Рекультивация карьеров отходами

Общее представление о рекультивации земельных участков имеет каждый практикующий эколог, однако все же приведем определение данного термина для ясности. Так, согласно ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Проведение работ по рекультивации нарушенных земель регламентируется несколькими законодательными актами:

  • Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;
  • Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67.

Подробно рассматривать положения данных документов не имеет смысла — это уже было сделано ранее на страницах журнала. Напомним, что работы по рекультивации обязан проводить собственник земли или юридическое лицо, проводившее работы на данном земельном участке, будь то разработка месторождений нефти, полезных ископаемых, строительные работы или иной вид деятельности, приведший к нарушению состояния земель. Рекультивация проводится на основании разработанного проекта рекультивации, утвержденного в установленном порядке.

Рекультивация осуществляется в 2 этапа:

1) технический этап — планирование участка, вывоз грунта или его завоз, гидротехнические и мелиоративные работы и т.д.;

2) биологический этап, включающий агротехнические и фитомелиоративные мероприятия.

Проще говоря, на первом этапе вывозятся отходы, производится выравнивание участка, завозится при необходимости новый грунт, а на втором этапе производится озеленение участка земли травами с целью восстановления плодородия почвы.

После окончания работ в компетентные органы необходимо представить пакет документов, который включает в себя в том числе отчет о рекультивации и данные мониторинга состояния земель. Приемная комиссия знакомится с отчетом и данными мониторинга и по результатам проводит приемку рекультивированного участка. В идеале после окончания работ разработанный карьер или залитая нефтепродуктами земля должны превратиться в плодородный участок земли.

Отметим, что российским законодательством предусмотрена административная ответственность за невыполнение работ по рекультивации:

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, юридическое лицо может понести наказание в виде штрафа, однако его размер довольно мал, особенно если учесть, какие доходы приносит разработка месторождений полезных ископаемых — основная причина нарушения земель.

Неудивительно, что на сегодняшний день в российской практике рекультивационных работ сложилась довольно печальная картина. Во-первых, работы по рекультивации земель после окончания разработок месторождений или иной деятельности очень часто не проводятся вовсе. Наиболее распространена ситуация, когда после окончания работ юридическое лицо объявляет себя банкротом (добыча завершена — деньги закончились), и, соответственно, средства на проведение восстановительных работ на земле взять негде. Внимание общественности неоднократно обращалось к данному вопросу. Предлагались различные законодательные идеи о том, как избежать таких проблем.

Например, в Кузбассе был предложен проект закона, предусматривающий заблаговременное создание депозитарного счета с отложенными на него средствами на рекультивацию. Такой счет мог бы создаваться юридическим лицом при подаче документов на получение лицензии на проведение добычи полезных ископаемых. К сожалению, проект так и остался проектом.

Во-вторых, проведенные работы очень часто не соответствуют требованиям законодательства и даже проекта рекультивации на данный объект. То есть рекультивация проводится только на бумаге. Довольно часто это неплохой способ отмывания денег, а также «распиливания» средств, полученных в результате добычи полезных ископаемых. На деле же нефтяные болота остаются болотами, карьерные выемки засыпаются строительным мусором, плодородие почв не восстанавливается и биоразнообразию экосистем наносится непоправимый ущерб, имеющий далеко идущие последствия.

Наконец, рекультивация карьеров — больная тема, которая касается еще и обращения с отходами. В зависимости от состояния земель, а также от рода хозяйственной деятельности, осуществляемого на этих землях, методы и технологии рекультивации могут быть различными. Одним из наиболее популярных и часто используемых при рекультивации карьерных выемок и отвалов является метод заполнения пустот и выемок отработанной горной породой (вскрышными и вмещающими породами). Для данных целей рекомендовано использовать только те породы, которые не обладают радиоактивными и токсичными свойствами и могут быть потенциально полезными в процессе возвращения почве плодородия.

Именно этот момент чаще всего стал «забываться» недобросовестными предприятиями, пытающимися избавиться от отходов производства и, так сказать, убить двух зайцев сразу. История умалчивает, кому первому пришла в голову эта идея — производственные (и даже иногда бытовые) отходы сваливать в карьеры и выдавать это за рекультивацию.

Например, в регионе, где работает автор статьи, уже давно существует одна организация, которая принимает у промышленных предприятий отходы и обезвреживает, использует либо сжигает их. Организация обладает очень обширным номенклатурным перечнем отходов для сбора у юридических лиц и успешно занимается своим делом уже довольно давно. Причем по многим видам отходов создается такая ситуация, что ни одна другая организация в регионе принять их не может, соответственно, все отходы приходится сдавать означенной фирме (и отнюдь не дешево). Как правило, большая часть предприятий мало интересуется тем, что происходит с отходами после того, как их забирает приемщик. А следовало бы.
В последние несколько лет все чаще стали поступать жалобы от жителей региона на то, что вокруг принадлежащего указанной фирме полигона, где якобы осуществляются утилизация, переработка, сжигание отходов и рекультивация карьера, растут неорганизованные свалки отходов, а с самого полигона просачиваются жидкие фракции захороненных отходов — в общем, создается угроза экологической безопасности. При этом полигон расположен в черте города, хотя и не в густонаселенном районе.
В целом ситуация очень запутанная. По словам руководства фирмы, данный полигон якобы фирме уже не принадлежит, а после появления законодательного требования о том, что в черте города полигонов отходов быть не должно, фирма вообще занимается не захоронением, а рекультивацией. Однако неоднократно проводились журналистские и общественные расследования, подтверждающие, что принимаемые фирмой отходы просто сваливаются кучами на огороженном участке земли и эту деятельность данная организация пытается представить как рекультивацию месторождения с помощью промышленных отходов III и IV классов опасности. При этом проект рекультивации не разработан, однако даже если бы он и был, такая рекультивация противоречит требованиям законодательства. Взятые пробы воздуха и почвы показывают превышения ПДК.
Жители города уже писали коллективное письмо в Генеральную прокуратуру и Президенту Российской Федерации. Согласно официальным ответам проблема якобы решена, свалка ликвидирована, а виновные наказаны. Контролирующие органы уже долгое время пытаются бороться с нарушениями закона со стороны указанной фирмы, однако воз и ныне там. При этом не так давно Росприроднадзор даже добился того, чтобы организация не могла на законных основаниях дальше использовать данный земельный участок для «рекультивации». Однако фирма продолжает функционировать как ни в чем не бывало.

Такая печальная практика, как уверен автор, существует далеко не только в данном регионе. Подобные организации, которые пытаются нажиться на утилизации отходов, существуют по всей стране, и даже в столице.

Столкнувшись с такой проблемой, Минприроды России выпустило несколько разъясняющих писем, направленных на решение тонких вопросов в области рекультивации земель. Данные письма адресованы тем организациям, которые размещают на земельных участках отходы и пытаются выдать это за рекультивацию.

Извлечение
из письма Минприроды России от 13.04.2011 № 12-44/5717
«Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей»
В последнее время сложилась практика бесконтрольного использования отходов для рекультивации карьерных выемок, что фактически является размещением (захоронением) отходов при отсутствии инженерно-технических мероприятий по предотвращению негативного воздействия размещаемых отходов на окружающую среду. Это приводит к беспрепятственному поступлению вредных веществ в окружающую среду и, как следствие, ее загрязнению и деградации, а также к опасности негативного влияния на здоровье людей.
В то же время в соответствии с Основными положениями о рекультивации земель , рекультивация нарушенных земель осуществляется для их восстановления в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целях.
При этом в соответствии с межгосударственными стандартами ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» и ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель» для рекультивации карьерных выемок могут использоваться только вскрышные и вмещающие породы, не содержащие радиоактивные элементы и токсичные соединения в концентрациях, опасных для жизни человека и животных.
Использование для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей отходов производства и потребления возможно при условии, что они не содержат вредные вещества и при этом будет обеспечено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду.
На основании вышеизложенного Минприроды России считает, что рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления фактически является захоронением (размещением) отходов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, связанных с размещением (хранение и захоронение) отходов I–V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
При этом деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является лицензируемым видом деятельности».
Таким образом, рекультивация карьерных выемок и искусственно созданных полостей с использованием отходов производства и потребления возможна только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Данное письмо четко разъясняет позицию Минприроды России, согласно которой рекультивация карьеров с помощью отходов незаконна. Два года спустя Росприроднадзор опубликовал письмо, чуть расширившее данную позицию:

Извлечение
из письма Росприроднадзора от 21.02.2013 № ВК-03-03-36/2216
«О нарушении законодательства об экологической экспертизе при осуществлении рекультивации»
В соответствии с терминами и определениями, данными в ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения», рекультивация земель — это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества.

Положениями ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель» определены требования к рекультивации земель. Так, п. 6.1 данного стандарта установлено, что при сельскохозяйственном направлении рекультивации поверхностный слой должен быть сложен породами, пригодными для биологической рекультивации. Классификация вскрышных и вмещающих пород по пригодности их использования для биологической рекультивации установлена положениями ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель».

Исходя из содержания перечисленных норм государственных стандартов, обязательных к применению в силу положений ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», рекультивация нарушенных земель, как на техническом, так и на биологическом этапе рекультивации возможна только с использованием почв и пород, в том числе вскрышных пород. Использование отходов для целей рекультивации нарушенных земель законом не установлено.
Наличие проектной документации, обосновывающей рекультивацию с применением отходов, а именно: проектов рекультивации нарушенных земель, не является основанием (разрешающим документом) для осуществления подобного вида деятельности — рекультивация нарушенных земель с использованием отходов производства и потребления. Так как название проектной документации не соответствует ее содержанию, а именно: фактически подобной проектной документацией обосновывается создание объектов размещения отходов и осуществление деятельности по размещению отходов. В соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I–V класса опасности, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
Кроме того, в соответствии с положениями п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.

В данном письме упоминается, что рекультивацию часто проводят с помощью строительных отходов. Во-первых, это возможно потому, что такие отходы образуются на предприятиях довольно часто и в большом количестве и скрыть их образование от контролирующих органов проще простого, а во-вторых, потому, что внешне строительные отходы очень легко можно выдать за отработанные породы.

Наконец, недавно опубликованные письма Минприроды России от 19.05.2014 № 05-12-44/10285 «О разъяснении законодательства по вопросу размещения отходов организациями, производящими добычу полезных ископаемых» и от 02.06.2014 № 05-12-44/11342 «Об использовании отходов производства и потребления для рекультивации карьерных выемок и искусственно созданных полостей» подтвердили данную позицию государственных органов относительно рекультивации земель с использованием отходов.

Таким образом, законодательно определено (а для тех, кто пытается играть на неточностях закона, — еще раз разъяснено), что проводить размещение отходов на земельных участках под видом рекультивации — незаконно. Однако это не сильно влияет на ситуацию. Об этом говорит и тот факт, что одно и то же письмо с незначительными изменениями было опубликовано Минприроды и Росприроднадзором четырежды. Основной проблемой в недопущении подобных ситуаций является то, что зафиксировать такие нарушения довольно трудно, а по документам организация-нарушитель, как правило, осуществляет свою деятельность в рамках закона. «Мафия от экологии» продолжает процветать, сроки всех «внеплановых» проверок известны ей заранее, проекты «рекультивации» согласовываются инстанциями вопреки всему. А вот экологическая обстановка в стране оставляет желать лучшего.

О рекультивации земель см.:

– Бабина Ю.В. Требования к охране и рациональному использованию земель на предприятиях промышленности, энергетики и транспорта // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 38–39.

Здесь и далее выделено автором.

В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.11.2013) запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. Отметим, что согласно Приказу Росприроднадзора от 01.08.2014 № 479 «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов», опубликованному на официальном сайте Росприроднадзора http://rpn.gov.ru/node/853, более чем в 20 регионах Российской Федерации выявлены объекты размещения отходов, не соответствующие установленным требованиям и по этой причине исключенные из реестра. Большая часть таких объектов расположена на землях населенных пунктов, что напрямую противоречит приведенному выше положению.

Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденные Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22.12.1995 № 525/67 (прим. автора).

Здесь и далее выделено автором.

Документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (прим. автора).

В настоящее время лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности (прим. автора).

Здесь и далее выделено автором.

Вопрос-то этот непростой.
——————————————-
Рекультивация нарушенных земель. Размещение или использование отходов?
Автор — Трушин Б.В.
В настоящее время сложилась практика «рекультивации» отработанных карьеров (нарушенных земель, оврагов и т.п.) путем заполнения отработанного пространства различными отходами 3-го, 4-го и 5-го классов опасности. Обычно применяются строительные отходы, обезвоженные иловые осадки сточных вод, различные шлаки, вскрышные породы, грунты от раскопа котлованов и т.п.
Для «рекультивации» объекта требуется обычно от нескольких сотен тысяч до первых миллионов тонн отходов. Как правило, проектами рекультивации предусматриваться строительство противофильтрационного экрана по днищу карьера (выемки), дренажной системы, финального перекрытия поверхности отходов, то есть, предусматриваются элементы характерные для обустройства полигонов захоронения отходов и, по сути, производится захоронение (размещение) указанных выше отходов.
Фактически в названиях разработанных и принятых к производству проектов рекультивации нарушенных земель применяются два термина: рекультивация с размещением отходов либо рекультивация с использованием отходов. Применяемый термин определяет состав документов и дальнейшую реализацию объекта.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г № 309-ФЗ применение термина «размещение отходов» подразумевает проведение государственной экологической экспертизы проектной документации. Объем, содержание и требования к проектной документации определяются Положением о составе разделов проектной документации и требованиями к их содержанию, установленным Правительством Российской Федерации от 16 февраля 2008 г № 87. Отметим, что при использовании термина размещение достаточно сложно определить грань, за которой проект рекультивации с размещением отходов должен рассматриваться как проект полигона для захоронения отходов. На наш взгляд вслед за классом опасности отходов, следующим основным критерием отнесения объекта к участку рекультивации или к полигону захоронения может быть срок проведения работ: для объекта рекультивации не более 1 – 2 лет на выполнение технического этапа, для полигона – любой обоснованный проектом срок эксплуатации.
Применение термина «использование отходов» в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г № 309-ФЗ не предусматривает проведения государственной экологической экспертизы. Если проект не требуется проведения государственной экспертизы, то и требования к его содержанию и составу исходно-разрешительной документации отсутствуют. Наличие такого «проекта» уже достаточно для получения разрешения на лимит и лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами. Кроме этого, использование отходов в отличие от размещения не облагается экологическими платежами.
Очевидно, что термин «использование отходов» имеет для компании выполняющей рекультивацию значительные преимущества по сравнению с «размещением отходов». При «использовании» не требуются значительные финансовые и временные затраты на оформление исходно-разрешительной и проектной документации с прохождением государственной экологической экспертизы; практически отсутствует ответственность организации, выполняющей работы по «рекультивации» объекта; не выплачиваются экологические платежи.
Автор в 2009 г обратился в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору с просьбой разъяснить, как следует квалифицировать вышеуказанные работы и какой термин следует использовать при разработке проектов рекультивации карьеров: с размещением отходов или с использованием отходов.
Управление государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности Федеральной службы ответило, что при рекультивации карьеров осуществляется размещение отходов в части их захоронения. Со ссылкой на Федеральный закон от 24 июня 1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции отдельных положений вступивших в силу с 30 июня 2009 г) в ответе указано, что размещение отходов включает хранение и захоронение отходов. Хранение отходов определено, как содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронение отходов определено как изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Одновременно Управление указало, что в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции Федерального закона № 309-ФЗ) объектом государственной экологической экспертизы является проектная документация объектов, связанная с размещением и обезвреживанием отходов I – V классов опасности.
Практика рекультивации земель с использованием отходов производства и потребления сложилась в последнее десятилетие. Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель» устанавливает возможное использование вскрышных и вмещающих пород, которые являются отходами горного производства, при выполнении рекультивационных работ на землях, нарушаемых в процессе горного производства и строительства. Изначально проекты рекультивации нарушенных земель основывались на требованиях указанного ГОСТа, но затем к вскрышным породам стали примешиваться различные порции отходов производства и потребления, пока последние полностью не вытеснили вскрышные и вмещающие породы.
Отметим, что единственным документом, который допускает засыпку карьеров и других, искусственно созданных полостей с использованием инертных отходов, твердых бытовых и промышленных отходов 3 – 4 классов опасности являются Санитарные правила СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». При этом в п. 7.2 санитарных правилах указывается, что размещение отходов должно удовлетворять требованиям установленного порядка по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, но размер санитарно-защитной зоны (п. 7.3) принимается как для мусороперегрузочной станции ТБО и должен составлять 100 м от ближайшей жилой застройки. Отметим, что указанные санитарные правила противоречат СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361-08 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в соответствии с которыми ориентировочная ЗСО полигона (усовершенствованной свалки отходов) составляет 1000 м.
В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения» под рекультивацией понимается комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества. Очевидно, что для реализации указанных целей следовало бы использовать рекультивант сходный с исходными горными породами по геохимическим и физико-механическим показателям, но найти такой рекультивант в достаточных объемах невозможно. Применяемые при рекультивации отходы резко отличаются по указанным показателям от природных грунтов и горных пород. В результате происходит загрязнение окружающей среды, в ряде случает весьма значительное. Формирование загрязнения при рекультивации отходами ничем не отличается от других объектов, связанных с захоронением отходов (полигонов бытовых и промышленных отходов, хвостохранилищ, могильников радиоактивных отходов и т.п.). Происходит загрязнение атмосферы, почв, горных пород, грунтов, подземных и поверхностных вод. Объекты рекультивации в значительной степени меняют условия питания подземных вод, искажают направления их потоков. Если «использование» отходов приводит к загрязнению окружающей среды, то от такого «использования» лучше отказаться.
В соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Использование отходов, как при рекультивации, так и при полигонном захоронении возможно. Например, это может быть строительство временных и технологических дорог, дамб обвалования из строительных отходов и грунтов; формирование финального перекрытия и плодородного слоя из смеси осадков сточных вод и грунтов. В этом случае использование отходов должно классифицироваться как выполнение работ.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации» предусматривает несколько направлений рекультивации земель в зависимости от видов их последующего использования в народном хозяйстве. Это сельскохозяйственное, лесохозяйственное, рекреационное, природоохранное и санитарно-гигиеническое, строительное направление рекультивации. ГОСТом не предусматриваются направления рекультивации с размещением или использованием отходов производства и потребления за исключением вскрышных пород и на практике отходы применяются в качестве рекультиванта в связи с необходимостью как-то от них избавляться. В подавляющем большинстве проектов разработки карьеров в разделе рекультивация обычно предусматривается выполаживание откосов, организация водоемов и т.п. Мысль засыпать карьер отходами приходит после того, как карьер уже разработан. Отметим, что рекультивацию нарушенных земель можно проводить и без использования отходов. В Ванкувере автор посетил карьер в Queen Elizabeth Park, рекультивация которого была выполнена без применения отходов.
Основной целью проводимых сегодня в нашей стране работ по рекультивации нарушенных земель является не восстановление их продуктивности и народнохозяйственной ценности, а применение максимально возможных объемов отходов, прием которых осуществятся за плату. При этом улучшение условий окружающей среды отступает на второй план. Для иллюстрации вышесказанного необходимо привести некоторые абсурдные, но реальные примеры объектов рекультивации.
•Проект рекультивации иловых карт по высотной схеме с использованием бытовых отходов к востоку от г. Москва. Проект получил отрицательное заключение государственной экологической экспертизы, но в настоящее время на месте иловых карт возвышается холм из грунтов и строительных отходов высотой около 30 м, а на расстоянии всего нескольких десятков метров построен жилой микрорайон.
•Проект рекультивации карьера Балта-Тау в Хайбуллинском районе Республики Башкортостан. Карьер представляет собой затопленную выемку глубиной 55 м, на бортах наблюдаются оползни и обрушения. Проектом предусматривается проведение «рекультивации» на одном из бортов карьера с использованием твердых промышленных отходов 3, 4 и 5 классов в течение 21 года. Проектные материалы, предусматривающие, по сути, строительство полигона для захоронения отходов, получили отрицательное заключение государственной экологической экспертизы.
•Проведение «рекультивации» долины впадающего в реку Москва ручья с использованием строительных и бытовых отходов. Тема пока застопорилась на стадии оформления акта-выбора земельного участка для проведения «рекультивации».
•Проект рекультивации карьера Шемякино (Московская область) с использованием строительных отходов предусматривал восстановление первоначального рельефа. Сегодня в результате «рекультивации» на участке размещения карьера образовалась положительная форма рельефа с крутыми откосами высотой порядка 40 м, но объект по-прежнему называется «рекультивация карьера». За десятилетний период захоронено более 4 млн. м3 бытовых и строительных отходов, что в шесть раз превышает объем добытых когда-то в карьере кирпичных суглинков и предусмотренный проектом объем рекультиванта.
Можно привести еще огромное количество примеров «использования» отходов при рекультивации нарушенных земель. Их объединяет полное отсутствие здравого смысла на всех стадиях – от выбора объекта рекультивации и проектирования до выполнения работ и контроля над реализацией объекта. Отсутствие здравого смысла является серьезным коррупционным фактором, так как создаёт возможность злоупотреблений со стороны согласующих и разрешительных органов.
Смысл деятельности организаций и компаний, продвигающих «рекультивацию» нарушенных земель с использованием отходов понятен. Их основная цель – получение прибыли, а еще Карл Маркс отметил, что: «Нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради 300 процентов прибыли». В результате этой деятельности государство не дополучает в бюджет платежи за размещение отходов; из года в год возрастает экологический и экономический ущерб от загрязнения окружающей среды; от невозможности использовать «отрекультивированные» земельные участки по целевому назначению; от падения стоимости прилегающих земельных участков, связанное с неблагополучной экологией, и т.д. В конечном итоге, нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное в статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Федеральным законом от 30 декабря 2008 г № 309-ФЗ предусмотрена государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ от № 190-ФЗ от 29 декабря 2004 г проектная документация разрабатывается только для объектов капитального строительства. В законопроекте, ставшим впоследствии Федеральным законом № 309-ФЗ, государственная экологическая экспертиза предусматривалась и для объектов, предусматривающих рекультивацию нарушенных земель с использованием отходов, но в окончательную редакцию закона положение об обязательной экспертизе указанных объектов не вошли.
Необходимо внести изменения в Федеральный закон № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», предусматривающие обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов рекультивации нарушенных земель с использованием отходов, а также предусмотреть проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, связанных с использованием отходов I-V класса опасности. Отсутствие требований для проведения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов использования отходов, в частности для получения энергии, вызывает недоумение. Для объектов рекультивации нарушенных земель с использованием отходов необходимо четко обозначить критерии их отличия от полигонов захоронения отходов и утвердить положение о составе и согласовании проектной документации.
————————————-