Ортобиоз

Разумный образ жизни.

Калокагатия и ортобиоз. Эти два понятия в наше время почти забыты.

Обобщая достижения отечественных и зарубежных исследователей, озабоченных проблемой выживаемости людей в условиях современной цивилизации, автор создал новое направление под названием ортобиотика (ортобиозология). Наиболее полно оно представлено в книге «Ортобиотика: слагаемые оптимизма» (1994) Под ней понимается наука о технологии сбережения человеческого здоровья и оптимистического настроя к жизни. В течение многих лет ведется ее преподавание в ряде высших учебных образовательных заведениях и в системе повышения профессиональной квалификации деловых людей и руководителей.

Калокагатия (греч.) — это единство прекрасного и доброго, взаимосвязь красоты и нравственности. По мнению А.Ф. Лосева, калокагативный человек-борец, герой, атлет, равно как и поэт, музыкант, художник. Он — человек меры, ибо ведет здоровый образ жизни.

Ортобиоз в переводе с латинского — разумный образ жизни. По мнению И.И. Мечникова, ортобиоз — системообразующее условие долголетней работоспособности человека.

В отличие от медицины, объектом которой является болезнь, и геронтологии, занимающейся проблемами старения человеческого организма, ортобиотика рассматривает здоровье в трех измерениях: физическом, психическом и нравственном состоянии. Ни медицина, ни геронтология и даже валеология подобной методологией не пользуются. Конечно, достижение цели ортобиотики зависит во многом от уровня развития названных дисциплин. Воспринимая их достижения, ортобиотика по своей практической значимости со временем станет приоритетной научно- технологической дисциплиной.

Ортобиотика разрабатывает технологии сбережения здоровья каждого возрастного этапа жизни людей, начиная с эмбрионального. Гармония телесного и душевного в жизнедеятельности людей является идеальным воплощением ее предназначения. Ортобиотика ориентирована на поддержание в человеке жизненного оптимизма, благодаря использованию как внутренних ресурсов своего организма, так и ресурсов внешней среды.

Управление — это прежде всего активная умственная деятельность, постоянное напряжение всех субъектных систем человека. На менеджеров и особенно командоров управления постоянно давит груз персональной ответственности, им часто приходится решать нештатные задачи, оказываться в экстремальных ситуациях. Им приходится сталкиваться с большим объемом аналитической работы, хроническим дефицитом времени. Кроме того, они постоянно ощущают тяжелую ношу личной ответственности. Неудивительно, что это порой приводит к патологии, которая получила название «информационной».

Насколько все это влияет на состояние здоровья, свидетельствует такой пример. При воздушном десантировании солдат, произведший парашютный прыжок, теряет 0,5 кг своего веса, который восстанавливается после первого приема пищи. Офицер, наблюдавший с земли за прыжками своих солдат, теряет более 2 кг, которые восстанавливаются через двое суток.

Такое внутреннее состояние человеческого организма включает субъективные механизмы защиты. Например, психическое переутомление, нежелание заниматься некоторыми видами деятельности, стереотипное отношение к каким-то проблемам, повышенная осторожность в общении. Эти защитные механизмы помогают проще реагировать на служебные неприятности, индифферентно воспринимать успехи своих коллег, не мучиться угрызениями совести, не воспринимать чужое страдание. В итоге у руководителя могут появиться весьма нежелательные личностные качества, отрицательно влияющие на его служебное поведение.

Специфика содержания управленческой деятельности способствует повышенному интересу менеджеров к ортобиотике. Это обусловило необходимость выделения в ортобитике специального направления — управленческой ортобиотики. Основное ее предназначение — моделирование условий труда менеджеров и их отношения к жизни, благодаря которым они становятся устойчивыми оптимистами и активно занимаются самосбережением своего здоровья.

Здоровье — такое состояние человека, когда он не болен, а потому им не утрачена способность полноценно выполнять многообразные жизненные функции. В уставе Всемирной организации здравоохранения (ЮЗ) дается такое определение: здоровье — это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Итак, здоровье человека характеризуется:

— высокой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни;

— психической уравновешенностью;

— необходимой работоспособностью;

— социальным оптимизмом.

Здоровые люди производительно работают. Они предрасположены к творчеству. Им свойственны общительность и чувство юмора. Они стоически воспринимают критику, самокритичны, заинтересованно относятся к поддержанию в коллективе нормальных человеческих отношений. Здоровый человеческий организм обладает изумительной способностью реализации новых резервов эффективности своей жизнедеятельности.

80 % всех заболеваний современных людей порождены цивилизацией. Большинство из них возникают из-за недостатка двигательной активности, нервных перегрузок. Половина всех смертей в России вызывается нарушениями сердечно-сосудистой системы. 50 % досрочного выхода на пенсии обусловлены в мире заболеваниями позвоночника и суставов. У нас неуклонно снижаются возрастные границы кардиологических заболеваний: инфаркт миокарда у 35-летнего мужчины уже не редкость. В США от избытка веса страдает до трети населения. Американцы расходуют ежегодно свыше 30 миллиардов долларов на то, чтобы похудеть.

Кто не ценит собственное здоровье, тот меньше заботится и о других людях. В управленческой практике экономия на здоровье персонала оборачивается значительными потерями для делового социума. Известно, что только введение занятий производственной гимнастикой на предприятиях резко снижает число несчастных случаев, больничных листков и приводит к повышению производительности труда. Эти показатели еще лучше на тех предприятиях, где применяется сенсорная эргономика — воздействие на органы чувств, фитоэргономика (фитодизайн, ароматонизация, фитодиетика), а также функциональная музыка, точечный и обычный массаж.

Ортобиотический призыв «беречь свое здоровье» не противоречит трудолюбию. Управленческая ортобиотика способствует трудолюбию руководителя, помогает ему не превращаться в трудоголика, использовать свою профессиональную деятельность для телесной и душевной самореализации, для продуктивного опредмечивания своих личностных способностей, полученных знаний и опыта.

Психические типы людей «А» и «Б». Известно, что 20–25 % людей обладают так называемой «стартовой готовностью» к различным эмоциональным воздействиям. Так, волнуется спортсмен перед соревнованиями, нервничает посетитель в ожидании приема, испытывает беспокойство менеджер, которому предстоит отстаивать свое деловое предложение на директорате фирмы. У одних эта возбудимость протекает безболезненно, довольно быстро гаснет в общении, у других она вызывает физиологические сдвиги в организме. Чаще всего это фиксируется по таким показателям, как повышение кровяного давления, усиление сердцебиения, нарушение ритма дыхания, учащение пульса.

В психологическом плане такие люди нередко «ломаются»: суетятся, теряют уверенность в своих силах, им трудно умственно сосредоточиться. Бывают тяжелые органические последствия. Половина случаев заболевания радикулита спровоцирована подобным психологическим перенапряжением. Известны факты инфарктного состояния, потери зрения.

Вот почему надо знать особенности своего эмоционального механизма, владеть технологией поддержания его работы в параметрах, необходимых для нормального функционирования нервной системы. В этих целях и полезно ориентироваться в двух типах людей: «А» и «Б».

К первому типу относятся люди, которым присуще остро развитое чувство ответственности, они крайне честолюбивы, постоянно устремлены к деловому или личному успеху.

Это тип работоспособного, вечно загруженного человека, систематически пренебрегающего отдыхом. Его отличают потребность в своем признании, четкость определения своих жизненных целей. Тип «А» — жесткая конфликтная личность, нередко обделенная в продвижении по служебной лестнице. Человека с поведением типа «А», как утверждает английский биолог, лауреат Нобелевской премии М. Медавар, можно обнаружить уже за партой начальной школы. Это тот, кто всегда тянет вверх руку, знает ответ на вопрос учителя, мешает ему и, словно в отчаянии, молит: «Господин учитель, спросите меня, ну, пожалуйста, спросите меня!».

Ко второму типу относятся спокойные, неторопливые, уравновешенные люди, не берущие на себя сверхурочных работ или дополнительных нагрузок, любящие и умеющие отдыхать.

Тип людей «Б» в отпуске думает об отдыхе, дома — о семье. Они степенны, добродушны, несуетливы, легко переносят трудности, жизненные невзгоды. Они философически воспринимают любое требование руководителя, внушая себе, что приказ начальника — радость для подчиненного, или «на то и щука в реке, чтобы карась не дремал».

Какие же можно сделать выводы, сопоставляя типы «А» и «Б»?

Человек типа «А» максимально отдает себя работе, не щадит своего здоровья, хотя его нервная система не обладает достаточным запасом прочности. У «А» слаб самоконтроль, он мало уделяет внимания саморегуляции своего поведения. В этом плане люди типа «Б» имеют потенциальные преимущества: они склонны к ортобиозу, а потому у них лучше сохраняется здоровье и более высокая работоспособность. Как свидетельствуют медицинские данные, люди типа «А» в четыре-семь раз больше получают инфаркт, чем типа «Б». Психологически люди типа «А» в экстремальных ситуациях чаще испытывают растерянность, чувства беспомощности или отчаяния. У «Б» такие отрицательные эмоции, как тревога, печаль, гнев, страх, «не задерживаются» в психике, уступая место рациональной оценке событий.

Психоэмоциональный склад человека богаче и противоречивее, чем это представлено в типах «А» и «Б». Однако приложение к себе этих моделей имеет практический смысл: уловив сильные и слабые характеристики своего эмоционального механизма реагирования, зная, к чему это может привести, реально предпринять превентивные меры. Все это необходимо для построения личного ортобиоза руководителя. Например, ряд простых гигиенических мер (например, закаливание, чередование умственных и физических нагрузок) могут во многом обезопасить «А» от болезненного реагирования на определенные жизненные раздражители. Тому, кто относится к типу «Б», следует больше проявлять деловой инициативы, научиться сопереживать, ценить дружбу.

Исследования свидетельствуют, что у людей типа «А» атеросклероз коронарных сосудов встречается в шесть раз чаще, чем у людей типа «Б». Чтобы избежать такой участи, надо сформулировать цель и идти к ее достижению. Кроме того, людям типа «А» можно посоветовать четыре-пять раз в течение дня использовать «рыдающее дыхание», то есть научиться по пять-семь минут за один сеанс специально плакать. Специалисты утверждают, что «рыдающее дыхание» — великолепный механизм саморегуляции здоровья.

«Профилактика радостью». Таков единодушный совет, который дают психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряженное время.

Умение радоваться — яркий показатель состояния здоровья. Глубоко прав американский публицист и философ Генри Торо, советуя судить о своем здоровье по тому, как мы радуемся утру и весне. Человек обязан стремиться к мажорному умонастроению.

Радость — одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье.

В психологическом плане жизнерадостность обусловлена рядом факторов. Рассмотрим некоторые из них.

Американские медики в течение 20 лет наблюдали за пятью тысячами студентов. Они выявили, что агрессивные и скандалисты, которыми таковыми стали в последующем выпускники учебных заведений, страдают повышенным холестерином, гипертонией и подвержены вредным привычкам.

Разнообразие впечатлений.

Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.

Академик П. К. Анохин писал, что никакой «сумасшедший» ритм жизни, никакая острота нервных переживаний не могут вызвать гипертонии, если периоды наибольшего напряжения чередуются с периодами покоя. Любая работа не может продолжаться бесконечно, без отдыха. В целях сохранения «здоровья» мозга полезно помнить, что люди, которые в среднем спят 7–8 часов, живут дольше, чем те, которые спят менее 5 или более 10 часов в сутки. Желательно иметь интересное хобби. Так, известный врач С.П. Боткин был талантливым математиком. Офтальмолог-хирург В.П. Филатов — великолепный художник.

Обращение к музыке. Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца. Как писал В. М. Бехтерев, она может снизить излишнюю возбудимость, создать хорошее настроение, придать бодрость.

Общение с природой. Уйти в природу, полюбоваться ландшафтом, присмотреться, как колышутся ветви деревьев — это умиротворяюще действует на психику людей. Важно использовать любую возможность, чтобы погулять в парке, в лесу, побродить по лугу, посидеть у водоема. Для этого хороши все времена года, но солнечные — особенно. Солнце передает нам космическую энергию.

Игры с маленькими детьми. Удивительные существа — маленькие дети. Русские в своем обожании детей очень близки к темпераментным итальянцам. Кроме того, этнопсихологически мы привязаны к семье, олицетворением которой всегда являются дети. Общение с детьми, особенно до пяти лет, а тем более умение с ними играть, освоение ими понятных ролевых амплуа — все это эмоционально очищающе воздействует на взрослых людей, особенно на руководителей.

Гигиеническая триада. Н.И. Пирогов утверждал, что будущее в медицине принадлежит предохранительным мерам, составляющим основу гигиены. В переводе с греческого гигиена — это целебный, приносящий здоровье. Ее смысл заключается в обеспечении научно обоснованных требований, соблюдение которых благоприятствует нормальному функционированию человеческого организма.

В медицине гигиена составляет один из важных разделов, изучающий влияние внешних факторов (физических, социальных, духовных) на здоровье человека.

Гигиена в структуре ортобиоза менеджера подразделяется на:

— гигиену труда;

— гигиену общения;

— гигиену личную.

Гигиена труда. Труд всегда связан с напряжением сил человека. Самое главное не допустить переутомления. Хотя оно — естественная реакция нашего организма, направленная на предотвращение разрушения его здоровья. Чтобы избежать постоянного переутомления, следует обратиться к рекомендациям по самоменеджменту, соблюдать эргономическое требование к организации своего рабочего места, обеспечить нормальную экологическую внутрипроизводственную среду, соблюдать режим питания во время работы.

Гигиена общения. Она предполагает соблюдение норм управленческого общения и правил хорошего тона, уважительного отношения к инакомыслию, терпимость к недостаткам характеров людей. Сегодня мало кто сомневается, что зубы надо чистить дважды в день, а душ принимать регулярно. Но далеко не всегда соблюдаются гигиенические правила общения: постоянная доброжелательная настроенность на людей, рефлексивная оценка их поступков, сдерживание своих эмоций. Многие люди сегодня подвержены неврастении. Особенно со слабым типом нервной деятельности. Ее признаки: повышенная утомляемость, внутренняя неуравновешенность, «жевание своих мыслей», постоянная тревожность. Чтобы это состояние не стало помехой в общении, следует, не теряя времени, обратиться к врачу.

На службе нередко приходится общаться с людьми, которые провоцируют какие-то столкновения или вызывают неприязнь. Чтобы не раздражаться при общении с ними, можно использовать такой психологический прием, как «визуализация гнева»: наблюдая за «неприятным» человеком, надо постепенно его уменьшать до мухи или наряжать в костюм клоуна с бубенчиками на ушах. Последнее особенно помогает при общении с разгневанным и бестактным руководителем.

Личная гигиена. Она ориентирована на постоянный самоконтроль за состоянием своего тела и души. Вот что писал Стефан Цвейг о Л. Н. Толстом: «Настоящей болезни Толстой не знал до старости, усталость не овладевает им во время десятичасовой работы; органы чувств всегда наготове, они не нуждаются в искусственном подъеме. Не нужно возбуждающих средств, вина или кофе; никогда он не подогревает себя ни пламенем, ни наслаждением плоти; напротив того: таким здоровьем, напряжением, изобилием отличаются эти дисциплинированные органы чувств, что малейшее прикосновение приводит их в движение… В 67 лет он хочет учиться ездить на велосипеде, в 70 — он носится на коньках… в 80 — ежедневно тренирует мускулы гимнастическими упражнениями…».

Т. И. Горовиц, Г.В. Куприянова, Н.Н.Матвеенко, М.З. Федорова, Т.Н.Хрусталева, A.B. Пизов

Ортобиотика — наука о самосбережении здоровья

«… Если срочно не начать действия по охране здоровья в школе, то через пять лет здоровыми из стен школ будут выходить не более 4% выпускников… Мне представляется, что обострение в их сознании чувства жизни может способствовать вызову у учащихся интереса к разумному образу жизни… Вот почему введение в школах предмета «Ортобиотика» является делом назревшим и общественно актуальным»

В.М. Шепель

Что же такое ортобиотика? Это — еще одна отрасль научно — практического знаний о самосбережении здоровья.

Основы ортобиотики впервые были изложены И.И. Мечниковым в книгах «Этюды о природе человека» и «Этюды оптимизма». Цель И.И. Мечникова, подчеркнутая в этих книгах, заключена в поиске путей освобождения человека от трагедии раннего увядания, от недугов преждевременного старения, возможностей до конца исчерпать биологические резервы организма, удвоение сроков полнокровной физической и духовной жизни. В очерке воззрений на человеческую природу И.И. Мечников отмечает, что имеется два взгляда на природу человека. Согласно одному из них -это образец гармонического совершенства, перед которым остается только преклонить голову. А согласно другому — наша физическая природа несовершенна, что побуждает подавлять ее или изменять в зависимости от эпохи, национальной принадлежности и прочее . И.И. Мечников выбирает из Этих двух философских взглядов второй, выражая надежду на то, что наука найдет способы для устранения несовершенства и установления большей гармонии.

Биологический анализ дисгармоний человека И.И. Мечников увенчивает теорией «ор-тобиоза» — правильной жизни, основанной на всестороннем знании человеческой природы и поиске средств исправления ее дисгармоний . Согласно этой теории, идеал человека состоит в нормальном развитии и достижении им долгой и деятельной старости, в конечном

■СКИИ ОПЫТ

итоге, в развитии чувства насыщения жизнью. Лозунг И.И. Мечникова провозглашает, что самое ценное на Земле — человек и его благо, совместное с благом других людей.

По И.И. Мечникову, каждый человек должен постигнуть «искусство жить», то есть быть здоровым и работоспособным до глубокой старости. Для нормальной жизни необходима умеренность во всем. Трудолюбие, здоровый образ жизни без излишеств, следование правилам гигиены и оптимизм — условия активного долголетия .

Учение И.И. Мечникова не потеряло своей актуальности. Сегодня основами ортобиоза пользуется наука геронтология, а оптимизм рассматривается как стержень философских взглядов на жизнь, как духовная энергетика человека.

Учение И.И. Мечникова дополнено данными геронтологии, медицины, психологии, философии и в современной интерпретации представлено в книге В.М. Шепеля «Ортобиотика: слагаемые оптимизма». В.М. Шепель считает, что ортобиотика — это наука, изучающая технологию самосбережения людьми здоровья и пополнения жизненным оптимизмом .

Международная статистика по здравоохранению свидетельствует: приоритет в обеспечении жизни людей принадлежит их повседневной деятельности, культуре обращения с самим собой .

Предназначение ортобиотики — дать научно обоснованные рекомендации на сей счет.

Бережное обращение со своим организмом, соблюдение индивидуального подбора условий для его жизнедеятельности, постоянный интерес к жизни и людям — важные постулаты ортобиотики.

В ортобиотике самосознание выступает в качестве одного из проявлений актуализации интереса к самому себе и собственной жизни. Для самопознания ортобиотика использует простые методики и тесты. Использование последних позволяет накопить обширную информацию о себе, выявить слабые и уязвимые места своего организма, провести действия, направленные на улучшение собственного состояния (обращение к врачу, изменения в питании, двигательной активности, закаливание и др.), а с пресечения беспечного отношения к своему здоровью начинается ортобиоз — правильный образ жизни. Ортобиотика включает в себя самые различные, традиционные и нетрадиционные подходы к построению разумного

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

образа жизни. Разрабатывая технологии здоровья, здорового образа жизни, ортобиотика помогает упреждать какие-либо нежелательные процессы в физическом, психическом и нравственном здоровье. Такое возможно благодаря тому, что изучаются причины здоровья, а не причины заболеваний, так как болезнь нередко существует задолго до ее проявления. Самопознание, самоконтроль, саморегуляция на основе знаний причин сохранения здоровья — система принципов ортобиотики. Суть этой науки сводится к тому, что человек учится сам разбираться в себе и подбирать для настройки своего организма наиболее подходящие условия. Для этого ему даются рекомендации и разъяснения по поводу того или иного приема, причем акцент при разъяснении делается на то, как можно достичь душевного, физического здоровья, повысить жизнестойкость. У кого — то может возникнуть вопрос: «А правильно ли сделан выбор технологии личного ортобиоза?» Здесь следует сказать о том, что ортобиотика, кроме самоконтроля, предусматривает периодическую, обязательную квалифицированную оценку выбранных технологий. Кроме того среди принципов ортобиотики есть еще и принцип разумности и умеренности во всем. Разумность, самоконтроль и оценка технологий специалистами (врачами) позволяет свести ошибки выбора технологий к минимуму.

В 90-х годах И.И. Брехман писал: «Самое главное в обучении здоровью — найти такие методы, такие слова, которые бы западали глубоко в сознание, были бы яркими, убедительными для человека .

По его мнению «очень важно учить людей разбираться в самих себе и наводить порядок внутри себя» и «одной науки о здоровье тут недостаточно; она должна совмещаться с трудом, с делом. А для этого нужно новое научное направление» .

Этим научным направлением, на наш взгляд, может стать ортобиотика, так как она включает в себя необходимые компоненты для реализации задачи обучения здоровью. Это и методики для самопознания и самоконтроля, и варианты технологий личного ортобиоза, и разнообразные системы оздоровления, и яркие примеры личного ортобиоза знаменитых людей.

Ортобиотика является частью науки о здоровье и направлена на сознание человека. По мнению В.М. Шепеля, ей предстоит преодолеть в сознании людей всех возрастов стереотип небрежного отношения к своему здоро-

вью, научить критическому отношению к своим знаниям, ибо можно много знать, не зная самого нужного. И, конечно, выработать в себе привычку самому контролировать свое здоровье .

Нам думается, что можно ввести компоненты ортобиотики и в тематическое планирование, и в структуру уроков раздела «Человек и его здоровье», так как этот раздел изучает строение и функции органов и систем органов человека и призван осуществлять гигиеническое воспитание и формировать здоровый образ жизни с целью сохранения здоровья. Поэтому формировать интерес учащихся к своему здоровью и здоровому образу жизни целесообразнее именно здесь.

Введение компонентов ортобиотики не требует много времени, наличия специалистов валеологов, психологов, врачей, особого оборудования. Можно воспользоваться готовыми технологиями ортобиотики (методики определения состояния систем органов, тесты, приемы улучшения общего состояния и отдельных систем организма и др.), апробировать их на учащихся. При этом у каждого ученика появляется возможность изучить состояние своего организма, сравнить показатели своего здоровья с показателями здорового подростка, апробировать эти методики на членах своей семьи, сделать выводы о состоянии своего здоровья, предпринять простые меры для самосбережения здоровья (обратиться к врачу, заняться закаливанием, спортом и др.). Сбор информации о своем организме можно сделать частью урока или домашнего задания; приемы личного ортобиоза нужно включить в материал уроков (снятие усталости, стимуляция работы рефлексогенных зон); кроме того с системами оздоровления следует знакомить учащихся на специально выделенных для этого уроках.

Следует отметить, что компоненты ортобиоза носят теоретико — прикладной характер и неразрывно связаны с запросами жизни. А это значит, что ими можно пользоваться в повседневной жизни. Кроме того, компоненты ортобиотики не только научно обоснованы, но и весьма занимательны, поэтому могут быть использованы в качестве активизирующего средства в познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в 9 классе.

О том, как и на каких уроках раздела «Человек и его здоровье» используются орто-биотические крмпоненты, подробнее рассказывается в нашей следующей статье.

Ярославский педагогический вестник. 2000. № 1 (23)

Литература

1. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. М.: ФИС, 1990.

2. Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.: Наука, 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Шепель В.М. Ортобиотика. Слагаемые оптимизма. М.: Авиценна, ЮНИТИ, 1996.

И.В. Сандина, Т.В. Харунова

Радостная физика (часть 1)

В статье обсуждаются принципы построения и тематическое планирование развивающего курса «Открытие Мира» для учащихся 1- 6 классов. Созданный на основе физики и астрономии, он является пропедевтическим для изучения естественных наук в средней школе. Основная цель курса — формирование основ системного мышления учащихся, их общее развитие: интеллектуальное, эмоциональное и физическое. По структуре, содержанию, формам работы это интегративный курс, воспитывающий гуманитарное мышление (диалог культур). Приводятся программы и поурочное планирование для указанных классов.

Может ли обучение физике быть радостным для ребенка? Может, если ему предложить активную познавательную деятельность по наблюдению и исследованию свойств объектов окружающего Мира в тот период жизни, когда все происходящее вокруг занимает его воображение и он превращается в «Почемучку», если на занятиях он путешествует к планетам и звездам, конструирует, лепит, рисует, если его энергии и деятельности найден конструктивный выход.

С 1994 года в средней школе № 86 (лицее) г. Ярославля проводятся занятия с учащимися по авторской программе развивающего курса «Открытие Мира», созданного на основе физики и астрономии.

Основная цель курса — формирование основ системного мышления учащихся, достижение достаточно высокого уровня их общего развития: интеллектуального, эмоционального и физического.

В течение ряда лет отрабатывались структура и содержание курса, создавалась система развивающего обучения. Ориентиром в

разработке курса служил общий универсальный закон развития, согласно которому прогрессивное развитие идет от состояний относительной глобальности, слитых синкретичных форм к состояниям большей дифференцированное™, расчлененности (от целого к частям) и иерархической интеграции.

Закон развития от общего к частному требует определения исходной основы формируемых знаний. В качестве нее в нашем курсе выбраны представления о физическом мире в целом, так как главной задачей обучения естественным наукам в школе является построение научной картины Мира. На первом этапе знакомства с физическим миром дети воспринимают его достаточно цельно, как Небо и Землю. Изучаемые в первом классе темы так и называются: «Земля — наш общий дом» и «Небо над нашей головой».

Таким образом, с самого начала обучения в сознании ребенка формируются фундаментальные общенаучные основания — небольшое число исходных элементов. На первом этапе это физический мир: тела, тепло, свет (излучения), пространство и время.

Построив с ребенком первую систему понятий и освоив их на этом этапе (практическая работа с телами разной формы, из разных веществ, ориентация по дневному и ночному небу, лепка, объемное изображение тел и их конструирование), возвращаемся к ним снова, углубляя и расширяя первоначальные представления. При более глубоком их исследовании мы вычленяем другие фундаментальные для этого уровня познания темы. Новые ветви знания дают и новое направление мысли ребенка. Но основные «сквозные» темы все время остаются в его поле зрения. Они, как красная нить, пронизывают все содержание курса, организуя его в единое целое.

Постепенно системная дифференциация первичных глобально-качественных восприятий и суждений приводит к формированию целостной картины Мира с отчетливой иерархической структурой. Такой подход выделяет лишь основные логические звенья содержания курса, оставляя учителю большой простор для самостоятельной работы и инициативы. Разделяя «сквозные» темы, можно по-разному компоновать их в зависимости от возможностей и желания учителя, от уровня развития учеников и их интересов.

«Открытие Мира» — курс, воспитывающий гуманистическое мышление, чуждое авторитарности и нетерпимости, поэтому в качестве

Ортобиоз = LifeStyle. Ортобиотика – это наука, изучающая само сбережение человеком своего здоровья и наполнения жизненным оптимизмом.

Основоположник этой науки, Илья Ильич Мечников. Русский ученый, биолог, лауриат Нобелевской премии. Он назвал ортобиоз – наука по уходу за собственной персоной.

«Орто» – это прямой, «биос» — жизнь. Если мы переносим это понятие на бизнес и управление, то дословно получается прямое, открытое управление жизнью компании, или прямое управление, приводящее к жизни компании.
Ортобиоз – это разумный образ мысли и разумный образ жизни, приводящий к проявлению Высших способностей человека, и ведущий к удовлетворению всех типов потребностей.

Основные принципы ортобиоза:

Внимательное, заботливое и бережное отношение к своему организму.

Формирование индивидуального подхода и индивидуальных условий для своего организма. Для этого необходимо себя слушать, слышать и слушаться. Чувствовать и понимать свои потребности и своевременно удовлетворять их.

Постоянная и сознательная направленность внимания на интерес к жизни и интерес к людям. К каким людям и к какому типу жизни, это Вы можете выбрать сами.

Ортобиоз обозначает оптимизм, что в переводе с латинского обозначает «наилучший».

Это здоровье. Здоровье физическое, психическое и нравственное. И все это ведет к социальному здоровью, когда человек успешно реализует и проявляет свой потенциал, все то, на что он способен и к чему предназначен.

Только здоровый организм обладает уникальной и чудесной возможностью удерживать высокое активное и ресурсное состояние.

Как понять что Вы здоровы?

У Вас хороший и позитивный настрой. Даже тогда, когда необходимо решать важные и очень важные вопросы и задачи.

Мысли в голове не скачут как обезьяна с ветки на ветку. Они последовательны, спокойны и разумны. Ортобиоз – это разумный образ жизни, а следовательно, и мысли.

Вам легко. Легко дышать, думать, говорить. Легко жить.

Вам светло. Внутри светло. Нет страха, беспокойства, тревоги, раздражения, гнева и других разрушительных эмоций. Не потому, что вы их не проявляете, давите, а потому, что они не рождаются. Нет причин и источника этих эмоций.

Вы довольны собой. Вам в себе все нравится. И тогда Вам нравится все и в других. Нет претензий. Претензий к себе, к другим, к миру, к Богу.

Любые трудности Вы воспринимаете как задачи. Вы позволяете себе право на ошибку, если вдруг что-то пошло ни так, как Вы планировали.

Международная статистика по здравоохранению свидетельствует о том, что в обеспечении жизни людей приоритет принадлежит образу их повседневной жизни , деятельности и культуре общения С САМИМ СОБОЙ!

По большому счету ортобиоз и определяет нашу жизнеспособность, жизнеустойчивость, энергию и ресурсное состояние человека.

При каких условиях возможно это и такое состояние?

Тогда, когда есть возможность гармонично устранить дисгармонии в разных сферах жизни человека. И прежде всего это касается ментальности, убеждений и способа как образа мысли, так и образа жизни.
Условия, при которых дисгармонии гармонично переходят в гармонию мы рассмотрим в следующих текстах.

А здесь очень важно понять, что только образ мысли и образ жизни формирует стиль, как поведенческий, так и управленческий. А также напрямую прямо пропорционально влияет на количество и качество ресурсов в Вашей жизни. На качество Вашей жизни и удовлетворенности.

Ортобиоз позволяет быть, жить в балансе. Это основное и главное условие формирования и перехода человека в иное состояние, в состояние человеческой, наполненной и красивой во всех смыслах жизни. Это и помогает нам понять как человеку стать Человеком!

Старость воспринимается как непосредственная близость к смерти. Поскольку это завершающий этап жизни, то проблема старости и старения всегда будет иметь свою значимость.

Теория Мечникова: насыщенность жизнью и инстинкт смерти

Начало научному изучению старости положил в XIX веке И. Мечников. Он разработал теорию ортобиоза, в которой проанализировал проблему естественного, физиологического и преждевременного, патологического старения. Ученого интересовали продолжительность жизни и механизмы процесса старения, о которых он написал в своих книгах «Этюды оптимизма» и «Этюды о природе человека». Мечникову часто приписывают утверждение, что старость – это болезнь. На деле он писал о том, что большинство людей умирает от болезней, а не от старости как таковой. Мечников понимает старость как закономерный этап жизни. Степень старости выделяется в зависимости от насыщения жизнью. И если в восемьдесят лет такой момент ещё не наступает, то придёт время и в человеке так или иначе сработает «инстинкт «смерти». Мечников приходит к интересному выводу о смысле и цели жизни в старости. «Люди, особенно жившие долго, не задаются более вопросом, к чему живёт человек на свете. Причина этого заключается в полном развитии чувства жизни, то есть инстинктивном стремлении жить, с которым одновременно связан сильнейших страх смерти», — считает ученый.

Теории первой половины ХХ века

После Мечникова изучение феномена старения долгие десятилетия велось только в медицинском ключе. Но в первой половине ХХ века возникло несколько теорий старения. Во-первых, молекулярные теории старения разрабатывали А. Пиктэ, В. Алпатов, О . Настюкова, К. Пархон и другие учёные. В рамках этой группы теорий старение рассматривается как следствие накопления с возрастом неблагоприятных для метаболизма оптических изомеров белков.

Во-вторых, теории, рассматривающие старение как результат изменения генетического аппарата клеток. В-третьих, теории аутоинтоксикации – разрушения иммунных свойств и борьбы тканей в организме.

Старение и теория стресса

Нельзя обойти вниманием теорию знаменитого Г. Селье – отца стресса. Селье считал, что стресс представляет собой скорость изнашивания человеческого организма в процессе жизнедеятельности и соответствует интенсивной жизни. В представлении Селье идея старения оказалась прочно связана с механизмами адаптации. «Адаптивность, -подчёркивает он , — является наиболее выдающейся характеристикой жизни». Таким образом, стресс является механизмом приспособления к окружающей среде, но до тех пор, пока не начинает изнашивать внутренние ресурсы человека. Небезграничны не только индивидуальные, но и видовые адаптационные возможности. Многие учёные согласны с выводами Г. Селье о том, что резкое увеличение сердечно-сосудистых и раковых заболеваний — результат истощения ресурсов адаптации.

Адаптационно-регуляторная теория старения

К восьмидесятым годам XX века началось изучение глубинных процессов старения. На их основе учёные делали достаточно оптимистические прогнозы замедления темпов старения и увеличения видовой продолжительности жизни человека. Прогнозы делались по существу на конец XX века (плюс еще лет двадцать). Главенствующее положение заняла адаптационно-регуляторная теория старения, разработанная В. Фролькисом и его школой. Согласно этой теории, старение – закономерный этап существования живого организма. То есть, неверно искать период, с которого начинается процесс старения – он заложен еще на уровне зародыша. Любая живая система является саморегулирующейся, благодаря чему она способна адаптироваться к изменяющимся условиям. Регулятором адаптации служит процесс витаукта, охарактеризованный автором как антистарение. Витаукт – то, что определяет устойчивость и продолжительность существования живой системы и помогает сохранить адаптивность. С позиций этой теории продолжительность жизни человека нельзя связывать со скоростью и темпом разрушения организма, его старением, как это делалось раньше. Продолжительность жизни человека, по мнению Фролькиса, более правомерно усматривать в механизмах поддержания надёжности организма, в способности к компенсации возникших нарушений.

Старение — это, прежде всего, биологический процесс. Но человеческая старость не только биологическое состояние угасающего организма. Человек — единственное из всех живое существо, которое осознает свою смертность, так же как и предшествующую смерти старость. Для исследования старости мало достижений геронтологии: необходимо учитывать и социокультурную составляющую, связанную с восприятием старости в культуре.

ЗДОРОВЬЕ — это комплексная, интегральная и качественная характеристика организма и личности человека.

ЗДОРОВЬЕ — это состояние максимальной адаптации (биологической и социальной) человека к окружающей среде.

ЗДОРОВЬЕ — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

ЗДОРОВЬЕ — это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций. (У каждого человека есть свои резервы здоровья. Например, в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 л воздуха в минуту. А легкие спортсмена могут пропустить в 30 раз больше. Это и есть резерв организма.)

В жизни человека имеют место различные ценности: уровень благосостояния, материальное и духовное богатство, но самую высокую ступень на этой лестнице занимает — здоровье.

Правильный образ жизни И. И. Мечников называл ортобиозом

Кратко рассмотрим восемь важнейших условий ортобиоза:

1. Труд, являющийся важнейшим условием физиологического благополучия. Органы-тунеядцы быстро чахнут.

2. Нормальный сон.Дирижером симфонии жизни, старящимся в первую очередь, является мозг. Средством же восстановления его сил, даваемым самой природой, служит в первую очередь состояние сна.

3. Положительные эмоции. Их обеспечивают доброжелательное отношение к другим людям, юмор, оптимизм

4. Рациональное питание. Рациональным оно должно быть по качеству, по количеству и по режиму.

5. Избегать алкоголя и никотина — важное условие ортобиоза. Алкоголь — яд для всех клеток тела. Табачный яд — целый букет вредностей. Никотин — нервно-сосудистый яд.

6. Соблюдение режима, т. е. выполнение определенной деятельности организма в определенное время, приводит к образованию в мозгу условных рефлексов на время.

7. Закаливание организма — важное условие ортобиоза. Под закаливанием понимают процесс приспособления организма к неблагоприятным внешним воздействиям

8. Физические упражнения, достаточный объем двигательной активности;это — важнейший элемент физической культуры и правильного образа жизни.

62.Валеология – понятие

ВАЛЕОЛОГИЯ— это наука, или философско-религиозная концепция о здоровье, здоровом образе жизни, об адекватном реагировании организма на быстро меняющиеся реалии жизни.

Термин «валеология» был предложен для использования в современной образовательной и медицинской практике в начале 80-х гг. двадцатого столетия И. И. Брехманом.

Валеология изучает уровень, потенциал и резервы физического и психического здоровья, а также методики, средства, технологии сохранения и укрепления здоровья.

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни. В отличие от других наук о человеке, здоровье определяется как самостоятельная категория, сущность которой может быть определена количественно и качественно, а также управляема на разных уровнях – физическом, психическом и социальном.

Валеология обучает качествам, необходимым для здоровой и успешной повседневной жизни, а также знакомит с психологическими ловушками личностного роста. В ней содержатся практические знания, необходимые на каждый день: управление временем, выработка необходимых для достижения успеха черт характера, обучение восприятию и пониманию партнёра, а также основные навыки психологии счастья и здоровья. В валеологии кратко излагаются практические советы и знания на каждый день, собранные из множества источников и систематизированные. Валеология включает упражнения и методики оздоровления организма.

63.Экология и здоровье человека.
В настоящее время около 60 млн людей в мире дышат воздухом, содержащим вредные для здоровья человека примеси, а почти половина жителей пьёт воду, не соответствующую гигиеническим требованиям.

Бытовые экологические загрязнители и борьба с ними:

Асбест- способствует развитию онкологических заболеваний.
Ковролин — является накопителем пыли и рассадником микроскопических клещей.

Древесно-стру-жечные плиты — содержат высокотоксичные вещества — фенол, формальдегид, аммиак.

Полипропиленовые ворсовые паласы и ковры — выделяют в воздух помещения испарения ядовитого вещества формальдегида. • Накапливают статическое электричество, которое, разряжаясь на человеке, приводит к расстройствам нервной системы • Являются отличными накопителями пыли и требуют постоянной чистки.

Стены из бетона, шлакоблоков и полимербетона — выделяют изотопы газа радона. Бетонные стены в новых домах активно поглощают влагу из комнатного воздуха, вследствие чего возникают: — першение в горле; — ломкость волос; — шелушение кожи; — заболевания верхних дыхательных путей.

Борьба с бытовыми загрязнителями:

От радона и летучих органических полимеров, выделяющихся из бетонных стен, хорошей зашитой являются: плотные бумажные обои, клеевая краска (желательно в несколько слоев); постоянное проветривание комнат..

Для снижения сухости воздуха применяются: увлажнители — узкие плоские сосуды с водой, помещаемые под батареями; большие аквариумы; накрывание батареи влажными махровыми простынями. •»Синдром больных зданий», кроме проветривания, позволяют эффективно устранить комнатные растения, выделяющие кислород, оказывающие бактерицидное воздействие, поглощающие вредные вещества и увлажняющие воздух.

Влияние на здоровье — умеренная солнечная радиация вызывает отложение пигмента меланина (загар), благоприятно влияющего на здоровье. Неумеренное солнечное облучение, особенно с 11 до 16 ч, обостряет такие хронические заболевания, как туберкулёз, заболевания женских половых органов, вызывает стремительное старение кожи и способствует возникновению онкологических заболеваний, преимущественно рака кожи.

Влияние погоды на здоровье: Человек, находящийся в «третьем состоянии» вольно чутко реагирует на изменение погодных условий. При перемене погоды он может испытывать вялость, сонливость, снижение работоспособности, головные боли и др. В этот период резко увеличивается количество обострений хронических заболеваний. Патологическая зависимость состояния здоровья от погодных условий называется метеопатией.

Признаки метеопатии:

• У людей со сниженным иммунитетом возникают простудные заболевания.
• У хронических больных — заболевания обостряются, увеличивается количество инсультов, инфарктов, приступов стенокардии, обостряется ишемическая болезнь сердца.
• У гипертоников появляются боли в области сердца, одышка, тошнота, повышение давления, вплоть до гипертонического криза.
• У больных с бронхолёгочными заболеваниями усиливаются кашель, одышка, синюшность кожи.
• Не переутомляться, всегда находить время для отдыха.
Профилактика метеопатии:• Сон не менее 7—8 ч в сутки. Появляющуюся бессонницу устранять доступными и эффективными способами.• Не менее 1 ч в день бывать на свежем воздухе. Этот час необходимо посвятить ходьбе, любой физической работе или оздоровительной тренировке.
• Как можно чаще проветривать помещения для работы, досуга и сна. В крупном городе или при загрязнённом воздухе для образования отрицательно заряженных ионов в помещении рекомендуется использовать люстру Чижевского.
• Ежедневный душ. Желателен контрастный душ со сменой температур от 7 до 11 раз. Люди, регулярно посещающие баню (1—2 раза в неделю), как правило, не чувствуют изменений погоды. Их сосуды начинают адекватно реагировать на различные температурные раздражители.