Изменение контракта

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос 09.08.2019

Вопрос:

Можно ли изменить цену работ в госконтракте. если стороны предусмотрели, что цена ориентировочная (предельная)?

Ответ:

Цена контракта твердая практически всегда и не меняется в процессе исполнения. Но для некоторых случаев (Постановление Правительства РФ от 13.01.2014 N 19) цену контракта нужно указать в виде формулы и максимального значения цены (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Установите такую ориентировочную цену при закупке агентских услуг, обязательного страхования, оценке недвижимого имущества, предоставлении кредита субъектам РФ или муниципальным образованиям, выполнении работ «под ключ» (проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства).

После заключения изменить твердую цену контракта можно только в некоторых случаях, и для этого надо составить дополнительное соглашение. Например, можно снизить цену без изменения качества и количества товара, работ или услуг, а также других условий контракта. Или изменить количество товара и соответственно цену контракта в пределах 10% (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Изменять существенные условия контракта в силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается по соглашению сторон только в следующих ситуациях:

1) возможность изменения была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (только контрактом — при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)) в случаях:

— увеличения или уменьшения по предложению заказчика количества товара, объема работы или услуги, но не более чем на 10% с пропорциональным изменением цены контракта (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Примечание. Изменение существенных условий контракта в указанных случаях допускается для контрактов, заключенных заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства, когда такая возможность была предусмотрена только контрактом (пп. «г» п. 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2018 N 556).

Стороны не вправе включать новые позиции товаров, работ, услуг (Письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-65) либо исключать отдельные позиции (Письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 N Д28и-2185).

Количество товаров (работ, услуг) можно увеличивать (уменьшать) неоднократно, так как законодательством не ограничено количество внесений изменений в контракт в этих случаях. Вместе с тем новая цена контракта не может отличаться более чем на 10 процентов от цены, по которой заключен контракт (Письмо Минэкономразвития России от 20.06.2016 N ОГ-Д28-8176).

Ранее Минэкономразвития России указывало, что возможность неоднократно увеличивать (уменьшать) количество и цену товара (работ, услуг) по контракту Законом N 44-ФЗ не установлена (Письмо от 21.07.2015 N Д28и-2185).

2) цена контракта, заключенного на срок не менее трех лет для обеспечения федеральных нужд или нужд субъекта РФ, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и его исполнение без изменения условий невозможно по независящим от сторон обстоятельствам. В такой ситуации условия контракта изменяются на основании решения Правительства РФ или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ соответственно (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 определен размер цены контрактов:

— для обеспечения федеральных нужд: в отношении контрактов, предусматривающих проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения, — 40 млн руб., а в остальных случаях — 10 млрд руб.;

— для обеспечения нужд субъекта РФ — 1 млрд руб.;

3) цена контракта, который заключен на срок не менее года для обеспечения муниципальных нужд, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и его исполнение без изменения условий невозможно по независящим от сторон обстоятельствам. Условия контракта в этом случае изменяются на основании решения местной администрации (п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Цена контракта для обеспечения муниципальных нужд предусмотрена в размере 500 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186);

4) изменяются регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

5) лимиты бюджетных обязательств заказчика уменьшаются в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ. Заказчик обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков его исполнения, и (или) количества товара, объема работы либо услуги, предусмотренных контрактом (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Сокращение количества товара, объема работы или услуги осуществляется на основании Методики сокращения количества товаров, объемов работ или услуги при уменьшении цены контракта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1090 (ч. 2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

6) заключается контракт с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ. В этом случае цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением, при условии, что данная возможность была предусмотрена контрактом (п. 7 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Отметим, что к предусмотренным Законом N 44-ФЗ случаям, когда возможно изменить цену контракта, не относится увеличение с 01.01.2019 ставки НДС до 20%. К контрактам, заключенным до такого увеличения, с указанной даты применяется новая ставка без изменения общей стоимости товаров (работ, услуг). Таким образом, налог увеличивается за счет поставщика (подрядчика, исполнителя) (Информационное письмо Минфина России от 28.08.2018 N 24-03-07/61247). Исключением являются контракты, которые соответствуют критериям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Задать свой вопрос

Возможно ли после 01.07.2019 по соглашению сторон вносить изменения в контракты, заключенные до 01.07.2019, на основании п. 10 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

10 июля 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Независимо от даты заключения контракта с 1 июля 2019 года в него по соглашению сторон могут быть внесены изменения на основании п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
В силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень таких случаев предусмотрен ч.ч 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Изменение условий контракта, если такая возможность не предусмотрена Законом N 44-ФЗ, влечет административную ответственность (ч.ч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ).
С 1 июля 2019 года ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ будет дополнена пунктом 10, который предусматривает возможность изменения по соглашению сторон условия контракта, заключенного с единственным контрагентом в соответствии с п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (абзац 9 подп. «а» п. 64 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ, далее — Закон N 71-ФЗ).
Закон N 44-ФЗ основан в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ, а контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор. Таким образом, к отношениям по контрактам применяются положения Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
Ни Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ, ни Закон N 44-ФЗ не устанавливают каких-либо специальных правил применения п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в зависимости от того, был ли контракт, который планируется изменить, заключен до или после 1 июля 2019 года.
Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ (ст. 4 ГК РФ).
Упомянутая в вопросе норма не устанавливает правил и требований, которым должен соответствовать контракт, заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а предусматривает право заказчика изменить условия такого контракта, если он был заключен на основании определенных пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Следовательно, п. 2 ст. 422 ГК РФ в рассматриваемой ситуации неприменим. Возможность применения п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не обусловлена необходимостью включения соответствующих положений в извещение о закупке, в документацию о закупке или в контракт. Поэтому указанная норма, как нам представляется, может применяться заказчиками с 1 июля 2019 года, независимо от того, когда был заключен контракт. Правоприменительная практика и разъяснения по заданному вопросу на сегодняшний день отсутствуют.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения существенных условий контракта, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, считаем необходимым отметить следующее.

Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Пункт 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает возможность изменения по соглашению сторон существенных условий контракта в случае, если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Предусмотренное указанным пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов.

При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

Предельный размер цены контракта, при котором или при превышении которого допускается внесение изменений предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186 (далее — постановление N 1186) и составляет 100 млн рублей.

Таким образом, при соблюдении совокупности условий, предусмотренных указанными выше нормами Закона N 44-ФЗ и постановления N 1186, существенные условия контракта (одновременные цена и срок исполнения контракта, или только срок, или только цена) могут быть изменены по соглашению сторон.

Пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, то однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, допускается в следующих случаях:

возникновение независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию;

если контракт не исполняется в установленный срок по вине подрядчика. При этом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

При этом исключений о том, что в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ не установлено.

Также отмечаем, что при принятии решения предусмотренного пунктами 8, 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ необходимо учитывать, что согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Был заключен государственный контракт на водоснабжение. Государственный контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Изменился объем потребляемой воды — объем увеличился. В контракте указан конкретный объем воды.
Можно ли изменить цену государственного контракта (в связи с изменением объема воды) в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

27 августа 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны вправе в соответствии с требованиями п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменить в ходе исполнения контракта его цену и условие об объеме потребляемой воды.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Положения ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ распространяются на все контракты, способ осуществления закупки значения не имеет (письмо Минфина России от 21.06.2017 N 24-05-08/38833). Сама ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает только один случай — его изменение при заключении (подписании) (ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В любых других случаях изменение контракта неправомерно и влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон без дополнительных к тому оснований в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. То есть условия контракта на водоснабжение, заключенного на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при необходимости могут быть изменены на основании п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Буквально из формулировки ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что по правилам данной части могут быть изменены существенные условия контракта при его исполнении.
К числу существенных условий договора водоснабжения, указанных в ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон N 416-ФЗ) относятся, в частности, гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения); сроки и порядок оплаты по договору. По мнению судей, отдающих приоритет нормам специального законодательства в области водоснабжения, цена контракта на водоснабжение его существенным условием не является (постановление Шестнадцатого ААС от 03.08.2018 N 16АП-2701/18, постановление Пятого ААС от 29.05.2017 N 05АП-3056/17, постановление АС Дальневосточного округа от 26.07.2017 N Ф03-2813/17 по делу N А51-3915/2017). Поэтому, с точки зрения законодательств о водоснабжении, ни фактический объем, ни цена не являются существенными условиями договора водоснабжения.
Тем не менее, на наш взгляд, это не означает, что стороны не вправе изменить условие об объеме потребляемой воды и цену контракта на основании п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ для гражданско-правового договора существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Исходя из положений этой статьи, ч.ч. 2, 4, 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, обязательными для включения в контракт (то есть существенными) являются, в частности, условия о цене контракта и объеме поставляемого товара (оказываемых услуг, выполняемых работ). Поэтому в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе цена контракта и объем товаров, работ и услуг являются его существенными условиями. Соответственно, в случае включения в контракт на водоснабжение условий о его цене и конкретном объеме потребляемой воды такие условия могут быть изменены в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Сказанное подтверждает, в частности то, что п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменения контракта при изменении в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, а тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения подлежат регулированию (ст. 31 Закона N 416-ФЗ). Иными словами, изменение цены контракта, заключенного на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, принципиально возможно (письмо Минфина России от 12.12.2017 N 24-03-08/82769).
Также на возможность изменения цены и объема услуг в отношении контрактов, заключенных по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в иных случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (пп. «б» п. 1 указанной части) неоднократно указывали представители Минфина России и Минэкономразвития России (письмо Минфина России от 13.12.2017 N 24-03-07/83245, письмо Минфина России от 25.10.2017 N 24-03-08/70200, письмо Министерства экономического развития РФ от 27.10.2015 N Д28и-3235).
К тому же, на наш взгляд, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ дополнена п. 10 именно с целью урегулирования ситуации, связанной с невозможностью исполнения контракта в объеме и по цене, определенной на дату его заключения, так как фактический объем коммунальных ресурсов и, соответственно, цену контракта заказчик может определить только к моменту завершения исполнения контракта. Косвенно сказанное подтверждает содержание Пояснительной записки к проекту федерального закона N 682010-7 в части, касающейся дополнения ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ новыми пунктами (в том числе п. 10), а именно: указанные изменения позволят заказчику в том числе изменить срок и цену таких контрактов без необходимости заключения нового контракта.
Таким образом, стороны вправе изменить цену контракта, заключенного на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, и условие об объеме потребляемой воды в соответствии с требованиями п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Обращаем внимание, что сказанное является нашим экспертным мнением, которое может не совпадать с мнением контролирующих органов. К сожалению, разъяснений официальных органов или судебной практики по рассматриваемому вопросу нами не обнаружено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

Можно ли внести в контракт на реконструкцию объекта (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») стоимостью 155 млн. руб., заключенный на два года, изменения об увеличении стоимости этого контракта в пределах 30 процентов (необходимость изменения контракта обусловлена тем, что в проектной документации не учтены в полном объеме работы и материалы, необходимые для исполнения контракта; проектная документация расходится с рабочей более чем на 10%, но в пределах 30%)?

19 февраля 2020

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стороны контракта могут составить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта и изменении объемов выполняемых работ, а также объемов используемых в работе материалов в пределах 30 процентов стоимости этого контракта при условии получения от органа власти соответствующего уровня положительного о том решения.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом в отдельную категорию случаев изменения контракта выделяются специально установленные основания для изменения контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — строительные работы) (пп. «в» п. 1, п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Так, в силу п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускается изменение по соглашению сторон контракта на выполнение указанных в данной норме работ, в числе которых указаны и работы по реконструкции объекта капитального строительства, если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Такое изменение не должно увеличивать срок исполнения контракта и (или) его цену более чем на 30% и должно быть письменно обосновано на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации при закупке для федеральных, региональных, муниципальных нужд соответственно. Срок получения положительного заключения экспертизы проектной документации при необходимости внесения в нее изменений в указанный срок не включается.
Следует учитывать, что согласно п. 1.1 Постановления Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186 предельный размер цены заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, при которой могут быть изменены его существенные условия, составляет 100 млн. руб.
Таким образом, основания п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ позволяют менять в определенных ограничением изменения цены контракта пределах любые условия контракта, в том числе о видах выполняемых работ и их объеме, формально никак не ограничивая такую возможность. Однако, на наш взгляд, такое изменение ограничивается, исходя из общих норм Закона N 44-ФЗ, невозможностью изменения объекта закупки*(1).
В рассматриваемом случае речь идет о контракте на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства стоимостью более 100 млн. рублей (155 млн. руб.), заключенном на два года. Следовательно, при условии получения от органа власти соответствующего положительного решения стороны контракта могут составить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта и изменении объемов выполняемых работ (их видов), а также видов и объемов используемых в работе материалов в пределах 30 процентов стоимости этого контракта.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей