контейнера для РСО 1,5 или 2 мм, изготавливаются емкости из металла, окрашенного антикоррозионными эмалями.

Всех перечисленные мусорные баки, несмотря на различие характеристик, имеют общий признак: наземное размещение. В ходе мусорной реформы в городах появляются и другие виды накопителей – подземные или заглубленные контейнеры. Такие модели вряд ли смогут полностью заменить привычные баки во дворах, но уже сейчас показали себя отличным дополнением к наземным накопителям. Чаще всего заглубленные системы сбора мусора используют для пищевых отходов, поскольку устройство внутренней части позволяет без последствий для людей и окружающей среды накапливать мусор в сравнительно больших количествах. Все пищевые отходы остаются под землей, а конструкция крышки не допускает появление запахов из бункера, как и возможность проникновения внутрь вредителей.

Жидкие бытовые отходы (ЖБО) — это накапливаемые в локальных резервуарах хозяйственно-бытовые сточные воды, образованные в результате жизнедеятельности населения на территориях без доступа к централизованной системе водоотведения, подлежащие последующему извлечению из ёмкостей временного хранения (накопления) и транспортировке к очистным сооружениям с целью дальнейшей утилизации.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) такие отходы определены подтипом — «Отходы жизнедеятельности населения в неканализированных зданиях и прочие аналогичные отходы, не относящиеся к твёрдым коммунальным отходам», код отхода по ФККО — 7 32 000 00 00 00. Данный подтип включает «Отходы (осадки) из выгребных ям», (код ФККО 7 32 100 01 30 4), а также «Отходы коммунальные жидкие неканализированных объектов водопотребления» (код ФККО 7 32 101 01 30 4). Данные виды отходов относятся к отходам производства и потребления, а значит — обращение с ними регламентируется экологическим законодательством в области обращения с отходами.

Отходы производства и потребления это утратившие свои потребительские свойства/качества материальные объекты, будь то — в процессе производства, в результате исполнения работ или оказания услуг, а также, в результате потребления населением (по Закону №89-ФЗ).

Что касается жидких отходов, относящихся к сточным водам, и регулируемых Водным Кодексом РФ (ВК РФ), то это — «дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади».

Как видим, отнесение отработанных хозяйственно-бытовых вод к ЖБО или сточным водам — определяется методом водоотведения.

Эти отходы относятся к сточным водам — когда водоотведение производится с применением централизованных канализационных систем и очистных сооружений, в таком случае обращение с ними регламентируется ВК РФ.

В иных случаях, такие отходы относятся к ЖБО, и обращение с ними, соответственно, регулируется экологическим законодательством в области обращения с отходами.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно, федеральным Законом №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г., — «сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов производства и потребления (деятельность по обращению с отходами) подлежит обязательному лицензированию».

За образовавшиеся отходы, прежде всего, несёт ответственность собственник этих отходов, а значит, ему необходимо тщательным образом проверять наличие у компании, предоставляющей ассенизаторские услуги — наличие документации, подтверждающей передачу в систему очистных сооружений водоканала отходных масс, изъятых из резервуаров временного хранения (накопления) жидких бытовых отходов (выгребных ям), только в этом случае жидкие отходы могут считаться сточными водами, иначе ассенизатору-перевозчику необходимо иметь лицензию на обращение с отходами и паспорт отходов.

Минприроды России рассмотрело обращение от 20.12.2018 N 20555-ОГ/50 и по вопросам, изложенным в нем, в части своей компетенции, сообщает.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (далее — ТКО). К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Условием образования ТКО является смешение различных материалов и изделий, при утрате ими потребительских свойств, что обуславливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий».

В соответствии с ФККО в тип «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) включены следующие группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам:

7 31 100 00 00 0 Отходы из жилищ;

7 31 200 00 00 0 Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 31 300 00 00 0 Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 33 100 00 00 0 Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 100 00 00 0 Мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 200 00 00 0 Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;

7 34 900 00 00 0 Прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 35 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 36 200 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 36 400 00 00 0 Отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 37 000 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

7 39 400 00 00 0 Отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Правил обращения с ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.

Юридические лица, в деятельности которых, помимо отходов производства образуются ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, имеют право отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (статья 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Кроме того, статьей 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.

Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (далее — Перечень), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р (далее — Распоряжение N 1589-р).

С 2018 года вводится запрет на захоронение видов отходов, относящихся к типу ФККО «Отходы оборудования и прочей продукции, подлежащей особому контролю» (4 70 000 00 00 0).

С 2019 года вводится запрет на захоронение видов отходов, входящих в подтипы ФККО «Бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительские свойства» (4 05 000 00 00 0); «Отходы продукции из пластмасс, не содержащих галогены, незагрязненные» (4 34 000 00 00 0); «Отходы стекла и изделий из стекла» (4 51 000 00 00 0); а также видов отходов, отнесенных к группе девятого блока ФККО «Отходы шин, покрышек, камер автомобильных» (9 21 100 00 00 0).

Данный механизм регулирования обращения с отходами направлен на стимулирование отрасли утилизации отходов, развитие которой является в целом приоритетным направлением государственной политики в области обращения с отходами в соответствии со статьей 3 Закона N 89-ФЗ.

Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно организовывать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

Директор Департамента
государственной политики и регулирования
в сфере охраны окружающей среды
и экологической безопасности
А.В. Колодкин