Органы социальной защиты населения

В НОМЕРЕ

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА, ПЕНСИИ И КОМПЕНСАЦИИ

Минимальный размер оплаты труда увеличен почти в два раза

Минимальный размер оплаты труда повысился с 2300 рублей до 4330 рублей в месяц. Таким образом, минимальный размер оплаты труда должен сравняться с прожиточным минимумом трудоспособного населения (по данным за IV квартал 2007 года).

Повышение минимального размера оплаты труда в 1,88 раза коснется в первую очередь низкооплачиваемых групп работников. Оно должно привести к сокращению «теневых выплат» и росту зарплат в стране.

См. Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: изменение МРОТ 2008

Доплаты для милиционеров

Отдельным сотрудникам органов внутренних дел предусмотрены ежемесячные стимулирующие дополнительные выплаты, а для руководителей органов (подразделений) внутренних дел — дополнительная единовременная выплата за высокие показатели в оперативно-служебной деятельности по итогам календарного года.

Устанавливаются размеры выплат в процентах от фиксированной суммы на 2009 год. Фиксированная сумма составляет 40 тыс. рублей. Определен порядок осуществления выплат. 100-процентную фиксированную сумму единовременно получат: заместитель (первый заместитель) начальника управления внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), на особо важных и режимных объектах; ежемесячно — начальники главного управления МВД России по федеральному округу, главного управления, управлений внутренних дел по субъекту РФ, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; министр внутренних дел по субъекту РФ.

Меньше всех (20% от фиксированной суммы) ежемесячно будут получать: заместители начальников подразделений по муниципальным образованиям; отдела внутренних дел в ЗАТО, на особо важных и режимных объектах со штатной численностью менее 150 единиц; заместитель начальника линейного управления (отдела) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте со штатной численностью менее 50 единиц.

Начальники органов внутренних дел могут ежегодно устанавливать для своих сотрудников дополнительные выплаты в размерах не более 100% от установленного по соответствующей штатной должности заместителя начальника органа (подразделения) внутренних дел.

См. Приказ МВД России от 20 октября 2008 г. N 885 «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников органов внутренних дел».
Зарегистрировано в Минюсте России 20 ноября 2008 года. Регистраци- онный N 12700.

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: дополнительное стимулирование МВД

Супруги дипломатов имеют право на полноценный пенсионный стаж

Дополнен перечень периодов, включаемых в страховой стаж наравне с периодами работы с целью формирования пенсионных прав граждан и определения права на трудовую пенсию, за которые государством производится возмещение из средств федерального бюджета расходов ПФР по выплате страховой части пенсии. К ним относятся следующие периоды: проживание супругов военнослужащихконтрактников, проходящих военную службу в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства; проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные представительства.

Ранее за указанные периоды, а также учитываемый с 1 января 2002 года период ухода трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, страховые взносы в ПФР не поступали. В такие периоды граждане не являлись застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования лицами. Для формирования у них расчетного пенсионного капитала, влияющего на размер страховой части трудовой пенсии, предусматривается возмещение расходов ПФР по выплате страховой части трудовой пенсии за счет средств федерального бюджета.

См. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий».

Выросло пособие на погребение

Размер пособия на погребение, выплачиваемого родственникам или законным представителям умершего, увеличился до 4 тыс. рублей (ранее он составлял 1 тыс. рублей). Стоимость этих услуг возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в аналогичном размере.

Увеличение размера пособия (суммы возмещения) обусловлено дороговизной услуг по погребению. Размер пособия (сумма возмещения) будет индексироваться с учетом уровня инфляции.

См. Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 238-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Уточнены периоды ведения боевых действий с участием граждан РФ в Анголе, Мозамбике и Эфиопии

В целях предоставления мер социальной поддержки всем гражданам РФ — ветеранам боевых действий в Анголе, Мозамбике и Эфиопии уточнены периоды ведения боевых действий с участием граждан РФ в указанных государствах.

В соответствии с имеющимися архивными данными устанавливаются следующие периоды ведения боевых действий с участием граждан РФ: в Анголе — с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года (ранее — по ноябрь 1979 года); в Мозамбике — 1967-1969 годы, с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года, с марта 1984 года по август 1988 года (ранее — по апрель 1987 года); в Эфиопии — с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года, с мая 2000 года по декабрь 2000 года (ранее — по ноябрь 1979 года).

См. Федеральный закон от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах».

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: изменения в закон о ветеранах 2008

Разведчикам внутренних войск МВД будут платить за особые условия службы

Помимо выплат, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», Президентом РФ, Правительством РФ, а в пределах выделенных ассигнований министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.

Так, министру внутренних дел РФ предоставлено право устанавливать военнослужащим-контрактникам внутренних войск МВД России, проходящим военную службу в органах управления разведкой, разведывательных воинских частях (подразделениях), воинских частях (подразделениях) специального назначения, учебных разведывательных воинских частях (подразделениях) и учебных воинских частях (подразделениях) специального назначения, дополнительную ежемесячную надбавку за особые условия военной службы. Размер указанной надбавки не может быть более 50% оклада по воинской должности.

См. Указ Президента РФ от 10 июля 2008 г. N 1054 «О дополнительных мерах по обеспечению социальных гарантий отдельных категорий военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации».

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: дополнительные социальные гарантии МВД

Из дальнего похода — в санаторий!

Согласно вносимым изменениям, военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, направляются на медико-психологическую реабилитацию продолжительностью до 30 суток. Тем самым планируется усилить социальную защищенность военнослужащих, участвовавших в дальних полетах, походах, мероприятиях по борьбе с терроризмом, выполнявших учебно-боевые задачи.

Указанная реабилитация проводится бесплатно за счет средств федерального бюджета при наличии показаний. На период медико-психологической реабилитации военнослужащим предоставляются реабилитационные отпуска.

Перечни показаний к медико-психологической реабилитации и категорий военнослужащих, подлежащих реабилитации, а также порядок ее проведения будут определены федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Также установлено, что в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются дополнительные сутки отдыха, предоставляемые военнослужащим, участвовавшим в боевом дежурстве, учениях, походах кораблей и других подобных мероприятиях.

См. Федеральный закон от 8 ноября 2008 г. N 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-психологической реабилитации военнослужащих».

СОВЕТ: Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: реабилитация военнослужащих

Главная / Стратегия развития Красноярского края / Проект Стратегии развития Красноярского края до 2030 года / Социальная защита населения

Система социальной защиты населения является элементом улучшения качества жизни отдельных категорий граждан (пожилых, инвалидов и маломобильных групп населения, семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей и др.). Она направлена на повышение качества жизни и уровня материального благосостояния этих категорий населения путем адресного предоставления социальной помощи и поддержки, обеспечения доступности социальных услуг.

В предстоящие годы развитие системы социальной защиты в отношении тех, кому по объективным причинам требуется забота общества, будет строиться на принципах социальной справедливости и адресности. При этом адресность будет пониматься не как категория населения по возрастному или иному признаку, а будет учитывать реальную нуждаемость.

Следуя этим принципам, деятельность отрасли будет направлена на расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта, когда к получателям социальной помощи будут предъявляться встречные требования, в том числе направленные на перевод на самообеспечение малообеспеченных трудоспособных граждан и их семей (путем получения профессиональных навыков, переобучения, активного поиска работы через службу занятости, участия в общественных работах, участия в программах реабилитации для лиц, имеющих проблемы со здоровьем, страдающих от алкогольной зависимости, и др.).

Сокращение числа нуждающихся в социальной поддержке в результате роста доходов, обеспечиваемых собственной трудовой деятельностью, будет обеспечено за счет усиления взаимодействия отрасли социальной защиты с образовательными организациями и службой занятости, осуществляющими профессиональную подготовку (переподготовку) и трудоустройство, в том числе лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, подростков.

Усиление взаимодействия с организациями здравоохранения и учреждениями физической культуры будет направлено на медицинскую и физкультурно-спортивную реабилитацию нуждающихся в этом граждан и также позволит сократить число граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства.

Обеспечить необходимый объем социальных услуг населению, их высокое качество и оперативность предоставления позволит развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан, повышение их кадрового потенциала, внедрение новых технологий оказания услуг.

Дополнительно задействовать имеющийся материальный и кадровый ресурс частных структур и более гибко реагировать на запросы жителей позволит передача на конкурсной основе в рамках государственного заказа части государственных полномочий по предоставлению социальных услуг частным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям (уход за пожилыми людьми, больными и инвалидами, реабилитация и пр.).

Помимо привлечения негосударственных организаций к выполнению государственных полномочий по предоставлению социальных услуг в системе социальной защиты будет активно задействована частная инициатива, благотворительная и волонтерская деятельность.

Наряду с выполнением непосредственных отраслевых задач, учреждения социальной защиты во взаимодействии с системой здравоохранения примут на себя частичное выполнение функций по уходу и присмотру за пациентами на стадии долечивания, что позволит снизить затраты на дорогостоящие места в лечебных учреждениях.

Для достижения такого уровня социальной защиты необходим значительный объем нормативных, организационных преобразований в данной сфере, как на федеральном, так и на краевом уровне.

Потребность в развитии системы социальной защиты в крае обусловлена значительной численностью населения старше трудоспособного возраста (более 22% населения края), а также значительной численностью нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании лиц (более 44% от числа жителей края получают различные виды социальной помощи).

Сегодня в крае функционирует 159 учреждения социального обслуживания населения (77 краевых и 82 муниципальных). Из общего количества учреждений 49 учреждений осуществляют свою деятельность в интересах семей с детьми и 110 учреждений предоставляют социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам, и другим категориям граждан. Помощь в реализации законных прав и интересов лиц, освобожденных из мест лишения свободы, оказывается на базе 4-х центров социальной реабилитации. Ежегодно услугами социального обслуживания на дому пользуются порядка 26 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, в стационарных условиях проживают более 8 тыс. человек.

Несмотря на положительные итоги развития отрасли на протяжении последних лет, в ее деятельности сохраняется ряд проблем, основными из которых являются неудовлетворительное состояние материально-технической базы действующих стационарных учреждений и высокий спрос населения на социальные услуги в стационарных учреждениях психоневрологического профиля, превышающий возможности имеющихся учреждений. Уровень обеспеченности жилыми помещениями в расчете на одного человека составляет 84,8% от требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В результате проводимой на протяжении семи последних лет системной работы по строительству новых корпусов, перепрофилированию действующей сети стационарных учреждений и укомплектованию имеющихся площадей, очередность в психоневрологические интернаты сократилась более чем в три раза, и на сегодняшний день составляет около 300 человек. Полностью решить данную проблему планируется к 2018 году за счет приема под размещение стационарных учреждений социального обслуживания высвобождающихся зданий различных форм собственности и развития государственно-частного партнерства.

Целью развития отрасли социальной защиты населения Красноярского края является повышение эффективности, адресности социальной помощи, качества и доступности предоставления социальных услуг.

Приоритетными направлениями реализации цели социальной защиты населения края в период до 2030 года будут являться:

1. Повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам за счет усиления адресного подхода и внедрения новых технологий:

1.1. Совершенствование системы социальной поддержки граждан с учетом изменения норм федерального законодательства и применения критерия адресности и принципа нуждаемости: последовательный и системный переход на применение принципа нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки; расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта; упорядочение требований к присвоению на территории края отдельных льготных статусов, уточнение состава инициативных мер социальной поддержки и условий их предоставления;

1.2. Своевременное и качественное выполнение государственных полномочий по социальной поддержке граждан: обеспечение нуждающимся гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гарантированных государством и краем социальных обязательств;

1.3. Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни: повышение уровня доступности объектов и качества услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения за счет оснащения социально значимых объектов внешними пандусами, входными группами, подъемными устройствами и автономными лифтами, системами с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной пространственно-рельефной информацией и другим оборудованием, обустройства зон оказания услуг и прилегающих территорий; повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов; информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов; развитие социального партнерства с общественными организациями, создание института социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, развитие программ по предупреждению социального сиротства и поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей группы риска; повышение квалификации и методическое обеспечение специалистов учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам.

2. Повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей: повышение качества услуг по социальному обслуживанию; развитие форм и методов социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов; развитие стационарозамещающих технологий, укрепление материально-технической базы учреждений системы социального обслуживания населения; развитие сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг, расширение ими спектра оказываемых услуг и охвата граждан; привлечение волонтеров к решению вопросов социального характера.

3. Развитие активного диалога с гражданским сообществом: проведения независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания; укрепление взаимодействия со средствами массовой информации с целью разъяснения гражданам их прав и социальных гарантий, формирования имиджа отрасли; наличие актуализированной информации на сайтах органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания в сети Интернет; укрепление социального партнерства с некоммерческими организациями, в том числе с общественными организациями ветеранов, инвалидов.

В результате реализации приоритетных направлений совершенствования системы социальной защиты населения края в период до 2030 года удельный вес инициативных мер социальной поддержки, предоставляемых жителям края с учетом доходов, в общем числе мер социальной поддержки увеличится до 40% (против 22% в 2014 году).

Будет обеспечен ежегодный рост охвата социальным сопровождением семей, имеющих детей-инвалидов. К 2030 году все такие семьи будут обеспечены социальным сопровождением (в 2014 году – 50%).

Социальные услуги будут предоставляться всем гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании и обратившимся в учреждения.

Увеличится доля участия негосударственных организаций в сфере оказания услуг по социальному обслуживанию граждан. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества таких учреждений, ежегодно будет увеличиваться и к 2030 году составит не менее 20% (в 2014 году – 8%).

Достижение ожидаемых результатов реализации стратегии позволит повысить устойчивость системы социальной защиты населения в части оправдания социальных ожиданий на доступное получение качественных государственных и социальных услуг и в конечном итоге повысит удовлетворенность населения качеством жизни.

УДК – 336.5 : 364 (574)

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Оразгалиева Арайлым Канатовна

Доктор PhD, академик МАИН

Казахская финансово-экономическая академия

Социальная защита населения как социальный институт – это совокупность правовых норм, призванных решать определенные государственные социальные и экономические проблемы. Социальной защитой населения в любом современном государстве является комплексная система социально-экономических отношений, которые предназначаются для оказания всякой помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным группам населения, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи .

Социальная защита, население, социальная сфера, финансовые ресурсы, социальные пособия, социальное обеспечение

Право граждан Республики Казахстан на социальную защиту закреплено в Конституции РК, которая провозгласила, что Республика Казахстан является соци­альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конкретизация этого положения содержится в Конституции, в соответствии с которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспи­тания детей и иных случаях, установленных законом Республики Казахстан .

Социальная защита населения в широком смысле этого поня­тия — это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и направленных на обеспечение нетру­доспособных граждан РК трудовыми пенсия­ми по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение, оказание адресной помо­щи малоимущим слоям населения, помощи гражданам, попав­шим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и пересе­ленцам, на санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов, обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими изделиями, профессио­нальное обучение и переобучение инвалидов, их трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров соци­ального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные приюты для детей .

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государ­ственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвали­дов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, разви­тие системы социальных служб, реализацию государственной по­литики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Конкретно-исторический анализ хода экономических реформ и их социальных последствий в Казахстане позволяет нам сделать принципиальной важности вывод о необходимости органического сочетания политики финансовой стабилизации с активной адапта­цией к новым условиям всей социальной сферы, в особенности системы социальной защиты.

Поэтому для нас важно при выработке перспектив и приорите­тов в социальной политике государства и актуального как никогда направления — социальной защиты избежать потенциально возможных ошибок и просчетов.

Необходимо, прежде всего, создать прочную «социальную сет­ку безопасности», которая могла бы смягчить болезненные социальные последствия проводимых структурных преобразований. Достаточно ощутимые пособия по безработице (и, конечно, не на нищенском уровне нынешней ми­нимальной зарплаты), действенная государственная служба заня­тости, разветвленные общественные работы, эффективная система переподготовки высвобождаемой рабочей силы, перемещение ее к новым местам работы, строительство для нее в новых местах соци­альной инфраструктуры — ведь все это прерогатива государства, будь то на центральном, региональном, или местном его уровнях. По моему мнению, именно вложения в социальную сферу, в здравоохранение, культуру, науку, образование и в долгосрочные экономические программы должны вывести страну из кризисного состояния, соз­дать потенциал для прорыва в цивилизацию XXI в.

Схема перераспределения социальных полномочий и финансо­вых ресурсов, в чем нуждается Казахстан, должна исходить из кон­цепции, суть которой заключается в преобладающей роли государ­ства в социальном процессе, прочно увязанном с системой соци­альной защиты, и упрочении взаимосвязей РК и ее субъек­тов. Государственное участие по-прежнему остается главным, ос­новополагающим в разработке и осуществлении национальной со­циальной политики.

Для того чтобы совершенствовать систему социальной защиты с учетом быстро меняющейся социально-экономической ситуации в стране, необходимо определить приоритеты социальной политики государства на современном этапе и пути ее реализации на государственном уровне. Действующая ситуация с неплатежами связана с серь­езными недостатками действующих систем социального страхова­ния, пенсионного и социального обеспечения, оплаты труда, кото­рые приводят к нерациональному использованию средств, выде­ляемых на социальную поддержку граждан страны. Прежде всего, это от­сутствие личной заинтересованности конкретного человека в защи­те от социальных и профессиональных рисков, необоснованность предоставления некоторых социальных льгот и пособий, безадресность отдельных видов социальной помощи, отсутствие увязки за­работной платы с результатами работы, квалификацией и профес­сионализмом конкретного работника.

К числу основных задач, решаемых в сфере социальной полити­ки и ее важного направления — социальной защиты населения следует отнести:

— реформу жилищного сектора;

— пересмотр принципов функционирования страховых институ­тов вообще и пенсионной системы, в частности;

— повышение эффективности расходования бюджетных средств в социальной сфере на основе реформирования соответствующих ее секторов в направлении развития управляемой конкуренции ме­жду организациями, предоставляющими социальные услуги насе­лению, и расширения прав потребителей услуг в принятии финан­совых решений;

— упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышением обоснованности их предоставления;

— четкое разграничение полномочий и ответственности в реше­нии социальных вопросов на уровне Республики и ее субъектов, а также на местном уровне.

Реформы в социальной сфере будут основываться на несколь­ких общих принципах и проводиться по следующим основным направлениям:

— сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг и постепенная замена этих субсидий на адресные выплаты нуждающимся категориям населения;

— перевод социальных пособий в адресную форму, для того чтобы они направлялись преимущественно семьям с доходами ниже уровня бедности;

— перевод системы социальной защиты семей, не относящихся к категориям бедных, на страховую основу с сохранением принци­пов обязательности и солидарности;

— предоставление любых видов социальной помощи с учетом совокупного материального положения семьи, а не только отдель­ных ее членов.

Реализация перечисленных принципов позволит добиться одно­временного усиления социальной поддержки малоимущих, повы­шения эффективности социальной защиты и качества социальных услуг, предоставляемых семьям, не относящимся к числу бедных, а также приведения социальных расходов в соответствие с реальны­ми финансовыми возможностями государства.

Большие изменения предполагается внести в систему социаль­ных пособий и льгот, пенсионное обеспечение и социальное стра­хование. Реализация основных направлений и приоритетов уже началась.

Следует заметить, что реформа жилищно-коммунальной сферы вызывает наибольшее недовольство у населения. Несмотря на зна­чительное повышение цен, качество представляемых услуг по-прежнему оставляет желать лучшего. Механизм адресных компен­саций малоимущим достаточно громоздкий, и сам требует средств. Серьезные возражения вызывает предложение о разделении ныне единой пенсии на две части: социальную, гарантированную госу­дарством, и трудовую за страховой стаж работы. Тем самым может снизится общая гарантированность пенсий со стороны государства, ибо для большинства действующих пенсионеров в обозримом пе­риоде единственный работодатель — именно государство.

Социальная защита населения предусматри­вает :

— наделение родовыми угодьями;

— дополнительные выплаты многодетным и малообеспеченным семьям, одиноким пенсионерам, инвалидам с детства, тяжело боль­ным людям;

— дополнительные выплаты студентам высших и средних спе­циальных заведений;

— оказание материальной помощи лицам коренной националь­ности — выпускникам вузов и колледжей;

— кредиты для приобретения продовольствия и промышленных товаров;

— финансирование материально-технической базы традицион­ных для отраслей и промыслов;

— строительство жилья в селах и обустройство родовых угодий; -льготный прием в учебные заведения различного профиля.

Большинство принятых программ выполняются медленно, сроки выполнения срываются, социально-экономическая напряженность растет. Одна из причин такого положения за­ключается в том, что в принятых решениях отсутствуют четкий механизм их реализации. Это приводит к негативным результатам. Финансирование социальных целевых программ, направленных на социально-экономическое развитие регионов, осуще­ствляется в намного меньших объемах, чем это предусмотрено республиканским бюджетом.

Невыполнение целевых программ поддержки и развития регио­нов естественно не может положительно сказать­ся на уровне и качестве социальной защиты населения этих терри­торий. И дело не только в том, что не обеспечивается выполнение социальных разделов программ, а в том, что не выполняются зада­ния по созданию новых рабочих мест, повышению эффективности производства и на этой основе и росту зарплаты, рентабельности и т.д., словом нет развития той базы, на которой строится социальная защита.

По моему мнению, в перспективе для развития системы соци­альной защиты следует обратить большее внимание и на кадровое обеспечение. Эффективную социальную защиту на всех уровнях управления невозможно обеспечить без достаточного количества высококвалифицированных специалистов в различных областях социальной защиты, специалистов по социальной реабилитации населения, по демографии, социологии, психологии, юриспруден­ции, экономике, планированию и социальному обслуживанию, со­циальных педагогов и т.д. Чрезвычайно важной задачей становится координация подготовки, переподготовки и повышения квалифи­кации соответствующих специалистов по социальной работе. Во многих вузах Казахстана создаются специализированные отделения, кафедры и факультеты .

За последнее время в учебных заведениях РК прошли обучение или переобучение несколько тысяч специалистов.

Большую роль для формирования и развития новой системы со­циальной защиты играет научное обеспечение. Необходимо отойти от констатирующих исследований к разработке методологии за­вершенных социальных технологий, комплексному решению соци­альных проблем населения. Принципиальное значение в этой связи имеет формирование новых методологических основ социальной защиты населения, которые заключаются в отказе от чисто патер­налистских подходов, в адаптации населения к изменяющимся со­циально-экономическим условиям, в переходе к поддержке и укре­плению, восстановлению и развитию внутреннего потенциала семьи.

К основным направлениям совершенствования исследуемой системы можно отнести и ее информационное обеспечение. Здесь речь идет о повышении эффективности методик и методологии получения социальной статистики, комплексном подходе к ото­бражению и анализу социальной сферы. Должна быть поставлена и реализована задача получения не средних показателей, характери­зующих отдельные стороны жизнедеятельности людей, изолиро­ванные факты и явления, а отражение целостной картины социаль­ных явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Необходимо разработать и внедрить единую комплексную сис­тему мониторинга социально-экономического положения населе­ния и развития социальных процессов на республиканском и регио­нальном уровнях, включающих: мониторинг эффективности при­нимаемых управленческих решений, в том числе в области уровня жизни и социальной защиты населения, важнейшие социальные индикаторы в области условий жизни и трудовой деятельности, занятости, доходов и расходов населения, потребления и потреби­тельского рынка, социальной защиты и социального развития насе­ления, жилья, миграции, экологии, образования, культуры, меди­цинского обслуживания и т.д.

Перспективы развития системы социальной защиты РК целиком и полностью зависят от того, какое внимание будет уделяться государственными органами Республики, чего требуют интересы страны .

С учетом складываю­щейся социально-экономической ситуации основными приоритет­ными направлениями деятельности целостной системы социальной защиты населения на ближайший период будут:

— недопущение дальнейшего падения уровня и качества жизни социально уязвимых групп населения (включая меры гарантиро­ванного социального обеспечения и обслуживания), поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части насе­ления и нетрудоспособных граждан;

— развитие системы социального обслуживания населения, ее законодательное и финансовое укрепление;

— разработка и обеспечение минимальных стандартов в области пенсий, социальных пособий, социального обеспечения;

— проведение реформирования пенсионной системы;

— осуществление приоритетных целевых социаль­ных программ как главного средства обеспечения социальных га­рантий инвалидам и детям, а также другим категориям населения, сбалансированных по финансовым и иным ресурсам на республиканском и местном уровнях;

— развитие сферы платных услуг при сохранении их минималь­ного гарантированного уровня, предоставляемого бесплатно;

— усиление адресности социальной поддержки, в первую оче­редь слабозащищенных групп населения с целью ограничения, а в последующем и резкого сокращения масштабов бедности;

— совершенствование принципов государственной социальной поддержки различных категорий и групп населения применительно к отдельным регионам на основе мониторинга социальных процес­сов;

— принятие всех законодательных и управленческих решений после обязательной экспертизы их возможного влияния на соци­ально-экономическое положение населения РК;

— создание благоприятных условий для развития благотвори­тельности и других форм общественной взаимопомощи.

В конечном счете все меры по социальной защите населения должны быть сбалансированы по интересам различных социальных групп населения и политических сил, ресурсам и финансовым средствам, увязаны по срокам, ориентированы на одну цель — по­вышение благосостояния населения государства.

В исторической перспективе система социальной защиты насе­ления должна претерпеть определенные институциональные изме­нения с целью добиться соответствия настоящим и будущим по­требностям населения с учетом интересов каждой социально-демографической группы, выступающей потребителем социальной помощи и услуг.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Концепция Правительства от 27.06.2001 №886 «Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан»

2. Хамзин А.Ш., Хамзина Ж.А., Хамзина Л.А. Право социального обеспечения РК: Учебник. — Алматы, 2006.

3. Тишин Е.В. Социальная защита населения при переходе к рынку. СПб., 1993.

4. Абдикаликова Г. Совершенстование системы социальной защиты населения// Труд в Казахстане, 4/2004.

5. Сансызбаева Г.Н. Система социальной защиты населения и ее проблемы. Учебное пособие. Алматы: Экономика, 1998.

Предоставление ряда мер социальной поддержки в сфере занятости населения, введенных в период пандемии, прекращается с 1 октября. Так, завершаются выплаты увеличенных пособий по безработице на 3 тысячи рублей на каждого несовершеннолетнего ребенка безработному родителю; пособий по безработице в максимальном размере индивидуальным предпринимателям, прекратившим деятельность после 1 марта 2020 года; продление срока выплаты пособий по безработице гражданам, утратившим такое право после 1 марта 2020 года.

Минтруд информирует, что с 1 октября 2020 года при обращении в органы занятости населения гражданам, неработающим более года, индивидуальным предпринимателям, прекратившим деятельность, гражданам, имеющим стаж на последнем месте работы менее 26 рабочих недель, пособие по безработице может быть назначено в минимальном размере — 1500 рублей с учетом районного коэффициента. Оно назначается сроком на три месяца.

Гражданам, уволенным не за виновные действия и отработавшим в текущем году более 26 рабочих недель, пособие по безработице может быть назначено пропорционально среднему заработку сроком на 6 месяцев. В первые три месяца размер пособия составит 75% от среднего заработка на предыдущем месте работы, следующие три месяца — 60%, но не выше максимального размера пособия по безработице (12 130 рублей) и не ниже минимального (1500 рублей), увеличенных на районный коэффициент.

Гражданам, не нашедшим работу после снятия с учета, пособие по безработице может быть назначено по истечении года со дня предыдущей регистрации в качестве безработного.

Также региональный минтруд информирует, что на рынке труда Иркутской области представлено 58,6 тысячи вакансий. Заработная плата, предложенная работодателями, варьируется от минимального размера до 100-150 тысяч рублей в месяц.

Высокий спрос на рабочие специальности: газосварщик, маляр, машинист бульдозера, облицовщик-плиточник, водитель, рамщик, слесарь, рабочий строительных профессий (арматурщик, каменщик, бетонщик), продавец, а также на неквалифицированный труд: уборщик, подсобный рабочий. Предлагается большой спектр вакансий инженеров, бухгалтеров, воспитателей, врачей, медицинских сестер, менеджеров и других специалистов.

С информацией о вакансиях можно ознакомиться на портале «Работа в России» и на сайте минтруда Иркутской области. Консультации специалистами центра занятости населения по вакансиям и направлениям для трудоустройства проводятся по месту жительства.

Критерии социальной защиты

В условиях рыночных отношений, чтобы социальная защита населения была реализована, важно разработать её концепцию.

Организовать социальную поддержку населения при отсутствии системы взглядов на понимание данного процесса, в принципе невозможно. Как показывает практика, лучшая форма материализации замысла – это разработка соответствующих программ.

Если говорить о предыдущих годах, то многие специалисты в области социальной защиты населения считают, что в стране не было подобных замыслов или концепций. Но, здесь идет подмена понятий.

Концепция была частью социальной политики, а не самостоятельной идеей. В то время существовало безоговорочное убеждение в том, что социальная политика государства и общенародная собственность каждому гражданину гарантируют защиту.

Подобная убежденность затрудняла восприятие осуществляемых мер по социальной защите в рамках концепции, к тому же она не была сформулирована.

Рассмотрим критерии социальной защиты населения, потому что их трактовка неодинакова в России и за рубежом.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Критерии и инструменты социальной защиты 400 руб.
  • Реферат Критерии и инструменты социальной защиты 260 руб.
  • Контрольная работа Критерии и инструменты социальной защиты 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Выбор критериев предоставления социальной защиты по различным регионам может иметь свои, неадекватные подходы. Критерии существуют для того, чтобы иметь возможность определять объект социальной защиты.

Для определения объекта могут использоваться признаки, которые его характеризуют. Критерии, на основе которых осуществляется социальная защита, должны иметь такое количество признаков, каково население страны, потому что все граждане государства являются объектом социальной защиты, но их возраст, социальное положение, доходы и другие характеристики различны.

Можно выделить общий критерий социальной защиты населения – это защищенность трудоспособных и социально уязвимых слоев населения.

Они должны иметь гарантированный прожиточный минимум. Этот критерий может содержать систему показателей, но в основе должен быть показатель уровня социальной защищенности.

Вывод населения из числа бедных, находящихся в критической ситуации, через оказание конкретных видов временной помощи есть критерий социальной поддержки.

По мнению ряда специалистов, статус нуждающихся в социальной поддержке, можно определять по некоторым признакам:

  • признак малообеспеченности налицо, когда совокупный среднедушевой доход семьи ниже регионального прожиточного минимума;
  • признак остронуждаемости проявляется в неконкурентоспособности на рынке труда, потере места работы, экстремальности ситуации (бомжи, беженцы, пострадавшие от аварий и стихийных бедствий), состояние здоровья и др.

Замечание 1

Все виды и формы помощи определяются на районном уровне управления. Безусловно, что такая работа от местных органов власти требует больших усилий. Выполнить её только одни работники аппарата или только сотрудники служб социального обеспечения вряд ли смогут. Для проверки нуждаемости важно привлекать и депутатов местных Советов, и представителей общественных организаций, и активистов органов местного самоуправления.

Программы социальной защиты населения и их разработка

Реализация государственной социальной политики происходит через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Основная часть этих программ направлена на ликвидацию социальных проблем в экстренном порядке, но не на решение этих проблем.

Социальные проблемы, как любые другие, имеют свои причины и свои следствия. Попытки государства улучшить жизнь населения страны являются всего лишь смягчением следствий, а не решением проблемы.

В рыночных отношениях социальная защищенность населения должна быть разграничена по уровню дохода, по степени нетрудоспособности, а иногда и по принципу занятости в общественном производстве, а некоторые слои населения вообще нуждаются в специальных социальных программах.

Социальные программы финансируются как за счет государственных средств, так и за счет средств местных бюджетов, средств организаций, предприятий, за счет населения.

Замечание 2

Социальная политика России относится к слабому звену государственного управления в течение уже многих лет. Это вызывает недовольство всех слоев населения.

Очень большое значение для стратегического планирования имеет четкое представление таких понятий, как «социальная программа» и «социальная проблема».

Под социальной программой понимается план деятельности и содержание, где изложены основные цели и задачи решения социальных проблем. Изложен характер мероприятий, уточняются сроки их исполнения и определены участники процесса с их функциями.

В процессе деятельности и в ходе развития общества возникают те или иные противоречия, требующие своего решения средствами социального управления – это уже будет социальная проблема.

Существующие виды социальных программ в российской практике:

  • программа доходов и цен;
  • программа занятости и социально-трудовых отношений;
  • программа охраны здоровья и развитии здравоохранения;
  • программа социальной защиты населения и отдельных групп (инвалидов, военнослужащих и др.);
  • программа по развитию образования;
  • программа семьи, материнства, детства;
  • программа «дети России» и др.

Как правило, долгосрочные социальные программы формируются на 10 лет и более. Целевые программы предусматривают взаимодействие всех участников-исполнителей намеченных мероприятий. Они должны быть скоординированы по целям, срокам, содержанию и направлены на решение социальных проблем на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.

Чтобы создать социальную программу надо провести поэтапные разработки:

  • определение проблемной ситуации;
  • разработка концепции планируемой программы;
  • поиск водимых данных;
  • формирование самой программы;
  • прогнозирование результатов;
  • разработка стандартов показателей эффективности;
  • разработка управления реализацией программы.

Замечание 3

Свои моменты должна предусматривать концептуальная разработка программы: концепция решения проблемы разрабатывается в данном временном периоде, обязательно определяются цели и подцели программы, формируется план мероприятий, разрабатываются модели организационной инфраструктуры, определяются источники информации, виды и формы входных и выходных данных.

Механизм реализации программ социальной защиты

Реализация программ социальной поддержки происходит с помощью многоуровневого механизма. Он дает возможность ресурсные базы разных уровней управления объединить.

Таким образом, этот механизм включает в себя систему социального обеспечения, службы переподготовки и профессионального обучения, предоставление финансовой помощи.

Исходя из того, что субъектов и объектов социальной помощи много и требуется дифференцированный подход, то этот механизм нуждается в обработке. Если этого не произойдет, то рациональное использование выделенных средств для социальной поддержки, может быть исключено.

Для начала определяется порядок выдачи посемейных пособий по принципу малообеспеченности. Выдача этих пособий финансируется из областного бюджета.

Данная форма социальной поддержки не исключает и традиционных форм помощи по остронуждаемости. Основная задача всех заинтересованных ведомств состоит в оказании социальной поддержки малообеспеченным семьям независимо от причин бедности.

Для оказания помощи устанавливается состав и численность таких семей, делается расчет ресурсного обеспечения мер поддержки и утверждается объем финансирования.

Выделяемые из областного бюджета средства в первую очередь направляются в одноименные фонды для финансирования посемейных пособий и развития инфраструктуры социальной помощи.

На районном и городском уровне осуществляется практическая работа по оказанию социальной поддержки и изыскивается дополнительная возможность помощи тем, кто в ней остро нуждается.

В зависимости от численности малообеспеченных семей районам города и области выделяются дотации этим семьям. Средства из областного бюджета идут городским фондам социальной поддержки при отделах социальной защиты.

Исходя из прожиточного минимума, эти средства идут на обеспечение питанием малообеспеченных семей. Средства означенного порядка на местном уровне аккумулируются районным фондом социальной поддержки и распределяются отделами социальной защиты, труда и занятости. Эти отделы принимают решение о праве, форме и очередности получения адресной помощи в ней нуждающихся.