Рапорт на увольнение из МВД, образец

Скачать образец рапорта об увольнении из полиции

Скачать образец рапорта на увольнение из МВД стажера

Общие положения

В соответствии со статьями 81, 84 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ, завершить службу можно при расторжении контракта по инициативе одной из сторон или истечении срока его действия. Если инициатива исходит от работника, то, в соответствии со статьей 82 того же закона, рапорт на увольнение из МВД по собственному желанию пишут:

  • в силу личных причин;
  • если условия контракта нарушены уполномоченным руководителем;
  • по выслуге лет;
  • из-за плохого здоровья;
  • из-за сокращения должности.

Как написать рапорт на увольнение из МВД

Перед тем как составить образец рапорта на увольнение из ОВД, важно изучить требования к нему.

  1. Бумага составляется в свободной форме.
  2. Адресуется непосредственному руководству.
  3. Указывается серьезная причина для освобождения от должности. Но даже при наличии таковой окончательное решение принимает командующий. В расторжении срочного или бессрочного контракта могут и отказать.
  4. Рапорт по собственному желанию (для МВД) содержит ссылки на нормативные акты (Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ).
  5. Указывается согласие на прохождение медкомиссии. По заключению военно-врачебной комиссии увольняют тех, кто из-за состояния здоровья больше не может выполнять свои обязанности или перевестись на иную работу. В остальных случаях заключение комиссии не обязательно.
  6. Дата и подпись.

Пример рапорта на увольнение из МВД

Процедура освобождения от должности

Рапорт подают за 30 дней до ухода с должности. Статья 89 (п. 5) закона № 342-ФЗ гласит, что на уходящего с работы сотрудника оформляют представление со сведениями о возрасте, состоянии здоровья, об основании освобождения от работы, о стаже службы в органах, наличии у него прав на получение соцгарантий. В п. 7 той же статьи ФЗ-342 указано, что при уходе с работы он должен сдать оружие, документы, жетон с личным номером и служебное удостоверение. Трудовую книжку и расчет выдают в последний день службы.

Судебная практика

Если работник посчитает, что его права нарушаются, он имеет право обратиться в суд для решения по существу. Наиболее частыми основаниями для обращения в суд становятся:

  • давление начальства;
  • неверное определение даты ухода с работы;
  • невыплата расчета.

Например, по решению Ленинского районного суда города Магнитогорска, вынесенного 05.04.2013 под номером 2-711/13, уволенного по собственному желанию полицейского восстановили на службе. Как выяснил суд, перед тем как писать рапорт на увольнение из полиции, истец подвергся психологическому давлению со стороны начальника, который настаивал на добровольном уходе, в противном случае грозился уволить истца по отрицательным мотивам. Истец заявление написал и уже через 2 дня его освободили от должности, хотя по закону требуется месяц с момента подачи прошения об освобождении до окончательного расчета. Законного права отозвать документ он был лишен, как и права пройти медэкспертизу. В результате этих обстоятельств, имеющих значение по существу, истец восстановлен на службе, а приказ о его увольнении признан незаконным.

«Порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон О службе) принят на смену Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» (далее — Положение), нормы которого не отвечали требованиям, предъявляемым к такого рода актам о системе государственной службы, прежде всего — Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон о системе госслужбы).

Принятие Закона явилось логичным шагом федерального законодателя после издания Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции) и Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о соцгарантиях). Таким образом, Закон о полиции, Закон о соцгарантиях сотрудникам ОВД и Закон на текущий момент составляют единую законодательную базу деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

I. Общие положения

Закон О службе регулирует правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, при этом определяет нормативные правовые акты, регулирующие данные правоотношения, это:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Закон О службе;

3) Закон о полиции, Закон о социальных гарантиях и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;

4) нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;

5) нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;

6) нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными выше, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации также регулируется приказом МВД России от 30 ноября 2012 года № 1065 «О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел РФ и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел РФ», который вступает в силу с 05 февраля 2013 года. данным приказом определены:

1. Номенклатура должностей, назначение и увольнение с которых осуществляется соответствующими должностными лицами;

2. Рекомендуемые образцы уведомления о предстоящем увольнении, представления к увольнению из органов внутренних дел РФ.

Увольнение со службы в органах внутренних дел Российской Федерации производится по основаниям, предусмотренным ст. 82 Закона О службе. Для законного и обоснованного увольнения из органов внутренних дел Российской Федерации необходимо:

1. Наличие основания для увольнения (рапорт сотрудника, заключение по результатам служебной проверки, аттестация сотрудника и т.п.);

2. Предупредить в письменной форме сотрудника о предстоящем увольнении в установленные ч. 2 ст. 85 Закона о службе сроки;

3. Провести беседу с сотрудником, подлежащим увольнению из органов внутренних дел, в ходе которой ознакомить сотрудника с личным делом, выслугой лет, основанием к увольнению и датой увольнения и т.д.

4. Подготовить представление к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащем сведения, указанные в ч. 5 ст. 89 Закона о службе, подписать данное представление у уполномоченных лиц и ознакомить с ним сотрудника, подлежащего увольнению.

5. Издать приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

При увольнении со службы необходимо также выполнить требования ч. 7 ст. 89 Закона О службе — сотрудник органов внутренних дел, увольняемый со службы в органах внутренних дел, обязан сдать закрепленное за ним оружие, иное имущество и документы в соответствующее подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а служебное удостоверение и жетон с личным номером в соответствующее кадровое подразделение. При выдаче обходного листа необходимо осуществлять контроль за сдачей до увольнения вышеуказанных ценностей и документов.

Анализ поступающих исковых заявлений к УМВД России по Хабаровскому краю, подчиненным территориальным органам МВД России с требованиями о признании незаконными приказов об увольнении со службы и восстановлении в должности показывает, что сотрудники обращаются в суд по вопросам обжалования приказов об увольнении со службы не только в связи с грубым нарушением служебной дисциплины или в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, а и по обжалованию приказов об увольнении по инициативе сотрудника.

II. Увольнение по инициативе сотрудника

Увольнение по инициативе сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации производится в порядке, предусмотренном ст. 84 Закона О службе. в которой указано, что сотрудник имеет право расторгнуть контракт и уволиться со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе до истечения срока действия контракта, подав в установленном порядке рапорт об этом за один месяц до даты увольнения.

Таким образом, данная норма предписывает сотруднику в рапорте об увольнении указывать конкретную дату расторжения контракта и увольнения из органов внутренних дел.

С согласия уполномоченного руководителя контракт может быть расторгнут и сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел до истечения срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы, но не ранее выполнения сотрудником требований, предусмотренных частью 7 статьи 89 Закона О службе.

До истечения срока предупреждения об увольнении, которым является период времени с момента подачи рапорта об увольнении до даты увольнения, сотрудник вправе в любое время в письменной форме отозвать свой рапорт. В этом случае контракт с сотрудником не расторгается и увольнение со службы не производится, если на замещаемую этим сотрудником должность в органах внутренних дел не приглашен другой сотрудник или гражданин и (или) имеются законные основания для отказа такому сотруднику или гражданину в назначении на данную должность.

В случае если по истечении срока предупреждения о расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел контракт не расторгнут и сотрудник органов внутренних дел не настаивает на увольнении, действие контракта продолжается на прежних условиях.

Наиболее часто встречающиеся основания для подачи исковых заявлений о восстановлении на службе являются указание сотрудников на:

1. Оказание давления;

2. Неправильное определение даты увольнения (нереализация рапорта об увольнении);

3. Неосуществление окончательного расчета в день увольнения.

Таким образом, необходимо исходить из того, что увольнение по инициативе сотрудника производится только на основании его добровольного волеизъявления, при этом желательно устанавливать причину принятия такого решения, никогда не оказывать давление на сотрудника, поскольку в случае признания судом факта оказания на сотрудника давления он будет восстановлен в замещаемой им до увольнения должности.

Обращаю ваше внимание на тот факт, что сотрудника необходимо ставить в известность (ознакомление под роспись) о дате увольнения, как при согласии уполномоченного руководителя при увольнении до истечения срока предупреждения об увольнении, так и в иных случаях.

Также необходимо соблюдать сроки осуществления окончательного расчета с сотрудником, следовательно, при принятии решения о согласии уволить сотрудника по собственному желанию до истечения срока предупреждения об увольнении следует учитывать возможности финансовых подразделений осуществить окончательный расчет с сотрудником в день его увольнения.

III. Увольнение со службы в связи с совершением грубого нарушения служебной дисциплины либо в связи с совершением проступка, пророчащего честь сотрудника органов внутренних дел

Увольнение со службы в связи с совершением грубого нарушения служебной дисциплины производится по инициативе уполномоченного руководителя на основании заключения по результатам служебной проверки. Данное требование следует из п. 3 Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 24.12.2008 года № 1140, которым определено, что служебные проверки проводятся по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины.

Обращаю Ваше внимание на то, что дисциплинарное взыскание — увольнение из органов внутренних дел Российской Федерации, является крайней мерой дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое.

В заключении по результатам служебной проверки должно быть объективно, полно и всесторонне установлено (подтверждено материалами служебной проверки), что сотрудником совершено грубое нарушение служебной дисциплины.

Исчерпывающий перечень грубых нарушений служебной дисциплины предусмотрен ч. 2 ст. 49 Закона О службе.

В резолютивной части заключения по результатам служебной проверки должно быть указано какой проступок совершен сотрудником и вид дисциплинарного взыскания (увольнение со службы в органах внутренних дел по п. 6 ч. 2 ст. 82 Закона О службе (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины).

В соответствии с требованиями ст. 51 Закона О службе дисциплинарное взыскание может быть наложено на сотрудника в период его нахождения на службе. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

Исполнение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов внутренних дел производится не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке. При этом необходимо обратить особое внимание на то, что ст. 85 Закона О службе установлен запрет на увольнение по инициативе уполномоченного руководителя в период временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел либо в период его пребывания в отпуске или в командировке.

Увольнение со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел производится уполномоченным руководителем на основании материалов служебной проверки по факту происшествия с участием сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Данное увольнение производится по независящим от воли сторон обстоятельствам, поскольку в ч. 3 ст. 82 Закона О службе указано, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Данная императивная норма не дает право выбора уполномоченному руководителю, сотрудник в обязательном порядке подлежит увольнению.


Если работник хочет закончить прохождение аттестационного периода, то ему потребуется написать рапорт на увольнение на испытательном сроке. В такой процедуре есть несколько нюансов, в том числе то, что самостоятельно прервать испытательный срок невозможно по N 53-ФЗ. Для увольнения такого типа потребуется указать уважительную причину.

Основная информация

Все лица, которые работают или служат по контракту, при увольнении должны подавать рапорт вышестоящему руководству. Армия и государственные службы не являются исключением.

Сам период испытательного срока устанавливается по различным государственным регламентам, а также по соглашению между прямым руководителем и сотрудником. Также устанавливается заработная плата за этот период. Прервать испытательный срок по собственному желанию из-за невозможности пройти ряд аттестаций невозможно, так как такое решение может принять только аттестационная комиссия.

Важно! Сама процедура увольнения на испытательном сроке проще обычного варианта.

По законодательной базе длительность испытательного срока регламентирована:

  • при контракте срочного типа с длительностью минимум 6 месяцев срок аттестации и испытания сотрудника равен 2 неделям;
  • для лиц, которые нанимаются в общем порядке – до 3 месяцев;
  • до 6 месяцев для руководителей.

Основной регламент увольнения на испытательном сроке по собственной инициативе прописан в 71 статье ТК РФ. По 4 части этой статьи любой работник должен в письменной форме предупредить вышестоящее начальство.

Важно! Если работник еще не приступил к выполнению обязанностей, но уже увольняется, то никаких записей в трудовую вносить не требуется. При такой процедуре аннулирование контракта производится в течение дня и закрепляется соответствующим приказом.

Причины увольнения

Чаще всего увольняет сотрудников на испытательном сроке само руководство, но если работник сам хочет уволиться, то в рапорте придется указать причину. Основание для увольнения должно быть прописано в рапорте в обязательном порядке. Регламентирует этот момент 51 статья. В рапорт вписывается фраза «по семейным обстоятельствам» и ставится пункт 3 подпункт «в» 51 статьи. Список уважительных причин:

  • если есть медицинские противопоказания для данной местности у любого члена семьи, а также при отсутствии возможности перевода военнослужащего в другую местность;
  • изменение места службы супруга или супруги, что потребует переезда;
  • наличие необходимости ухода в постоянном виде за членом семьи или иждивенцем, что потребует также предоставление медицинских справок и заключений;

Важно! Для прописи необходимости постоянного ухода требуется отсутствие возможности совершать эти процедуры другими членами семьи.

  • уход за несовершеннолетним ребенком, который не имеет другого попечителя, кроме военнослужащего;
  • необходимость опекунства или попечительства в отношении ряда лиц, которые не имеют других законных опекунов или попечителей.

Стоит учесть, что рапорт требуется подавать не менее чем за три дня до даты увольнения со службы.

Рапорт

На испытательном сроке рапорт должен быть составлен за три дня до ухода.

Важно! При увольнении с испытательного срока при любой инициативе, то есть самого сотрудника или же руководства, составляет три дня. Это требует поставить в известность сотрудника или работодателя не позже чем за три дня до увольнения.

В исключительных случаях отработка может отсутствовать. Если производится увольнение по инициативе работодателя, то отработка может быть им снята. Часто такое случается при грубых нарушениях дисциплины.

Стоит учитывать, что если сотрудник сам подает рапорт на увольнение, то для отсутствия отработки и однодневного расчета потребуется также наличие уважительной причины, которая будет задокументирована. В таком случае после получения рапорта руководитель может издать приказ и рассчитать сотрудника одним днем.

Все служащие по контракту лица при увольнении с испытательного срока должны составить стандартный рапорт. Его форма не является установленной, но имеет ряд обязательных моментов:

  • наличие шапки с указанием полных данных и должности начальника;
  • наименование организации;
  • подпись и дата;
  • указание основания для увольнения;
  • фактическая дата увольнения, которая требуется работнику или военнослужащему;
  • указание причины для основания и ряд документов, которые подтверждают ее наличие.

Последний пункт не всегда является обязательным. Проставляется фраза «по семейным обстоятельствам», а также 51 статья.

Все остальные пункты являются обязательными для заполнения. Также рапорт может быть не принят по следующим основаниям:

  • уже имеется приказ на увольнение сотрудника с испытательного срока, например, по инициативе работодателя;
  • действие производится в момент аттестации;
  • допущены ошибки в различных наименованиях;
  • неправильно проставлена дата, что делает срок в три дня невыполнимым.

Фактически при правильном заполнении и с указанием обоснования военнослужащего не имеют права задерживать на рабочем месте. Если же допущены нарушения законодательных норм, то увольняющийся имеет права обращаться в судебные инстанции в стандартном порядке.

После написания рапорта и подаче его начальнику издается приказ, на основе которого сотрудника увольняют и производят с ним расчет. Стоит учитывать, что три дня отработки считаются включительно с нерабочими днями или больничным.

В последний рабочий день увольняющийся получает все положенные ему выплаты, назначенные на испытательном сроке, а также все необходимые документы, в том числе с трудовой. Трудовая должна быть заполнена в соответствии с данными приказа и нормами законодательства. Любая неправильная запись может быть обжалована.

При испытательном сроке рапорт на увольнение должны подавать военнослужащие и любые лица, которые имеют контракт. Рапорт не имеет унифицированной формы, но есть ряд пунктов, которые обязательны для заполнения. В ряде случаев все указанные в рапорте основания должны быть подтверждены документационно.