624 ФСИН

Глава 9. Правовое положение сотрудников учреждений и органов управления исполнением наказаний

9.1. Понятие статуса и классификация работников уголовно-исполнительной системы

В законодательстве РФ закреплено положение, согласно которому к работникам уголовно-исполнительной системы относятся: лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы; рабочие, служащие учреждений, исполняющих наказания; объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности; предприятий, учреждений, исполняющих наказания; работники центрального и территориальных органов уголовно-исполнительной системы; работники следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

К работникам УИС относятся лица, имеющие соответствующие специальные звания. Они выделяются также тем, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются законом «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. и другими законами РФ, Положением о службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.

В свою очередь, организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством РФ о труде и Правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказание.

Позиция законодателя понятна и оправданна. Обязанности этих категорий работников существенно различаются по уровню сложности и ответственности выполняемых функций и задач. Регламентация трудовых отношений закреплена нормами трудового права, а также Правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказание. Трудовые отношения регулируются с помощью норм трудового права.

По-прежнему сложна ситуация с привлечением сотрудников УИС Минюста РФ к работе сверх установленного законом рабочего времени. Сказывается нехватка сотрудников, переработки вследствие болезни, командировки в «горячие точки» Северного Кавказа, другие регионы России и иные обстоятельства. Между тем система органов управления и учреждений исполнения наказаний должна функционировать бесперебойно. Определенную роль в смягчении остроты проблемы играет четкое правовое регламентирование и материальное вознаграждение в установленных законом случаях. Надо отметить позитивную роль приказа Минюста РФ от 16 мая 2000 г. № 155 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления компенсации лицам рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и праздничные дни, а также за работу в ночное время».

Интересный факт: трудовые коллективы предприятий, учреждений, исполняющих наказания, составляют осужденные, которые участвуют в их деятельности, и персонал колоний. Законодатель в данном случае ставит в один ряд осужденных и персонал учреждений, исполняющих наказания. Вопрос, связанный с ограничением прав, решается следующим образом. На трудовые коллективы предприятий, учреждений, исполняющих наказания, распространяются права трудовых коллективов, предусмотренные законодательством РФ, за исключением прав:

– рассматривать и утверждать совместно с учредителями изменения и дополнения, вносимые в уставы предприятий;

– определять совместно с учредителями условия контракта при найме руководителей;

– принимать решения о создании товариществ для перехода на аренду или выкупа предприятий.

Повышение должностных окладов работников УИС пока остается нерешенной проблемой. Можно исходить из адекватности уровня оплаты сложности решаемых задач и степени риска, сопряженного со служебной деятельностью работников правоохранительной системы. Однако по отдельным органам УИС Минюста РФ и соответствующим основаниям имеет место материальное стимулирование. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий труда работников отдельных органов федеральной исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» приказом Минюста РФ от 8 января 2003 г. № 2 были приняты ведомственные акты, направленные на упорядочение условий оплаты труда работников органов УИС, а также утверждены, даны управленческие распоряжения по широкому перечню вопросов.

Такой подход в целом положительно воспринимается всеми работниками, к которым относятся эти положения. Но потребность в достойной оплате труда остается острой.

Для обеспечения эффективной оперативно-служебной деятельности в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, повышения их служебного статуса и уровня социальной защищенности важно установление дополнительных выплат и ежемесячных надбавок.

Так, например, за непрерывную службу на указанных должностях приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2005 г. № 945 «О мерах по усилению социальной защиты начальников отрядов и воспитателей исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы» установлена дополнительная выплата. В течение 2 лет – в размере 10 % оклада по замещаемой штатной должности и соответственно: 5 лет – 20 %, 7 лет – 30 %, 10 лет и более – 50 % оклада (п. 1 приказа). При этом начальникам отрядов сохраняется выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим в максимальных размерах, установленных приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 31 мая 2005 г. № 397 «О мерах по социальной поддержке личного состава уголовно-исполнительной системы» (п. 2 приказа от 28 декабря 2005 г. № 945).

Рассмотрев вопрос о статусе работника уголовно-исполнительной системы, следует уточнить его права и обязанности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Зарегистрирован в Минюсте РФ 15 сентября 2009 г. Регистрационный N 14776

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273 ФЗ «О противодействии коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (часть 1), ст. 6228) и пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

2. Начальникам структурных подразделений ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, а также учреждений, непосредственно подчиненных территориальным органам ФСИН России, ознакомить заинтересованных федеральных государственных служащих с перечнем, предусмотренным пунктом 1 настоящего приказа.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России, курирующего вопросы кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы.

Директор А. Реймер

Перечень должностей федеральной государственной службы в уголовно исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

I. Должности

федеральной государственной гражданской службы

В центральном аппарате Федеральной службы исполнения наказаний:

а) заместитель начальника правового управления;

б) отдельные должности в подразделениях главной контрольно-ревизионной инспекции: советник; главный специалист-эксперт;

в) все должности в оперативном управлении, управлении безопасности, отделе организации производства по государственным заказам и внутрисистемному рынку управления трудовой адаптации осужденных, группе обеспечения размещения государственного заказа правового управления.

II. Должности начальствующего состава, замещаемые сотрудниками уголовно исполнительной системы

1. В центральном аппарате Федеральной службы исполнения наказаний:

а) все должности в оперативном управлении, управлении безопасности, отделе обеспечения инженерно-техническими средствами охраны и надзора, вооружением и специальной техникой управления инженерно-технического обеспечения и вооружения, отделе государственного оборонного заказа и ресурсного обеспечения управления ресурсного обеспечения, отделе организации производства по государственным заказам и внутрисистемному рынку управления трудовой адаптации осужденных, отделе медицинского снабжения и финансирования лечебно-профилактических учреждений медицинского управления, группе обеспечения размещения государственного заказа правового управления;

б) в структурных подразделениях (кроме поименованных): начальники и заместители начальников отделов, начальники отделений;

в) главный государственный санитарный врач Федеральной службы исполнения наказаний, отдельные должности в подразделениях главной контрольно-ревизионной инспекции: главный ревизор, главный специалист, старший ревизор.

2. В учреждениях, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний:

а) начальники филиалов, заместители начальников филиалов;

б) помощник начальника академии по строительству, помощники начальников институтов по строительству;

в) главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера;

г) должности профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования ФСИН России: начальник факультета, начальник кафедры, профессор, доцент, заместитель начальника факультета, заместитель начальника кафедры, старший преподаватель, преподаватель;

д) начальники и заместители начальников отделов, начальники отделений;

е) отдельные должности в структурных подразделениях федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Главный клинический центр медицинской и социальной реабилитации Федеральной службы исполнения наказаний»: начальник и заместитель начальника центральной военно-врачебной комиссии — врач-эксперт;

ж) все должности в отделе мониторинга государственных закупок и государственных инвестиций федерального бюджетного учреждения «Центральная нормативно-техническая лаборатория Федеральной службы исполнения наказаний», отделе учетной и договорной работы федерального бюджетного учреждения «Главный центр инженерно-технического обеспечения» Федеральной службы исполнения наказаний.

3. В территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний:

а) все должности в оперативном управлении (отделе, отделении), управлении (отделе, отделении, группе) безопасности, отделе (отделении, группе) государственного оборонного заказа и государственных закупок;

б) начальники и заместители начальников: управлений, отделов (кроме поименованных); начальники отделений (кроме поименованных);

в) главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера;

г) главный ревизор — начальник контрольно-ревизионного отдела (отделения, группы), начальник кустовой инспекции технического надзора.

4. В учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах:

а) начальники и заместители начальников отделов, начальники отделений;

б) главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера;

в) все должности в оперативном отделе (группе), отделе (группе) безопасности и отделе (группе) режима.

5. В учреждениях, непосредственно подчиненных территориальным органам ФСИН России:

а) начальники отделов (отделений), заместители начальников отделов;

б) главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера;

в) начальник и заместитель начальника военно-врачебной комиссии — врач-эксперт, заместитель начальника военно-врачебной комиссии — начальник центра психодиагностики — психолог — врач.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ПРИКАЗ

от 24 сентября 2019 г. N 821

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПРИКАЗ ФСИН РОССИИ ОТ 13 НОЯБРЯ 2008 Г. N 624

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ГРАЖДАНСКОГО

ПЕРСОНАЛА ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

Внести изменения в приказ ФСИН России от 13 ноября 2008 г. N 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2008 г., регистрационный N 12663) с изменениями, внесенными приказами ФСИН России от 15 октября 2009 г. N 415 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2009 г., регистрационный N 15261), от 28 августа 2010 г. N 377 (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2010 г., регистрационный N 18874), от 25 января 2011 г. N 25 (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2011 г., регистрационный N 20133), от 9 августа 2011 г. N 459 (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2011 г., регистрационный N 21982), от 5 марта 2015 г. N 134 (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2015 г., регистрационный N 36449), согласно приложению.

Врио директора

генерал-лейтенант

внутренней службы

А.А.РУДЫЙ

Приложение

к приказу ФСИН России

от 24 сентября 2019 г. N 821

ИЗМЕНЕНИЯ,

ВНОСИМЫЕ В ПРИКАЗ ФСИН РОССИИ ОТ 13 НОЯБРЯ 2008 Г. N 624

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ГРАЖДАНСКОГО

ПЕРСОНАЛА ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

1. Пункт 3 приказа ФСИН России от 13 ноября 2008 г. N 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы» (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2008 г., регистрационный N 12663) с изменениями, внесенными приказами ФСИН России от 15 октября 2009 г. N 415 (зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2009 г., регистрационный N 15261), от 28 августа 2010 г. N 377 (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2010 г., регистрационный N 18874), от 25 января 2011 г. N 25 (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2011 г., регистрационный N 20133), от 9 августа 2011 г. N 459 (зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2011 г., регистрационный N 21982), от 5 марта 2015 г. N 134 (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2015 г., регистрационный N 36449) (далее — приказ), изложить в следующей редакции:

«3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы Максименко В.А.».

2. Пункт 4 приложения N 3 к приказу изложить в следующей редакции:

«4. Работникам учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, должностные оклады увеличиваются (в процентах) <*>:

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 477 «Об утверждении размеров увеличения должностных окладов (тарифных ставок) персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы с особыми условиями хозяйственной деятельности, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, а также следственных изоляторов Министерства юстиции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 3, ст. 234; 2003, N 22, ст. 2170; 2012, N 12, ст. 1410; 2013, N 8, ст. 829; 2019, N 31, ст. 4633).

N п/п

Учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы

Учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы, с особыми условиями хозяйственной деятельности

Работники учреждений, исполняющих наказания, строгого режима

Работники учреждений, исполняющих наказания, особого режима, для содержания осужденных с пожизненным сроком; тюрем

Работники учреждений, созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, больниц, созданных для лечения осужденных, при условии:

если количество осужденных, которым приговором суда определено отбывание лишения свободы в учреждениях строгого режима или строгого и особого режима, вместе взятых, составляет более 50 процентов от числа всех осужденных, содержащихся в этих учреждениях и больницах

если количество осужденных, которым приговором суда определено отбывание лишения свободы в учреждениях особого режима, составляет более 50 процентов от числа всех осужденных, содержащихся в этих учреждениях и больницах

Работники учреждений, исполняющих наказания, особого режима для лиц, которым исключительная мера наказания заменена лишением свободы

Работники учреждений, исполняющих наказания, общего режима, исправительных колоний, колоний-поселений, больниц, созданных для лечения осужденных к лишению свободы

См. также Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2016 N 2808-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 — 2025 годы)»

Понятие и структура уголовно-исполнительной системы

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Ст. 5 Закона устанавливает, что уголовно-исполнительная система включает:

    1. учреждения, исполняющие наказания;
    2. территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
    3. федеральный орган уголовно-исполнительной системы (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных — ФСИН РФ).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить:

    • следственные изоляторы,
    • предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы,
    • научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

См. Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N 89

Ст. 6 Закона устанавливает, что виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство

    1. подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также
    2. специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

Положение о федеральном органе уголовно-исполнительной системы, его структура и предельная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

Задачи уголовно-исполнительной системы

Согласно Положению основными задачами ФСИН России являются:

1. Правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.

2. Начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения:

а) благодарность;

б) разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;

в) досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.

3. Начальники отрядов имеют право налагать выговор устно.

См. все связанные документы >>>

1. Комментируемая статья определяет круг должностных лиц, правомочных применять меры поощрения и взыскания к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях, за исключением воспитательных колоний (см. комментарий к ст. 138 УИК РФ), а также устанавливает их компетенцию в этой сфере.

Правом применения мер поощрения и взыскания в полном объеме наделены начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Это такие лица, на которых приказом начальника исправительного учреждения (на время его отсутствия) либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы возложено исполнение служебных обязанностей начальника учреждения.

2 — 3. Начальники отрядов исправительных учреждений наделены ограниченным объемом полномочий по применению мер поощрения и взыскания.

Из всего перечня дисциплинарных взысканий они имеют право объявлять выговор, причем только в устной форме. Это вызвано, во-первых, необходимостью ориентировать начальника отряда, как организатора воспитательного процесса с осужденными его отряда, более активно проводить мероприятия воспитательного характера, а во-вторых, чтобы избежать возможного субъективного подхода при оценке степени и характера совершенного осужденным правонарушения.

Однако это не умаляет роли начальника отряда в дисциплинарной практике, поскольку ему, как правило, поручается оформление материалов по дисциплинарному производству с последующим докладом начальнику учреждения.

Начальник отряда также представляет материалы о поощрении осужденных начальнику исправительного учреждения. Непосредственно он наделен полномочиями по применению следующих мер поощрения: объявление благодарности; разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда.

Согласно положениям ст. 114 УИК РФ благодарность может быть объявлена в устной или письменной форме, а разрешение на дополнительное расходование денег и досрочное снятие взыскания — только в письменной форме. Между тем не вполне ясна позиция законодателя относительно применения последнего из перечисленных поощрений. Если начальник отряда вправе объявить выговор только в устной форме, то почему ранее наложенный им выговор он может снять досрочно только в письменной форме? Представляется, что этот вопрос нуждается в законодательном уточнении.