Общественный контроль за охраной

Главная » Охрана труда

Программа действий Профсоюза по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2015–2020 годах

ОХРАНА ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ

Извлечение из программы

Х Съезд профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации считает, что главным критерием эффективной деятельности Профсоюза, его выборных органов и организаций является реальное обеспечение каждого члена Профсоюза:

  • рабочим местом в соответствии с трудовым договором (служебным контрактом) и квалификацией;
  • своевременно выплачиваемой, достойной его труду заработной платы (денежным содержанием);
  • здоровыми и безопасными условиями труда;
  • надежной защитой его трудовых прав.

Для достижения этих целей Центральный комитет, комитеты региональных (межрегиональных), территориальных организаций и выборные органы первичных профсоюзных организаций осуществляют работу по следующим направлениям.

«Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и здоровья через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, …». (Статья 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Для реализации этой функции Центральный комитет, комитеты региональных (межрегиональных), территориальных организаций и выборные органы первичных профсоюзных организаций проводят следующую работу.

3.1. Центральный комитет Профсоюза:

3.1.1. Принимает участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;

3.1.2. Содействует созданию служб охраны труда в федеральных министерствах, службах и агентствах, органах управления организаций общественного обслуживания Российской Федерации;

3.1.3. По обращениям профсоюзных организаций и членов Профсоюза, а также по собственной инициативе, вносит в соответствующие органы предложения по устранению нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также о привлечении к ответственности лиц, виновных в их нарушении;

3.1.4. Ведет учет несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, происшедших с членами Профсоюза, организует страхование жизни и здоровья от несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

3.1.5. Осуществляет общее руководство технической инспекцией труда Профсоюза, оказывает методическую и практическую помощь профсоюзным организациям по вопросам охраны труда, организует проведение семинаров-совещаний технических инспекторов труда Профсоюза, участвует в расследовании отдельных несчастных случаев на производстве;

3.1.6. Взаимодействует с Фондом социального страхования Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

3.1.7. Не реже одного раза в три года проводит обучение по охране труда технических (главных) технических инспекторов труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда.

3.1.8. Организует обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в порядке, установленном Правительством РФ.

3.1.9. Информирует выборные профсоюзные органы, членов Профсоюза о работе по охране труда через Интернет-сайт, Информационный бюллетень Профсоюза, средства массовой информации.

3.2. Комитеты региональных (межрегиональных) и территориальных организаций Профсоюза:

3.2.1. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями, представителями нанимателей трудового законодательства и иных нормативных правовых актов об охране труда. Представляют в вышестоящие выборные профсоюзные органы установленную статистическую от-четность и необходимую информацию о работе по охране труда;

3.2.2. Принимают решения о введении в штаты комитетов Профсоюза должности технического инспектора труда, утверждают внештатных технических инспекторов труда и организуют их работу в соответствии с Положением о технической инспекции труда Профсоюза;

3.2.3. Принимают участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления об охране труда;

3.2.4. Осуществляют проверку состояния условий и охраны труда в организациях, в которых работают члены Профсоюза, принимают меры по устранению выявленных нарушений.

При осуществлении своих полномочий взаимодействуют с территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;

3.2.5. Ведут учет всех несчастных случаев на производстве, происшедших с членами Профсоюза, готовят документы на выплату страхового обеспечения родственникам погибших.

3.2.6. Оказывают методическую и практическую помощь первичным профсоюзным организациям по вопросам охраны труда, в том числе при разработке раздела «Охрана труда» коллективных договоров;

3.2.7. Совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, работодателями, представителями нанимателей организуют обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и представителей Профсоюза в комитетах (комиссиях) по охране труда;

3.2.8. Взаимодействуют с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями, представителями нанимателей по обеспечению прав членов Профсоюза и их детей на отдых и оздоровление.

3.2.9. Совместно с государственными и общественными организациями, работодателями, представителями нанимателей проводят оздоровительные мероприятия для членов Профсоюза и их семей;

3.2.10. Осуществляют профсоюзный контроль за соблюдением требований Федеральных законов от 28.12.2013г. № 426-ФЗ и 421-ФЗ.

3.2.11. Постоянно информируют выборные профсоюзные органы, членов Профсоюза о проводимой работе по охране труда через Интернет-сайт, Информационные бюллетени, средства массовой информации.

3.3. Выборные органы первичных профсоюзных организаций:

3.3.1. Обеспечивают профсоюзный контроль за соблюдением работодателями, представителями нанимателей требований законодательства и иных нормативных правовых актов об охране труда, осуществляя проверки условий и охраны труда на рабочих местах, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты;

3.3.2. Выбирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации в комитеты (комиссии) по охране труда;

3.3.3. Направляют работодателям, представителям нанимателей мотивированное мнение по проектам локальных нормативных актов по охране труда;

3.3.4. Предъявляют работодателям, представителям нанимателей обязательные для рассмотрения предложения об устранении выявленных представителями профсоюзного органа нарушений требований охраны труда и контролируют их рассмотрение ;

3.3.5. Принимают участие в работе комиссий организаций по проведению специальной оценки условий труда ;

3.3.6. Готовят мотивированное предложение о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, при несчастном случае на производстве, причинами которого явилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов и др.

3.3.7. Совместно с работодателями, представителями нанимателей разрабатывают мероприятия по улучшению условий и охраны труда в разделы «Охрана труда» коллективных договоров и контролируют их выполнение;

3.3.8. Принимают участие в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем, либо совершаемых в его интересах. Если при расследовании несчастного случая с застрахованным установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, составляют заключение о степени вины застрахованного в процентах;

3.3.9. Информируют комитет региональной (межрегиональной), территориальной организации Профсоюза о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, происшедших с членами Профсоюза, оформляют документы, необходимые для выплаты дополни-тельного страхового обеспечения и направляют их в комитет региональной (межрегиональной), территориальной организации Профсоюза;

3.3.10. Обращаются по вопросам охраны труда и здоровья за помощью и консультациями в органы по труду субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, вышестоящие выборные профсоюзные органы;

3.3.11. Взаимодействуют с работодателями, представителями нанимателей по осуществлению мероприятий по обеспечению прав членов Профсоюза и их детей на отдых и оздоровление;

3.3.12. Совместно с работодателями, представителями нанимателей проводят оздоровительные мероприятия для членов Профсоюза и их семей;

3.3.13. Информируют членов Профсоюза о проводимой работе по охране труда и здоровья через информационные бюллетени, стенды и уголки по охране труда, средства массовой информации.

Нормативная база

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ. Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы. Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Организация общественного контроля

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Уполномоченные по охране труда

Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Ключевые задачи уполномоченных:

  • оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
  • представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
  • оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.

Права общественных контролеров

Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:

  • контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
  • проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
  • самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
  • иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
  • ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
  • требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
  • требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.

Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.

Функции и полномочия

Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями. Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников. Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.

Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:

  • проверяют соблюдение сотрудниками организации норм, инструкций, положений и правил по ОТ;
  • контролируют правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, если их необходимо использовать (имеется в виду применение специальной одежды, обуви, иных средств индивидуальной защиты по их непосредственному назначению, содержание средств защиты в надлежащей чистоте и порядке);
  • участвуют в качестве официальных представителей трудящихся в работе специально созданных комиссий по проведению контрольных мероприятий и обследованию технического состояния зданий и сооружений, оборудования, приборов, машин, механизмов и прочих объектов на соответствие их нормам и правилам по охране труда. Проверяют эффективность и исправность работы вентиляционных шахт и систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, содержание средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников, а также разрабатывают мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков;
  • разрабатывают и внедряют мероприятия, направленные на предупреждение производственных травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда работников;
  • своевременно сообщают руководителям о произошедших несчастных случаях, контролируют соблюдение норм рабочего времени и времени отдыха, предоставление гарантий, компенсаций и льгот за условия работы, которые отклоняются от нормальных;
  • организовывают обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, помогают ее оказывать непосредственно при наступлении несчастного случая;
  • участвуют в расследовании уже произошедших несчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива;
  • информируют трудящихся о нарушениях в отношении требований безопасности при проведении работ, проводят разъяснительную работу в коллективе по вопросам охраны труда.

Документальное оформление контроля

Работа по общественному надзору инспектора по охране труда должна быть соответствующим образом зафиксирована. Для этого служит журнал административно-общественного контроля по охране труда. Форма документа не утверждена никакими НПА, поэтому является произвольной. Ее может самостоятельно разработать и утвердить комитет профессионального союза каждой организации. Выглядеть этот документ может так:

Скачать

Обязанности работодателя

Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:

  • получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
  • иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативны­м и справочным материалам);
  • беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
  • иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
  • проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
  • иметь социальные гарантии.

За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

ПОЛОЖЕНИЕ об общественном инспекторе по охране труда Постановление Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25.08.2010 № 180.
Порядок назначения и полномочия общественного инспектора по охране труда
Общественный инспектор по охране труда избирается открытым голосованием на общем собрании профсоюзной группы на срок полномочий профгрупорга или назначается решением профсоюзного органа членской организации ФПБ, ее организационных структур, организационной структуры ФПБ на срок полномочий профсоюзного органа из членов профсоюза, способных по своим деловым качествам осуществлять контроль за соблюдением законодательства об охране труда, и работает под их руководством.
Общественный инспектор по охране труда назначенный (избранный) в первичной профсоюзной организации осуществляет контроль по месту работу, а назначенный (избранный) решениями руководящих органов организационных структур ФПБ, членских организаций ФПБ и их организационных структур в пределах соответствующих территорий (далее – контролируемый субъект).
Количество общественных инспекторов по охране труда в организации, в том числе в ее структурных подразделениях определяется в зависимости от конкретных условий.
Список общественных инспекторов по охране труда передается контролируемому субъекту.
Полномочия общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля подтверждаются удостоверением.
Удостоверение выдается на период наделения полномочиями общественного инспектора по охране труда на осуществление контроля и подписывается.
Членские организации ФПБ, их организационные структуры, организационные структуры ФПБ во взаимодействии с контролируемым субъектом с учетом специфики и вида выполняемых работ организовывают обучение общественных инспекторов по охране труда.
Обучение общественных инспекторов проводится по примерной программе для обучения (повышения квалификации) общественных инспекторов по охране труда, утвержденной постановлением Президиума Совета ФПБ.
В случае повторного избрания (назначения) общественных инспекторов по охране труда проводится повышение их квалификации.
Основные задачи и функции общественного инспектора по охране труда
Основными задачами общественного инспектора по охране труда являются:
— осуществление постоянного контроля контролируемых субъектов;
— выявление и предупреждение нарушений государственных нормативных требований охраны труда;
— оценка состояния условий труда работников, безопасности производственных процессов, оборудования, приспособлений, инструмента, сырья и материалов, эффективности применения средств защиты работниками;
— выполнение работниками должностных обязанностей по охране труда и требований локальных нормативных актов по охране труда;
— принятие мер по устранению выявленных недостатков.
Общественный инспектор по охране труда в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
— регулярно осматривает состояние рабочих мест, проходов, проездов, зданий, территорий, других мест работы;
контролирует:
— соответствие технологических процессов, станков, машин, механизмов и другого эксплуатируемого оборудования, приспособлений и инструмента, транспортных и грузоподъемных средств требованиям охраны труда;
— работу вентиляционных установок и осветительных приборов на предмет безопасности;
своевременность обеспечения работающих качественными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, организацией соответствующего ухода за ними (ремонт, чистка, стирка, обеспыливание и др.);
— правильность и безопасность хранения, транспортировки и применения вредных, ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ и материалов, источников радиоактивных излучений;
— состояние санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах (температурно-влажностный режим, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность и др.) и их соответствие результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, обеспеченность работающих санитарно-бытовыми помещениями, их состояние и содержание;
— обеспечение работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, смывающими и обезвреживающими средствами;
— качество и своевременность проведения стажировки, инструктажей по охране труда, обучения безопасным методам труда и проверки знаний по вопрсам охраны труда;
— соблюдение законодательства по вопросам режима рабочего времени и времени отдыха, охраны труда женщин и молодежи, предоставления лечебно-профилактического питания и других равноценных пищевых продуктов, молока, организацию водно-питьевого режима, а также своевременность и правильность выплат в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работающих, доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда;
участвует в:
— проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
— расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
— подготовке и проведении организационных мероприятий по охране труда (смотры, конкурсы, рейды, дни охраны труда и др.), осуществляет контроль за наличием и состоянием работы кабинета по охране труда, оформлением стендов и уголков по технике безопасности;
— отслеживает наличие у работающих соответствующих удостоверений, нарядов-допусков на выполнение работ с повышенной опасностью, проводит работу по повышению личной ответственности работающих за соблюдение ими требований, правил и инструкций по охране труда;
— рассматривает обращения, поступающие к нему от члены профсоюза;
— вносит предложения о рассмотрении вопросов, связанных с соблюдением законодательства об охране труда, на собрании профсоюзной группы, заседании цехового комитета профсоюза, профсоюзного органа первичной организации или соответствующего профсоюза.
Права общественного инспектора по охране труда
Общественный инспектор по охране труда, осуществляя свою деятельность, имеет право: осуществлять контроль за:
— соблюдением законодательства об охране труда;
— выполнением условий коллективного договора (соглашения);
— запрашивать и получать от уполномоченных должностных лиц контролируемого субъекта, органов государственного управления сведения о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, документы, локальные нормативные акты и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;
контролировать:
— состояние условий и охраны труда на рабочих местах, на участках, в цехах и т.п.;
соответствие требованиям безопасности вентиляционных установок и осветительных приборов, оборудования, приспособлений и инструментов, транспортных и грузоподъемных средств;
— своевременность обеспечения работающих необходимыми специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их применения, организацией соответствующего ухода за ними (ремонт, стирка, химчистка, обыспыливание и т.п.);
— своевременность и качество проведения инструктажей по охране труда и обучения работающих безопасным методам труда;
— состояние санитарно-бытовых помещений, обеспечение работающих мылом, смывающими и обезвреживающими средствами, организацию водно-питьевого режима;
соблюдение законодательства о рабочем времени и времени отдыха, об охране труда женщин и молодежи;
— обследовать состояние безопасности труда на проездах, проходах, территориях и других местах работы;
принимать участие в:
— расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— работе комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты;
— проведении периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемом представителями контролируемого субъекта;
— паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
— работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию, экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов в целях определения соответствия их требованиям норм и правил по охране труда;
— проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и получать информацию о ее результатах;
— выдавать контролируемому субъекту рекомендацию, обязательную для рассмотрения, по устранению установленных нарушений законодательства, коллективного договора (соглашения) (далее – рекомендация);
— рекомендовать должностным лицам контролируемого субъекта отстранять от работы в соответствующий день (смену) работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда, медицинский осмотр;
— выдавать рекомендации о проведении внепланового инструктажа по охране труда и внеочередной проверки знаний по вопросам охраны труда работников организаций при выявлении нарушений требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;
— требовать от должностных лиц контролируемого субъекта немедленного устранения нарушений по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работников, а в случаях непосредственной угрозы их жизни и здоровью приостановления работ до устранения нарушений;
— заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от контролируемого субъекта информацию и сообщения, относящиеся к предмету общественного контроля;
— обращаться в техническую инспекцию труда для принятия необходимых мер по выявленным нарушениям;
— выполнять другие действия предусмотренные законодательством, коллективными договорами, соглашениями.

Для чего нужен административно-общественный контроль в сфере охраны труда и кто должен его организовать? Получив ответы на эти вопросы, вы в полной мере сможете обеспечить безопасные условия труда для работников вашей компании.

Административно-общественный контроль в сфере охраны труда

Эта процедура особенно важна для производственных, строительных, логистических и других компаний, где работники взаимодействуют не только с компьютером и блокнотом, но и с оборудованием, требующим специфических навыков. Суть ее в том, что уполномоченные лица компании вместе с представителями профсоюзов осуществляют общественный контроль за охраной труда и порядком на предприятии.

Кто участвует в административно-общественном контроле по охране труда

Каждая компания в обязательном порядке должна обеспечивать безопасные условия работы сотрудников и проверять соблюдение этих условий (ст. 212, 217 ТК РФ). В этом заключается обязательный административный элемент проверочных мероприятий.

Общественность же в данном случае представляют доверенные лица профсоюзов, уполномоченные участвовать в проверках условий работы сотрудников (ст. 370 ТК РФ, ст. 20 ФЗ «О профессиональных союзах» № 10-ФЗ от 12.01.1996).

Общественный контроль за охраной труда, осуществляемый представителем профсоюза, включает в себя:

  • получение информации об условиях работы сотрудников, о несчастных случаях и профзаболеваниях;
  • участие в периодических проверках условий работы, расследовании несчастных случаев и т. п.;
  • предъявление работодателю требований в защиту интересов работников в связи с выявленными нарушениями правил безопасности на рабочих местах.

Уровни административно-общественного контроля

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:

  • 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
  • 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
  • 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.

Образец журнала

Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.

Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.