Увольнение беременных при ликвидации обособленного подразделения

Увольнение беременной женщины по инициативе работодателя не допускается. Исключение – случаи ликвидации работодателя (ч. 1 ст. 261 ТК РФ). При этом при прекращении деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения увольнение сотрудников производится в том же порядке, что и при ликвидации (ч. 4 ст. 81 ТК РФ).

Работодатель закрыл обособленное подразделение (структурную единицу), которое находилось в другой местности. Поэтому уволил работающую там беременную сотрудницу. Работница посчитала такое увольнение незаконным и обжаловала его в суде.

В апелляционном определении от 06.07.2018 по делу № 33-20379/2018 Московский городской суд указал, что при прекращении деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения, расположенного в другой местности, увольнение беременной сотрудницы производится в том же порядке, что и при ликвидации организации (п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 года № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних»).

То, что в рассматриваемом случае сотрудница была занята в территориально обособленном подразделении организации (дополнительный офис), сведений о котором не было в ЕГРЮЛ, не имеет значения, поскольку в ЕГРЮЛ вносятся данные только о филиалах и представительствах (ст. 55 ГК РФ).

Согласно абз. 3 п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» под структурными подразделениями следует понимать филиалы, представительства, а также отделы, цеха, участки и т.д., а под другой местностью – местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

В рамках трудового законодательства речь идет не только о филиалах и представительствах, но и об иных обособленных подразделениях. Обособленное подразделение – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). О создании обособленного подразделения налогоплательщик обязан сообщить в инспекцию по месту нахождения этого подразделения (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Поэтому в рассматриваемой ситуации закрытие дополнительного офиса, поставленного на учет в налоговой инспекции, дает работодателю право уволить работающую там беременную женщину.

×

Правила поведения пользователей на сайте

Правила использования сервисов и информации

пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

— адрес проживания заявителя;

— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;

— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);

— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;

— сведения о своей должности и периоде работы;

— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

— пояснения к сложившейся ситуации;

— фотоматериалы.

Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;

— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;

— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;

— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;

— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;

— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;

— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).

4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Несостоятельные должники вряд ли смогут решить свои проблемы, просто объявив себя банкротами,— нормы закона о банкротстве физических лиц предлагается существенно ужесточить. В частности, депутаты планируют отменить правило неприкосновенности единственного жилья банкрота. Зато беременные и матери малолетних детей смогут не опасаться, что их выселят из квартиры за долги или не выпустят за рубеж.

Комитет Госдумы по собственности сформулировал свои претензии к проекту правительственного закона о банкротстве физических лиц, официальное заключение комитета размещено на сайте Госдумы. Как сказано в документе, законопроект может быть поддержан, только если ко второму чтению он будет существенно доработан.

Депутаты намерены разрешить кредиторам накладывать взыскание на единственное жилье. Согласно текущему варианту законопроекта, оно (за исключением ипотеки) не включается в конкурсную массу. Между тем, по мнению комитета, недобросовестные граждане смогут вложить в квартиру заемные денежные средства без намерения их вернуть. Поэтому «в целях предотвращения подобных злоупотреблений представляется целесообразным законодательно стимулировать должника — владельца дорогой, элитной недвижимости — продать ее, купить более дешевое жилье и расплатиться с кредиторами». Депутаты предлагают ко второму чтению дополнить проект нормой о том, что правило «единственного жилья» не распространяется на то, «площадь которого существенно превышает установленную жилищным законодательством Российской Федерации учетную норму площади жилого помещения». О том, что значит «существенно превышает», документ умалчивает. Согласно ст. 50 Жилищного кодекса, учетную норму площади жилого помещения устанавливают региональные власти. В Москве этот показатель составляет 10 кв. м на человека для обычных квартир и 15 кв. м — для коммунальных.

Кроме того, гражданам, в отношении которых начата процедура банкротства, предлагается запретить выезд за пределы страны. Как сказано в заключении комитета, это необходимо для «предотвращения злоупотребления со стороны должника при реализации плана реструктуризации задолженности».

Но при этом комитет предлагает и ряд послаблений для будущих банкротов. Так, предполагается наложить мораторий на любые претензии кредиторов к беременным женщинам и женщинам, имеющим ребенка в возрасте до трех лет. Если эта поправка будет принята, то любые требования кредиторов к таким категориям граждан будут заморожены до достижения ребенком трех лет. «Получается, что процедуру банкротства вообще нельзя будет применить к беременной женщине,— отмечает председатель московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Юрий Николаев.— Ведь за три года моратория пройдет и срок исковой давности для обращения в суд, если иное не предусмотрит законодатель».

Кроме того, в арбитражный суд кредиторы могут обратиться только в случае, если их право требования уже подтверждено судами. «Все долги должны быть подтверждены заранее, чтобы арбитражный суд не вникал в хозяйственные споры, есть на самом деле долг или нет. Если же за это время гражданин попытается продать имущество, эти сделки могут быть оспорены»,— считает зампред комитета по собственности Антон Беляков. «Срок давности по недействительным сделкам составляет всего лишь один год. Поэтому недобросовестный гражданин может затянуть добанкротные разбирательства, а тем временем распродать имущество, которое могло бы быть впоследствии выставлено на торги»,— возражает один из разработчиков первоначального варианта законопроекта в Минэкономразвития.

«Мы готовы рассмотреть все предложения депутатов, которые будут подготовлены ко второму чтению,— рассказал «Ъ» статс-секретарь, заместитель министра экономического развития Олег Фомичев.— Главное, чтобы работа над ним уже началась». В первом чтении законопроект будет рассмотрен 13 ноября.

Александра Баязитова, Ольга Шестопал