Инкотермс

Инкотермс 2G1G: назначение, изменения и отличия

K. В. Холопов

22 октября 2010 года под эгидой Международной торговой палаты в Москве прошла Международная конференция «Incoterms 2010: новые правила ICC1 по использованию национальных и международных торговых терминов»2. Целью конференции стало не только представление новых правил Инкотермс 2010, но и презентация издания документа на русском языке. Участниками этого форума стали ведущие российские ученые — экономисты и юристы — и практики, а также иностранные гости, представлявшие различные структуры Международной торговой палаты (МТП).

Инкотермс 2010 стал для ICC восьмым изданием правил международных торговых терминов, начиная с 1936 года. Последние четыре редакции выходят с чёткой периодичностью с интервалом 10 лет. Примечательно, что Инкотермс 2010 вводится в действие только с 1 января 2011 года. Считается, что десятилетний срок является достаточным для трансформации практики международных торговых обычаев, которые и изложены в каждом издании Инкотермс. Имеется в виду не только изменение и уточнение самих торговых обычаев, но и объективные документарные, информационные и иные технологии, отвечающие последним требованиям международной и национальной торговли нового времени.

Введение к Инкотермс 2010 определяет основополагающие принципы построения документа и правила его использования. Применение Инкотермс 2010 возможно путем прямой ссылки на конкретный торговый обычай (базисное условие поставки, базис поставки, термин Инкотермс 2010) в договоре купли-продажи товара в соответствие именно с документом 2010 года. Как и документы предыдущих выпусков, Инкотермс 2010 носит факультативный характер. МТП утверждает, что каждый

УДК 347.75/76 + 656 ББК 67.404.2+39 Х — 723

термин должен соответствовать товару, способу его транспортировки и иным обязательствам сторон. Каждое базисное условие поставки должно быть максимально привязано к конкретному географическому пункту или порту. Здесь следует отметить, что возможность применения того или иного базиса поставки для условий морского или внутреннего водного транспорта в значительной степени от сложившихся на протяжении веков обычаев портов. МТП напоминает, что Инкотермс 2010 не представляет собой полный договор купли-продажи товара. Многие аспекты договора (цена товара, способы и сроки расчетов, переход права собственности, ответственность сторон и др.) определяются условиями самого договора.

Международная торговая палата насчитала девять основных черт Инкотермс 2010. Главное отличие Инкотермс 2010 от Инкотермс 2000 заключается в количестве содержащихся в новом документе базисных условий поставки. Теперь их 11 вместо 13. Вместо базисов поставки DAF3 (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с пристани, причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлины) введены новые условия DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения).

Изменена классификация терминов. В Инкотермс 2000 все базисы поставки были разделены на четыре группы: группа E — «Отгрузка» (EXW), группа F — «Основная перевозка продавцом не оплачена» (FCA, FAS, FOB), группа C «Основная перевозка оплачена продавцом» (CFR, CIF, CPT, CIP) и группа D «Прибытие» (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP). В документе Инкотермс 2010 групп всего две: «Правила для любого вида или видов транспорта» и «Правила для морского и внутреннего водного транспорта».

Правила для любого вида транспорта могут применяться для автомобильного, железнодорожного, воздушного транспорта, а также для прямых смешанных перевозок (мультимодального транспорта). Причем в составе маршрутов мультимодальных перевозок могут присутствовать отдельными участками передвижения товаров — морские пути или внутренние водные пути. Морские и внутренние водные правила предусматривают, что поставка товара осуществляется по схеме «порт — порт», независимо от того, какие порты — морские или внутренние водные — имеются в виду. Распределение базисов поставки Инкотермс 2010 по группам приведено в таблице 1.

Международная торговая палата разъясняет, что применительно к Инкотермс 2010 многогранный в праве термин «поставка» означает здесь момент, когда риск утраты или повреждения товара переходит с продавца на покупателя.

Ещё одним важнейшим нововведением в Инкотермс 2010 является возможность применения содержащихся в документе терминов не только для международной, но и для национальной торговли. По мнению МТП, такой шаг стал следствием создания межгосударственных торговых союзов и экономических объединений, например, Европейского Союза, когда само пересечение товарами национальных границ стало менее важным и менее значимым. Ранее торгово-промышленные объединения стран (у нас, например, Торгово-промышленная па-

лата Российской Федерации) принимали решения о возможности применения Инкотермс к национальной торговле товарами. Теперь в Инкотермс 2010 в явном виде указано на возможность использования базисных условий поставки товаров для внутренней торговли. Ещё одной причиной этого стало стремление отказаться от применения Единообразного торгового кодекса США в пользу правил Инко-термс 2010.

Применение электронных коммуникаций, как и в Инкотермс 2000, также закреплено в новой редакции документа. Необходимые документы по соглашению сторон могут быть заменены электронными сообщениями (EDI messages).

Отдельные термины Инкотермс 2010 — CIF и CIP — предусматривают обязанность продавца страховать товар от транспортных рисков. В отношении процедур страхования необходимо теперь использовать новые пересмотренные правила Института лондонских страховщиков (The Institute Cargo Clauses). Новая редакция документа уточняет обязанности сторон в отношении процедур страхования.

Инкотермс 2010 конкретизировал распределение расходов между продавцом и покупателем товара, связанных с выгрузкой и обработкой товаров на терминалах в портах, на станциях и в иных местах. Для каждого базисного условия поставки в статьях A6/B6 теперь указано, какая из сторон договора должна понести такие расходы.

Таблица 1

Распределение базисных условий поставки Инкотермс 2010 по двум группам

Базисы для любого вида транспорта

1. EXW Франко завод Ex W orks

2. FCA Франко перевозчик Free Carrier

3. CPT Перевозка оплачена до … Carriage Paid to …

4. CIP Перевозка и страхование оплачены до … Carriage and Insurance Paid to …

S. DAT Поставка на терминале Delivered at Terminal

6. DAP Поставка в месте назначения Delivered at Place

7. DDP Поставка с оплатой пошлин Delivered Duty Paid

Базисы для морского и внутреннего водного транспорта

s. FAS Свободно вдоль борта судна Free Alongside Ship

9. FOB Свободно на борту Free on Board

10. CFR Стоимость и фрахт Cost and Freight

11. CIF Стоимость, фрахтование и фрахт Cost, Insurance and Freight

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международная торговая палата предупреждает участников внешнеторговых сделок, что реализуя свои права на изменение и дополнение в контрактах условий Инкотермс 2010, они рискуют в итоге де-факто отойти от ранее достигнутых договоренностей и заключить договор купли-продажи товара на совсем другом базисном условии.

Введение к Инкотермс 2010 завершается разъяснением основных терминов и понятий, упомянутых в документе. Здесь перечислены термины: «перевозчик», «таможенные формальности», «поставка», «отгрузочные документы», «электронная запись или процедура» и «упаковка».

Рассмотрим теперь термины (базисные условия поставки) Инкотермс 2010 и концептуально сравним их с терминами Инкотермс 2000. Термины изложены в той же последовательности, как это приведено в документе. При этом автор предполагает, что читатель знаком с содержанием предыдущего издания — Инко-термс 2000.

Правила для любого вида или видов транспорта

Условие поставки EXW (Франко завод). Вид транспорта любой. Принципиальных отличий от этого же термина Инкотермс 2000 нет. Однако Международная торговая палата рекомендует применять условие для внутренней торговли, в отличие от базиса FCA.

Условие поставки FCA (Франко перевозчик). Вид транспорта любой. Целесообразно применять в международных договорах купли-продажи товаров. Принципиальных условий от аналогичного термина Инкотермс 2000 нет.

Условие поставки CPT (Перевозка оплачена до …). Вид транспорта может быть любым, включая мультимодальную перевозку товара. Принципиальных отличий от CPT по Инко-термс 2000 нет.

Условие поставки CIP (Перевозка и страхование оплачены до …). Вид транспорта может быть любым, включая мультимодальную перевозку товара. Принципиальных отличий от CIP по Инкотермс 2000 нет.

Условие поставки DAT (Поставка на терминале). Новое базисное условие поставки.

Условие не связано с выбором какого-либо конкретного вида транспорта. Переход расходов и рисков с продавца на покупателя осуществляется в момент выгрузки товара на определенном сторонами договора терминале. Терминалом может являться причал в морском или речном порту, контейнерный терминал для любого вида транспорта, грузовой двор на железнодорожной или автомобильной станции, грузовой авиатерминал в аэропорту и др. В отношении документа, подтверждающего поставку, Инкотермс 2010 конкретных указаний не дает. Правоприменительная практика даст ответ на это вопрос позже. Пока можно лишь с уверенностью утверждать, что таким документом может быть один из применяемых в практике складских документов. Совершенно точно, что термин DAT заменит ранее существовавшее в практике условие DEQ (Поставка на пристани). Хотя возможны и иные условия его применения.

Условие поставки DAP (Поставка в месте назначения). Новое базисное условие поставки. Условие не связано с выбором какого-либо конкретного вида транспорта. Переход расходов и рисков с продавца на покупателя осуществляется в тот момент, когда прибывшее в согласованный сторонами пункт транспортное средство готово к разгрузке. В отношении подтверждающего поставку документа Инко-термс 2010 ограничивается общем утверждением, что продавец должен предоставить покупателю документ, позволяющий последнему принять поставку. Предоставляемый документ определяется теми заменами, которые вынудили внедрение в практику нового термина. Замена базиса поставки DAF (Поставка на границе) по Инкотермс 2000 на DAP обычно предусматривает железнодорожную поставку товара в европейские страны Дальнего Зарубежья. Замена базиса поставки DES (Поставка с судна) по Инкотермс 2000 на DAP предусматривает морскую или внутреннюю водную перевозку товара. Замена базиса поставки DDU (Поставка без оплаты пошлин) по Инкотермс 2000 на DAP предусматривает доставку товара в согласованный сторонами пункт любым видом транспорта. Но в любом случае все расходы и риски до указанного в контракте пункта лежат на продавце. Документы, подтверждающие поставку по любому базису, указаны в таблице 4.

Условие поставки DDP (Поставка с оплатой пошлин). Вид транспорта может быть любым, включая мультимодальную перевозку товара. Принципиальных отличий от DDP по Инкотермс 2000 нет — все расходы и риски по доставке очищенного от импортных пошлин товара в согласованный сторонами пункт лежат на продавце.

Правила для морского и внутреннего водного транспорта

Условие поставки FAS (Свободно вдоль борта судна). Продавец должен разместить товар на причале или на барже (на лихтере), но обязательно вдоль борта судна на указанном сторонами месте в определенном порту отгрузки. Принципиальных отличий от FAS по Инкотермс 2000 нет.

Условие поставки FOB (Свободно на борту). Соответствует правилам применения FOB по Инкотермс 2000, с одним изменением. Из текста термина FOB по Инкотермс 2000 исключено понятие поручней (рейлингов) судна. Теперь поставка фиксируется в момент размещения товара на борту судна в указанном порту отгрузки.

Условие поставки CFR (стоимость и фрахт). Как и на условии FOB, поставка считается выполненной в момент размещения товара продавцом на борту судна в порту отгрузки. Иных принципиальных отличий от термина CFR по Инкотермс 2000 нет.

Условие поставки CIF (Стоимость, страхование и фрахт). Как и на условии FOB или CFR, поставка считается выполненной в момент размещения товара продавцом на борту судна в порту отгрузки. Иных принципиальных отличий от термина CIF по Инкотермс 2000 нет. Варианты использования новых терминов приведены в таблице 2.

Автор предполагает, что кроме предписанной МТП замены базиса поставки DDU (по Инкотермс) 2000 на DAP (по Инкотермс 2010) возможно также применение нового термина DAT. Это объясняется тем, что ранее базисное условие поставки DDU применялось, когда товар поставлялся и доставлялся в тот пункт назначения, где покупатель выполнял таможенные формальности по импорту. А выполнять такие формальности, не выгружая товар из транспортного средства, крайне затруднительно и не всегда возможно. Вообще говоря, замена в применении одних базисов на другие будет определяться практикой. Поэтому, кроме общих положений, Международная торговая палата воздерживается пока от конкретных рекомендаций.

Следует отметить, что новые термины Инкотермс 2010 нельзя считать новыми торговыми обычаями. МТП идет по пути унификации торговых обычаев, правил и процедур, которые создадут единообразное понимание и регламентацию прав и обязанностей сторон договора купли-продажи товара.

Таблица 2

Варианты применения Инкотермс 2010 по сравнению с Инкотермс 2000

№№ п/п Инкотермс 2000 Инкотермс 2010

1. EXW EXW

2. FCA FCA

3. FAS FAS

4. FOB FOB

S. CPT CPT

6. CFR CFR

7. CIP CIP

s. CIF CIF

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. DES DAP

10. DEQ DAT

11. DAF DAP

12. DDU DAP, DAT*

13. DDP DDP

Примечание к таблице:

Применение базиса DAT возможно.

Отнесение терминов Инкотермс 2010 к двум группам по видам транспорта, используемых для доставки товара, является, если не основным, то крайне важным. Применение каждого базисного условия поставки может быть конкретизировано для доставки товаров тем или иным видом транспорта. Преимущественные сферы применения терминов Инкотермс 2010 по видам транспорта приведены в таблице 3.

Следует обратить внимание на строки 9а, 9Ь, 9с, 10а и 10Ь. Их содержание отмечает трансформацию терминов Инкотермс 2000 в термины Инкотермс 2010. Хотя к данным утверждениям следует вернуться через два-три года, которые позволят оценить правильность заявленных предположений и утверждений.

Содержание данной статьи будет неполным, если не указать на практические аспек-

ты реализации контрактов купли-продажи товаров, заключенных на базисных условиях поставки по Инкотермс 2010. Речь, в первую очередь, идет о документах, подтверждающих исполнение обязательств продавца о поставке. Этому посвящены данные и сведения, содержащиеся в таблице 4.

Большинство заинтересованных лиц интересует вопрос, как следует поступать с контрактами, заключенными до 1 января 2011 года, но подлежащими исполнению позже указанного срока. Стороны договоров могут использовать редакцию Инкотермс любого года выпуска. Однако вопрос в большей степень адресуется к таможенным органам для определения структуры цены контракта по конкретным базисным условиям поставки и процедур корректировки таможенной стоимости товара.

Таблица З

Базисы поставки по Инкотермс 2010 и преимущественные виды транспорта4

№№ п/п Название базиса Виды транспорта Способы перевозки Дополнительные условия применения

1. EXW Любой (значения не имеет)

2. FCA Автомобильный, Воздушный, Мультимодальный

3. FAS Морской, Внутренний водный Нет рисков утраты товара при погрузке

4. FOB Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Есть риски утраты товара при погрузке

S. CPT Автомобильный, Воздушный, Железнодорожный (в пределах правового поля СМГС), Мультимодальный

6. CFR Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Оговорки о сталие, демередже и диспаче

7. CIP Автомобильный, Воздушный, Железнодорожный (в пределах правового поля СМГС), Мультимодальный

s. CIF Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Оговорки о сталие, демередже и диспаче

9a. DAP Морской или внутренний водный. Поставка на судне в порту назначения Вместо условия DES

9b. DAP Железнодорожный (между зонами СМГС и СІМ-СОТІР) Вместо условия DAF

9c. DAP Любой (значения не имеет) Вместо условия DDU

10a. DAT Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Вместо условия DEQ

10b. DAT Любой (значения не имеет) Вместо условия DDU

11. DDP Любой (значения не имеет)

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Базисы поставки по Инкотермс 2010 и подтверждающие поставку документы5

№№ п/п Название базиса Виды транспорта Способы перевозки Подтверждающие документы

1. EXW Любой (значения не имеет) Приемосдаточный акт

2. FCA Автомобильный, Воздушный, Мультимод альный Автомобильная или авианакладная, FBL*

3. FAS Морской, Внутренний водный Доковая расписка порта или FWR* *

4. FOB Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Бортовой коносамент или накладная (морская или внутренняя водная)

S. CPT Автомобильный, Воздушный, Железнодорожный (в пределах правового поля СМГС), Мультимодальный Автомобильная или авианакладная, железнодорожная накладная СМГС, FBL

6. CFR Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Бортовой коносамент или накладная (морская или внутренняя водная)

7. CIP Автомобильный, Воздушный, Железнодорожный (в пределах правового поля СМГС), Мультимодальный Автомобильная или авианакладная, железнодорожная накладная СМГС, FBL + страховой полис

s. CIF Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Бортовой коносамент или накладная (морская или внутренняя водная) + страховой полис

9a. DAP (вместо DES) Морской или внутренний водный. Поставка на судне в порту назначения Сюрвейерский акт выгрузки, тальманская расписка

9b. DAP (вместо DAF) Железнодорожный (между зонами СМГС и С1М-СОТШ) Железнодорожная накладная СМГС или СГМ-СОТШ с отметкой погранстанции

9c. DAP (вместо DDU) Любой (значения не имеет) Приемосдаточный акт

10a. DAT (вместо DEQ) Морской трамповый, Морской линейный, Внутренний водный Доковая расписка порта или FWR

10b. DAT (вместо DDU) Любой (значения не имеет) Складской документ хранителя или FWR

11. DDP Любой (значения не имеет) Приемосдаточный акт

Примечания к таблице:

*FBL — Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading — Мультимодальный коносамент ФИАТА (Международной федерации экспедиторских ассоциаций)

**FWR — FIATA Warehouse Receipt — Складская расписка ФИАТА

Арбитражный адвокат

«Арбитражный суд РФ в отличие от судов общей юрисдикции и
третейских судов, осуществляет правосудие при разрешении
споров, возникающих в процессе предпринимательской
деятельности, вытекающих из гражданских правоотношений
(экономические споры) или из правоотношений в сфере
управления. Арбитражный адвокат, соответственно,
представляет интересы одной из сторон – предпринимателей и лиц, связанных с экономической деятельностью”.

В соответствии со ст. 1 конвенции ООН «О договорах международной купли продажи товаров» 1980 года, международной признается купля-продажа товаров в том случае, когда коммерческие предприятия покупателя и поставщика находятся в разных государствах. Избежать неприятных юридических ситуаций Вам поможет адвокат по гражданским делам. Соответственно, основным признаком международной поставки является перемещение товара через границу одного или нескольких государств в процессе поставки, при этом не имеет значения, являются ли поставщик и покупатель резидентами одного или разных государств.

Все экспортёры члены ВТО осуществляют поставки по правилам международной торговли, если иное не предусмотрено договором, ответить на спорные вопросы которого Вам поможет наша юридическая компания(Екатеринбург). Договором поставки может быть определён Базис поставки СIР. В соответствии с «Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс 2010» (публикация МТП N 715), «Carriage and Insurance paid to…»/»Перевозка и страхование оплачены до». Базис поставки СIР означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что покупатель берет на себя все риски и любые дополнительные расходы по доставке товара. Однако, как Вам подскажет любой арбитражный адвокат, по условиям CIP на продавца также возлагаются и иные обязанности:

  • поставить согласно условиям договора купли-продажи товар и представить коммерческий счет-инвойс, его эквивалент, оформленный с помощью средств электронной связи, или иные доказательства соответствия товара;
  • обеспечить представление экспортной лицензии или иного официального разрешения, выполнение всех таможенных формальностей;
  • адвокат по гражданским делам поможет заключить за свой счет договор перевозки на обычных условиях и по обычно принятому направлению до согласованного пункта в месте назначения;
  • обеспечить за свой счет страхование груза и передать покупателю страховой полис или иное доказательство заключения договора страхования;
  • передать товар в распоряжение перевозчика, с которым заключен договор, а при наличии нескольких последовательных перевозчиков — первому из них для его транспортировки в согласованный пункт назначения в установленную дату или период;
  • передать покупателю надлежащее извещение о поставке товара и направить ему иную информацию, необходимую для принятия товара.

Адвокат по гражданским делам подскажет, что в соответствии со ст. 1209 ГК РФ, форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву.

Наша юридическая компания(Екатеринбург), опираясь на ст. 1210 ГК РФ о том, что стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору; поможет избежать административной ответственности. Стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей.

Арбитражный адвокат напомнит, что в Российской Федерации признается только письменная форма внешнеэкономических и внешнеторговых сделок по поставке товаров, не стоит забывать и об общих требованиях законодательства РФ о сделках. Одно из самых важных требований, предъявляемых к отношениям, возникающим из международной поставки товаров, установлено пунктом 3 статьи 162 ГК РФ, в котором говорится, что несоблюдение письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность. Подсудность экономических споров по международной поставке обычно определяется в договоре, подведомственность – Арбитражные суды РФ.

Участники споров по международной поставке могут воспользоваться услугами арбитражного адвоката для представления своих интересов в арбитражном процессе. Арбитражный адвокат нашей юридической компании поможет иностранным юридическим лицам в подготовке иска и документов в арбитражный суд, оплате гос пошлины, сообщим коды валютных операций и т.д.

Благодарим Вас за посещение сайта нашей адвокатской конторы!

Документы статьи

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 11.07.02 г. № 92-IV.

Закон № 1877 — Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.04 г. № 1877-IV.

Закон о транспортно-экспедиторской деятельности — Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.04 г. № 1955-IV.

Закон о защите производителя — Закон Украины «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» от 22.12.98 г. № 330-XIV.

Закон об импорте — Закон Украины «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» от 22.12.98 г. № 332-XIV.

Указ № 589 — Указ Президента Украины «О признании утратившими силу Указов Президента Украины от 4 октября 1994 года № 567 и от 1 июля 1995 года № 505» от 19.05.11 г. № 589/2011.

Указ № 567 — Указ Президента Украины «О применении Международных правил интерпретации коммерческих терминов» от 04.10.94 г. № 567/94.

Положение о ВЭД-договоре — Положение о форме внешнеэкономических договоров (контрактов), утвержденное приказом Минэкономики от 06.09.01 г. № 201.

Сфера применения Инкотермс

С 01.01.11 г. вступила в силу новая редакция Правил использования внутренних и международных торговых терминов Инкотермс-2010, принятая МТП. В Украине вступление в силу Инкотермс-2010* произошло с опозданием, так как на территории нашего государства Международные правила интерпретации коммерческих терминов являются частью законодательства и должны быть обязательно официально опубликованы. Причина, почему Инкотермс-2010 не были официально опубликованы, проста: они являются объектом авторского права ICC, которое предусматривает передачу права на использование правил Инкотермс-2010 указанным в нем способом только одному лицу на территории конкретной страны. Ассоциация экспортеров и импортеров «ЗЕД», действующая в интересах Украинского национального комитета МТП, 08.12.10 г. подписала соответствующее соглашение и получила право на осуществление перевода, публикацию и продажу правил Инкотермс-2010 в виде официального украинско-английского издания. И только 05.04.11 г. Ассоциация экспортеров и импортеров «ЗЕД» получила свидетельство о регистрации авторского права на перевод книги. Исходя из вышеизложенного, официальная публикация Инкотермс-2010 в газете «Урядовий кур’єр» или в другом официальном издании без согласия ассоциации стала невозможной. В связи с этим 26.05.11 г. вступил в силу Указ № 589, отменивший действие Указа № 567, который предписывал обязательное применение правил Инкотермс во всех договорах, в том числе внешнеэкономических, предметом которых являются товары, а также устанавливал требование об официальной публикации Инкотермс и последующих изменений в них в газете «Урядовий кур’єр».

* Официальный сайт Инкотермс-2010 в Украине: http://incoterms.zed.ua/

Закономерный вопрос: где же теперь взять новую редакцию Инкотермс для повседневного использования? Ответ прост: приобрести официально изданную книгу. Стоимость ее порядка 300 грн., недешево, однако необходимо.

После отмены Указа № 567 возник вопрос: обязательно ли украинским субъектам хозяйствования в договорах использовать правила Инкотермс? Ответ утвердительный. Использование правил Инкотермс имеет обязательный характер в Украине, что на данный момент предусмотрено следующими документами:

1) ч. 4 ст. 265 ХКУ;

2) п. 101 ст. 1 ТКУ;

3) п. 2.19 ст. 2 Закона № 1877;

4) ст. 8 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности;

5) ст. 9 Закона о защите производителей;

6) ст. 14 Закона об импорте;

7) п. 1.15 Положения о ВЭД-договоре.

Как и прежняя редакция, новая редакция правил Инкотермс определяет в основном обязанности сторон при доставке товара от продавца к покупателю. Они не являются полным договором купли-продажи, а лишь регулируют вопросы перевозки, страхования, момента передачи товара от продавца к покупателю и распределения расходов. Правила Инкотермс не регламентируют переход права собственности на товар или возможные последствия нарушения всего договора. В то же время зачастую момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю совпадает с моментом поставки товара, что с 1 апреля 2011 года важно для целей определения даты возникновения доходов у продавца. В связи с этим установленные в договоре условия поставки согласно Инкотермс подчас играют важную роль и для налогового учета прибыли экспортера.

Во внешнеэкономических контрактах, как мы выяснили, применять правила Инкотермс обязательно. Что касается внутриукраинских договоров, то, несмотря на, казалось бы, прямое предписание в ч. 4 ст. 265 ХКУ об обязательном использовании данных правил во всех без исключения договорах поставки, стороны вправе не использовать Инкотермс, если не видят в этом особой целесообразности. Так, Минэкономики в письмах от 10.06.11 г. № 4201-24/939 и от 18.07.11 г. № 4201-26/1134 отмечает, что абз. 1 п. 4 ст. 179 ХКУ предусмотрено, что стороны могут определять содержание договора на основе свободного волеизъявления, когда стороны имеют право согласовывать по своему усмотрению любые условия договора, не противоречащие законодательству. Из этого делается вывод, что применение Инкотермс в данных случаях не обязательно. Кроме того, действующим законодательством Украины не предусмотрена ответственность участников хозяйственных отношений за неиспользование правил Инкотермс в договорах, заключенных между украинскими субъектами хозяйственной деятельности.

Новшества Инкотермс-2010

Изменения, которые несут в себе Инкотермс-2010, сводятся к следующему:

1. Инкотермс 2000 года предусматривали деление терминов на четыре группы: «Е»-термины, «F»-термины, «С»-термины и «D»-термины, редакция Инкотермс 2010 года предлагает деление терминов на две группы: правила для любого вида или видов транспорта и правила для морского и внутреннего водного транспорта, хотя перегруппировка терминов их сути не меняет.

2. Количество терминов было сокращено с 13 до 11, путем замены терминов DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин) на два новых термина DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения).

Термин DAT (Поставка на терминале) заменяет собой термин DEQ. Данный термин может использоваться для перевозки товара любым видом транспорта. Эти условия поставки предусматривают, что основные риски и расходы возложены на продавца, который должен предоставить в распоряжение покупателя выгруженный с прибывшего транспортного средства товар на поименованном терминале в указанном порту или месте назначения.

Термин DAP (Поставка в месте назначения) заменяет собой три термина, действующих в редакции Инкотермс-2000, а именно: DAF, DES и DDU. Новый термин может применяться для перевозки товара любым видом транспорта. Эти условия поставки, как и отмененные, предполагают, что основные риски и расходы возложены на продавца. Разница лишь в том, что при данных условиях поставки товар предоставляется в распоряжение покупателя готовым к разгрузке, а не выгруженным в согласованном месте назначения.

3. Инкотермс-2010 предусматривает использование правил не только в международной торговле, но и во внутринациональной, в связи с созданием торговых союзов, таких как Европейский союз. В ряде пунктов новой редакции подчеркнуто, что обязанность по осуществлению экспортно-импортных формальностей применяется, если она необходима.

4. Редакцией Инкотермс-2010 было четко прописано определение термина «поставка» — риск утраты или повреждения товара переходит от продавца к покупателю.

5. Также новой редакцией признается использование электронных средств сообщения наравне с бумажными сообщениями, правда, в тех случаях, если это оговорено сторонами.

6. В связи с пересмотром Правил лондонских страховщиков, в Инкотермс-2010 были учтены и внесены необходимые изменения по страхованию в статьях А3/Б3 соответствующих терминов.

7. Во избежание двойной оплаты покупателем за фрахт, расходы по обработке и перемещению товара в порту или на контейнерном терминале, Инкотермс-2010 предусмотрено четкое распределение таких расходов между сторонами договора статьями А6/Б6 соответствующих терминов.

8. Новой редакцией Инкотермс предусмотрено, как четко прописать в договоре применяемые условия поставки. Например: «FCA 38 Cours Albert ler, Paris, France Incoterms® 2010». Из этого примера мы видим, что обязательными к указанию являются: точный пункт назначения и используемая редакция Инкотермс, хотя ранее достаточно было прописать используемый термин и город.

10. Согласно терминам CPT (Перевозка оплачена до), CIP (Перевозка и страхование оплачены до), CFR (Стоимость и фрахт), CIF (Стоимость, страхование и фрахт) указанный пункт означает место назначения, до которого оплачивается перевозка, и отличается от места поставки.

11. В трех следующих терминах, FOB (Свободно на борту), CFR (Стоимость и фрахт), CIF (Стоимость, страхование и фрахт) была внесена существенная поправка — опущено упоминание поручней судна как пункта поставки, которое приводило к разногласиям между контрагентами, ведь товар считается поставленным, когда находится уже на борту судна.

12. Инкотермс-2010 конкретизировали, что подразумевается под «таможенной очисткой» товара. Так, сторона, которая обязана договором произвести таможенную очистку товара, уплачивает пошлину, сборы, а также выполняет и оплачивает все таможенные процедуры и формальности.

Инкотермс-2010 в новых и уже заключенных договорах

Теперь давайте ответим на вопросы: какую редакцию Инкотермс можно и нужно использовать и что делать с уже заключенными договорами?

Логично, что при заключении новых договоров по умолчанию будет использоваться ныне действующая редакция данных правил, т. е. Инкотермс-2010, так как в мировой торговле именно эта редакция применяется с 1 января 2011 года. Из разъяснений Минэкономики, содержащихся в вышеупомянутых письмах от 10.06.11 г. № 4201-24/939 и от 18.07.11 г. № 4201-26/1134, следует, что субъекты хозяйственной деятельности имеют возможность заключать контракты, используя при этом правила Инкотермс любой редакции, с согласия сторон, в том числе и Инкотермс-2010. Учитывая, что на данный момент возможно применение и Инкотермс-2000 и Инкотермс-2010, субъект внешнеэкономической деятельности обязан четко указывать в договоре, какая редакция Инкотермс в них применяется. Если соответствующего указания не будет, то если в контракте, заключенном с 01.01.11 г., имеется ссылка на Инкотермс, то подразумевается, что это Инкотермс-2010.

Что касается уже действующих контрактов, то их стоит пересмотреть в следующих случаях:

— если этого требует контрагент;

— если условия поставки были изменены или исключены и заменены на вновь введенные;

— если не указана используемая редакция Инкотермс.

Если внешнеэкономическим контрактом прописаны условия поставки, которые не были кардинально изменены, то вносить изменения в договор (или заключать новый) не обязательно. При отсутствии возражений со стороны иностранного контрагента в таком случае можно работать согласно редакции Инкотермс-2000.

И последний вопрос, на который хотим обратить здесь внимание: можно ли договором прописывать дополнения к правилам Инкотермс? Прямо Инкотермс-2010 не запрещает вносить дополнения, но предостерегает, что внесенные дополнения могут привести к нежелательным последствиям, и стоит рассмотреть и учесть все вероятные риски, которые могут возникнуть.

Вот, пожалуй, и все основные моменты, касающиеся применения новой редакции Инкотермс-2010, о которых хотелось бы рассказать в первую очередь. Надеемся, вам пригодится в работе все то, что было изложено выше. А для удобства предлагаем таблицу на с. 32, в которой описаны основные моменты всех 11 терминов Инкотермс-2010.

Значение терминов Инкотермс-2010

Термин

Вид транспорта

Погрузка/Поставка

Договор перевозки/договор страхования

Таможенная очистка в стране экспорта

Переход рисков

Распределение расходов

Проверка, упаковка, маркировка

Другие обязательства

Таможенная очистка в стране импорта

Любые виды транспорта

Обязанность покупателя

Обязанность покупателя

Обязанность покупателя

На своем предприятии или в другом названном месте (склад, завод) при условии надлежащего качества товара

Все расходы несет покупатель с момента передачи товара в оговоренном месте

Расходы несет продавец

Продавец обязан оказывать содействие за счет покупателя в получении документов, необходимых для экспорта

Обязанность покупателя

Любые виды транспорта

1) если товар отгружается со склада продавца — обязанность продавца;
2) если поставка товара осуществляется в месте отличном от помещений продавца, то товар предоставляется перевозчику неразгруженным с транспортного средства продавца и за перегрузку отвечает покупатель

Обязанность покупателя (может заключать продавец, но за счет покупателя)

Обязанность продавца

1) с момента загрузки товара в транспортное средство перевозчика;
2) с момента предоставления товара в распоряжение перевозчика в оговоренном месте без выгрузки с транспортного средства продавца

Продавец несет все расходы до момента поставки товара в распоряжение перевозчика, потом покупатель

Расходы несет продавец

Продавец обязан предоставить покупателю транспортные документы в качестве доказательства поставки. Если стороны согласовали, то это может быть электронное сообщение

Обязанность покупателя

Морской и внутренний водный транспорт

Продавец обязан поставить товар вдоль борта указанного судна в оговоренный срок, за погрузку на судно отвечает покупатель

Покупатель обязан заключить договор перевозки от названного порта отгрузки

Обязанность продавца

Риски переходят в момент предоставления товара вдоль борта судна в оговоренный срок

Продавец несет все расходы до момента поставки товара, потом расходы переходят на покупателя, включая непредвиденные расходы, связанные с задержкой судна или неготовностью судном принять товар

Расходы несет продавец

Продавец обязан надлежащим образом проинформировать покупателя о совершении поставки, предоставив ему доказательства в виде транспортного документа

Обязанность покупателя

Морской и внутренний водный транспорт

Продавец обязать погрузить товар на борт судна, которое указано покупателем в оговоренный срок

Покупатель обязан заключить договор перевозки от названного порта отгрузки

Обязанность продавца

Риски переходят от продавца к покупателю после погрузки товара на указанное судно. Если судно не прибыло в указанный срок или не готово принять товар,
то риски переходят к покупателю с указанной даты до момента погрузки

Продавец несет все расходы до момента перехода товара через поручни судна, далее расходы несет покупатель. Также покупатель несет дополнительные расходы за товар, если в указанный срок судно или не пришло или не смогло принять товар

Расходы несет продавец

Продавец обязан надлежащим образом проинформировать покупателя о совершении поставки, предоставив ему доказательства в виде транспортного документа.

Обязанность покупателя

Морской и внутренний водный транспорт

Продавец обязан погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в оговоренный срок

Продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки до названного порта назначения

Обязанность продавца

Продавец несет все риски, связанные с товаром до момента перехода его через поручни судна в названном порту отгрузки, далее риски переходят к покупателю

Продавец несет все расходы, связанные с товаром до момента его поставки, включая фрахт и погрузку. Издержки по выгрузке товара, расходы и сборы, связанные с транзитной перевозкой, несет продавец, если это предусмотрено договором перевозки, если эти расходы не предусмотрены договором перевозки, то их оплачивает покупатель

Расходы несет продавец

Продавец обязан надлежащим образом проинформировать покупателя о совершении поставки, предоставив ему доказательство в виде транспортного документа, надлежаще оформленного для получения товара в порту назначения

Обязанность покупателя

Морской и внутренний водный транспорт

Продавец обязан погрузить товар на борт судна в порту отгрузки в оговоренный срок

Продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки до названного порта назначения.
Продавец обязан заключить договор страхования в пользу покупателя, если иное не оговорено, то с минимальным покрытием

Обязанность продавца

Продавец несет все риски, связанные с товаром до момента перехода его через поручни судна в названном порту отгрузки, далее риски переходят к покупателю

Продавец несет все расходы, связанные с товаром до момента его поставки, включая приобретение страховки, фрахт и погрузку. Издержки по выгрузке товара, расходы и сборы, связанные с транзитной перевозкой несет продавец, если это предусмотрено договором перевозки, если эти расходы не предусмотрены договором перевозки, то их оплачивает покупатель

Расходы несет продавец

Продавец обязан надлежащим образом проинформировать покупателя о совершении поставки, предоставив ему доказательство в виде транспортного документа, надлежаще оформленного для получения товара в порту назначения

Обязанность покупателя

Любые виды транспорта

Продавец обязан предоставить и погрузить товар перевозчику, с которым заключен договор перевозки (если перевозчиков несколько, то первому из них) до указанного места назначения

Продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки до согласованного пункта в названном месте назначения.
Продавец обязан заключить договор страхования в пользу покупателя, если иное не оговорено, то с минимальным покрытием

Обязанность продавца

Продавец несет все риски до момента поставки товара, далее риски несет покупатель. Если в перевозке участвуют несколько перевозчиков, то риски переходят в момент передачи товара первому из них

Продавец несет все расходы, связанные с товаром до момента его поставки, включая приобретение страховки, фрахт и погрузку. Издержки по выгрузке товара, расходы и сборы, связанные с транзитной перевозкой, несет продавец, если это предусмотрено договором перевозки, если эти расходы не предусмотрены договором перевозки, то их оплачивает покупатель

Расходы несет продавец

Продавец обязан предоставить покупателю за свой счет обычный транспортный документ

Обязанность покупателя

Любые виды транспорта

Продавец обязан предоставить и погрузить товар перевозчику, с которым заключен договор перевозки (если перевозчиков несколько, то первому из них) до указанного места назначения

Продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки до согласованного пункта в названном месте назначения

Обязанность продавца

Продавец несет все риски до момента поставки товара, далее риски несет покупатель. Если в перевозке участвуют несколько перевозчиков, то риски переходят в момент передачи товара первому из них

Продавец несет все расходы, связанные с товаром до момента его поставки, включая фрахт и погрузку. Издержки по выгрузке товара, расходы и сборы, связанные с транзитной перевозкой, несет продавец, если это предусмотрено договором перевозки, если эти расходы не предусмотрены договором перевозки, то их оплачивает покупатель

Расходы несет продавец

Продавец обязан предоставить покупателю за свой счет обычный транспортный документ

Обязанность покупателя

Любые виды транспорта

Продавец обязан поставить и разгрузить с прибывшего транспортного средства товар на поименованном терминале в указанный срок

Продавец обязан заключить договор перевозки за свой счет до поименованного терминала в согласованном порту или месте назначения

Обязанность продавца

Продавец несет все риски до момента поставки товара, далее риски несет покупатель

Все расходы несет продавец до момента поставки товара, включая расходы, связанные с транзитом товара через третьи страны

Расходы несет продавец

Продавец обязан предоставить покупателю за свой счет документы, необходимые для принятия поставки товара

Обязанность покупателя

Любые виды транспорта

Продавец обязан предоставить в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средств товар, готовый к разгрузке, в согласованном пункте или в поименованном месте назначения, в указанный срок

Продавец обязан заключить договор перевозки за свой счет до поименованного места назначения или до согласованного пункта

Обязанность продавца

Продавец несет все риски до момента поставки товара, далее риски несет покупатель

Все расходы несет продавец до момента поставки товара, включая расходы, связанные с транзитом товара через третьи страны. Если договором перевозки предусмотрена выгрузка товара, то ее оплачивает продавец, если данного условия в договоре перевозки не предусмотрено, то расходы по выгрузке возлагаются на покупателя

Расходы несет продавец

Продавец обязан предоставить покупателю за свой счет документы, необходимые для принятия поставки товара

Обязанность покупателя

Любые виды транспорта

Продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя в неразгруженном виде в указанном месте назначения и в согласованную дату

Продавец обязан заключить за свой счет договор перевозки до названного места назначения

Обязанность продавца

Все риски несет продавец до момента поставки товара

Все расходы несет продавец до момента поставки товара, включая расходы, связанные с транзитом товара через третьи страны и импортом товара в стране назначения

Расходы несет продавец

Продавец обязан получить за свой счет импортную лицензию. Продавец обязан за свой счет предоставить транспортный документ, который может понадобиться покупателю для принятия поставки товара

Обязанность продавца

В качестве памятки по «Инкотермсу-2010»:

Термины Инкотермс 2010
Правила Инкотермс стали важной составной частью повседневного языка торговли. Термины включаются в договоры купли-продажи товаров по всему миру, определяют правила и дают руководство к действию для импортёров, экспортёров, юристов, перевозчиков, страховщиков и студентов, изучающих международную торговлю.
ПРАВИЛА ДЛЯ ЛЮБОГО ВИДА ИЛИ ВИДОВ ТРАНСПОРТА
EXW Ex Works / Франко завод
«Ex Works / Франко завод» означает, что продавец осуществляет поставку, когда он предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях или в ином согласованном месте (т.е. на предприятии, складе и т.д.). Продавцу необязательно осуществлять погрузку товара на какое-либо транспортное средство, он также не обязан выполнять формальности, необходимые для вывоза, если таковые применяются.
FCA Free Carrier / Франко перевозчик
«Free Carrier / Франко перевозчик» означает, что продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном месте. Сторонам настоятельно рекомендуется наиболее чётко определить пункт в поименованном месте поставки, так как риск переходит на покупателя в этом пункте.
CPT Carriage Paid to / Перевозка оплачена до
«Carriage Paid to / Перевозка оплачена до» означает, что продавец передаёт товар перевозчику или иному лицу, номинированному продавцом, в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами) и что продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения.
CIP Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до
«Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до» означает, что продавец передаёт товар перевозчику или иному лицу, номинированному продавцом, в согласованном месте (если такое место согласовано сторонами) и что продавец обязан заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки товара в согласованное место назначения. Продавец также заключает договор страхования, покрывающий риск утраты или повреждения товара во время перевозки.
DAT Delivered at Terminal / Поставка на терминале
«Delivered at Terminal / Поставка на терминале» означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар, разгруженный с прибывшего транспортного средства, предоставлен в распоряжение покупателя в согласованном терминале в поименованном порту или в месте назначения. «Терминал» включает любое место, закрытое или нет, такое как причал, склад, контейнерный двор или автомобильный, железнодорожный или авиа карго терминал. Продавец несёт все риски, связанные с доставкой товара и его разгрузкой на терминале в поименованном порту или в месте назначения.
DAP Delivered at Place / Поставка в месте назначения
«Delivered at Place / Поставка в месте назначения» означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовым к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несёт все риски, связанные с доставкой товара в поименованное место.
DDP Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин
«Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин» означает, что продавец осуществляет поставку, когда в распоряжение покупателя предоставлен товар, очищенный от таможенных пошлин, необходимых для ввоза, на прибывшем транспортном средстве, готовым для разгрузки в поименованном месте назначения.Продавец несёт все расходы и риски, связанные с доставкой товара в место назначения, и обязан выполнить таможенные формальности, необходимые не только для вывоза, но и для ввоза, уплатить любые сборы, взимаемые при вывозе и ввозе, и выполнить все таможенные формальности.
ПРАВИЛА ДЛЯ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
FAS Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна
«Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна» означает, что продавец считается выполнившим своё обязательство по поставке, когда товар размещён вдоль борта номинированного покупателем судна (т.е. на причале или на барже) в согласованном порту отгрузки. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар расположен вдоль борта судна, и с этого момента покупатель несёт все расходы.
FOB Free on Board / Свободно на борту
«Free on Board / Свободно на борту» означает, что продавец поставляет товар на борт судна, номинированного покупателем, в поименованном порту отгрузки, или обеспечивает предоставление поставленного таким образом товара. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна, и с этого момента покупатель несёт все расходы.
CFR Cost and Freight / Стоимость и фрахт
«Cost and Freight / Стоимость и фрахт» означает, что продавец поставляет товар на борт судна или предоставляет поставленный таким образом товар. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна. Продавец обязан заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара до поименованного порта назначения.
CIF Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт
«Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт» означает, что продавец поставляет товар на борт судна или предоставляет поставленный таким образом товар. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна. Продавец обязан заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара до поименованного порта назначения. Продавец также заключает договор страхования, покрывающий риск утраты или повреждения товара во время перевозки.

Tags: Транспортный рынок

Основные принципы, регулируемые в терминах Инкотермс:

  • распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, то есть определение, какие расходы и до каких пор несёт продавец, и какие, начиная с какого момента, — покупатель.
  • момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза.
  • дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя — например, транспортной организации — и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки.

За рамками Инкотермс остаются правила перехода права собственности с продавца на покупателя, а также последствия невыполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи товаров, включая основания освобождения сторон от ответственности, что регламентируется нормами применимого права или Венской конвенцией. Структура терминов сформирована в последовательности нарастания объёма обязанностей продавца в отношении базисных условий поставки.

Одно из ключевых условий применения Инкотермс: регулирование момента перехода права собственности должно быть урегулировано в контракте отдельно, желательно, чтобы с переходом права собственности совпадал переход к покупателю риска случайной гибели или риска повреждения товара.

Области действия терминов Инкотермс-2010

Каждый определяемый термин является трёхбуквенной аббревиатурой, первая буква указывает на точку перехода обязательств и рисков от продавца к покупателю:

  • Группа E — отгрузка, переход обязательств — у места отправки (англ. departure). Продавец обязан предоставить товары покупателю непосредственно на предприятии-изготовителе, своём складе, таможенная очистка товара продавцом не производится; Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство; EXW.
  • Группа F — основная перевозка не оплачена продавцом (англ. main carriage unpaid), переход обязательств у терминалов отправления для основной перевозки. Продавец обязуется поставить товар в распоряжение перевозчика, которого покупатель нанимает самостоятельно; FCA, FAS, FOB.
  • Группа C — основная перевозка оплачена продавцом (англ. main carriage paid), переход обязательств — у терминалов прибытия для основной перевозки. Продавец обязан заключить договор перевозки товара, но без принятия на себя риска его случайной гибели или повреждения товара; CFR, CIF, CPT, CIP.
  • Группа D — прибытие, переход обязательств у покупателя, полноценная доставка (англ. arrival). Продавец несёт все расходы по доставке и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения; DAT, DAP, DDP.

В Инкотермс-2010 определены 11 терминов, 7 из них применимы к любому виду транспорта основной перевозки.

  1. EXW (англ. ex works, франко-склад, франко-завод): товар забирается покупателем с указанного в договоре склада продавца, оплата экспортных пошлин вменяется в обязанность покупателю.
  2. FCA (англ. free carrier, франко-перевозчик): товар доставляется основному перевозчику заказчика к указанному в договоре терминалу отправления, экспортные пошлины уплачивает продавец.
  3. CPT (англ. carriage paid to…): товар доставляется основному перевозчику заказчика, основную перевозку до указанного в договоре терминала прибытия оплачивает продавец, расходы по страховке несёт покупатель, импортную растаможку и доставку с терминала прибытия основного перевозчика осуществляет покупатель.
  4. CIP (англ. carriage and insurance paid to…): то же, что CPT, но основная перевозка страхуется продавцом.
  5. DAT (англ. delivered at terminal): поставка до указанного в договоре импортного таможенного терминала оплачена, то есть экспортные платежи и основную перевозку, включая страховку оплачивает продавец, таможенная очистка по импорту осуществляется покупателем.
  6. DAP (англ. delivered at place): поставка в место назначения, указанное в договоре, импортные пошлины и местные налоги оплачиваются покупателем.
  7. DDP (англ. delivered duty paid): товар доставляется заказчику в место назначения, указанное в договоре, очищенный от всех таможенных пошлин и рисков.

Также в Инкотермс-2010 определены 4 термина, применимые исключительно к морскому транспорту и транспорту территориальных вод:

  1. FAS (free alongside ship): товар доставляется к судну покупателя, в договоре указывается порт погрузки, перевалку и погрузку оплачивает покупатель.
  2. FOB (free on board): товар отгружается на судно покупателя, перевалку оплачивает продавец.
  3. CFR (cost and freight): товар доставляется до указанного в договоре порта назначения покупателя, страховку основной перевозки, разгрузку и перевалку оплачивает покупатель.
  4. CIF (Cost, Insurance and Freight): то же, что CFR, но основную перевозку страхует продавец.

Содержание Инкотермс в различных редакциях изменяется, так, в Инкотермс-2010 в сравнении с Инкотермс-2000 термин DAP введён взамен исключённых DAF (delivered at frontier, доставка к границе), DES (delivered ex ship, доставка на борту судна в порту назначения) и DDU (delivered, duty unpaid, доставка в указанное место без растаможки), а вместо DEQ (англ. delivered ex quey, доставка в порт) введён более общий термин DAT.