Статья 442

Защита персональных данных в социальных сетях

Сегодня я предлагаю поговорить о защите персональных данных в соцсетях – тема очень актуальная, набирающая все большую популярность. В нашем мире уже невозможно обойтись без социальных сетей. Каждый человек, независимо от пола и возраста, зарегистрирован хотя бы в одной. Соцсети стали тем миром, который способен, хоть и условно, заменить собой реальный, давая человеку возможность получить желаемое здесь и сейчас.Павел Манык
Юрист, управляющий партнер, ООО
«Юридическая компания «БЕЛЫЙ КВАДРАТ» Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливает, что обработка допускается только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ст. 6). Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7). При этом согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме (ст. 9).

Вовлекаясь в этот увлекательный процесс, каждый человек раскрывает для неограниченного круга лиц персональную информацию о себе. Многие могут не согласиться, сказав, что соцсети дают возможность ограничений, оставляя доступ только для выбранной категории пользователей. Это, безусловно, так, но любой без исключения сайт требует от нас ввода личной информации, от простейшей – в виде имени, номера телефона или почты – до подробной, включая ФИО, дату рождения и т.д. Мы подчас не задумываемся о том, что происходит с нашими данными потом. Должны ли мы заботиться об этом? Безопасность персональных данных пользователей должна обеспечиваться оператором, который осуществляет их обработку, независимо от того, знают ли пользователи или субъекты персональных данных о последствиях уязвимости. На первый план выходят требования Федерального закона «О персональных данных».

Так, Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» устанавливает, что обработка допускается только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ст. 6). Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7). При этом согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме (ст. 9). Получается, что если пользователь дает согласие использовать его данные в одном ресурсе, это не значит, что их можно использовать для сопряженной социальной сети, что является проблемой для связанных между собой сервисов.

Сообщая о себе лишние подробности, человек становится уязвимее. Располагая достаточной информацией о человеке, злоумышленники могут выдать себя за вас. Возможность настройки пользовательского доступа в соцсетях решает проблему только отчасти, поскольку существуют и другие пути утечки данных.

Нацеленность хакеров обусловлена прежде всего тем, что данные – очень востребованный товар. Помимо крупных интернет-компаний, таких как «Яндекс», Facebook, «ВКонтакте», Google, которые зарабатывают на таргетированной рекламе, есть целый ряд других игроков этого рынка, которых может интересовать персональная информация. Все больше экспертов уверены, что бесконтрольным этот рынок оставаться не может, необходимо государственное регулирование в этом вопросе.

Сами госорганы уделяют этому вопросу должное внимание, обеспечивая безопасность персональных данных при оказании электронных услуг, отличающихся использованием большого объема чувствительной информации, которая нуждается в защите. Зачастую это не только логины и пароли, которые могут совпадать с логинами и паролями пользователей, которые они используют в других социальных сетях, но и платежная информация.

Проблемы защиты персональных данных

Исследования выявили, что многие пользователи предоставляют доступ к большему объему сведений, чем им изначально хотелось бы. И речь не только о случаях, когда, заполняя анкету на получение бонусной карты торговой сети, предлагается указать значительное количество информации. Например, я никогда не указываю в таких анкетах адрес места жительства, потому как уверен, что для понимания географии своих покупателей магазину достаточно знать город проживания, ну или в крайнем случае район. Сообщая о себе лишние подробности, человек становится уязвимее. Располагая достаточной информацией о человеке, злоумышленники могут выдать себя за вас.

Возможность настройки пользовательского доступа в соцсетях решает проблему только отчасти, поскольку существуют и другие пути утечки данных. Общедоступные данные, размещаемые пользователями в социальных сетях, могут быть обработаны сторонними сервисами. Не нужно забывать, что у физического лица всегда есть право на исключение этих данных путем направления соответствующего требования, по которому оператор обязан немедленно прекратить обработку персональных данных лица.

Политика конфиденциальности в социальных сетях

Информация о применяемой политике конфиденциальности размещается на сайте каждой социальной сети, т.к. все они обязаны осуществлять обработку ПДн пользователей в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Законодательный надзор, или Кто защищает пользователей?

Роскомнадзор осуществляет госконтроль и надзор за исполнением принимаемых законодательных актов в области персональных данных. Деятельность ведомства регулируется Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.; Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 160-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных»; а также рядом подзаконных нормативных правовых актов.

Успевает ли закон за ростом и трансформацией социальных сетей и в полной ли мере он отражает все потребности этой сферы?

Нередко из СМИ можно услышать об утечках данных пользователей из различных баз данных, некоторые из сообщений за 2016 г:

  • В мае 2015 г. электронное издание tjournal.ru сообщило об утечке 6,7 млн паролей пользователей сервиса анонимных мнений «Спрашивай.ру».
  • В июне 2016 г. электронное издание Geektimes опубликовало новость, что ресурс LeakedSource сообщил об утечке в Сеть данных примерно 100 млн аккаунтов социальной сети «ВКонтакте». Эти данные не выложены в свободный доступ, но продаются. На продажу их выставил хакер с ником Peace.
  • Также в июне 2016 г. электронное издание asmo.ru сообщило об утечке паролей Twitter-аккаунтов.

По мнению некоторых экспертов, ряд требований ФЗ-152 ставит интернет-коммерцию вне закона, в том числе социальные сети в части реализации технических средств, используемых для обработки персональных данных пользователей соцсети. Например, обсуждается необходимость иметь согласие субъекта ПДн на обработку персональных данных в таком виде, чтобы это позволяло в любой момент времени подтвердить наличие такого согласия. Стоит отметить, что, на мой взгляд, юридическими методами чаще решаются последствия каких-либо действий. В качестве примера можно привести требование субъекта персональных данных об удалении его персональных данных с Интернет-ресурса или направление заявления об отзыве согласия на обработку персональных данных. Недопустимость этих последствий должна обеспечиваться техническими решениями, направленными на защиту ПДн пользователей. Прогресс остановить нельзя, и вопрос является актуальным и многогранным.

Можно, конечно, говорить о том, что закон не успевает за современными тенденциями, но в таком случае каждый сам вправе определять степень раскрытия информации о себе, и даже при таком сценарии мы всегда будем вынуждены оглядываться на закон, поскольку возможность нашей защиты обеспечивается, исходя из его требований и положений.

Новая редакция Ст. 442 ГК РФ

В случаях, когда своевременно направленное извещение об акцепте получено с опозданием, акцепт не считается опоздавшим, если сторона, направившая оферту, немедленно не уведомит другую сторону о получении акцепта с опозданием.

Если сторона, направившая оферту, немедленно сообщит другой стороне о принятии ее акцепта, полученного с опозданием, договор считается заключенным.

Комментарий к Статье 442 ГК РФ

Статьи 440 — 442 ГК определяют важные, хотя и процедурные моменты юридической конструкции «оферта — акцепт». Законодатель тем самым минимизирует возможные неясности в определении как факта заключения договора, так и момента его заключения.

Судебная практика.

Если в оферте, законе, иных правовых актах, помимо срока для акцепта оферты, определен срок для ее рассмотрения и извещение об акцепте направлено адресату в пределах указанного срока, договор должен признаваться заключенным даже в том случае, если извещение об акцепте получено адресатом с опозданием, за исключением случаев, когда сторона, направившая оферту, немедленно уведомит другую сторону о получении ее акцепта с опозданием (статья 442) (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).

Другой комментарий к Ст. 442 Гражданского кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья сформулирована не совсем ясно, а потому она порождает противоречивые толкования.

Статья посвящена акцепту, полученному с опозданием. Опоздание в поступлении акцепта может иметь место как в тех случаях, когда в оферте был определен срок акцепта (ст. 440 ГК РФ), так и в тех случаях, когда такого срока оферент не установил (ст. 441 ГК РФ). Более того, с опозданием может быть получен и такой акцепт, срок которого установлен законом или иным правовым актом. Комментируемая статья имеет в виду все эти три случая.

Часть 1 ст. 442 относится к тем поступившим с опозданием акцептам, которые были направлены своевременно. Разумеется, если в оферте было указано «жду ответа до 1 апреля», то телеграмма-молния, отправленная 1 апреля, не может считаться «своевременно отправленной». Более того, таковой не может считаться и телеграмма, которая отправлена в 23 часа 30 минут 31 марта, ибо отправитель знает, что она будет получена с опозданием.

Однако если срок акцепта указан путем обозначения конечной даты, в которую ответ должен быть дан (а не путем указания даты, когда акцепт должен поступить), то акцепт не считается просроченным, если извещение о нем поступило без задержки, своевременно, даже за пределами указанного срока. Так, например, если в оферте указано «ответ пошлите по почте до 1 апреля», то письмо, отправленное 30 марта и своевременно доставленное (предположим, 3 апреля), не считается акцептом, полученным с опозданием.

Часть 1 ст. 442 устанавливает в качестве общего правила, что своевременно отправленный, но полученный с опозданием акцепт не считается опоздавшим. Таким образом, договор считается заключенным. Молчаливое согласие оферента с акцептом, который получен с опозданием, — это один из предусмотренных законом случаев, когда молчание признается выражением воли лица совершить сделку (п. 3 ст. 158 ГК РФ). Вместе с тем ч. 1 комментируемой статьи предоставляет оференту право немедленно уведомить другую сторону о том, что «акцепт получен с опозданием». Это будет означать, что договор не считается заключенным.

Однако оферент может послать и такое уведомление: «Акцепт получен с опозданием 3 апреля, в связи с чем договор считается заключенным с этой даты».

Поэтому в соответствующих случаях выражение «акцепт получен с опозданием» рекомендуется пояснять словами «а потому договор не заключен».

Если акцепт получен с опозданием по вине лица, отправившего извещение об акцепте (слишком позднее направление ответа, неправильное указание адреса электронной почты и т.п.), такой акцепт, исходя из общего смысла ч. 1, не может привести к заключению договора «по умолчанию» получившего его оферента (т.е. если оферент ничего не ответит).

Часть 2 ст. 442 предусматривает, что оферент, получивший «опоздавший» акцепт, может немедленно сообщить другой стороне о принятии такого акцепта, и тогда договор считается заключенным.

Эта норма может относиться к двум случаям: первый — когда «опоздавший» акцепт подпадает под норму ч. 1, т.е. направлен своевременно, а опоздание произошло не по вине отправителя; второй — когда «опоздавший» акцепт не подпадает под норму ч. 1.

В первом случае договор считается заключенным, если оферент либо не прореагирует на такой акцепт («молчание» — ч. 1), либо немедленно сообщит о его принятии (ч. 2). В связи с этим сообщение о принятии акцепта лишь подтверждает факт заключения договора.

Во втором случае «опоздавший» акцепт не приводит к заключению договора. По сути дела, такой акцепт является новой офертой (ст. 443), а «сообщение о принятии такого акцепта», о котором говорится в ч. 2 — акцепт новой оферты. Он имеет правоустанавливающее значение.

Соответственно, в первом и во втором случаях «оферта» и «акцепт» относятся к разным юридическим фактам, что влияет на применение норм ст. ст. 432, 433, 444 ГК.

1. В случае допущения судебным приставом-исполнителем при производстве ареста имущества нарушения федерального закона, которое является основанием для отмены ареста независимо от принадлежности имущества должнику или другим лицам, заявление должника об отмене ареста имущества рассматривается судом в порядке, предусмотренном статьей 441 настоящего Кодекса. Такое заявление может быть подано до реализации арестованного имущества.

2. Заявленный лицами, не принимавшими участия в деле, спор, связанный с принадлежностью имущества, на которое обращено взыскание, рассматривается судом по правилам искового производства.

Иски об освобождении имущества от ареста (исключении из описи) предъявляются к должнику и взыскателю. В случае, если арест или опись имущества произведены в связи с конфискацией имущества, в качестве ответчиков привлекаются лицо, чье имущество подлежит конфискации, и соответствующий государственный орган. В случае, если арестованное или включенное в опись имущество уже реализовано, иск предъявляется также к приобретателю имущества.

В случае удовлетворения иска о возврате реализованного имущества споры между приобретателем имущества, взыскателем и должником рассматриваются судом по правилам искового производства.

3. Суд в случае установления независимо от заявления заинтересованных лиц обстоятельств, указанных в части первой настоящей статьи, обязан отменить арест имущества в целом или исключить часть имущества из описи.

Об утверждении Перечня социальных услуг, предоставляемых в Самарской области поставщиками социальных услуг

ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
от 31 декабря 2014 года N 136-ГД
Об утверждении Перечня социальных услуг, предоставляемых в Самарской области поставщиками социальных услуг

(с изменениями на 11 октября 2019 года)

(в ред. Законов Самарской области от 29.02.2016 N 35-ГД, от 11.07.2016 N 95-ГД, от 13.06.2018 N 50-ГД, от 11.10.2019 N 91-ГД)

Принят
Самарской Губернской Думой
23 декабря 2014 года

Статья 1. Предмет регулирования

Настоящим Законом утверждается Перечень социальных услуг, предоставляемых в Самарской области поставщиками социальных услуг (далее — Перечень).

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при предоставлении социальных услуг получателям на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания поставщиками социальных услуг: юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями.

Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в котором они определены Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и иными федеральными законодательными актами.

Перечень утверждается по формам социального обслуживания с учетом видов социальных услуг.

(в ред. Закона Самарской области от 11.10.2019 N 91-ГД)

Статья 2. Социальные услуги, предоставляемые на дому

(в ред. Закона Самарской области от 11.10.2019 N 91-ГД)

1. Социально-бытовые услуги:

а) покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка продуктов питания;

б) покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка горячих обедов;

в) помощь в приготовлении пищи;

г) приготовление пищи;

д) помощь в приеме пищи (кормление);

е) покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода;

ж) покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка лекарственных средств, отпускаемых в аптеке без рецепта врача;

з) покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);

и) сдача за счет средств получателя социальных услуг его вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;

к) организация помощи в проведении ремонта жилых помещений;

л) подготовка жилого помещения к уборке и (или) уборка жилого помещения;

м) оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;

н) покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом книг, журналов, газет;

о) помощь в написании, оформлении и прочтении писем, другой корреспонденции;

п) сопровождение вне дома, в том числе к врачу;

р) предоставление гигиенических услуг лицам, не способным самостоятельно осуществлять за собой уход;

с) обеспечение кратковременного присмотра за детьми.

2. Социально-медицинские услуги:

а) выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг;

б) систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

в) консультирование по социально-медицинским вопросам;

г) оказание первой помощи до оказания медицинской помощи получателю социальных услуг при угрожающих состояниях;

д) организация обеспечения по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе их покупка за счет средств получателей социальных услуг;

е) помощь в организации госпитализации и (или) сопровождение нуждающихся в посторонней помощи в стационарные медицинские организации;

ж) проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур, лечебно-оздоровительных мероприятий при наличии лицензии на медицинскую деятельность соответствующего вида специализированными службами социально-медицинского обслуживания, в том числе граждан пожилого возраста и инвалидов.

3. Социально-психологические услуги:

а) психологическая помощь и поддержка;

б) социально-психологический патронаж.

4. Социально-педагогические услуги:

а) обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности;

б) организация досуга.

5. Социально-трудовые услуги:

а) организация проведения мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;

б) оказание помощи в трудоустройстве;

в) организация помощи в получении профессионального образования получателями социальных услуг в соответствии с их способностями.

6. Социально-правовые услуги:

а) оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;

б) оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);

в) социально-правовое консультирование;

г) организация консультирования по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат.

7. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

а) обучение получателей социальных услуг пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;

б) обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах;

в) оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.

Статья 3. Социальные услуги, предоставляемые в полустационарной форме

(в ред. Закона Самарской области от 11.10.2019 N 91-ГД)

1. Социально-бытовые услуги:

а) предоставление помещений и мебели, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, для организации мероприятий по предоставлению социальных услуг;

б) обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами;

в) обеспечение мягким инвентарем в соответствии с утвержденными нормативами;

г) организация транспортных услуг для перевозки и сопровождения в медицинские, образовательные, социальные организации, а также к месту проведения культурно-массовых мероприятий;

д) помощь в приеме пищи (кормление);

е) предоставление гигиенических услуг лицам, не способным самостоятельно осуществлять за собой уход.

2. Социально-медицинские услуги:

а) проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, оказание первичной медико-санитарной помощи;

б) выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг;

в) консультирование по социально-медицинским вопросам;

г) проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур, лечебно-оздоровительных мероприятий при наличии лицензии на медицинскую деятельность соответствующего вида;

д) организация проведения медицинских консультаций, обследований, госпитализаций, прохождения диспансеризации в медицинских организациях;

е) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;

ж) проведение занятий по адаптивной физической культуре;

з) организация и проведение лечебно-трудовой деятельности инвалидов;

и) квалифицированное медицинское консультирование.

3. Социально-психологические услуги:

а) социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений);

б) социально-психологический патронаж;

в) социально-психологическая диагностика и обследование личности;

г) социально-психологическая коррекция.

4. Социально-педагогические услуги:

а) обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности;

б) организация помощи родителям и иным законным представителям детей, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности;

в) проведение социально-педагогического консультирования, социально-педагогической диагностики и социально-педагогической коррекции;

г) организация досуга, в том числе обеспечение книгами, журналами, газетами, играми;

д) обучение родителей и законных представителей ребенка, направленное на профилактику отклонений в поведении и развитии ребенка, формирование у него позитивных интересов;

е) содействие в получении образования с учетом физических возможностей и умственных способностей получателей социальных услуг;

ж) организация обучения по образовательным программам в соответствии с лицензией на образовательную деятельность.

5. Социально-трудовые услуги:

а) проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам;

б) оказание помощи в трудоустройстве;

в) организация помощи в получении профессионального образования получателями социальных услуг в соответствии с их способностями.

6. Социально-правовые услуги:

а) оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг;

б) оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);

в) социально-правовое консультирование;

г) оказание помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг.

7. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

а) обучение получателей социальных услуг пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;

б) обучение навыкам самообслуживания, поведению в быту и общественных местах;

в) оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности;

г) услуги для инвалидов по зрению и слуху, направленные на восстановление навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве, в том числе с использованием технических средств реабилитации, компьютерного и другого специального оборудования;

д) организация досуга инвалидов по зрению и слуху с использованием тифлокомментирования (аудиодескрипции), русского жестового языка;

е) услуги по адаптивным видам спорта для инвалидов по зрению и слуху;

ж) информирование и консультирование по вопросам социально-реабилитационных, социально-абилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов;

з) обучение инвалидов по зрению и слуху и членов их семей пользованию техническими средствами реабилитации;

и) услуги по обучению инвалидов по зрению азбуке Брайля, инвалидов по слуху русскому жестовому языку;

к) консультирование и обучение навыкам проведения досуга, отдыха, формирование культурно-прикладных навыков и интересов (дети);

л) проведение социально-реабилитационных, социально-абилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания, в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов.

Статья 4.1. Срочные социальные услуги

(введена Законом Самарской области от 11.10.2019 N 91-ГД)

1. Срочные социальные услуги:

а) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

б) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

в) содействие в получении временного жилого помещения;

г) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

д) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

е) помощь в организации ритуальных услуг;

ж) обеспечение необходимыми жилищными условиями для кратковременного пребывания;

з) санитарная обработка, выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг;

и) психологическое экстренное консультирование инвалидов по зрению и слуху, в том числе с использованием видео- и аудиосвязи;

к) организация транспортных услуг для перевозки и сопровождения в медицинские, образовательные, социальные организации, а также к месту проведения культурно-массовых мероприятий;

л) сопровождение инвалида по зрению и по слуху в социально значимые учреждения;

м) услуги для инвалидов по слуху по переводу на русский жестовый язык;

н) информационно-консультативная услуга диспетчерского пункта связи;

о) оказание экстренной психологической помощи анонимно по телефону доверия;

п) психологическая диагностика и обследование личности;

р) социально-психологическое консультирование, в том числе анонимно, несовершеннолетних, имеющих суицидальные намерения, женщин в ситуации репродуктивного выбора, женщин, желающих отказаться от новорожденного, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, оказавшихся в ситуации физического и психического насилия;

с) судебно-психологическая экспертиза по запросу суда;

т) оказание помощи в оформлении документов;

у) консультирование по вопросам самообеспечения;

ф) предоставление во временное пользование технических средств реабилитации;

х) предоставление во временное пользование компьютерной техники;

ц) информирование и консультирование по вопросам социально-реабилитационных, социально-абилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов;

ч) проведение социально-реабилитационных, социально-абилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания, в том числе в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов.

Статья 5. Порядок вступления в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

2. Мероприятия по содействию в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящиеся к социальным услугам в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», но указанные в качестве социальных услуг в Перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, инвалидам, отдельным лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию (клиентам социальной службы), государственными учреждениями социального обслуживания населения Самарской области (за исключением учреждений службы семьи, материнства и детства), утвержденном приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 6 июля 2011 года N 891, а также в Перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями службы семьи и демографического развития Самарской области находящимся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетним лицам, женщинам и семьям, утвержденном приказом министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 28 февраля 2012 года N 114, действующих по состоянию на 31 декабря 2014 года, с 1 января 2015 года проводятся в соответствии с перечнем услуг по социальному сопровождению, предоставляемых в Самарской области, утверждаемым нормативным правовым актом органа исполнительной власти Самарской области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения.

(в ред. Закона Самарской области от 29.02.2016 N 35-ГД)

Губернатор Самарской области
Н.И.МЕРКУШКИН

г. Самара