ТСН отчетность

Опубликовано30 июня 2018 в 00:34

Добрый день,

Суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет ТСЖ, с учетом положений ст. 249 НК РФ должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Об этом Письмо Минфина РФ от 13.12.2010 N 03-11-06/2/187.

В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (далее — ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.

Пунктом 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 ‘Налог на прибыль организаций’ Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 гл. 25 ‘Налог на прибыль организаций’ Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно- строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, ТСЖ, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Что касается других обязательных платежей, поступающих ТСЖ, то в соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В случае заключения ТСЖ агентских договоров следует иметь в виду, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 ‘Комиссия’ ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям данной главы ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

ТСЖ (ТСН) является некоммерческой организацией, которая создается путем государственной регистрации юридического лица (ст. 123.12 и п. 2 ст. 291 ГК РФ). При этом для обеспечения своей деятельности товарищество имеет наемный персонал – как минимум правление во главе с председателем правления. Расходы на оплату труда наемных сотрудников заложены в смету доходов и расходов ТСЖ (ТСН) на год.

Подробнее об отчетности НКО можно прочитать в статье какую отчетность сдает НКО

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

ТСЖ, ТСН (в лице правления) обязано вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и пункте 7 статьи 148 Жилищного кодекса РФ, письме Минстроя России от 10 апреля 2015 г. № 10407-АЧ/04. Это относится как к товариществам на общей системе налогообложения, так и на упрощенке (Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, информация Минфина России № ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 27 марта 2013 г. № 03-11-11/117). При этом при формировании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности нужно учитывать рекомендации Минфина России, изложенные в Информации № ПЗ-1/2015.

Состав отчетности ТСЖ (ТСН) зависит от того, пользуется ли товарищество правом вести бухучет в упрощенном порядке или нет.

Товарищество ведет бухучет в общем порядке

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ (ТСН), ведущего бухучет в общем порядке, состоит из Бухгалтерского баланса, Отчета о целевом использовании средств и приложений к ним (п. 2 ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Приложениями к Бухгалтерскому балансу являются Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств и Пояснения, составленные в текстовой и (или) табличной формах. Такой вывод следует из пунктов 2 и 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Таким образом, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ТСЖ (ТСН) входит:

  • Бухгалтерский баланс;
  • Пояснения к бухгалтерскому балансу;
  • Как заполнить отчет об изменениях капитала;
  • Отчет о движении денежных средств;
  • Отчет о целевом использовании средств.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность ТСЖ (ТСН) состоит из Бухгалтерского баланса.

Товарищество ведет бухучет в упрощенном порядке

ТСЖ, ТСН (как некоммерческие организации) вправе применять упрощенный порядок ведения бухучета (п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для тех товариществ, которые пользуются этим правом, бухгалтерская отчетность состоит из следующего:

  • Бухгалтерского баланса;
  • Отчета о финансовых результатах;
  • Отчета о целевом использовании средств.

Причем пользоваться нужно упрощенными формами этих документов, приведенными в приложении 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Подробнее о составлении бухгалтерской отчетности см. Какие документы сдавать в составе бухгалтерской отчетности.

Налоговая отчетность

Налоговую отчетность ТСЖ (ТСН) сдавать нужно. Независимо от применяемой системы налогообложения товарищество обязано представлять в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников (независимо от их наличия), а также представлять справки по форме 2-НДФЛ (в отношении каждого сотрудника, получившего доход) и расчет по форме 6-НДФЛ.

Подробнее на эту тему см.:

  • Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков;
  • Как представить справку по форме 2-НДФЛ;
  • Как составить и сдать расчет по форме 6-НДФЛ.

В остальном состав налоговой отчетности зависит от системы налогообложения, которую применяет товарищество.

Налоговая отчетность: ОСНО

Декларацию по налогу на прибыль ТСЖ (ТСН) сдавать обязано, поскольку эта обязанность не зависит от наличия облагаемых доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

В случае наличия облагаемых налогом на прибыль доходов декларацию составляйте и сдавайте по общим правилам.

Если у ТСЖ (ТСН) обязанность по уплате налога на прибыль не возникает, декларацию сдавайте один раз в год и по упрощенной форме. Упрощенная форма декларации по налогу на прибыль состоит из следующих листов:

  • Титульный лист (лист 01);
  • Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
  • Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
  • приложение № 1 к налоговой декларации.

Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

ТСЖ (ТСН) на общей системе налогообложения признается налогоплательщиком НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). Следовательно, сдавать декларацию по НДС товарищество обязано (п. 1 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у товарищества облагаемого соответствующим налогом объекта.

Налоговая отчетность: УСН

ТСЖ (ТСН) на упрощенке признаются плательщиками единого налога (п. 1 ст. 346.12 НК РФ).

Следовательно, товарищество обязано ежегодно сдавать в налоговую инспекцию декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Причем обязанность по сдаче декларации не зависит от наличия в текущем году доходов и расходов, признаваемых при упрощенке. Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, товариществу на упрощенке нужно вести книгу учета доходов и расходов. Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Подробнее на эту тему см.:

  • Как составить и сдать декларацию по единому налогу при упрощенке;
  • Как вести книгу учета доходов и расходов при упрощенке.

ТСЖ (ТСН) на упрощенке плательщиками налога на прибыль, налога на имущество и НДС не признаются (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Следовательно, сдавать декларации по перечисленным налогам ТСЖ (ТСН) не обязано. Исключение предусмотрено для товариществ, имеющих имущество, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). По такому имуществу нужно будет платить налог и сдавать декларацию в общем порядке. Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у товарищества облагаемого соответствующим налогом объекта.

Отчетность по страховым взносам

Поскольку ТСЖ (ТСН) для осуществления своей уставной деятельности привлекает наемных сотрудников, оплата труда которых закладывается в годовую смету доходов и расходов ТСЖ (ТСН), товарищество в отношении своего персонала выступает страхователем по обязательному пенсионному (социальному, медицинскому) страхованию (ст. 6 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, ст. 2.1 Закона от 29 ноября 2006 г. № 255-ФЗ, ст. 11 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ).

Следует отметить, что товарищества на упрощенке могут применять пониженные тарифы страховых взносов, если управление недвижимым имуществом является их основным видом деятельности (подп. 8 ч. 1 и ч. 3.4 ст. 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подп. 8 ч. 4 и ч. 12 ст. 33 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). При этом обязательные платежи собственников помещений на содержание и ремонт общего имущества и за коммунальные услуги относятся к доходам от деятельности ТСЖ (ТСН) по управлению недвижимым имуществом. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минздравсоцразвития России от 22 марта 2012 г. № 800-19 (направлено для использования в работе письмом ФСС России от 3 апреля 2012 г. № 15-03-18/08-3638).

Статистическая отчетность

На некоммерческие организации возложена обязанность по составлению статистической отчетности. Об этом сказано в пункте 1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Следовательно, ТСЖ (ТСН), наравне с другими организациями, необходимо отчитываться в органы статистики.

Подробнее на эту тему см.:

  • Кто обязан представить статистическую отчетность в Росстат;
  • Какие документы входят в состав статистической отчетности;
  • Какими способами можно сдать статистическую отчетность.

Раскрытие информации

ТСЖ (ТСН) обязано раскрывать информацию об основных показателях своей финансово-хозяйственной деятельности. Об этом сказано в пункте 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ. Делать это нужно в соответствии со Стандартом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Раскрытие информации подразумевает обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц (п. 2 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Состав раскрываемой информации см. в таблице.

Раскрывать информацию ТСЖ (ТСН) обязано путем ее размещения:

  • на сайте www.reformagkh.ru;
  • на одном из следующих сайтов: уполномоченного регионального ведомства или органа местного самоуправления;
  • на информационных стендах, размещенных в многоквартирном доме.

Формы, по которым нужно размещать информацию, утверждает Минстрой России (п. 8 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731). Актуальные формы приведены в приказе Минстроя России от 22 декабря 2014 г. № 882/пр.

Порядок раскрытия информации о своей деятельности на сайте www.reformagkh.ru изложен в Регламенте, утвержденном приказом Минрегиона России от 2 апреля 2013 г. № 124. При этом вновь созданные ТСН должны раскрыть информацию в срок не позднее 30 календарных дней с даты госрегистрации (п. 9 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731).

Информация о деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами, должна быть доступна в течение 5 лет. Если в раскрытую информацию внесены изменения, опубликуйте их в тех же источниках (в Интернете – в течение 7 рабочих дней, на стендах – в течение 10 рабочих дней).

Об этом сказано в пунктах 5.1, 6, 15 и 16 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Кроме того, ТСЖ (ТСН) обязано предоставлять информацию в письменном (электронном) виде по запросам заинтересованных лиц. Порядок раскрытия информации через запросы изложен в пунктах 17–23 Стандарта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731.

Ответственность за нераскрытие информации

За нарушение требований законодательства о раскрытии информации по управлению многоквартирным домом предусмотрена административная ответственность (ст. 7.23.1 КоАП РФ).

Мера ответственности – штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 250 000 до 300 000 руб. – для организации;
  • 30 000 до 60 000 руб. – для должностных лиц (а при неоднократном нарушении – дисквалификация на срок от 1 до 3 лет).

1. ТСЖ создано в соответствии с ЖК РФ как некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Решением общего собрания для каждого члена ТСЖ определена сумма ежемесячного взноса на содержание общего имущества многоквартирного дома, которая вносится в кассу или на расчетный счет ТСЖ и которая является целевым взносом, так как полностью соответствует определению целевых поступлений, данному в п. 2 ст. 251 НК РФ: к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся членские взносы, построенные на принципе обязательного членства.

Согласно п. 2 ст. 151 ЖК РФ средства ТСЖ состоят из:

  • обязательных платежей и иных взносов членов товарищества;
  • доходов от хозяйственной деятельности товарищества.
  • ТСЖ применяет УСН (с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»).

Должно ли ТСЖ вносить в Книгу учета доходов и расходов в графу 4 ежемесячные членские взносы, поступающие на содержание общего имущества многоквартирного дома, а в графу 5 расходы на осуществление уставной деятельности товарищества и на содержание, обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества?

Должно ли ТСЖ платить налог 15%, если у него нет доходов, указанных в ст. ст. 249, 250 НК РФ?

2. В кадастровом паспорте земельного участка указаны обладатели прав на земельный участок — собственники помещений многоквартирного дома; вид права — общая долевая собственность.

Признается ли ТСЖ налогоплательщиком земельного налога, если ТСЖ не является обладателем права на земельный участок? Должно ли ТСЖ представлять налоговую декларацию по земельному налогу?

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и сообщается следующее.

1. В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (далее — ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Средства ТСЖ состоят, в частности, из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества.

Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 251 Кодекса к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.

Таким образом, товарищество собственников жилья, применяющее упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы не учитывает вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, а также отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами.

Согласно п. 2.4 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и порядков их заполнения», доходы, указанные в ст. 251 Кодекса, в графе 4 разд. 1 «Доходы и расходы» Книги не учитываются.

Что касается других обязательных платежей, поступающих ТСЖ, то в соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Если ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части ТСЖ принимает к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса).

Подпунктом 9 п. 1 ст. 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, в случае если предпринимательская деятельность ТСЖ исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью по закупке по поручению собственников помещений в многоквартирном доме коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

2. В соответствии со ст. 388 гл. 31 «Земельный налог» Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок.

В силу п. 1 ст. 398 Кодекса обязанность по представлению в налоговые органы налоговой декларации по земельному налогу возложена на организации, являющиеся налогоплательщиками земельного налога в соответствии со ст. 388 Кодекса.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. Разгулин Дополнительные продукты ЖКХ:

  • Программа 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК
  • Сайт с личными кабинетами для жильцов 1С: Сайт ЖКХ
  • Мобильное приложение ЖКХ: Личный кабинет

Товарищество Собственников Жилья, создается специально владельцами квартир, чтобы коллективно можно было управлять общей собственностью.

Это дает возможность навести больше порядка.

Но даже для такой деятельности необходимо, чтобы управляющим был один человек, который избирается на определенный срок – именуется он председателем.

Председатель выбирается исключительно из членов ТСЖ и на него возлагается очень большая ответственность, какая именно, можно подробнее изучить ниже.

Работа председателя ТСЖ и форма подведения ее итогов за год

В первую очередь, стоит отметить, что сам председатель и все члены ТСЖ, должны четко следовать законодательству РФ и Уставу, который имеется в ТСЖ.

Основными обязательствами, на основании которых потом делается ежегодный отчет председателя ТСЖ, являются:

  • осуществлять контроль за всеми выплатами членами ТСЖ;
  • составлять бюджет ТСЖ на следующий год, а потом четко следовать этому плану;
  • принимать решения на счет ремонта общего имущества;
  • принимать и увольнять сотрудников;
  • следить за правильностью списков членов ТСЖ;
  • вести бухгалтерские отчеты;
  • проводить собрания;
  • выполнять все обязанности, которые дополнительно имеются в уставе ТСЖ.

Очень важно, чтобы председатель проводил не только один годовой отчет, но и на протяжении всего года отчитывался перед жильцами на общих собраниях.

Председатель за год должен предоставить такие отчеты:

  1. Отчет о составе ТСЖ, в котором обязательно должны указываться все фамилии и номера квартир, чтобы можно было обратиться к ним по вопросам.
  2. Отчет о работе всех членов ТСЖ. Председатель должен указать все работы, которые выполнялись в течение года, какие финансы на это все ушли. То есть в этом отчете должно быть указано абсолютно все, что было сделано за год, например, побелка потолка, покраска забора и другое.
  3. Отчет о ЧП и авариях, которые произошли в течение года и какие средства были выделены на их ликвидацию.
  4. Отчет о расходе в бюджете, председатель должен полностью рассказать обо всех поступлениях, которые были в течение года и обо всех расходах.
  5. Отчет о проверках государственных организаций, которые представлены ревизионными комиссиями. Председатель должен рассказать, какой итог имели эти проверки, и предоставить соответствующие акты.
  6. Отчет о договорах ТСЖ. Председатель должен подробно рассказать, сколько новых договоров было заключено и сколько было разорвано и сказать о причинах разрыва. Чаще всего причинами разрыва становиться переезд жильцов.
  7. Отчет о порче общего имущества самими собственниками. Если такие ущербы нанесены были, то председатель должен будет указать, на какую сумму был нанесен урон, а также четко расписать каким образом этот урон был ликвидирован.

Структура отчетов

Каждый отчет имеет определенную структуру, которая устанавливается законодательством РФ для всех ТСЖ на одинаковом уровне.

Очень важно, чтобы председатель четко придерживался следующих принципов при составлении отчетности:

  • полное раскрытие сметы;
  • предоставление всех поступлений в ТСЖ;
  • все отчеты должны быть максимально достоверными.

Сейчас все ТСЖ используют одну общую программу, куда вносятся все данные, эта программа имеет одну общую структуру для всех отчетов.

Для того чтобы учет был максимально автоматизирован, используется 1С:ВДГБ:Учет в управляющих компаниях, ЖКХ, ТСЖ и ЖСК». Эта программа имеет большую схожесть с 1С бухгалтерией.

Доведение сведений до жильцов

Для того чтобы сведения до жильцов было доводить намного проще, в ТСЖ все чаще вводится внутренняя структура.

Каждый этаж с жильцами выбирает себе одного представителя (такой представитель может представлять не больше семи квартир).

Он должен обязательно присутствовать на всех собраниях и представляет интересы жильцов своего этажа, поэтому имеет полное право выступать от имени данных жильцов.

Также представитель должен будет довести всю информацию, услышанную им на собрании, до ведома жильцов, проживающих на этаже.

Такой представитель выбирается всего на 1 год, после чего переизбирается новый.

Присутствовать на собрании могут не только представители от этажа, но и все остальные жильцы, которые изъявят желание там быть.

Стоит обязательно отметить, что представитель выбирается всеми жильцами этажа и этот выбор закрепляться подписями на специальном бланке.

Деятельность ревизионной комиссии

Создание и функционирование ТСЖ обязательно контролируется Жилищным Кодексом РФ. Так, в статье 150 ЖК РФ сказано, что для осуществления контроля за такими организациями, как ТСЖ, создается специальная ревизионная комиссия. Такая комиссия организуется на всеобщем собрании всех членов ТСЖ.

Комиссия выбирается на более длительный срок, который составляет 3 года.

Сколько человек будет входить в ревизионную комиссию, определяется уставом.

Членами Товарищества Собственников Жилья, может стать лицо, которое достигло 16 лет, физическое лицо или же юридическое лицо. Членами товарищества могут быть только те люди, которые проживают в данном доме, или имеют частную собственность в нем.

Членам ревизионной комиссии категорически запрещается иметь какое-либо дело к председательству, либо же к членству правления ТСЖ, они вообще могут не являться членами ТСЖ. Из всего состава ревизионной комиссии выбирается председатель ревизии.

На ревизионную комиссию возлагаются также обязанности, которые должны четко выполняться, согласно Жилищного Кодекса РФ. Кроме того, вся работа ревизионной комиссии контролируется положениями устава ТСЖ.

Комиссия обязательно должна проводить плановые ревизии по финансовой и хозяйственной деятельности товарищества. Обязательным считается это сделать хотя бы раз в год.

Действующее законодательство РФ, четко определяет права комиссии при проведении ревизий, и устанавливает, что комиссия может потребовать предоставить все документы и отчеты, касающиеся деятельности ТСЖ в любое время. В том числе ревизия может проводиться и по отдельным финансовым операциям.

Все результаты, которые были получены в ходе ревизии должны быть документально оформлены, для чего составляется отдельный протокол.

После этого на основании полученных данных ревизионная комиссия обязана предоставить образец отчета перед членами ТСЖ о бюджете товарищества, а также показать отчет о размерах всех платежей и взносов в течение всего года.

Важным документом является и отчет ревизионной комиссии о собственной деятельности.

В заключение можно сказать, что деятельность ТСЖ, может значительно повысить уровень жизни жильцов дома, который обслуживается товариществом.

А отчеты председателя перед членами ТСЖ, а также проверки и отчеты самой ревизионной комиссии, помогают направить денежные средства именно на улучшение жилищных условий.

Видео: Обязательные отчеты товарищества собственников жилья

В репортаже рассказывается, как законодательно контролируется прозрачность деятельности любого ТСЖ.

Разъясняется, с какой информацией о текущей деятельности ТСЖ жители многокваритрных домов имеют право беспрепятственно ознакомиться, показывается какими способами это можно сделать на практике.