Адаптация выпускника на рынке труда

Ситуация, которая складывается в последние годы на молодежном рынке труда, является достаточно напряженной и характеризуется некоторыми тенденциями к ухудшению. Возможности молодых людей ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения. Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда.

Среди причин, оказывающих стрессогенное воздействие на молодых специалистов, можно выделить проблему несоответствия критериев оценки их конкурентоспособности, приводящей к трудностям трудоустройства по специальности и расстройствам адаптации.

В последнее десятилетие не без оснований особой популярностью пользуются исследования в области трудового стресса. С профессиональным стрессом сталкиваются не только лица, уже осуществляющие свою профессиональную деятельность, но и молодые специалисты — выпускники вузов, впервые выходящие на рынок труда.

Проведенный анализ отечественных и зарубежных исследований профессионального стресса позволяет сделать вывод о том, что в целом существует три основных типа моделей данного явления.

Первый тип трактует стресс как зависимую переменную — как физиологический ответ на опасную среду. Этот подход получил название физиологического.

Второй тип трактует его как независимую переменную — экзогенную причину нарушения здоровья. Это так называемый инженерный подход.

Третий тип учитывает влияние внешней среды при формировании профессионального стресса у специалистов.

Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений и, в частности профессиональных, приводит к возникновению серьезных проблем таких как:

— отсутствие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности;

— проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии;

— инфантилизм молодежи в поиске работы;

— проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.

В последнее время распространенной проблемой является проблема несоответствия вузовской подготовки молодых специалистов требованиям рынка туда.

От работодателя молодой специалист ждет возможности попробовать себя в профессиональной сфере, получить при этом необходимые знания и навыки и заработать денег. Работодатели в свою очередь хотят видеть понимание кандидатами своих целей, умение работать в команде и владение необходимыми знаниям и навыками. Столкновение этих противоположных по сути требований и ожиданий является стрессогенным фактором для молодых специалистов — выпускников вузов при выходе на рынок труда.

Несогласованность критериев оценки конкурентоспособности молодых специалистов — выпускников вузов приводит впоследствии к проблемам трудоустройства по полученной в вузе специальности.

Можно выделить самые острые проблемы адаптации молодых специалистов: несовпадение теоретической подготовки молодых специалистов с реальной трудовой деятельностью, отсутствие или же недостаточный опыт работы выпускников.

Итак, можно выделить основные направления для решения проблем адаптации выпускников к трудовой деятельности. Во-первых, выпускники вузов к окончанию вуза должны стремиться иметь качественную профессиональную подготовку, владеть основными культурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, уметь применять на практике полученные теоретические знания и умения, быть целеустремленными, активными, инициативными, заинтересованными в успешном построении карьеры, уметь работать в команде, адекватно оценивать себя и свои перспективы. Во-вторых, структурам вуза по трудоустройству необходимо продолжать активную работу по содействию трудоустройству студентам и выпускникам, обучать их технике успешного трудоустройства. В-третьих, работодатели должны иметь индивидуальный подход к кандидатам с опытом работы и без него, а также учитывать, что специалисты, не имеющие опыта в целом также перспективны.

Выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может служить движение в двух направлениях. С одной стороны, это организационная работа вуза по подготовке выпускников к выходу на рынок труда. С другой стороны — это осознание работодателями необходимости разграничивать подходы к молодым специалистам и специалистам со стажем. Это может выражаться в составлении программ адаптации и обучения, в корректировке требований к кандидатам при приеме на работу, в учете специфики личностных качеств и ожиданий от работы.

Можно отметить, что в Тобольском индустриальном институте (филиале) уже несколько лет внедряются в образовательный процесс адаптационные мероприятия (рис.1). Среди них особая роль отводится налаженной совместной работе с компанией СИБУР по начальной профессиональной адаптации обучающихся.

Рис.1. Система начальной трудовой адаптации в филиале ТИУ в г.Тобольске

Список литературы