Справка о бенефициарах, образец

Содержание

Уважаемые клиенты, в случае, если у Вас присутствует хотя бы один из пунктов ниже (имеется отношение к категориям):

  • Вы осуществляете переводы денежных средств по поручению третьих лиц (Выгодоприобретателей)
  • у Вас есть бенефициарный владелец
  • Вы являетесь публичным должностным лицом (ПДЛ) /имеете родственные связи с публичным должностным лицом (ПДЛ)

просим Вас следовать требованиям Федерального закона Российской Федерации от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», Положения Банка России от 15.10.2015 г. №499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов» и заполнить прилагаемые формы (Приложения 1,2).

Чтобы заполнение документов было более комфортным и понятным, мы разработали для Вас специальную инструкцию. В соответствии с законодательством Российской Федерации мы гарантируем конфиденциальность предоставленных Вами сведений.

Инструкция по заполнению

Просим обратить Ваше внимание на выбор верной формы для заполнения:

1. Бенефициарным владельцем, Публичным должностным лицом может быть только физическое лицо — форма для заполнения анкеты Приложение №2;

2. Выгодоприобретателем может быть как физическое лицо, так и индивидуальный предприниматель (ИП) и юридическое лицо, поэтому выбирайте форму анкеты для заполнения в зависимости от типа Вашего выгодоприобретателя.

Итак, если:

1. Ваш выгодоприобретатель:

  • физическое лицо, индивидуальный предприниматель — используйте Приложение №2;
  • юридическое лицо — используйте Приложение №1;

Просим Вас прикрепить фото заполненных документов к заявке на идентификацию, шаг «Загрузка документов».

Анкеты

Приложение № 1

к договору № ______от ___.___.2013 г.

Справка о цепочке собственников компании

«__» __________ 2013г.

  1. № п/п

    Наименование контрагента (ИНН, вид деятельности)

    Информация о цепочке собственников, включая бенефициаров(в том числе конечных)

    ИНН

    ОГРН

    Наименование краткое

    Код ОКВЭД

    Фамилия, Имя, Отчество руководителя

    Серия и номер документа удостоверяющего личность руководителя

    ИНН

    ОГРН

    Наименование / ФИО

    Адрес регистра ции

    Серия и номер документа удостоверяющего личность руководителя (для физических лиц)

    Руководитель/участник/бенефициар

    Информация о подтверждающих документов (наименование, номера и тд)

    Контрагент (указать: Исполнитель/Подрядчик/ иное наименование контрагента) гарантирует Обществу (указать: Заказчику/иное наименование Общества), что сведения и документы в отношении всей цепочки собственников и руководителей, включая бенефициаров (в том числе конечных), передаваемые Обществу (указать: Заказчику/иное наименование Общества) являются полными, точными и достоверными.

  2. Контрагент (указать: Исполнитель/Подрядчик/ иное наименование контрагента) настоящим выдает согласие и подтверждает получение им всех требуемых в соответствии с действующим законодательством РФ (в том числе о коммерческой тайне и о персональных данных) согласий всех упомянутых в сведениях, заинтересованных или причастных к сведениям лиц на обработку, а также на раскрытие Обществом (указать: Заказчиком/иное наименование Общества) полностью или частично предоставленных сведений компетентным органам государственной власти (в том числе, но не ограничиваясь, Федеральной налоговой службе РФ, Минэнерго России, Росфинмониторингу, Правительству РФ) и последующую обработку сведений такими органами (далее — Раскрытие). Контрагент (указать: Исполнитель/Подрядчик/ иное наименование контрагента) настоящим освобождает Общество (указать: Заказчика/иное наименование Общества) от любой ответственности в связи с Раскрытием, в том числе возмещает Обществу (указать: Заказчику/иное наименование Общества) убытки, понесенные в связи с предъявлением Обществу (указать: Заказчику/иное наименование Общества) претензий, исков и требований любыми третьими лицами, чьи права были или могли быть нарушены таким Раскрытием.

(подпись, М.П.)

(фамилия, имя, отчество подписавшего, должность)

Форму утверждаем:

Приложение № 2

к договору № ___ от ___.___.2013г.

СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Я, (указать: фамилия имя, отчество, адрес, номер документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе), даю согласие на обработку моих персональных данных (фамилия, имя, отчество, место жительства, ИНН, номер документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе) следующим операторам:

— Открытое акционерное общество «ИПК «Звезда», (указать: адрес);

— Правительство Российской Федерации, (указать: адрес);

— Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), (указать: адрес);

— Федеральная служба по финансовому мониторингу, (указать: адрес);

— Федеральная налоговая служба, (указать: адрес).

Любые действия по обработке моих персональных данных допускается осуществлять указанными операторами исключительно в целях выполнения Поручений Президента Российской Федерации от 17.01.2012 № Пр-113, Поручений Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 № ВП-П13-459, от 07.12. 2012 № ИШ-П13-7501.

Обработка моих персональных данных допускается, как с использованием автоматизированных информационных систем, так и без их использования в объёме, необходимом для цели обработки моих персональных данных.

Настоящее согласие на обработку моих персональных данных действует в течение 1 (одного) года или до его отзыва мною путём направления вышеуказанным операторам письменного уведомления по указанным в согласии адресам.

(дата)

(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение № 3

к договору № ____ от ___.___.2013 г.

Примерный перечень документов,

в целях подтверждения сведений о цепочке собственников контрагента

1. Индивидуальные предприниматели:

— выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (срок действия – не более 30 (тридцати) календарных дней с даты выдачи уполномоченным органом);

— документы, подтверждающие паспортные и иные идентификационные данные (по дополнительному запросу согласующего лица).

2. Российские общества с ограниченной ответственностью (ООО):

— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц с отражением серий, номеров документов, удостоверяющих личности указанных в выписке лиц, а также адреса их регистрации (срок действия – не более 30 (тридцати) календарных дней с даты выдачи уполномоченным органом);

— решение единственного участника или протокол общего собрания участников, устав с отметкой налогового органа, договор об учреждении общества и т.д. (по дополнительному запросу согласующего лица);

— документы, подтверждающие паспортные и иные идентификационные данные (в отношении физических лиц) (по дополнительному запросу согласующего лица).

3. Российские акционерные общества (открытые (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО):

— выписка из реестра акционеров (срок действия – не более 30 (тридцати) календарных дней с даты выдачи уполномоченной организацией);

— протокол уполномоченного органа управления о назначении руководителя организации или договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа и протокол о назначении руководителя общества, выполняющего функции ЕИО;

— устав общества с отметкой налогового органа (по дополнительному запросу согласующего лица);

— документы, подтверждающие паспортные и иные идентификационные данные (в отношении физических лиц) (по дополнительному запросу согласующего лица).

4 . Некоммерческие организации

— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц с отражением серий, номеров документов, удостоверяющих личности указанных в выписке лиц, а также адреса их регистрации (срок действия – не более 30 (тридцати) календарных дней с даты выдачи уполномоченным органом) (если применимо).

— устав с отметкой налогового органа, положение или учредительный договор;

— протокол или решение о назначении руководителя организации.

— документы, подтверждающие паспортные и иные идентификационные данные (в отношении физических лиц) (по дополнительному запросу согласующего лица).

5. Государственные, муниципальные и иные образования:

— Информация на руководителей (первых лиц) предприятий, учреждений и организаций без указания их паспортных данных.

Условия предоставления документов: Оригиналы предоставляемых документов должны быть выданы уполномоченными органами / организациями и не должны иметь помарок, подчисток и/или исправлений; копии представляемых документов должны быть надлежащим образом заверены контрагентом или удостоверены нотариально.

Перечень документов, изложенных в настоящем приложении, не является исчерпывающим. В процессе согласования проекта договора / соглашения / дополнительного соглашения согласующие лица вправе запросить предоставление иных документов, которыми могут быть подтверждены или опровергнуты сведения, представленные контрагентом. Не предоставление дополнительно запрошенных документов является основанием для несогласования проекта договора / соглашения / дополнительного соглашения с указанием причин такого несогласования.

В отношении юридических лиц, зарегистрированных за пределами территории Российской Федерации (нерезидентов РФ), в качестве подтверждающих документов могут выступать документы, выданные уполномоченными органами страны, в которой зарегистрировано юридическое лицо, и содержащие в себе все необходимые и достоверные сведения об участниках / акционерах такого юридического лица в соответствии с применимым правом. Документы предоставляются апостильированными с копией нотариально удостоверенного перевода.

Кто обязан представлять справку о бенефициарных владельцах и кто вправе ее требовать

Сведения о бенефициарных владельцах, под которыми в ст. 3 закона № 115 понимаются физлица, владеющие компаниями или оказывающие влияние на их управление (напрямую или через других лиц), являются обязательной частью документации юридического лица, совершающего операции с деньгами или имуществом. Под владением понимается не менее чем 25%-е участие.

Схемы для определения бенефициарного владельца нет, поэтому, несмотря на отличие в терминологии (бенефициарные владельцы и юрлицо в законе № 115 — взаимозависимые лица в Налоговом кодексе РФ), можно предложить использовать метод, определенный в ст. 105.2 НК РФ.

Перечень субъектов, обязанных хранить указанные сведения, содержится в ст. 5 закона № 115. Ряд юрлиц из этого списка освобождены от обязанности вести учет бенефициарных владельцев (абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115):

  • органы госвласти;
  • предприятия и учреждения, в которых долю более 50% имеют РФ, ее регионы или муниципальные образования, и др.

Список необходимо вести постоянно и 1 раз в год обновлять, самостоятельно выясняя личные данные владельцев. Юрлицо обязано представлять его по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, по запросу:

  • ФНС и ее подразделений;
  • Росфинмониторинга и его межрегиональных управлений.

Кроме того, справку о бенефициарах уполномочен запросить банк (п. 14 ст. 7 закона № 115). Может он понадобиться и для участия в торгах. Многие положения о закупках включают требование показать всю цепочку связей и огласить бенефициаров, что признается законным требованием (решение Московского УФАС России от 17.08.2015 по делу № 1-00-1338/77-15).

См. также «Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ».

Как вести учет и раскрывать сведения о бенефициарных владельцах, рассказали эксперты КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Как составить письмо о бенефициарных владельцах: образец справки

Ни ФНС, ни Росфинмониторинг не предложили какой-нибудь хотя бы рекомендательной формы для списка бенефициарных владельцев, в связи с чем его можно составить на свое усмотрение. Основное условие: список должен содержать сведения, перечисленные в абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115, а именно:

  • полное имя лица;
  • дату рождения и гражданство;
  • реквизиты паспорта гражданина РФ или документа на право проживания в РФ иностранного гражданина или апатрида;
  • ИНН.

На практике организации перерабатывают для рассматриваемой цели список аффилированных лиц.

Банки обычно предлагают свою форму справки, где могут указать несколько расширенный или наоборот суженный (в случае, когда допустима упрощенная идентификация клиента согласно подп. 1.11 п. 1 ст. 7 закона № 115) перечень сведений. Форма сведений о бенефициарах для торгов в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ предлагается заказчиком вместе со всей конкурсной документацией и диктуется обычно положением о закупках соответствующего заказчика.

Примерный образец письма о бенефициарных владельцах можно скачать здесь:

Скачать образец

Итоги

Таким образом, образец справки о бенефициарах может быть предложен запросившей его уполномоченной организацией/органом или составлен самостоятельно. Обязав ряд юридических лиц выяснять и хранить сведения о бенефициарных владельцах, законодатель не предложил формы документа, содержащего актуальные сведения о таковых.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Где используется понятие бенефициарного владельца

Законодатель не первый год предпринимает меры, направленные на реализацию возможности привлечения к имущественной ответственности не только юрлица, но и физических лиц, в интересах которых оно действует и совершает сделки. В нашей статье мы рассмотрим, когда, каким образом и в каком виде формируются сведения о бенефициарных владельцах, которые обязано представлять юрлицо.

Наряду с этим понятием, введенным законом «О противодействии легализации…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115-ФЗ), «поднятию корпоративной вуали» способствуют разные системы норм:

  • Об аффилированных лицах. Подробнее здесь: Образец заполнения списка аффилированных лиц в 2018 – 2019 году, Список аффилированных лиц акционерного общества (нюансы).
  • Взаимозависимых лицах. Читайте в статье на сайте по ссылке: Какие лица признаются взаимозависимыми по НК РФ?, и немного о соотношении понятий: Аффилированные и взаимозависимые лица – что это?.
  • Контролирующих и подконтрольных лицах (ст. 189.23 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, ст. 2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ) и др.

Особенность каждого из понятий такого рода — его строго целевое (телеологическое) наполнение, которое определяется законом. Из этого вытекает, что аффилированность или подконтрольность лица, если они доказаны, имеют значение для определения бенефициарности только при соответствии полученной информации закону № 115-ФЗ.

Бенефициарный владелец, таким образом, устанавливается только по закону № 115-ФЗ. Его нужно отличать от выгодоприобретателя.

В чем отличие бенефициарного владельца от выгодоприобретателя

Этимологически термины «бенефициар» и «выгодоприобретатель» практически тождественны, т. к. бенефит — это также выгода, а бенефициар — тот, кто ее получает. Но в законе № 115-ФЗ эти 2 термина содержательно различны:

  • Бенефициарный владелец — это физлицо, которое определяется исходя из его возможности прямо или косвенно контролировать действия проверяемого лица на документально подтвержденном основании. Это может быть владение более 25% уставного капитала или иной способ влиять на принимаемые решения.
  • Выгодоприобретатель — физлицо или юрлицо, которое является получателем дохода от операции, проводимой лицом. Это может быть принципал по агентскому договору или иной субъект, в данном случае возможность контролирующего воздействия не рассматривается. Его особая характеристика — то, что он извлекает выгоду из действий проверяемого лица только по конкретной проводимой операции, а не от всей его деятельности (см. информационное сообщение о типовых вопросах…, опубликованное на сайте Росфинмониторинга).

Из приведенных понятий видно, что они могут пересекаться, одно и то же лицо может выполнять одновременно 2 роли по отношению к проверяемому.

Кто и для чего выявляет бенефициаров, как сведения о бенефициарных владельцах предоставляются через ФНС РФ

Цели получения информации о бенефициарах определяются назначением норм закона № 115-ФЗ — противодействие вводу в законный оборот денежных средств, полученных преступным способом. Это вытекает из понятия легализации (ст. 3 закона № 115-ФЗ).

Своих бенефициарных владельцев обязано выявлять каждое юридическое лицо на основании ст. 6.1 закона № 115-ФЗ. Кроме того, эти сведения собирают банки и другие организации (подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ). Им в помощь разработаны специальные Методические рекомендации (письмо Росфинмониторинга от 04.12.2018 № 57).

В обязательном порядке сведения подлежат представлению по запросам в уполномоченные органы, к числу которых в первую очередь относятся ФНС РФ и специально созданный государственный орган — Росфинмониторинг, образованный Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808.

Учитывая, что все организации имеют телекоммуникационные каналы связи (ТКС) с налоговыми органами, было принято решение о том, что запросы и ответы на них должны направляться по ТКС через ФНС РФ (пп. 1–4 Правил предоставления юрлицами информации о своих бенефициарных владельцах…, утв. постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913, далее — Правила). Формат представления сведений утверждается ФНС РФ. На их представление юрлицу отводится 5 рабочих дней.

Форму документа, который составляется в организации, можно скачать по ссылке: Образец заполнения сведений о бенефициарных владельцах.

Какие сведения должен содержать список бенефициарных владельцев

Физлицо признается бенефициарным владельцем, если имеет возможность контролировать действия организации при наличии следующих признаков:

  • владение прямо или косвенно (через участие в юрлицах) более 25% уставного капитала или голосующих акций;
  • возможность влиять на решения организации на основании договора или иных документов, определяемых организацией самостоятельно.

Если установить бенефициара не представляется возможным, в этом качестве признается руководитель исполнительного органа. Это же правило применяется в отношении юрлиц — участников или управляющего юрлица.

Состав сведений о бенефициарном владельце (абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ):

  • Ф. И. О.;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • паспортные данные;
  • данные миграционной карты;
  • адрес регистрации;
  • ИНН и др.

Банки могут затребовать ряд дополнительных сведений, предусмотренных прил. 1 к положению ЦБ РФ «Об идентификации…» от 15.10.2015 № 499-П, например номер СНИЛС.

Отметим, что п. 2 Правил предусмотрено, что представлению в ФНС РФ и (или) Росфинмониторинг подлежат документально подтвержденные сведения о бенефициарах либо информация о мерах, предпринятых для получения этих сведений, в рамках выполнения обязанностей, предусмотренных законом. Передача такой информации не является нарушением законодательства о защите персональных данных (п. 5 ст. 6.1 закона № 115-ФЗ).

Обязанности юридических лиц по закону № 115-ФЗ

Каждая организация обязана:

  • иметь в наличии документально подтвержденную информацию о своих бенефициарах и регулярно, не реже 1 раза в год, обновлять ее;
  • хранить полученные документы и сведения в течение 5 лет;
  • представлять информацию и документы по запросу уполномоченных органов или ФНС РФ.

От сбора информации освобождаются субъекты с преобладающим государственным участием, а также международные и некоторые иностранные организации (п. 2 ст. 6.1, абз. 2–5 подп. 2 п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ).

Для выполнения этих обязанностей юрлицо запрашивает у своих участников и контролирующих лиц необходимые сведения, которые обязательны к представлению. Каким образом следует поступить в случае отказа или уклонения от их представления со стороны адресатов запросов, в законе не раскрывается.

Специальная административная ответственность для обязанных лиц отсутствует, поскольку субъектом административного правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 15.27 КоАП РФ (неосуществление внутреннего контроля), может быть только лицо, указанное в ст. 7 закона № 115-ФЗ (операторы по приему платежей и др., см. решение Липецкого облсуда от 21.09.2017 по делу № 21-152/2017).

Итак, сведения о физлицах, являющихся бенефициарными владельцами юрлиц, представляются по запросам в органы государственной власти и иные организации, действующие в соответствии с законом № 115-ФЗ, и включают информацию о гражданах, на которую в этой ситуации не распространяется законодательство о защите персональных данных.

Бенефициарный владелец юридического лица – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) таким юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия (ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). О том, в каком порядке раскрываются сведения о бенефициарных владельцах юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, расскажем в нашей консультации.

Организация должна знать своих бенефициаров

Юрлицо в общем случае обязано владеть информацией о своих бенефициарах и принимать все обоснованные и доступные меры по установлению в отношении них следующих сведений (п. 1 ст. 6.1, абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ):

  • Ф.И.О.;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • ИНН физлица (при наличии).

Организация должна обновлять сведения о своих бенефициарных владельцах не реже 1 раза в год и документально фиксировать полученную информацию. Хранить сведения о бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению указанных выше сведений юрлицо должно не менее 5 лет со дня получения этой информации (п. 3 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Организация вправе запрашивать необходимую информацию о своих бенефициарах у контролирующих такую организацию физических и юридических лиц. А такие лица, в свою очередь, обязаны эту информацию предоставлять. При этом передача такой информации не является нарушением законодательства РФ о персональных данных (ст. 4,5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Кому предоставлять информацию о бенефициарах?

Организация обязана представлять документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению необходимых сведений о таких владельцах по запросу ФНС, Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) и их территориальных органов (п. 6 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ , п. 1 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913).

Порядок и сроки предоставления организациями в ФНС и ФСФМ сведений о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению сведений о них установлены Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913. ФНС и ФСФМ могут направлять запросы в организацию как в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажных носителях (п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913).

Сведения о бенефициарных владельцах должны быть представлены по состоянию на дату, указанную в запросе, в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. При этом если организация обнаружит в отправленных сведениях неполноту, неточность или ошибки в данных, она должна не позднее 3 рабочих дней со дня обнаружения отправить откорректированные сведения (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913).

Если запрос на сведения о бенефициарах был получен в электронной форме, ответ нужно дать также электронный одним из способов (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 № 913):

  • по телекоммуникационным каналам связи через оператора;
  • на оптическом или цифровом носителе информации с приложением сопроводительного письма на бумаге.

Форма электронного сообщения о бенефициарном владельце в настоящее время не утверждена. Поэтому по сведениям о бенефициарных владельцах юридического лица образец, составляемый в электронной форме, в нашей консультации не приводится.

Также информация о бенефициарных владельцах организации раскрывается в ее отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ (п. 7 ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ).

Кроме того, организации, которые проводят операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать своих клиентов. В частности, устанавливать их бенефициарных владельцев (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ ). Именно поэтому банки просят своих клиентов при принятии их на обслуживание подать в кредитную организацию сведения о бенефициарных владельцах. Форма для подачи таких сведений разрабатывается банками самостоятельно.

Ответственность за непредоставление сведений

Если организация не представит сведения о своих бенефициарных владельцах по запросу ФНС или ФСФМ, она может быть оштрафована на сумму от 100 000 рублей до 500 000 рублей, а ее должностные лица – от 30 000 рублей до 40 000 рублей (ст. 14.25.1 КоАП РФ ). Аналогичный штраф может быть наложен за несоблюдение обязанностей по установлению, обновлению или хранению сведений о бенефициарах организации.

Справка о бенефициарах — образец предлагается нами для субъектов, которые обязаны представлять такую справку по правилам закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее — закон № 115). Указанная справка является одним из инструментов борьбы с отмыванием денег через подставные компании.

Таким образом, образец справки о бенефициарах может быть предложен запросившей его уполномоченной организацией/органом или составлен самостоятельно. Обязав ряд юридических лиц выяснять и хранить сведения о бенефициарных владельцах, законодатель не предложил формы документа, содержащего актуальные сведения о таковых.

Валентина Александрова

Руководитель отдела аудита и стратегических проектов, Acsour

специально для ГАРАНТ.РУ

Бенефициарный владелец (или бенефициар) юридического лица – это физическое лицо, которое прямо или косвенно владеет более 25% уставного капитала или имеет возможность контролировать действия компании (ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее – Закон № 115-ФЗ).

Бенефициаров компании нужно идентифицировать в целях соблюдения норм так называемого «антиотмывочного» законодательства, направленного на противодействие легализации преступных доходов, а также финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.

На первый взгляд все звучит просто – и для подавляющего большинства небольших компаний это действительно так. Если мы рассматриваем ООО, у которого есть один или два-три владельца (физических лица), контролирующих бизнес, с долей более 25%, то у нас не возникает проблем с определением бенефициаров. В случае с более крупными компаниями зачастую все не так прозрачно: здесь мы можем наблюдать многоуровневую систему владения компанией, уходящую корнями за пределы страны. Тогда задача определения бенефициара может стать нетривиальной. Прямых владельцев – физических лиц – у компании может и не быть, соответственно, необходимо найти косвенных и посчитать их долю. В таком случае нам поможет алгоритм, определенный в п. 3 ст. 105.2 Налогового кодекса.

Он сводится к следующему: необходимо нарисовать всю схему владения компанией (вплоть до физических лиц), чьих бенефициаров мы хотим найти. Затем определить долю косвенного участия каждого физического лица в организации путем перемножения долей прямого участия во всей цепочке владения.

ПРИМЕР

Путем расчетов мы получаем результаты:

Господин Сидоров – 24% * 100% = 24%;

Господин Петров – 76% * 55% * 100% = 41,80%

Господин Филиппов – 76% * 45% * 12% = 4,104%

Господин Юрьев – 76 % * 45% * 33% = 11,286%

Госпожа Морозова – 76% * 45% * 55% = 18,81%

Таким образом, бенефициарным владельцем ООО «Икс» является Петров.

Также бенефициар может определяться на основании наличия контроля над юридическим лицом. Под контролем в данном случае понимается возможность оказывать прямое или косвенное существенное влияние на решения, принимаемые компанией – в частности, на решения об осуществлении сделок и финансовых операций, оказывающих влияние на величину дохода физического лица (письмо Банка России от 28 января 2014 г. № 14-Т).

Раскрытие информации о бенефициарах

За малым исключением юридические лица обязаны владеть актуальной информацией о своих бенефициарах. Ее необходимо предоставлять в рамках бухгалтерской отчетности компании, а также в налоговую инспекцию и Росфинмониторинг в случае их запроса. В бухгалтерской отчетности компании обязаны раскрывать как минимум те сведения о своих бенефициарах, которые позволяют их однозначно идентифицировать. Таким образом, если в отчетном периоде осуществлялись какие-либо операции с бенефициарами (например, получение займов), то по ним нужно предоставить более детальные сведения (стоимостные показатели операций, величину денежных потоков между компанией и бенефициаром и т. д.).

К компаниям, которым собирать информацию о своих бенефициарах не требуется, например, относятся эмитенты ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством о ценных бумагах (полный перечень таких лиц перечислен в подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Вышеупомянутый Закон № 115-ФЗ требует наличия у компании следующей информации о бенефициарах (п. 1 ст. 6.1):

  • Ф. И. О.;
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • для иностранного бенефициара – данные миграционной карты или иного документа, подтверждающего его право на пребывание (проживание) в России (если применимо);
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • ИНН (при его наличии).

Сам список необходимой информации довольно прост. Проблема в том, что на практике получить ее не всегда так просто, как в теории. Далеко не все бенефициарные владельцы хотят быть раскрытыми: именно из-за этого они выстраивают сложные цепочки владения компаниями, уходящие корнями в офшорные юрисдикции. Что в этой ситуации остается делать сотрудникам российской компании, отвечающим за выполнение требований «антиотмывочного» законодательства?

Порядок действий здесь следующий:

  1. Подготовить запрос (в свободной форме);
  2. Направить его всем участникам компании (рекомендуется направлять запрос письмом с уведомлением о вручении и описью вложения по адресам, находящимся в списке участников);
  3. Дождаться ответа.

Поскольку на лиц, не предоставивших сведения в ответ на такой запрос, не возлагается никакой ответственности, то есть вероятность, что запрос останется без ответа. В таком случае компании следует предпринять иные меры по получению этой информации: например, попытаться найти эти сведения через открытые источники (ЕГРЮЛ или его зарубежный аналог, картотеку арбитражных дел, и т. д.). Существует и более радикальный метод – обращение в суд. Это, вероятно, будет расценено как принятие всех обоснованных и доступных мер по установлению компанией требуемых законом сведений.

Важно помнить! Всю информацию о бенефициарах и предпринятых мерах по их установлению нужно хранить не менее пяти лет и обновлять ежегодно (п. 3 ст. 6.1 Закона № 115-ФЗ).

Корректное налогообложение

Установление бенефициаров также может быть полезным для целей корректного налогообложения. В настоящий момент выплата любого дохода иностранному контрагенту с применением соглашений об избегании двойного налогообложения обязательно должна подтверждаться наличием у него фактического права на доход. Об этом свидетельствует и многочисленная судебная практика. Соответственно, установление структуры владения компанией может помочь и для целей определения релевантных ставок налогообложения. Поэтому, при направлении запросов иностранным учредителям полезно будет также выяснить, что компания отвечает всем требованиям законодательства и имеет право на получение доходов от российского юрлица по льготной ставке. Для этих целей у иностранной компании можно запросить:

  • письмо-подтверждение от менеджмента компании, в котором она гарантирует, что является бенефициарным собственником дохода;
  • краткое описание операционной деятельности компании, ее системы менеджмента, имеющихся активов и обязательств;
  • документы, подтверждающие описание деятельности компании (например, структура группы, учредительные документы, бухгалтерская отчетность).

У многих компаний после анализа ситуации с установлением бенефициаров может возникнуть закономерный вопрос: а что случится, если этого не сделать? За неисполнение обязанности по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о бенефициарных владельцах, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 14.25.1 КоАП):

  • для должностных лиц – в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Таким образом, своих бенефициаров нужно знать абсолютному большинству компаний, а если бенефициаров невозможно установить, то нужно, хотя бы предпринять для этого все доступные меры и документально их зафиксировать. Сведения о бенефициарах должны быть раскрыты в отчетности и предоставлены в случае запроса из налоговой инспекции или Росфинмониторинга.