Незаконные валютные операции статья

Незаконные валютные операции

► Правовые услуги по валютному регулированию ► Незаконные валютные операции

Общие случаи по КоАП
Общие случаи по 173-ФЗ
Недекларирование валюты на таможне
Контрабанда наличной валюты
Перевод нерезидентам по подложным документам


▲ Общие случаи незаконных валютных операций по КоАП ▲

Часть 1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП):

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Рос­сий­ской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным за­ко­но­да­тель­ст­вом Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

20-30 тыс. руб.
на должностных лиц

Незаконные
валютные операции


Запрещенные валютным законодательством


Осуществленные с нарушением законодательства


Минуя счета в банках в неразрешенных случаях


По счетам за рубежом в неразрешенных случаях

Штраф 75%-100%
от суммы операции
на граждан, ИП, ЮЛ

Кроме того, согласно ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП, повторное совершение административных правонарушений в виде незаконных валютных операций по ч. 1 ст. 15.25 КоАП должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.

▲ Общие случаи незаконных валютных операций в целях закона № 173-Фз ▲

Соотношение видов незаконных валютных операций по части 1 ст. 15.25 КоАП с запретами и ограничениями по видам операций в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ с учетом имеющейся судебной практики:

— незаконные операции; — разрешенные операции; — неоднозначные операции с оговорками

Запре­щен­ные ва­лют­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом
Проведенные с на­ру­ше­ни­ем за­ко­но­да­тель­ст­ва
Минуя сче­та в бан­ках в не­раз­ре­шен­ных слу­ча­ях
По сче­там за ру­бе­жом в не­раз­ре­шен­ных слу­ча­ях
Валют­ные опе­ра­ции
меж­ду ре­зи­ден­тами
Кроме раз­ре­шен­ных ва­лют­ных опе­ра­ций меж­ду ре­зи­ден­тами

Купля-продажа на­лич­ной ино­стран­ной ва­лю­ты и че­ков в ин­ва­лю­те

Кроме купли-продажи на­лич­ной ин­ва­лю­ты и че­ков в ин­ва­лю­те че­рез банки и гос­кор­по­ра­цию «ВЭБ.РФ»

Кроме расчетов не­ре­зи­ден­тов между собой

Расчеты не­ре­зи­ден­тов меж­ду со­бой в на­лич­ной ин­ва­лю­те или ва­лю­те РФ с уче­том пре­дель­но­го раз­ме­ра на­лич­ных рас­че­тов по за­ко­но­да­тель­ству РФ

Валют­ные опе­ра­ции меж­ду ре­зи­ден­тами и нере­зи­ден­тами
Кроме раз­ре­шен­ных ва­лют­ных опе­ра­ций не че­рез сче­та в бан­ках

Кроме выплат зарплат нерезидентам в РФ

Кроме возвратов зай­мов нерезидентами резидентам, на­хо­дя­щим­ся свыше 183 дней в году за рубежом


Переводы не­ре­зи­ден­тов меж­ду со­бой ин­ва­лю­ты и ва­лю­ты РФ внут­ри РФ / за пре­де­лы РФ / в РФ из-за рубежа
Зачисление де­неж­ных средств на сче­та
за рубежом
Кроме раз­ре­шен­ных зачис­лений

Списание де­неж­ных средств со сче­тов
за рубежом
Кро­ме за­пре­щен­ных опе­ра­ций меж­ду ре­зи­дентами

Кроме списа­ний не­за­кон­но за­чис­лен­ных средств

К особым случаям незаконных валютных операций можно отнести случаи ответственности за недекларирование или недостоверное декларирование физическими лицами денежных средств и (или) денежных инструментов при въезде в ЕАЭС или выезде из ЕАЭС через РФ по статье 16.4 КоАП со штрафами до 200% от суммы незаконно перемещенных средств. За контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов установлена уголовная ответственность по статье 200.1 УК РФ. Уголовная ответствнность также установлена за перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов по статье 193.1 УК РФ.

▲ Недекларирование наличных денежных средств / денежных инструментов на таможне ▲

Статья 16.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.

Вывоз из РФ
$10 — 20 тыс.

На физических
лиц / граждан

Ввоз в РФ
$10 — 20 тыс.


Недекларирование наличных денежных средств


Недостоверное декларирование наличности


Недекларирование денежных инструментов


Недостоверное декларирование инструментов

Штраф 50%-200%
либо
конфискация

Публикации по случаям возбуждения административных дел таможней в связи с перемещением валюты через границу РФ с нарушением валютных правил см. в колонке новостей справа на настоящей странице.

▲ Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов ▲

За контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов предусмотрена уголовная ответственность частями 1 и 2 статьи 200.1 Уголовного кодекса РФ:

Незаконное перемещение через та­мо­жен­ную границу Таможенного со­ю­за в рам­ках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных ин­с­тру­мен­тов, со­вер­шен­ное: Под денежными инструментами в целях настоящей статьи понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обя­за­тель­ст­во эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

в крупном размере
$ 20 тыс. — $ 50 тыс. —

наказывается штрафом в размере от трехкратной до десятикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет.


а) в особо крупном
размере
свыше $ 50 тыс.;
б) группой лиц, —

наказывается штрафом в размере от десятикратной до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет.

Публикации по случаям возбуждения уголовных дел таможней в связи с перемещением валюты через границу РФ с нарушением валютных правил см. в колонке новостей справа на настоящей странице.

▲ Перевод нерезидентам по подложным документам ▲

Статья 193.1 УК РФ. Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов

Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, —

На банковские счета од­но­го или не­сколь­ких не­ре­зи­дентов

Од­но­кра­т­но либо не­од­но­крат­но в те­че­ние одного года

В размере
до 9 млн. руб.
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
а) в крупном размере 9 — 45 млн. руб.;
б) группой лиц по предв-ному сговору;
в) с использованием ЮЛ, созданного для преступлений по сделкам с денежными средствами или иным имуществом
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
а) в особо крупном размере
свыше 45 млн. руб.;
б) организованной группой;
наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Публикации по случаям возбуждения уголовных дел таможенными органами в связи с банковскими переводами иностранной валюты и (или) валюты РФ нерезидентам по подложным документам см. в колонке новостей справа на настоящей странице.

Два уголовных дела в марте 2020 года возбудили сотрудники Нижегородской таможни по п. «а» ч.3. статьи 193.1. УК РФ («Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов в особо крупном размере») в отношении двух нижегородцев 1986 г.р.

Ради получения финансовой выгоды, они перевели денежные средства в иностранной валюте и валюте РФ на общую сумму более 110 миллионов рублей на банковские счета иностранной компании. Банку были предоставлены заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении переводов, совершенных в особо крупном размере.

Преступления были совершены в 2015 году. В первом случае – от имени физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, во втором – от имени директора одной из крупных Нижегородских компаний, были открыты рублевые и валютные счета.

Цель – перевод денежных средств в адрес одной и той же компании, зарегистрированной на территории Кыргызской Республики: соответственно более 50 миллионов рублей и 900 тысяч долларов США.

Согласно контрактам, Кыргызская компания должна была провести комплекс специальных видов (сейсморазведочных) работ на территории Киргизии для российских резидентов. Однако, согласно сведениям, полученным из государственных правоохранительных и контролирующих органов Кыргызской Республики, работы вообще не проводились.

Далее оказалось, что основной вид деятельности иностранной компании – «деятельность грузового автомобильного транспорта». Она никак не связана с проведением комплекса специальных видов работ. По данному факту уполномоченными органами Кыргызской Республики возбуждены уголовные дела. Денежные средства, поступившие на расчетный счет нерезидента, были транзитом перечислены на расчетные счета иных иностранных компаний.

Сделки являлись лишь основанием для проведения незаконных валютных операций, направленных на вывод денежных средств из РФ без обеспечения и возможности их возврата.

Справка

В соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации, совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, образует состав преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 193.1 УК РФ. Наказание предусматривает лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

01.07.61 в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении уголовной ответственности за нарушения правил о валютных операциях», статья 88 пополнилась смертной казнью. (Утверждена ВС РСФСР 25 июля 1962)

Статья 88. Нарушение правил о валютных операциях

Нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами

— наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации, с обязательной конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки.

Спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами в виде промысла или в крупных размерах, а равно нарушение правил о валютных операциях лицом, ранее осужденным по части первой настоящей статьи,

— наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества»; http://www.lawrussia.ru/texts/legal_861/doc861a500x940.htm

Возможность совершения гражданами сделок с валютными ценностями была законодательно закреплена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября 1976 г. «О сделках с валютными ценностями на территории СССР» , установившим случаи, в которых разрешалось участие физических лиц в валютных операциях: дарение валютных ценностей близким родственникам, завещание и приобретение по праву наследования валютных ценностей, сделки купли — продажи, обмена и дарения в целях коллекционирования единичных экземпляров монет, а также расчеты в иностранной валюте и иными валютными ценностями при оплате товаров и услуг в уполномоченных магазинах и организациях.

В более поздней редакции статьи 88 (вероятно с 1984 года) смертная казнь исключена.

Статья 88. Нарушение правил о валютных операциях, а также спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами
— наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации, с обязательной конфискацией валютных ценностей и ценных бумаг.

Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей, а равно спекуляция валютными ценностями или ценными бумагами в крупных размерах
— наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

В этом варианте статья просуществовала до 1994 года, когда уже в России в доллары можно было приобрести в обменных пунктах. Но могли и осудить.

Статья 162.7. Незаконные сделки с валютными ценностями

Совершение незаконных сделок с валютными ценностями путем их купли — продажи, обмена, использования в качестве средства платежа, а равно незаконное хранение, перевозка или пересылка драгоценных камней или драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий,
— наказывается штрафом от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда или лишением свободы на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Те же действия, совершенные повторно, или по предварительному сговору группой лиц, или должностным лицом, или в крупных размерах,
— наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.

Примечание. Под крупным размером понимается сумма сделки, в пятьдесят раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.07.94 № 10-ФЗ — «Российские вести», № 123, 06.07.94)

Раздел II. Валютное регулирование

Статья 2. Защита валюты Российской Федерации

1. Расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

2. Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.

3. Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоз и пересылка в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

4. Сделки, заключенные в нарушение положений настоящего Закона, являются недействительными. Лица, совершившие такие сделки, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 3. Право собственности на валютные ценности

1. Валютные ценности в Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов.

В Российской Федерации право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности.

Виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации.

2. Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Внутренний валютный рынок Российской Федерации

1. Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации.

2. Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

Покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускаются.

3. Заключенные в нарушение положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи сделки купли-продажи иностранной валюты являются недействительными.

4. Центральный банк Российской Федерации в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.

Статья 5. Счета резидентов в иностранной валюте

1. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках.

Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) — резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации.

2. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой валютой, в банках за пределами территории Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда, заключенным с субподрядчиками, выполняющими отдельные виды работ (услуг), расчетов, связанных с закупкой необходимых для исполнения указанных договоров товаров, и расчетов с командированными специалистами гражданами Российской Федерации, осуществляемых в соответствии с этими договорами. Резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии указанных счетов на основании указанных выше договоров и ежемесячно отчитываться перед указанными налоговыми органами о движении денежных средств на этих счетах с приложением банковских выписок по таким счетам.

Для целей настоящего Закона под иностранной валютой, не являющейся свободно конвертируемой валютой, понимается иностранная валюта, указанная в пункте 3 статьи 1 настоящего Закона, которая не обменивается без ограничений на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций.

Отнесение иностранной валюты к иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой валютой, а также определение порядка открытия указанных в абзаце втором настоящего пункта счетов и предоставления информации об этих счетах осуществляются Центральным банком Российской Федерации.

3. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Статья 6. Валютные операции резидентов в Российской Федерации

1. Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.

2. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

При этом без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

расчеты за экспорт товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, при условии, что срок возврата валютной выручки от реализации этих товаров на экспорт не будет превышать три года с даты фактического пересечения этими товарами таможенной границы Российской Федерации;

расчеты за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, сроки платежа за которые в соответствии с условиями заключенных договоров превышают 90 дней, при условии, что срок возврата валютной выручки за произведенные строительные и подрядные работы не будет превышать пять лет с даты заключения такого договора;

расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать пять лет с даты его заключения;

переводы физическим лицом резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тысяч долларов США, осуществляемые в течение календарного года в целях «приобретения физическим лицом резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги. Указанные переводы осуществляются физическим лицом резидентом через счет в уполномоченном банке, порядок открытия и ведения которого определяется законодательством Российской Федерации. При переводе физическим лицом резидентом иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, указанное лицо и уполномоченный банк, через который был совершен указанный перевод, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты осуществления такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица резидента, приложив банковские выписки по указанному счету.

Порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), за исключением валютных операций, указанных в абзацах третьем, четвертом и пятом настоящего пункта, определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

3. Резиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил.

Порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, определяет Правительство Российской Федерации.

4. Резиденты имеют право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 4 настоящего Закона.

5. Порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации с последующим представлением информации Верховному Совету Российской Федерации.

6. Физические лица — резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию.

7. Порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей, за исключением случаев, указанных в пункте 6 настоящей статьи, устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

При этом физические лица — резиденты могут единовременно вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США, в том числе в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи. Единовременный вывоз наличной иностранной валюты из Российской Федерации физическими лицами — резидентами в размере, превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США, производится только при наличии разрешения Центрального банка Российской Федерации, выдаваемого в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, в том числе в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

2. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Статья 6.1. Выдача разрешения резиденту

1. Рассмотрение вопроса о выдаче резиденту разрешения, требуемого в соответствии c валютным законодательством, осуществляется органами валютного контроля в пределах их компетенции в двухмесячный срок с даты подачи заявления о выдаче указанного разрешения.

2. В случае непредставления резидентом полного комплекта документов, требуемого в соответствии с установленным порядком, орган валютного контроля в течение одного месяца с даты подачи резидентом заявления о выдаче разрешения обязан запросить у него недостающие документы, которые должны быть представлены резидентом не позднее 10 дней с даты получения запроса.

3. Не позднее двух месяцев с даты подачи резидентом заявления о выдаче разрешения орган валютного контроля обязан выдать резиденту соответствующее разрешение либо представить мотивированный отказ в выдаче такого разрешения.

Статья 7. Счета нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации

1. Нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках.

2. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации устанавливает Центральный банк Российской Федерации.

Статья 8. Валютные операции нерезидентов в Российской Федерации

1. Нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил.

2. Нерезиденты имеют право продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

3. Нерезиденты имеют право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации на основаниях, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом физические лица — нерезиденты могут вывозить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму иностранной валюты, ранее ввезенную, переведенную или пересланную в Российскую Федерацию, с предоставлением документов, подтверждающих ее ввоз, перевод или пересылку в Российскую Федерацию.

4. Порядок перевода, вывоза и пересылки нерезидентами из Российской Федерации валютных ценностей, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Статья 9. Центральный банк Российской Федерации как орган валютного регулирования

1. Центральный банк Российской Федерации является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации.

2. Центральный банк Российской Федерации в рамках настоящего Закона:

а) определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;

в) проводит все виды валютных операций;

г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;

д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

ж) устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

з) готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;

и) выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом.

Усилена административная и уголовная ответственность за незаконный оборот валюты, следует из положений закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов борьбы с экономическими преступлениями и финансированием распространения оружия массового уничтожения».

Документ подписан президентом Узбекистана 15 января, обнародован в газете «Народное слово» и вступает в силу со дня официального опубликования.

Санкция статьи 170 (незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей) Кодекса об административной ответственности теперь включает административный арест на 15 суток или наложение штрафа в сумме 20 минимальных размеров заработной платы с конфискацией валютных ценностей.

Ранее эта же статья предусматривала санкцию только в виде штрафа от 3 до 5 МРЗП с конфискацией валютных ценностей.

Статья 177 Уголовного кодекса (незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей) изложена в новой редакции.

Незаконное приобретение или сбыт гражданами валютных ценностей, совершенные после применения административного взыскания за такие же действия, наказываются штрафом от 75 до 100 МРЗП или исправительными работами от 2 до 3 лет либо ограничением свободы до 1 года или лишением свободы до 1 года.

Ранее незаконное приобретение или сбыт валюты переходили из категории административных правонарушений в категорию уголовных преступлений в случае, если размер ценностей был значительным (от 100 до 300 минимальных размеров заработной платы).

Те же действия, совершенные в значительном размере, наказываются штрафом от 100 до 300 МРЗП или ограничением свободы от 1 года до 3 лет или лишением свободы от 1 года до 3 лет.

Прежде наказание за эти преступления предусматривало штраф до 75 МРЗП или обязательные общественные работы до 360 часов либо исправительные работы до 3 лет.

Те же действия, совершенные повторно или опасным рецидивистом, в крупном размере или по предварительному сговору группой лиц, наказываются штрафом от 300 до 500 МРЗП или ограничением свободы от 3 до 5 лет либо лишением свободы от 3 до 5 лет.

Ранее эти преступления наказывались штрафом от 75 до 200 МРЗП или обязательными общественными работами от 360 до 480 часов.

Те же действия, совершенные в особо крупном размере или организованной группой или в ее интересах наказываются лишением свободы от 5 до 7 лет.

До сего дня предусматривалось наказание в виде штрафа от 200 до 500 МРЗП или ограничением свободы от 1 года до 3 лет либо лишением свободы до 3 лет.

Разработчиками изменений в КоАО и Уголовный кодекс выступили Генеральная прокуратура и Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при ней.

Как мы писали ранее, авторы полагают, что усиление ответственности за незаконный оборот валюты позволит повысить эффективность профилактики валютных преступлений, увеличить размер покупки обменными пунктами у населения иностранной валюты, снизить уровень теневого сектора экономики и устранить каналы неконтролируемого оттока иностранной валюты.

Департамент по борьбе с экономическими преступлениями за 9 месяцев 2018 года выявил 2069 фактов незаконного оборота иностранной валюты (за этот же период 2017 года — 1656), по которым возбуждены 398 (349) уголовных дел и 1671 (1307) административных производств. У правонарушителей изъято 2,8 (3,1) млн долларов и 6,7 (8,7) млрд сумов, всего иностранной валюты в сумовом эквиваленте — 30,5 (23,3) млрд сумов.

Изучение Генпрокуратурой административных производств показало, что в 2016—2017 годах и за девять месяцев 2018 года 192 лица ежегодно от 4 до 6 раз привлекались к административной ответственности за незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей в незначительном размере.

Необходимость принятия поправок обосновывалась тем, что незаконный оборот валюты негативно отражается на реформах в стране, создает предпосылки для формирования теневой экономики, увеличения коррупционной преступности и легализации преступных доходов.