Низкая налоговая нагрузка

ФНС России обновила требования к безопасной налоговой нагрузке организаций. Эти показатели необходимы налоговикам для назначения выездных проверок и других надзорных мероприятий. Специалисты ФНС настойчиво рекомендуют налогоплательщикам использовать показатели рентабельности и налоговой нагрузки на бизнес для самопроверки.

Таблицы с числовыми параметрами для юридических лиц с разной экономической деятельностью за 2017 год опубликованы на сайте ФНС России.

Критерии для выездных проверок и приглашения на комиссию в ФНС

При планировании выездных проверок специалисты применяют 12 критериев из приказа от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Например, если у организации показатель рентабельности и налоговой нагрузки ниже среднего, налоговики заподозрят, что она уклоняется от налогов. Руководителя компании в этом случае могут пригласить на комиссию или сразу назначить внеплановую выездную проверку. Это произойдет также, если налогоплательщик регулярно заявляет большие суммы вычетов по НДС.

Показатели налоговой нагрузки и уровни рентабельности налоговики ежегодно обновляют на основании данных Росстата и публикуют на своем сайте. В результате налогоплательщикам нужно руководствоваться данными за прошедший год, чтобы не вызвать подозрений налоговиков. Критических состояний может быть два:

Низкая налоговая нагрузка. Это показатели, которые ниже средних значений налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, приведенных в Приложении № 3 к приказу ММ-3-06/333@. Для его расчета ФНС использует специальную формулу: сумма налогов и сборов за календарный год по данным отчетности / оборот (по данным Росстата) x 100%.

Если фактическая нагрузка оказалась меньше полученного значения, с руководителем, как минимум, захотят побеседовать.

Средняя налоговая нагрузка. Это пограничные значения, близкие к данным по формуле. Обычно в этом случае обходится без проверки, но вызова на комиссию или беседу в ИФНС не избежать.

Опасение должно вызвать и значительное отклонение рентабельности от среднеотраслевой (по данным бухгалтерского учета (критерий №11)). Как посчитать этот показатель, определено вприложении № 4 к приказу ММ-3-06/333@. Допустимым считается колебание до 10%.

Новые показатели рентабельности и налоговой нагрузки

Налоговики увеличили показатели «безопасной» налоговой нагрузки за 2017 год для некоторых отраслей. В частности, установлена такая средняя налоговая нагрузка:

в сфере производства пищевых продуктов — 28,2% (19,7% в 2016 году);

в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых нагрузка — 45,4% (36,5% в 2016 году);

в сфере оптовой и розничной торговли — 3,8% (2,8% в 2016 году).

При этом для некоторых видов деятельности налоговая нагрузка, наоборот, снизилась. Например, в сфере строительства нагрузка в 2017 году составляет 10,2%, хотя в 2016 году была 10,9%.

Показатели рентабельности за 2017 год выросли.

Например, для продаж в сфере строительства 2016 году средняя рентабельность составляла 6,8%, а в 2017 году увеличилась до 7,2%. В сфере оптовой и розничной торговли рентабельность за 2017 год наоборот оказалась ниже: 4,6% против 10,5% в 2016 году.

Назад в раздел

Штатный бухгалтер после вызова на комиссию по причине низкой налоговой нагрузки посоветует руководству пойти на уступки ИФНС и исполнить требования инспекторов. В результате даже начинающий бизнес рискует получить большую налоговую нагрузку. При этом реальные требования по налоговой нагрузке так никто и не изучит. А ведь знание этих требований позволяет дать грамотное объяснение низкой налоговой нагрузки, что в большинстве случаев способно решить проблему.

В каких случаях уровень налоговой нагрузки привлечет внимание налоговиков

В процессе налогового контроля «камеральщики» используют очень важный показатель – налоговую нагрузку.

Что такое налоговая нагрузка и как ее рассчитать

Низкая налоговая нагрузка, как правило, является поводом для:

  • вызова компании на комиссию по легализации налоговой базы;
  • требования неопровержимых доказательств того, что причины низкой налоговой нагрузки – объективны.

Налоговый разрыв по среднеотраслевой нагрузке – один из наиболее важных критериев при отборе компаний на выездные проверки.

«Основания для выездной налоговой проверки: как узнать, будет ли проверка»

Что значит низкая налоговая нагрузка

Увидеть себя глазами налоговиков и понять, что у компании низкая налоговая нагрузка, поможет сама ФНС. Для таких случаев служба выпустила Информацию «О расчете налоговой нагрузки с помощью специального России».

О налоговом калькуляторе

В общем виде требования по на логовой нагрузке представлены в таблице ниже. Она составлена по типу «светофоров» в банк-клиенте (встроенная программа, «подсвечивающая» контрагентов разными цветами: зеленым, желтым, красным).

Таблица. «Светофор» налоговой нагрузки

Показатель

С чем сравнивать
(зеленый уровень)

Допустимое отклонение
(желтый уровень)

Опасное отклонение
(красный уровень)

Совокупная налоговая нагрузка, включая страховые взносы администрируемые налоговой Файл

Страница файла Excel «Нагрузка», графа 3 таблицы

5-7%

10%

Два вида рентабельности, в расчете которых участвует прибыль Страница файла Excel «Рентабельность», графы 3 и 4 таблицы 5-7% 10%
Различные показатели по НДС, наиболее важный из которых – вычеты задайте поиск или найдите п. 5 подраздела «Отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей» раздела «Отчеты, сформированные УФНС России по субъекту РФ» Отклонения не предусмотрены

Отметим, что, если фирма работает на УСН 15% (платит налог с разницы между доходом и расходами), применяет учетную политику, основанную на методе «по оплате» (т.е. регистрирует выручку в момент поступления оплаты и расходы – так же), то два вида рентабельности опосредованно влияют и на размер единого налога при этом спецрежиме.

Как объяснить низкую налоговую нагрузку

Низкая налоговая нагрузка вполне объяснима, если компания только начала работать, даже если такая налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой. Обычно достаточно предоставить в инспекцию пояснения, чтобы решить проблему.

Сложнее объяснить причины низкой налоговой нагрузки, когда компания работает не первый год. Ведь наиболее пристальное внимание у инспекторов вызывают именно причины снижения налоговой нагрузки.

Низкая налоговая нагрузка

Налоговики не всегда знают, что компания осуществляет деятельность по нескольким ОКВЭД. Для расчета налоговой нагрузки они используют основной ОКВЭД. Однако данные при этом могут быть очень завышены.

В этом случае два варианта:

  • сменить основной ОКВЭД и сообщить налоговикам, что и до этого работали по нему, так как законодательство не запрещает;
  • посчитать налоговую нагрузку по каждому виду своей деятельности.

До сих пор некоторые налоговые инспекции забывают включить в расчет налоговой нагрузки НДФЛ, поэтому всегда имеет смысл пересчитать все самостоятельно.

Если все расчеты верны, то вновь образованная компания может объяснить низкую налоговую нагрузку в свои первые годы тем, что осуществляет:

  • не столько производственную, сколько инвестиционную деятельность;
  • развивает сеть продаж (производство).

Для уже работающей компании такое объяснение подойдет, если она также начала осваивать новый вид деятельности.

Аргументов, объясняющих возникновения убытков, очень много. Например, благодаря развитой в России системе статистики, можно указать налоговикам на упадок в конкретной отрасли и другие параметры, свидетельствующие об объективных причинах ухудшения дел в сфере, на которой специализируется компания или в которой работают ее основные покупатели.

Подробнее о том, какие аргументы помогут убедить инспекторов на налоговой комиссии, читайте в разделе «Комиссии по налоговой нагрузке» нашей статьи «Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС?». В разделе «Комиссии по НДС» этой же статьи можно прочитать, как аргументировать «низкий» НДС.

Снижение налоговой нагрузки

Помимо инвестиций, в качестве причин снижения налоговой нагрузки можно указать другие объективные обстоятельства:

  • снижение объемов реализации;
  • повышение закупочных цен на сырье;
  • рост зарплаты, административных расходов и проч.

При этом данные «проблемного» года лучше предоставить в сравнении с прошлыми годами, где налоговая нагрузка была выше.

Образец пояснения о низкой налоговой нагрузке

Составить универсальный образец текста пояснений невозможно. Все же мы постарались добавить в стандартный шаблон рекомендацию по формированию убедительного текста.

Скачать текст пояснения причин низкой налоговой нагрузки для ИФНС

Необходимо понимать, что, какие бы ни были уважительные причины, налоговики будут гнуть свою линию и требовать повысить налоговую нагрузку. Именно поэтому наши специалисты зачастую по вновь принятым на обслуживание клиентам берут огонь на себя и ходят на комиссии в налоговую по доверенности.

В дальнейшем мы переводим наших клиентов на режим «невидимки» – то есть работы с такими показателями по налоговой нагрузке, которые не заинтересуют налогового инспектора и не станут причиной «болезненного» интереса ИФНС к бизнесу клиента. Это единственный способ избежать и комиссий, и проверок, в том числе выездных.

Для того, чтобы компания не выбилась из нормативов по налоговой нагрузке, наши специалисты используют все самые актуальные наработки по созданию «режима невидимки». В процессе бухгалтерского обслуживания мы не только обеспечиваем нашим клиентам такой режим, но и внимательно отслеживаем состояние показателя налоговой нагрузки.

В случае объективного снижения – готовим убедительные пояснения для ИФНС. Благодаря нашей заботе о клиентах, они могут спокойно развивать бизнес, без постоянного страха перед проверяющими с их обязательными многомиллионными доначислениями.

Заказать услугу

Низкая налоговая нагрузка предприятия — это один из наиболее важных критериев риска, определенных Федеральной налоговой инспекцией. Если ИФНС сочтет, что предприятие перечислило в бюджет меньше, чем в среднем по отрасли, то придет к такому налогоплательщику с проверкой. О правилах расчета и действиях, направленных на снижение риска проверок, расскажем в статье.

В российской практике термин «налоговая нагрузка» (НН) начал применяться с 2007 года, когда вступил в силу Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Упомянутым Приказом определены 12 критериев для самостоятельной оценки налогоплательщиками риска проверки со стороны ИФНС. И первым из них является оценка НН — отношение суммы налогов и сборов по данным ФНС к выручке организации по данным Госкомстата, выраженное в процентах. Расчет производится за календарный год.

Ежегодно ФНС публикует показатели НН по видам деятельности, и если этот показатель в организации ниже отраслевого, то риск проверки со стороны инспекции ФНС повышается.

Расчет налоговой нагрузки

Для расчета НН нужно выполнить следующие действия:

  1. Определить общую сумму налогов и сборов, начисленных за календарный год по декларациям, сданным в ИФНС.
  2. Взять показатель выручки из Отчета о прибылях и убытках за аналогичный период.
  3. Разделить п. 1 на п. 2, полученное частное умножить на 100 %.

Полученное значение надо сравнить с отраслевым показателем НН, ежегодно публикуемым ФНС. Если нагрузка организации получилась ниже, чем по информации ФНС, это может быть поводом для проверки.

Низкая налоговая нагрузка

Объяснение (пример) рассмотрим, взяв за основу образовательную организацию, предоставляющую услуги по дополнительному образованию (ОКВЭД 85.11).

Сумма начисленных налогов за 2018 год составляет 2 169 066 рублей.

Выручка за 2018 год по отчету о прибылях и убытках — 20 557 770 рублей.

НН составит 10,6 % (2 169 066 / 20 557 770 × 100 %).

Полученное значение НН сравниваем с соответствующим показателем в документе ФНС «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в процентах» за 2018 год. В документе ФНС показатели приведены укрупненно, надо найти свой раздел по классификатору ОКВЭД, а если его нет, то использовать значение НН по строке «Всего».

Раздел «Образование» ФНС не выделяла, сравниваем НН организации с общим показателем в строке «Всего», который за 2018 год составляет 10,8 %.

НН организации ниже среднего показателя на 0,2 % (10,8–10,6 %). При более высоких отклонениях НН организации от среднеотраслевых ИФНС обычно присылает письмо с рекомендацией пересмотреть налогооблагаемую базу и доплатить налоги.

В таком случае придется подготовить уточненную декларацию с объяснением, каким образом возникла низкая налоговая нагрузка; объяснение (образец см. ниже) прикладывается к уточненной декларации. Форма пояснительной записки приводится в Приложении № 5 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Причины низкой налоговой нагрузки: пояснение

В отдельных случаях возможны ситуации, когда организация объективно несет НН ниже среднеотраслевого значения и не имеет возможности пересчитать налоги в сторону увеличения.

Причинами снижения налогооблагаемой базы может быть увеличение расходов, снижение выручки, списание больших сумм сомнительных долгов, производственные простои или форс-мажорные обстоятельства.

В таком случае в ИФНС следует предоставить пояснения, по каким причинам величина отчислений ниже расчетной.

Документ составляется в свободной форме, озаглавить можно как Заявление, Информирование, Сообщение или Пояснительная записка.

Пояснения в налоговую о низкой налоговой нагрузке могут быть сформулированы таким образом.

Банковские проверки

Банки следят за минимальным показателем НН, величина которого установлена в размере 0,5 % от поступления на расчетный счет Методическими рекомендациями, утв. Банком России 13.04.2016 № 10-МР.

Если совокупная величина платежей по налогам, взносам и сборам меньше, банк может затребовать пояснения, декларации, бухгалтерскую отчетность, договоры и другие документы.

Предоставление документов в банк также рекомендуется сопроводить пояснительной запиской, объясняющей ситуацию.

Так может выглядеть пояснение о низкой налоговой нагрузке: образец для банка.

Консалтинговая компания «Верное решение» совместно с партнерами помогает предпринимателям в следующих вопросах:

  • решение юридических вопросов (договоры, сделки, документы);
  • экспертиза сделок, запросы/ответы, переписка с методологом — Минфином России, ФНС;
  • оценка налоговых последствий планируемых сделок;
  • расчет налогов, сборов, страховых взносов по планируемым операциям;
  • защита позиции клиента в суде

Кое что о налоговой оптимизации

по материалам журнала «Отечественные записки» strana-oz.ru

Ни один человек в стране не несет никаких обязательств, моральных или иных, организовывать свои дела и свою собственность так, чтобы налоговые службы могли залезть в его тарелку самой большой ложкой. Налоговые службы пользуются любыми возможностями, предоставляемыми им налоговым законодательством, чтобы очистить карман налогоплательщика. И налогоплательщик имеет такое же право, оставаясь в рамках законов, проявить сообразительность, чтобы предотвратить опустошения своего кармана налоговой службой.Лорд-судья Великобритании Клайд

Что такое налоговая оптимизация?

История налогов стара как существование государства. И сколько они существуют, налогоплательщики предпринимают множество усилий по снижению их выплаты.

Предприниматели, руководители и «рядовые» налогоплательщики рассматривают налоги как «потери» для бизнеса. Государство стремится со своей стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги — это плата за цивилизованное общество (такова надпись на фасаде Службы внутренних доходов США) и что именно они позволяют обществу бороться с так называемыми провалами рынка, финансируют капиталовложения в те сферы, куда частный бизнес не устремляется из-за длительного периода окупаемости проекта, и оплачивают создание общественных благ. Граждане, впрочем, более склонны согласиться c теорией «стационарного бандита», объясняющей налогообложение не столь оптимистичным образом: население платит столько, сколько государство считает нужным и имеет силу взять. Все преимущество «стационарного бандита» перед «бандитом-гастролером», т. е. государства перед набежавшими вдруг «ордами варваров» состоит в том, что налоги отличаются предсказуемостью и известностью их объемов.

Люди понимают, что правительства тратят деньги менее осмотрительно и менее эффективно, чем они могли бы это сделать сами. Мадсен Пири, президент Института Адама Смита

В любом случае оказывается чрезвычайно сложно создать справедливую налоговую систему, при которой каждый вносит свой справедливый вклад, невозможно даже оценить вклад каждого, и перед обществом встает проблема «переноса налогового бремени» (чаще всего богатых обвиняют в том, что они «перекладывают» налоги на бедных). Возникает противоборство между заинтересованностью налогоплательщиков по избежанию излишних, с их точки зрения, налоговых выплат и заинтересованностью государства в пополнении госбюджета и пресечению уклонения от налогов. Существование специальных государственных органов и предусмотренных в законодательстве карательных мер не позволяют среднему налогоплательщику безнаказанно и по собственному желанию изменять объем выплачиваемых налогов, поэтому налогоплательщикам приходится предпринимать специальную активность, именуемую налоговой оптимизацией.

Налоговая оптимизация — обычно под этим термином понимается деятельность, реализуемая налогоплательщиком с целью снижения налоговых выплат.

Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждого конкретного предприятия или физического лица. Действия компании по определению оптимальных объемов называют системой корпоративного налогового менеджмента. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, предприятие, выделяющееся из общей массы слишком маленькими выплатами, рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.

Оптимизация налогов — это только часть более крупной — главной — задачи, стоящей перед финансовым менеджментом (финансовым управлением предприятием). Главная задача финансового менеджмента — финансовая оптимизация, т. е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия, а также привлечение внешних источников финансирования.

На свете существуют две неизбежные вещи: смерть и налоги; однако смерть, в отличие от налогов, безболезненна.

Франклин Делано Рузвельт

Налоговые оптимизационные схемы

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема позволяет достичь намечаемого результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.

Эффективность — это полнота использования в схеме всех возможностей минимизации налогов. Соответствие требованиям закона — учет всех возможных правовых последствий использования схемы, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов. Автономность— схема рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложности в реализации. Надежность — это устойчивость схемы к изменению внешних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу. Наконец, безвредность предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия.

Минимизация налоговых платежей

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

«Минимизация налогов» — термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения.

В результате складывается казусная ситуация: корпоративные менеджеры, которые должны стремиться увеличить размер чистой прибыли, с помощью юристов, бухгалтеров и финансовых консультантов прилагают нередко значительные усилия для того, чтобы уменьшить размер «прибыли для целей налогообложения».

Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги «в лоб», т. е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, встречается все реже и свидетельствует о том, что над налогами на предприятии никто не работал.

Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.

Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, не только из-за низкой юридической квалификации законодателей, но и ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.

Пути минимизации налоговых платежей

Существуют три пути сокращения налоговых платежей:

  • уклонение от уплаты налогов,
  • налоговое планирование,
  • избежание налогов.

Уклонение от уплаты налогов (tax evasion) — нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом (ст. 198 УК РФ для физических лиц, ст. 199 для руководства и ответственных юридических лиц) использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Легальной возможности «уклониться от налогов» не существует. Любые целенаправленные действия субъекта, нарушающие действующее законодательство, в результате которых бюджет так или иначе недополучает причитающиеся ему по закону суммы налогов, — ущербны и нелегальны и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности.

Налоговое планирование (tax planning) — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета.

Избежание налогов (tax avoidance) — минимизация налоговых обязательств законным использованием коллизий и недоработок нормативных законодательных актов; при этом налогоплательщик полностью раскрывает свою учетную и отчетную информацию налоговым органам. Этот метод позволяет в дальнейшем довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной налоговой политике, основываясь на принципе «что не запрещено законом, то разрешено». Оба последних способа, с юридической точки зрения, не предполагают нарушения законных интересов бюджета. Правда, избежание налогов несет в себе дополнительные риски, связанные с огромными сложностями на пути судебных тяжб с налоговыми органами.

В зависимости от периода времени налоговая оптимизация может быть подразделена на текущую и перспективную.

Невозможно увильнуть от налогов. От них можно уклониться законным или незаконным способом. Оба способа так же стары, как и сама налоговая система.

Сирил Паркинсон. Закон и доходы

Уклонение от уплаты налогов

Хотя законодательство РФ предусматривает право плательщика налогов на реализацию мер защиты права собственности, а также право на действия, направленные на уменьшение налоговых обязательств, тем не менее, безгранично этим правом пользоваться нельзя.

Существует несколько распространенных способов уклонения от налогов, которые по своей природе нелегальны. Самым распространенным является способ неоприходования выручки и товарно-материальных ценностей, например продажа за наличные неучтенного товара. Еще один способ — деятельность фирмы без регистрации (предполагает предыдущий).

Ключевая особенность схем ухода от налогов, основанных на неучтенном наличном обороте, заключается в систематическом использовании фиктивных операций.

В одних случаях происходит «обналичивание» или обмен официально заработанных безналичных денег, находящихся на расчетном счете в банке, на неучтенные наличные. Речь идет о заключении фиктивного договора на выполнение работ или оказание услуг. Таким образом, предприятие уходит от налогов с зарплаты и распределения прибыли и получает неучтенные наличные, которые обычно используются для выплат «черной» зарплаты работникам, для формирования личных доходов менеджеров и собственников соответствующих предприятий-налогоплательщиков, а также на взятки чиновникам, «откаты» представителям крупных клиентов за выгодные заказы и т. д.

Другой случай — «обезналичивание», или обмен неофициально заработанных наличных денег на безналичные деньги, легально зачисляемые на счет соответствующей фирмы, что идентично понятию «отмывание денег». При этом заключается два контракта — один на приобретение специальной фирмой товара у оптовика, другой на поставку этого же товара розничному торговцу. Оба контракта являются фиктивными, так как товар на самом деле передается оптовиком непосредственно розничному торговцу.

Налоговое планирование

Под налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.

Цели налогового планирования соотносятся со стратегическими (коммерческими) приоритетами и интересами предприятия, с затратами на его проведение и с тяжестью налогового бремени. Правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования считается использование льгот в сочетании с другими приемами, часто в большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими.

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования. Происходит предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации. Налоговое планирование доступно любому, но осуществлять его надо не после совершения какой-либо хозяйственной операции или прошествия налогового периода, а до этого.

Внешнее и внутреннее налоговое планирование

Внешнее планирование может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.

Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний — имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня— позволяет экономить на прямых налогах.

Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись. Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по «чужому» поручению с «чужим» товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита — из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.

Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории. Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений. Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах сминимальным налоговым бременем (офшор).

При выборе места регистрации ориентируются не только на размер налоговых ставок. При небольших налоговых ставках законодательством обычно устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге может привести к обратному эффекту — повышению налоговых платежей. Если небольшая налоговая ставка жестко привязана к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным.

И наоборот, при формально высоких налоговых ставках вполне возможно снижение налогового бремени, поскольку существуют различные льготы, относящиеся к части налогов, устанавливаемых на уровне местных субъектов власти.

Патриотизм кончается там, где начинается налоговая декларация.

Артур Годфри

Внутреннее планирование

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработка контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.

Общие методы внутреннего планирования

Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, — важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.

Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, во-вторых, об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарных потоков.

Льготы — одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования. Теоретически льготы — один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Некоторые льготы, казалось бы не относящиеся к области деятельности непосредственно, становятся так называемыми косвенными льготами; компании попадают в число льготников по формальным причинам.

Налоговое законодательство предусматривает различные льготы: необлагаемый минимум объекта; изъятия из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.

Специальные методы налоговой оптимизации

Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако так же могут применяться на всех предприятиях.

Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из допустимых вариантов как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.

Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.

Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. Всоответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налога или его части на последующий, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Классификация налогов в целях их минимизации

Классификация отталкивается от положения налога относительно себестоимости:

1. Налоги, находящиеся «внутри» себестоимости. Уменьшение таких налогов приводит к снижению себестоимости и к увеличению налога на прибыль. В итоге эффект от минимизации таких налогов есть, но он частично гасится увеличением налога на прибыль.

2. Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (НДС). Минимизация выплат по НДС заключается не только в минимизации выручки (с которой выплачивается НДС), но и в максимизации НДС, который идет в зачет (НДС, выплаченный всей цепочкой поставщиков) и компенсируется компании.

3. Налоги, находящиеся «над» себестоимостью (налог на прибыль). Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки (путем замены лица с юридического на физическое или юрисдикции) и формальному уменьшению налогооблагаемой базы. При этом возможно увеличение налогов «внутри» себестоимости.

4. Налоги, выплачиваемые из чистой прибыли. Для этих налогов стремятся к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.

Если вы действуете в нарушение правил, вас штрафуют; если вы действуете по правилам, вас облагают налогом.

Лоуренс Дж. Питер

Избежание налогов

Применение метода «Что не запрещено в законе, то разрешено» еще недавно в России ограничивалось «принципом облагаемости». Он предполагает, что под действие налогов должны попадать все объекты налогообложения, за исключением тех, которые в таком качестве напрямую перечислены в законе. Принцип подразумевает, что самому налогоплательщику придется доказывать, что он не заплатил налог на вполне законных основаниях. Дело же органов поверить или не поверить ему.

Однако с момента вступления в силу Налогового кодекса РФ применительно кналогоплательщику действует «принцип презумпции правоты». Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах толкуются в пользу налогоплательщика. Хотя принцип действует и не до конца (например, согласно ст. 40 НК РФ налоговая инспекция может определять цену сделок для целей налогообложения сама и от этой цены пересчитывать все налоги). А налогоплательщик в этом случае должен доказывать свою правоту.

Именно поэтому избежание налогов хотя и представляется столь заманчивым, благодаря многочисленности пробелов и противоречий, содержащихся в законодательстве, и благодаря принципу презумпции правоты, на практике налогоплательщик должен в этом случае налаживать очень хорошие отношения с налоговой инспекцией. В противном случае доказательство своей правоты может обернуться слишком дорого.

Позиция налоговых органов

Налоговое планирование основывается не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами. Эта простая истина чаще всего оказывается важнее, чем многие законодательные акты страны.

Существование налоговых планов, основанных на специальных статистических исследованиях и составленных по географическому и отраслевому признаку, не позволяет налогоплательщику принимать решения о резком, бросающемся в глаза снижении налоговых выплат (даже вполне легальным путем). Резкое отклонение объемов платежей того или иного предприятия от предприятия, в среднем с ним схожего, или от плановых показателей вызывает у налоговых органов ненужные вопросы и заслуженное недовольство, что может грозить налогоплательщику внимательным исследованием его отчетности, в поисках источников для штрафов и взысканий. Такое планирование присутствует даже в нашей стране, хотя наша налоговая система до сих пор характеризуется неустойчивостью.

Дабы Бертольд быстрее нашел свою смерть, его послали в края и города (королевства) с поручением… взыскивать налоги.

Хроника Бургундии, 604 год

Борьба государства с уклонением от уплаты налогов

Пресечение попыток «творческой неуплаты налогов» возведено в любой стране в ранг государственной политики и является направлением деятельности многих государственных органов, не только налоговой полиции.

Всего можно выделить четыре способа законодательной борьбы государства с уклонением от уплаты налогов: доктрина «существо над формой», доктрина «деловая цель», заполнение пробелов в налоговом законодательстве, презумпция облагаемости. Последний способ, как и имеющийся у него в российской практике недостаток, был уже рассмотрен выше.

Доктрина «существо над формой» говорит о том, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой. Решающим при рассмотрении вопроса об уплате/неуплате налогов будет характер фактически сложившихся отношений между сторонами договора, а не название договора. Сделка подлежит переквалификации в соответствии с существом.

Доктрина «деловая цель» заключается в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества, подлежит переквалификации, если не достигает деловой цели. Такая подмена сделок характерна при использовании сложных контрактных схем, когда, например, в целях налогового планирования договор купли-продажи маскируют договором комиссии, а договор подряда договором оказания услуг, либо создают длинные схемы с неработающими, по сути, в сделке участниками.

Механизмом реализации первой доктрины являются положения ГК РФ, предусматривающие ничтожность или недействительность мнимых и притворных сделок, где мнимая сделка — сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, а притворная сделка — сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку. К притворной сделке применяются правила той сделки, которую стороны на самом деле подразумевали при ее совершении.

Однако Налоговый кодекс РФ усложнил работу налоговых органов и здесь. Они утратили право самостоятельно переквалифицировать сделки налогоплательщика с третьим лицом, а потому практическое применение рассматриваемых доктрин затруднено, это может сделать только суд.

Заполнение пробелов в законодательстве. Законодатель регулярно принимает соответствующие поправки к законам, закрывающие различные лазейки, дающие возможность налогоплательщикам уменьшать размеры своих налоговых отчислений или избегать уплаты налогов. Такие поправки в основном принимаются по результатам практической работы налоговых органов, в связи с выявлением случаев избежания уплаты налогов с помощью этих лазеек или в связи с внезапной распространенностью той или иной оптимизационной схемы.

До недавнего времени в России одним из самых действенных способов борьбы с налоговыми уклонистами являлось признание сделок недействительными по искам налоговых органов. В настоящее время право на обращение в суд о признании сделок недействительными исключено из Налогового кодекса.

© Copyright 2001—2013 журнал «Отечественные записки».

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ — более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы оказали более 560 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес (мы провели более 7400 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Знаниями надо делиться! Отправьте ссылку партнерам, единомышленникам, друзьям (может это важно для них)