Формирование института источника повышенной опасности

2. Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 115-ФЗ (в ред. от 29.06.2015 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью

30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательство РФ, 2009. № 23. Ст.2770.

3. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29 января 2015 № Ф05-16088/2014 по делу № А40-47005/14 «Требование: О признании недействительным акционерного соглашения в части условия о неустойке. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что из оспариваемого условия соглашения не представляется возможным установить волеизъявление сторон в отношении порядка определения размера и исчисления неустойки, соответственно, условие о неустойке является несогласованным. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в акционерном соглашении сторонами согласован порядок исчисления неустойки, подлежащей уплате при нарушении его условий одной из сторон, доказательств обратного не представлено» // СПС Консультант.

4. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 декабря 2006 г. по делу № А40-62048/06-81-343 «Иск о признании недействительным соглашения акционеров удовлетворен, так как соглашением нарушены права и законные интересы истца, поскольку оно обязывает его соблюдать противоречащие закону условия, налагает ограничения на деятельность общества, создает неопределенность в отношении порядка принятия решений органами управления, обязывает разместить дополнительные акции в пользу третьего лица по его требованию» // СПС Консультант.

5. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от

31 марта 2006 г. №Ф04-2109/2005(14105-А75-11), Ф04-2109/2005(15210-А75-11), Ф04-2109/2005(15015-А75-11), Ф04-2109/2005(14744-А75-11), Ф04-2109/2005(14785-А75-11) по делу № А75-3725-Г/04-860/2005 «Арбитражный суд правомерно указал на то, что автономия воли сторон соглашения не является абсолютной ни в одном правопорядке, выбор закона по воле участников сделки в большинстве стран всегда имеет предпосылкой закон государства, разрешающий такой выбор и определяющий границы дозволенного, в связи с чем соглашение акционеров неправомерно в части, поскольку противоречит императивным нормам российского законодательства» // СПС Консультант.

7. Рублев В.В. Понятие и правовая характеристика акционерного соглашения как гражданско-правового договора, регулируемого гражданским законодательством Российской Федерации / В.В. Рублёв // Адвокат, 2010. № 10. С. 55.

ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА ИСТОЧНИКА ПОВЫШЕННОЙ

ОПАСНОСТИ Шлеинов А.А.

Шлеинов Артемий Александрович — магистр права, помощник юрисконсульта, Общество с ограниченной ответственностью «Гарант», г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрено развитие такого института гражданского права как источник повышенной опасности. Актуальность данного исследования связана с тем, что в современном научном юридическом мире этот

институт является незаслуженно забытым, а потому исследование его происхождения и развития поможет заново обратить внимание на такой важный институт.

Ключевые слова: гражданское право, источник повышенной опасности, развитие гражданско-правового института, история становления, гражданско-правовой институт.

Понятие источника повышенной опасности неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. В процессе развития техники и технологий выявилось, что определённые виды деятельности человека могут быть особо опасны для окружающих, связаны с «объективной возможностью умаления личных или имущественных благ» . В результате осуществления такой деятельности (или владения и пользования определёнными вещами, по иной точке зрения) резко возрастает вероятность ненамеренного причинения вреда, без вины его причинителя.

До появления концепции источника повышенной опасности, вина, в той или иной форме, традиционно рассматривалась как неотъемлемый элемент состава гражданско-правового правонарушения. В контексте обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, это означает, что причинитель вреда имуществу или личности потерпевшего вред, несёт ответственность перед последним лишь при наличии виновных, умышленных или неосторожных, действий (или бездействия) со стороны причинителя вреда. Исключением из этого правила стало причинение вреда источником повышенной опасности.

Известно, что попытки разрешения проблем, связанных с причинением вреда в результате создания «повышенной опасности», обусловлены началом бурного развития научно-технического прогресса во второй половине XIX века. Эти процессы, наряду с другими факторами, обусловили тенденцию девальвации вины в гражданском праве как условия ответственности. Повышенная ответственность за причинение вреда владельцами «опасных предприятий» (прежде всего железнодорожных) была предусмотрена уже 1838 году прусским законом «О железных дорогах», который ввёл ответственность предприятий железнодорожного транспорта, возлагая на предприятие обязанность возмещения личного и имущественного вреда, причинённого в результате деятельности железной дороги, при этом предприятие возмещало его во всех случаях, если только не доказывало, что вред был причинён по вине самого потерпевшего или в результате внешнего неотвратимого случая.

Железные дороги — самые первые по времени возникновения источники повышенной опасности.

Вскоре аналогичные законы были приняты в других немецких государствах, и в 1869 году в Австрии. В 1871 году в Германии был принят имперский закон «Об ответственности», действующий до сих пор. В 1905 году в Швейцарии был принят закон, устанавливающий особую ответственность не только при эксплуатации, но и при строительстве железных дорог.

«Идея повышения опасностей», как некоторое «этическое оправдание для привлечения к ответственности того, кто оказался лишь случайной и невольной причиной вреда», была предложена немецким юристом М. Рюмелином: «тот, кто своей деятельностью повышает опасности для окружающих свыше обычного уровня, должен нести на себе и ответственность за это повышение». Для обоснования возложения подобной ответственности использовалась также «идея риска», выдвинутая французской юриспруденцией: всякий, кто действует, должен нести на себе риск за все случайные последствия своей деятельности .

В конце 19 века в истории развития ответственности «за вину» и ответственности без вины наступил новый этап.

Начало этого периода совпало с началом промышленной революции, давшей мощный толчок развитию производительных сил, в том числе источников повышенной опасности, приведшей к углублению общественного разделения труда, усилению взаимосвязей между различными участниками гражданского оборота, возникновению монополий.

Усиление начала ответственности независимо от вины до непреодолимой силы выразилось в постепенном появлении в нормативных актах новых видов ответственности собственников или пользователей за вред, причиненный принадлежащими им вещами, в частности, дикими животными, разрушающимися строениями и т.п. .

Однако определяющей тенденцией развития гражданско-правовой ответственности в странах Запада является отказ от принципа вины как одного из основных условий ответственности. Это связано, прежде всего, с использованием на производстве, в быту новых машин, товаров, технологических процессов, которые неподконтрольны человеку и поэтому могут причинить ущерб и при отсутствии вины в поведении их владельца.

В России статьёй 683 Свода законов Российской Империи, созданном при Николае I, устанавливалась обязанность возмещения вреда железнодорожными и пароходными компаниями, однако при соблюдении принципа установленной вины управления предприятием или агентов . Таким образом, до революции понятие источника повышенной опасности не было выработано. Наиболее близкими к современному понятию были статьи 120 и 121 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, в соответствии с которыми, хозяин животного нёс безоговорочную ответственность за вред, причиненный диким животным, содержащимся в домашних условиях. Вместе с тем, собственник домашнего животного освобождался от ответственности, если причинение вреда было вызвано действиями самого потерпевшего или случайными, непредвиденными обстоятельствами, но вина собственника так или иначе устанавливалась .

В книге пятой проекта Гражданского уложения, представленной в Государственную думу в 1913 г., возложение повышенной ответственности предусматривалось ст. 2621 и 2622. Ст. 2621 проекта устанавливала ответственность за причинение смерти или телесное повреждение «вследствие опасностей, сопряженных с железнодорожным движением». Основаниями освобождения владельца железной дороги (под которой понимался «всякий рельсовый путь, независимо от рода двигательной силы») являлись:

1. непреодолимая сила,

2. «непредотвратимое деяние лиц, не принадлежащих к составу служащих или рабочих железной дороги»

3. «злой умысел или грубая неосторожность самого погибшего или пострадавшего».

Ст. 2622 говорила об ответственности в случае причинения кому-либо смерти или телесного повреждения «на фабрике, заводе или горном промысле вследствие действия машин или других орудий или вследствие каких-либо опасных для жизни и здоровья условий данного производства, а равно в случае причинения кому-либо смерти или телесного повреждения при особо опасных строительных предприятиях, как-то: при сооружении туннелей, мостов, портов и т. п.». Условия ответственности «владельца предприятия» были те же, что и в ст. 2621.

Впервые термин «источник повышенной опасности» использован в Гражданским кодексе РСФСР, введенным в действие постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года, в статье 404. Как указывалось в этой статье, лица и предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, как-то: железные дороги, трамвай, фабрично-заводские предприятия, торговцы горючими материалами, держатели диких животных, лица, возводящие строения и иные сооружения, и т.п.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отвечают за вред, причиненный источником повышенной опасности», говорилось: «Организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы автомобилей и т.п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего» .

Указанное нормативное определение, не раскрывая понятия «источник повышенной опасности», тем не менее, закрепляет основания ответственности за причинение вреда источником повышенной опасности и вводит новеллу: ответственность за невиновное причинение вреда, а также впервые вводит в оборот само понятие.

Известно, что проект Русского гражданского уложения использовался при разработке проекта ГК РСФСР 1922 г. Специальные деликты, предусмотренные в ст. 2621 и 2622 проекта РГУ, были закреплены в ст. 404 ГК 1922 г. .

При этом очевидно, что появлению нового абстрактного понятия «источник повышенной опасности» мы обязаны стремлению к лаконичности разработчиков первого советского Гражданского кодекса, количество статей которого в несколько раз меньше, чем в проекте РГУ. Сходные деликты были объединены в одну статью, вследствие чего появилась необходимость закрепления за всеми повышенно -опасными объектами единого термина. Кроме владельцев «опасных предприятий» в перечень владельцев источников повышенной опасности ст. 404 ГК 1922 г. Попали также субъекты виновной ответственности по ст. 2635 и 2636 проекта РГУ — лица, в «заведовании» которых находятся машины, паровые котлы и другие «опасные предметы», а также лица, в «пользовании» которых находится «животное (дикое или домашнее)» .

Состоявшееся объединение норм можно оценить положительно, вместе с тем нельзя не заметить, что и породило неясность и споры относительно содержания нового понятия.

В ст.404 ГК 1922 года был указан примерный перечень объектов, в связи с которыми деятельность приобретает повышенную опасность. И для определения на практике является тот или иной вид деятельности источником повышенной опасности для окружающих был установлен общий критерий, исходя из характера объектов, перечисленных в ст.404 ГК .

Гражданский кодекс РСФСР 1964 года принципиально не изменил норму в части понятия источника повышенной опасности, но из неё был изъято такое основание освобождения от ответственности, как грубая небрежность. Тем не менее, статьями 458 Гражданского кодекса РСФСР и 132 Основ гражданского законодательства СССР было установлено, что при выявленной грубой неосторожности потерпевшего, размер возмещения вреда мог быть снижен или в возмещении вреда могло быть отказано (если иное не установлено другими нормативными актами) .

Идентично была сформулирована часть 1 статьи 128 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года (с той лишь разницей, что термины «организации» и «владельцы автомобилей» были заменены соответственно терминами «юридические лица» и «владельцы автотранспортных средств») .

Норма абз. 1 п. 1 ст. 1079 ГК РФ содержит перечень видов деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих. Таковой признается деятельность, связанная «с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.)». Кроме перечисления этих видов деятельности законодатель говорит об источнике

повышенной опасности — некоем явлении, которым причиняется вред, и которым можно владеть.

Гражданским кодексом Российской Федерации было закреплено, что для освобождения от ответственности за причинение вреда, владелец источника повышенной опасности должен доказать, что вред был причинён по умыслу потерпевшего или в силу обстоятельств непреодолимой силы. Кроме того, он может быть освобождён от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 Гражданского кодекса РФ, а именно если грубая неосторожность самого потерпевшего способствовала причинению вреда .

В российском законодательстве есть множество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность и обращение таких предметов гражданских правоотношений, которые подпадают под признаки источника повышенной опасности (О промышленной безопасности опасных производственных объектов, об использовании атомной энергии и т.д., Воздушный кодекс РФ и т.д.), однако не содержащих указание на то, что предмет их регулирования является источником повышенной опасности, что, безусловно, является ошибкой законодателя и существенным препятствием в установлении чёткого законодательного регулирования источника повышенной опасности , , .

Список литературы

5. Свод законов Российской империи (Том X, часть первая, книга вторая): собрание законодательства от 13 января 1835 г. // Полный Свод законов Российской империи / А.А. Добровольский. Спб.: Государственная типография, 1911. Книга 2.

6. Абрамов С.Н., Попов А.Ф. Источник повышенной опасности: проблемы понятийного аппарата / Законодательство, 2004. № 1. С. 8.

7. Рожкова М.А. Об источнике повышенной опасности // Вестник ВАС РФ. 2005. № 2. С. 20-23.

8. Новицкая Т.Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года / Т.Е. Новицкая. М.: «Зерцало-М», 2012. 137, 152 с.

10. Тебряев А.А. О понятии источника повышенной опасности // Юрист, 2003. № 3. С. 12-18.

11. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. / И.А. Покровский. М.: Статут, 1998. 287-288с.

13. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. Избранные труды / М.И. Кулагин. М.: Юрист, 1997. 280 с.

Введение………………………………………………………………………….3

1.1 Улица………………………………………………………………………..4

1.2 Современное жилище………………………………………………………4

1.3 Места скопления людей……………………………………………………5

1.4 Транспорт…………………………………………………………………..6

Глава 2. Негативное воздействие городской среды………………….7

2.1 Техногенные опасности……………………………………………………7

2.2 Экологически опасности………………………………………………….8

2.3 Социальные опасности……………………………………………………12

Глава 3. Система обеспечения безопасности…………………………14

Заключение……………………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………………………17

Введение.

На современном этапе развития перед человечеством остро встают проблемы больших городов.

Город, как искусственная среда обитания, созданная человеком значительно отличается от природной среды. Если в природе человек сталкивается с воздействием внешних естественных условий, то в обществе, наиболее сложным явлением которого является город, внешние воздействие исходят прежде всего от людей или от обстоятельств, вызванных им.

Город включает в себя компоненты, к которым относят природные составляющие (рельеф, климат, вода, растительный и животный мир), искусственно созданный компонент — техносферу (промышленные предприятия, транспорт, жилые здания) и обязательную часть городской среды – население.

В течение длительного исторического развития в городах у человека сформировалась особая среда обитания. В процессе жизнедеятельности человек неразрывно связан с городской средой, составляя с ней взаимодействующую систему. Это взаимодействие дает как позитивный (комфортность жизнедеятельности), так и негативный результат. Негативный результат взаимодействия человека с городом определяют опасности – негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек – городская среда».

Позитивный результат определяет то, что город, как искусственная среда обитания, созданная человеком, позволяет человеку в меньшей степени, чем раньше, зависеть, от экстремальных факторов природного характера. Город дает широкие возможности для повышения комфортности условий жизни, для развития духовной и творческой деятельности каждого человека.

В связи с особой ролью городов в развитии человечества возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимализировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния города на человека. Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы. Для решения указанного вопроса необходимо определить зоны повышенной опасности в городе, сказать о негативных воздействиях городской среды на человека, их последствиях и способах борьбы с ними. А та же указать службы, входящие в систему обеспечения безопасности города.

Глава 1. Зоны повышенной опасности.

Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможной экстремальной ситуации, предусмотреть соответствующие правила поведения и тем самым обеспечить свою безопасность.

1.1. Улица

В эту зону опасности входят нежилые дома, дворовые закоулки, безлюдные улицы, пустыри, переулки.

В позднее, ночное время лучше обходить такие опасные места: пусть путь удлинится, зато снизится степень опасности. Но если пришлось идти переулком, надо держаться поближе к краю тротуара и подальше от темных подъездов, куда может затащить внезапно возникший злоумышленник. Следует идите с уверенным видом, на всякий случай держа в руках зонтик или фонарь.

Идя по шоссе, надо держаться той стороны, где транспорт движется навстречу – так вас не смогут затащить в подъехавшую сзади машину.

По возможности надо стараться избежать контакта с кем – либо. При угрозе нападения лучше всего спасаться бегством. Если убежать не удалось, надо отбиваться, используя имеющиеся подручные средства для самозащиты. Став жертвой грабителя, насильника, следует попытаться запомнить его лицо, одежду и прочие приметы и немедленно сообщить в милицию.

Так же на улице следует внимательно смотреть на только по сторонам, но и себе под ноги. Городские дороги и тротуары по ряду причин могут стать скользкими и , как следствие, появляется большое число травмированных людей, особенно пожилого возраста.

1.2.Современное жилище.

В городе потенциально опасны даже сами дома, особенно многоэтажные, с крыш которых зимой и весной срываются сосульки, а из окон и балконов могут выпадать различные предметы.

Так же представляют опасность подъезды и лифты многоквартирных домов, где чаще всего совершаются нападения. Чтобы не стать их жертвой, следует соблюдать определенные меры предосторожности:

— не следует входить с незнакомыми, подозрительными людьми в подъезд, лифт;

— оказавшись наедине с незнакомцем в лифте, следует тут – же выйти;

— при нападении надо позвать на помощь, позвонить в чью – либо дверь.

Современное жилище – средоточие различных сетей коммунального и индивидуального бытового обеспечения. В современной благоустроенной квартире проложена закрытая, разветвлённая по помещениям электропроводка, проведены сети труб водопровода, отопления, а так же канализации. для отвода различных бытовых отходов. Многие кухни оборудованы газовыми плитами, газ к которым поступает по трубопроводам. В этих условиях возможны самые разные экстремальные ситуации. Все трубопроводы в который в результате длительной эксплуатации, воздействия на него окружающей среды поддается коррозии, изнашивается. Иногда совсем не обязательно быть специалистом, чтобы разобраться с той или иной ситуации, попытаться предотвратить серьезные последствия.

Затопление.

Каждый участок трубопровода имеет центральный, промежуточный и оконечный краны (вентили). При утечке воды из крана необходимо перекрыть промежуточный, а при бале серьезной аварии закрыть центральный вентиль, который обычно находится в подвале подъезда, оконечный и промежуточной краны – в квартире. Так же следует поступить и при аварии системы отопления. Обо всех аварийных случаях нужно сообщить в домоуправление, вызвать специалистов и попытаться не допустить сильного затопления квартиры, так как затопление может привести к замыканию электропроводки, а это, в свою очередь – к поражению людей электротоком и пожару в доме.

Пожар.

Эту ситуацию легче предупредить, чем справиться с ее последствиями. При возникновении пожара необходимо локализовать очаг возгорания, воспрепятствовав доступу воздуха к огню. Если пожар возник по причине замыкания электропроводки, следует выключить распределительный электрический переключатель, находящийся на лестничной площадке каждого этажа, затем, если есть такая возможность, отключить центральный рубильник подъезда. Далее необходимо вызвать пожарную команду и приступить к тушению пожар имеющимися подручными средствами (вода, песок и т.д.). Главное в этой ситуации – оповестить соседей пожаре и спасти людей, попавших в огонь.

Разрушение здания.

Эта экстремальная ситуация может произойти в результате взрыва или из-за разрушения строительных конструкций. В этой обстановке необходимо проявить решительность, смелость, а главное выдержку, правильно организовать спасение людей, не допустить паники (часто находящиеся в паническом состоянии люди бросаются из окон верхних этажей). При разрушениях зданий могут произойти и затопление , и пожар, и замыкание электропроводки. В любом случае самое важное в этой ситуации организовать спасение людей, особенно с верхних этажей.

1.3. Места скопления людей.

Места скопления людей, где преступниками легко совершить преступления и скрыться, являются зонами повышенной опасности. Это могут быть вокзалы, парки, кинотеатры, места различных гулянии, подземные переходы и т.д.

На вокзалах преступник может скрыться, затерявшись среди людей, сев любую электричку. Вокзалы своим многолюдьем привлекают в основном воров и мошенников, «бомжей», так как среди большого количества людей всегда найдутся простаки, которых легко обмануть. Находясь на вокзале, следует соблюдать следующие правила безопасного поведения:

— не оставлять вещи без присмотра;

— не доверять свои вещи, багаж незнакомым людям;

— не разменивать крупные купюры на более мелкие без особой нужды;

— Чтобы не стать жертвой обмана, не стоит играть в различные лотереи, «наперстки», принимать участие в тиражах и розыгрышах. Постаяв несколько минут и присмотревшись, кто постоянно играет и выигрывает, можно лично убедиться, что это одни те же лица.

Парки – излюбленные места сбора молодежи, подростков, различных компаний, места для распития спиртных напитков, а человек в состоянии опьянения теряет над собой контроль, привлекает грабителей и преступников всех мастей. В парке преступнику легко скрыться, поэтому не следует заходить в уединенные глухие места, следует держаться около людей.

Городские рынки так же являются зонами повышенной опасности. Это возможные места скопления воров, грабителей, мошенников. Здесь преступнику тоже легко скрыться, затерявшись в толпе.

В позднее, ночное время лучше обходить таки опасные места: пусть путь удлиниться , зато снизится степень опасности. По возможности надо стараться избежать контакта с кем – либо. При угрозе нападения лучше всего спасаться бегством. Если это невозможно, то надо использовать все имеющиеся подручные средства для самозащиты. Став жертвой грабителя, насильника, следует попытаться запомнить его лица, одежду и прочие приметы и немедленно сообщить в милицию.

1.4.Транспорт.

Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоемкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт.

Автомобильный транспорт прочно вошел в категорию самых опасных. автомобильная авария (катастрофа) одна из основных причин гибели людей в условиях современного города. В большинстве случаев автомобильная авария возникает из–за несоблюдения элементарных мер безопасности и правил дорожного движения, а так же из-за недостаточной информированности о последствиях того или иного нарушения правил безопасности дорожного движения. Например, мало кто знает, что столкновение с неподвижными препятствием на скорости 50 км/ч без ремня безопасности равносильно прыжку лицом вниз с 4-го этажа.

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управлением автомобилем в нетрезвом состоянии.

Часто приходят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины). Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа из-за обильных кровопотерь.

Немало дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Одной из причин возникновения ДТП с вовлечением в них пешеходов является неправильное поведение пешеходов на проезжей части дороги и неверное прогнозирование характера их поведения водителем. Можно выделить следующие основные нарушения правил поведения пешеходами и ошибки водителей, приведших к возникновению ДТП:

— неожиданный выход пешехода на проезжую часть;

— переход через проезжую часть вне пешеходного перехода;

_ наезд на пешехода, «мечущегося» по проезжей части в автомобильном потоке. Это связано с тем, что пешеход, находящийся между потоками движущихся автомобилей сильно испуган, и его поведение хаотично и не поддается разумной логике;

— отвлечение внимания водителя при выполнении маневра.

Человек. едущий в транспорте, тоже должны соблюдать некоторые предосторожности, способные уменьшить опасность получить травму в случае ДРП:

— в случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела – сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, говору прижмите к рукам, ноги продвиньте вперед, но не просовывайте под кресло, так как сломанное кресло может повредить ноги;

— при падении группируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам;

— не засыпайте во время движения – есть опасность получить травму при маневре или резком торможении;

— если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю;

— при ДТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если это не удается, разбейте боковые окна;

— по возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;

— выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим.

Метро – это огромная искусственная система, слажено работающий механизм.

экстремальные ситуации в метро могут возникнуть:

— на эскалаторе;

— на платформе;

— в вагоне поезда.

Опаснее всего нарушать правила пользования метрополитеном на эскалаторе:

— во время движения эскалатора держитесь за поручень;

— не ставьте на поручень багаж, а держите его в руках;

— не бегайте по эскалатору;

— не сидите на ступенях эскалатора;

— воспользуйтесь ручкой аварийного тормоза, если пассажир рассыпал багаж, замешкался при сходе с эскалатора или застрял в зазоре между ступеньками.

Экстремальные ситуации на платформе случаются реже, но все — же лучше не подходить близко к краю платформы. Кто-то на бегу может вас нечаянно толкнуть, вы

сами можете поскользнуться, при посадке толпа может столкнуть человека в проем между вагонами.

Если при вари или технических неполадках на лини ваш поезд стоит в тоннеле, прежде всего сохраняйте спокойствие и выполняйте все распоряжения работников метрополитена.