О рекультивации и консервации земель

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. N 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее соответственно — Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 г. N 800, Правила).

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. N 800 отменены:
— Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;
— Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 г. N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

Правилами установлено следующее:
— основные термины, применяемые в рамках Правил (п. 2 Правил);
— рекультивация и консервация земель осуществляется лицами, деятельность которых привела к деградации земель (п.п.3 и 4 Правил);
— содержание проектов рекультивации и консервации земель и подробное описание каждого из разделов проекта (п. 14 Правил);
— порядок согласования проектов рекультивации и консервации земель (п.п.15−18, 21, 22 Правил);
— основания отказа в согласовании проектов рекультивации и консервации земель (п. 19 Правил);
— сроки и порядок утверждения и разработки проектов рекультивации и консервации земель (п. 24, 26−27 Правил);
— требования к проведению и завершению работ по рекультивации и консервации земель (п.п.28−32 Правил);
— последствия для природопользователей в случае ненадлежащего выполнения работ по рекультивации земель (п. 33 Правил).

— Реклама —

Отчет по форме № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» за 2019 год

В рамках исполнения Приказа Росприроднадзора от 12.02.2019 № 36 «Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (рекультивация) и формированию официальной статистической информации» Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее — Управление) сообщает следующее.

Форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» представляется в соответствии с приказом Росстата от 29.12.2012 № 676 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы».

В соответствии с п.1 Указаний по заполнению формы № 2-ТП (рекультивация) к приказу Росстата № 676, юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели) (далее именуются респонденты), разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов, заполняют настоящую форму и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Обращаем Ваше внимание, что при наличии у юридического лица обособленных подразделений форма № 2-ТП (рекультивация) заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

Организации-банкроты, на которых введено конкурсное производство, не освобождаются от предоставления сведений по указанной форме. Только после вынесения определения арбитражного суда о завершении в отношении организации конкурсного производства и внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о его ликвидации (п. 3 ст. 149 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») организация-должник считается ликвидированной и освобождается от предоставления сведений по указанной форме.

Форму федерального статистического наблюдения предоставляют также филиалы, представительства и подразделения, действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций в порядке, установленном для юридических лиц.

Форма заполняется на основании данных учета нарушенных земель, материалов инвентаризации, контрольных обмеров, а также актов приемки-передачи рекультивированных земель. Форма предоставляется по итогам работы за год в срок до 01 февраля года, следующего за отчётным.

Таким образом, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), осуществляющим строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы, а также размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов

— на территории г. Новосибирска и Новосибирской области необходимо представить Отчет в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора (630091, г. Новосибирск, ул. Каменская, 74);

— на территории г. Омска и Омской области необходимо представить Отчет в обособленное подразделение Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в г. Омске (644007, г. Омск, ул. Герцена, д. 50);

— на территории г. Томска и Томской области необходимо представить Отчет в обособленное подразделение Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в г. Томске (634021, г. Томск, ул. Шевченко, д. 17).

Руководствуясь п. 2 Приказа Росприроднадзора № 36 от 12.02.2019 «Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (рекультивация) и формированию официальной статистической информации» также информируем Вас о необходимости сдачи отчета в электронном виде через «Личный кабинет природопользователя» (URL: https://lk.fsrpn.ru). Таким образом, Отчёт необходимо предварительно направить в электронном виде через «Личный кабинет природопользователя», а после успешного прохождения автоматической проверки отчёта на наличие ошибок и подтверждения должностным лицом Управления, требуется прислать в Управление оригинал отчёта с сопроводительным письмом на бумажном носителе.

Дополнительно обращаем Ваше внимание на необходимость соблюдения «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», в том числе требований пунктов 24, 30 и 31 в части направления в Управление (его территориальные отделения) уведомлений об утверждении проекта рекультивации (с копиями утверждённых проектов рекультивации), а после завершения работ — копий актов о выполнении работ по рекультивации с прилагающимися подтверждающими документами.

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

— Реклама —

20 июля 2018 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены соответствующие правила (далее — Правила проведения рекультивации и консервации).

Согласно п. 4 Правил проведения рекультивации и консервации в случае, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях).

Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель.

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях. Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в п. 14 указанных Правил.

Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе на основании пп. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласование проектов рекультивации земель с территориальными подразделениями Росприроднадзора Правилами не предусмотрено.

Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель с приложением утвержденного проекта в Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) в случае, если планируется проведение рекультивации, консервации земель, оборот которых не регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если:

  • решением, договором или проектной документацией срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены;
  • произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании;
  • произошло нарушение земель в результате природных явлений.

При завершении работ по рекультивации, консервации земель лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель, консервации земель с приложениями, соответствующий требованиям п. 30 Правил. Копия акта в 30-дневный срок подлежит представлению в Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия).

В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным п. 5 Правил, лицо, выполнившее такие работы, обязано безвозмездно устранить имеющиеся недостатки.

При невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 700 000 руб.

Кроме того, в случае непроведения рекультивации в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) рассчитывается сумма ущерба, причиненного почвам, которая подлежит взысканию в добровольном или судебном порядке.

Источник: Пресс-служба Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия)

Данное положение устанавливает порядок консервации земель с изъятием их изсельскохозяйственного оборота в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий. Допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека.

Консервации подлежат:

— сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильно заболоченными (в результате подтопления или наруше­ния экологических требований) почвами, подверженные в большой степе­ни опустыниванию, имеющие просадки поверхности вследствие добычи полезных ископаемых, оленьи пастбища с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом в случаях, когда использование по целевому на­значению земель с указанными признаками деградации приводит к даль­нейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки;

— земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свы­ше предельно допустимых концентраций или радиоактивными вещест­вами свыше предельно допустимых уровней.
Земли, выведенные из хозяйственного оборота, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земельный запас.

Выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель производится путем обследований, осуществляемых по утвержденным методикам соответствующими предприятиями, организаци­ями, а также гражданами, получившими лицензии на такие обследования в органах Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации.
Подготовленные материалы по консервации земель представляются в местные администрации, в ведении которых находятся такие земли. Материалы должны содержать следующие документы:

— экспертное заключение органов Государственного комитета Рос­сийской Федерации по охране окружающей среды и Государственного земельного комитета Российской Федерации;

— заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора (по землям, загрязненным токсичными промышленными отходами и радио­активными веществами) и Министерства сельского хозяйства и продо­вольствия Российской Федерации;

— план земель собственника, землевладельца, землепользователя с нанесением границ участков, подлежащих консервации;

— экспликация земельных угодий с указанием степени деградации и загрязнения почв;

— заключение организаций и коллективов, проводивших обследование;

— мнение собственников земли, землевладельцев, землепользовате­лей и их обязательств по восстановлению земель;

— справки об убытках, вреде и потерях сельскохозяйственного произ­водства.

Убытки, причиненные ухудшением качества земель и ограничением их использования, включая упущенную выгоду на период консервации, воз­мещаются собственникам земли, землевладельцам, землепользователям в полном объеме теми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, по чьей вине произошла деградация и загрязнение земель. В случаях, когда ухудшение качества земель собственников земли, землевладельцев, землепользователей вызвано их хозяйственной деятельнос­тью, улучшение земель и экологической обстановки осуществляется такими субъектами за счет собственных средств. В случае отказа от выполнения указанных мероприятий необходимые средства взыскиваются в судебном порядке. Помимо возмещения убытков и вреда, причинен­ного деградацией и загрязнением земель, соответствующие предприятия, учреждения, организации и граждане возмещают потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, если под влиянием их дея­тельности произошло ухудшение качества земель. Виновные лица могут полностью или частично освобождаться от возмещения вреда и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в случаях своевременного выполнения ими необходимых мероприятий по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий, реабилитации загрязненных земель и оздоровлению экологической обстановки.

Управление Россельхознадзора по Челябинской напоминает, что проведение работ по рекультивации нарушенных земель и консервации ранее регламентировались несколькими законодательными актами: постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и постановлением Правительства РФ от 2.09.2002г. №830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота», которые утратили силу. Изменения, произошедшие в законодательстве, предполагают проведения масштабных работ по рекультивации нарушенных земель.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», вступившем в законную силу 20 июля 2018 года, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Консервация земель проводится в отношении нарушенных земель, негативное воздействие на которые привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, если устранение таких последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет.
Кроме того, рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат.
Проект рекультивации земель подготавливается, как в виде отдельного документа, так и в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если они приведут к деградации земель и снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Проект рекультивации и консервации земель должен содержать раздел «Пояснительная записка», включающий: описание исходных условий рекультивируемых, консервируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель, а также кадастровые номера земельных участков, сведения о границах земель в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенномиспользовании земельного участка, информацию о правообладателях земельных участков, сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями использования.
Также в проекте должен присутствовать раздел «Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель», включающий экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации и консервации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения работ, описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации и консервации земель, обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель.
Раздел «Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель» должен включать состав работ по рекультивации или консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий, с описанием последовательности и объема проведения работ, сроки проведения работ, планируемые сроки окончания работ.
Раздел «Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель» должен содержать локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации или консервации земель. Такой раздел разрабатывается в случае осуществления рекультивации или консервации земель с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации.
В срок не более чем 20 рабочих дней со дня поступления проекта рекультивации или консервации земель заявителю направляют уведомление о согласовании проекта.
В отдельных случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.
Завершение работ по рекультивации или консервации земель подтверждается актом, который подписывается лицом, исполнительным органом государственной власти, органом местного самоуправления.
В срок не позднее, чем 30 календарных дней со дня подписания акта рекультивации земель и приема — передачи рекультивированного земельного участка, лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации или консервации земель, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию, а также в федеральные органы исполнительной власти.
Заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации или консервации земель с правом взыскания с лица, уклонившегося от выполнения рекультивации или консервации земель, стоимости понесенных расходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не установлены, то правообладатели нарушенных земельных участков обязаны в течение 7 месяцев с момента выявления факта деградации земель обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации в соответствии с предписанием, вынесенным государственным органом, осуществляющим земельный надзор