Мса 500

: Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита. Сфера применения МСА 210: Согласование условий АЗ (аудиторского задания) с руководством, установление обязательных условий для проведения аудита, которые возложены на руководство. Стандарт действует с 15.12.2009. Цель: Принять предложение о аудите или предложить аудит в случае согласования основных условий: факт условий установлен и стороны достигли единого понимания условий АЗ. Определения: обязательные условия проведения аудита-допущение об ответственности руководства и использование приемлемой концепции подготовки отчетности. Руководство — это руководство и (или) лица, отвечающие за корпоративное управление. Требования: Определяем существуют ли обязательные условия для проведения аудита:

  • тестируем концепцию использованной при подготовке отчетности;
  • согласие руководства об осознание своей ответственности в отношении: подготовки отчетности и достоверного ее представления, внутреннего контроля, который исключает существенные ошибки;
  • обеспечить доступ аудитора ко всей информации которая имеет значение для финансовой отчетности.

Ограничение объема работ в рамках аудита, которое приводит к отказу от выражения мнения, в этом случае аудитор не принимает предложение о проведении аудита. Исключение: требование закона и нормативных актов. Аудитор не принимает предложение о проведении аудита, если:

  • концепция подготовки фин. отчетности является неприемлемой;
  • согласия от руководства не получено (см. пункт Требования).

Аудитор согласует АЗ с руководством посменно (письмо-соглашение, иной документ):

  • цель и объем аудита финансовой отчетности;
  • обязанности аудитора;
  • обязанности руководства;
  • указание на применимую концепцию подготовки финансовой отчетности;
  • описание предполагаемой формы и содержания заключений и отчетов.

АЗ можно не согласовывать если оно регламентируется законом, нормативным актом. При повторных АЗ необходимо оценить необходимость пересмотра АЗ. Аудитору запрещено вносить изменения в АЗ, если для этого отсутствует разумное обоснование. В случае замены аудита на проверку, которая обеспечивает более низкий уровень уверенности, аудитор должен определить, существует для этого разумное обоснование. При изменении условий АЗ, аудитор и руководство должны согласовать и изложить новые условия письменно. Если новые условия согласовать невозможно, а на старых условиях не разрешают работать, то:

  • отказаться от проведения этого АЗ, если это допускается в соответствии с применимыми законами или нормативными актами;
  • определить, предусмотрена ли обязанность докладывать о таких обстоятельствах третьим лицам.

Если стандарты финансовой отчетности, дополнены законами или нормативными актами, аудитор должен определить нет ли противоречий между стандартами и дополнениями. Если противоречия выявлены, тогда необходимо обсудить с руководством характер требований и согласовать один из вариантов:

  • дополнительно раскрываются требования в отчетности;
  • соответствующем образом должна быть отредактирована концепция подготовки финансовой отчетности.

Если ни один из этих двух вариантов действий не возможен, аудитор должен определить, не следует ли ему видоизменить его аудиторское мнение в соответствии с MCA 705. Концепция подготовки финансовой отчетности предписана законом или нормативным актом – прочие факторы, оказывающие влияние на принятие условий задания. Концепция подготовки финансовой отчетности, предписанная законом неприемлема, тогда аудитор может принять предложение о выполнении АЗ при условии:

  1. руководство согласно обеспечить дополнительное раскрытие в фин. отчетности;
  2. в АЗ признается:
  • в аудиторском заключение будет абзац привлекающий внимание (МСА 706 «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения»);
  • аудиторское мнение не должно содержать выражений, как «представлена достоверно во всех существенных аспектах” или «дает правдивое и достоверное представление”, за исключением случаев, когда от аудитора требуется законами.

Если этих условий нет, то:

  • Необходимо оценить это влияние на аудиторское заключение;
  • Включить упоминание об этом в условия АЗ.

Иногда закон предписывает формулировки аудиторского заключения отличные от МСА, тогда: тест на неверное понимание пользователями неопределенности, которую они почерпнут из аудита, если да, тогда выяснить возможно ли уменьшить непонимание дополнительным пояснением в аудиторском заключении, если нет, то не принимать предложение об аудите, за исключением требования закона. В этом случае в аудиторском заключении не делается ссылка, что аудит проведен в соответствии с МСА.

Международные стандарты аудита (МСА) (англ. International Standards on Auditing (ISA)) — международные профессиональные стандарты для осуществления аудиторскойдеятельности. Они издаются Международной федерацией бухгалтеров через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

Вводные аспекты

Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг

Международный стандарт контроля качества (МСКК) 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»

Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита

Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность

200—299 Общие принципы и Обязанности

Международный стандарт аудита (МСА) 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»

Международный стандарт аудита (МСА) 210 «Согласование условий аудиторских заданий»

Международный стандарт аудита (МСА) 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»

Международный стандарт аудита (МСА) 230 «Аудиторская документация»

Международный стандарт аудита (МСА) 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности»

Международный стандарт аудита (МСА) 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»

Международный стандарт аудита (МСА) 260 «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»

Международный стандарт аудита (МСА) 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»

300—499 Оценка рисков и противодействие выявленным рискам

Международный стандарт аудита (МСА) 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»

Международный стандарт аудита (МСА) 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»

Международный стандарт аудита (МСА) 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»

Международный стандарт аудита (МСА) 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»

Международный стандарт аудита (МСА) 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации»

Международный стандарт аудита (МСА) 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»

500—599 Аудиторские доказательства

Международный стандарт аудита (МСА) 500 «Аудиторские доказательства»

Международный стандарт аудита (МСА) 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях»

Международный стандарт аудита (МСА) 505 «Внешние подтверждения»

Международный стандарт аудита (МСА) 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»

Международный стандарт аудита (МСА) 520 «Аналитические процедуры»

Международный стандарт аудита (МСА) 530 «Аудиторская выборка»

Международный стандарт аудита (МСА) 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»

Международный стандарт аудита (МСА) 550 «Связанные стороны»

Международный стандарт аудита (МСА) 560 «События после отчетной даты»

Международный стандарт аудита (МСА) 570 «Непрерывность деятельности»

Международный стандарт аудита (МСА) 580 «Письменные заявления»

600—699 Использование услуг других лиц

Международный стандарт аудита (МСА) 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов

Международный стандарт аудита (МСА) 610 «Использование работы внутренних аудиторов»

Международный стандарт аудита (МСА) 620 «Использование работы эксперта аудитора»

700—799 Аудиторские выводы и заключения

Международный стандарт аудита (МСА) 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»

Международный стандарт аудита (МСА) 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении»

Международный стандарт аудита (МСА) 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»

Международный стандарт аудита (МСА) 706 (пересмотренный) «Разделы «важные обстоятельства» и «прочие сведения» в аудиторском заключении»

Международный стандарт аудита (МСА) 710 «Сравнительная информация — сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»

Международный стандарт аудита (МСА) 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации»

800—899 Особые аспекты

Международный стандарт аудита (МСА) 800 «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения»

Международный стандарт аудита (МСА) 805 «Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности»

Международный стандарт аудита (МСА) 810 «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности»

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Международный стандарт аудита 500
Аудиторские доказательства

(Вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся

15 декабря 2004 года или после этой даты)

Оглавление

Введение

Понятие аудиторского доказательства

Достаточные и надлежащие аудиторские доказательства

Использование утверждений при получении аудиторских доказательств

Процедуры получения аудиторских доказательств

Дата вступления в силу

Параграфы

1-2

3-6

7-14

15-18

19-38

39

Международный Стандарт Аудита (МСА) 500 «Аудиторские Доказательства» должен рассматриваться в контексте «Предисловия к Международным Стандартам Контроля Качества, Аудита, Обзора, Прочим Соглашениям о Выражении Уверенности и Сопутствующим Услугам», в которых указаны требования к применению и полномочия МСА.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Аудиторские доказательства

Введение

1. Целью данного Международного Стандарта Аудита (МСА) является установление стандартов и предоставление руководства в отношении определения аудиторских доказательств в ходе аудита финансовой отчетности, количества и качества аудиторских доказательств, а также в отношении процедур, выполняемых в целях получения аудиторских доказательств.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Аудитор должен получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства в целях формулирования разумных выводов, на которых основывается мнение аудита.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Понятие аудиторского доказательства

3. «Аудиторские доказательства» — вся информация, используемая аудитором в процессе формулирования выводов, на которых основывается мнение аудита, и включает информацию, содержащуюся в учетных записях, лежащие в основе финансовой отчетности, а также прочую информацию. Аудиторы не обязаны рассматривать всю информацию, которая может существовать1 Аудиторские доказательства, являющиеся кумулятивными по своей природе, включают аудиторские доказательства, полученные от аудиторских процедур, выполненных в течение аудита, и могут включать аудиторские доказательства, полученные из других источников, например, предыдущие аудиты и процедуры контроля качества фирмы по принятию клиента и продолжению соглашения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4. Учетные записи обычно включают записи первичных проводок и подтверждающие записи, например, чеки и записи электронных переводов средств; инвойсы; контракты; главные и аналитические книги, журнальные проводки и прочие корректировки финансовой отчетности, не отраженные в формальных журнальных проводках; и такие записи как сводные таблицы, подтверждающие распределение затрат, расчеты, сверки и раскрытия. Проводки в учетных записях часто инициируются, отражаются, обрабатываются в электронной форме, и отчетность составляется также в электронной форме. Кроме того, учетные записи могут составлять часть интегрированной системы, распределяющей данные и обслуживающей все аспекты представления финансовой отчетности субъекта, целей его деятельности и соответствия требованиям.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

5. Руководство субъекта несет ответственность, за подготовку финансовой отчетности основываясь на учетных записях субъекта. Аудитор должен получить некоторые аудиторские доказательства путем тестирования учетных записей, например, анализ и обзор, повторное выполнение процедур, выполняемых при представлении финансовой отчетности, сверка связанных типов и применений одной и той же информации. При выполнении таких аудиторских процедур аудитор может определить, что учетные записи обычно согласовываются с финансовой отчетностью. Но так как сами учетные записи не предоставляют достаточных аудиторских доказательств, на которых основывается мнение аудита о финансовой отчетности, аудитор должен получить прочие аудиторские доказательства.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

6. Прочая информация, которую аудитор может использовать в качестве аудиторского доказательства включает: протоколы встреч; подтверждения третьих сторон; отчеты аналитиков; сравнительные данные по конкурентам; руководство по контролям; информация, полученная аудитором от таких аудиторских процедур как запрос, наблюдение и инспектирование; прочая информация, разработанная аудитором или доступная аудитору и которая позволяет аудитору сделать обоснованные заключения.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Достаточные и надлежащие аудиторские доказательства

7. Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является качественной мерой аудиторских доказательств, их релевантность и надежность при подтверждении или обнаружении искажений в классах операций, сальдо счетов, раскрытиях и связанных утверждениях. На количество необходимых аудиторских доказательств оказывает влияние риск искажений (чем больше риск, тем больше аудиторских доказательств потребуется) и качество аудиторских доказательств (чем выше качество, тем меньше доказательств потребуется). Соответственно понятия достаточности и надлежащего характера аудиторских доказательств взаимосвязаны. Но получение большего количества аудиторских доказательств не компенсирует их недостаточное качество.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

8. Данные аудиторские процедуры могут предоставить, аудиторские доказательства, касающиеся определенных утверждений, но не других. Например, инспектирование записей и документов, связанных с погашением дебиторской задолженности после окончания периода могут предоставить, аудиторские доказательства, касающиеся и существования и оценки хотя не обязательно окончания периода надлежащего характера. С другой стороны аудитор часто получает аудиторские доказательства из разных источников и разной природы, относящихся к похожим утверждениям. К примеру, аудитор может анализировать сроки погашения путём разбивки по категориям и последующий сбор дебиторской задолженности для получения аудиторского доказательства, относящегося к оценке и резерву на сомнительную задолженность. Более того, получение аудиторских доказательств, в отношении определённого утверждения, например, фактическому существованию запасов, не является заменой сбору аудиторских доказательств относящимся к другому утверждению, например, оценке запасов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

9. На надежность аудиторского доказательства оказывают влияние его источники и характер, она также зависит от отдельных обстоятельств, при которых доказательство было получено. Можно обобщить надежность разных аудиторских доказательств, но по такому обобщению есть важные исключения. Даже если аудиторские доказательства получены из внешних источников, могут существовать обстоятельства, которые могут повлиять на надежность полученной информации. Например, аудиторские доказательства, полученные из независимого внешнего источника, могут быть ненадежными, если этот источник не достаточно известен. При признании возможности существования исключений из правил, следующие обобщения надежности аудиторских доказательств могут быть полезными:

— Аудиторские доказательства более надежны, если они получены из независимого источника вне субъекта.

— Аудиторские доказательства, полученные из внутренних источников более надежны при условии эффективности соответствующего контроля, внедренного субъектом.

— Аудиторские доказательства, полученные непосредственно аудитором (например, наблюдение за применением контроля), более надежны, чем аудиторские доказательства, полученные косвенно или путем умозаключения (например, запрос о применении контроля).

— Аудиторские доказательства более надежны, если они существуют в документарной форме (бумажной, электронной или на прочих носителях, например, одновременная запись встречи более надежна, чем последующее устное представление обсужденных вопросов).

— Аудиторские доказательства, полученные в результате рассмотрения представленных оригиналов документов более надежны, чем аудиторские доказательства, полученные в связи с рассмотрением ксерокопий или факсов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

10. Аудит редко предусматривает подтверждение подлинности документов, также аудитор не обучен и не должен являться экспертом по подтверждению подлинности. Однако, аудитор должен рассмотреть надежность информации, которая будет использоваться в качестве аудиторского доказательства, например, ксерокопии, факсимиле, пленки, в цифровых или прочих электронных документах, включая при необходимости рассмотрение контроля над их подготовкой и соблюдением.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

11. Если информация, предоставленная субъектом, используется аудитором для выполнения аудиторских процедур, аудитор должен получить аудиторские доказательства о точности и полноте информации. Для того чтобы аудитор получил надежные аудиторские доказательства информация, на которой основываются аудиторские процедуры, должна быть достаточно полно и точна. Например, в ходе аудита доходов при применении нормативных цен в отношении записей по объему реализации, аудитор рассматривает точность ценовой информации точность и полноту данных по объему реализации. Аудиторские доказательства в отношении полноты и точности информации, предоставленной информационной системой субъекта, могут быть получены одновременно с выполнением аудиторских процедур в отношении информации, когда получение таких аудиторских доказательств является неотъемлемой частью самих аудиторских процедур. В других ситуациях аудитор может получить аудиторские доказательства в отношении точности и полноты такой информации через тестирование контроля над тем, как эта информация собирается и обрабатывается. Однако, в некоторых ситуациях, аудитор может определить, что необходимо провести дополнительные аудиторские процедуры. Например, эти дополнительные процедуры могут включать использование КПА для пересчета информации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

12. Аудитор обычно получает больше уверенности от согласованных аудиторских доказательств, полученных из различных источников или доказательств различного характера, чем от статей аудиторского доказательства, рассматриваемых в отдельности. Кроме того, подтверждающая информация, полученная из источника, независимого от субъекта, может повысить уверенность, которую аудитор получает от «представлений руководства субъекта». И наоборот, если аудиторские доказательства, полученные из одного источника, не согласуются с аудиторскими доказательствами, полученными из другого источника, аудитор должен определить какие дополнительные процедуры, необходимы для устранения этой несогласованности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

13. Аудитор должен рассмотреть взаимосвязь между затратами, понесенными на получение аудиторских доказательств, и полезностью полученной информации. Однако вопрос сложности и затраты сами по себе не являются веским основанием для пропуска аудиторской процедуры, для которой нет альтернативы.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

14. При формировании аудиторского мнения аудитор не проверяет всю доступную информацию, так как заключения обычно могут быть достигнуты путем использования метода выборки и прочих методов отбора статей для тестирования. Аудитор обычно считает необходимым полагаться на аудиторские доказательства, являющиеся скорее убедительными, чем заключительными, но чтобы получить разумную уверенность2 аудитор не должен принимать менее чем убедительные аудиторские доказательства. Аудитор должен применить профессиональное суждение и соблюдать профессиональный скептицизм при оценке количества и качества аудиторских доказательств и, соответственно, их достаточности и надлежащего характера с целью обоснования аудиторского мнения.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Использование утверждений при получении аудиторских доказательств

15. Руководство несет ответственность за справедливое представление финансовой отчетности, отражающей характер деятельности субъекта. При заявлении о том, что финансовая отчетность дает достоверный и справедливый взгляд (или представлена справедливо во всех существенных аспектах) в соответствии с применяемой основой представления финансовой отчетности, руководство напрямую или косвенно делает утверждения в отношении признания, оценки, представления и раскрытий различных элементов финансовой отчетности и соответствующих раскрытий.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

16. Аудитор должен достаточно подробно использовать утверждения по классам операций, сальдо счетов, представлениям и раскрытиям, для формирования базы для оценки рисков существенных искажений и для разработки и выполнения дальнейших аудиторских процедур. Аудитор использует утверждения при оценке рисков путем рассмотрения различных типов возможных искажений, которые могут возникнуть, и разрабатывая аудиторские процедуры в отношении этих рисков. Другие МСА рассматривают специфические ситуации, когда аудитор должен получить аудиторские доказательства на уровне утверждений.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

17. Утверждения, используемые аудитором, подразделяются на следующие утверждения:

(а) утверждения в отношении классов операций и событий за период аудита:

(i) Возникновение — отраженные операции и события произошли и связаны с субъектом.

(ii) Полнота — все операции и события, которые необходимо было отразить, отражены.

(iii) Точность — суммы и прочие данные по отраженным операциям и событиям надлежащим образом отражены.

(iv) Закрытие — операции и события отражены в надлежащем учетном периоде.

(v) Классификация — операции и события отражены по надлежащим счетам.

(б) утверждения в отношении сальдо счетов на конец периода:

(i) Существование — активы, обязательства и доли в капитале действительно существуют.

(ii) Права и обязанности — субъект владеет или контролирует права на активы и обязательства являются обязательствами субъекта.

(iii) Полнота — все активы, обязательства и доли в капитале, которые необходимо было отразить, отражены.

(iv) Оценка и распределение — активы, обязательства и доли в капитале включены в финансовую отчетность на соответствующую сумму и все истекающие корректировки оценки и распределения правильно отражены.

(в) утверждения по представлению и раскрытиям:

(i) Явление, права и обязанности — раскрытые события, операции и прочие условия произошли и связаны с субъектом.

(ii) Полнота — все раскрытия, которые необходимо было включить в финансовую отчетность, включены.

(iii) Классификация и понятность — финансовая информация правильно представлена и описана, раскрытия четко выражены.

(iv) Точность и оценка — финансовая и прочая информация раскрыта справедливо и на соответствующие суммы.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

18. Аудитор может использовать утверждения в соответствии с вышеуказанными описаниями или может выразить их другим способом при условии рассмотрения всех аспектов, описанных выше. Например, аудитор может выбрать сочетание утверждений по операциям и событиям с утверждениями по сальдо счетов. Другой пример, может и не быть отдельного утверждения по закрытию операций и событий, если утверждения по явлению и полноте включают надлежащее рассмотрение отражения операций в соответствующем учетном периоде.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Процедуры получения аудиторских доказательств

19. Аудитор должен получить аудиторские доказательства, чтобы сделать разумные заключения, на которых будет базироваться мнение аудита, через выполнение аудиторских процедур с целью:

(а) получения знания о субъекте и его среде, включая его внутренний контроль, для оценки рисков существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений (аудиторские процедуры, выполняемые в этих целях, трактуются в других МСА как процедуры по оценке рисков);

(б) при необходимости или если аудитор определил эту необходимость протестировать эффективность функционирования контроля при предотвращении, обнаружении и исправлении существенных искажений на уровне утверждений (аудиторские процедуры, выполняемые в этих целях, трактуются в других МСА как тесты контроля); и

(в) обнаружение существенных искажений на уровне утверждений аудиторские процедуры, выполняемые в этих целях, трактуются в других МСА как процедуры по существу и включают детальные тесты классов операций, сальдо счетов и раскрытий, а также аналитические процедуры по существу).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

20. Аудитор всегда выполняет процедуры по оценке рисков для обоснования базы для оценки рисков на уровне финансовой отчетности и утверждений. Сами процедуры по оценке рисков не предоставляют достаточные и надлежащие аудиторские доказательства для обоснования аудиторского мнения, но они дополняются дальнейшими аудиторскими процедурами и при необходимости в виде тестов контроля и процедурами по существу.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

21. Тесты контроля необходимы в двух ситуациях. В случае если аудиторская оценка рисков включает ожидание эффективности функционирования контроля, аудитор должен протестировать этот контроль для подтверждения оценки рисков. Кроме того, если сами процедуры по существу не предоставляют достаточных и надлежащих аудиторских доказательств, аудитор должен выполнить тесты контроля для получения аудиторских доказательств эффективности их функционирования.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

22. Аудитор планирует и выполняет процедуры по существу в отношении связанной оценки рисков существенных искажений, включающей результаты тестов контроля, если таковые имели место. Аудиторская оценка рисков является суждением и не может быть достаточно четкой для выявления всех рисков существенных искажений. Более того имеются внутренние ограничения внутреннего контроля, включающие риск игнорирования руководством, возможность человеческой ошибки и влияние изменений в системе. Таким образом, что бы получить достаточные и надлежащие аудиторские доказательства необходимо всегда выполнять процедуры по существу по существенным классам операций, сальдо счетов и раскрытиям.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

23. Аудитор использует один или более типов аудиторских процедур, описанных в параграфах 26-38. Эти аудиторские процедуры или их сочетание могут использоваться в качестве процедур по оценке рисков, тестов контроля или процедур по существу в зависимости от контекста их применения аудитором. При определенных обстоятельствах аудиторские доказательства, полученные в ходе предыдущего аудита, могут предоставить, аудиторские доказательства, если аудитор выполнил аудиторские процедуры по установлению их постоянной значимости.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

24. На характер и сроки аудиторских процедур может повлиять то, что определенная бухгалтерская информация и прочая информация может быть доступна только в электронной форме или только на определенные даты или в течение определенных периодов. Документы- источники, например, заказы на закуп, накладные, инвойсы и чеки могут быть заменены электронными сообщениями. Например, субъект может использовать системы электронной торговли или системы по обработке данных. В электронной торговле субъект и его заказчики или поставщики используют компьютеры, связанные через публичную сеть, такую как Интернет, для осуществления бизнеса в электронном виде. Закуп, отгрузка, выставление счетов, поступление денег и денежные выплаты часто осуществляются полностью путем обмена электронными сообщениями между сторонами. В системе обработки данных документы сканируются и конвертируются в электронные изображения для дальнейшего их хранения и для информации, документы-источники могут и не храниться после сканирования. Определенная электронная информация может существовать на определенные даты. Но такая информация может не восстановиться после определенного периода времени, если файлы были изменены и, резервная копия не была сохранена. Политика субъекта о сохранении данных может предусматривать, чтобы аудитор потребовал сохранить определенную информацию для аудиторского обзора или выполнил аудиторские процедуры в то время, когда эта информация доступна.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

25. Если информация представлена в электронной форме аудитор может выполнить определенные аудиторские процедуры, описанные, ниже, при помощи КПА.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Инспектирование записей или документов

26. Инспектирование заключается в проверке записей или документов, внутренних или внешних, в бумажной или электронной форме, или на прочих носителях. Инспектирование записей и документов обеспечивает аудиторские доказательства различной степени надежности, которая зависит от их характера и источника, а также в отношении внутренних записей и документов от эффективности внутреннего контроля над процессом их производства. Пример инспектирования, используемого в качестве тестов контроля — инспектирование записей или документов на предмет доказательства утверждения.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

27. Некоторые документы представляют собой прямые аудиторские доказательства существования актива, например, документ, являющийся финансовым инструментом, таким как акция или облигация. Инспектирование таких документов не всегда предоставляет, аудиторские доказательства по владению или стоимости. Кроме того, инспектирование выполненного контракта может предоставить, аудиторские доказательства по применению субъектом учетной политики, например, по признанию дохода.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Инспектирование материальных активов

28. Инспектирование материальных активов состоит из физической проверки активов. Инспектирование материальных активов может обеспечить надежные аудиторские доказательства, подтверждающие наличие активов, но не обязательно права и обязательства субъекта, или стоимость активов. Инспектирование отдельных статей запасов обычно сопровождается наблюдением за проведением инвентаризации запасов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Наблюдение

29. Оно заключается в наблюдении за процессом или процедурой, выполняемыми другими лицами. Например, наблюдение за проведением инвентаризации запасов персоналом субъекта или наблюдение за выполнением контрольных процедур. Наблюдение предоставляет, аудиторские доказательства выполнения процесса или процедур, но ограниченных определенной датой, на которую выполнялось наблюдение и тем, что нахождение под наблюдением могло повлиять на то, как выполнялся процесс или процедуры. См. МСА 501 «Аудиторские Доказательства — Дополнительное Рассмотрение Особых Статей», в котором представлено руководство по наблюдению за инвентаризацией запасов.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Запрос

30. Запрос заключается в поиске информации у осведомленных лиц, финансовой и нефинансовой, в пределах или за пределами субъекта. Запрос является аудиторской процедурой, широко используемой, в ходе аудита и часто идет как дополнение к другим аудиторским процедурам. Запросы включают в себя как официальные письменные опросы, так и неофициальные устные опросы. Оценка ответов на запросы является неотъемлемой частью процесса запроса.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

31. Ответы по запросам могут предоставить аудитору информацию, не имевшуюся у него ранее, или подтверждающие аудиторские доказательства. В качестве альтернативы ответы могут предоставить информацию, значительно отличающуюся от прочей информации, полученной аудитором, например, информация в отношении возможности игнорирования руководством контроля. В некоторых случаях ответы на запросы предоставляют обоснование для модификации или выполнения дополнительных аудиторских процедур аудитором.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

32. Аудитор выполняет аудиторские процедуры в дополнение к использованию запросов для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств. Сами запросы не предоставляют достаточных аудиторских доказательств для обнаружения существенного искажения на уровне утверждения. Более того, самого запроса недостаточно для тестирования эффективности функционирования контроля.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

33. Хотя подтверждение полученных доказательств путем запросов зачастую очень важно, в случае запросов о намерениях руководства субъекта могут существовать ограничения в отношении информации, подтверждающей намерения руководства субъекта. В таких случаях знание истории руководства субъекта в отношении выполнения намерений по активам или обязательствам, причин выбора руководством этих действий и возможности руководства субъекта выполнить эти действия может предоставить соответствующую информацию о намерениях руководства субъекта.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

34. В отношении некоторых аспектов аудитор получает письменные представления от руководства субъекта для подтверждения ответов на устные запросы. Например, аудитор обычно получает письменные представления от руководства субъекта по существенным вопросам, если существование прочих достаточных и надлежащих аудиторских доказательств не может быть разумно спрогнозировано или если полученные прочие аудиторские доказательства недостаточно качественные. См. МСА 580 «Представления Руководства Субъекта», где представлено руководство по письменным представлениям.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Подтверждения

35. Подтверждение, являющееся специфическим типом запроса, представляет собой процесс получения представлений информации или существующих условий непосредственно от третьих сторон. Например, аудитору может потребоваться подтверждение дебиторской задолженности непосредственно дебиторами. Подтверждения часто используются в отношении сальдо счетов и их компонентов, он не ограничиваются этими статьями. Например, аудитор может потребовать подтверждение условий соглашения или операции с третьими сторонами; запрос подтверждения разработан таким образом, чтобы узнать были ли внесены какие либо изменения в соглашение и если да, то предоставить детали. Подтверждения также используются для получения аудиторских доказательств отсутствия определенных условий, например, отсутствия дополнительного соглашения, которое может повлиять на признание дохода. См. МСА 505 «Внешние Подтверждения», где представлено руководство по подтверждениям.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Пересчет

36. Пересчет включает проверку арифметической точности документов или записей. Пересчет может быть выполнен при помощи информационных технологий, например, получение электронного файла от субъекта и использование КПА для проверки точности резюмирования файла.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Повторное выполнение

37. Повторное выполнение аудитором процедур или тестирования контроля, которые первоначально были выполнены как часть внутреннего контроля субъекта, либо вручную, либо при помощи СКИС, например, повторный расчет сроков дебиторской задолженности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Аналитические процедуры

38. Аналитические процедуры состоят из оценки финансовой информации путем изучения взаимосвязей между финансовой и нефинансовой информацией. Аналитические процедуры также включают исследование выявленных изменений и взаимосвязей, не согласовывающихся с другой связанной информацией или значительно отличающихся от прогнозных сумм. См. МСА 520 «Аналитические Процедуры», где представлено руководство по аналитическим процедурам.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Дата вступления в силу

39. Данный МСА вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2004 года или после этой даты.

Перспективы государственного сектора

1. При выполнении аудита субъектов государственного сектора, аудитору необходимо учитывать законодательную основу и любое иное регулирование, постановления и предписания министерств, влияющие на полномочия при проведении аудита, а также любые особые требования к аудиту. При применении утверждений по финансовой отчетности руководство утверждает, что операции и события были осуществлены в соответствии с законодательством или соответствующими полномочиями в дополнение к утверждениям, содержащимся в параграфе 15 данного МСА.

___________

1См. параграф 14

2МСА 200, «Цель и Общие Принципы, Регулирующие Аудит Финансовой Отчетности» предоставляет обсуждение разумной уверенности в той степени, в которой она связана с аудитом финансовой отчетности.

15 Февраля 2019

Минфин напомнил, что недавно все ранее действовавшие в России МСА были заново введены одним приказом, некоторые из них – в статусе пересмотренных (800, 805, 810).

Однако, как выяснилось, этим новшества не исчерпаны. Даже если вслед за цифрой нет указания на пересмотр, идентичность стандарта ранее действовавшему не гарантирована.

Кроме трех названных, изменения есть в:

· МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»

· МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»

· МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»

· МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действия при проведении аудита финансовой отчетности»

· МСА 250 (пересмотренный) «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности» (который, как и некоторые другие, пересмотренным назывался и в «старых» приказах)

· МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»

· МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»

· МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»

· МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»

· МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»

· МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»

· МСА 560 «События после отчетной даты»

· МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)»

· МСА 710 «Сравнительная информация – сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»

· МСОП 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов»

· МСЗОУ 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»

· МССУ 4410 (пересмотренный) «Задания по компиляции».

Ведомство привело перечень наиболее значимых изменений в этих стандартах. Актуализированные МСА вступили в силу с 12 февраля 2019 года (информационное сообщение от 22.02.2019 N ИС-аудит-28).

Назад в раздел

Пока белорусские аудиторы в соответствии с Законом Республики Беларуси от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» получили право оказывать аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности в соответствии с МСФО без прохождения внешней оценки качества их работы до 1 января 2023 года, международные аудиторские компании во всем мире готовятся к изменениям в международных стандартах относительно требований в отношении качества аудитов, обзорных проверок, заданий обеспечивающих уверенность и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

В феврале 2019 года Совет по Международным стандартам аудита и заданиям, обеспечивающим уверенность выпустил 3 новых проекта документов, касающихся организации внутренней системы контроля качества аудиторских организаций (включая индивидуально практикующих специалистов, партнерства или корпорации):

  1. Международный стандарт по управлению качеством 1 (ISQM 1), предполагается что он будет действовать вместо действующего в настоящий момент Международного стандарта по контролю качества 1 (ISQC 1)
  2. Новый Международный стандарт по управлению качеством 2 (ISCM 2), не имеющий ранее действовавших аналогов
  3. Измененный Международный стандарт аудита 220 Контроль качества при аудитах финансовой отчетности, который заменит текущий стандарт с таким же названием

Ожидается что данные документы будут приняты в качестве стандартов летом 2020 года и новые требования вступят в силу в 2021 году.

Новый Международный стандарт по управлению качеством будет требовать от всех аудиторских организаций, независимо от размера, применения риск-ориентированного подхода в разработке, внедрении и функционировании системы управления качеством. Основная цель ISQM 1 это усиление качества аудитов путем внедрения последовательной и строгой системы управления качеством для компаний, осуществляющих аудиты, обзорные проверки и прочие задания, обеспечивающие уверенность или сопутствующие задания. Новый подход будет состоять в том, что аудиторские организации или компании должны будут устанавливать цели системы качества (в том числе обязательно установленные стандартом), идентифицировать и оценивать риски, связанные с качеством, разрабатывать и внедрять ответные действия в ответ на эти риски и осуществлять регулярный мониторинг и действия, направленные на устранение недостатков. Все эти действия в обязательном порядке должны будут документироваться.

С момента вступления в силу нового ISQM 1, система управления качеством для аудиторских фирм должна будет состоять из 8 компонентов вместо 6 компонентов контроля качества, которые требуются в настоящее время.

Действующая система контроля качества

ISQC 1

(6 компонентов)

Новая система управления качеством

ISCM 1

(8 компонентов)

1 Ответственность руководства за качество в аудиторской организации

1 Управление и лидерство

2 Соответствующие этические требования

2 Соответствующие этические требования

3 Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и продолжение конкретных заданий

3 Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и продолжение конкретных заданий

4 Кадровые ресурсы

4 Ресурсы

5 Выполнение заданий

5 Выполнение заданий

6 Мониторинг

6 Мониторинг и процесс восстановления

7 Процесс оценки риска в компании

8 Информация и коммуникация

Новый стандарт во многом базируется на уже существующих требованиях и компонентах системы контроля качества, они взяты за основу и дополнены некоторыми новыми требованиями и образуют 8 компонентов системы управления качеством по ISQM 1.

Ответственность руководства (ISQC 1) и управление и лидерство (ISQM 1)

В отношении ответственности руководства за качество аудита новый стандарт расширяет требования и устанавливает обязанность компании по внедрению целей по качеству, которые адресуют аспекты внутренней среды, созданной в компании и направлены на поддержку разработки, внедрения и функционирования других компонентов системы управления качеством, включая внутреннюю культуру, процесс принятия решений, действия, организационную структуру и руководство. Аудиторские компании должны будут установить политики и процедуры в отношении обвинений и жалоб на качество, включая «горячие линии» по жалобам как от сотрудников, так и от внешних сторон.

Компании также должны установить политики и процедуры по периодической оценке сотрудника или сотрудников, которые принимают на себя ответственность за систему контроля качества. Требования и нового ISQM 1 и действующего ISQC 1 состоят в том, чтобы окончательную ответственность за контроль качества принимало высшее должностное лицо, например, руководитель компании или Совет директоров.

Соответствующие этические требования

В отношении соответствующих этических требований, как и по всем другим компонентам, подход также должен быть заменен на риск-ориентированный и в итоге должно быть обеспечено полное выполнение обязанностей в соответствии с применимыми требованиями по этике, включая независимость. Как и ранее, компания как минимум ежегодно должна получать письменные подтверждения соблюдения принципов независимости от всего персонала компании, к которому применимы требования по независимости.

Принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и продолжение конкретных заданий

Требования по принятию и продолжению отношений с клиентами и конкретных заданий были немного уточнены и дополнены. После вступления в силу ISQM 1, наряду с информацией о том, возникают ли при принятии задания или клиента вопросы по независимости, выполнению этических требований, наличия у аудитора компетенций, опыта и возможностей (в том числе наличия необходимого персонала для выполнения и руководства проектом, контроля качества, привлечения экспертов, временных ресурсов и необходимых ИТ приложений для обработки информации) для выполнения задания, необходимо будет также отдельно оценивать доступ к информации клиента, необходимой для выполнения задания, или к лицам, которые предоставляют эту информацию.

Кадровые ресурсы (ISQC 1) и ресурсы (ISQM 1)

Компонент, предусматриваемый ISQC 1 «Кадровые ресурсы» в новом стандарте расширен и заменен на компонент «Ресурсы». В ISQM, кроме кадровых ресурсов, рассматриваются требования к технологическим ресурсам, которые позволяют обеспечить функционирование системы управления качеством и выполнения заданий и интеллектуальным ресурсам, которые позволяют обеспечить соответствующее качественное выполнение заданий и удовлетворять требованиям профессиональных стандартов и применимых законодательных требований.

Выполнение заданий

Компонент «Выполнение заданий» имеет одинаковое название и в ISQC 1 и в ISQM 1. Однако требования нового стандарта ужесточены, в частности предусматривается обязательное проведение дополнительной проверки качества вторым независимым партнером (EQCR) не только для аудитов листинговых компаний и компаний, которые удовлетворяют критериям, установленным самой аудиторской организацией, как это было предусмотрено ISQC 1, но и для аудитов общественно значимых компаний и компаний, по которым обязательность проведения дополнительной проверки установлена законодательством. Порядок проведения и документирования такой дополнительной проверки теперь будет устанавливаться отдельным стандартом ISCM 2. Компонент не меняет требования в отношении окончательного срока подготовки рабочей документации по проектам, обычно такой срок устанавливается законодательством или самой аудиторской компанией и не превышает 60 дней с момента подписания аудиторского заключения (или заключения по группе в которую входит аудируемое лицо, если позже) и срока хранения рабочей документации, который также устанавливается законодательством или компанией самостоятельно и не превышает 5 лет. В Беларуси такие сроки установлены национальным правилом аудиторской деятельности (НПАД) Документирование аудита, утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 81 от 04.08.2000 г., в соответствии с которым аудиторская организация должна своевременно, но не позднее 60 дней с даты подписания аудиторского заключения закончить составление рабочей документации и обеспечить сохранность рабочей документации в течение не менее 5 лет, если иное не установлено законодательством.

Мониторинг и процесс восстановления

Компонент Мониторинг и процесс восстановления в ISQM 1 заменяет компонент Мониторинг в ISQC 1 и также уточняет и расширяет требования. Стандарт требует определять характер, время и объем процедур мониторинга включая комбинацию периодических (QPR) и продолжающихся постоянно (текущие проверки качества — inflight) процедур. Мониторинг должен включать проверки продолжающихся или законченных заданий, выбранных на основе критериев, разработанных компанией, включая проверку как минимум одного законченного задания каждого партнера в компании на периодической основе, определенной компанией (например, раз в 3 года). Кроме прочего, вводится обязательное требование анализировать и документировать причины идентифицированных недостатков системы менеджмента качества и оценку их возможного влияния на систему в целом с целью устранения причин и соответственно самих недостатков.

Двумя новыми компонентами, вводимыми ISQM 1, являются процесс оценки риска в компании и информация и коммуникация.

Процесс оценки риска в компании

Компонент процесс оценки риска собственно и предусматривает внедрение риск-ориентированного подхода, а также того, что компания должна устанавливать цели по качеству, как минимум предусмотренные стандартом и дополнительные, если это необходимо для достижения целей, установленных стандартом по управлению качеством. Компания должна идентифицировать риски, связанные с качеством, которые могут объективно возникать и, отдельно или в совокупности с другими рисками, иметь значительный эффект на достижений целей, связанных с качеством. Далее, компания должна разрабатывать и внедрять процедуры в ответ на выявленные таким образом риски, а также осуществлять мониторинг работы системы качества. Этот компонент является ключевым и должен применяться ко всем другим компонентам системы контроля качества.

Информация и коммуникация

Компонент информация и коммуникация предусматривает требования в отношении информационных систем и своевременных и полных коммуникаций, как внутри компании или сети, так и с внешними сторонами, которые компания должна разработать для выполнения требований по качеству. Компонент информация и коммуникация также является важным для системы контроля качества, учитывая, что аудиторские компании должны удовлетворять общественным интересам и быть открытыми для этих целей. Публикация отчетов о прозрачности (transparency reports), раскрывающих политики компании в отношении качества, как предполагается, пока не будет являться обязательной, но очень желательной.

Таким образом, в связи со вступлением новых стандартов в силу, ожидается не только концептуальное изменение подхода от простого внедрения отдельных контролей до разработки, внедрения и поддержания функционирования полной системы качества, основанной на риск ориентированном подходе, но и существенные изменения в количестве контролей, которые аудиторские компании должны будут внедрить и объеме документации, которую необходимо будет оформлять и сохранять в подтверждение функционирования системы контроля качества.

Надо отметить что довольно схожие требования с требованиями действующего ISQC 1 содержатся и в национальных правилах аудиторской деятельности (НПАД) для белорусских аудиторов (включая индивидуальных предпринимателей). Так, в соответствии с НПАД «Внутренняя оценка качества работы аудиторов», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 8 от 23.01.2002 г., с последующими изменениями и дополнениями, система внутренней оценки качества включает следующие 7 элементов:

  1. Профессиональные требования (независимость, честность, объективность, конфиденциальность, профессиональное поведение)
  2. Профессиональная компетентность
  3. Поручение заданий (работа должна поручаться работникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и необходимый опыт работы, а также отвечающим критерию независимости)
  4. Контрольные полномочия (текущий контроль надлежащего качества работы на всех уровнях и этапах)
  5. Консультирование (внешнее и (или) внутреннее в необходимых случаях
  6. Работа с аудируемыми лицами (постоянная оценка потенциальных аудируемых лиц и лиц, которым могут быть оказаны аудиторские услуги. При принятии и продолжении работы с клиентом необходимо исходить из соображений независимости аудиторской организации и ее способности оказывать аудиторские услуги надлежащим образом);
  7. Оценка и анализ эффективности процедур оценки (необходимо постоянно осуществлять наблюдение за эффективностью применяемых аудиторской организацией процедур оценки).

В зависимости от размера организации, характера оказываемых аудиторских услуг, территориального расположения и организационной структуры все белорусские аудиторы должны самостоятельно определить необходимые элементы системы внутренней оценки качества и конкретные процедуры, их объем, временные рамки, характер, а также объем документации по вопросам осуществления внутренней оценки качества.

Безусловно, международные требования в отношении внутренней системы качества аудита более обширные и строгие, однако в соответствии с новой редакцией Закона об аудиторской деятельности, при проведении аудитов отчетностей по МСФО все белорусские аудиторы должны соблюдать требования международных стандартов аудиторской деятельности, к которым также относятся и действующий ISQC 1, а в будущем будут актуальны и требования и ISQM 1 и ISQM 2, и которые по Указу Президента Республики Беларусь № 429 от 26.11.2019 г. должны быть введены на территории страны Советом Министров в качестве технических нормативных правовых актов.