Конвенция ООН об изменении климата

Что такое Конференция сторон?

В 1992 году на саммите в Рио-де-Жанейро 154 государства, признавая происходящее изменение климата в результате деятельности человека, решили объединить усилия для ограничения глобального потепления. Это ознаменовало появление Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) и ее руководящего органа — Конференции сторон (КС).

Конференция с участием всех сторон конвенции проводится каждый год в Бонне, в штаб-квартире секретариата, или по принципу ротации в стране, представляющей одну из пяти региональных групп ООН. Каждая Конференция сторон дает возможность подвести итоги применения конвенции, уточнить выполнение решений и обсудить новые обязательства с общими или индивидуальными целями. Решения принимаются консенсусом.

На Конференции сторон собираются представители каждой страны, подписавшей РКИК ООН, то есть по состоянию на 2019 год 196 государств и Европейского союза. Таким образом, РКИК ООН является всеобщим соглашением, но в КС также участвуют негосударственные субъекты: правительственные и неправительственные организации, органы местного самоуправления, профсоюзы, предприятия, ученые и молодежь.
Организации системы ООН также принимают участие в этих обсуждениях, каждая в своей области компетенции.

История проведения переговоров по климату

В 1992 году на саммите в Рио-де-Жанейро была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН). Она вступила в силу в 1994 году и была ратифицирована 197 сторонами (196 государств и Европейский союз). Ее целью является стабилизация антропогенных выбросов парниковых газов в атмосферу до уровня, не допускающего их опасного воздействия на климат.

Первое практическое и обязательное применение РКИК ООН было официально закреплено в Киотском протоколе. Он был принят в 1997 году, вступил в силу в 2005 году и ратифицирован 192 сторонами (США этот протокол не ратифицировали). Он обязал 37 развитых стран сократить вредные выбросы в среднем на -5% по сравнению с 1990 годом (-8% для ЕС) за период с 2008 по 2012 гг. Другие страны не взяли на себя конкретных обязательств, но были вовлечены в процесс посредством стимулирующих механизмов.

В 2012 году на конференции в Дохе протокол был продлен на второй период действия обязательств, а целевой показатель сокращения общих выбросов парниковых газов для развитых стран на период с 2013 по 2020 гг. был установлен на уровне не менее 18% по сравнению с 1990 годом. Импульс для финального компромисса был придан Европейским союзом, решившим увязать продление своих обязательств по Киотскому протоколу с принятием «дорожной карты» для всемирного соглашения. Франция вместе с Европейским союзом обязалась участвовать с 1 января 2013 года во втором периоде действия обязательств по Киотскому протоколу.

В апреле 2012 года Европейский союз первым объявил о своей цели по сокращению выбросов парниковых газов на 20% для второго периода действия обязательств.

Однако постепенно проявились ограничения Киотского протокола, и Россия, Япония, Новая Зеландия и Канада отказались от своих обязательств. Требовалось разработать масштабный, обязательный и применимый ко всем правовой документ, который заменил бы протокол.

В период между КС-15 в Копенгагене в 2009 году и КС-20 в Лиме в 2014 году участники Конференций сторон пытались выработать соглашение о принятии «протокола, правового акта или имеющего юридическую силу согласованного итогового документа», который пришел бы на смену Киотскому протоколу. С этой целью стороны подтвердили свое стремление удерживать повышение средней температуры на уровне ниже 2°С и добились прогресса в финансировании необходимых мероприятий, создав тем самым условия для проведения в 2015 году в Париже 21-й Конференции сторон. После нее началась работа по подготовке руководящих принципов осуществления Парижского соглашения, которая была завершена в 2018 году на КС-24 в Катовице, Польша. Речь шла о пакете документов, которые определяют все технические аспекты осуществления Парижского соглашения.

В 2018 и 2019 гг. круг научных знаний по вопросам климата и проблем глобального потепления был расширен благодаря публикации трех специальных докладов МГЭИК:

  • доклада о последствиях глобального потепления на 1,5º (на англ.яз)
  • доклада об изменении климата и землепользовании (на англ.яз)
  • доклада об океанах и криосфере (на англ.яз)

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата
(Нью-Йорк, 11 июня 1992 года)

Конвенция вступила в силу 21 марта 1994 года, ратифицирована Указом Президента РК от 4.05.95 г. № 2260.

См.также: Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (Киото, 11 декабря 1997 года), Парижское соглашение об изменении климата (12 декабря 2015 года)

Статья 1. Определения

Статья 2. Цель

Статья 3. Принципы

Статья 4. Обязательства

Статья 5. Исследования и систематическое наблюдение

Статья 6. Просвещение, подготовка кадров и информирование

общественности

Статья 7. Конференция Сторон

Статья 8. Секретариат

Статья 9. Вспомогательный орган для консультирования по

научным и техническим аспектам

Статья 10. Вспомогательный орган по осуществлению

Статья 11. Финансовый механизм

Статья 12. Представление информации, касающейся

осуществления

Статья 13. Решение вопросов, касающихся осуществления

Статья 14. Урегулирование споров

Статья 15. Поправки к Конвенции

Статья 16. Принятие приложений к Конвенции и внесение в

них поправок

Статья 17. Протоколы

Статья 18. Право голоса

Статья 19. Депозитарий

Статья 20. Подписание

Статья 21. Временные механизмы

Статья 22. Ратификация, принятие, одобрение или

присоединение

Статья 23. Вступление в силу

Статья 24. Оговорки

Статья 25. Выход

Статья 26. Аутентичные тексты

Стороны настоящей Конвенции,

признавая, что изменение климата Земли и его неблагоприятные последствия являются предметом общей озабоченности человечества,

будучи озабочены тем, что в результате человеческой деятельности произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, что такое увеличение усиливает естественный парниковый эффект и что это приведет, в среднем, к дополнительному потеплению поверхности и атмосферы Земли и может оказать неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и человечество,

отмечая, что наибольшая доля имевших место в прошлом и нынешних глобальных выбросов парниковых газов приходится на развитые страны, что уровень выбросов на душу населения в развивающихся странах все еще сравнительно низок и что доля глобальных выбросов, производимых в развивающихся странах, будет возрастать в связи с удовлетворением их социальных нужд и потребностей в области развития,

учитывая роль и важность в наземных и морских экосистемах поглотителей и накопителей парниковых газов,

отмечая многочисленные неопределенности прогнозов изменения климата, в частности в отношении их сроков, масштабов и региональных особенностей, признавая, что глобальный характер изменения климата требует максимально широкого сотрудничества всех стран и их участия в деятельности по эффективному и надлежащему международному реагированию сообразно их общей, но дифференцированной ответственности и реальным возможностям, а также их социальным и экономическим условиям,

ссылаясь на соответствующие положения Декларации Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, принятой в Стокгольме 16 июня 1972 года,