Рейтинг банков минфин

1. Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.

При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, если иное не предусмотрено абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

3. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

4. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.

Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке вручается представителю банка должностным лицом налогового органа под расписку или направляется в банк в электронном виде.

Порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок направления в банк решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Копия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке передается налогоплательщику-организации под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком-организацией копии соответствующего решения.

5. Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, не позднее следующего дня после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

6. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком.

7. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения.

Дата и время получения банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении такого решения. При направлении в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в электронном виде дата и время его получения банком определяются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога.

9. В случае, если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.

Налоговый орган обязан в двухдневный срок со дня получения указанного в абзаце первом настоящего пункта заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

В случае, если к указанному заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления налогоплательщика, направить в банк, в котором открыты указанные налогоплательщиком счета, запрос об остатках денежных средств на этих счетах.

После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в банке в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение двух дней принять решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

10. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

11. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках налогового агента — организации и плательщика сбора — организации, по счетам в банках индивидуальных предпринимателей-налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, а также по счетам в банках нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты), — налогоплательщиков, налоговых агентов.

12. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Mind представляет очередное обновление рейтинга жизнеспособности украинских банков. Первое место разделили четыре банка с рейтингом «4,5 звезды»: французский Ukrsibbank, австрийский Райффайзен банк Аваль, нидерландский ІНГ Банк Украина, американский Ситибанк.

Стабильный рейтинг «4 звезды» получили девять банков, из них пять иностранных: польские Кредобанк и Идея Банк, французский «Креди Агриколь», немецкий «ПроКредит», венгерский ОТП; три государственных украинских банка – Укргазбанк, Укрэксимбанк и ПриватБанк, а также ПУМБ Рината Ахметова.

Самую низкую оценку «низкий уровень жизнеспособности» получили украинский Мегабанк и российский Проминвестбанк.

Наследие 2019-го

В 2019 году банковская система Украины начала постепенно оживать от посткризисной стагнации. Система понемногу возвращает потерянный ресурс, в первую очередь за счет депозитов в гривне. Так, за 2019 год прирост депозитов корпоративного сектора увеличился на 22,8% (или 93,2 млрд грн), до 501,5 млрд гривен. Депозиты корпоративного сектора выросли как в национальной валюте (на 18,6%, или 50,5 млрд грн), так и в иностранной (на 31,3%, или 42,7 млрд грн).

В свою очередь физлица несли в банки преимущественно гривню: в целом прирост депозитов составил 8,6% (или 43,0 млрд грн,) до 544, 7 млрд грн. При этом депозиты домохозяйств в национальной валюте выросли на 18,3%, или 49,1 млрд грн, а в иностранной – уменьшились на 2,6%, или 6,1 млрд грн, за счет укрепления гривны.

В то же время кредитование корпоративного сектора практически отсутствует. Кредитный портфель бизнеса «усох» на 12,8% (или 112,0 млрд грн), до 762, 2 млрд грн. Уменьшение корпоративных кредитов состоялось как в национальной валюте (на 7,4%, или 35,1 млрд грн), так и в иностранной (на 19,3%, или 76,9 млрд грн). Хотя в декабре 2019 года средневзвешенная процентная ставка по кредитам в национальной валюте, предоставленным корпоративному сектору, составила 15,0% (в декабре 2018 года – 20,9%).

До сих пор остается нерешенной проблема неработающих кредитов (NPL) в государственных банках. По данным Минфина на середину года, объем неработающих (дефолтных) займов в кредитном портфеле юрлиц составил в ПриватБанке 215 млрд грн (95%), в Ощадбанке – 86 млрд грн (65%), Укрэксимбанке – 70 млрд грн (53%), Укргазбанке – только 6 млрд грн (14%).

Общий объем NPL в банковской системе составил 581 млрд грн (доля в портфеле – 51%). Из указанной суммы на госбанки приходилось 415 млрд грн (71% от общего объема NPL).

Но постепенно банки лишаются проблемных кредитов – в основном за счет списания или продажи. По словам председателя правления Пиреус Банка Сергея Наумова, списание кредитов не означает, что банки прекращают меры по взысканию. «Это не прощение кредитов, однако из-за проблем в судебной и исполнительной системах данный процесс идет медленно и зачастую не в интересах банков», – отмечает он.

В свою очередь начало оживать гривневое кредитования физических лиц. Прирост кредитов домохозяйствам за 2019 год увеличился на 4,7% (или 9,3 млрд грн), до 205,3 млрд грн. При этом кредиты домохозяйствам в национальной валюте выросли на 24,1%, или 32,6 млрд грн, а в иностранной – уменьшились на 38,4%, или 23,3 млрд грн. Средневзвешенная процентная ставка по кредитам в национальной валюте домохозяйствам повысилась до 35,8% (в декабре 2018 года – 33,1%).

Реалии 2020-го

Основными вызовами для банковской системы в 2020 году будет снижение процентных ставок до минимального исторического уровня и, как следствие, небольшой размер прибыли. А еще – изменения в регуляторной базе с ее приведением в соответствие с европейскими стандартами и давление конкуренции со стороны учреждений небанковского сектора.

«Эти вызовы заставляют банки пересмотреть свою бизнес-модель и ориентироваться на повышение уровня обслуживания, а не на традиционные источники дохода (процентная маржа). Мы ожидаем усиления партнерства и консолидации (количество банков снова уменьшится), а также переосмысления модели дистрибуции и опыта пользователей – для всестороннего интегрированного подхода к обслуживанию клиентов: отделения, интернет и мобильный банкинг», – объясняет Джорджио Сопранзи, член правления, финансовый директор Креди Агриколь Банка.

По словам Сергея Наумова, Украина – страна с маленькой открытой экономикой, поэтому она зависит от конъюнктуры мирового рынка. И если что-то пойдет не так, это серьезно отразится на нашей экономике в целом и банковском секторе в частности.

«Проблема плохого портфеля будет актуальна и в 2020 году. От ее решения также зависит, будет ли предоставлено кредитование юридических лиц в объемах, необходимых для роста экономики. Нам необходимы серьезные реформы в судебной системе, которые необходимо завершить в этом году», – уверен Наумов.

Сейчас в НБУ идет процесс гармонизации пруденциального подхода в соответствии со стандартами «Базель-3». В связи с этим украинский регулятор решил заменить «местные KPI» общепринятыми KPI для ликвидности, а именно коэффициентом покрытия ликвидности – LCR.

«Сейчас существует минимальный порог для LCR в эквиваленте и в иностранной валюте, но нет порогового значения для LCR в национальной валюте. Среди прочего, такая ситуация позволяет международным банкам пользоваться теми же «условиями игры», как и в Западной Европе. Мы очень поддерживаем этот подход НБУ, направленный на усиление банковского надзора в Украине в соответствии с европейскими стандартами», – подчеркивает Джорджио Сопранзи.

Сергей Наумов считает основным риском ликвидности недополученный доход от кредитного портфеля. «В 2020 будет гораздо сложнее выгодно и безрискового размещать избыточную ликвидность. В связи со снижением учетной ставки НБУ такие операции становятся менее выгодными банкам и часто убыточными. Банки будут вынуждены наращивать кредитование», – прогнозирует банкир.

Методика рейтинга

Рейтинг жизнеспособности банков – информационный проект оценки надежности крупнейших банков Украины. В него попали учреждения, рыночная доля которых превышает 0,2% от всех платежеспособных банков. За год количество участников осталось неизменным. В рейтинг вошел Банк «Глобус» (0,21% от всех активов банковской системы). При этом рыночная доля МИБу Петра Порошенко упала ниже 0,2%,, до 0,19%. Чем меньше банк, тем труднее анализировать и сравнивать его риски на основе публичных финансовых показателей.

Рейтинг Mind учитывает важнейшие факторы финансовой устойчивости, которые можно рассчитать на основе публичной информации для платежеспособных банков. В методике также учитываются экономические нормативы деятельности банков по расчетам.

Так, в расчете фактора достаточности капитала учитывается значение норматива Н2. При расчете уровня проблемности кредитов учитываются нормативы Н7-Н9. В расчете ликвидности также учтены введенные показатели нормативов НБУ LCR (норматив коэффициента покрытия ликвидности) и H6, а наибольший вес придается фактору, который имеет наименьшее значение. В расчете также используется норматив риска общей открытой валютной позиции.

Способность банка переживать периоды системных дисбалансов определяется как общая сумма баллов факторов стабильности – от 1 до 4, взвешенных на важность каждого фактора – от 0 до 1. В зависимости от общего зачета банк получает определенное количество звезд – от 0,5 до 5.

Источники данных: показатели финансовой отчетности, опубликованные на официальном сайте НБУ и на корпоративных сайтах банков, участвующих в рейтинге. Для определения фактора «Поддержка и риски собственников» используется официальная информация НБУ о собственниках существенной доли банка, а также данные информагентств Mind.

При подготовке методики рейтинга учитываются факторы, определяющие жизнеспособность банков:

  • достаточность капитала;
  • качество кредитного портфеля;
  • рентабельность деятельности банка.
  • ликвидность;
  • поддержка и риски владельцев;
  • бесперебойность выплат;
  • системное значение банка;
  • риск открытой валютной позиции.

Mind с помощью анализа и исследования исторической важности каждого из факторов, а также путем опроса банковских экспертов определил уровень важности каждого из факторов через присвоение весов-множителей, сумма которых равна единице.

На сегодня, при существующем уровне прозрачности банковской системы и финансовой отчетности банков, методика Mind для расчета факторов максимально адекватно отражает способность финансовых учреждений выжить в условиях экономической турбулентности.

Факторы и формулы расчета

Фактор

Показатель

Формула*

Диапазоны присвоения баллов

Вес фактора

Соответствие капитала активам

Коэффициент достаточности собственного капитала

(EQ/NetA) *100%

>18% – 4 б.

12–18% – 3 б.

8–12% – 2 б.

0–8% – 1 б.

0,1

Н2 (адекватность регуляторного капитала) норматив НБУ

>25% – 4 б.

15– 25% – 3 б.

10–15% – 2 б.

<10% – 1 б.

Проблемность кредитов

Соотношение недействующих кредитов к кредитному портфелю

<5% – 4 б.

5–15% – 3 б.

15–25% – 2 б.

>25% – 1 б.

0,1

Н7 (кредитный риск одного контрагента) норматив НБУ

<10% – 4 б.

10–20% – 3 б.

20–25% – 2 б.

>25% – 1 б.

Н8 (крупные кредитные риски) норматив НБУ

<100 – 4 б.

100–300 – 3 б.

300–800 – 2 б.

>800 – 1 б.

Н9 (инсайдерские кредиты) норматив НБУ

<1% – 4 б.

1–10% – 3 б.

10–25% – 2 б.

>25% – 1 б.

Поддержка и риски собственников

Собственники: государство, иностранная корпоративная структура, физическое лицо-нерезидент, резиденты Украины; рейтинги иностранных материнских структур; риски происхождения акционеров

– Конечными акционерами банка являются правительства или публичные компании стран с суверенными рейтингами A и выше – 4 б.

– Конечные (реальные) иностранные собственники владеют контрольным пакетом или входят в акционерные финансовые группы стран с рейтингом ниже A – 3,6 б.

– Конечным бенефициаром является правительство Украины. Иностранные собственники, имеющие профильный бизнес в стране происхождения с рейтингом ниже А – 3,2 б.

– Рекапитализированные украинские банки – 2,8 б.

– Иностранные собственники имеют менее 50% капитала либо являются физическими лицами-нерезидентами, или же банк принадлежит непубличным компаниям страны с рейтингом ниже A. Украинские собственники, имеющие мощные ФПГ, а банк имеет низкий процент кэптивности – 2,4 б.

– Банк не принадлежит государству, но имеет реальных украинских собственников, в том числе входит в ФПГ – 2 б.

– Банк не имеет реальных (не номинальных) иностранных собственников, или банк принадлежит резидентам страны с высокими рисками (в том числе украинским) – 1,6 б

– Неизвестный украинский собственник, или банк является непрофильным активом – 1,2 б.

– Банки с российским государственным капиталом (входящие в санкционный список) – 0,8 б.

– Собственники банка находятся в розыске – 0,4 б.

0,2

Эффективность деятельности банка

Рентабельность среднегодового собственного капитала

(PROF_yoy/EQ_avg) *100%

>20% – 4 б.

5–20% – 3 б.

0–5% – 2 б.

<0% –1 б.

0,15

Операционная рентабельность капитала (PROF_yoy + Taxes + LoanLossProvisions)/ EQ_avg *100%

>45% – 4 б.

15–45% – 3 б.

0–15% – 2 б.

<0% –1 б.

Чистая процентная маржа (%Income – %Costs)/InterestBearingAssets *100%

>10% – 4 б.

7–10% – 3 б.

3–7% – 2 б.

0–3% – 1 б.

<0% – 0 б.

Ликвидность банка

Отношение высоколиквидных активов к обязательствам; отношение средств на корсчетах банков к обязательствам

LiqA / LIAB;

>10% – 4 б.

7,5–10% – 3 б.

5–7,5% – 2 б.

<5% – 1 б.

0,2

LCR (норматив покрытия ликвидности общий) норматив НБУ

200-400% – 4 б.

150–200%, >400% – 3 б.

120-150% – 2 б.

100-120% – 1 б.

<100% – 0 б.

LCR (норматив покрытия ликвидности в иностранной валюте) норматив НБУ

200-400% – 4 б.

150–200%, >400% – 3 б.

120-150% – 2 б.

100-120% – 1 б.

<100% – 0 б.

Н6 (краткосрочная ликвидность) норматив НБУ

>110% – 4 б.

80–110% – 3 б.

60–80% – 2 б.

<60% – 1 б.

Бесперебойность выплат

Массовые случаи невозврата, сверхнизких лимитов или задержки вкладов за последние шесть лет

– Случаи не зафиксированы – 4 б.

– Зафиксированы случаи невозврата или задержки вкладов в прошлом (последние шесть лет) – 3 б.

– Банковские лимиты на снятие средств со счетов значительно ниже лимитов регулятора, частичные проблемы с выплатой вкладов – 2 б.

– Текущие многочисленные задержки и невозвраты вкладов, в том числе массовые протесты вкладчиков и перебои в работе платежной системы – 1 б.

0,1

Системное значение банка

Определение системной важности со стороны НБУ, объем активов

–Государственные банки, входящие в пятерку крупнейших – 4 б.

– Для других банков присваиваются баллы от 1 до 3 путем аппроксимации места банка в ранкинге по объему активов.

0,1

8 Риск открытой валютной позиции Л13-1 (риск общей длинной позиции) норматив НБУ

>1% – 4 б.

0,5–1% – 3 б.

0,2–0,5% – 2 б.

<0,2% – 1 б.

0,05
Л13-2 (риск общей короткой позиции) норматив НБУ

>10% – 4 б.

2–10% – 3 б.

0,5–2% – 2 б.

<0,5% – 1 б.

Общий зачет

Сумма баллов факторов,взвешенных на соответствующие веса

ЗЗ = Сумма факторов * вес фактора

1,00

* Условные обозначения, использованные в формулах:
EQ ─ собственный капитал
EQ avg ─ усредненный собственный капитал за последние 12 месяцев
L ─ кредиты (с учетом резервов под кредитные риски)
LIAB ─ чистые обязательства
LiqA ─ денежные средства и их эквиваленты
NetA ─ чистые активы (общие активы, скорректированные на сформированные резервы)
NPL ─ недействующие кредиты (сумма по кредитным операциям IV и V категорий качества)
PROF_yoy ─ финансовый результат (прибыль или убыток) за последние 12 месяцев

Каждому фактору, перед тем как принять во внимание его важность, присваивается балл от 1 до 4. Баллы зависят от диапазона, в который попадает значение показателя, отражающего количественное содержание фактора.

Например, если фактор «эффективность деятельности банка», выраженный показателем «рентабельность среднегодового собственного капитала», превышает 5%, такому банку присваивается наибольшая сумма баллов – 4. Если же он меньше 5%, но больше 0% – 3 балла. Если значение показателя находится в диапазоне от -50% до 0% – 2 балла. Если коэффициент ликвидности составил менее -50%, банк получает наименьший балл – 1. Впоследствии полученный балл умножается на вес фактора.

Сумма общего зачета для банка рассчитывается путем сложения чисел, полученных от умножения баллов на вес каждого фактора. Чем больше значение общего зачета, тем выше шансы у банка выстоять в кризисные времена.

Определение рейтинговой категории

Рейтинговая таблица строится путем ранжирования банков, участвующих в рейтинге, в порядке снижения суммы их общего зачета – ЗЗ. После этого, в зависимости от диапазона, в который попадает каждый банк, выделяются 10 рейтинговых групп банков. Группам присваивается количество звезд от 0,5 до 5 с шагом 0,5 звезды.

Критерии присвоения рейтинговых категорий

Значение суммы

общего зачета – ЗЗ

Звезды банка от Mind

Методика расчёта рейтинга

Для построения рейтинга используются только официальные данные отчетности кредитных организаций, регулярно публикуемой на сайте Банка России.

При составлении рейтинга величина собственных средств кредитных организаций определяется на основе отчетов «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)», сформированных банками с соблюдением требований нормативных актов ЦБ РФ и публикуемых на сайте Банка России.

Информация о банках, отчетность которых прекращает публиковаться на сайте Банка России, отображается в рейтинге в течение трех месяцев с момента прекращения публикации отчетности с указанием сведений о величине капитала по состоянию на дату, на которую отчетность данных банков публиковалась последний раз. По истечении трех месяцев информация об указанных банках перестает отображаться в последующих рейтингах. Данное условие не относится к кредитным организациям, лицензии которых отозваны. Банки, прекратившие банковскую деятельность, в рейтинге не отображаются.

Информация о банках, официальная отчетность которых не публикуется на сайте ЦБ РФ, не отображается в рейтинге.

Рейтинг по величине собственных средств (капитала) формируется ежемесячно в день публикации официальной отчетности кредитных организаций на сайте Банка России.