Социально значимые продукты

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2010 г. N 530

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН

НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ

ТОВАРОВ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, ПЕРЕЧНЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ПЕРВОЙ

НЕОБХОДИМОСТИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МОГУТ УСТАНАВЛИВАТЬСЯ

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ, И ПЕРЕЧНЯ ОТДЕЛЬНЫХ

ВИДОВ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ,

ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО КОЛИЧЕСТВА КОТОРЫХ

ХОЗЯЙСТВУЮЩЕМУ СУБЪЕКТУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ТОРГОВУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ВЫПЛАТА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;

перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены;

перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 июля 2010 г. N 530

ПРАВИЛА

УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН

НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ

ТОВАРОВ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ

1. Настоящие Правила определяют порядок установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее — предельные розничные цены).

2. Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее — продовольственные товары), реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов.

3. Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары.

Указанный анализ проводится на основании оценки данных федерального статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по субъектам Российской Федерации, представляемых Федеральной службой государственной статистики, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых в течение 30 календарных дней подряд отмечается рост розничных цен на продовольственные товары не менее чем на 30 процентов, а также от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

4. По результатам проведенного анализа Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях субъектов Российской Федерации, с указанием наименований продовольственных товаров, размеров предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены.

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 июля 2010 г. N 530

ПЕРЕЧЕНЬ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ

ТОВАРОВ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МОГУТ

УСТАНАВЛИВАТЬСЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ

Говядина (кроме бескостного мяса)

Свинина (кроме бескостного мяса)

Баранина (кроме бескостного мяса)

Куры (кроме куриных окорочков)

Рыба мороженая неразделанная

Масло сливочное

Масло подсолнечное

Молоко питьевое

Яйца куриные

Сахар-песок

Соль поваренная пищевая

Чай черный байховый

Мука пшеничная

Хлеб ржаной, ржано-пшеничный

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки

Рис шлифованный

Пшено

Крупа гречневая — ядрица

Вермишель

Картофель

Капуста белокочанная свежая

Лук репчатый

Морковь

Яблоки

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 июля 2010 г. N 530

ПЕРЕЧЕНЬ

ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ

ТОВАРОВ, ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО КОЛИЧЕСТВА КОТОРЫХ

ХОЗЯЙСТВУЮЩЕМУ СУБЪЕКТУ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМУ ТОРГОВУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ВЫПЛАТА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ

Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ 31962-2013 со сроком годности менее 10 дней

Молоко питьевое пастеризованное 2,5 — 3,2% жирности по ГОСТ 31450-2013 со сроком годности менее 10 дней

Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней

Абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 17.09.2014 N 950

Приказ Росстата от 06.07.2016 N 327 (ред. от 16.07.2020, с изм. от 24.07.2020) «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за внутренней и внешней торговлей»

При ответе на вопросы 11 и 12 необходимо иметь в виду, что к социально значимым продовольственным товарам относятся товары, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» (с изменениями и дополнениями).

<Письмо> ФАС России от 04.06.2013 N ИА/21733/13 «О разъяснении положений статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

В целях единообразного применения части 5 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) и положений постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530 «Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» (далее — Постановление N 530) ФАС России считает необходимым сообщить следующее.

<Письмо> Минпромторга России от 29.03.2013 N ЕВ-3742/08 <О разъяснении положений Постановления Правительства РФ от 15.07.2010 N 530>

В соответствии с письмом ФАС России от 7 марта 2013 г. N АК/8573/13 Минпромторг России направляет информацию о разъяснении положений постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» (далее — Постановление).

Приказ Минпромторга РФ от 31.03.2011 N 422 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 — 2015 годы и период до 2020 года»

Постановлением Правительства от 15 июля 2010 года N 530 был утвержден перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Правительство РК утвердило перечень социально значимых продовольственных товаров

АСТАНА, 16 мар — ИА Новости-Казахстан. Правительство Казахстана утвердило перечень социально значимых продовольственных товаров.

Соответствующее постановление правительства опубликовано во вторник в официальной прессе и вводится в действие со дня подписания. Главой кабмина Каримом Масимовым документ подписан 1 марта 2010 года.

В перечень вошли 18 продуктов, в том числе мука пшеничная первого сорта, хлеб пшеничный, макаронные изделия, рис, картофель, сахар, масло растительное, мясо — говядина, баранина и мясо птицы, молоко, кефир, творог, масло сливочное, яйцо и соль. В перечень вошли также такие овощи, как морковь, лук репчатый, капуста, свекла. Кроме того включены в список крупы: гречневая, овсяная, манная, перловая и пшено.

В казахстанском законодательстве о продовольственной безопасности социально значимые продовольственные товары определены как «продовольственные товары, предусматривающие удовлетворение потребностей организма человека в основных пищевых веществах и энергии для сохранения активной и здоровой жизни, перечень которых утверждается правительством Республики Казахстан». Законодательством предусмотрен госмониторинг за ценами на социально значимые продукты питания.

Авторы законопроекта, поступившего вчера в Госдуму, отмечают, что на фоне проводимых мероприятий по противодействию пандемии новой коронавирусной инфекции на территории страны торговые сети необоснованно завышают цены на различные продукты питания. Закупочная цена порой превышает цену реализации продуктов в отдельных случаях в десятки раз. В этой связи при реализации торговыми сетями социально значимых продовольственных товаров первой необходимости планируется1 установить предельные торговые наценки.

Размеры таких наценок, согласно законопроекту, должны устанавливаться высшими исполнительными органами субъекта РФ, но не более 20% к отпускной цене организации оптовой торговли и не более 50% к фактической отпускной цене производителя товаров, входящих сегодня в перечень социально значимых продовольственных товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530.

При этом предполагается, что Правительство РФ сможет оказывать поддержку розничной торговли указанными товарами за счет средств федерального бюджета.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Соответствующие поправки планируется внести в ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 № З81-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

1 С текстом законопроекта № 942591-7 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Информация

о средних розничных ценах на социально значимые продукты питания
в городе Краснодаре на 23 сентября 2020 года

Федеральный закон Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утвердил механизм государственного регулирования цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров.

В связи с этим, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 15 июля 2010 года № 530 «Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определённого количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения».

В указанном постановлении определено 24 наименования продовольственных товаров первой необходимости, розничные цены на которые подлежат государственному регулированию, в том случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории субъекта Российской Федерации (в т. ч. Краснодарского края) рост розничных цен на перечисленные продовольственные товары составит 30 и более процентов, при этом предельные розничные цены подлежат установлению на срок не более 90 календарных дней.

На территории муниципального образования город Краснодар обеспечивается исполнение распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 октября 2007 года № 900-р «О стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов питания в Краснодарском крае» с учётом изменений и дополнений, внесённых распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 64-р от 16.02.2015, в соответствии с которым предприятиям розничной торговли рекомендовано осуществлять реализацию следующих социально значимых продуктов питания с применением торговой наценки в размере не выше 10%:

  • куры (кроме куриных окорочков) (не менее одного наименования);
  • масло подсолнечное рафинированное дезодорированное фасованное (не менее одного наименования);
  • молоко питьевое 2,5% жирности в полиэтиленовом пакете;
  • кефир 2,5% жирности в полиэтиленовом пакете;
  • сметана весовая и фасованная в полиэтиленовом пакете 20% жирности;
  • творог обезжиренный весовой и фасованный;
  • яйца куриные 1-й и 2-й категории (не менее одного наименования);
  • сахар-песок (не менее одного наименования);
  • соль поваренная пищевая (не менее одного наименования);
  • мука пшеничная высший сорт (не менее одного наименования);
  • хлеб формовой из муки 1 сорта;
  • рис шлифованный (не менее одного наименования);
  • крупа гречневая-ядрица (не менее одного наименования).

Специалисты управления цен и тарифов администрации муниципального образования город Краснодар еженедельно проводят мониторинг розничных цен на социально значимые продукты питания, действующих на территории города Краснодара. В мониторинге участвуют сельскохозяйственные рынки, гипермаркеты, супермаркеты и магазины шаговой доступности. В таблице указаны средние розничные цены на продукты питания, а также максимальные и минимальные значения по каждой позиции.

Телефоны горячей линии:

Отдел мониторинга и аналитической работы управления цен и тарифов администрации муниципального образования город Краснодар
т. 267-23-36, 267-23-41

Отдел развития услуг оптовой и розничной торговли управления торговли и бытового обслуживания населения администрации муниципального образования город Краснодар

т.218-98-12

Сейчас в него входят хлеб, сливочное масло, говядина, свинина, соль, сахар и чай. Власти намерены контролировать, какую наценку на эти товары устанавливают и продавцы, и дистрибуторы. И диктовать им свои условия ценообразования. В октябре минувшего года при поиске виновных в резком скачке цен власти обратили свое внимание на розницу. По мнению государственных чиновников, ритейлеры, «монополизировав» рынок розничной торговли, делают на продукты, в том числе и на социально значимые, необоснованно высокие наценки. В связи с этим правительство инициировало договор о замораживании цен между поставщиками и производителями. Цены были зафиксированы лишь на социально значимые товары: пшеничный и ржаной хлеб, молоко не менее 1,5%-й жирности, кефир не менее 1%-й жирности, подсолнечное масло, яйцо куриное.

Предел прибыли
Вероятно, что под контроль государства попадут и другие продукты, причем речь даже не о замораживании, а о постоянном ограничении торговых наценок. Министерство экономического развития и торговли разработало проект закона о торговле, который направлен в министерства и ведомства для обсуждения. По ст. 6 законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» государственное регулирование цен может вводиться на пшеничный и ржаной хлеб, молоко коровье, кефир, растительное и сливочное масло, говядину, свинину, мясо птицы, яйцо куриное, соль, сахар, чай. Какой будет устанавливаться «потолок», пока не ясно. Возможно, власти продиктуют рознице конечные цены либо установят предельный размер наценки. Она может составить от 3 до 20% как на оптовые цены, так и на цены производителей. Закон предусматривает и критерий, согласно которому будет выбираться поставщик, на продукцию которого станет вводиться госрегулирование: его доля на локальном рынке должна быть выше 15%. Новый законопроект также предлагает установить максимальный срок действия госрегулирования цен — 180 дней, при этом после 180 дней договор о замораживании цен не может быть продлен. Во Владивостоке с марта действует соглашение, заключенное администрацией Приморского края и крупными розничными операторами. В их числе сети супермаркетов «Ратимир», «Сфера-маркет», RED MART, «Владхлеб» («Лакомка»), гипер-маркет «В-Лазер», супермаркет «Парус», сеть магазинов Тихоокеанской торгово-производственной компании. В рамках соглашения они обязуются до 1 октября 2008 г. не поднимать торговую надбавку выше 10% на некоторые виды хлеба, молока, растительного масла местного производства. Яйцо первой и второй категории будет продаваться с наценкой не выше 20%.

Односторонний контроль
Как считают представители местного ритейла, подобные односторонние меры со стороны государства некорректны. «Необходимо обоюдное согласие производителя и розницы, — говорит Светлана Мякишева, директор по товародвижению ЗАО «Сфера-маркет»Только в этом случае можно прийти к консенсусу и держать фиксированные цены. Более того, государство не должно вмешиваться в ценообразование коммерческих предприятий без учета последствий для них, впрочем, как и перекладывать социальные аспекты на плечи бизнеса».

Александр Гурко, директор производственной компании «САВОС»: «Рынок зажимать нельзя. Каждый из субъектов потребительской цепочки заинтересован в получении прибыли. Таким образом, одностороннее регулирование цен не принесет ожидаемых результатов, но спровоцирует массу недовольства. За март цены на муку возросли на 15%, при этом я не учитываю рост цен на энергозатраты и бензин. Все эти показатели влияют на стоимость конечной продукции. Но государство, как мне кажется, не задумывается о том, чтобы регулировать подвластные ему отрасли». Подобного мнения придерживаются и поставщики мяса, наценка на которое может возрасти. По их словам, вместо того, чтобы задумываться о регулировании цен на потребительском рынке, стоит обратить внимание на рост таможенных пошлин, которые влияют на конечную цену продукции. По мнению Антона Калтыгина, руководителя по внешним связям ОАО «Вимм-Билль-Данн» (Урал, Сибирь и Дальний Восток), государство так или иначе вмешивается в рыночные отношения и регулирует их в любой стране, в том числе в развитых странах Европы и Америки, руководствуясь, как правило, социальными целями: «Например, чтобы сохранить рынок товаров первой необходимости, если он не слишком доходный сам по себе. Для достижения этого государство может как вводить регулирование части цен, так и дотировать убыточные отрасли, например сельское хозяйство».

Законопроекту о регулировании торговой деятельности еще предстоит согласование и обсуждение с ведомствами, однако многие производители начинают уже сейчас подсчитывать свои убытки. Так, в прошлом году компания «Вимм-Билль-Данн» одной из первых согласилась сдержать рост цен на продукцию первой необходимости (молоко, кефир). Однако, чтобы сохранить свою рентабельность, была вынуждена увеличить цены на другие продукты, что вызвало снижение объемов продаж. О том, что увеличение цен на другую группу продуктов в целях сохранения рентабельности невыгодно, говорит и Мякишева: «Этим мы ничего не добьемся, кроме того, что понизим лояльность клиентов к нашей марке».