Международный суд экологического арбитража

Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года

Конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию,

будучи созвана в Рио-де-Жанейро с 3 по 14 июня 1992 года,

подтверждая Декларацию Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, принятую в Стокгольме 16 июня 1972 года1 и стремясь развить ее,

преследуя цель установления нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми,

прилагая усилия для заключения международных соглашений, обеспечивающих уважение интересов всех и защиту целостности глобальной системы окружающей среды и развития,

признавая комплексный и взаимозависимый характер Земли, нашего дома,

провозглашает, что:

Принцип 1

Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой.

Принцип 2

В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Принцип 3

Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды.

Принцип 4

Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Принцип 5

Все государства и все народы сотрудничают в решении важнейшей задачи искоренения бедности — необходимого условия устойчивого развития — в целях уменьшения разрывов в уровнях жизни и более эффективного удовлетворения потребностей большинства населения мира.

Принцип 6

Особому положению и потребностям развивающихся стран, в первую очередь наименее развитых и экологически наиболее уязвимых стран, придается особое значение. Международные действия в области окружающей среды и развития должны быть также направлены на удовлетворение интересов и потребностей всех стран.

Принцип 7

Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, и технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

Принцип 8

Для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

Принцип 9

Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниям и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии.

Принцип 10

Экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан — на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использовать судебные и административные процедуры, включая возмещение и средства судебной защиты.

Принцип 11

Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности в развивающихся странах.

Принцип 12

Для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.

Принцип 13

Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции.

Принцип 14

Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживать или предотвращать перенос и перевод в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека.

Принцип 15

В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.

Принцип 16

Национальные власти должны стремиться содействовать интернализации экологических издержек и использованию экономических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель должен, в принципе, покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование.

Принцип 17

Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа.

Принцип 18

Государства немедленно уведомляют другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах. Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам.

Принцип 19

Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли.

Принцип 20

Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития.

Принцип 21

Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех.

Принцип 22

Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики. Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития.

Принцип 23

Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.

Принцип 24

Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и должны сотрудничать, при необходимости, в деле его дальнейшего развития.

Принцип 25

Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы.

Принцип 26

Государства разрешают все свои экологические споры мирным путем и надлежащими средствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Принцип 27

Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в выполнении принципов, воплощенных в настоящей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

1 Доклад конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среде, Стокгольм, 5-16 июня 1972 года (издание Организации Объединенных Наций, в продаже под № R.73. II. А. 14), глава 1.

Указание на ПТС в качестве форума для разрешения споров по вопросам окружающей среды, встречается в двусторонних и многосторонних международных договорах, контрактах и иных актах, касающихся природных ресурсов и окружающей среды. Кроме того, ПТС разработал специальные арбитражный и согласительный регламенты для разрешения таких споров.

Межгосударственные споры по вопросам окружающей среды

ПТС является площадкой для разрешения споров по вопросам окружающей среды, возникающих из различных международно-правовых инструментов, включая Конвенцию по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (ОСПАР) 1992 года, Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, Договор о водах Инда 1960 года, Конвенцию о защите Рейна от загрязнения хлоридами 1976 года. Некоторые споры по вопросам окружающей среды также рассматривались под эгидой ПТС на основе двусторонних международных договоров и арбитражных соглашений ad hoc. Кроме того, ПТС является компетентным органом и/или площадкой для разрешения посредством арбитража споров, возникающих из целого ряда многосторонних международных договоров по вопросам окружающей среды (перечислены ниже). ПТС также является одним из рекомендованных форумов для разрешения споров согласно проекту Международного пакта по окружающей среде и развитию (Draft International Covenant on Environment and Development). Пакт представляет собой типовое соглашение, разработанное неправительственными организациями, с целью содействия переговорам по заключению международных договоров по вопросам окружающей среды.

Смешанные споры по вопросам окружающей среды

ПТС оказывает административную поддержку разрешению споров между государствами и частными лицами, возникающими из целого ряда двусторонних и многосторонних международных договоров о поощрении инвестиций, контрактов, и прочих актов.

Многие из вышеупомянутых споров касаются правовых вопросов, связанных с национальной нормативно-правовой базой по вопросам охраны окружающей среды и обязательствами принимающих государств, вытекающих из норм международного права по вопросам окружающей среды. К примеру, ПТС оказывал административную поддержку ряду процессов по разрешению споров, связанных с Механизмом Чистого Развития в рамках Киотского Протокола. ПТС также упоминается в ряде иных значимых актов по вопросам окружающей среды:

  • «Компакт» (The Compact): Договорный механизм для реагирования в случае ущерба биологическому разнообразию, вызванного выпуском живого измененного организма – это инициатива частного сектора, касающаяся вопросов ответственности, возникающих из Конвенции о биологическом разнообразии 1992 года. «Компакт» предусматривает обязательную процедуру арбитража между государством и компанией-участником договорного механизма.
  • Фонд золотого стандарта (Gold Standard Foundation) – организация, устанавливающая систему сертификации высококачественных углеродных кредитов, генерируемых проектами в рамках Механизма чистого развития, предусмотренного Киотским протоколом и прочих механизмов продажи квот на выбросы углерода. Фонд использует адаптированную версию факультативного регламента ПТС в рамках процессов обжалования решений о сертификации.
  • Зеленый климатический фонд (Green Climate Fund) – новый многосторонний фонд, предназначенный для помощи развивающимся странам по ограничению или сокращению выбросов парниковых газов и адаптации к неизбежным последствиям изменения климата, инкорпорировал Регламент ПТС 2012 года в целом ряде соответствующих документов.
Специализированные арбитражные и согласительные регламенты для разрешения экологических споров

Факультативный Регламент ПТС для разрешения посредством арбитража споров, касающихся природных ресурсов и/или окружающей среды был принят в 2001 году. Этот Регламент был подготовлен рабочей группой и комитетом экспертов в области экологического права и арбитража для того, чтобы восполнить существующий пробел в регулировании процесса разрешения споров по вопросам окружающей среды. Факультативный Регламент ПТС для разрешения посредством согласительной процедуры споров, касающихся природных ресурсов и/или окружающей среды был принят в 2002 году. На сегодняшний день, факультативные арбитражные и согласительные регламенты ПТС для разрешения споров в области охраны окружающей среды предоставляют собой наиболее полный перечень норм, предназначенных для разрешения таких споров. Ссылки на вышеупомянутые регламенты ПТС содержатся, к примеру, в Протоколе о гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды 2003 года и в Типовых соглашениях о покупке единиц сокращения выбросов, разработанных Международной ассоциацией по торговле выбросами.

Регламенты предусматривают создание специализированных списков арбитров, имеющих опыт в данной области. Регламенты также предусматривают создание списка научно-технических экспертов, которые могут быть вызваны для дачи экспертного заключения в соответствии с этими регламентами. Стороны вправе назначить любого из арбитров, посредников или экспертов, указанных в вышеупомянутых списках. Однако, выбор не ограничен этими списками.

ПТС также может оказывать содействие государствам, международным организациям и частным лицам, вовлеченным в создание и организацию новых процедур по урегулированию споров по вопросам окружающей среды.

Содействие развитию международного экологического права и управления в области охраны окружающей среды

ПТС активно содействует развитию международного экологического права и управления в области охраны окружающей среды. В прошлом ПТС сотрудничал с Программой ООН по окружающей среде при создании совместной консультативной группы для рассмотрения изменений в области разрешения экологических споров. ПТС участвовал в переговорах по разработке механизмов ответственности и возмещения вреда в рамках Конвенции ООН о биологическом разнообразии и Межправительственного комитета по Протоколу по биобезопасности. ПТС также внес вклад в отчет Секретариата Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в части создания международных механизмов для разрешения посредством арбитража или согласительной процедуры соответствующих споров. Также недавно представители ПТС приняли участие в многосторонних переговорах по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и выступили с презентацией по разрешению международных споров, касающихся изменения климата и соблюдения соответствующих требований.