Закон 324

29 июня 2018 г. в АП Республики Дагестан поступило частное постановление Верховного Суда республики (есть в распоряжении «АГ») в отношении адвокатов У. и Са., которые осуществляли защиту по назначению.

Из текста постановления следует, что 25 июня 2018 г. республиканский ВС рассмотрел материалы уголовного дела З. и А. Приговором Суда подсудимые были оправданы ввиду неустановления события преступления – мошенничества и непричастности к совершению других преступлений, в частности убийства, в связи с вынесением коллегией присяжных заседателей оправдательного вердикта.

В ходе судебного разбирательства были выявлены нарушения закона, допущенные при производстве предварительного следствия, которые и послужили причиной обращения в Адвокатскую палату РД.

Так, о нарушениях прав на защиту А. в суде свидетельствовал адвокат Су., с которым родственники А. заключили соглашение. В его присутствии следователь предъявил А. обвинение и допросил, при этом вопросы по факту убийства не задавались. В этот же день А. был допрошен повторно в качестве свидетеля, уже без защитника. В судебном заседании А. пояснил, что, не выдержав издевательств со стороны оперативных сотрудников, он написал под их диктовку явку с повинной о совершенном им убийстве. После этого А. был допрошен в качестве подозреваемого с участием защитника по назначению У. Адвокат по соглашению Су. при допросе не присутствовал, хотя А. не отказывался от его помощи. Протокол допроса подозреваемого, в котором А. оговорил себя и З., подписал защитник по назначению У.

Верховный Суд РД указал, что предусмотренный ст. 50 УПК РФ порядок назначения защитника подсудимому не был соблюден надлежащим образом, и А. оказался лишен квалифицированной юридической помощи, что повлияло на принятие решения органом предварительного следствия.

Аналогичные нарушения были допущены и в ходе допроса З. Обвиняемый был допрошен в присутствии защитника по назначению Са., несмотря на то что ранее он заключил соглашение с адвокатом Д.

Верховный Суд отметил, что в материалах уголовного дела отсутствует уведомление адвоката по соглашению Д. о задержании З. и намерении органа предварительного следствия допросить его. Кроме того, ВС указал, что имеющиеся в деле заявления З. о том, что он отказывается от услуг адвоката Д. и просит назначить для защиты его интересов Са., не были приняты во внимание судом, поскольку в судебном заседании З. пояснил, что писал их под диктовку следователя. Также З. рассказал, что показания на предварительном следствии он дал без участия адвоката Д. вынужденно – после применения в отношении него психологического воздействия со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Адвокат Са. пояснила суду, что была приглашена в качестве защитника следователем и присутствовала при предъявлении З. обвинения, допросе и проверке его показаний с выходом на место. Во время допроса два человека в масках знаками объявляли перерывы и выводили З. из кабинета, после чего он жаловался, что сотрудники уголовного розыска угрожали ему и требовали признаться в убийстве, которого он не совершал. Протоколы следственных действий Са. подписала под давлением сотрудников полиции, опасаясь за свою жизнь. В связи с этим она направила жалобы в СК России и Генпрокуратуру.

Установив допущенные нарушения, Верховный Суд РД направил частные постановления в СК России по Республике Дагестан и республиканские прокуратуру и адвокатскую палату, чтобы обратить внимание на необходимость принятия мер по обеспечению законности производства предварительного следствия и участия в уголовном судопроизводстве.

В комментарии «АГ» президент АП Республики Дагестан Акиф Бейбутов сообщил, что частное постановление является поводом для возбуждения дисциплинарного производства.

По его словам, ситуация, которая описывается в документе, будет рассмотрена на заседании Квалификационной комиссии, хотя она и имела место в 2016 г. Президент рассказал, что тогда еще была распространена такая проблема: защитники по назначению участвовали в уголовных делах, несмотря на то что доверители уже заключили соглашения с другими адвокатами. Связано это было с тем, что прежде адвокатов, участвующих в деле в соответствии со ст. 51 УПК РФ, никто не контролировал. «Эта проблема была решена в ноябре прошлого года, – рассказал президент. – Сейчас адвокат звонит в единый центр и сообщает о том, что он заключил соглашение. Если по этому делу следователь направляет заявку, мы ему сообщаем, что интересы подозреваемого защищает адвокат по соглашению».

Акиф Бейбутов добавил, что постановление Верховного Суда РД – уникальный документ. «Впервые вижу, чтобы ВС так открыто реагировал на факты нарушения права на защиту, когда при наличии адвоката по соглашению следователи привлекали защитника по назначению. В моей практике это первый случай, когда Суд настолько скрупулезно описал все обстоятельства дела и информировал не только палату, но и СК, и прокуратуру, чтобы были приняты меры по недопущению таких фактов», – заключил президент.

Член Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам Олег Баулин отметил, что формально постановление ВС касается в первую очередь следователей. Вместе с тем он добавил, что подобные истории выявляют существующие проблемы в адвокатуре, – так, по его словам, некоторые адвокаты «могут работать на обвинение вместо защиты, имитировать ее».

Олег Баулин рассказал, что ситуация понятна – и с точки зрения Закона об адвокатуре, и КПЭА, и профессионального стандарта. «Не нужно было «принимать” защиту. Как минимум надо было взять самоотвод или уйти, чтобы защита не стала профанацией. Или не уходить, если была очевидна опасность для подзащитного, но тогда уже работать, как бы ни было страшно. Не нужно было подписывать такие протоколы, и коллеги не стали бы ставить вопрос о дисциплинарной ответственности, – отметил он и добавил: – Никакие мотивы, в том числе страх, не должны заставлять работать на обвинение, тем более санкционировать выколачивание показаний».

В рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, руководствуясь Федеральным законом от 21.11.2011г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» Управление Россельхознадзора по Рязанской и Тамбовской областям оказывает бесплатную юридическую помощь по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

Категория граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь установлена в статье 20 Федерального закона от 21.11.2011г. №324-ФЗ.

Виды бесплатной юридической помощи определены статьей 6 Федерального закона от 21.11.2011г. №324-ФЗ.

Выдержки из Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»:

Статья 6. Виды бесплатной юридической помощи

1. Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 16. Оказание бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов

1. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

2. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера и представляют интересы гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Статья 20. Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и случаи оказания такой помощи

1. Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее — малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.16 Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан (Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ, гражданин в своем письменном обращении за бесплатной юридической помощью в обязательном порядке должен указать:

наименование федерального органа исполнительной власти и подведомственного ему учреждения, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственного ему учреждения, органа управления государственных внебюджетных фондов, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;

свои фамилию, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;

суть предложения, заявления или жалобы;

личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов обратившийся может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение за бесплатной юридической помощью, поступившее в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений. При этом в обращении гражданина в обязательном порядке необходимо указать:

свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии);

адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Гражданин также вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

В случае если в письменном обращении за бесплатной юридической помощью не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение на основании ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ не дается.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ при устном обращении за бесплатной юридической помощью ведется личный прием граждан. При личном приеме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ письменное обращение за оказанием бесплатной юридической помощи рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса о предоставлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения обращения, срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с обязательным уведомлением о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Также можно направить письмо по электронной почте: info@rsnadzor.ru или записаться на личный приём в отдел правовой и кадровой работы Управления по телефону: 37-35-46.

Приём осуществляется по понедельникам с 13.30 до 17.30

Юридическая помощь — это оказание помощи людям, которые не могут позволить себе юридическое представительство и доступ к судебной системе . Юридическая помощь считается центральным элементом обеспечения доступа к правосудию путем обеспечения равенства перед законом , права на адвоката и права на справедливое судебное разбирательство . В этой статье описывается развитие юридической помощи и ее принципы, известные прежде всего в Европе , Содружестве Наций и в Соединенных Штатах.

Юридическая помощь необходима для гарантии равного доступа к правосудию для всех, как это предусмотрено статьей 6.3 Европейской конвенции о правах человека в отношении уголовных дел. Оказание юридической помощи клиентам правительствами, особенно для граждан, не имеющих достаточных финансовых средств, увеличивает вероятность получения в рамках судебных разбирательств помощи со стороны профессиональных юристов бесплатно или по более низкой цене, либо получения финансовой помощи.

Появился ряд моделей оказания юридической помощи, включая дежурных юристов , общественные юридические клиники и оплату услуг юристов для рассмотрения дел лиц, имеющих право на юридическую помощь. Более неформальные или общие юридические консультации и помощь могут также предоставляться бесплатно или по низкой цене с помощью таких средств, как юридические центры (Великобритания), общественные юридические центры (Австралия) или ряд других организаций, которые предоставляют различные формы юридической помощи как внутри страны, так и за ее пределами. суда.

ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ АДВОКАТОМ

В результате изучения главы студент должен:

знать

• содержание прав и обязанностей адвоката в сфере организации оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации по соглашению и бесплатно, в том числе по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда в уголовном судопроизводстве;

уметь

• анализировать, толковать и правильно реализовывать правовые нормы, регламентирующие права и обязанности адвоката в сфере организации оказания юридической помощи гражданам, в том числе с учетом Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

владеть

• навыками самостоятельной подготовки соглашений и иных документов, связанных с реализацией прав и обязанностей адвоката в сфере организации оказания юридической помощи; объяснения целей и задач этих документов.

Оказание адвокатом юридической помощи по соглашению

Правовая природа соглашения об оказании юридической помощи

Термин «соглашение» применительно к адвокатской работе встречается уже в ст. 393 Учреждений судебных установлений 1864 г., где указано, что «в делах уголовных присяжные поверенные принимают на себя защиту подсудимых или по соглашению с ними, или по назначению председателя судебного места». Гражданские дела, согласно ст. 390 Учреждений судебных установлений, присяжные поверенные вели или на основании доверенности, «данной им тяжущимися», или – в случаях, предусмотренных законом, – по назначению совета присяжных поверенных или председателя суда.

В период до 1917 г. законодательство не содержало юридической характеристики указанного соглашения, как не было его и в предтече современного закона, Положении об адвокатуре РСФСР 1980 г., где «соглашение с гражданами об оказании юридической помощи» упоминается в ст. 18, устанавливавшей права и обязанности заведующего юридической консультацией.

Согласно ст. 25 Закона об адвокатуре адвокатская деятельность осуществляется «на основе соглашения между адвокатом и доверителем», которое «представляет собой гражданско-правовой договор» на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Таким образом, современный российский законодатель, определив соглашение об оказании юридической помощи как гражданско-правовой договор, тем самым отнес опосредуемое соглашением взаимодействие субъектов права к сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Тем самым в основу юридической («позитивно-правовой») характеристики адвокатской деятельности положен частный интерес.

Вместе с тем правовая природа адвокатской деятельности не может быть сведена к сфере сугубо частного интереса. Немецкий юрист Карл Грольман (1755–1829) ввел в научный оборот термин «природа вещей», которым обозначал нормативы-регуляторы, вытекающие из сущности и назначения санкционируемого законами правового института. Наряду с этим возникло и стало употребляться определение «правовая природа», означающее либо суждение о юридической значимости реальных жизненных отношений, либо высшее системно-понятийное выражение правового института. В связи с этим понимание правовой природы адвокатской деятельности весьма важно не только при характеристике формы ее реализации, но и для самой этой деятельности как таковой.

Закрепление единственной формы адвокатской деятельности (гражданско-правовой договор) влечет неоправданное распространение частноправового элемента адвокатского труда на функционирование адвокатуры в целом. Однако, сознавая необходимость привлечения адвокатов для достижения «общего блага» (в частности, оказание правовой помощи в уголовном судопроизводстве и малоимущим), законодатель вынужден был отойти от этой жесткой концепции и закрепить нормы, целью которых является отправление правосудия, тем самым признав публично-правовую составляющую как наиболее важную в работе адвокатуры.

Существенно, что согласно ст. 1 Закона об адвокатуре адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. В свою очередь ст. 25 закрепляет положение о том, что адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения; каких-либо изъятий из этого правила закон не содержит. Таким образом, из сопоставления ст. 1 и 25 указанного Федерального закона видно, что любая квалифицированная юридическая помощь (в том числе и так называемая бесплатная) может быть оказана лишь на основании гражданско-правового договора.

Наличие в законе этих норм не означает исчезновения публично-правовой функции адвокатуры, однако реализует политико-юридическую конструкцию, базирующуюся на признании приоритета частных интересов.

Указанная конструкция восходит к периоду Нового времени и нашла свое институциональное закрепление прежде всего в нормах, касающихся собственности и предпринимательской деятельности. Так, Французский гражданский кодекс 1804 г., именуемый также «Кодексом Наполеона», развивая революционную идею Декларации прав человека и гражданина 1789 г. о том, что «собственность есть право неприкосновенное и священное», в ст. 544 устанавливал: «Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом с тем, чтобы пользование нс являлось таким, которое запрещено законами или регламентами». Принятый в 1994 г., т.е. ровно через 190 лет после «Кодекса Наполеона», ГК РФ в п. 1 ст. 1 практически повторяет формулу упомянутой Декларации 1789 г., устанавливая, что наше гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности. Особенно важно, что в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ имеется определение предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли.

Конечно, и в эпоху французской революции, и в настоящее время юридические нормы содержат оговорки, суть которых сводится к тому, что свобода одного (в том числе свобода предпринимательства) заканчивается там, где начинается свобода другого. Тем не менее законодательное закрепление «систематического извлечения прибыли» как основной цели деятельности коммерческих организаций весьма символично. В связи с этим небезынтересно мнение известного социолога Макса Вебера, который еще сто лет назад в труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.) писал: «Summum bonum этой этики прежде всего в наживе, во все большей наживе <…> эта нажива в такой степени мыслится как самоцель, что становится чем-то трансцендентным и даже просто иррациональным к «счастью” или «пользе” отдельного человека. Теперь уже не приобретательство служит человеку средством удовлетворения его материальных потребностей, а все существование человека направлено на приобретательство, которое становится целью его жизни. Этот с точки зрения непосредственного восприятия бессмысленный переворот в том, что мы назвали бы «естественным” порядком вещей <…> является необходимым лейтмотивом капитализма…»

Понятно, что со времен написания М. Вебером упомянутых строк мир изменился. Но парадигма развития, как это видно из российского гражданского законодательства, осталась прежняя – извлечение прибыли (та же нажива) как высшая, поощряемая государством цель. В связи с этим встречающиеся в печати рассуждения о «социальной ответственности бизнеса» явно не вписываются в упомянутую парадигму.

Обращает на себя внимание и еще один аспект, связанный с формулировкой, по которой соглашение об оказании юридической помощи «представляет собой гражданско-правовой договор <…> на оказание юридической помощи…» (п. 2 ст. 25 Закона об адвокатуре): согласно ст. 420 («Понятие договора») ГК РФ «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей». Не говоря уже о тавтологическом определении (коль скоро договор есть соглашение, норму ст. 25 следует читать: соглашение… представляет собой соглашение), нужно отметить, что законодатель не внес какой-либо ясности в характеристику вида предмета договора. Оказание юридической помощи – это работы, услуги или нечто иное? Вопрос отнюдь нс риторический, ибо любой закон существует не сам по себе, а в системе иных законодательных и нормативных правовых актов. И если гражданское законодательство оставляет широкое поле для договорного регулирования отношений сторон (и в этом смысле понятие «оказание юридической помощи» не вызывает особых возражений), то налоговое законодательство гораздо более определенно и оперирует терминами «поставка товаров», «выполнение работ» и «оказание услуг», поэтому для целей налогообложения требуется четкая правовая характеристика адвокатского труда.

В абз. 2 и 3 п. 2 ст. 25 первоначальной редакции Закона об адвокатуре закреплялось, что «адвокат выступает в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском, административном судопроизводстве, в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, а также представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, в отношениях с физическими лицами только на основании договора поручения; иные виды юридической помощи адвокат оказывает на основании договора возмездного оказания услуг», однако Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 163-ΦЗ эти нормы признаны утратившими силу.

Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Таким образом, по действующему налоговому законодательству соглашение об оказании юридической помощи относится к юридическим услугам в их различном проявлении. Соглашение может быть заключено как на отдельный вид юридических услуг (в том числе представительство в суде), так и на их комплекс. Если же обращаться к гражданско-правовой характеристике данного соглашения, то необходимо отметить, до настоящего времени в российской правовой науке нет единства по данному вопросу: некоторые авторы полагают, что такое соглашение опосредует оказание правовых услуг, другие считают, что имеет место особый договор на оказание квалифицированной юридической помощи.