НДС за нерезидента

Содержание

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

И. Агуцкова, заместитель главного бухгалтера

ТОО «Геофизическая компания «Каспий»

КАК УПЛАЧИВАЮТСЯ НАЛОГИ ЗА НЕРЕЗИДЕНТА ЗА ОКАЗАННЫЕ УСЛУГИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ?

Компания работает с российским ООО, которое оказывает услуги по сертификации товаров. Услуги оказываются на территории России. За оказанные услуги ООО выдало акт выполненных работ без счета-фактуры, мотивирую это тем, что оно работает по упрощенной системе. Правильно ли это? Нужно ли компании оплачивать налоги за нерезидента?Нужно ли требовать счет-фактуру?

Согласно статье 346.11 Налогового кодекса РФ:

1. Упрощенная система налогообложения организациями и ИП применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах.

2. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса РФ.

Согласно статье 169 Налогового кодекса РФ:

1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Счета-фактуры составляются в электронной форме по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.

3. Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи:

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса;

2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.

4. Счета-фактуры не составляются налогоплательщиками по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, не указанных в подпункте 12.2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ), а также банками, банком развития — государственной корпорацией, страховщиками, профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и негосударственными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса РФ.

То есть, согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщик обязан выписать счет-фактуру либо дать письменное обоснование со ссылкой на статьи закона, согласно которым счет-фактура не представляется.

Налоги за нерезидента. Согласно статье 192 Налогового кодекса:

1. Доходами нерезидента из источников в РК признаются следующие виды доходов:

2) доходы от выполнения работ, оказания услуг на территории РК;

3) доходы от оказания управленческих, финансовых, консультационных, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже или третейском суде, а также нотариальных услуг) услуг за пределами РК.

Согласно статье 276-4 Налогового кодекса оборотом по реализации работ, услуг в ТС являются обороты в соответствии с пунктом 2 статьи 231 Налогового кодекса, если на основании пункта 2 статьи 276-5 Налогового кодекса местом их реализации признается РК.

Согласно статье 276-5 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена ТС, если:

1) услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта оказаны на территории этого государства;

2) налогоплательщиком этого государства приобретаются:

— консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;

— работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;

— услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя.

Положения настоящего подпункта применяются также при:

— передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав;

— аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств;

— оказании услуг лицом, привлекающим от имени основного участника договора (контракта) другое лицо для выполнения работ, услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

Выводы. Так как работы и услуги, проведенные по сертификации на территории РФ, не указываются в приведенных выше статьях, то соответственно КПН с нерезидента и НДС за нерезидента в данном случае Налоговым кодексом не предусмотрены и соответственно не исчисляются.

При заключении сделок с иностранными поставщиками, не состоящими на налоговом учете в РФ, у российских компаний — покупателей могут возникать обязанности по уплате НДС как у налогового агента или как у импортера товара. Мы подобрали для вас несколько рассмотренных Минфином России ситуаций, когда не вполне очевидно, в каком качестве компания должна уплачивать НДС.

Если российская организация приобретает у иностранного поставщика, не состоящего на налоговом учете в России, товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, она признается налоговым агентом по НДС и должна удержать этот налог из выплачиваемых сумм и уплатить его в российский бюджет (п. 2 ст. 161 НК РФ). Перечисление налога производится одновременно с выплатой денежных средств иностранному поставщику (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Обязанность по уплате НДС возникает у компании и когда она сама ввозит на территорию РФ товары (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

В ряде случаев не всегда понятно, как должен уплачиваться НДС. В частности, могут возникать вопросы о необходимости налогового агентирования, когда иностранный поставщик ввозит товар в Россию и передает его покупателю уже на территории РФ. Неясности с НДС появляются и когда поставка товаров иностранным контрагентом сопровождается выполнением (оказанием) покупателю каких-либо работ (услуг). Или наоборот, выполнение иностранным контрагентом работ (оказание им услуг) связано с ввозом на территорию РФ материальных ценностей, рассматриваемых в качестве товара. Рассмотрим эти ситуации подробнее.

Товар ввозит иностранный поставщик

Ситуация

Российская компания заключила с иностранным продавцом договор на поставку товаров. По его условиям товары ввозятся в Россию силами иностранного поставщика и фактическая передача товаров покупателю происходит уже в России. Является ли ва компания налоговым агентом по НДС?

Решение

Как мы уже указали выше, обязанности налогового агента по НДС возникают, когда местом реализации товара считается территория РФ. А это возможно, только если товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ). Здесь же товар отгружается с территории иностранного государства. Следовательно, местом его реализации территория РФ не признается.

Исходя из этого, Минфин России в письме от 27.02.2018 № 03-08-05/12140 пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации российская организация налоговым агентом по НДС не является.

Не будет у нее обязанностей налогового агента и в отношении услуг по доставке товара иностранным поставщиком. Это связано с тем, что услуги по перевозке или транспортировке товаров, оказываемые иностранными организациями, не облагаются НДС, так как местом реализации таких услуг территория РФ не признается (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

А вот если помимо доставки товара в Россию иностранный поставщик выполняет работы по монтажу, пуску и наладке поставленного оборудования, российской компании — покупателю нужно будет исчислить НДС со стоимости таких работ, удержать его из выплачиваемых иностранному поставщику сумм и уплатить в бюджет. Ведь согласно подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ, когда работы непосредственно связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ, местом реализации таких работ считается территория РФ. Соответственно, российская организация, приобретающая у иностранной компании, не состоящей на учете в налоговом органе РФ, работы по монтажу, пуску и наладке ввезенного на территорию России оборудования, является налоговым агентом, обязанным исчислить и уплатить НДС в бюджет (письмо Минфина России от 05.12.2016 № 03-07-08/72092).

Работы по изготовлению товаров

Российский индивидуальный предприниматель заключил с иностранным контрагентом договор на изготовление товаров, которые затем бизнесмен ввозит в Россию. Должен ли предприниматель исполнять обязанности налогового агента по НДС при оплате работ по изготовлению товаров?

Финансисты в письме от 24.03.2014 № 03-07-14/12827 разъяснили, что обязанности налогового агента по НДС у российского предпринимателя не возникает. Ведь выполнение работ по изготовлению товаров происходит за пределами России. А местом реализации работ (услуг), связанных непосредственно с находящимся за пределами России движимым имуществом, территория РФ не является (подп. 2 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Но если изготовленные за границей товары предприниматель ввозит в РФ, данная операция подлежит обложению НДС на основании подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ. Соответственно, бизнесмен как импортер должен будет уплатить НДС на таможне.

А вот если иностранный контрагент изготавливает товары в России, у российской компании — покупателя появляются обязанности налогового агента по НДС. В этом случае товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится в России, поэтому местом его реализации считается территория РФ (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ). К аналогичному выводу пришел и Минфин России в письме от 20.08.2018 № 03-07-13/1/58786. В нем рассмотрена ситуация, когда казахстанская организация на арендованном складе в России размещает самостоятельно ввезенное из Республики Казахстан сырье. В соответствии с договором о давальческой переработке она передает это сырье российскому изготовителю и забирает произведенную из этого сырья готовую продукцию. Данную продукцию у иностранной организации приобретает российская компания. Ее интересовало, должна ли она исполнять обязанности налогового агента по НДС?

Финансисты указали, что местом реализации товаров, находящихся на территории РФ после их изготовления из давальческого сырья, ввезенного в Россию из Республики Казахстан, признается территория РФ и их реализация является объектом налогообложения НДС. Поэтому российская компания, приобретающая такие товары, как налоговый агент должна исчислить НДС, удержать его из выплачиваемых казахстанской организации доходов и уплатить в бюджет.

Ввоз товара из страны ЕАЭС по «чужому» договору

Российская организация заключила с чешской компанией договор на поставку товара. Этот товар чешская компания закупает у казахстанского продавца. Российская организация ввозит товар из Казахстана и уже на территории РФ приобретает его у чешской компании. Как российская организация — покупатель в этом случае должна уплачивать НДС?

Специалисты финансового ведомства в письме от 26.10.2018 № 03-07-13/1/77090 пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации российская организация — покупатель уплачивает НДС как налоговый агент. Ведь чешская компания продает российской организации товар, который уже ввезен в Россию и в момент начала отгрузки находится на территории РФ. Следовательно, местом его реализации считается территория РФ (подп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ) и у российской организации — покупателя в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ появляются обязанности налогового агента по НДС.

Отметим, что при ввозе товаров у компании не будет обязанности по уплате НДС в силу следующего. Порядок уплаты НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС регулируется положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющимся Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол). Из пункта 13 Протокола следует, что НДС при ввозе товара в Россию из страны ЕАЭС взимается российским налоговым органом по месту постановки на учет собственника товара. Таковым признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором. Поскольку товар ввозится по договору между чешской компанией и казахстанским продавцом, и к российской организации право собственности на товар по этому договору не переходит, она не является плательщиком НДС при ввозе товара.

Покупка в рамках соглашения о разделе продукции

Российская компания, действующая в рамках соглашения о разделе продукции, приобретает товары, ввезенные в Россию, у иностранных лиц. Соглашением предусмотрено, что его участники освобождаются от уплаты НДС на весь импорт, включая ввозимые товары, работы, оборудование, услуги, ссуды и другие формы финансирования. Следует ли компании при покупке товара уплачивать НДС как налоговому агенту?

Специалисты финансового ведомства в письме от 21.06.2016 № 03-06-06-06/35947 разъяснили, что исходя из условий соглашения, его участники освобождены от уплаты НДС только при ввозе товаров. При этом освобождение распространяется на них как на налогоплательщиков. В случае приобретения товаров у иностранного продавца на территории России обязанность по уплате НДС возникает у покупателя не как у налогоплательщика, а как у налогового агента. А в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, или нет. Таким образом, российская компания, действующая в рамках соглашения о разделе продукции, при приобретении ввезенных в Россию товаров у иностранных лиц должна уплатить НДС как налоговый агент.

Покупка бывшего предмета лизинга, ввезенного из страны ЕАЭС

Российская компания заключила с белорусской организацией договор на покупку комбайнов. Эти комбайны ранее были ввезены в Россию по договору лизинга, заключенному белорусской организацией с другой российской компанией, который был расторгнут. НДС при ввозе по данному договору не уплачивался. Как российская компания — покупатель должна исчислять НДС при заключении договора купли-продажи с белорусским продавцом: как налоговый агент или как импортер товара?

Пунктом 13.4 Протокола предусмотрено, что при приобретении ранее импортированных товаров, по которым не были уплачены косвенные налоги, их уплату производит покупатель из страны ЕАЭС, на территорию которой импортированы товары. Исходя из этого, в письме от 09.12.2016 № 03-07-13/1/73742 финансисты указали, что по комбайнам, ранее ввезенным в Россию с территории Республики Беларусь и реализуемым на территории РФ белорусской организацией, НДС уплачивается российской компанией, приобретающей такие товары на основании договора (контракта), заключенного с белорусской организацией. То есть покупатель перечисляет НДС как импортер.

Ввоз товаров, по которым уплачиваются лицензионные платежи

Российская компания ввозит на территорию РФ товары. Согласно контракту с иностранным контрагентом по этим товарам компания будет уплачивать лицензионные платежи.

При ввозе товаров на территорию РФ налоговая база по НДС исчисляется исходя из таможенной стоимости товаров (п. 1 ст. 160 НК РФ). В таможенную стоимость включаются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, относящиеся к ввозимым товарам, которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары (подп. 7 п. 1 ст. 40 ТК ЕАЭС). Таким образом, при ввозе товара, по которому российская компания — покупатель будет уплачивать лицензионные платежи, НДС исчисляется, в том числе и со стоимости этих лицензионных платежей.

Местом реализации услуг для целей НДС при передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав российской компании является территория РФ (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Следовательно, российская компания при выплате иностранной компании лицензионных платежей является налоговым агентом по НДС и должна удерживать налог из перечисляемых сумм и уплачивать его в бюджет.

Но не возникает ли в этом случае двойного налогообложения, поскольку одни и те же суммы лицензионных платежей облагаются НДС дважды: первый раз при ввозе товара на территорию РФ и второй — при перечислении лицензионных платежей?

В письме от 04.08.2016 № 03-10-11/45719 Минфин России разъяснил, что в данной ситуации имеет место налогообложение разных лиц, а именно: лица, осуществившего ввоз товаров, и лицензиара. В первом случае объектом налогообложения является ввоз товаров на территорию РФ (подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ), во втором случае — передача имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Причем во втором случае российская организация является не налогоплательщиком, а налоговым агентом. Таким образом, никакого двойного налогообложения нет.

Ввоз результата работ

Российская компания заключила с иностранным контрагентом контракт на выполнение работ за пределами РФ по разработке конструкторской документации двух технологических образцов. Общая цена контракта разбита на две составляющие: стоимость разработки конструкторской документации и стоимость изготовления технологических образцов. Это было сделано в целях поэтапной оплаты. Главной целью контракта была поставка технологических образцов, а разработка конструкторской документации представляла собой предварительный этап, необходимый для их изготовления.

Компания оплатила стоимость работ по разработке конструкторской документации. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ признается территория РФ, если покупатель работ осуществляет деятельность в России. В связи с этим компания как налоговый агент удержала из выплачиваемых сумм и перечислила в бюджет НДС.

При ввозе изготовленных технологических образцов в Россию компания уплатила НДС на таможне исходя из стоимости изготовления технологических образцов, выделенной в контракте. Вместе с таможенной декларацией она представила документы, подтверждающие, что со стоимости выполненных работ по разработке конструкторской документации НДС был уплачен ею в полном объеме до ввоза технологических образцов. Однако по результатам таможенного контроля таможенным органом было принято решение о корректировке таможенной стоимости ввезенных образцов на стоимость разработки конструкторской документации. В связи с этим компании со стоимости работ пришлось еще раз уплатить НДС. Насколько обоснованно такое двойное налогообложение?

В письме от 26.10.2017 № 03-07-08/70335 специалисты финансового ведомства указали, что если покупателем работ является российская организация, она как налоговый агент должна уплатить НДС с их стоимости. Вместе с тем согласно подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается ввоз товаров на территорию РФ. Поэтому взимание НДС при ввозе товаров, для производства которых на территории иностранного государства использовались вышеуказанные работы, является правомерным.

Таким образом, Минфин России считает обоснованным уплату НДС со стоимости работ дважды: в качестве налогового агента при перечислении иностранному контрагенту денежных сумм в оплату работ, и на таможне при ввозе результата работ в составе таможенной стоимости.

А вот суды с таким подходом не согласны. Примером является постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.08.2018 по делу № А53-22875/2017. В этом деле российская компания заключила с иностранным контрагентом договор на проведение проектных работ и поставку документации по месту строительства объекта недвижимости на территории РФ. При оплате проектных работ компания как налоговый агент уплатила НДС. Проектная документация была получена компанией по почте. Ее декларирование на таможне не производилось.

В рамках проверки таможенный орган обнаружил незадекларированную проектную документацию и доначислил компании НДС. Контролеры указали, что НДС не только является косвенным налогом, уплачиваемым конечным потребителем при покупке товаров и услуг, но и видом таможенного платежа, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Поэтому НДС, подлежащий уплате в силу ст. 161 НК РФ, и НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, не являются тождественными обязательными платежами.

При ввозе проектной документации на бумажном носителе и CD-дисках компании нужно было исполнить обязанность налогоплательщика по исчислению и уплате НДС, а при оплате стоимости услуг за выполнение проектных работ и поставку документации по месту строительства объекта недвижимости в РФ – обязанность налогового агента по перечислению НДС в бюджет. Указанные обязанности компании не связаны между собой и самостоятельны по отношению друг к другу.

Суд первой инстанции встал на защиту компании. Он указал, что в соответствии со ст. 4 ТК ТС товаром считается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу. Согласно ст. 1 Федерального закона от 29.12.94 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» документ – это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения. В результате выполнения работ компания получила материальные носители с информацией, которые признаются товаром.

Таможенный орган считает, что компания должна была уплатить НДС как налоговый агент, а также, заплатить НДС в составе таможенных пошлин при ввозе проектной документации. Однако указанную позицию нельзя признать верной, поскольку одна и та же сделка не может являться двумя различными объектами налогообложения по одному налогу. Перечисляя НДС в бюджет как налоговый агент, компания исходила из того, что она оплачивает не сам процесс выполнения работ, а то материальное благо, которое получает от факта их выполнения. В данном случае таковым является проектная документация. Поэтому при ее ввозе повторная уплата НДС не осуществляется.

Суд первой инстанции также отметил, что установив в ходе проверки факт не декларирования товара, ввезенного в Россию, таможенный орган тем самым признал отсутствие факта выполнения указанных проектных работ и, следовательно, необходимости исчисления суммы НДС по указанным договорам в порядке ст. 161 НК РФ. В результате суд пришел к выводу, что доначисление НДС таможней произведено необоснованно и у компании отсутствует реальная задолженность по НДС перед бюджетом. Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим согласились.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

А. Калденбергер, магистр учета и аудита,

профессиональный бухгалтер РК, CAP, DipIFR

МОЖНО ЛИ ПРИНЯТЬ НДС ЗА НЕРЕЗИДЕНТА В ЗАЧЕТ, И КАКИЕ ПРИ ЭТОМ СОСТАВЛЯЮТСЯ ПРОВОДКИ?

ТОО заключило договор на оказание консалтинговых услуг с нерезидентом. Нерезидент не является плательщиком НДС в РК и не осуществляет деятельность в РК через филиал, представительство. Местом реализации консалтинговых услуг признавалась РК. Акт выполненных работ на оказание услуг от 25.11.2013 года, где облагаемый оборот составил 77 548 тенге, а сумму НДС в зачет составила 9 306 тенге. 27 января 2014 года оплатили НДС в сумме 9 306 тенге. Проводки сделали следующие: ДТ 7211 КТ 3310 — подписали АВР на сумму 77 548 тенге ДТ 1420 КТ 3310 — выделен НДСДТ 3130 КТ 1030 — оплата НДС за нерезидента. Может ли ТОО взять в зачет сумму НДС за нерезидента? И как правильно сделать корреспонденцию счетов?

Согласно пункту 1 статьи 256 Налогового кодекса, а также подпункту 4 пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса, при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются следующие условия, в том числе и в случаях, предусмотренных статьей 241 Налогового кодекса, исполнено налоговое обязательство по уплате налога на добавленную стоимость.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет в соответствии с пунктом 1 данной статьи, является сумма налога, которая указана в платежном документе или документе, выданном налоговым органом и подтверждающем уплату налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 241 Налогового кодекса.

Таким образом, на основании вышеизложенного, НДС за нерезидента подлежит зачету, в случае если полученные услуги от нерезидента используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, и при исполнении налогового обязательства по уплате налога на добавленную стоимость. Сумма НДС подлежит зачету в том периоде, в котором произошла его уплата.

Варианты проводок в данной ситуации могут быть различные.

Рекомендуемые проводки:

Д-т

К-т

На стоимость полученных услуг

7210 (или другие расходные счета)

Оплата стоимости услуг нерезиденту

На сумму НДС, подлежащую оплате в бюджет за нерезидента

3130/НДС за нерезидента

(либо 3190/НДС за нерезидента)

Оплата НДС за нерезидента

3130/НДС за нерезидента

(либо 3190/НДС за нерезидента)

Принят НДС, уплаченный за нерезидента в зачет

Либо можно ограничиться следующими проводками:

Д-т

К-т

На стоимость полученных услуг

7210 (или другие расходные счета)

На сумму НДС, уплаченную за нерезидента

Оплата стоимости услуг нерезиденту

Либо есть еще один вариант с использованием счета 1630. Данный счет является вспомогательным или транзитным в данном случае:

Разделы: Налог на добавленную стоимость

При оказании услуг иностранной организации, не состоящей на налоговом учете в Российской Федерации, российской организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, налог не уплачивается.
Об этом Письмо УФНС РФ по г. Москве от 07.10.2008 N 19-11/93931.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению отступного и новации, а также передача имущественных прав.
При определении места реализации работ (услуг) для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость следует руководствоваться положениями ст. 148 Кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пп. 5 п. 1 поименованной статьи , местом реализации работ (услуг) является место деятельности организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги).
Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих виды работ (оказывающих виды услуг), не предусмотренные пп. 1 — 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя ( п. 2 ст. 148 НК РФ).
Подпункты 1 — 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса являются исключением из данного правила.
В соответствии с пп. 4 п. 1.1 названной статьи в целях исчисления налога на добавленную стоимость местом реализации услуг не признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Положения настоящего пункта применяются, в частности, при оказании консультационных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации.
При этом в соответствии с п. 4 поименованной статьи Кодекса документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Вместе с тем налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет ( ст. 24 НК РФ).
Налоговые агенты удерживают у налогоплательщиков налог на добавленную стоимость и перечисляют его в бюджет только в случаях, перечисленных в ст. 161 Кодекса.
Так, на основании п. 1 поименованной статьи при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.
Согласно п. 2 названной статьи налоговая база, указанная в п. 1 данной статьи , определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.
Одновременно следует учитывать, что согласно п. 2 ст. 346.11 гл. 26.2 »Упрощенная система налогообложения» Кодекса организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.

АО — российская компания (Исполнитель) — заключило договор с иностранной компанией (Заказчик) на выполнение работ, связанных с организацией и проведением в РФ мероприятий (конференций, круглых столов, выставок, панельных дискуссий, форумов) в интересах Заказчика, целью которых является стимулирование продаж продукции Заказчика.
Организация-исполнитель является организатором мероприятий (конференций, круглых столов, выставок, панельных дискуссий, форумов). Участниками таких мероприятий (помимо российских организаций) могут быть и иностранные организации, не имеющие представительства в РФ, с которыми заключаются указанные в вопросе договоры. При этом такие договоры могут заключаться и с организациями-участниками ЕАЭС.
В перечень работ, в частности, входят:
— предоставление Заказчику статусов в рамках проводимых Заказчиком мероприятий (конференциях, круглых столах, выставках, панельных дискуссиях, форумах);
— предоставление Заказчику услуг по участию в мероприятиях;
— предоставление Заказчику рекламно-информационных и (или) информационных услуг по размещению рекламной и (или) иной информации в рамках соответствующих мероприятий.
Оплата услуг производится в валюте.
Иностранная компания не имеет на территории РФ представительства. В дополнение к договору заказчик письменно подтвердил, что:
— иностранная компания не имеет государственной регистрации в РФ (не имеет свидетельства о регистрации, ИНН);
— в учредительных документах иностранной компании территория РФ как непосредственное место осуществления деятельности организации не установлена (в учредительных документах отсутствует указание на наличие постоянно действующего исполнительного органа организации на территории РФ).
1. Является ли местом реализации данных услуг территория РФ и, соответственно, облагается ли такая реализация НДС?
2. Если российская компания (Исполнитель) для выполнения заказа нерезидента привлекает третьих лиц на территории РФ, подпадают ли ее действия под условия пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ?
3. Какими документами российская организация должна подтвердить в налоговом органе свое право (если таковое имеется) не начислять НДС при реализации услуг нерезиденту?

10 июля 2018

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если речь идет о реализации рекламных, маркетинговых, информационных услуг (иных услуг, поименованных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ) и они являются основными с точки зрения п. 3 ст. 148 НК РФ, а остальные оказываемые услуги носят вспомогательный характер, то оказание таких услуг иностранным организациям, не имеющим представительства на территории РФ, не признается объектом обложения НДС на территории РФ.
Такие услуги не облагаются НДС независимо от того, оказывает ли организация рассматриваемые услуги собственными силами, или с участием третьих лиц.
Вместе с тем, поскольку, по сути, организация оказывает комплексную услугу (пакетную услугу), ее квалификация в качестве рекламной и пр., неоднозначна (смотрите п. 4 ответа). Решение вопроса с местом реализации услуг будет зависеть от того, какая услуга является основной, а какая вспомогательной.

Обоснование позиции:

Определение места реализации услуг

Исходя из положений ст. 161 НК РФ, налогоплательщик признается налоговым агентом по НДС, в том числе при приобретении товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ (п.п. 1, 2 ст. 161 НК РФ), если иное не предусмотрено п.п. 3 и 9 ст. 174.2 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается, в частности, реализация работ, услуг на территории РФ. Место реализации работ (услуг) определяется в соответствии со ст. 148 НК РФ и зависит, в том числе, от вида оказываемых услуг (выполняемых работ). Смотрите письма Минфина России от 05.02.2018 N 03-07-08/6574, от 12.09.2017 N 03-07-08/58779, от 17.08.2017 N 03-07-11/52821.
Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2.1 ст. 148 НК РФ, в целях главы 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории РФ. Положение пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
В свою очередь, пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ применяется, в том числе, в отношении консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, за исключением услуг, указанных в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации, а также оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом.
При этом на практике определить, относится ли конкретная оказанная услуга к перечисленным в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, бывает затруднительно, поскольку для целей применения названной нормы приведены определения только инжиниринговых услуг и услуг по обработке информации.
При этом, как определено п. 3 ст. 148 НК РФ, в случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг).
В Вашем случае ситуация складывается так, что услуги не могут быть квалифицированы однозначно. Так (мы используем формулировки вопроса), речь может идти об оказании, как минимум:
— маркетинговых услуг — проведение «мероприятий (конференций, круглых столов, выставок, панельных дискуссий, форумов) в интересах Заказчика, целью которых является стимулирование продаж продукции Заказчика»;
— услуг организации выставок и пр. мероприятий («предоставлять Заказчику статусы в рамках проводимых Заказчиком мероприятий (конференциях, круглых столах, выставках, панельных дискуссиях, форумах)»);
— рекламных услуг, информационных услуг («предоставлять Заказчику рекламно-информационные и/или информационные услуги по размещению рекламной и/или иной информации в рамках соответствующих мероприятий»).
Причем такой вид деятельности с большой долей вероятности предполагает оказание и иных услуг. Поэтому определить, какая услуга в Вашем случае является основной, а какая вспомогательной, должна сама организация.
1. В частности, в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ не раскрывается понятие рекламных услуг.
В силу п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Представители финансового ведомства рекомендуют при отнесении услуг к рекламным руководствоваться нормами Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ) (письмо Минфина России от 03.06.2009 N 03-07-08/118).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования являются товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона N 38-ФЗ). Участниками отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы, являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. При этом рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
По нашему мнению, участие иностранных компаний в указанных в вопросе мероприятиях с целью стимулирования продаж можно рассматривать как рекламу. Так как участие в таких мероприятиях направлено на привлечение внимания к продукции заказчика неопределенного круга лиц.
По мнению Минфина России, приведенному в письме от 20.08.2014 N 03-07-08/41609, услуги по организации на территории РФ выставок для рекламирования с участием иностранных и российских лиц для целей применения НДС следует относить к категории рекламных услуг. В связи с чем такие услуги, оказываемые российской организацией иностранным лицам, не зарегистрированным на территории РФ, объектом налогообложения НДС на территории РФ не являются. В письме Минфина России от 05.02.2018 N 03-07-08/6574 также сделан вывод, что работы (услуги) по обеспечению участия в конгрессно-выставочном мероприятии для целей применения НДС возможно относить к категории рекламных услуг. Тот же вывод сделан в отношении услуг по организации выставки, носящей рекламный характер, в письме Минфина России от 04.07.2016 N 03-07-08/38984. Смотрите также письма Минфина России от 24.06.2013 N 03-07-08/23692, от 03.04.2012 N 03-07-08/94, от 01.02.2012 N 03-07-08/21, от 17.06.2009 N 03-07-08/135, от 26.03.2008 N 03-07-08/69.
Поэтому мы полагаем, что в зависимости от вида проводимых мероприятий услуги по обеспечению участия в мероприятиях могут быть отнесены к услугам рекламного характера.
Таким образом, местом реализации рекламных услуг, оказываемых иностранным компаниям, не имеющим представительства на территории РФ, территория РФ не является. Соответственно, данные услуги НДС в РФ не облагаются (смотрите также письма Минфина России от 24.10.2017 N 03-07-08/69672, от 18.07.2011 N 03-07-08/225, от 08.05.2009 N 03-07-08/107).
2. Маркетинговые услуги.
Ситуация с ними складывается так же, как и с рекламными. В отношении отнесения услуг к маркетинговым разъяснения даны в письме ФНС России от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@.
А в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК029-2014 (КДЕС Ред.2) (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст) упоминание маркетинга дано по коду 73.1 «Деятельность рекламная», а именно «Деятельность рекламных агентств» (код 73.11) — эта группировка включает, в частности, проведение маркетинговых исследований и прочие услуги в сфере рекламы, нацеленные на привлечение и удержание клиентов, промо-акции продукции, маркетинговые исследования пунктов продаж, адресную рассылку рекламных материалов, консультирование в области маркетинга.
Как видим, маркетинговые и рекламные услуги здесь связаны именно с рекламной деятельностью. Подтвердить сказанное можно письмом Минфина России от 30.05.2017 N 03-07-08/33135. По ситуации, когда российская компания оказывает иностранной организации маркетинговые и рекламные услуги, представлен следующий вывод: если фактическим покупателем вышеуказанных услуг, оказываемых российской организацией, является иностранная организация, то местом реализации указанных работ территория РФ не признается, и, соответственно, такие работы НДС в Российской Федерации не облагаются (смотрите также письмо Минфина России от 02.06.2016 N 03-07-08/31814).
3. Информационные услуги. Вопрос определения места реализации таких услуг для целей НДС решается аналогично рекламным и маркетинговым (письмо Минфина России от 25.04.2013 N 03-07-08/14625).
При этом, на наш взгляд, такие услуги (рекламные, маркетинговые, информационные) не облагаются НДС независимо от того, оказывает ли организация рассматриваемые услуги собственными силами, или с участием третьих лиц, так как в целях применения положений пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ и пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ определяющим условием является вид оказания услуг. Названными нормами не установлено условие, что исполнитель должен оказывать услуги только собственными силами.
При этом услуги, приобретаемые российской организацией у других российских организаций и используемых для оказания рекламных услуг иностранной организации, облагаются НДС в общеустановленном порядке (если поставщик услуг применяет общую систему налогообложения) (письмо Минфина России от 28.11.2008 N 03-07-08/261).
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с п. 4 ст. 148 НК РФ (если иное не предусмотрено п. 5 ст. 148 НК РФ), являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
Обратим также внимание на письмо Минфина России от 12.09.2017 N 03-07-08/58779. Здесь сообщено, что согласно мировой практике применения НДС основным принципом является взимание этого налога по месту деятельности продавца работ (услуг). В Российской Федерации данный порядок определен пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ (исключения составляют работы (услуги), перечисленные в пп.пп. 1, 2 и 3 указанного пункта). Вместе с тем при определении места реализации по некоторым работам (услугам) за основу принимается место деятельности их покупателя. К таким работам (услугам), например, относятся консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, услуги по обработке информации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, услуги по аренде движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств), передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав, а также ряд других работ (услуг), перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Таким образом, если законодательство по НДС иностранного государства, с резидентом которого российским лицом заключается контракт на выполнение работ (оказание услуг), основано на тех же принципах определения места реализации работ (услуг) в целях налогообложения НДС, то двойного налогообложения не возникает. Однако на практике не исключены случаи, когда подобная ситуация может возникнуть из-за различного подхода к определению места реализации работ (услуг) в налоговом законодательстве двух государств. Каких-либо методов устранения возникающего в этом случае двойного налогообложения НДС главой 21 НК РФ не предусмотрено.
4. Вместе с тем, как уже сказано выше, в силу комплексного характера услуг они могут быть квалифицированы и иным образом.
Так, согласно пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг признается РФ, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных пп.пп. 1-4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ) (письмо Минфина России от 22.02.2018 N 03-07-08/11179).
Следовательно, если из документов (договор (контракт), акты выполненных работ, отчеты о проделанной работе и т.п.) будет следовать, что иностранной организации оказываются иные услуги (работы), не приведенные в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, то местом выполнения таких услуг будет считаться территория РФ. Соответственно, такие услуги будут подлежать обложению НДС у российской организации.
В этой связи приведем письмо Минфина России от 09.02.2018 N 03-07-08/7923, где был рассмотрен вопрос обложения НДС услуг иностранной организации по организации для российской организации, форумов, конференций, иных аналогичных мероприятий (пакетных услуг) за рубежом. То есть «зеркальная» Вашей ситуация.
Пакетные услуги по организации мероприятий включали в себя аренду помещений, организацию освещения и звукового сопровождения, копировальные и печатные услуги (рекламная продукция с логотипом), аренду аудио и видеооборудования, аренду мебели, услуги по оформлению и монтажу сцены, услуги фотографа, услуги переводчика, буфетное обслуживание участников мероприятий, транспортные услуги и иные сопутствующие услуги.
Финансовое ведомство разъяснило, со ссылкой на пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, что поскольку услуги по организации проведения конференций, форумов и других аналогичных мероприятий, в пп.пп. 1-4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ не поименованы, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранной организацией российской организации, территория РФ не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению НДС в Российской Федерации.
В письме Минфина России от 14.10.2009 N 03-07-08/205 подобный вывод представлен в отношении применения НДС в отношении услуг по предоставлению в аренду площадей для проведения выставок и выставочных мероприятий, а также других работ и услуг (строительство, охрана и уборка стендов, размещении информации об участнике выставки и т.п.), оказываемых российской организацией иностранной организации в рамках проведения выставок на территории Российской Федерации (смотрите также письма Управления МНС по г. Москве от 11.06.2004 N 24-11/39269, Минфина России от 02.09.2015 N 03-07-08/50437).
Следовательно, если применить такой подход к Вашей ситуации, то местом реализации услуг будет являться РФ (место ведения деятельности исполнителя, российской организации).

Договоры с контрагентами из ЕАЭС

Если организация будет заключать договоры на оказание указанных в вопросе услуг с организациями — участниками ЕАЭС, необходимо иметь в виду следующее.
Порядок взимания косвенных налогов (в т.ч. российского НДС) при выполнении работ, оказании услуг между странами — участниками ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) регулируется разделом IV Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.).
При выполнении работ, оказании услуг в государствах ЕАЭС налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства-члена, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено разделом IV Протокола (п. 28 Протокола).
Место реализации работ, услуг в ЕАЭС определяется в соответствии с Протоколом. Так, согласно пп. 4 п. 29 Протокола местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если налогоплательщиком этого государства-члена приобретаются, в том числе, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы (письма Минфина России от 11.10.2017 N 03-07-13/1/66402, от 02.09.2016 N 03-07-13/1/51483, от 18.05.2015 N 03-07-08/28428).
Понятия названных услуг приведены в п. 2 Протокола.
В частности, согласно п. 2 Протокола «рекламные услуги» — услуги по созданию, распространению и размещению информации, предназначенной для неопределенного круга лиц и призванной формировать или поддерживать интерес к юридическому или физическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам, с помощью любых средств и в любой форме. То есть данное определение соответствует понятию рекламы, приведенному в Законе N 38-ФЗ.
«Маркетинговые услуги» — услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг) в целях определения мер по созданию необходимых экономических условий производства и обращения товаров (работ, услуг), включая характеристику товаров (работ, услуг), выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы.
«Услуги по обработке информации» — услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации.
То есть рассмотренные выше нормы главы 21 НК РФ аналогичны положениям Договора и Протокола.
Таким образом, если покупателем рассматриваемых услуг, оказываемых российской организацией, является организация — участник ЕАЭС, местом реализации таких услуг признается территория организации — участника ЕАЭС, и, соответственно, такие услуги не являются объектом налогообложения НДС на территории РФ.
Смотрите дополнительно письма Минфина России от 08.08.2016 N 03-07-13/1/46363, от 02.09.2016 N 03-07-13/1/51483 (в отношении рекламных услуг), от 11.10.2017 N 03-07-13/1/66402 (в отношении услуг, оказываемых российской компании по организации выставок с целью размещения информации на территории страны-участника).
Вместе с тем аналогично положениям пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ в соответствии с пп. 5 п. 29 Протокола в случае, если оказанные налогоплательщиком услуги фактически не относятся к вышеуказанным услугам, а также не поименованы в пп.пп. 1-4 п. 29 Протокола, то местом реализации таких услуг признается территория РФ и, соответственно, такие услуги облагаются НДС в РФ (письмо ФНС России от 15.02.2017 N СД-4-3/2771).

К сведению:
Подпунктом 2 п. 2 ст. 170 НК РФ предусмотрено, что суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации, в частности услуг, местом реализации которых не признается территория РФ, не принимаются к вычету, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) (письма Минфина России от 09.04.2013 N 03-07-08/11612, УФНС России по г. Москве от 11.03.2010 N 16-15/25433).
В связи с этим на основании п. 4 ст. 170 НК РФ у организации при оказании рекламных услуг иностранным организациям, местом реализации которых не признается территория РФ, может возникнуть необходимость ведения раздельного учета «входного» НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Место реализации работ и услуг для целей НДС;
— Энциклопедия решений. Место реализации НИОКР, консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг и т.п. для целей НДС;
— Энциклопедия решений. Место реализации маркетинговых услуг для целей НДС;
— Энциклопедия решений. Место реализации рекламных услуг для целей НДС;
— Энциклопедия решений. Место реализации инжиниринговых услуг для целей НДС.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена