Учет расчетов с внебюджетными фондами

Введение

Предприятия, организации и учреждения независимо от своего финансового состояния обязаны уплачивать налоги в бюджетную систему и страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Государство, выражая интересы общества в различных сферах его жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику (экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие). При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта используется финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются в бюджете и во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических, оборонных и других функций государства.

Страховые взносы, поступающие в фонды, имеют налоговую природу – как и налоги, страховые взносы устанавливаются государством, являются обязательными, и к тому же относятся на себестоимость работ и услуг плательщика и поэтому самым непосредственным образом связаны с налогом на прибыль.

На мой взгляд, роль системы социального страхования и обеспечения в России в дальнейшем будет усиливаться, как это происходило и происходит сегодня в развитых странах.

Объектом исследования является предприятие (организация).

Предметом исследования выступают расчеты организации с внебюджетными фондами.

Цель курсовой работы – исследовать теорию учета расчетов с государственными внебюджетными фондами социального назначения, и социальных выплат предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить теоретические основы и нормативную базу по учету расчетов с внебюджетными фондами;

  • исследовать порядок учета расчетов с внебюджетными фондами.

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды специалистов в области налогообложения, бухгалтерского учета, финансов (К.Н. Середа, Ю.А. Бабаева, Н.П. Кондраков), нормативные акты по изучаемой проблеме, а также данные текущего учета, бухгалтерской отчетности предприятия.

1.1 Законодательно-нормативное регулирование учета расчетов с внебюджетными фондами

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства, которые накапливаются и формируются во внебюджетных фондах. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальных, экономических и других функций государства.

Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.

Огромное значение для государственных финансов имеют внебюджетные фонды, которые, являясь государственными финансовыми ресурсами, планируемыми органами власти и управления, имеют строго целевую направленность и входят в качестве составной части в финансовую систему РФ.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

Правовой основой образования государственных социальных целевых фондов является, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 ок­тября 1991г.№ 1734-1 .

Внебюджетные фонды представляют собой самостоятельные финансово-кредитные учреждения и организации, в большинстве наделенные статусом юридического лица. Они независимы в правовом и экономическом отношении от федерального бюджета и бюджетов административно-территориальных объединений (республик в составе Российской Федерации, области, края, города, района и др.). Доходы и расходы внебюджетных фондов не включаются в общую сумму доходов и расходов бюджетов, соответствующих административно-территориальных объединений.

Существует следующий порядок создания внебюджетных фондов и формирования внебюджетных средств:

• принятие решений об образовании целевых внебюджетных фондов находится в компетенции органов представительной власти. Положение о каждом внебюджетном фонде утверждается соответствующим представительным органом;

• средства внебюджетных фондов формируются за счет добровольных взносов физических и юридических лиц, а также сумм штрафов и платежей за нарушение природоохранительного законодательства и законодательства по охране историко-культурных объектов и за счет иных доходов в соответствии с законодательством;

• налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды. Бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные фонды;

• внебюджетные средства не входят в бюджет, за исключением Федерального дорожного фонда, доходы и расходы которого включаются в проекты бюджета отдельной статьей, и некоторых других внебюджетных фондов;

• средства внебюджетных фондов находятся на специальных счетах, открываемых исполнительным органом власти, органом управления внебюджетным фондом в банковских учреждениях;

• внебюджетные средства не подлежат изъятию и расходуются в соответствии с целевым назначением исполнительным органом власти либо органом управления внебюджетным фондом;

• целевое назначение внебюджетных средств определяется положением о фонде;

• в орган управления внебюджетного фонда в случаях, в порядке и на условиях, определяемых положением о фонде, могут входить представители представительных и исполнительных органов власти, а также заинтересованных юридических и физических лиц.

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению – на экономические и социальные. К основным социальным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды называются внебюджетными социальными фондами потому, что они созданы в целях эффективной реализации социальных задач, а именно: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д. К экономическим относятся Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, фонды финансового регулирования, инвестиционные фонды и другие. Данные фонды собирают средства для финансирования важнейших социальных программ — это выплата пенсий, оказание бесплатной медицинской помощи, выплата пособий по безработице, выплата пособий по временной нетрудоспособности и т.д.

Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования являются самостоятельными кредитными учреждениями.

Пенсионный фонд РФ создан в соответствии со статьёй 8 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года. Его правовой режим определён Положением о пенсионном фонде РФ, утверждённым постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года.

Пенсионный фонд РФ образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г. Правовой режим этих фондов определён Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утверждённым постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г., а также Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утверждённым постановлением Верховного Совета РФ «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования на 1993 год» от 24 февраля 1993 г.

Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его правовой режим определён постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования» от 12 февраля 1994 года.

1.2 Страховые взносы во внебюджетные фонды

В связи с принятие Федеральных законов от 24.07.2009 №212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и №213-ФЗ » О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Согласно п.2 ст.24 Федерального закона №213 –ФЗ с 01.01.2010 г. Гл.24 «Единый социальный налог» НК РФ признается утратившей силу.

С 1 января 2010 г. Установлены две группы плательщиков страховых взносов. Первая группа – это лица, производящие выплаты в пользу физических лиц и уплачивающие страховые взносы с данных выплат. Ко второй группе относятся организации и предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, УСН и ЕНВД).

Для каждой группы налогоплательщиков установлен свой объект исчисления страховых взносов и порядок расчета базы для исчисления страховых взносов. При расчете учитываются только выплаты в пользу самого работника.

Согласно ст.3 Федерального закона № 212-ФЗ функции кон­троля за правильностью исчисления и полнотой уплаты взносов возлагаются на Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенси­онное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов, уплачиваемых в ФОМС, и ФСС Российской Федерации и его территориальные органы.

Расчеты по страховым взносам перешли в сферу влияния налоговых органов. Ежемесячные перечисления контролируются ФНС, но у фондов осталась часть полномочий по отслеживанию расходования средств на социальные пособия. Обязательства по исчислению страховых взносов и подготовке отчетного материала по этим платежам возникают у всех категорий работодателей и самозанятых лиц.

Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с внебюджетными фондами

Страховые взносы должны платиться в бюджет с учетом кодов КБК. Исключение составляют взносы, связанные с травматизмом – контролирующие функции остались у ФСС. Работодатели начисляют взносы четырех типов: на пенсионный тип, социальный и медицинский вид страхования, платежи по травматизму. Для категории самозанятых субъектов хозяйствования, у которых нет наемных сотрудников, сохранилось обязательство по уплате взносов на медицинское и пенсионное страхование.

Платежи, относящиеся к сфере контроля и регулирования разных фондов, должны быть показаны в учете обособленно. Облагаются страховыми взносами суммы доходов физических лиц, которые:

  • начисляются работодателем и выплачиваются персоналу на основании заключенных трудовых договоров;
  • образуются в соответствии с условиями действующих гражданско-правовых соглашений.

ВАЖНО! По всем страховым взносам ежеквартально сдается отчетность. В ФНС подается обобщенный бланк РСВ-1 по итогам каждого.

В учетных регистрах страховые начисления отображаются с привязкой к доходам каждого наемного работника. П. 3 ст. 431 НК РФ обязывает работодателей перечислять сумму взносов не позже 15 числа в месяце, следующим за периодом начисления зарплаты.

База для расчета величины взносов формируется накопительно за год. Новый отсчет начинается с 1 января следующего налогового периода. По каждому типу взноса установлены лимиты, при превышении которых до конца года прекращаются обязательства по начислению и уплате в бюджет страховых сумм. Пределы рассчитываются отдельно для каждого сотрудника путем суммирования всех его доходов.

По взносам действуют фиксированные ставки:

  • для средств, начисляемых в пользу пенсионного страхования, утверждена ставка 22% (если накопленный доход сотрудника находится в пределах лимита) и 10% (для сумм за пределами лимита);
  • по социальным взносам, предназначенным для покрытия расходов ФСС, ставка находится на уровне 2,9% (пониженная ставка 1,8% применяется в отношении иностранных граждан);
  • на медицинское страхование отчисления делаются в размере 5,1%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если в роли работодателя выступает ИП, то расчеты с внебюджетными фондами будут отдельно вестись по доходам наемного персонала и заработку самого предпринимателя.

В 2018 году ИП при расчете страховых взносов за себя должны ориентироваться на обновленные показатели лимитов. Раньше они были привязаны к МРОТ и ежегодно корректировались при помощи коэффициентов-дефляторов. С этого года законодательно утверждены повышенные пределы доходов, на которые должны начисляться взносы. Эти величины были зафиксированы на несколько лет, их значение утратило привязку к уровню МРОТ.

Все начисляемые взносы на страховое обеспечение работодателями и самозанятыми лицами в учете причисляются к прочим расходам. Это правило применимо для субъектов хозяйствования, работающих по общей схеме налогообложения. Если компания осуществила переход на ЕНВД или УСН, то за счет страховых взносов можно уменьшить базу налогообложения. В случае с УСН обязательным условием является применение спецрежима с признаком «доходы минус издержки».

ЗАПОМНИТЕ! При патентной системе налогообложения величина страховых взносов не влияет на размер налоговых обязательств.

В ситуациях, когда производятся выплаты персоналу, которые не имеют отношения к производственной деятельности предприятия и не участвуют в расчете базы по налогу на прибыль, страховые взносы надо начислять и перечислять с этого вида доходов в обязательном порядке. Норма подтверждается Письмом Минфина от 08.04.2010 г. №03-03-06/1/244. Затраты на выплату непроизводственных вознаграждений персоналу не могут уменьшать доходы компании в целях налогообложения, а сумму начисленных на эти доходы страховых взносов можно зачесть при расчете налоговой базы.

При возникновении обязательств по оплате больничных листов схема действий работодателя может быть двух типов. При первом варианте работодатель выступает промежуточным звеном между ФСС и заболевшим сотрудником, средства на счет работника перечисляются фондом (та часть пособия, которая подлежит оплате из средств работодателя, выплачивается предприятием). Этот вариант актуален для регионов с действующим пилотным проектом.

Если работодатель зарегистрирован в субъекте РФ, в котором не внедрен пилотный проект по прямому взаимодействию ФСС и трудоустроенных граждан, то алгоритм действий будет таким:

  1. Бухгалтерия работодателя проверяет листок нетрудоспособности.
  2. Производится расчет среднего заработка и пособия за счет ФСС и за счет предприятия.
  3. Выводятся суммы взносов ФСС, подлежащих перечислению в отчетном периоде.
  4. Если размера страховых взносов достаточно для погашения обязательств по листку нетрудоспособности, то предприятие производит выплату пособия, на его величину уменьшает сумму к уплате по взносам.
  5. Если суммы взносов недостаточно для покрытия всего размера социального пособия, то предприятие производит выплату пособия, а на недостающие средства оформляет заявку на возмещение ФСС.

По нормам ст. 431 (п. 4) НК РФ на плательщиков страховых взносов возлагается обязанность ведения детализированного учета по начисляемым взносам по каждому работнику. Для этого используется произвольная форма карточки индивидуального учета. В нее помесячно заносятся данные о начисленных доходах по конкретному сотруднику, взносах с этого заработка и нарастающих итогах за год. Такой документ необходим для отслеживания момента, когда накопленный размер доходов физического лица достигнет предела, после которого страховые взносы должны рассчитываться по пониженной ставке или их начисление приостанавливается.

Форма карточки учета страховых взносов предполагает внесение числовых значений в рублях с копейками. Рекомендованный шаблон бланка приведен в Письме ПФ РФ от 09.12.2014 №АД-30-26/16030 и продублирован Письмом ФСС под №17-03-10/08/47380. Этот документ относится к категории бухгалтерских регистров. Его отсутствие является грубым нарушением порядка ведения бухучета – мера ответственности введена ст. 120 НК РФ. Штраф за однократное нарушение составит 10 тысяч рублей, за повторное – 30 тысяч рублей, при обнаружении факта занижения страховой расчетной базы санкция назначается в размере 20% от суммы недоплаты.

Счета и проводки

Для ведения учета расчетов с внебюджетными фондами предназначен счет 69. Для разделения страховых взносов по видам вводятся субсчета:

  • для расчетов в рамках социального страхования используется субсчет 69.1;
  • для взносов в системе обязательного или добровольного пенсионного страхования внедрен счет 69.2;
  • 69.3 отражает состояние расчетов с ФОМС;
  • через субсчет 69.11 раскрываются расчеты по взносам на травматизм и страхованию от несчастных случаев (процентная ставка для работодателей устанавливается с привязкой к присвоенного им классу риска).

К СВЕДЕНИЮ! Операции по начислению всех видов страховых взносов показываются кредитовыми оборотами по счету 69. Погашение обязательств работодателя производится дебетованием субсчетов 69 счета.

Типовые корреспонденции в сфере расчетов с фондами:

  • Д20 (25 или 26) – К69 – в производственной организации на доходы рабочего персонала начислены взносы;
  • Д44 – К69 – взносы начислены торговой организацией;
  • Д08 – К69 – величиной страховых взносов корректируется стоимость строящегося актива (зарплата задействованного персонала и страховые взносы с нее причисляются к общему размеру себестоимости объекта);
  • Д69 – К51 – произведено перечисление средств с расчетного счета в погашение обязательств по страховым взносам;
  • Д91 – К69/Пеня – отражено начисление пени по страховым взносам;
  • Д69/Пеня – К51 – начисленная пеня за просрочку платежа по страховым взносам была погашена с банковского счета субъекта предпринимательства;
  • Д69 – К70 – отражена сумма пособия, подлежащего возмещению из ресурсов ФСС (начисление части больничного, которая подлежит оплате фондом соцстраха).

Заключение диссертации по теме «Бухгалтерский учет, статистика», Нигматуллина, Гульнара Рашитовна

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудиторской проверки должны быть документально оформлены и завизированы в установленном порядке.

Накопленная практика работы аудиторских организаций показывает, что уже сегодня существует активный спрос на аудиторские услуги. Поскольку в интересах учреждения пригласить независимого эксперта, который не только проверит состояние дел в организации и качество ведения бухгалтерского учета и отчетности, соблюдение соответствующего законодательства, но и поможет наладить систему более эффективно, своевременно внести необходимые корректировки. Отметим то, что аудиторская деятельность предполагает достаточно высокий уровень знаний и умений для определения цели, задач, четкой формализации процедур и организационных регламентов, недвусмысленных категории оценки результатов работы, ясных обязанностей и пределов ответственности.

Для раскрытия аудита расчетов социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды необходимо проанализировать методику расчета страховых взносов и выявить на практике тенденции и закономерности сложившиеся в современных внебюджетных фондах.

2. Нормативно-методическое обеспечение аудита расчетов страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды

2.1. Современное состояние расчетов социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды

Для полного анализа состояния расчетов необходимо оценить систему уплаты социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды и осуществить прогнозирование платежей.

Пенсионный фонд был и остается наиболее слабым звеном в социальной системе. Он уже много лет испытывает большие финансовые трудности: его доходы не покрывают расходов на выплату пенсий, и ежегодно растущий дефицит приходится компенсировать из федерального бюджета (табл. 10).

Заключение

В результате исследования получены следующие теоретические и практические выводы и рекомендации, определяющие научную новизну:

1. На сегодняшний день, как в России, так и за рубежом в специализированной периодической и монографической литературе рассматриваются множества определений понятия «аудит». Проанализировав определения сущности понятия «аудита» нами отмечено, что основная его суть сводится к представлению обществу информации о степени возможного доверия к той или иной бухгалтерской отчетности организаций.

На наш взгляд, аудит обязан обеспечить оценку деятельности организации в целом; анализ результатов работы предприятия; соответствие показателей финансовой отчетности действующему законодательству; предоставление результата проверки. При этом проверка должна основываться на общих стандартах аудиторской деятельности.

Сущность понятия «аудит» нами понимается как независимая оценка деятельности организации через формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности с представлением результатов установленным пользователям.

Данное определение отвечает требованиям, предъявленным к понятию аудит независимо от сферы, в которой он проводился и объединяет два вида аудита: финансовый и операционный, т.е. предполагает оценку эффективности использования средств предприятия;

2. В результате исследования выявлено, что на деятельность государственных внебюджетных социальных фондов сильное воздействие оказало снижение ставки единого социального налога до 26% в 2004 г. Это привело к увеличению расходов над доходами и соответственно увеличению бюджетных поступлений в государственные внебюджетные социальные фонды. Данные факты свидетельствуют о несовершенстве системы пенсионного обеспечения и социального страхования РФ.

Фонд социального страхования и Пенсионный Фонд постоянно испытывали недостаток средств, который компенсировался дотациями из федерального бюджета. Для всех фондов характерна одна и та же закономерность

— начиная с 2005 года дефицит бюджета увеличивается и, соответственно, увеличивается доля бюджетных поступлений в фонды. Что обусловлено снижением ставки единого социального налога.

Наиболее существенными факторами, от которых зависит уровень поступлений в государственные внебюджетные социальные фонды, являются следующие:

— ставка социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, так как этот показатель определяет, какая часть дохода, подлежит уплате;

— валовой внутренний продукт — данный показатель находится, согласно результатам корреляционного анализа, в прямой тесной взаимосвязи с уровнем поступлений социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды;

— уровень инфляции, так как зависимость с уровнем поступлений в государственные внебюджетные социальные фонды обратная, то есть снижение уровня инфляции сопровождается, как правило, увеличением поступлений;

— доходы населения (фонд оплаты труда) — от данного показателя зависит, от какой суммы будет рассчитываться размер отчислений социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.

3. Для проведения аудита расчетов страховых взносов нами рекомендуется методика, которая включает:

— перечень основных нормативных документов, которыми должен руководствоваться аудитор при проверке;

— перечень первичных документов, позволяющих аудитору сделать ввод о состоянии этапа регистрации в первичном учете (применение типовых форм первичных документов, оформление документов и т. д.);

— регистры аналитического и синтетического учета и отчетности;

— классификатор возможных нарушений, содержащий наиболее часто встречающиеся нарушения;

— вопросник аудитора, направленный на выявление возможных нарушений организации учета, оформлении документов;

— методы сбора аудиторских доказательств, применяемые при проверке: инвентаризация, наблюдение за выполнением хозяйственных операций, опрос, письменное подтверждение, проверка документов, полученных от третьих лиц, проверка документов клиента, арифметический расчет, анализ;

— описание аудиторских процедур выявления возможных нарушений.

Для проведения контрольных процедур нами предложен классификатор возможных нарушений при расчетах с государственными внебюджетными социальными фондами:

1) нарушение порядка формирования базы по социальным страховым взносам в государственные внебюджетные социальные фонды;

2) нарушение порядка применения ставок по социальным страховым взносам в государственные внебюджетные социальные фонды;

3) нарушение порядка расчета пособий, в т. ч. за счет фонда социального страхования;

4) нарушение правомерности применения льгот при начислении социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды;

5) нарушение порядка ведения синтетического и аналитического учета расчетов социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

6) несоответствие записей в отчетах и журналах, других регистрах.

Оценка системы внутреннего контроля при аудите расчетов социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды производится на основании тестов внутреннего контроля. Представленные нами тесты раскрывают: требования к документации; ответственность руководителя, полномочия и коммуникации; обеспеченность ресурсами и условия деятельности работников, ответственных за ведение учета налогов и сборов; требования к учету; контроль; улучшения.

Тест по оценке системы учета и внутреннего контроля поможет аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать оценку риска средств контроля.

Выявить методические и наиболее существенные ошибки учета позволяет программа проверки расчетов социальных страховых взносов в государственные внебюджетные страховые взносы содержащая перечень вопросов, подлежащих проверке, источники информации к этим процедурам и ссылку на рабочий документ аудитора.

4. Разработан внутрифирменный стандарт проведения аудита расчетов страховых взносов, где сформулированы общие принципы и подходы к проведению аудита социальных страховых взносов, представлена оценка системы учета экономического субъекта, а также представлена разработанная документация для сбора общих сведений о клиенте, запроса информации для планирования аудита и осуществления услуг в форме консультирования.

Содержание внутреннего стандарта представлено оценкой системы учета и обязательств перед государственными внебюджетными социальными фондами; описаны основные методы получения информации о деятельности предприятия; определены основные факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица. Внедрение стандарта позволит организовать четкое разделение обязанностей между работниками аудиторской группы, уменьшит вероятность возникновения бухгалтерских ошибок и повысит эффективность контроля.

В предложенном нами стандарте представлены основные принципы проведения аудита: соблюдение требований федеральных правил (стандартов) при осуществлении аудита; обеспечение требований внутренних стандартов по документированию действий аудитора; тщательность и компетентность при проведении аудита, консультировании, представлении интересов клиента в администрирующих органах и оказании иных услуг по вопросам расчетов страховых взносов; обеспечение понимания специфики деятельности аудируемого субъекта; соблюдение профессиональной этики, соблюдение конфиденциальности и аудиторской тайны.

Общие подходы к проведению аудита расчетов социальных страховых взносов:

— использования выборочного метода и проверок на соответствие во всех существенных аспектах нормам законодательства;

— описание выявленных нарушений проводится в отчетных документах с обязательными ссылками на нарушенные положения законодательных и нормативных актов;

— при выявлении фактов предполагающих за собой финансовые потери для аудируемого лица, аудитор обязан дать рекомендации по устранению недостатков и минимизации негативных эффектов;

— при установлении системности выявленных ошибок аудитор обязан произвести оценку влияния таких ошибок на достоверность обязательств предприятия перед государственными внебюджетными социальными фондами;

— аудитор обязан применять установленное при планировании аудита значение показателя существенности к суммам обязательств.

Применение предложенного нами стандарта позволит сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ (с помощью рабочих таблиц и тестов внутреннего контроля, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора.

Рекомендации, сформулированные в диссертационной работе, позволят обеспечить соответствующий уровень методического обеспечения и качества оказываемых аудиторских услуг.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 26 января 2018 г.

Код строк бухгалтерской отчетности необходимо приводить в формах, представляемых в налоговую инспекцию или органы статистики. Код строки указывается после графы «Наименование показателя» (п. 5 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н). Перечень кодов бухгалтерской отчетности приводится в Приложении № 4 к Приказу Минфина от 02.07.2010 № 66н. Так, к примеру, строке «Кредиторская задолженность» соответствует код 1520. А кредиторская задолженность в балансе — это сальдо каких счетов?

1520 строка баланса: как заполняется?

В соответствии с п. 20 ПБУ 4/99 группа статей «Кредиторская задолженность» включает в себя следующие статьи:

  • задолженность поставщиков и подрядчиков;
  • суммы по векселям к уплате;
  • задолженность перед дочерними и зависимыми обществами;
  • задолженность перед персоналом организации;
  • задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
  • задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов;
  • авансы полученные;
  • долги перед прочими кредиторами.

Сказанное означает, что по строке 1520 бухгалтерского баланса необходимо отразить сформированную на отчетную дату сумму кредитовых сальдо по следующим счетам:

  • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
  • 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
  • 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
  • 75 «Расчеты с учредителями»;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Обращаем внимание, что если на счетах 62, 76 числится полученная организацией предоплата товаров (выполнения работ, оказания услуг) с учетом НДС, то начисленный с нее к уплате налог уменьшает кредитовое сальдо, отражаемое по строке 1520 бухгалтерского баланса. Какими проводками отражается НДС с аванса, мы рассказывали в отдельном материале.

Покажем сказанное на примере. Организация получила на расчетный счет аванс в счет поставки товаров в размере 118 000 рублей, в т.ч. НДС 18%:

Дебет счета 51 «Расчетные счета» — Кредит счета 62 – 118 000

Когда будет начислен НДС с аванса, проводка будет такая:

Дебет счета 62 – Кредит счета 68 — 18 000 (118 000* 18/118)

Если аванс продолжает числиться в учете на отчетную дату, то сальдо счета 62 в строке 1520 бухгалтерского баланса будет отражено в сумме 100 000 рублей (118 000 – 18 000), а не 118 000 рублей.

Поскольку строка 1520 относится к разделу V «Краткосрочные обязательства», то по ней, естественно, отражается только сальдо расчетов, являющихся краткосрочными, т. е. срок их погашения не превышает 12 месяцев после отчетной даты. Поэтому, если, к примеру, на счете 60 на отчетную дату числится задолженность поставщиков как со сроком погашения до 12 месяцев включительно, так и свыше 12 месяцев после отчетной даты, то такой остаток нужно будет «разбить» для разнесения в балансе. Часть (краткосрочную) отразить по строке 1520 раздела V, а долгосрочное сальдо перенести в строку 1450 «Прочие обязательства» раздела IV «Долгосрочные обязательства» (п. 19 ПБУ 4/99, Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н).