Легковой транспорт

Время чтения: 4 минут

Политика налогообложения регулярно претерпевает изменения. Далеко не всегда кардинальные, но при этом все равно важные. В этой статье мы поговорим про налог на имущество на автомобиль. Требует ли актуальное законодательство выплаты подобного рода с физических и юридических лиц, и существуют ли какие-то исключения из правил?

Нужно ли платить налог на имущество с автомобиля физлицам

Многие путаются в вопросах выплаты налога на имущество. Зная о его существовании, граждане задаются вопросом, облагаются ли налогом на имущество транспортные средства в 2020 году. Возможно, трудность возникает по той причине, что россияне путают понятия «налог на имущество» и «транспортный налог».

Итак, транспортный налог в обязательном порядке выплачивается владельцами таких транспортных средств, как авто, мотоциклы, автобусы и самоходные машины, лодки и катера, снегоходы. Причем в данном вопросе имеются исключения, детально прописанные в законодательстве.

Что касается того, нужно ли автомобили включать в налог на имущество, то ответ отрицательный.

По закону вносить на баланс государства средства в счет имеющегося имущества физлица должны только за недвижимое имущество. К нему относятся, например, квартиры, дома, гаражи и прочие объекты строительства.

Транспортные средства являются движимым имуществом, поэтому на них данная пошлина не распространяется.

Облагается ли транспорт налогом на имущество организации

С юридическими лицами все обстоит значительно сложнее. В общем и целом закон предусматривает для них необходимость выплаты государственного сбора. При этом тот факт, должна ли организация платить налог на имущество за автомобиль, будет зависеть от нескольких нюансов.

Несколько лет назад, 1 января 2013 года, государство освободило организации от уплаты налога на движимую собственность, принятую в качестве основных средств, начиная с этой даты. Тот транспорт, который был зарегистрирован ранее этого срока, остался в списке имущества, подлежащего налогообложению.

Решив воспользоваться такой поблажкой, многие коммерческие структуры пытались прибегнуть к различным хитростям, дававшим им возможность регистрировать движимое имущество уже после 01.01.13 и не выплачивать за него пошлину. В частности, заявляли, что имущество не использовалось до указанного срока ввиду необходимости решения определенных технических вопросов. Или придумывали иные варианты, освобождавшие их от обязанности уплаты налогового сбора.

Чтобы предупредить дальнейшие мошеннические схемы, в законодательство 1 января 2015 года была внесена поправка. Согласно ей налог на имущество в виде автомобиля для юридических лиц в 2020 году будет действовать в отношении движимого имущества, которое принято на учет в качестве основного средства после 01.01.13 в результате:

  • реорганизации юрлица;
  • передачи (любым способом) от взаимозависимого лица (например, учредителя фирмы);
  • ликвидации юридической компании.

Кроме этого, 1 января того же года была принята и еще одна поправка, освобождающая юридические лица от уплаты имущественного налога с «движимости», относящейся к 1-й и 2-й амортизационным группам. Что касается того, облагается ли налогом на имущество автомобиль организации в 2020 году, попадающий в амортизационную группу начиная с 3-й и далее, то ответ положительный.

Если авто куплено в 2016

Тот факт, облагается ли налогом на имущество автомобиль, приобретенный в 2016 году, будет зависеть от нескольких нюансов. Во-первых, от того, каким именно образом он поступил на баланс организации. Если машина была получена компанией любым законным способом, кроме реорганизации юрлица, передачи от зависимого лица и юридической ликвидации, налог на нее платить не нужно.

Во-вторых, от класса амортизационной группы.

Если к моменту уплаты налога срок полезного использования транспортного средства составит хотя бы год (первый класс амортизации), то на данный автомобиль, купленный в 2016 году, налог на имущество также распространяться не будет.

Причем в этом случае не имеет значения, каким именно образом машина была зачислена на баланс в качестве основного средства.

Какие существуют льготы

Помимо уже описанных поблажек в отношении двух амортизационных групп, а также машин, зарегистрированных после 01.01.13, имеется еще один вариант налоговых послаблений.

Он распространяется на то имущество, которое принято на баланс коммерческих структур, действующих в рамках свободной экономической зоны (СЭЗ). При условии, что данное имущество находится и используется также на территории СЭЗ. Действует данная льгота в течение 10 лет с момента принятия имущества в качестве основного средства.

Спорные ситуации

Внесение в налоговое законодательство очередных корректив повлекло множество встречных вопросов. Рассмотрим пару спорных моментов, наиболее характерных для возникшей ситуации.

Пример 1

Нужно ли будет оплачивать налог с движимого имущества, принятого на учет после 1.01.13, но предполагающего монтаж и состоящего из конструктивных деталей, купленных у взаимозависимых лиц?

В отношении этого вопроса комментарии Минфина России были весьма противоречивы. С одной стороны, ведомство неоднократно подчеркивало, что если комплектующие, без которых движимое имущество не может использоваться, были приобретены у взаимозависимых лиц, то льготы в отношении него применяться не могут. Вне зависимости от того, было ли оно приобретено до 01.01.13 или позже этой даты.

С другой стороны, в некоторых официальных письмах, направленных для ознакомления в налоговые органы на местах, отмечалась кардинально противоположная позиция.

Соответственно, можно сделать вывод, что конечная резолюция по спорному моменту будет в каждой отдельной ситуации своя. Если при экспертном анализе документов выяснится, что движимое имущество было банально разобрано с целью последующей передачи взаимозависимому лицу и уклонения от уплаты налогов, то избежать выплат не удастся. Если же будет видно, что целью покупки у взаимозависимого лица было действительно приобретение комплектующих для дальнейшей самостоятельной сборки транспортного средства (например, какой-то спецтехники), то, возможно, отстоять свое право на получение льготы организации удастся.

Пример 2

Допускается ли налоговая льгота, если движимое имущество было приобретено после 1.01.13 через взаимозависимое лицо — комиссионера?

По заявлению Минфина, льгота при покупке движимого имущества по договору комиссии с взаимозависимым комиссионером возможна. Но только в том случае, если сам поставщик не будет выступать как взаимозависимое лицо ни в отношении комиссионера, ни в отношении самого заказчика. Если хотя бы одно из условий не будет соблюдено, то льгота действовать не будет.

51000 код вида транспортного средства

Автобус амортизационная группа

Автобус это

Автомобиль амортизационная группа

Автомобиль в лизинг

Автомобиль газ

Автомобиль основное средство

Автомобильная аптечка КОСГУ

Автомобильные коды регионов

Автотехническая экспертиза

Акт выполненных работ по ремонту автомобиля

Акт приема передачи автомобиля в ремонт

Акт приема-передачи автомобиля водителю

Акт проверки соответствия фактических показаний спидометра показаниям в путевом листе

Акт технического состояния автомобиля

Амортизационная группа газель

Амортизационная группа легкового автомобиля

Амортизация автомобиля

Амортизация автомобиля в лизинге

Амортизация автомобиля в лизинге на балансе лизингодателя

Амортизация автомобиля в налоговом учете

Амортизация лизингового автомобиля на балансе лизингополучателя

Антифриз это гсм

Бланк доверенности на автомобиль

Бланк путевого листа грузового автомобиля

Бланк путевого листа легкового автомобиля

Бухгалтерский учет автомобильных шин

Бухгалтерский учет в автосервисе

Бухгалтерский учет транспортных средств

Видеорегистратор КВР

Видеорегистратор КОСГУ

Видеорегистратор ОКОФ

Внесение изменений в ПТС

Водитель легкового автомобиля

Вступление в наследство на автомобиль

Гарантийный ремонт автомобиля

Генеральная доверенность на автомобиль

ГЛОНАСС КОСГУ

ГОСТ автотранспортные средства

Грузовой автомобиль это

Дезинфекция автотранспорта

Дефектная ведомость на ремонт автомобиля

Диагностика автомобиля КОСГУ

Диспетчер автомобильного транспорта

Дневные ходовые огни

Доверенность на автомобиль

Доверенность на управление автомобилем от юридического лица

Договор автотранспортных услуг

Договор безвозмездного пользования автомобилем

Договор дарения автомобиля

Договор дарения автомобиля образец

Договор залога автомобиля образец

Договор купли продажи прицепа

Договор купли-продажи прицепа

Договор лизинга автомобиля

Договор на ремонт автомобиля

Договор на техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Договор на утилизацию автомобиля

Договор ответственного хранения автомобиля

Договор перевозки автомобильным транспортом

Договор поставки автомобиля

Договор поставки запчастей

Договор фрахтования это

Договор хранения автомобиля

Документы для списания автомобиля

Документы на ремонт автомобиля

Должностная инструкция водителя автомобиля

Должностная инструкция водителя грузового автомобиля

Должностная инструкция водителя легкового автомобиля

Должностная инструкция диспетчера автомобильного транспорта

Должностная инструкция начальника автоколонны

Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей

Домкрат КОСГУ

Домкрат ОКОФ

Дооборудование автомобиля

Дубликат ПТС

Транспортные средства, в паспорте самоходных машин которых по строке «Наименование и марка машины» указано название, которое не входит в перечень транспортных средств, содержащихся в подп. 5 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса, облагаются транспортным налогом в общеустановленном порядке. При этом их фактическое использование в сельскохозяйственной деятельности не имеет значения. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 августа 2018 г. № ПА-4-21/15541@ «О сельскохозяйственных транспортных средствах».

ФНС России отметила, что не являются объектом налогообложения транспортным налогом тракторы, самоходные комбайны всех марок, а также специальные автомашины: скотовозы, молоковозы, машины для перевозки птицы, для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, техобслуживания (подп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ). Налоговое ведомство указало, что в ПСМ по строке «Наименование и марка машины» указывается наименование, представляющее характеристику машины, определяемую ее конструктивными особенностями и назначением. Например, трактор, зерноуборочный комбайн, экскаватор, автопогрузчик (п. 3.3 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утв. Госстандартом РФ 26 июня 1995 г., Минсельхозпродом РФ 28 июня 1995 г.). Добавим, что по новой форме бланка данная информация указывается в поле «тип машины» (подп. 3 п. 5 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 г. № 100).

Могут ли законы субъектов РФ предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком? Узнайте из материала «Транспортный налог» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Следовательно, не освобождается от транспортного налога техника, если в ее ПСМ по строке прописано, что это свеклопогрузчик, погрузчик, косилка, бульдозер. Также, к примеру, опрыскиватель, зарегистрированный как самоходная машина, нельзя отнести к специальной машине, предназначенной для перевозки и внесения минеральных удобрений. И несмотря на то, что такое средство могут использовать при производстве сельскохозяйственной продукции, оно не подлежит освобождению от налогообложения.

Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять.

Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это?

Как считается транспортный налог? В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника. Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.

Как потопали, так и полопали?

«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.

«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати. В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?

Так ли важен для бюджета транспортный налог?

Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.

В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня.

Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.

Налог Шредингера Собираемость — принципиальный вопрос для принятия решения об отмене транспортного налога. Удивительно, но однозначного ответа нет. Минфин, критикуя инициативу депутатов Госдумы, заявил о хорошей собираемости. По данным ведомства, из 179,6 млрд рублей начисленного транспортного налога в 2019 году бюджеты получили 175,1 млрд рублей. Однако годом ранее компания PwC опубликовала рейтинг эффективности региональной налоговой политики по итогам 2018 года, в котором указала, что в среднем по России годовая задолженность по транспортному налогу граждан составляет около 30% от объема годовых начислений, а в некоторых регионах этот показатель превышает 60%.

Акциз на топливо: цена для государства и потребителя

Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз.

В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин.

А что значат акцизы для нас с вами?

Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко.

В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.

Сколько нефти в бензине? Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20—30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.

Каждый год мы с друзьями…

О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему?

«В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена «сильно ударит по интересам наших регионов», — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что «если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет». В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».

Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».

Ловкость рук

На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год.

В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.

Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».

К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией.

* Акцизы на 2021—2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.

Старая песня о главном

Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты.

Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию.

Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат.

Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?

Три причины сказать «нет»

«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для «пассивных» автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей.

Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам:

1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода

Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку… «В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании «ЮКЕЙ», генеральный директор «Юкей-Аудит» Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение». Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами.

2. Цена на бензин вырастет

«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».

В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись. «Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.

3. Это вызовет инфляцию

Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.

Почему акцизы разгоняют инфляцию?

Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.

Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.

«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».

Насколько вырастет инфляция? На 20—30%, считает Осин. «Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».

Как решают вопрос за рубежом?

По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя.

Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим.

В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции.

В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасы­вает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов. По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта.

А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.

Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?

Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.

Впервые об отмене транспортного налога Путин заговорил еще в 2010 году, будучи премьер-министром. Потом в 2012-м, уже будучи президентом. С тех пор он возвращался к этой теме неоднократно, в последний раз — в связи с решением отменить налог с 2016 года. Текущая ситуация — падение доходов населения в связи с пандемией коронавируса — подходящая, чтобы вспомнить об этой инициативе, которая, безусловно, положительно сказалась бы на рейтингах власти.

Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина. Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.

«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов».

Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов.

Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.

Милена БАХВАЛОВА для Banki.ru

Иллюстрация: Banki.ru

О транспортном налоге

ЗАКОН
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
от 20 ноября 2008 года N 73-ЗЗК
О транспортном налоге

Принят
Законодательным Собранием
Забайкальского края
17 ноября 2008 года

Настоящий Закон края устанавливает и вводит в действие транспортный налог на территории Забайкальского края, определяет ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками-организациями, а также предусматривает налоговые льготы и основания для их использования в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

(в ред. Закона Забайкальского края от 31.03.2015 N 1144-ЗЗК)

Статья 1. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства:

(в ред. Закона Забайкальского края от 30.12.2019 N 1790-ЗЗК)

Статья 2. Порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-организациями

(в ред. Закона Забайкальского края от 31.03.2015 N 1144-ЗЗК)
1. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно и представляют налоговую декларацию по транспортному налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

(в ред. Закона Забайкальского края от 31.03.2015 N 1144-ЗЗК)

2. Утратила силу с 1 января 2015 года. — Закон Забайкальского края от 27.11.2014 N 1082-ЗЗК.
3. Налогоплательщики-организации уплачивают налог на основании поданной декларации в десятидневный срок по истечении срока, установленного для подачи декларации.

(в ред. Закона Забайкальского края от 31.03.2015 N 1144-ЗЗК)

4. Утратила силу с 1 января 2015 года. — Закон Забайкальского края от 27.11.2014 N 1082-ЗЗК.
5. В течение налогового периода уплата авансовых платежей по транспортному налогу налогоплательщиками-организациями не производится.

(часть 5 введена Законом Забайкальского края от 30.04.2020 N 1821-ЗЗК)

Статья 3. Льготы по налогу, основания для их использования

1. Для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливаются следующие льготы по транспортному налогу:

1) участники Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, а также лица, награжденные орденами Славы трех степеней, признаваемые налогоплательщиками транспортного налога по транспортным средствам категорий, определенных пунктами 1, 2 и 5 статьи 1 настоящего Закона края, освобождаются от уплаты налога;
2) лица, имеющие право на получение страховой пенсии по старости, лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2018 года, или инвалиды I и II группы, признаваемые налогоплательщиками транспортного налога по транспортным средствам категорий, определенных подпунктами «а» и «б» пункта 1, пунктом 2, подпунктами «а» и «б» пункта 4 и пунктом 5 статьи 1 настоящего Закона края, уплачивают транспортный налог в размере 67 процентов от налоговых ставок, установленных для данных категорий транспортных средств;

(в ред. Законов Забайкальского края от 11.11.2009 N 258-ЗЗК, от 28.09.2018 N 1643-ЗЗК, от 30.04.2020 N 1821-ЗЗК)

3) общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, признаваемые налогоплательщиками транспортного налога по транспортным средствам категорий, определенных пунктами 1 — 5 статьи 1 настоящего Закона края, уплачивают транспортный налог в размере 67 процентов от налоговых ставок, установленных для данных категорий транспортных средств;

4) собственники транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, если газобаллонное оборудование на них установлено заводом-изготовителем транспортного средства, признаваемые налогоплательщиками транспортного налога по транспортным средствам категорий, определенных пунктами 1 — 5 статьи 1 настоящего Закона края, уплачивают транспортный налог в размере 50 процентов от налоговых ставок, установленных для данных категорий транспортных средств;

(п. 4 введен Законом Забайкальского края от 22.07.2014 N 1015-ЗЗК)

5) индивидуальные предприниматели и организации, у которых код основного вида экономической деятельности, внесенный по состоянию на 1 марта 2020 года соответственно в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, единый государственный реестр юридических лиц, относится к кодам 49.3 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта», 49.4 «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам», 51.1 «Деятельность пассажирского воздушного транспорта», 51.21 «Деятельность грузового воздушного транспорта», 52.21.21 «Деятельность автовокзалов и автостанций», 52.23.1 «Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом», 55 «Деятельность по предоставлению мест для временного проживания», 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков», 59.14 «Деятельность в области демонстрации кинофильмов», 79 «Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма», 82.3 «Деятельность по организации конференций и выставок», 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых», 86.23 «Стоматологическая практика», 86.90.4 «Деятельность санаторно-курортных организаций», 88.91 «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми», 90 «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений», 93 «Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений», 95 «Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения», 96.01 «Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий», 96.02 «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты», 96.04 «Деятельность физкультурно-оздоровительная» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 года N 14-ст, признаваемые налогоплательщиками транспортного налога по транспортным средствам категорий, определенных пунктами 3 и 4 статьи 1 настоящего Закона края, уплачивают транспортный налог в размере 50 процентов от налоговых ставок, установленных для данных категорий транспортных средств.

(п. 5 введен Законом Забайкальского края от 30.04.2020 N 1825-ЗЗК)

2. Льготы по транспортному налогу, установленные пунктами 1, 2 и 4 части 1 настоящей статьи, предоставляются только в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика транспортного налога на основании его заявления. Основанием для предоставления льгот являются документы, подтверждающие право на льготы.

(часть 2 в ред. Закона Забайкальского края от 22.07.2014 N 1015-ЗЗК)

3. Льготы по транспортному налогу, установленные пунктом 5 части 1 настоящей статьи, предоставляются индивидуальным предпринимателям за налоговый период 2019 года и организациям за налоговый период 2020 года.

(часть 3 введена Законом Забайкальского края от 30.04.2020 N 1825-ЗЗК)

Статья 4. Вступление в силу настоящего Закона края

1. Со дня вступления в силу настоящего Закона края признать утратившими силу:

2) Закон Читинской области от 20 мая 2003 года N 481-ЗЧО «О внесении изменений в Закон Читинской области «О транспортном налоге» («Забайкальский рабочий», 11 июня 2003 года, N 112);

3) Закон Читинской области от 19 ноября 2003 года N 509-ЗЧО «О внесении изменений в Закон Читинской области «О транспортном налоге» («Забайкальский рабочий», 10 декабря 2003 года, N 232);

4) Закон Читинской области от 22 сентября 2004 года N 580-ЗЧО «О внесении изменений в Закон Читинской области «О транспортном налоге» («Забайкальский рабочий», 13 октября 2004 года, N 160);

5) Закон Читинской области от 16 ноября 2005 года N 735-ЗЧО «О внесении изменений в Закон Читинской области «О транспортном налоге» («Забайкальский рабочий», 25 ноября 2005 года, N 201-202);

6) Закон Читинской области от 27 сентября 2006 года N 833-ЗЧО «О внесении изменения в Закон Читинской области «О транспортном налоге» («Забайкальский рабочий», 23 октября 2006 года, N 208-209);

7) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 26 ноября 2002 года N 304-ЗАО «О транспортном налоге» («Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы» — приложение к газете «Агинская правда», 28 ноября 2002 года, N 24-26);

8) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 14 июля 2003 года N 359-ЗАО «О внесении изменений и дополнений в Закон автономного округа «О транспортном налоге» («Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы» — приложение к газете «Агинская правда», 28 августа 2003 года, N 50-52);

9) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 14 ноября 2003 года N 377-ЗАО «О внесении изменений в Закон автономного округа «О транспортном налоге» («Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы» — приложение к газете «Агинская правда», 27 ноября 2003 года, N 58-59);

10) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 26 мая 2004 года N 433-ЗАО «О внесении изменения в статью 3 Закона автономного округа «О транспортном налоге» («Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы» — приложение к газете «Агинская правда», 26 июня 2004 года, N 86-89);

11) Закон Агинского Бурятского автономного округа от 27 декабря 2004 года N 496-ЗАО «О внесении изменений в Закон автономного округа «О транспортном налоге» («Вестник администрации Агинского Бурятского автономного округа и Агинской Бурятской окружной Думы» — приложение к газете «Агинская правда», 20 января 2005 года, N 118-121);

12) утратил силу. — Закон Забайкальского края от 29.03.2010 N 347-ЗЗК.

2. Настоящий Закон края вступает в силу с 1 января 2009 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

И.о. Председателя Законодательного
Собрания Забайкальского края
Д.Ц.ДУГАРОВ
Губернатор
Забайкальского края
Р.Ф.ГЕНИАТУЛИН

Чита