Испытание при поступлении на службу в ОВД

Федеральный закон принят Государственной Думой 24 июля 2019 года и одобрен Советом Федерации 26 июля 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования вопросов прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

Федеральным законом предлагается увеличить предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел для замещения должностей среднего, старшего и высшего начальствующего состава с 35 до 40 лет. Одновременно на пять лет увеличивается предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел для сотрудника, имеющего специальное звание среднего, старшего или высшего начальствующего состава.

Федеральным законом уточняются отдельные вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, касающиеся установления испытания при поступлении на службу, сроков проведения аттестации для сотрудников женского пола, зачисления сотрудников органов внутренних дел в распоряжение органа или подразделения, присвоения первых и очередных специальных званий.

Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополняется новыми положениями.

Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел наделяется полномочием по утверждению Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел.

Сотрудник органов внутренних дел, являющийся отцом (усыновителем, опекуном, попечителем), в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, освобождается от выполнения служебных обязанностей в случае выдачи этому сотруднику листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребёнком при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности осуществления ухода за больным ребёнком матерью.

Сотруднику органов внутренних дел, являющемуся родителем (опекуном, попечителем), для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц.

Сотрудник органов внутренних дел, которому предоставлены дни, необходимые для проезда к месту проведения отпуска и обратно, по окончании отпуска представляет документы, подтверждающие время, затраченное на проезд. Перечень таких документов и порядок их представления устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Отказ сотрудника органов внутренних дел, состоящего в кадровом резерве, без уважительной причины от перевода на вышестоящую должность в другую местность является препятствием для возможного повторного включения его в кадровый резерв и назначения его на вышестоящую должность в течение четырёх лет со дня отказа от перевода.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается сохранение за сотрудниками органов внутренних дел до 1 января 2025 года права на увольнение со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе на условиях, действовавших до дня вступления в силу Федерального закона.

ормляются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

Статья 57. Основной отпуск

1. Сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, а сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, — 45 календарных дней.

2. При определении продолжительности основного отпуска выходные и нерабочие праздничные дни (но не более 10 дней), приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

3. Сотруднику органов внутренних дел, не реализовавшему свое право на основной отпуск в определенный графиком срок, отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время до окончания текущего года либо в течение следующего года.

4. Сотруднику органов внутренних дел по его желанию разрешается разделить основной отпуск на две части при условии, что одна из частей этого отпуска составляет не менее 14 календарных дней. При этом время на проезд к месту проведения отпуска и обратно предоставляется один раз.

5. Сотруднику органов внутренних дел, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, основные отпуска за два года по его желанию могут быть соединены.

Статья 58. Дополнительные отпуска

1. Сотрудникам органов внутренних дел устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков:

1) за стаж службы в органах внутренних дел;

2) за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях;

3) за выполнение служебных обязанностей в особых условиях;

4) за ненормированный служебный день.

2. Дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в календарном исчислении из расчета:

1) от 10 до 15 лет службы — 5 календарных дней;

2) от 15 до 20 лет службы — 10 календарных дней;

3) более 20 лет службы — 15 календарных дней.

21. Сотруднику органов внутренних дел, не реализовавшему свое право на дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел в текущем календарном году, дополнительный отпуск должен быть предоставлен в удобное для него время в течение следующего календарного года. (Часть введена — Федеральный закон от 03.07.2016 № 300-ФЗ)

22. Сотруднику органов внутренних дел, использовавшему дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел в текущем календарном году и получившему право в том же календарном году на дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел большей продолжительности, предоставляются дополнительные дни дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел по желанию сотрудника в текущем либо в следующем календарном году. (Часть введена — Федеральный закон от 02.08.2019 № 318-ФЗ)

3. Дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях продолжительностью не менее 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел, выполняющим служебные обязанности во вредных условиях, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Дополнительный отпуск за выполнение служебных обязанностей в особых условиях продолжительностью не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Статья 59. Продление основного отпуска или дополнительного отпуска

1. Предоставленный сотруднику органов внутренних дел основной отпуск или дополнительный отпуск по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя продлевается либо переносится на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, в случае: (В редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 318-ФЗ)

1) временной нетрудоспособности сотрудника;

2) выполнения сотрудником во время отпуска государственных обязанностей, если для этого законодательством Российской Федерации предусмотрено освобождение от службы (работы);

3) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации либо приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 61 настоящего Федерального закона, допускается продление либо перенос основного отпуска или дополнительного отпуска на срок не более 10 календарных дней.

3. Продление основного отпуска или дополнительного отпуска осуществляется приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при представлении документов, подтверждающих наличие оснований для его продления.

Статья 60. Каникулярный отпуск

Курсантам, слушателям, адъюнктам, обучающимся по очной форме в образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, предоставляются зимний каникулярный отпуск продолжительностью 14 календарных дней и летний каникулярный отпуск продолжительностью 30 календарных дней, включая время проезда к месту проведения отпуска и обратно. (В редакции федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 02.08.2019 № 318-ФЗ)

Статья 61. Отпуск по личным обстоятельствам

1. Отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью не более 10 календарных дней (без учета времени проезда к месту проведения отпуска и обратно) предоставляется сотруднику органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в случае тяжелого заболевания или смерти близкого родственника сотрудника (супруга (супруги), отца, матери, отца (матери) супруга (супруги), сына (дочери), родного брата (родной сестры), пожара или другого стихийного бедствия, постигшего сотрудника или его близкого родственника, а также в случае необходимости психологической реабилитации сотрудника и в других исключительных случаях.

2. Количество отпусков по личным обстоятельствам в течение календарного года не ограничивается.

Статья 62. Отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел

(Наименование статьи в редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

1. Отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сотруднику органов внутренних дел, обучавшемуся по очной форме, предоставляется продолжительностью 30 календарных дней (без учета времени проезда к месту проведения отпуска и обратно), который засчитывается в счет основного отпуска за текущий год. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

2. Отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел должен быть использован, как правило, до прибытия сотрудника органов внутренних дел к месту дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел может быть предоставлен сотруднику после назначения на должность в органах внутренних дел. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

Статья 63. Другие виды отпусков

1. Сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел.

2. Сотрудникам органов внутренних дел женского пола в соответствии с трудовым законодательством предоставляются отпуска по беременности и родам.

3. Сотрудникам органов внутренних дел предоставляются отпуска по уходу за ребенком, творческие отпуска, отпуска предоставляемые в соответствии с трудовым законодательством работникам, совмещающим работу с получением образования, а также иные отпуска, установленные законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

Статья 64. Отзыв сотрудника органов внутренних дел из отпуска

1. Сотрудник органов внутренних дел может быть отозван из отпуска:

1) с его согласия — на основании приказа руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в исключительных случаях, если отсутствие сотрудника на службе в органах внутренних дел влечет за собой невозможность надлежащего осуществления федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальным органом, подразделением функций, установленных законодательством Российской Федерации;

2) без его согласия — при наступлении обстоятельств, предусмотренных статьей 35 настоящего Федерального закона.

2. Неиспользованная часть отпуска должна быть предоставлена сотруднику органов внутренних дел в удобное для него время в текущем году либо в течение следующего года. Если неиспользованная часть отпуска составляет 10 календарных дней и более, сотруднику оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно и предоставляется дополнительное время на проезд к месту проведения отпуска и обратно.

Статья 65. Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью

1. Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника — иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

2. Форма и порядок выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности утверждаются совместным приказом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

21. Сотрудник органов внутренних дел, являющийся отцом (усыновителем, опекуном, попечителем), освобождается от выполнения служебных обязанностей в случае выдачи ему листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности осуществления ухода за больным ребенком матерью (нахождение ее в командировке, лишение ее родительских прав, пребывание в медицинской организации и другие случаи отсутствия материнского попечения по объективным причинам). (Часть введена — Федеральный закон от 02.08.2019 № 318-ФЗ)

3. Если сотрудник органов внутренних дел был освобожден от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью в общей сложности более четырех месяцев в течение двенадцати месяцев, он может быть направлен на медицинское освидетельствование (обследование) в военно-врачебную комиссию для решения вопроса о его годности к дальнейшему прохождению службы в органах внутренних дел либо о продолжении лечения. При этом сотрудник может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Время нахождения сотрудника органов внутренних дел на лечении в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными при выполнении служебных обязанностей, не ограничивается. На медицинское освидетельствование (обследование) в военно-врачебную комиссию сотрудник, получивший увечье или иное повреждение здоровья (заболевание), направляется по окончании лечения или в зависимости от определившегося исхода увечья или иного повреждения здоровья (заболевания).

5. Порядок освобождения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. (Часть введена — Федеральный закон от 02.08.2019 № 318-ФЗ)

Глава 9. Гарантии социальной защиты сотрудника органов внутренних дел

Статья 66. Оплата труда сотрудника органов внутренних дел

1. Оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

2. Обеспечение сотрудника органов внутренних дел денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 67. Жилищное, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи

Обеспечение сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи жилым помещением, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника и членов его семьи осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 68. Страховые гарантии сотруднику органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Гарантии в связи с увольнением со службы в органах внутренних дел

1. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника органов внутренних дел и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

2. При наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье или имущество сотрудника органов внутренних дел, членов его семьи в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника либо принуждения его к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность обеспечивается государственная защита в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Сотрудник органов внутренних дел независимо от места нахождения и времени суток считается выполняющим служебные обязанности в случае, если он:

1) совершает действия по предупреждению и пресечению правонарушений, оказанию помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни или здоровья, иные действия в интересах общества и государства;

2) следует к месту службы, командирования, медицинского освидетельствования (обследования) или лечения и обратно;

3) находится на лечении в медицинской организации в связи с увечьем или иным повреждением здоровья (заболеванием), полученными при выполнении служебных обязанностей;

4) захвачен и содержится в качестве заложника;

5) участвует в сборах, учениях, соревнованиях или других служебных мероприятиях.

4. Сотрудник органов внутренних дел не признается погибшим (умершим) вследствие увечья или иного повреждения здоровья (заболевания) либо получившим увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) при выполнении служебных обязанностей, если гибель (смерть), увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) наступили:

1) в связи с добровольным приведением себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

2) вследствие совершения сотрудником умышленного преступления;

3) в результате доказанного в ходе проверки либо установленного органами дознания, предварительного следствия или судом самоубийства, или покушения на самоубийство, или иного умышленного причинения вреда своему здоровью, не вызванного болезненным состоянием или доведением до самоубийства. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 300-ФЗ)

5. Гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1, пунктом 8, 11 или 12 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, стаж службы в органах внутренних дел и стаж военной службы засчитываются в непрерывный стаж службы для исчисления процентной надбавки за выслугу лет и предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

6. Гражданину, проходившему службу в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, при поступлении на работу в указанных районах и местностях после увольнения со службы по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1, пунктом 8, 11 или 12 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, независимо от продолжительности перерыва между днем увольнения со службы и днем приема на работу стаж службы в указанных районах и местностях засчитывается в общий стаж работы для получения надбавок к заработной плате и других социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 69. Вещевое и продовольственное обеспечение сотрудника органов внутренних дел

1. Сотрудник органов внутренних дел обеспечивается вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения службы по нормам, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок учета, хранения, выдачи и списания вещевого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Сотруднику органов внутренних дел, который в связи с характером служебной деятельности не пользуется форменной одеждой, выплачивается денежная компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. В случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15 или 20 части 2 либо пунктом 4, 5, 7, 9 или 13 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, сотрудник органов внутренних дел в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, возмещает указанному федеральному органу стоимость выданных ему предметов вещевого имуществ

Как поступить на службу в органы внутренних дел

Как поступить на службу в органы внутренних дел

На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральными законами, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел устанавливается:

для замещения должностей в органах внутренних дел — 35 лет;

для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме — 25 лет.

Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходят военно-врачебную экспертизу; профессиональный психологический отбор; психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами; проверку уровня физической подготовки; и, при необходимости, процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

На гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников органов внутренних дел федеральными законами РФ.

С кандидатом в обязательном порядке проводится собеседование, в ходе которого выясняются мотивы поступления на службу, разъясняется характер предстоящей службы. В случае необходимости также проводится беседа с супругой (супругом), родителями кандидата с их согласия.

В ходе собеседования обращается внимание на характер будущей деятельности, условия службы в органах внутренних дел в целом и в конкретном структурном подразделении, они информируются о социальных гарантиях, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей.

После представления гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, необходимых документов, проводится проверка достоверности сообщенных им сведений с целью установления наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению его на службу в органы внутренних дел.

В случае получения в результате проверки достоверности сообщенных кандидатом сведений данных о наличии у родственников кандидата судимости решение в каждом конкретном случае принимается индивидуально, с учетом тяжести совершенного преступления, степени родства, взаимоотношений и частоты общения, материальной или иной зависимости кандидата, характера предстоящей службы в органах внутренних дел.

Квалификационные требования к должностям в органах внутренних дел предусматривают наличие для должностей рядового состава и младшего начальствующего состава среднего (полного) общего образования, для должностей среднего начальствующего состава — образования не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава — высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

В число квалификационных требований к должностям среднего, старшего и высшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз(например, участковый уполномоченный полиции, дознаватель, следователь и др.), входит наличие высшего профессионального юридического образования.

Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, в случаях предусмотренных действующим законодательством, если он:

1) имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2) является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;

3) неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения;

4) не согласен соблюдать ограничения, запреты, выполнять обязанности и нести ответственность, установленные федеральными законами.

Ограничения и запреты, связанные с поступлением на службу и прохождением службы в органах внутренних дел:

1) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение гражданина за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении гражданина уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

Для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается.

На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.

Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера.

Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).

В некоторых случаях испытание может не устанавливаться для граждан, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий.

В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства.

Трудовой договор со стажером может быть расторгнут:

а) по инициативе органа внутренних дел, если обнаруживается несоответствие стажера предъявляемым требованиям;

б) по инициативе стажера, если органом внутренних дел нарушаются предусмотренные контрактом обязательства.

Если в период испытания стажер придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию.

В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено наличие отсрочек от службы в Вооруженных силах по призыву для сотрудников органов внутренних дел.

К СВЕДЕНИЮ КАНДИДАТОВ:

При исполнении служебных обязанностей, на сотрудников органов внутренних дел, в большинстве случаев, возлагаются повышенные физические и психические нагрузки (например, обращение с огнестрельным оружием, длительные служебные командировки, в т.ч. в Северо-кавказский регион, применение специальных средств и физической силы для пресечения преступлений либо административных правонарушений и др.). В связи с этим, при приеме на определенные должности предпочтение отдаётся мужчинам.

Документы, представляемые гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.

Для поступления на службу в органы внутренних дел гражданин лично представляет в кадровое подразделение территориального органа внутренних дел:

1) заявление с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел;

2) паспорт гражданина Российской Федерации;

3) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации;

4) собственноручно написанную автобиографию;

5) документ государственного образца об образовании;

6) документы воинского учета — для военнообязанных и граждан, подлежащих призыву на военную службу;

7) трудовую книжку, за исключением случаев, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые либо если трудовая книжка утрачена, или копию трудовой книжки, если гражданин на момент изучения его документов работает по трудовому договору;

8) уведомление или свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

9) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством Российской Федерации;

10) согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений;

11) согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел;

Документы, указанные в пунктах 2, 5 – 8,после заверения их копий уполномоченным должностным лицом возвращаются гражданину в день их представления.

Иные документы представляются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

УДК 342.76

К. С. Володина

аспирант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

М. С. Ларин

помощник юриста

ООО «Региональный компьютерный сервис», г. Пенза, Российская Федерация

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ НА ЗАНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ НЕ ЗАПРЕЩЕННОЙ ЗАКОНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Аннотация. В статье рассматривается и анализируется законодательство об ограничении конституционно закрепленных экономических прав, в частности, права на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, определяются основные задачи ограничения прав сотрудников полиции на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, указывается на то, что правомерное ограничение прав и свобод сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, является необходимым условием, обеспечивающим выполнение ими служебных задач. Исходя из проанализированного законодательства, делается вывод, что основное внимание уделяется ответственности сотрудников и минимальное — профилактике нарушений. В связи с чем предлагаются меры по профилактике нарушений сотрудниками полиции ограничений и запретов, установленных федеральными законами. При этом формулируется вывод о том, что из сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, нужно делать не образ эффективного борца с преступностью, а инструмент обеспечения построения правового государства и гражданского общества.

Ключевые слова: ограничения прав сотрудников полиции, право на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью.

K. S. Volodina

Postgraduate student Penza State University, Penza, the Russian Federation

M. S. Larin

Legal assistant

Regional computer service, Penza, the Russian Federation

LIMITATION OF THE POLICEMEN RIGHTS TO ENGAGE IN ENTREPRENEURIAL AND OTHER ECONOMIC ACTIVITIES NOT PROHIBITED BY LAW

should not make an image of an effective fighter against crime, an instrument for

ensuring the construction of a law-based state and civil society.

Key words: restrictions on the rights of police officers, the right to engage in

entrepreneurial and other economic activities not prohibited by law.

Конституция Российской Федерации в качестве основ конституционного строя закрепляет такие экономические права, свободы и обязанности, как: равенство и многообразие форм собственности, свободу экономической деятельности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности .

Однако в ряде случаев законодатель допускает ограничение конституционно закрепленных экономических прав. Наиболее актуально это в отношении сотрудников органов внутренних.

И здесь выявляется интересный парадокс: чтобы конституционно закрепленные экономические права свободно реализовывались рядовыми гражданами, необходимо аналогичные права ограничивать у представителей органов публичной власти .

Служба в органах внутренних дел представляет собой разновидность государственной службы и ей присущи как общие черты и принципы государственной службы, так и специфические, вытекающие из задач и функций органов внутренних дел.

Сущность деятельности органов внутренних дел, в том числе полиции, состоит в охране существующих общественных правоотношений и правопорядка. Используемые для этого методы и средства связаны с использованием принудительной силы государственной власти. Такие полномочия подразумевают правомерное ограничение прав и свобод самих сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, как необходимое условие, обеспечивающее выполнение ими служебных задач .

Так, сотрудник полиции наделен государственно-властными полномочиями в отношении лиц, не имеющих с ним отношений служебной подчиненности. Он осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел, с учетом особенностей несения службы в пределах территории, обслуживаемой территориальным органом полиции, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией) .

Возможность ограничений прав сотрудников правоохранительных органов (полиции) допускается рядом международных актов, а также предусмотрена законодательством и прецедентным правом многих зарубежных государств. Об этом свидетельствуют Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция Международной организации труда № 111 относительно дискриминации в области труда и занятий 1958 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также ряд других документов .

В Российской Федерации ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции, были закреплены в ст. 29 Федерального законе от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О полиции», которая утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 12.02.2015 № 16-ФЗ, а ее положения были перенесены в статью Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) .

Исходя из того, что служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы

прохождения службы в органах внутренних дел, положения ст. 14 данного Федерального закона распространяются и на сотрудников полиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» .

Так, пп. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает запрет гражданскому служащему заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией .

При этом ограничение прав и свобод сотрудников полиции возможно осуществить тремя способами: путем установления прямых запретов, исключения конкретного правомочия из содержания того или иного права, установления специального порядка реализации права .

Очевидно, что основными задачами ограничения прав сотрудников полиции на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью являются:

— борьба с коррупцией;

— недопущение возможного конфликта интересов;

— предупреждение участия сотрудников полиции в рейдерских захватах;

— исключение возможности использования полицейскими своего служебного положения в личных целях;

— предупреждение потенциального злоупотребления правами со стороны сотрудников полиции

— обеспечение эффективного функционирования органов внутренних дел в целом и полиции в частности.

В правовом статусе полиции ограничение на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью имеет неоспоримо важную роль, поскольку выступает в качестве своеобразного «сдерживающего противовеса», обладает весьма широкими полномочиями, предоставленными полиции с введением в действие Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О полиции» .

Несоблюдение запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, признается статьей 49 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) грубым нарушением служебной дисциплины .

За нарушение служебной дисциплины, выразившимся в несоблюдении сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами, на сотрудника полиции может быть наложено дисциплинарное взыскание, предусмотренное п. 1 ст. 50 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017). При этом такие дисциплинарные взыскания, как перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнение со службы в органах внутренних дел, могут применяться только в случае совершения сотрудником органов внутренних дел грубого нарушения

служебной дисциплины, каким и является несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных федеральными законами .

На сегодняшний день в органах внутренних дел, в том числе полиции, основное внимание уделяется ответственности сотрудников, нарушивших ограничения и запреты, установленные федеральными законами, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. При этом минимальное внимание уделяется профилактике таких нарушений.

В рамках настоящей статьи нами предлагаются следующие меры по профилактике нарушений сотрудниками полиции ограничений и запретов, установленных федеральными законами, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в Российской Федерации:

1. Периодическое освещение в рамках служебной подготовки сотрудников полиции темы экономических запретов и ограничений, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью;

2. Усиление контроля со стороны гражданского общества за соблюдением сотрудниками полиции экономических запретов и ограничений, в том числе запрета на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. При этом гражданам в случаях установления фактов нарушения сотрудником полиции данных экономических ограничений должна быть предоставлена возможность обращаться непосредственному к начальнику данного сотрудника путем направления заявлений. На основании таких заявлений граждан будут проводиться служебные проверки в отношении сотрудников, указанных в таких заявлениях.

Интересным представляется предложение М.Ю. Мельникова, озвученное им в докладе на международной научно-теоретической конференции «Актуальные проблемы гражданского и уголовного права» в Санкт-Петербурге. Поскольку большинство сотрудников полиции, нарушающих запрет на занятие предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью, делают это потому, что наделенные властью, обладают определенными полномочиями и кругом связей, пытаются создать источник дохода, который сможет обеспечить им занятость и приносить доход при выходе на пенсию. На этот случай М.Ю. Мельников предлагает дать возможность сотрудникам полиции проходить курсы по ведению малого и среднего бизнеса. Тем самым сотрудник полиции будет обеспечен дополнительными знаниями, которые он сможет применить, выйдя на заслуженный отдых . Такое предложение кажется нам обоснованным и вполне возможным.

В целом же, необходимо заострить внимание на том, что из сотрудников органов внутренних дел, в том числе полиции, нужно делать не образ потенциального врага, загнанного в угол многочисленными запретами и ограничениями, а эффективного борца с преступностью, инструмент обеспечения построения правового государства и гражданского общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

9. Хужин А.М. О профессиональном и социально-личностном развитии сотрудников правоохранительных органов (на примере установления, квалификации и доказывания невиновного поведения) / А.М. Хужин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2013. — № 23. — С. 126-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Володина Кристина Сергеевна — аспирант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: kslarina0758@ gmail.com.

Ларин Михаил Сергеевич — помощник юриста, ООО «Региональный компьютерный сервис», 440052, г. Пенза, ул. Чкалова 52, Российская Федерация, e-mail: larinMS@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ