Что такое уполномоченный банк

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
Закон Челябинской области
от 16 августа 1996 г. N 27-ЗО
Об уполномоченных коммерческих банках
по обслуживанию областного бюджета

___________________________
Утратил силу на основании
Закона Челябинской области от 30 августа 2001 года N 28-ЗО
___________________________

Принят
постановлением областной Думы
N 467 от 23 мая 1996 г.

Настоящий областной закон в соответствии с федеральным законодательством определяет права и обязанности уполномоченных коммерческих банков по обслуживанию областного бюджета, формулирует основные принципы взаимодействия уполномоченных банков с представительными и исполнительными органами власти с целью обеспечения эффективного размещения, перераспределения, контроля за движением и использованием средств областного бюджета.

Глава 1. Общие положения

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие уполномоченного коммерческого банка.
Уполномоченным банком по обслуживанию областного бюджета (далее уполномоченный банк) является коммерческий банк, расположенный на территории Челябинской области, с которым администрацией области заключено специальное соглашение (договор) о финансовом, экономическом и организационном взаимодействии по рациональному размещению и эффективному использованию финансовых средств отдельных статей областного бюджета, а также финансовых ресурсов, выделяемых из него областным бюджетным организациям.
Статья 2. Цели и задачи уполномоченных коммерческих банков.
Главной целью уполномоченных коммерческих банков является обеспечение рационального использования бюджетных финансовых средств в интересах развития экономики области и повышения материального благосостояния ее населения.
Основными задачами уполномоченных коммерческих банков по использованию средств областного бюджета являются:
— инвентаризация бюджетных счетов совместно с главным финансовым управлением администрации области, осуществляемая в интересах оптимального распределения счетов бюджетных организаций по уполномоченным банкам;
— организация бесперебойного оперативного кассового обслуживания бюджетных организаций;
— кредитное обслуживание бюджетных организаций;
— размещение областных займов, реализация областных ценных бумаг;
— контроль за эффективностью целевого использования бюджетных средств.
Статья 3. Порядок придания статуса областного уполномоченного банка.
Введение статуса уполномоченных коммерческих банков направлено на повышение их роли в организации рационального использования бюджетных средств области, создании эффективной системы расчетно-кассового и агентского обслуживания бюджетных организаций, усилении контрольных функций за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, широким привлечении кредитных и временно свободных финансовых ресурсов в интересах социально-экономического развития области.
Статус уполномоченного банка предоставляется определенному коммерческому банку с момента подписания с администрацией области соответствующего договора. Он подтверждается соответствующим постановлением администрации области.
Статья 4. Состав уполномоченных банков по обслуживанию средств областного бюджета.
Перечень и состав уполномоченных банков определяются постановлением администрации, исходя из потребностей области. Для сохранения контроля за деятельностью уполномоченных банков по операциям с бюджетными средствами со стороны исполнительных органов власти области и повышения заинтересованности банков в получении этого статуса их число должно быть ограничено, а предоставление статуса осуществляется на конкурсной основе.
Для обеспечения гарантированности выполнения операций с бюджетными средствами уполномоченные банки имеют право привлечения на договорных условиях других коммерческих банков, расположенных в городах и районах области. При этом им присваивается статус доверительных банков.
Права и обязанности доверительных банков определяются положениями двухстороннего межбанковского договора с уполномоченным банком. При этом уполномоченный банк принимает на себя полную юридическую и финансовую ответственность за операции с бюджетными средствами, осуществляемые доверительными банками по его поручению, в рамках межбанковского договора.
Статус доверительного банка присваивается коммерческому банку на момент подписания им соответствующего двухстороннего межбанковского договора с уполномоченным банком.

Глава 2. Функции, обязанности и права уполномоченных банков по обслуживанию областного бюджета.

Статья 5. Функции уполномоченного банка.
Функции уполномоченных банков определяются настоящим законом и положением договора с администрацией Челябинской области.
Основными функциями уполномоченного банка являются:

1) расчетно-кассовое и кредитное обслуживание счетов бюджетных организаций и структурных органов администрации области;

2) депозитное обслуживание временно свободных бюджетных средств;

3) кредитование программ экономического и социального развития, принятых областными законодательными и исполнительными органами власти;

4) агентское обслуживание;

5) консультационное и экспертное обслуживание.
Возможно выполнение уполномоченными банками и других функций, если они включены в текст договора с администрацией области.
Главной функцией доверительных банков является осуществление расчетно-кассового обслуживания бюджетных организаций, расположенных на определенной территории, а также выполнение ряда других операций, предусмотренных условиями договора с уполномоченным банком области.
Статья 6. Обязанности уполномоченного банка.
Перечень основных обязанностей уполномоченных банков регламентируется действующим законодательством Российской Федерации, области, настоящим законом и положениями договора, заключаемого с администрацией области.
Главными из них для уполномоченных банков являются:

1) обеспечение бесплатного расчетно-кассового обслуживания бюджетных организаций;

2) выполнение функций депозитария по временно свободным средствам области и отдельных бюджетных организаций;

3) ежемесячное начисление процентов по среднедневному остатку денежных средств на расчетных счетах структурных органов администрации области и бюджетных организаций по предусмотренным договором тарифам;

4) целевое кредитование предприятий и организаций, участвующих в реализации территориальных программ социально-экономического развития по отдельным кредитным договорам с этими юридическими лицами, под гарантии администрации области;

5) участие в проведении областных займов, распространение ценных бумаг администрации области на комиссионной основе;

6) регулярное представление финансовой отчетности администрации области об использовании находящихся в обороте банка бюджетных средств;

7) развитие технических возможностей автоматизированного обслуживания клиентов.
В соответствии с договорами в администрацией области и по расчетно-кассовому обслуживанию бюджетных организаций на уполномоченные банки могут быть возложены и другие обязанности, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Челябинской области.

Глава 3. Организация взаимодействия администрации Челябинской области и уполномоченных банков.

Статья 7. Основные принципы взаимодействия администрации Челябинской области и уполномоченных банков.
Администрация области имеет право создавать специальные структурные или поручать структурным органам администрации области обеспечение взаимодействия с уполномоченными банками. Состав этих органов определяется специальными постановлениями администрации области.
Органом, представляющим интересы уполномоченных банков в законодательных и исполнительных органах власти области, является совет уполномоченных банков, который образуется по решению администрации области и является общественным институтом, координирующим деятельность уполномоченных банков.
Статья 8. Основные функции и организационная структура совета уполномоченных банков.
Совет уполномоченных банков призван содействовать органам представительной и исполнительной власти области в разработке и реализации основных направлений финансово-кредитной политики области. Совет действует на общественных началах, координируя свою деятельность с Главным управлением Центробанка Российской Федерации по Челябинской области.
Основными функциями совета уполномоченных банков являются:

1) определение общей стратегии в деятельности уполномоченных банков, а также форм и принципов их взаимодействия с органами представительной и исполнительной власти области;

2) выбор приоритетных направлений и координация деятельности уполномоченных банков по вопросам финансового, экономического и организационного взаимодействия в различных сферах народно-хозяйственного комплекса области;

3) содействие реализации финансово-кредитных мер по структурной перестройке экономики области;

4) анализ возможностей участия уполномоченных банков в качестве инвесторов в реализации территориальных инвестиционных программ и проектов;

5) участие в разработке мер по финансированию и развитию рынка ценных бумаг области;

6) организация экспертизы проектов нормативных и законодательных актов по финансово-кредитным вопросам, вносимых на рассмотрение представительных и исполнительных органов власти области;

7) выработка рекомендаций по вопросам организационно-экономического обеспечения условий функционирования уполномоченных банков и другие.
Совет уполномоченных банков формируется из представителей уполномоченных банков, представительных и исполнительных органов власти области и Главного управления Центробанка Российской Федерации по Челябинской области.
Персональный состав совета уполномоченных банков утверждается главой администрации области. Его изменения производится главой администрации области по предложениям совета уполномоченных банков.
Совет возглавляет председатель совета уполномоченных банков, выбираемый открытым голосованием.
Основные цели, задачи и принципы работы совета уполномоченных банков, его структура, права и обязанности определяются положением, утвержденным главой администрации области.

Глава 4. Процедура принятия коммерческого банка в состав уполномоченных банков администрации области.

Статья 9. Основные принципы формирования института уполномоченных банков администрации области.
Отбор коммерческих банков в состав уполномоченных банков администрацией области осуществляется на конкурсной основе, в соответствии с положением о процедуре принятия коммерческого банка в состав уполномоченных банков.
Положение о процедуре принятия коммерческого банка в состав уполномоченных банков утверждается постановлением главы администрации области.
Главными критериями выбора уполномоченных банков являются:
наличие лицензии и регистрация банка на территории Челябинской области;
надежность и стабильность работы банка;
наличие опыта работы и устойчивых связей с бюджетными организациями области;
количество филиалов на территории области и их административное местоположение;
отсутствие претензий к банку — кандидату со стороны Центробанка Российской Федерации по учету и отчетности;
участие банка в финансировании областных инвестиционных и инновационных программ;
уровень квалификации управленческого персонала банка;
техническая оснащенность банка, масштабы использования наиболее прогрессивных банковских технологий.
Решение о включении банка в число уполномоченных банков принимается администрацией области по представлению совета уполномоченных банков при положительном заключении Главного управления Центробанка Российской Федерации по Челябинской области. Решение оформляется постановлением главы администрации области.
Функции, права и обязанности банка, принятого в число уполномоченных банков, определяются специальным договором, заключаемым с ним администрацией области.
В соответствии с договором статус уполномоченного банка предоставляется на период времени, определяемый администрацией.
Договор может быть пролонгирован, если уполномоченный банк в полной мере выполняет требования договора.
Администрация области, осуществляя контроль за деятельностью уполномоченного банка, вправе досрочно расторгнуть договор в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения банком его условий.
Статья 10. Порядок и основные документы, представляемые коммерческими банками для принятия их в состав уполномоченных банков.
Банк, желающий войти в состав уполномоченных банков, направляет соответствующую заявку в финансовое управление области с приложением следующих документов:

1) устава банка и банковских лицензий;

2) годового баланса и расчета обязательных нормативов Центробанка Российской Федерации, заверенных аудиторской фирмой;

3) аудиторские заключения о деятельности банка, выданные одной из определенных администрацией области аудиторских фирм;

4) баланс и расчеты нормативов в соответствии с требованиями к показателям банка, обслуживающего бюджетные счета в области, на первое число месяца подачи документов, а также 3-го и 6-го месяца, предшествующих подаче документов;

5) справка Главного управления Центробанка Российской Федерации по Челябинской области об отсутствии нарушений банком требований при формировании резервных, страховых фондов и дебетового сальдо по корреспондирующему счету.
Документы о деятельности банка представляются в виде нотариально заверенных копий.
Дальнейшее рассмотрение документов и принятие решений осуществляется в порядке, предусмотренном положением о процедуре принятия коммерческого банка в состав уполномоченных банков.

Глава 5. Организация контроля и порядок представления уполномоченными банками отчетности о движении и использовании бюджетных средств области.

Статья 11. Организация контроля за использованием бюджетных средств области уполномоченными банками и бюджетными организациями.
Контроль за движением и использованием бюджетных средств области, предоставляемых непосредственно уполномоченным банкам или обслуживаемым ими бюджетным организациям, осуществляется администрацией Челябинской области через областной финансовое управление.
В целях эффективного выполнения этой функции администрация области своим постановлением определяет порядок, сроки и формы представления отчетности о движении и использовании бюджетных средств области уполномоченными банками в разрезе ассигнований, выделенных этим банковским структурам непосредственно или предоставленных обслуживаемым ими бюджетным организациям.
Уполномоченные коммерческие банки, в соответствии с положениями настоящего закона и условиями договора с администрацией области обеспечивают представление информации об использовании бюджетных средств самим банком и обслуживаемыми им бюджетными организациями. Представление информации осуществляется по формам и в сроки, установленные администрацией области. Представляемая информация является конфиденциальной и направляется только в адрес областного финансового управления, которое осуществляет ее обобщение и анализ. Публикация результатов анализа и исходных данных разрешается только по решению администрации области, в установленном порядке.
Главное управление Центробанка Российской Федерации по Челябинской области, в соответствии со своими функциональными обязанностями, осуществляет надзор за деятельностью уполномоченных банков и информирует администрацию области о выявленных нарушениях, связанных с использованием бюджетных средств области и неудовлетворительной работой этих банков.
Статья 12. Основные принципы представления текущей отчетности уполномоченными банками о движении и использовании бюджетных средств области.
Порядок, сроки и формы представления уполномоченными банками текущей и итоговой отчетности об использовании областных бюджетных средств определяются администрацией Челябинской области и фиксируются в договоре. Данные о движении и использовании бюджетных средств области представляются отдельно по ассигнованиям, представленным непосредственно уполномоченному банку и выделяемым обслуживаемым им бюджетным организациям.
Для обеспечения системного анализа результатов совместной деятельности уполномоченные банки ежеквартально представляют администрации области, через областное финансовое управление, итоговую информацию о результатах операций с бюджетными средствами области, осуществляемых банком в соответствии с условиями договора.
Областное финансовое управление обобщает представленные материалы и готовит для главы администрации области сводную информацию и заключение об итогах работы уполномоченных банков с областными бюджетными средствами.
Администрация области ежегодно рассматривает результаты совместной деятельности с каждым из уполномоченных банков и определяет целесообразность дальнейшего взаимодействия.
Администрация области имеет право проведения аудиторских проверок уполномоченных банков по использованию ими областных бюджетных средств.
Несвоевременное или неполное представление информации уполномоченным банком о ходе выполнения условий договора, а также низкое качество ее подготовки может являться причиной для прекращения действия договора и исключения банка из числа уполномоченных коммерческих банков по обслуживанию областного бюджета.

Глава 6. Обслуживание уполномоченными банками средств городских и районных бюджетов на территории области

Статья 13. Порядок обслуживания уполномоченными банками средств городских и районных бюджетов.
В соответствии с положениями настоящего Закона области органы местного самоуправления городов и районов области вправе самостоятельно определять перечень уполномоченных банков, которым доверяется проведение операций со средствами местных (городских и районных) бюджетов. Ими могут являться как уполномоченные банки по обслуживанию областного бюджета, так и другие коммерческие банки области, подтвердившие свою надежность и соответствующие условиям, предъявляемым настоящим законом к уполномоченным банкам.
Взаимоотношения уполномоченных банков и местных органов самоуправления по поводу использования средств местных бюджетов регулируются положениями соответствующих двухсторонних договоров. Перечень уполномоченных банков по обслуживанию местных бюджетов определяется постановлениями органов местного самоуправления.

Исполняющий обязанности
главы администрации области
В.Б. Христенко

Уполномоченный представитель Банка России – сотрудник ЦБ, который направляется в кредитную организацию для осуществления контроля за ее текущей деятельностью.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет, в каких случаях это делается:

— кредитной организацией получен кредит от Внешэкономбанка;

— ею привлечен субординированный кредит Банка России или ВЭБа;

— в кредитной организации размещены средства федерального бюджета на банковских депозитах;

— банком получен кредит ЦБ на срок более одного месяца;

— Банк России и государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» осуществили в отношении кредитной организации меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц.

Уполномоченный представитель должен иметь возможность участвовать без права голоса в заседаниях органов управления кредитной организации, а также получать информацию и документы по вопросам кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами. Кроме того, он вправе запрашивать у банка данные о размере вознаграждения, выплачиваемого единоличному или коллегиальному исполнительному органу.

С момента направления уполномоченного представителя в банк у последнего появляется ряд дополнительных обязанностей. Так, он должен ставить в известность уполномоченного представителя до совершения сделок, связанных с:

— передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог с внесением его в качестве вкладов в уставный капитал третьих лиц, с распоряжением таким имуществом иным образом, с заменой недвижимого имущества, находящегося в залоге у кредитной организации, на иной предмет залога или иной вид обеспечения;

— распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 1% балансовой стоимости ее активов, в т. ч. с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, принятием и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;

— исполнением обязательств по полученным кредитам (займам), депозитам, договорам РЕПО, а также по иным сделкам, если балансовая стоимость обязательства по таким сделкам составляет более 1% балансовой стоимости пассивов кредитной организации;

— переводом денежных средств в иностранные банки, если сумма перевода или группа связанных переводов составляет более 1% балансовой стоимости активов кредитной организации;

— операциями с заинтересованными или аффилированными в отношении кредитной организации лицами.

Деятельность уполномоченных представителей следует отличать от назначения временной администрации кредитной организации, так как введение уполномоченного служит превентивной мерой защиты предоставленных кредитов. Направление в банк уполномоченных представителей свидетельствует скорее о государственном участии, чем о проблемах банка.

На лето 2011 года уполномоченные представители ЦБ действуют в 20 банках, в том числе ВТБ, Альфа-Банке, Сбербанке и др.

Коммерческий банк – вид банка, кредитная организация, специализирующаяся на предоставлении банковских услуг. Как правило, коммерческие банки универсальные, обслуживают как юридических, так и физических лиц.

Регулирование деятельности коммерческих банков

Для того чтобы заниматься банковской деятельностью, коммерческие банки получают соответствующую лицензию. Роль регулятора возложена на Банк России.

Банковская деятельность коммерческих банков

  • Услуги, которые предоставляют коммерческие банки юридическим лицам:
  • расчетно-кассовое обслуживание;
  • кредитование юридических лиц, в т. ч. малого бизнеса;
  • выпуск корпоративных пластиковых карт и зарплатные проекты;
  • проведение документарных операций и валютный контроль;
  • другие специализированные операции, в т. ч. факторинг, лизинг и пр.

Услуги коммерческих банков для физических лиц:

  • расчетно-кассовое обслуживание;
  • выпуск пластиковых карт;
  • размещение срочных вкладов и депозитов;
  • кредитование, в т. ч. выдача потребительских, автокредитов, ипотечных займов.

Кроме того, коммерческие банки предоставляют своим клиентам инвестиционные услуги — брокерское обслуживание и доверительное управление на рынке ценных бумаг. Как правило, коммерческие банки имеют свои обменные пункты и совершают операции с наличной валютой.

Прибыль коммерческих банков

Коммерческие банки называются коммерческими, потому что цель их создания — получение прибыли. Доход банков складывается из двух основных составляющих: разницы между ценой привлечения и размещения денежных средств и комиссией за предоставляемые услуги. Помимо того, не основной, но значимой статьей дохода являются штрафы и пени (например, за просрочки платежей по предоставленным ссудам).

Система коммерческих банков

По состоянию на конец первого полугодия 2017 года в России действовали 572 коммерческих банка (на осень 2011 года их было более 900), представляющих из себя в едином целом банковскую систему страны. Их совокупные активы, по сведению Банка России, составляют 78,5 трлн рублей. По всем сегментам выдано кредитов в общей сложности более чем на 44 трлн рублей. Привлечено частных вкладов физических лиц на 24,8 трлн. Денежные средства юрлиц на счетах коммерческих банков — 24 трлн рублей.

не действует Редакция от 24.08.1998 Подробная информация

Наименование документ ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 24.08.98 N 76-И «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ, СОЗДАЮЩИХ И ИМЕЮЩИХ ФИЛИАЛЫ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА»
Вид документа инструкция
Принявший орган цб рф
Номер документа 76-И
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 24.08.1998
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • «Вестник Банка России», N 63, 02.09.98
Навигатор Примечания

ИНСТРУКЦИЯ ЦБ РФ от 24.08.98 N 76-И «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ, СОЗДАЮЩИХ И ИМЕЮЩИХ ФИЛИАЛЫ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА»

4. Особенности порядка осуществления пруденциального надзора за зарубежными филиалами уполномоченных банков

4.1. Надзор за зарубежными филиалами уполномоченных банков осуществляют территориальные учреждения Банка России по местонахождению головного офиса уполномоченного банка.

4.2. Надзор за деятельностью зарубежного филиала уполномоченного банка осуществляется с целью оценки риска, который деятельность филиала несет для банка.

Деятельность зарубежных филиалов вызывает более высокую подверженность уполномоченных банков правовому, валютному, страховому рискам, риску неперевода средств и риску потери управляемости.

Примечание:

1) валютный риск — вероятность понесения убытков в результате неблагоприятного изменения обменных курсов валют;

2) понятие правового, страхового рисков и риска неперевода средств приведено в Положении Банка России от 28.08.97 N 509 «Об организации внутреннего контроля в банках»

3) понятие риска потери управляемости приведено в Инструкции Банка России от 11.09.97 N 65 «О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы».

4.2.1. Зарубежные филиалы осуществляют свою деятельность в соответствии со следующими предельными объемами (лимитами) проведения банковских операций и иных сделок.

4.2.1.1. Максимальная сумма требований, отраженных на счетах бухгалтерского учета зарубежного филиала к одному или группе связанных заемщиков (физических и юридических лиц).

4.2.1.2. Максимальная совокупная сумма крупных кредитов и займов, выданных филиалом.

4.2.1.3. Максимальная сумма обязательств, отраженных на счетах бухгалтерского учета зарубежного филиала, в отношении одного или группы связанных между собой кредиторов (вкладчиков).

4.2.1.4. Максимальная сумма обязательств, отраженных на счетах бухгалтерского учета зарубежного филиала, в отношении финансовых организаций — нерезидентов.

4.2.1.5. Максимальная сумма средств, направленных зарубежным филиалом на приобретение ценных бумаг, эмитированных юридическими лицами — нерезидентами.

4.2.1.6. Максимальная сумма векселей, выпущенных зарубежным филиалом от имени уполномоченного банка.

4.2.1.7. Максимальная совокупная сумма кредитов, выданных филиалом.

4.2.2. Уполномоченный банк устанавливает перечисленные в п. 4.2.1 настоящей Инструкции показатели с учетом необходимости соблюдения в целом по банку требований, установленных Инструкцией Банка России от 1.10.97 N 1 «О порядке регулирования деятельности банков» (соответственно пп. 5, 6, 7, 12.1, 13, 14).

Предельные объемы (лимиты) осуществления операций устанавливаются для зарубежного филиала уполномоченным банком по мере необходимости, но не реже одного раза в год в абсолютных величинах.

Предельные объемы (лимиты) осуществления операций для зарубежных филиалов могут пересматриваться уполномоченными банками по мере необходимости.

4.2.3. Уполномоченный банк устанавливает зарубежному филиалу следующие сублимиты:

сублимиты на открытые валютные позиции (в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 22.05.96 N 41 «Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками Российской Федерации», действующим законодательством страны местонахождения филиала);

сублимиты на открытые позиции по операциям с драгоценными металлами (устанавливаются в соответствии с требованиями письма Банка России от 14.03.97 N 424 «О порядке регулирования открытых позиций по операциям с драгоценными металлами банками Российской Федерации», действующим законодательством страны местонахождения филиала).

4.2.4. Уполномоченный банк доводит до зарубежного филиала и территориального учреждения Банка России информацию об установлении указанному филиалу предельных объемов (лимитов) осуществления операций или подтверждает их действие в порядке и сроки, установленные п. 21 Инструкции Банка России от 11.09.97 N 65 с учетом положений п. 4.2.2 настоящей Инструкции.

4.3. Уполномоченные банки представляют финансовую, статистическую отчетность зарубежных филиалов в территориальное учреждение Банка России по местонахождению головного офиса уполномоченного банка в составе и сроки, установленные для филиалов российских банков, расположенных на территории Российской Федерации, в соответствии с пп. 24.3 — 24.5 Инструкции Банка России от 11.09.97 N 65.

4.4. В органы банковского надзора страны местонахождения зарубежного филиала отчетность представляется в составе, порядке и сроки, установленные национальным законодательством страны местонахождения. Копия отчетности, представляемой зарубежным филиалом в органы банковского надзора страны местонахождения, представляется по запросу территориального учреждения Банка России по местонахождению головного офиса уполномоченного банка.

4.5. Уполномоченные банки представляют отчеты по открытой валютной позиции в соответствии с пп. 18, 19 и 22 Инструкции Банка России от 22.05.96 N 41 и отчет по выполнению лимита на открытые позиции по операциям с драгоценными металлами в соответствии с п. 8 письма Банка России от 14.03.97 N 424 с учетом данных зарубежных филиалов.

Отчет зарубежного филиала уполномоченного банка об открытых валютных позициях представляется уполномоченным банком в территориальное учреждение Банка России два раза в месяц с разбивкой по каждому дню отчетного периода:

за период с 1-го по 15-е число — не позднее 20-го числа отчетного месяца;

за период с 16-го по 30-е (31-е) число месяца — не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

4.6. При наличии у зарубежного филиала уполномоченного банка финансовых трудностей (наличие на отчетную дату внеплановых убытков, просроченной задолженности по обязательствам перед кредиторами, по платежным документам) территориальному учреждению Банка России по местонахождению головного офиса уполномоченного банка предоставляется право усилить оперативность надзора путем установления уполномоченному банку индивидуальных сроков представления отчетности, в том числе по операциям зарубежного филиала.

4.7. Анализ отчетности зарубежного филиала уполномоченного банка, осуществляемый территориальным учреждением Банка России по местонахождению головного офиса уполномоченного банка, кроме направлений, предусмотренных Инструкцией Банка России от 11.09.97 N 65, должен включать анализ причин значительных изменений за отчетный месяц по сравнению с началом года, а при необходимости — и по сравнению с предыдущим отчетным периодом следующих показателей:

а) изменения доли высоколиквидных активов в общем объеме активов филиала;

б) структуры, видов операций, осуществляемых зарубежным филиалом уполномоченного банка с резидентами и нерезидентами Российской Федерации;

в) динамики совокупной суммы обязательств зарубежного филиала уполномоченного банка перед кредиторами-нерезидентами и соотношения этих обязательств с общей суммой обязательств перед кредиторами;

г) изменения доли суммы требований зарубежного филиала уполномоченного банка к нерезидентам в общей сумме активов филиала;

д) резкого (более 30%) сокращения или роста остатков либо оборотов по корреспондентским счетам зарубежного филиала уполномоченного банка по сравнению с данными за предыдущий месяц;

е) значительного (более 10%) сокращения валюты баланса зарубежного филиала уполномоченного банка за истекший месяц.

Примечание. При определении понятий «резкого» или «значительного» изменения показателей деятельности зарубежного филиала уполномоченного банка следует руководствоваться указаниями, изложенными в примечании (***) и (****) к пункту 14 Инструкции Банка России от 11.09.97 N 65.

4.8. Анализ отчетности уполномоченного банка, осуществляемый территориальным учреждением Банка России, кроме направлений, предусмотренных Инструкцией Банка России от 11.09.97 N 65, должен:

4.8.1. Отражать:

влияние финансовых результатов деятельности зарубежного филиала на финансовые результаты деятельности уполномоченного банка;

влияние финансовых результатов деятельности зарубежного филиала на величину собственных средств (капитала) уполномоченного банка;

влияние деятельности зарубежного филиала на ликвидность баланса уполномоченного банка;

влияние операций (сделок) зарубежного филиала на поддержание уполномоченным банком уровня открытой валютной позиции и уровня открытой позиции по операциям с драгоценными металлами.

4.8.2. Включать анализ причин значительного изменения за отчетный месяц по сравнению с началом анализируемого периода:

а) удельного веса привлеченных зарубежным филиалом средств (в том числе в разрезе резидентов и нерезидентов) в ресурсной базе уполномоченного банка;

б) удельного веса активов зарубежного филиала (в том числе в разрезе основных видов) в общей сумме активов уполномоченного банка.

4.9. Надзор за зарубежными филиалами уполномоченных банков осуществляется с учетом наличия Соглашения о сотрудничестве в области банковского надзора или иного подобного документа, определяющего порядок взаимодействия Банка России с органом банковского надзора страны местонахождения зарубежного филиала, а при отсутствии такого документа — с учетом действующего законодательства и нормативных актов органов банковского надзора страны местонахождения зарубежного филиала.