Особенности регулирования труда работников транспорта

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности регулирования труда работников железнодорожного транспорта»

Актуальность темы исследования

По своему экономическому значению, и, прежде всего, объему выполняемых перевозок, железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди других видов транспорта. Экономическая особенность железнодорожного транспорта состоит в том, что он не создает каких — либо материальных ценностей в виде добычи сырьевых ресурсов, производства продукции, а обеспечивает их перемещение в пространстве. Перевозка людей и грузов рассматривается как продукция транспортного производства.

После распада Советского Союза и образования на его территории стран Содружества Независимых Государств и Балтии железнодорожная сеть России составила 62% от протяженности железных дорог бывшего СССР, резко сократился объем перевозок. Железным дорогам пришлось работать в сложнейших условиях рыночных и социальных реформ и сопутствующих им кризисных явлений. Также обнаружился ряд серьезных проблем, таких как, например, недостаточная эффективность системы государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта, высокая степень износа основных фондов.

Чтобы остановить спад перевозок и рентабельности железных дорог, потребовалось осуществить серьезные преобразования. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 года № 384 была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. 10.01.2003 года Президент РФ подписал три Федеральных закона — «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Устав железнодорожного транспорта, «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях». Все эти три закона направлены на экономически оправданный переход естественной монополии в сфере железнодорожных перевозок в состояние конкурентного рынка.

Улучшение работы железнодорожного транспорта помимо мер экономического и производственно-технического характера требует также обеспечения занятости в отрасли, создание для всех работников здоровых и безопасных условий труда, повышения заработной платы и многое другое. В новых условиях хозяйствования должен быть создан надежный правовой механизм, который бы учитывал особенности правового положения работников железнодорожного транспорта, условий их труда.

Между тем в науке трудового права практически отсутствуют современные исследования, посвященные правовому регулированию труда работников железнодорожного транспорта. Это отрицательно сказывается на уровне и содержании норм о труде и практике их применения в отношении вышеназванных работников.

Таким образом, вышеизложенное предопределяет актуальность данной проблемы и необходимость ее комплексного исследования.

Цели и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является дать определение понятию «работник железнодорожного транспорта», изучение особенностей регулирования труда работников железнодорожного транспорта, а также разработка предложений по повышению эффективности правового регулирования их труда.

Исходя из цели, представляется необходимым решение следующих задач:

1. дать определение понятию «работник железнодорожного транспорта»,

2. дать оценку нормам, закрепляющим особенности регулирования труда работников железнодорожного транспорта,

3. выработать практические предложения по совершенствованию правового регулирования труда работников железнодорожного транспорта.

Объект исследования

Объектом исследования являются трудовые отношения и отношения, непосредственно связанные с трудовыми, в которых участвуют работники железнодорожного транспорта.

Предмет исследования

Предмет исследования составляют нормы основных институтов трудового права, как общей, так и особенной части (трудовые отношения, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, оплата труда, дисциплина труда), отражающие специфику правового положения работников железнодорожного транспорта.

Методологическая база диссертационного исследования

Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.

Теоретическая основа диссертационного исследования

Информационная база

В качестве информационной базы использовались международно-правовые документы, Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, нормативные акты Министерства путей сообщения Российской Федерации, коллективные договоры и правила внутреннего трудового распорядка Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», его филиала — Свердловской железной дороги и ряда структурных подразделений филиала. Также была использована правоприменительная практика Верховного суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции.

Научная новизна диссертационного исследования

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что оно представляет собой первое за последние десятилетия комплексное монографическое исследование правовых проблем, связанных с регулированием труда работников железнодорожного транспорта с учетом современного состояния отрасли и трудового законодательства.

На защиту выносятся следующие теоретические выводы и практические предложения:

1. Предложен авторский вариант определения понятия «работник железнодорожного транспорта»: «работник железнодорожного транспорта» — это физическое лицо, достигшее возраста 18 лет и осуществляющее трудовую деятельность на железнодорожном транспорте общего пользования, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой.

2. Выдвинуто предложение о закреплении в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в РФ» положения о том, что на работу на железнодорожный транспорт общего пользования для осуществления трудовой деятельности, непосредственно связанной с движением поездов и маневровой работой, принимаются лица, достигшие возраста 18 лет.

3. Обоснована необходимость установления особенностей регулирования труда только работников, осуществляющих трудовую деятельность на железнодорожном транспорте общего пользования, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой.

4. Высказывается предложение о закреплении в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в РФ» только групп работников железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют трудовую деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, а перечень должностей и профессий, входящих в эти группы должен быть утвержден органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

5. Признано целесообразным введение для всех работников железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющих трудовую деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой таких дополнительных процедур при приеме на работу как профессиональный отбор и медицинский осмотр.

6. Признано целесообразным разработать единый нормативный акт, устанавливающий перечень специалистов и периодичность прохождения медицинских осмотров для работников железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющего трудовую деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой конкретной профессии или должности.

7. Выдвинуто предложение о необходимости доработки Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов: оно должно регулировать особенности рабочего времени и времени отдыха всех работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых связана с движением поездов и маневровой работой.

8. Предложено, установив для работников железнодорожного транспорта общего пользования, труд которых непосредственно связан с движением поездов и маневровой работой в Правилах внутреннего трудового распорядка время начала и окончания рабочего дня, закрепить в Положении об особенностях рабочего времени и времени отдыха право работодателя в случаях необходимости изменять начало и окончание рабочего дня, не меняя графика сменности.

9.0боснована необходимость установить в законодательстве запрет на установление ненормированного рабочего дня для всех работников железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют трудовую деятельность непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой.

10. Высказано предложение о том, что помимо дифференциации в оплате труда по отраслевому признаку должна быть установлена дифференциация в зависимости от того, осуществляет ли работник трудовую деятельность, связанную с движением поездов и маневровой работой.

11. Сделан вывод о том, что специальной дисциплинарной ответственности должны подвергаться только работники железнодорожного транспорта общего пользования, трудовая деятельность которых связана сдвижением поездов и маневровой работой, в связи с чем предлагается распространить действие Положения о дисциплине только на работников железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющих трудовую деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой.

12. Обосновывается необходимость перенести в проект Федерального закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования» случаи увольнения из действующего Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта, так как эти нарушения никогда не утратят своей актуальности.

13. Предложена новая редакция части 1,2 статьи 25 и части 1 статьи 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в РФ»:

Статья 25. Трудовые отношения и гарантии работников железнодорожного транспорта пункт 1. На работу на железнодорожный транспорт общего пользования для осуществления трудовой деятельности, непосредственно связанной с движением поездов и маневровой работой принимаются лица, достигшие возраста 18 лет.

К работникам железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют трудовую деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, относятся машинисты, водители и их помощники, работники диспетчерско-операторской группы, работники станционно-маневровой группы, работники группы, обслуживающие поезда в пути следования, работники группы пути, работники группы энергоснабжения (электрификации), сигнализации, централизации, блокировки и связи. Перечень профессий и должностей, входящих в указанные группы, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области железнодорожного транспорта.

Особенности регулирования труда, а именно: особые требования при приеме на работу, к рабочему времени и времени отдыха, оплате труда, дисциплине труда могут быть установлены только для работников железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют трудовую деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой.

Пункт 2.

2. Работникам железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют трудовую деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой запрещается установление ненормированного рабочего дня».

Статья 26. Дисциплина труда на железнодорожном транспорте общего пользования

1. Дисциплина труда работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируется трудовым законодательством. Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируется дисциплина труда работников железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляющих трудовую деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой».

Научная и практическая значимость диссертационного исследования

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация представляет собой первое за последние десятилетия комплексное правовое исследование особенностей регулирования труда работников железнодорожного транспорта.

В диссертации обосновываются и выносятся на защиту теоретические положения, направленные на совершенствование правового регулирования труда работников железнодорожного транспорта, а также сформулированы практические предложения по внесению изменений и дополнений в трудовое законодательство.

Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций, проведении семинарских занятий в высших учебных заведениях, а также при составлении учебных программ и учебных пособий по трудовому праву.

Апробация результатов диссертационного исследования

Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре трудового права Уральской государственной юридической академии. Основные положения исследования доложены на научно-практических конференциях: «Молодые ученые — транспорту» (Уральский государственный университет путей сообщения, 2004 г.), «Сравнительное правоведение и проблемы современной юриспруденции» (Уральская государственная юридическая академия, 2005 г.), «Традиции и новации в системе современного российского права» (Московская государственная юридическая академия, 2005 г.), а также использовались автором при проведении семинарских занятий в Уральском государственном университете путей сообщения.

Положения диссертации нашли отражение в опубликованных автором работах.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих 7 параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и литературных источников.

Особенности регулирования труда работников транспорта

  • | Печать |

Подробности Родительская категория: Защита трудовых прав Категория: Полезные статьи по трудовому праву и трудовым спорам Просмотров: 1555

Особенности регулирования труда работников транспорта
Защита трудовых прав — составление всех документов в суд, прокуратуру:
тел.8-953-92-18-411
Согласно ст. 328 ТК РФ работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение, а работники непосредственно связанные с движением транспортных средств, принимаются после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Статьей 329 ТК РФ предусмотрено, что работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

В частности нормальная продолжительность рабочего времени водителя трамвая и троллейбуса не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем, — 7 часов. (Приказ Минтранса России от 18.10.2005 N 127 (ред. от 17.06.2015) «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса»).
Имеются особенности в регулировании рабочего времени.
В состав рабочего времени водителей включаются следующие периоды:
1. Время управления автомобилем, которое не должно превышать 9 часов в день.
2. Периоды остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных остановках продолжительностью не менее 15 минут.
3. Время, необходимое для подготовительно-заключительных работ перед выездом на линию и после возвращения с нее.
4. Периоды медицинских осмотров перед выездом водителей на линию и после возвращения с линии.
5. Периоды стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей.
6. Периоды простоев не по вине водителя, например при отсутствии горюче-смазочных материалов
7. Периоды по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи
8. Периоды охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены в трудовом договоре, заключенном с водителем

Согласно ст. 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется Трудовым кодексом РФ и положениями (уставами) о дисциплине соответствующих видов транспортных средств. Для достижения перечисленных в ч. 3 ст.55 Конституции РФ целей, в частности для обеспечения жизни и здоровья других людей, по отношению к работникам, выполняющим работу, непосредственно связанную с движением транспорта, могут быть предусмотрены дополнительные меры дисциплинарной ответственности, например перевод с их согласия на другую работу, которая не связана с движением транспорта.

По всем вопросам защиты трудовых прав, составления исковых заявлений, обращения в прокуратуру, суд по вопросам защиты трудовых прав, Вы можете обращаться в Томского регионального отделения ООД «Объединение потребителей России» и РОО «Томское общество — Народное право» город Томск, ул. К.Маркса, 7, 3 этаж, офис.308, запись на консультацию тел. 8-953-92-18-411