Что значит возмещение затрат

«Я разговаривал по этому поводу с правительством, с теми, кто в правительстве за это отвечает, и хочу еще раз напомнить: это явное упущение, и оно должно быть немедленно исправлено. Это касается и авиационного топлива, и битума, потому что дороги надо строить», — добавил президент.

В пресс-службе Минтранса сообщили РБК, что механизм демпфирования цены на авиатопливо позволит быть готовым к резким колебаниям на рынке в будущем. «Для этого необходимо распространить механизм обратного акциза на авиакеросин. А также на автомобильный битум, чтобы, как совершенно справедливо отметил президент, стоимость наших дорог не взлетела до небес», — сообщили в пресс-службе ведомства. Представитель Минтранса напомнил, что в 2018 году министерство предложило разовую компенсацию перевозчикам в размере 22,5 млрд руб. из-за резкого скачка стоимости авиатоплива (на 50 млрд руб.). Однако на совещании в Белом доме 12 февраля 2019 года по руководством вице-премьеров Дмитрия Козака (курирует ТЭК) и Максима Акимова (транспорт) решили отказаться от этой идеи.

«Подготовленные поправки в налоговое законодательство по корректировке демпфера будут оперативно доработаны с учетом возможности предоставления обратного акциза производителям авиационного керосина», — сообщил РБК представитель Козака. Представитель Акимова отказался от комментариев.

«Мы проработаем вопрос по поручению президента», — сказал представитель Минфина, отказавшись от деталей.

В конце мая гендиректор S7 Владимир Объедков сообщил, что за последние десять лет объем пассажирских перевозок вырос в три раза, но тарифы остались прежними. Тогда он отметил, что убытки авиакомпаний за 2018 год стали рекордными и перевозчикам необходимо усиление государственной поддержки, чтобы не повышать цены на билеты. В феврале гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев говорил, что, несмотря на рост расходов на топливо, компания не будет поднимать стоимость билетов из-за невысокой платежеспособности пассажиров. Но 4 марта перевозчик повысил топливный сбор, а 22 марта отменил самый дешевый вариант билетов с багажом, одновременно введя безбагажные тарифы.

В первом квартале 2019 года совокупный убыток российских авиакомпаний составил 45,3 млрд руб. и стал рекордным (за весь 2018 год убыток составил около 50 млрд руб.). Среди основных затрат перевозчиков в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) называли авиатопливо, лизинг и обслуживание в аэропортах.

Заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров рассказал РБК, что компенсации для производителей керосина, которые имел в виду Путин, позволят стабилизировать финансово-экономическое состояние авиакомпаний. «Это поможет снизить темпы роста убытков перевозчиков, несколько стабилизирует ситуацию и даст им, наконец, выдохнуть. Эти меры перевозчики смогут заложить и в тарифную политику. Возможно, на некоторых направлениях получится даже снизить цены на билеты», — говорит он. Шокуров добавил, что для полного оздоровления отрасли важен комплекс мер, в том числе выплата единовременной компенсации и увеличение возмещения акциза на топливо.

Как правительство сдерживало цены на бензин

В прошлом году после резкого скачка цен на бензин и дизель правительство решило заморозить цены на топливо на внутреннем рынке. Осенью чиновники договорились с нефтяниками, что те будут сдерживать цены на топливо до июля 2019 года, подняв их в начале года лишь на 1,7% из-за повышения НДС, а затем не выше прогнозируемого уровня инфляции. За сдерживание цен предусмотрены компенсации — так называемый демпфирующий акциз, действие которого Путин предложил распространить на авиакеросин и битум. Нефтяники стали получать его с 2019 года: государство компенсирует им 50–60% потенциально недополученной прибыли при поставках на внутренний рынок. Субсидия считается от разницы между высокими экспортными ценами нефти и условной внутренней ценой на топливо (по решению правительства, 56 тыс. руб. за тонну для бензина и 50 тыс. руб. для дизеля).

Источники субсидии — деньги, которые согласно бюджетному правилу государство направляет в ФНБ, а также рост НДПИ на нефть. Если внутренний рынок снова станет выгодным, нефтяники начнут делиться прибылью с бюджетом. Минфин предварительно оценивал компенсацию для компаний в 300 млрд руб. в 2019 году, в том числе 90 млрд — за счет роста налога на добавленную стоимость для нефтяников. Но в первом квартале демпфер сработал неправильно: вместо субсидий нефтяникам пришлось самим доплатить в бюджет. В итоге правительство и нефтяники после нескольких месяцев тяжелых переговоров договорились изменить формулу демпфера и по факту увеличить субсидию во второй половине 2019 года, но частично за счет роста налога на добычу полезных ископаемых и введения акцизов на все жидкие нефтепродукты, которые раньше ими не облагались: «суррогаты» средних дистиллятов, вакуумный газойль, мазут. Дополнительная субсидия может превысить 200 млрд руб. в год, говорил РБК главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Авиаперевозчики получают обратный акциз с 2015 года, он был придуман в рамках завершения налогового маневра, когда снижались экспортные пошлины на светлые нефтепродукты и, соответственно, должна была вырасти их цена на внутреннем рынке (цена формируется по принципу нетбэка: экспортная цена минус пошлина и транспортные расходы), напоминает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Если авиакеросин попадет в «систему демпфера», субсидию будут получать уже нефтяные компании, которые, как предполагается, будут устанавливать цены на авиакеросин в комфортном для государства диапазоне. По словам Борисова, демпфер — более совершенный механизм субсидирования, чем действующий обратный акциз, так как учитывает ценовую конъюнктуру на рынках нефтепродуктов, и правительству необходимо только правильно его настроить.

«Нужно повышать коэффициент возврата акциза, это самая действенная мера поддержки авиакомпаний. И дополнительно на региональных рынках фиксировать потолок цен , потому что цена топлива в региональных аэропортах выше, чем в столице, из-за отсутствия конкуренции поставщиков», — передал РБК через представителя президент «Utair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков.

Постепенное завершение налогового маневра (обнуление экспортных пошлин и рост НДПИ) к 2024 году создаст предпосылки для роста цен на битум на 6,4 тыс. руб. за тонну при текущих 16–17 тыс. руб. с НДС, оценивает Борисов. По его словам, необходимая компенсация для заводов составит порядка 15 млрд руб. в 2020 году и может вырасти до 40 млрд руб. к 2024-му. Субсидию для производителей керосина должно определить правительство, добавил эксперт.

Представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» пока не ответили на запрос РБК.

Главная → Статьи → Возмещение расходов на коммунальные услуги не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ

Каким пунктом Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) можно руководствоваться заказчику – муниципальному унитарному предприятию при заключении договора на возмещение затрат на потребляемую электроэнергию, если контракт заключается с бюджетным учреждением (детский сад), цена контракта – свыше 100 тыс. руб.?

Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, не указано в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) в качестве самостоятельного основания для заключения договора с единственным контрагентом. Тем не менее представители Минэкономразвития России неоднократно высказывали мнение о том, что договор на возмещение затрат арендодателя (ссудодателя) на коммунальные и эксплуатационные услуги может быть заключен между этим лицом и арендатором (ссудополучателем) без проведения конкурентных процедур, в частности, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, который предусматривает возможность заключить с единственным контрагентом договор об оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 25.10.2016 № Д28и-2921, от 09.09.2016 № Д28и-2356, от 08.09.2016 № Д28и-2470, от 15.07.2016 № Д28и-2521, от 20.05.2015 № Д28и-1442, от 30.04.2014 № Д28и-734). В письме Минэкономразвития России от 20.05.2015 № Д28и-1442 указывалось на возможность возмещения арендатором расходов арендодателя на оплату электрической энергии на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако в соответствии с указанным пунктом договор может быть заключен исключительно с гарантирующим поставщиком электрической энергии, на что специалисты Минэкономразвития обратили внимание в письме от 23.01.2017 № ОГ-Д28-912.

Вместе с тем подход, предполагающий возможность заключения договора на возмещение расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг в соответствии с вышеупомянутыми нормами, представляется нам необоснованным. Необходимость возмещения арендатором затрат на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, которые несет арендодатель, следует из п. 2 ст. 616 ГК РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, обязанность арендатора по возмещению арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основана непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 № Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.

В связи с этим отметим, что особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование п.п. 8 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного информационным письмом Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66). Поэтому, если расходы арендодателя по оплате коммунальных услуг не учтены в договоре аренды в качестве, например, переменной составляющей арендной платы, то оснований для заключения между арендатором и арендодателем отдельного контракта на возмещение таких расходов не имеется.

Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому мы полагаем, что отношения, связанные с возмещением предприятием, арендующим помещение в здании, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие Закона № 44-ФЗ.

Отметим, что изложенная нами точка зрения относительно возмещения расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг является нашим экспертным мнением, не подтвержденным напрямую правоприменительной практикой. Однако косвенное подтверждение этой правовой позиции можно обнаружить в судебной практике, касающейся применения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, который по сфере своего применения практически идентичен Закону № 44-ФЗ. При рассмотрении таких вопросов суды в различных ситуациях отмечали, что к отношениям по возмещению расходов, основанному на требованиях законодательства, нормы названного федерального закона не применимы (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 18.08.2011 № Ф09-5089/11, Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 № 06АП-4213/13, Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 № 05АП-8441/12). За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в Минфин и ФАС России (п.п. 1, 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728).

Ответ подготовил: Жгулева Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

С 1 января вступают в силу новые правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на возмещение агроинвесторам части капитальных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК. Изменения коснутся двух отраслей.

Свиноводам предоставят выбор — либо получить компенсацию процентов за кредит, либо 20% от общих капитальных затрат на проект. Молочному животноводству увеличат возврат с 20 до 30%.

Минсельхоз подготовил новые правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета регионам на возмещение части прямых затрат на создание и модернизацию объектов АПК, а также приобретение техники и оборудования. Правила должны вступить в силу с 1 января 2017 года. Как пояснили в Минсельхозе, фактически изменения коснутся двух отраслей: свиноводства и молочного животноводства.

В частности, на создание свиноводческих комплексов будут предоставляться субсидии в размере 20% от общей суммы капитальных затрат, а для объектов на территории Дальневосточного федерального округа — в размере 35% от сметной стоимости объекта. Однако субсидия не будет выдаваться в том случае, если инвестор уже воспользовался другой мерой господдержки — возмещением части процентной ставки по кредиту.

— Минсельхоз России считает целесообразным предоставить инвесторам, реализующим данные проекты, возможность выбора используемой меры государственной поддержки в форме возмещения части процентной ставки по кредитам или возмещения части прямых понесенных затрат, — пояснили в ведомстве.

Что касается молочного животноводства, как считают в Минсельхозе, при сохранении размера компенсации инвестиционных затрат на уровне 20% проекты в молочном животноводстве не окупаются.

— В результате проведенного анализа было выявлено, что при существующих параметрах процентной ставки по кредиту и компенсации ключевой ставки чистая приведенная стоимость проекта является положительной только при доле возмещения затрат на создание (модернизацию) молочных ферм в размере 30%, — рассказали в министерстве.

При этом молочным фермам на территории Дальневосточного федерального округа вернут 35%.

Для остальных проектов АПК, которым ранее полагалась компенсация капитальных затрат, сохраняются прежние условия. Так, для селекционно-генетических центров по разведению и трансплантации эмбрионов крупного рогатого скота доля возврата составит 30% (для центров в ДФО — 35%). Для остальных объектов АПК — 20% (и 25% для объектов на территории ДФО).

Эксперты отмечают, что оба новшества сыграют положительную роль в развитии отраслей. В частности, глава исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин рассказал, что «обеими руками» голосует за законопроект Минсельхоза. По его словам, свиноводы давно говорили о необходимости введении этой меры господдержки в качестве альтернативы льготному кредитованию. Эксперт считает, что это позволит привлечь инвестиционные ресурсы из альтернативных российским банкам источников (облигации, векселя, собственные средства акционеров, кредиты зарубежных банков) и ускорить ввод в эксплуатацию новых свиноводческих комплексов.

По мнению гендиректора консалтинговой компании Petrova Five Consulting Марины Петровой, увеличение процента возврата капитальных затрат в молочных проектах будет способствовать повышению интереса инвесторов к отрасли. Однако она считает, что одним возвратом капитальных затрат не обойтись.

— Животноводам требуются доступная процентная ставка по кредитам, недопущение снижения закупочных цен на молоко-сырье в весенне-летний период, а также государственные субсидии на закупку скота. Кроме того, это стимулирует развитие молочного животноводства не только в южных регионах страны, но и там, где климат требует содержать животных в капитальных отапливаемых строениях, стоимость возведения которых до сих пор делала животноводческие проекты невыгодными, — отметила Марина Петрова.

По ее подсчетам, увеличение процента возврата капитальных затрат на создание и модернизацию молочных ферм до 30% позволит сократить сроки их окупаемости до 12–13 лет, при том, что сейчас средний срок составляет порядка 15 лет.