Временная администрация в банке

Временная администрация кредитной организации — специальный орган управления, назначаемым Банком России.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет основания, по которым может быть принято решение о введении временной администрации:

— кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов или не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей более семи дней в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств;

— кредитная организация допускает сокращение собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов ЦБ;

— кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%;

— кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене ее руководителя либо об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению или реорганизации в установленный срок;

— имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Кроме того, временная администрация вводится в банк не позднее следующего дня, если решение об отзыве лицензии уже принято.

С момента введения временной администрации функции исполнительного органа кредитной организации могут быть либо ограничены, либо приостановлены. В первом случае руководство банка обязано согласовывать сделки с недвижимостью, с иными активами, если их стоимость превышает 1% от размера балансовой стоимости кредитной организации, а также любые операции с заинтересованными или аффилированными лицами. В случае приостановления функций исполнительного органа временная администрация фактически принимает управление на себя. При этом ее сделки согласовываются с советом директоров или с общим собранием учредителей.

Основные задачи, которые решает временная администрация: проведение обследования кредитной организации, определение оснований для отзыва лицензии, разработка мероприятий по финансовому оздоровлению, установление кредиторов, принятие мер по обеспечению сохранности имущества и взысканию долгов.

В случае отзыва лицензии временная администрация проверяет достаточность средств для удовлетворения требований кредиторов. Если банк будет признан банкротом, то она составляет реестр требований для передачи конкурсному управляющему.

Временная администрация может быть введена в кредитную организацию Банком России на срок до шести месяцев.

Следственный департамент МВД России предъявил обвинение в выводе крупной суммы из России через молдавские банки бизнесмену, экс-совладельцу банка «Европейский экспресс» Олегу Кузьмину. Банкиру инкриминируется отмывание более $1 млрд.

Банкир Олег Кузьмин полностью признал свою вину и может рассчитывать на рассмотрение его дела в суде в особом порядке. Однако от ареста сотрудничество со следствием его не избавило, пишет Коммерсант.

Предъявленное Кузьмину окончательное обвинение заметно отличается от того, что фигурировало в уголовном деле на начальной стадии следствия. Сразу после задержания банкиру инкриминировали совершение валютных операций по переводу денежных средств за границу с использованием подложных документов, а теперь к обвинению добавили и организацию преступного сообщества.

Как считает Следственный департамент МВД РФ, Олег Кузьмин был одним из создателей преступной группировки, лидирующая роль в которой принадлежала влиятельным молдавским политикам Владимиру Плахотнюку и Вячеславу Платону, сестре последнего Елене Платон, а также российским теневым банкирам Александру Григорьеву и Александру Коркину.

По данным следствия, Кузьмин в конце июля 2013 года через Коркина познакомился с главой Демпартии Молдовы Владом Плахотнюком и, узнав от последнего о запуске в действие так называемой молдавской схемы вывода средств из России, добровольно решил поучаствовать в ее реализации.

Вскоре, по данным правоохранителей, банкир стал одним из ключевых участников махинаций, в которых были задействованы не только молдавские и российские, но и украинские, а также латвийские кредитные учреждения.

Суть «молдавской схемы» заключается в том, что в Молдове оформлялись фиктивные задолженности российских компаний перед местными юридическими и физическими лицами. Затем по решениям молдавских судов соответствующие суммы списывались с корреспондентских счетов компаний-«должников» в российских банках. В махинациях, по материалам молдавских контролирующих и правоохранительных органов, были задействованы более 100 российских фирм и 20 банков, причем речь шла в общей сложности о сотнях миллиардов рублей.

Справка-Пояснение
Корреспондентский счёт — счёт, который открывает банковская организация (банк-респондент) в подразделении самого банка или в иной банковской организации (корреспонденте). Он используется для осуществления межбанковских операций. Сравни: расчетный счет открывают ИП и юридические лица, чтобы проводить безналичные платежи. Корреспондентский счёт — это, можно сказать, расчётный счёт банка.

«Европейский экспресс» был включен в эту схему. В 2013 году он открыл кореспондентский счет в кишиневском Мoldindconbank, который был оператором схемы и аккумулировал основные деньги, подлежащие выводу из России. По указанию Олега Кузьмина, как говорится в деле, в Санкт-Петербурге и Москве был проведен подбор технических фирм для махинаций. Именно эти компании открывали в «Европейском экспрессе» счета, на которые поступали деньги. Затем на эти средства через биржу закупалась валюта, и они оказывались на кореспондентских счетах в зарубежных банках, откуда и списывались по решениям молдавских судов. Таким образом через банк Олега Кузьмина, по подсчетам следствия, было выведено более 1 млрд долларов (40,1 млрд руб. по тогдашнему курсу).

Олегом Кузьминым российские полицейские заинтересовались лишь в апреле 2019 года — спустя пять лет после отзыва у его банка лицензии. С 25 мая 2019 года он находится в СИЗО.

Крупнейшую в истории СНГ операцию по отмыванию преступных доходов, зафиксированную правоохранительными органами Молдовы, России и стран Балтии, журналисты-расследователи назвали «Молдавским ландроматом*». Раскрыли эту схему в 2014 году. К тому времени она действовала уже 4 года. Всего за несколько лет через «ландромат» из России было выведено около 20 млрд долларов.

В причастности к этой схеме обвиняли и Ренато Усатого. Сначала он проходил по делу свидетелем. Следствие предполагало, что Ренато Усатый познакомил одного из владельцев компании, причастной к этому делу, с бывшим лидером Демократической партии Молдовы, олигархом Владом Плахотнюком. Однако в апреле 2020-го Следственный департамент МВД России заочно предъявил обвинение примару Бельц и лидеру «Нашей партии» в участии в преступном сообществе, которое вывело из России 500 млрд рублей. Сам Усатый назвал дело в его отношении сфабрикованным, что его хотят осудить, чтобы он не мог выдвигаться на досрочных парламентских и президентских выборах.

* Термином «ландромат» (от англ. «прачечная») в СМИ обозначают схемы по отмыванию денег.

Едва ли не ежемесячно в банк, который уверял в своей стабильности, Фонд гарантирования вкладов физических лиц (далее — Фонд) вводит временную администрацию. И с этого момента вклады, накапливаемые благодаря усердному труду, кажутся уже недостижимыми. В материале мы рассмотрим юридическую основу деятельности временной администрации, чего ожидать предприятиям, а также какие действия стоит предпринять

Для справки

Информацию о том, какие банки отнесены к категории неплатежеспособных, можно найти на официальном веб-сайте Фонда.

Первый вопрос, который, безусловно, возникнет при появлении информации о временной администрации в банке, обслуживающем текущий счет юрлица, следующий: можно ли каким-то образом забрать свои денежные средства?

Для понимания ситуации в двух словах объясним процедуру введения временной администрации в банке.

В  банк вводится временная администрация после того, как НБУ своим решением признает его неплатежеспособность. Далее, согласно ст. 34 Закона Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» от 23.02.2012 г. № 4452-VI (далее — Закон № 4452), исполнительная дирекция Фонда назначает уполномоченное лицо Фонда, которое в дальнейшем и осуществляет управление банком. Временная администрация вводится на срок, не превышающий месяц (ч. 4 ст. 34 Закона № 4452).

Временную администрацию могут продлить на срок до месяца, если проводятся следующие меры (п.п. 3–5 ч. 2 ст. 39 Закона № 4452):

  • отчуждение всех или части активов и обязательств неплатежеспособного банка в пользу принимающего банка с отзывом банковской лицензии неплатежеспособного банка и последующей его ликвидацией;
  • создание и продажа инвестору переходного банка с передачей ему активов и обязательств неплатежеспособного банка и последующей ликвидацией неплатежеспособного банка;
  • продажа неплатежеспособного банка инвестору.

Временная администрация продлевается на 5 дней с прекращением не позднее дня получения решения НБУ об отзыве банковской лицензии и ликвидации банка при осуществлении следующих мер (п.п. 1–2 ч. 2 ст. 39 Закона № 4452):

  • ликвидация банка с возмещением со стороны Фонда денежных средств по вкладам физических лиц в порядке, установленном данным Законом;
  • ликвидация банка с отчуждением в процессе ликвидации всех или части его активов и обязательств в пользу принимающего банка.

Обратите внимание

На время введения временной администрации в банк на него НЕ распространяется действие Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 14.05.1992 г. № 2343-XII (ч. 7 ст. 36 Закона № 4452).

Стоит сразу обмолвиться — Закон № 4452 распространяется не только на физлиц, но и на клиентов-юрлиц. Правда, в порядке очереди.

В Законе № 4452 предусмотрен также порядок урегулирования отношений между неплатежеспособным банком и его кредиторами — юридические или физические лица, имеющее документально подтвержденные требования к банку относительно его имущественных обязательств (п. 54 ч. 1 ст. 2 Закона № 4452).

При открытии текущего счета в банке всегда подписывается договор, что уже является достаточно весомым документом, который подтвердит требования по возврату надлежащих средств. Но, увы, когда в банк введена временная администрация, требования кредиторов сразу удовлетворены не будут (п. 1 ч. 5 ст. 36 Закона № 4452).

Как в данной ситуации действовать предприятию? Пока подходит лишь один вариант: ожидать инвестиционных вливаний в банк, которые способны будут реанимировать его до стабильного уровня, после чего выполнение обязательств по заключенным договорам станут реальными.

В случае если инвестора не найдут, банк подлежит ликвидации в порядке ст. 45 Закона № 4452. На данном этапе кредиторы получают право заявить уполномоченному лицу Фонда о своих требованиях к банку в течение 30-ти дней со дня опубликования сведений об отзыве банковской лицензии (ч. 5 ст. 45 Закона № 4452).

Требования удовлетворяются в порядке очереди согласно ст. 52 Закона № 4452, но нужно быть готовым к тому, что перед физлицами и ФЛП требования удовлетворяются в 4-ю очередь, в части, которая превышает сумму, выплаченную им Фондом. Что касается юрлиц и их средств в банке — они возмещаются в 7-ю очередь, после удовлетворения требований перед НБУ. Таким образом, возврат средств предприятию кажется практически сказочным.

Реестр акцептованных требований кредиторов составляется на основании баланса банка, в который включает требования кредиторов в национальной валюте в размерах, существовавших на дату начала процедуры ликвидации банка (п. 4.20 гл. 4 р. V Положения о выводе неплатежеспособного банка из рынка, утвержденного решением Фонда гарантирования вкладов физических лиц от 05.07.2012 г. № 2, далее — Положение).

Кроме того, требования, которые не включены в реестр акцептованных требований кредиторов, удовлетворению в ликвидационной процедуре не подлежат и считаются погашенными (ч. 8 ст. 49 Закона № 4452).

Для справки

Если текущий счет был открыт в инвалюте, требование будет включено в реестр акцептованных требований, но уже в национальной валюте в сумме по официальному курсу НБУ на дату начала процедуры ликвидации банка (п. 4.21 гл. 4 р. V Положения).

Теперь же поговорим о том, как действовать внутри предприятия в свете сложившейся ситуации.

Когда начинается ликвидационная процедура в банке, его вкладчики становятся кредиторами. В свою очередь, вкладчик — юридическое лицо должен признать текущую дебиторскую задолженность — Дт 377 Кт 311, 312.

Напомним

Дебиторская задолженность — сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату (абз. 4 п. 4 П(С)БУ 10 «Дебиторская задолженность»).

Такую дебиторку можно списать с баланса лишь после ее признания безнадежной, то есть касательно которой существует уверенность в ее невозврате должником или по которой истек срок исковой давности (п. 4 П(С)БУ 10). А до тех пор в бухучете на нее можно лишь начислить резерв сомнительных долгов (Дт 944 Кт 38).

На этом акцентировали внимание и судьи в постановлении Полтавского окружного административного суда от 28.02.2017 г. по делу № 816/2037/16. Они считают, что на задолженность по средствам, находящимся на счетах ликвидируемого банка, нужно создавать резерв сомнительных долгов. То есть контролеры и судьи делают вывод, что задолженность ликвидируемого банка необходимо списывать через резерв сомнительных долгов на дату ликвидации банка. Процитируем:

«…задолженность, по которой есть неуверенность относительно ее погашения должником, признается предприятием сомнительным долгом.

Пунктами 7, 10, 11 Положения предусмотрено, что текущая дебиторская задолженность, являющаяся финансовым активом (кроме приобретенной задолженности и задолженности, предназначенной для продажи), включается в итог баланса по чистой реализационной стоимости. Для определения чистой реализационной стоимости на дату баланса исчисляется величина резерва сомнительных долгов. Начисление суммы резерва сомнительных долгов за отчетный период отражается в отчете о прибыли и убытках в составе прочих операционных расходов. Исключение безнадежной дебиторской задолженности из активов осуществляется с одновременным уменьшением величины резерва сомнительных долгов. В случае недостаточности суммы начисленного резерва сомнительных долгов безнадежная дебиторская задолженность списывается с активов на прочие операционные расходы. Сумма возмещения ранее списанной безнадежной дебиторской задолженности включается в состав прочих операционных доходов.

Следовательно, в бухгалтерском учете операции с резервом сомнительных долгов учитываются по счету 38 «Резерв сомнительных долгов», где ведется учет резервов по сомнительной дебиторской задолженности, по которой существует риск невозврата. По кредиту счета 38 «Резерв сомнительных долгов» отражается создание резерва сомнительных долгов в корреспонденции со счетами учета расходов, по дебету — списание сомнительной задолженности в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности или уменьшение начисленных резервов в корреспонденции со счетами учета дебиторской задолженности или уменьшение начисленных резервов в корреспонденции со счетом учета доходов. Только за счет созданного резерва подлежит списанию безнадежная дебиторская задолженность».

В налоговом учете задолженность можно признать безнадежной, когда она будет соответствовать одному из приведенных в пп. 14.1.11 НКУ признаков. Хотелось бы подчеркнуть, что задолженность, в частности, может признаваться безнадежной, если должник в судебном порядке признан банкротом (пп. «з» пп. 14.1.11 НКУ).

Подробно о критериях признания дебиторской задолженности безнадежной как в бухучете, так и в налоговом учете мы рассказывали в материале «Когда дебиторская задолженность становится безнадежной» газеты № 227/2017.

От признания дебиторской задолженности безнадежной и создания резерва сомнительных долгов по такой задолженности зависят последствия в налогово-прибыльном учете.

Не новость, что теперь объектом обложения налогом на прибыль является бухфинрезультат плюс/минус разницы, предусмотренные НКУ (пп. 134.1.1 НКУ). Правда, разницы могут не применять те плательщики, у которых бухгалтерский доход за последний год не превышает 20 млн грн (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых лет) (пп. 134.1.1 НКУ).

Если же предприятие добровольно применяет налоговые разницы или его годовой бухдоход — свыше 20 млн грн, то такие налогоплательщики должны:

1) увеличивать финрезультат до налогообложения:

  • на сумму расходов на формирование резерва сомнительных долгов по правилам бухучета (согласно П(С)БУ или МСФО);
  • на сумму расходов от списания дебиторской задолженности сверх суммы резерва сомнительных долгов;

2) уменьшать финрезультат до налогообложения:

  • на сумму корректировки (уменьшения) резерва сомнительных долгов, на которую увеличился финрезультат до налогообложения в соответствии с правилами бухучета;
  • на сумму списанной дебиторской задолженности (в т.ч. за счет созданного резерва сомнительных долгов), которая соответствует признакам, определенным пп. 14.1.11 НКУ (п. 139.2 НКУ).

Таким образом, при начислении резерва сомнительных долгов плательщик налога на прибыль, который применяет разницы, предусмотренные р. ІІІ НКУ, должен увеличить на данную сумму финрезультат до налогообложения (пп. 139.2.1 НКУ).

В случае списания дебиторки, которая не соответствует ни одному признаку, приведенному в пп. 14.1.11 НКУ, плательщик налога на прибыль, который применяет разницы, предусмотренные р. ІІІ НКУ, увеличивает финрезультат к налогообложению на суму расходов, которая превысила резерв сомнительных расходов (пп. 139.2.1 НКУ).

Если же будет списываться дебиторская задолженность, которая соответствует признакам, установленным пп. 14.1.11 НКУ, то в данном случае налогоплательщику нужно уменьшить финрезультат до налогообложения.

Может также возникнуть ситуация, когда банк вернет деньги. Так, если задолженность была признана сомнительной, на дату возврата денежных средств делается проводка Дт 311 Кт 377. Если задолженность была признана безнадежной, поступления средств отражается проводкой Дт 311 Кт 716 «Возмещение ранее списанных активов».

Текущая дебиторская задолженность, по которой создание резерва сомнительных долгов не предусмотрено, в случае признания ее безнадежной списывается с баланса с отражением в составе прочих операционных расходов.

Если же резерв сомнительных долгов создавался, то на возвращенную суму необходимо осуществить его корректировку — Дт 944 Кт 38 (сторно) или Дт 38 Кт 716. Кроме того, на данную сумму необходимо уменьшить финрезультат до налогообложения (пп. 139.2.2 НКУ).

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»

Закон Украины от 23.02.2012 № 4452-VI «О системе гарантирования вкладов физических лиц» определяет процедуру временной администрации в банке.

Временная администрация (provisional administration) — процедура, которая применяется Национальным банком к банкам для осуществления банковского надзора при особых обстоятельствах, предусмотренных законодательством.
Временная администрация используется для временного управления банком с целью сохранения капитала и активов банка, подробной оценки его финансового состояния и принятия соответствующих мер по приведению его деятельности в соответствие с требованиями банковского законодательства, восстановления его платежеспособности и ликвидности, стабилизации деятельности банка, устранения выявленных нарушений, причин и условий, которые привели к ухудшению финансового состояния.
Решение о назначении временной админитстрации принимает Правление Национального банка Украины.

Временная администрация назначается на срок до одного года, а в случае необходимости для системообразующих банков срок ее действия может быть продлен еще до одного года.
Временный администратор — физическое или юридическое лицо, назначаемое Национальным банком.

К участию во временой администрации допускаются только лица, имеющие сертификат Национального банка на право осуществления временной администрации и ликвидации банков, высокие профессиональные и моральные качества, безупречную деловую репутацию, полное высшее экономическое или юридическое образование, или образование в сфере управления и соответствующий опыт работы.

Список банков, в которые введена временная администрация — на сайте Фонда гарантирования вкладов.

Временная администрация вводится в проблемные банки.

Закон Украины про банки и банковскую деятельность № 2121-III

Разделе V Статья 75. опеределяет критерии, по которым НБУ относит банк к категории проблемных.

  • банк в течение отчетного месяца допустил уменьшение на 5 и более процентов ежедневного размера регулятивного капитала
  • банк не выполнил требование вкладчика или другого кредитора,
    срок которого наступил пять и более рабочих дней назад,
  • системное нарушение банком законодательства, регулирующего
    вопросы предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма
  • другие критерии, опеределенные Законом

Статья 76. Отнесение банка к категории неплатежеспособных

Национальный банк Украины обязан принять решение о
отнесении банка к категории неплатежеспособных в случае:

  • неприведение банком своей деятельности в соответствие с требованиями законодательства, в том числе нормативно-правовых актов
    Национального банка Украины, после отнесения его к категории
    проблемных, но не позднее чем через 180 дней со дня признания его
    проблемным;
  • уменьшение размера регулятивного капитала или нормативов капитала банка до одной трети минимального уровня
    установленного законом и / или нормативно-правовыми актами
    Национального банка Украины;
  • невыполнение банком в течение 10 рабочих дней подряд 10 и
    более процентов своих обязательств перед вкладчиками и другими
    кредиторами;
  • однократное грубое или систематическое нарушение банком
    законодательства в сфере наличного обращения, предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, создает угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка.

Фонд гарантирования вкладов вводит временную администрацию в проблемны банк, посте того, как НБУ относит его к категории неплатежеспособных. Если временная администрация оценивает финансовое состояние банка как критическое, банк может быть ликвидирован. Путь банка на ликвидацию:

проблемный банк > неплатежеспособный банк > банк с временной администрацией > отзыв банковской лицензии

Отзыв банковской лицензии и ликвидация банка — в Статье 77, Разделе V Закона Украины про банки и банковскую деятельность № 2121-III. Документ 2121-14, действующий, текущая редакция — от 25.01.2015. Следующая редакция Закона состоится 26.04.2015.

Инициативные групи вкладчиков называют «проблемным» банк, если банк не расчитывается с клиентами, в него введена временная администраци, если банк отнесен к неплатежеспособным, то есть те, у кого есть проблемы.

Сформированы органы управления банком, председателем правления назначен Петр Фрадков

Петр Фрадков Фото: пресс-служба правительства РФ/ТАСС

Москва. 6 сентября. INTERFAX.RU — Временная администрация Промсвязьбанка прекратила работу с 6 сентября. Об этом сообщил зампред ЦБ Василий Поздышев журналистам в рамках форума Ассоциации банков России в Сочи.

«С сегодняшнего дня», — отметил Поздышев, отвечая на вопросы журналистов.

Позднее Поздышев пояснил, что прекращение полномочий временной администрации не означает завершение санации Промсвязьбанка.

«УК ФКБС (Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора — ИФ) больше не управляет банком, но план участия сохраняется до конца года, потому что банк еще не вернул нам всю ликвидность, которую мы ему давали», — сказал зампред ЦБ. Он также отметил, что «с точки зрения формальной план участия пока есть, существует, с точки зрения содержательной банк работает самостоятельно».

«Банк уже два месяца не в собственности Центрального банка, но он продолжал управляться УК ФКБС, пока правительство определялось с советом директоров и с председателем правления. Вот сегодня правительство определилось, соответственно, УК ФКБС прекратило свои функции», — сообщил Поздышев. Он также отметил, что председателем правления Промсвязьбанка назначен Петр Фрадков.

Как следует из материалов на сайте Управляющей компании Фонда консолидации банковского сектора (УК ФКБС), работа временной администрации прекращена приказом Банка России в связи с формированием органов управления.

ЦБ начал санировать Промсвязьбанк в декабре 2017 года. Впоследствии было принято решение, что на его базе будет создан банк для гособоронзаказа и крупных госконтрактов, его возглавил Фрадков. При этом замминистра финансов Алексей Моисеев неоднократно говорил, что Промсвязьбанк не будет единственным банком для работы с ГОЗ.

Госбанки должны передать Промсвязьбанку часть своих кредитов и контрактов по ГОЗ, но их перечень еще не составлен, сообщал Моисеев.