СанПИН для инвалидов

Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2009 года N 71

Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09

постановляю:

1. Утвердить СанПиН 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы» (приложение).

2. Ввести в действие указанные санитарные правила с 1 марта 2010 года.

Г.Г.Онищенко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 декабря 2009 года,
регистрационный N 15884

Приложение. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2564-09. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму организаций …

Приложение

Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для проживания лиц пожилого возраста и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы*

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.1.2.2564-09

(с изменениями на 17 февраля 2014 года)

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7..

I. Область применения

1.2. Санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для проживания лиц пожилого возраста и инвалидов (далее — объекты), а также санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для проживания лиц пожилого возраста и инвалидов (далее — организации).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.

1.3. Требования настоящих санитарных правил должны соблюдаться организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых объектов.

1.4. Санитарные правила предназначены для организаций, специалистов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

1.5. Контроль за соблюдением настоящих санитарных правил осуществляется органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.6. Организации должны обеспечивать лицам пожилого возраста и инвалидам в местах их проживания следующие виды обслуживания:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.
— проживание;
— питание;
— санитарно-гигиеническое обслуживание;
— обучение, культурно-массовое обслуживание, профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных возможностей);
— медицинское обслуживание (включая физическую реабилитацию) (не предусматривается для организаций социального обслуживания);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.
— административно-бытовое обслуживание.

II. Нормативные ссылки

III. Гигиенические требования к размещению организаций

3.1. Абзац исключен с 11 мая 2014 года — Изменения N 1 от 17 февраля 2014 года N 7..
Не допускается размещение зданий организации на территории санитарно-защитных зон промышленных предприятий, производств, сооружений и иных объектов.
Площадь участка определяется возможностью расположения на нем основного и вспомогательных зданий.

3.2. Абзац исключен с 11 мая 2014 года — Изменения N 1 от 17 февраля 2014 года N 7..
Служебный автотранспорт допускается размещать на территории организаций с соблюдением нормативных требований в гаражах закрытого типа без технического обслуживания.

3.3. Объекты располагают на территории жилой застройки на расстоянии от общественных, промышленных, коммунальных, хозяйственных и других организаций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городских, поселковых и сельских населенных пунктов.

3.4. При определении места размещения объектов следует учитывать расположение существующих и планируемых лечебно-профилактических учреждений для оперативного оказания консультативной помощи и проведения профилактических осмотров лиц пожилого возраста и инвалидов специалистами лечебно-профилактических учреждений.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.

3.5. Территория организаций должна быть благоустроена, озеленена, освещена, оборудована проездами и тротуарами с удалением талых и ливневых вод. Проезды и пешеходные дорожки должны иметь твердые покрытия.

3.6. В составе территории должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны:

а) зона проживания с расположенными в ней площадками для отдыха, теневыми навесами, спортивными площадками;

б) зона обслуживания, в которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;

в) абзац исключен с 11 мая 2014 года — Изменения N 1 от 17 февраля 2014 года N 7;

г) хозяйственная зона, в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, ремонтные мастерские, овощехранилище и так далее;

д) зона проживания обслуживающего персонала (предусматривается только при загородном размещении организаций);

е) пешеходная зона.
Необходимо приспособление пешеходно-транспортных связей к потребностям маломобильных групп населения.

3.7. Территория организаций должна быть огорожена, с устройством дорог с твердым покрытием.
Территория организаций должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к содержанию территорий населенных мест, ежедневно убираться, поливаться водой с целью предотвращения пылеобразования.

3.8. Расстояние от мусоросборников до здания организации, мест отдыха и занятия физкультурой должно быть не менее 25 метров.

3.9. Не допускается размещать организации в общественных зданиях.
Допускается размещение организаций во встроенных в жилые дома помещениях, во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных), при наличии огороженной территории с самостоятельным входом для проживающих и выездом (въездом) для автотранспорта.
Вместимость зданий (помещений) определяется проектом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.

3.10. Размеры земельных участков организаций, а также нормы расчета, расстояния до красных линий, жилых и других зданий принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Требования к объемно-планировочным решениям

4.1. В состав объектов входят следующие основные группы помещений:
— помещения проживания лиц пожилого возраста и инвалидов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.
— помещения обслуживания (включающие помещения культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения профессиональной подготовки и социальной адаптации, помещения, обеспечивающие питание больных и персонала);
— помещения приема (включающие карантинное отделение и изолятор);
— хозяйственные помещения;
— помещения проживания персонала.

4.2. Состав помещений и их площади, техническое оснащение определяются в соответствии с технологией функциональных процессов в организации и в соответствии с расчетными нормативами, а также возможностью создания необходимых условий труда в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.
Площадь помещений объектов определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации с учетом предполагаемого числа сотрудников и пациентов, одновременно находящихся в помещении, габаритов медицинского и технологического оборудования и возможности организации необходимых технологических проходов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.

4.3. Пункт исключен с 11 мая 2014 года — Изменения N 1 от 17 февраля 2014 года N 7..

4.4. В зданиях высотою в 2 этажа для инвалидов — хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности и для больных с поражением опорно-двигательного аппарата, а для остальных организаций в зданиях высотой выше двух этажей следует предусматривать лифты (на здание — не менее одного лифта), которые должны иметь кабину размером не менее 1,1×1,5 м, рассчитанную на инвалида-колясочника. В организациях для инвалидов — хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности один из лифтов должен быть грузовым больничным с размером кабины не менее 1,2 x 2,0 м.

4.5. Вместо части лестниц допускается предусматривать пандусы.
На объектах специализированных организаций для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата следует предусматривать лифты и пандусы.

4.6. При общей вместимости более 200 мест объект может состоять из отдельных блоков (отделений), включающих, кроме помещений проживания, помещения питания, а также первичного медицинского обслуживания.

4.7. Различают помещения проживания двух основных типов:
— по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров);
— по квартирному типу, когда жилые помещения проектируются для группы 5-6 человек с общей гостиной, кухней, столовой, прихожей, санитарным узлом.
Для инвалидов — хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности помещения проживания следует предусматривать только по коридорному типу.

4.8. Помещения для проживания и обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста следует размещать в отдельных корпусах или блоках либо предусмотреть соединения отапливаемыми переходами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.

4.9. Вместимость спальных комнат следует принимать для объектов организаций для инвалидов — хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности 4-6 мест, в остальных организациях — 1-3 места.

4.10. Пункт исключен с 11 мая 2014 года — Изменения N 1 от 17 февраля 2014 года N 7..

4.11. Планировка и оборудование всех помещений, посещаемых инвалидами и лицами пожилого возраста, должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.

4.12. Пункт исключен с 11 мая 2014 года — Изменения N 1 от 17 февраля 2014 года N 7..

4.13. Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе следует предусматривать при каждой спальной комнате.
В жилых помещениях, проектируемых по квартирному типу, санитарные узлы предусматриваются общими на квартиру.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.
В жилых помещениях, оборудованных по коридорной системе, санитарные узлы предусматриваются общими на коридор.
(Абзац дополнительно включен с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7)

4.14. При коридорной системе следует предусматривать гостиные при одновременном пребывании:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.

— в домах-интернатах для инвалидов — хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности — 20% больных;
— в организациях для инвалидов молодого возраста — 80% больных;
— в остальных организациях — 50% больных.

4.15. В спальных отделениях домов-интернатов для инвалидов молодого возраста необходимо предусматривать комнату учебно-игровых занятий; в домах-интернатах для инвалидов молодого возраста, проектируемых по коридорной системе, — комнату воспитателя.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.

4.16. Пункт исключен с 11 мая 2014 года — Изменения N 1 от 17 февраля 2014 года N 7..

4.17. В составе объектов, за исключением организаций, предназначенных для инвалидов — хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности, рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.

4.18. При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.

Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следует принимать 6-8; специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий — вместимости учреждения, местных традиций, наличия специалистов, возможности трудоустройства и т.п.
Учебно-производственные мастерские запрещается располагать в одном блоке с помещениями для проживания.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.

4.19. В составе объектов рекомендуется предусматривать бассейны и физкультурно-спортивные залы:
абзац исключен с 11 мая 2014 года — Изменения N 1 от 17 февраля 2014 года N 7;
абзац исключен с 11 мая 2014 года — Изменения N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.
В организациях других типов, за исключением предназначенных для инвалидов — хронических душевнобольных с тяжелыми нарушениями умственной деятельности, рекомендуется предусматривать зал лечебной физкультуры.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 мая 2014 года Изменениями N 1 от 17 февраля 2014 года N 7.

4.20. Пункт исключен с 11 мая 2014 года — Изменения N 1 от 17 февраля 2014 года N 7..

4.21. В зале должны быть предусмотрены места для инвалидов-колясочников из расчета 10-15% в организации для инвалидов с недостатками физического развития и 5-10% — для инвалидов с поражением умственной деятельности.

4.22. Пункт исключен с 11 мая 2014 года — Изменения N 1 от 17 февраля 2014 года N 7..

4.23. Пункт исключен с 11 мая 2014 года — Изменения N 1 от 17 февраля 2014 года N 7..

4.24. Освещение вторым светом допускается в помещениях комнат персонала, ванной, санитарной комнате, буфетной приемно-карантинного отделения, моечной кухонной посуды. Допускается не предусматривать естественного освещения санитарных узлов и туалетных при спальных комнатах и в составе квартир, в буфетных, кладовых площадью до 50 кв.м, инвентарных, уборных и душевых персонала, уборных и душевых при бассейне и спортзале, комнате хранения уборочного инвентаря, дезкамере, комнате хранения переносной аппаратуры.

4.25. Покрытие полов в санитарно-гигиенических помещениях (умывальных, туалетах, душевых, личной гигиены женщин, ванных и т.д.) должно быть влагостойким, легко моющимся, обладать шероховатостью, исключающей падение и травмы.

Об утверждении СП 2.2.9.2510-09

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2009 года N 30

Об утверждении СП 2.2.9.2510-09

(с изменениями на 20 февраля 2018 года)

1. Утвердить санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» (приложение).

2. Ввести в действие СП 2.2.9.2510-09 с 15 августа 2009 года.

Г.Г.Онищенко

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
9 июня 2009 года,
регистрационный N 14036

Приложение. Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов

Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации
от 18 мая 2009 года N 30

Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09

(с изменениями на 20 февраля 2018 года)

1. Область применения

1.1. Санитарные правила «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» (далее — санитарные правила) устанавливают необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов, с учетом степени риска причинения вреда.

1.2. Настоящие санитарные правила определяют обязательные гигиенические требования к условиям труда, производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам, производственной среде, сырью, медицинскому обслуживанию и санитарно-бытовому обеспечению работающих инвалидов в целях охраны их здоровья.

1.3. Санитарные правила распространяются на все отрасли экономической деятельности, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд инвалидов.

1.4. Санитарные правила определяют права и обязанности участников отношений, регулируемых настоящим документом.

2. Общие положения

2.1. Целью настоящих санитарных правил является предотвращение или сведение к минимуму негативных последствий применения труда инвалидов в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма, сохранение здоровья указанного контингента работников на основе комплексной санитарно-эпидемиологической оценки профессионального риска и вредных факторов производственной среды и трудового процесса.

2.2. Санитарные правила основаны на принципе равенства возможностей инвалидов и работников в целом и регламентируют соблюдение равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин, являющихся инвалидами.

2.3. Работодатель организует и проводит производственный контроль за соблюдением санитарных правил в соответствии с санитарным законодательством.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режимам труда инвалидов

3.1. Профессиональный отбор инвалидов основывается на классификациях нарушений основных функций организма человека и основных категорий жизнедеятельности, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

3.2. Под специализированным предприятием понимается предприятие, независимо от форм собственности, применяющее труд инвалидов, осуществляющее комплекс мер по профессиональной и социальной реабилитации, обеспечивающее организацию на производстве медицинского обслуживания инвалидов, выпускающее потребительские товары, товары производственно-технического назначения, где общая численность работающих составляет не менее 15 человек.

3.3. Основу деятельности специализированного предприятия, наряду с хозяйственно-производственной, составляет целенаправленная работа по социальной, профессиональной и медицинской реабилитации инвалидов.
Основными задачами специализированного предприятия являются: профессиональная реабилитация инвалидов, включающая:
— профессиональную ориентацию;
— профессиональное образование;
— профессиональную, производственную адаптацию и трудовое устройство;
— медицинский контроль за рациональным трудоустройством инвалидов и их состоянием здоровья, оказание неотложной и амбулаторной медицинской помощи работающим инвалидам;
— осуществление комплекса мер по социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
На предприятии организуются производственные помещения с оборудованием специализированных рабочих мест, соответствующих действующим санитарным нормам и рекомендациям медицинских учреждений, обслуживающих данное предприятие.

3.4. Определение соответствия условий труда лиц со сниженной трудоспособностью (инвалидов) действующему санитарному законодательству осуществляется организациями и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3.5. Работодатель обеспечивает:

3.5.1. создание необходимых условий труда и режима работы в соответствии с действующим законодательством, общей и индивидуальной программами реабилитации инвалидов;

3.5.2. подбор специальных технологических процессов и продукции с учетом применения труда инвалидов и их профессиональных навыков и состояния здоровья;

3.5.3. разработку и использование различных средств малой механизации для облегчения труда, при необходимости оборудование рабочего места инвалида в индивидуальном порядке;

3.5.4. трудоустройство инвалидов в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы;

3.5.5. организацию на производстве медицинского наблюдения за инвалидами и контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в производственных и непроизводственных помещениях;

3.5.6. составление графика и режима работы инвалидов с учетом их заболеваний и рекомендаций по продолжительности рабочего дня;

3.5.7. производственный контроль за выполнением санитарных правил и гигиенических нормативов;

3.5.8. наличие санитарно-эпидемиологических заключений на применяемое сырье, выпускаемую продукцию, осуществление гигиенической оценки технологических процессов;

3.5.9. принятие необходимых мер, в случае возникновения аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве, в том числе надлежащих мер по оказанию первой помощи.

3.6. При трудоустройстве инвалидов обеспечивается соответствие требований характера и условий труда функциональным возможностям организма, квалификации, степени сохранности профессиональных навыков. Предпочтительно сохранять профессию при облегченном режиме труда.

3.7. Конкретные меры по облегчению труда осуществляются работодателем на основании рекомендаций территориальных органов Роспотребнадзора и лечебно-профилактического учреждения.

4. Специальные требования к организации производств для труда инвалидов

4.1. Проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характере функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
При проектировании, реконструкции и эксплуатации специальных рабочих мест для инвалидов следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.
Специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травмирования инвалида.

4.2. Противопоказанными для трудоустройства инвалидов являются условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство и условия труда, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, а именно:
физические факторы (шум, вибрация, температура воздуха, влажность и подвижность воздуха, электромагнитные излучения, статическое электричество, освещенность и др.);
химические факторы (запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны);
биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности);
физические, динамические и статические нагрузки при подъеме и перемещении, удержании тяжестей, работе в неудобных вынужденных позах, длительной ходьбе;
нервно-психические нагрузки (сенсорные, эмоциональные, интеллектуальные нагрузки, монотонность, работа в ночную смену, с удлиненным рабочим днем).

4.3. Условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы.
Показанными условиями труда для трудоустройства инвалидов являются:
оптимальные и допустимые санитарно-гигиенические условия производственной среды по физическим (шум, вибрация, инфразвук, электромагнитные излучения, пыль, микроклимат), химическим (вредные вещества, вещества-аллергены, аэрозоли и др.) и биологическим (микроорганизмы, включая патогенные, белковые препараты) факторам;
работа с незначительной или умеренной физической, динамической и статической нагрузкой, в отдельных случаях с выраженной физической нагрузкой;
работа преимущественно в свободной позе, сидя, с возможностью смены положения тела, в отдельных случаях — стоя или с возможностью ходьбы;
рабочее место, соответствующее эргономическим требованиям;
работа, не связанная со значительными перемещениями (переходами).

4.4. Расстановка оборудования и мебели на рабочих местах инвалидов должна обеспечивать безопасность и комфортность труда.
Расстановка станков, оборудования и мебели на рабочем месте, предназначенном для труда инвалида, пользующегося для передвижения креслом-коляской, должна обеспечивать возможность подъезда и разворота инвалидной коляски, а на рабочем месте слепого и слабовидящего — возможность работы без помех от передвижений в помещении других работников. Для удобного нахождения своего рабочего места слепым работником станки, оборудование или мебель должны быть снабжены тактильными ориентирами. Оргтехоснастка рабочих мест для инвалидов (рабочие столы, верстаки, стеллажи, шкафы) должны соответствовать антропометрическим данным исполнителя (таблица 1).

Таблица 1

Параметры и рабочее положение, мм

Рост человека

низкий

средний

высокий

Высота рабочего стола при обычной работе сидя

Высота стола для особо точных работ при работе сидя

Высота рабочей поверхности для работы на станках и машинах при работе сидя

Высота рабочей поверхности для работы на станках и машинах при работе стоя

Высота рабочей поверхности при работе, где возможно изменение рабочего положения — сидя или стоя

Примечание. Высота для ног от отметки пола до нижней поверхности стола — 600-625 мм, ширина зоны для ног — 400 мм

4.5. Отдельные элементы оборудования и мебель на рабочих местах инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата должны быть трансформируемыми. Рабочий стол должен, как правило, иметь изменяемую высоту и наклон рабочей поверхности, а также — регулируемую подставку для ног. Рабочий стул для инвалидов этой категории должен быть оснащен устройством для изменения положения сиденья по высоте и наклону, регулируемой подставкой для ног, в отдельных случаях — специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании, приспособлением для рабочих инструментов, устройством перемещения вдоль рабочей плоскости по направляющей, а также посредством электромеханических автономных устройств.

4.6. Специальное рабочее место инвалида должно иметь основное и вспомогательное оборудование, техническую и организационную оснастку, обеспечивающие реализацию эргономических принципов при организации рабочих мест инвалидов и учитывающих индивидуальные возможности и ограничения конкретных лиц. Целесообразно применять специально комплексно разработанные для различных специальностей рабочие места инвалидов, включающие рабочий стол, стул, технологическое оборудование и подставки для сырья, инструментов и готовой продукции. При проектировании рабочего места инвалида с поражениями опорно-двигательного аппарата следует учитывать параметры оперативного поля, доступного верхним конечностям при условии фиксированного положения тела.

4.7. Организация рабочего места и конструкция всех элементов мебели, оргтехоснастки производственного оборудования должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов с учетом:
анатомо-морфологических характеристик двигательного аппарата;
возможностей распознавания органов управления оборудованием, предметов труда, инструмента;
точности, скорости и амплитуды движений при осуществлении управляющих действий;
возможностей захвата и перемещения инструментов, предметов труда (пальцами, кистью, всей рукой, стопой, в том числе с использованием протезов и рабочих насадок на них);
величин усилий, развиваемых при осуществлении управляющих действий.

4.8. При проектировании и организации специальных рабочих мест для инвалидов должно быть предусмотрено:
использование специальных приспособлений для управления и обслуживания оборудования, компенсирующих анатомо-морфологические и физиологические недостатки и ограничения инвалидов;
применение специально разработанного ручного инструмента, форма, размеры и величина сопротивления приводных элементов которого обеспечивают надежный захват и эффективное использование;
расположение органов управления оборудованием, технологической или организационной оснастки, обрабатываемых деталей на рабочем месте в пределах зон досягаемости моторного поля (в горизонтальной и вертикальной плоскостях), учитывающих антропометрические и физические размеры и физические ограничения инвалида;
использование для регулировки высоты рабочей поверхности стола и элементов рабочего стула легко досягаемых и управляемых механизмов, имеющих надежную фиксацию;
выделение дополнительных площадей, обеспечивающих возможность подъезда, разворота на рабочем месте и выполнения работы в инвалидной коляске;
оснащение оборудования и мебели на рабочем месте индикаторами (визуальные, акустические, тактильные), учитывающими возможности и ограничения отдельных групп инвалидов (слепые, слабовидящие, глухие) в восприятии информации для беспрепятственного нахождения своего рабочего места и выполнения работы.
Все элементы стационарного оборудования, предназначенные для пользования инвалидами, должны быть прочно и надежно закреплены. Крепежные детали оборудования, регуляторов, электровыключателей и т.п. не должны выступать за плоскость закрепляемого элемента.

Российской Федерацией в 2008 году подписана, а затем Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 36-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее – Конвенция), которая вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 года. Решение о присоединении к Конвенции в полном объеме соответствует содержащемуся в статье 7 Конституции Российской Федерации положению о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (наряду с другими категориями лиц), развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Поскольку Конвенция имеет статус международного договора, то её положения применяются в обязательном порядке, в том числе в тех случаях, когда они не совпадают с нормами внутреннего законодательства (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

Принятый в 1995 г. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов), основанный на предыдущем положительном опыте социального обеспечения в стране, а также на положениях ряда международных актов (Декларация о правах инвалидов, принятая резолюцией 3447 Генассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г., Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые резолюцией 48/96 Генассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г. и др.), положил начало переходу от врачебно-трудовой к медико-социальной модели инвалидности.

В результате приведения понятия «инвалидности» к международным стандартам и действия других инвалидизирующих факторов численность инвалидов в России возросла с 4,7 млн. человек в 1993 г. до 13,2 млн. человек в 2013 г., соответственно вырос удельный вес инвалидов от численности населения России с 3,2% до 9,2%.

Одновременно было начато формирование соответствующей международному праву системы правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение, социальную поддержку инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, содействие трудоустройству, медико-социальную экспертизу и реабилитацию, страховые выплаты по трудовому увечью и профессиональным заболеваниям, доплаты к пенсиям и компенсационные выплаты, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (включая протезирование) бесплатно, развитие реабилитационной индустрии, создание безбарьерной среды.

Права и гарантии граждан в сфере труда и занятости, закрепленные Конституцией и отраженные в базовых законах Российской Федерации, в Трудовом кодексе Российской Федерации, в полном объеме распространяясь на инвалидов, соответствуют пункту 1 статьи 27 Конвенции о признании права инвалидов на труд наравне со всеми и создают правовую основу для реализации этого права.

Конституцией (ст. 37) и Трудовым кодексом (ст. 2,3) определены основы правового регулирования трудовых отношений, распространяющиеся без всякого изъятия на инвалидов: свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве, запрет на дискриминацию в сфере труда. При этом каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, на защиту трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

На инвалидов в полном объеме распространяется запрещение дискриминации в сфере труда, предусмотренное статьей 3 Трудового кодекса. В соответствии с ней никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, что исключает законодательное ограничение граждан в реализации их трудовых прав в связи с инвалидностью.

В целях предотвращения дискриминации инвалидов при трудоустройстве в статьях 20-24 Закона о социальной защите инвалидов закреплена система дополнительных мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей по профобразованию и осуществлению трудовой деятельности.

Работодатель не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями и деловыми качествами работника. Необоснованный отказ в заключении трудового договора с инвалидом может быть обжалован в суде.

Для защиты прав инвалидов на справедливые и благоприятные условия труда наравне с другими законодательством предусмотрены дополнительные гарантии по созданию инвалидам необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

В статье 23 Закона о социальной защите инвалидов, а также в статьях 92, 94, 96, 99, 113, 128, 179, 224 Трудового кодекса, в частности, установлены льготы для инвалидов в трудовых отношениях, которые направлены на обеспечение того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые права наравне с другими. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, отпуска и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

В Российской Федерации выполняется положение Конвенции по обеспечению того, чтобы инвалиды могли осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими. Согласно нормам Закона о социальной защите инвалидов они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций.

Для защиты прав инвалидов на безопасные и здоровые условия труда изданы Санитарные правила 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 30, которые должны соблюдаться предприятиями всех отраслей экономической деятельности. Целью применения Санитарных правил является предотвращение или сведение к минимуму негативных последствий применения труда инвалидов в условиях производства, создание гигиенически безопасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма. Работодатель не вправе предлагать инвалиду работу, связанную с вредными и опасными производственными факторами.

Защита трудовых прав работающих инвалидов, в том числе на охрану труда, возложена на Роструд и его территориальные органы (государственные инспекции труда) (ст. 353 Трудового кодекса, постановление Правительства Российской Федерации от
1 сентября 2012 года № 875). В целях обеспечения для работающих инвалидов здоровых и безопасных условий труда на Роструд и его территориальные органы возложены организация и проведение мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства в отношении инвалидов, принимают необходимые меры реагирования в пределах своей компетенции. Для устранения выявленных нарушений государственными инспекциями труда принимаются меры инспекторского реагирования: выдача предписаний об устранении нарушений, привлечение к административной ответственности и наложение штрафов.

С целью выполнения положений Конвенции и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительством Российской Федерации утвержден «Комплекс мер, направленный на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы».

Для информирования инвалидов о возможностях трудоустройства на открытом рынке труда с ноября 2013 года Роструд открыл на информационном портале «Работа в России» (www.trudvsem.ru) сервис поиска работы для инвалидов. Интернет-ресурс позволяет подобрать вакансии, предлагаемые центрами занятости населения, в том числе на квотируемые и специально оборудованные рабочие места для инвалидов, учитывая регион проживания, категорию инвалидности и другие заданные пользователем параметры. В мае 2014 года на портале была размещена информация о 64 тысячах рабочих мест для инвалидов, представленных работодателями в центры занятости.

В соответствии с Законом о социальной защите инвалидов (ст. 20) квоты для приема на работу инвалидов устанавливаются в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В целях создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов Федеральным законом от 2 июля 2013 года № 183-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать квоты по трудоустройству инвалидов для организаций с числом работников от 35 человек, а не от 100 человек, как это было до 2013 года. Таким образом, в систему квотирования вовлечены организации малого и среднего бизнеса, включая сельскую местность, что значительно расширило возможности трудоустройства инвалидов дополнительно на 300 тысяч квотируемых рабочих мест.

Для повышения эффективности реализации гарантий трудовой занятости инвалидов после ратификации Конвенции уточнен механизм контроля и усилена административная ответственность работодателей за создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты (Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 11-ФЗ). В соответствии с принятыми нормами работодателю вменяется в обязанность ежемесячно представлять в службу занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. В рамках контроля за резервированием рабочих мест в счет квот для трудоустройства инвалидов введена новая правовая норма, обязывающая работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие информацию о таких рабочих местах, и представлять сведения о них органам занятости.

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (ст. 5.42 КОАП).

В результате вышеизложенных мер число работающих инвалидов после подписания Конвенции увеличивается на 5-6 % ежегодно. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации оно возросло с 2008 по 2013 гг. на 22,3 % и составило на начало 2014 года 2,4 млн. человек или 18,4 % общей численности инвалидов.

Основными направлениями дальнейшего совершенствования системы содействия инвалидам в реализации права на труд на среднесрочную перспективу определены:

  • стимулирование работодателей к созданию специальных рабочих мест для инвалидов;
  • все более весомое возмещение им расходов на оснащение данных рабочих мест;
  • развитие индивидуализированной практики сопровождаемой трудовой занятости инвалидов;
  • расширение практики квотирования рабочих мест;
  • содействие развитию социального предпринимательства.

Правительством Хабаровского края разработан «План мероприятий по вовлечению инвалидов в трудовую деятельность в организации бюджетной сферы и акционерный общества с государственным участием в Хабаровском крае в 2014 году», который предусматривает организацию информационно-разъяснительной работы по реализации мер, направленных на содействие трудоустройства незанятых инвалидов.

Институтом проводятся мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края: Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом Хабаровского края от 28.04.1999 № 119 «О квотировании рабочих мест для инвалидов и лиц, испытывающих трудности в поиске работы в Хабаровском крае» и др.

В соответствии с установленной квотой, в Институте выделены рабочие места для устройства инвалидов.