Разрешение на привлечение иностранных граждан

Содержание

Порядок осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

ВНИМАНИЕ!

Вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В этой связи с 1 января 2015 года:

Иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на работу обязан подтвердить знания…

Иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на работу обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов:

1) сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации;

2) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;

3) документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.

Иностранный работник должен иметь договор (полис) добровольного медицинского страхования

Иностранный работник при осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Работодатель или заказчик обязаны уведомлять территориальный орган МВД России

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Данная норма применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента или разрешения на работу, в том числе:

— высококвалифицированных специалистов;

— иностранных граждан, направляемых иностранной коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства — члена Всемирной торговой организации,

-иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов:

а) граждан республик Армения, Беларусь, Казахстан;

б) иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Изменился размер государственной пошлины

Изменился размер государственной пошлины и с 1 января 2015 года составляет:

  • за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников в размере 10 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника;
  • за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину в размере 3 500 рублей.

Правовое основание предоставления государственной услуги по выдаче заключений о привлечении иностранных работников и разрешений на работу

Порядок предоставления государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и использовании иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданами лицам без гражданства определен Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

Пакеты документов, необходимые для привлечения иностранных работников

Необходимо подготовить следующие пакеты документов:

  • на оформление разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • на оформление разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства;

Документы для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников

Работодатели, заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица представляют в МВД России или ее территориальный орган следующие документы:

1) Заявление о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников, оформленное в соответствии с приложением № 1 к Административному регламенту, утвержденным приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

Бланк заявления заполняется на русском языке печатными буквами или в электронном виде, при этом не допускается использование сокращенных слов и аббревиатур. Сведения, указанные в заявлении, должны быть исчерпывающими.

2) Копии следующих документов:

2.1) для российских юридических лиц:

свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;

2.2) для иностранных юридических лиц:

свидетельства о регистрации юридического лица;

свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в Российской Федерации;

свидетельства об открытии филиала и свидетельства о его аккредитации;

разрешения на открытие представительства и свидетельство о его аккредитации;

2.3) для индивидуального предпринимателя:

свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации.

3) Проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия оплаты и охраны труда иностранных граждан, их социального обеспечения и страхования определяются законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

4) Документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников в размере 10 000 рублей за каждого привлекаемого иностранного работника.

Внимание!

Работодатель, заказчик работ (услуг) вправе не представлять копии следующих документов:

1) Cвидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
2) Cвидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;
3) Cвидетельства о регистрации юридического лица;
4) Cвидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в Российской Федерации;
5) Cвидетельства об открытии филиала и свидетельства о его аккредитации;
6) Разрешения на открытие представительства и свидетельство о его аккредитации;
7) Cвидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
8) Cвидетельства о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя по месту регистрации.

Документы для получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников судовладельцем

Для получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников судовладелец или уполномоченное им лицо представляют в МВД России или ее территориальный орган следующие документы:

1) Заявление о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников, оформленное в соответствии с приложением № 1 к Административному регламенту, утвержденным приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2.

Бланк заявления заполняется на русском языке печатными буквами или в электронном виде, при этом не допускается использование сокращенных слов и аббревиатур. Сведения, указанные в заявлении, должны быть исчерпывающими.

2) Копии учредительных документов;

3) Копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

4) Копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

5) Копию документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя.

6) Копию свидетельства о постановке судовладельца на учет в налоговом органе.

7) Копию лицензии на перевозки морским транспортом грузов, или лицензии на перевозки морским транспортом пассажиров, или лицензии на деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом.

8) Проект трудового договора с иностранным работником, соответствующий законодательству Российской Федерации и международным договорам, участником которых является Российская Федерация.

9) Документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников в размере 10000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника.

Внимание!
Работодатель, заказчик работ (услуг) вправе не представлять копии следующих документов:
1) Свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
2) Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
3) Свидетельства о постановке судовладельца на учет в налоговом органе;
4) Лицензии на перевозки морским транспортом грузов, или лицензии на перевозки морским транспортом пассажиров, или лицензии на деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом.

Документы для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы

Для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, работодатели, заказчики работ (услуг) или уполномоченные ими лица представляют в МВД России или ее территориальный орган следующие документы:

1) Заявление о выдаче разрешения на работу на каждого привлекаемого иностранного гражданина по форме, утвержденной приказом ФМС России от 25 декабря 2006 г. № 370.

Бланк заявления заполняется на русском языке печатными буквами или в электронном виде, при этом не допускается использование сокращенных слов и аббревиатур. Сведения, указанные в заявлении, должны быть исчерпывающими.

2) Цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 x 40 мм.

3) Копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника.

4) Копию документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справку об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании.

5) Медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (лепра (болезнь Гансена), туберкулёз, сифилис, хламидийнаялимфогранулема, шанкроид), а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

6) Квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу за каждого привлекаемого иностранного работника в размере 3 500 рублей;

7) Копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.

Легализация и нотариальное заверение документов

Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они должны быть нотариально заверены.

Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения иностранным гражданином разрешения на работу, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В случае если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены.

Документы, находящиеся в распоряжении государственных органов

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» федеральные органы исполнительной власти при предоставлении государственных услуг не вправе требовать от заявителя представления документов (информации), которые находятся в их распоряжении, а также в распоряжении иных государственных органов.

В то же время данные документы могут быть представлены работодателем, заказчиком услуг (работ) по собственной инициативе одновременно с заявлением.

К документам, находящимся в распоряжении иных государственных органов относятся:

1. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, индивидуального предпринимателя, иностранного гражданина;

2. свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя, судовладельца);

3. свидетельство о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

4. свидетельство о внесении записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателях;

5. свидетельство об открытии филиала иностранного юридического лица и его аккредитации;

6. разрешение об открытии представительства иностранного юридического лица и свидетельство о его аккредитации;

7. специальное разрешение на въезд иностранного гражданина на территорию, посещение организации или объекта в случае, если для въезда данное разрешение требуется в соответствии с федеральными законами;

8. лицензия на перевозки морским транспортом грузов, лицензия на перевозки морским транспортом пассажиров, лицензии на деятельность при осуществлению буксировок морским транспортом;

9. документ, выданный соответствующим органом внутренних дел, подтверждающий обращение работодателя, заказчика работ (услуг) с заявлением об утрате или хищении разрешения на привлечение и использование иностранных работников, разрешения на работу.

Подача заявлений

Заявление о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников и заявление о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, а также все необходимые документы, указанные в соответствующих перечнях, подаются уполномоченным представителем организации, осуществляющей в установленном порядке трудоустройство иностранных граждан, по доверенности. Срок оформления разрешения на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, — 30 дней.

Получение разрешений

При получении необходимо иметь при себе паспорт и доверенность от организации на получение в территориальном органе ФМС России.

До принятия разрешения о выдаче разрешения на работу необходимо предоставить:

  • сертификат об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции),
  • справку об отсутствии заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на работу в Российской Федерации: лепра (болезнь Гансена), туберкулез, сифилис, хламидийнаялимфогранулема, шанкроид).

Боитесь совершить ошибку?

Консультация предоставлена 20.04.2017 года

Какие документы должен представить сотрудник (иностранец с видом на жительство) при оформлении на работу в РФ? Нужно ли организации, принимающей на работу такого сотрудника, уведомлять об этом МВД (ФМС)?

Прежде всего отметим, что вид на жительство представляет собой документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ)). Соответственно, иностранный гражданин, получивший вид на жительство, признается постоянно проживающим в РФ.

Процедура трудоустройства постоянно проживающих в РФ иностранных граждан является менее формализованной, чем предусмотренная по общему правилу для иных категорий иностранцев: при устройстве на работу им не требуется оформлять патент, а их работодателям — разрешение на привлечение и использование рабочей силы (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Ограничений на осуществление трудовой деятельности вне пределов субъекта, в котором такие иностранные граждане получили вид на жительство (и соответственно, встали на регистрационный учет по месту жительства), законодательством не установлено.

Как предусмотрено частью пятой ст. 11 ТК РФ, на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан. Поэтому при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ главой 11 ТК РФ, с учетом особенностей регулирования труда иностранных работников, установленных главой 50.1 ТК РФ. В рассматриваемом случае иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории России, должен представить работодателю документы, указанные в ст. 65 и ст. 327.3 ТК РФ:

1) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, — паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ);

2) вид на жительство, оформленный в виде документа по форме, утвержденной приказом Федеральной миграционной службы от 22.04.2013 N 215 (Приложение N 14 к Административному регламенту предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденному указанным приказом);

3) трудовую книжку. В настоящее время на территории России действительны формы трудовых книжек образца 1974 г. и 2004 г. При представлении иностранным гражданином трудовой книжки одного из указанных образцов заводить новую не требуется. В том случае, если трудовая книжка установленного образца отсутствует, работодатель должен завести работнику новую трудовую книжку (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 15.06.2005 N 908-6-1);

4) на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 67-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» постоянно проживающие иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию. Поэтому при приеме на работу такие категории иностранцев также должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они поступают на работу впервые, то получают страховое свидетельство через работодателя (ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Порядок действий работодателя, равно как и представляемые документы в случае оформления страхового свидетельства работнику-иностранцу, тот же, что и при трудоустройстве граждан России;

5) документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

6) при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, работнику также необходимо представить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (Порядок выдачи справки, а также ее форма утверждены приказом МВД РФ от 07.11.2011 N 1121).

Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, иностранец должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

Иностранцу, постоянно проживающему в Российской Федерации, по общему правилу не нужно представлять следующие документы:

1) документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу);

2) договор (полис) добровольного медицинского страхования (абзац второй части первой ст. 327.3 ТК РФ).

Также отметим, что в соответствии с п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель, привлекающий и использующий для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязан уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранец осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ним трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения или прекращения (расторжения).

Из буквального толкования данной нормы следует, что такое уведомление должно направляться работодателем независимо от того, какой статус имеет принимаемый на работу или увольняемый иностранный гражданин. Никаких исключений в отношении постоянно или временно проживающих в РФ иностранных граждан законом не предусмотрено.

Обращаем внимание на то, что указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. При этом сотрудники и должностные лица ФМС России продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения оргштатных мероприятий, связанных с упразднением, то есть до 1 июня 2016 года. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России. Следовательно, здесь и далее по тексту под территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ следует понимать территориальный орган МВД России.

Формы и порядок подачи уведомлений (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) с иностранными гражданами трудовых договоров в соответствии с положениями абзаца третьего п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ утверждены приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 (смотрите, соответственно, приложения NN 19, 20 и 21 к Приказу N 147). Уведомление может быть направлено работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ (МВД России) на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) (абзац второй п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 6 Приложения N 21 к Приказу N 147).

В заключение отметим, что на работодателя при принятии на работу иностранцев налагаются обязанности в сфере миграционного учета. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранцы подлежат постановке на учет по месту пребывания по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, перечисленных в п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее — Закон N 109-ФЗ). По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона (ч. 3.1 ст. 20, пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится), признаются в отношении иностранца принимающей стороной.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации Ваша организация, как сторона, принимающая иностранного гражданина, должна поставить его на учет по месту пребывания, уведомив территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ (МВД России) в сроки, установленные ч. 1 ст. 20 Закона N 109-ФЗ (пп. 3 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ, п. 7 ч. 1 ст. 2, ст.ст. 21, 22 Закона N 109-ФЗ, раздел III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287. Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть подано работодателем в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направлено в установленном порядке почтовым отправлением (пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ)*(1). Отрывную часть бланка отправленного уведомления работодатель передает иностранцу (пп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Работодатель может быть освобожден от указанной обязанности в том случае, если у иностранного гражданина имеется право собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, которое он заявил в качестве места своего пребывания, либо если иностранный гражданин получил письменное согласие работодателя на самостоятельное уведомление уполномоченного органа о своем прибытии в место пребывания, либо имеются документально подтвержденные уважительные причины, препятствующие работодателю самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина (ч.ч. 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Во всех вышеуказанных случаях уведомление о прибытии в место пребывания направляет сам иностранный гражданин.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

*(1) Рекомендуем Вам также ознакомиться с информацией о направлении уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, представленной на официальном сайте ФГУП «Почта России» по адресу: https://www.pochta.ru/support/office-services/migration-notification.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 и ст. 37). Аналогичные положения закреплены также в российском законодательстве в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – ФЗ № 115).

Тем не менее, для иностранцев предусмотрен ряд ограничений и особенностей осуществления трудовой деятельности на территории России, которые также непосредственно затрагивают и работодателя. В частности, на последнем лежат обязанности и ответственность, связанные с получением разрешения на привлечение иностранных работников, разрешений на работу, приглашений, постановке на учет по месту пребывания, обеспечением жильем, медицинской помощью, уведомлением государственных органов о заключении и изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами.

Несмотря на то, что использование труда иностранных граждан крайне выгодно работодателям с экономической точки зрения (эти работники гораздо «дешевле» россиян), их оформление и дальнейшее сопровождение является достаточно сложным процессом. Свою роль в этом играет как чрезмерно усложненная процедура привлечения иностранных работников, так и постоянно изменяющаяся нормативная база в данной области. В результате создаются предпосылки как для неумышленного нарушения законодательства иностранными работниками и работодателями, так и сознательного применения ими различных нелегальных подходов. Ниже рассмотрены основные особенности и проблемы, которые возникают в ходе привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан на территории России.

Привлечение иностранных работников с визой

Трудоустройство иностранного гражданина, прибывшего в России в визовом порядке, связано с достаточно большим документооборотом, который необходим для оформления статуса иностранного гражданина и его права на осуществление трудовой деятельности. Работодатели ежегодно, до 1 мая должны представить в уполномоченные органы субъектов РФ объемную заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (см. постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783; приказ Минздравсоцразвития России от 13 июля 2010 г. № 514н). Причем такие данные необходимо предоставит как в электронном виде (через портал «Миграционные квоты»), так и в письменном.

Приглашение на въезд в РФ – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ;

Разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

(ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Далее необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, которое выдается сроком на один год (ч. 4. ст. 18 ФЗ № 115) согласно регламенту, утвержденному приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства РФ от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 (далее – Регламент). Одновременно работодатель или заказчику работ (услуг) может подать заявление в ФМС России или ее территориальный орган документы для получения разрешения работу – на каждого иностранного работника в отдельности (подпункт 45.1 Регламента). Срок оформления обоих разрешений – 30 дней с момента подачи документов (п. 25, п. 58 Регламента). Также при подаче заявления о выдаче разрешения потребуется представить медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (перечень заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188).

Следующий шаг – получение для работника приглашения на въезд в Россию, обратившись с ходатайством в ФМС России или ее территориальный орган, так как на его основании иностранцу выдается виза (абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 16 ФЗ № 115, приказ ФМС России от 30 ноября 2012 № 390). Срок рассмотрения документов также составляет 30 дней. При этом вместе с ходатайством о выдаче приглашения приглашающая сторона должна предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в России (п. 5 ст.16 ФЗ № 115). Таковыми являются гарантийные письма, в которых приглашающая сторона обязуется обеспечить иностранного работника, зарплатой в размере не ниже МРОТ, страховым медицинским полисом или денежными средствами для получения медицинской помощи, жильем на период пребывания в России в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной в субъекте РФ (см. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167).

Работодатель или заказчик работ (услуг), как принимающая сторона, должен не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного работника в место пребывания направить соответствующее уведомление в территориальный орган ФМС России (п. 3 ст. 20, ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 15 января 2007 № 9). Кроме того, о привлечении и об использовании иностранных работников работодатели обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета в течение 10 дней со дня наступления одного из следующих событий (пп. 4 п. 8 ст. 18 ФЗ № 115):

  • подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;
  • прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания
  • получения иностранным гражданином разрешения на работу;
  • заключения с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;
  • аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

При этом стоит отметить, что уведомление подается в отношении каждого работника (см. письмо ФМС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552; письмо ФНС России от 24 августа 2007 г. № ГИ-6-04/676@). Также временно пребывающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2. ст. 13 ФЗ № 115). Кроме того, работодатель и заказчик работ (услуг) не имеют право привлекать и использовать иностранных работников (а иностранный гражданин не имеет право осуществлять трудовую деятельность) в случае, если он не достиг возраста 18 лет (п. 4 ст. 13 ФЗ № 115).

Таким образом, очевидно, что сам процесс привлечения «визовых» иностранных работников, предоставления указанных выше жилищных и медицинских гарантий и документов является чрезмерно сложным и затратным. Только госпошлина за рассмотрение заявления о привлечении иностранных работников составляет 6000 руб. за каждого работника, за выдачу разрешения на работу – 2000 руб. за каждого работника и 500 руб. за оформление приглашения на каждого работника (подпункт 23, подпункт 24 и подпункт 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Кроме того, разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы работу придется получать каждый год (в большинстве случаев это касается и разрешения на работу).

Плюс, оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу, должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях России за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами. Если документы составлены на иностранном языке, то к ним должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский язык, а если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены (п. 47 Регламента).

В силу более низких требований иностранных работников к оплате труда, работодатели в ближайшее время не откажутся от их привлечения, в то же время, действующий порядок трудоустройства таких работников им крайне невыгоден. В итоге единственным решением в данном случае представляется облегчение соответствующих административных процедур, что позволит избежать дальнейшего ухода процесса привлечения иностранных работников за пределы правового поля.

Тем не менее, данные проблемы в меньшей степени касаются иностранных работников, отнесенных к категории высококвалифицированных специалистов. Так, у работодателя отсутствует необходимость получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, на таких работников не распространяются квоты, применяется сокращенный срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу (п. 4.5. ст. 13, п. 2 ст. 13.2 ФЗ № 115, п. 136.8 Регламента). Однако в силу специфических требований к заработной плате (для большинства сфер деятельности – не менее 2 млн руб. в год), работники, привлеченные в таком порядке, составляют подавляющее меньшинство (п. 1 ст. 13.2 ФЗ № 115).

Привлечение «безвизовых» иностранных работников

Порядок трудоустройства иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы гораздо проще. Разрешение на привлечение иностранных работников и приглашение на въезд в Россию и работодателю оформлять ненужно, предоставлять многочисленные гарантии тоже. Иностранный гражданин имеет право сам обратиться в территориальный орган ФМС России с заявлением о выдаче разрешения на работу. Данное обстоятельство, несомненно, удобно для работодателя, так как он получает работника с уже оформленными разрешительными документами (п. 122 Регламента). Также применяется сокращенный по сравнению с «визовыми» работниками срок рассмотрения заявления – решение не позднее 10 рабочих дней со дня представления документов, предусмотренных п. 27 Регламента.

Медицинские справки, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции в ФМС России может представить сам работник в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу, если оно выдано на срок более 90 суток (п. 8 ст. 13.1 ФЗ № 115).

Тем не менее, данный порядок также не лишен трудностей. На практике большинство иностранных работников, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, плохо знают русский язык, а также совершенно не ориентируются в российском законодательстве и системе государственных органов. Также существует риск, что работник устроится на работу с недействительным (поддельным) разрешением на работу, что может повлечь наложение административного штрафа на работодателя. В связи с этим зачастую оформлением работника в той или иной мере все равно приходится заниматься привлекающей его организации или предпринимателю.

Кроме того, работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 ФЗ № 115):

  • о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками;
  • о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Срок уведомления – в течение трех дней с момента наступления какого-либо из указанных выше событий (п. 2 приложения № 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147). При этом иностранцы, прибывшие в Россию в порядке, не требующем визы, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2. ст. 13 ФЗ № 115). Также в случае с «безвизовыми» работниками действует и норма о необходимости достижения иностранным работником 18 лет (п. 4 ст. 13 ФЗ № 115).

Особое место в числе иностранных работников, пребывающих безвизовом порядке, занимают граждане Белоруссии и Казахстана. Им не требуется разрешение на работу, а работодателю – разрешение на их привлечение и использование. Также работодателю не нужно уведомлять государственные органы о привлечении таких работников к трудовой деятельности (см. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.); п. 9 ст. 13.1 ФЗ № 115.

В аналогичном упрощенном порядке к трудовой деятельности привлекаются иностранцы, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство (при этом они могут работать и с 16 лет). При этом первые могут работать только в пределах субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание.

Повышенная ставка НДФЛ

Основной трудностью с точки зрения налогообложения является тот факт, что доходы иностранцев, не имеющих статус резидента, облагаются НДФЛ по ставке 30%, в то время как у резидентов, как и у российских граждан – 13%. Исключение составляют иностранные работники, являющиеся высококвалифицированными специалистами и иностранцы, работающие у физических лиц на основании патента, лица, которым выплачиваются дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций и ряд других (п. 1, п. 3 ст. 224 НК РФ).

При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы страны для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Также, если с государством, гражданином которого является иностранный работник, у России заключен международный договор, то налогообложение будет происходить в соответствии с ним. К таким документам, например, относятся соглашения об избежании двойного налогообложения с Азербайджанской республикой от 3 июля 1997 года, с Белоруссией от 21 апреля 1995 года, Узбекистаном от 2 марта 1994 года, Украиной от 8 февраля 1995 года и др.

В случае присвоения иностранному работнику статуса резидента, по итогам налогового периода может быть произведен перерасчет (по ставке 13%) и возврат излишне уплаченной суммы налога. Для этого сам иностранец должен обратиться в налоговый орган, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания) и представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие статус налогового резидента в соответствующем налоговом периоде (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Однако с учетом специфики иностранных работников (незнание русского языка, периодические выезды из страны, сезонный характер работы) их обращение в налоговый орган иногда может быть весьма затруднительным.

В связи с этим стоит иметь в виду, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В частности, работодатель вправе в установленном порядке осуществлять функции уполномоченного представителя своих бывших работников в налоговых органах (п. 3, п. 4 ст. 80 НК РФ, письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 03-04-06/4-22).

Обязательное страхование

В сфере обязательного страхования в отношении иностранных работников также существует ряд нюансов. Так, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат все иностранные граждане. При этом в случае работы по гражданско-правовому договору, такому страхованию они подлежат только, если это прямо предусмотрено указанным договором (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» упомянутого закона). Срок, на который заключен трудовой или гражданско-правовой договор значения не имеет. Тариф определяется в зависимости от класса профессионального риска на основании Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;
Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

(ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат только временно или постоянно проживающие в России иностранцы (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Если указанные иностранцы работают по гражданско-правовому договору, то взносы на данный вид страхования на них уплачивать не нужно. Срок, на который заключен трудовой или гражданско-правовой договор также роли не играет. Тариф определяется в зависимости от категории плательщика в соответствии Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – закон о страховых взносах). По общему правилу – 2,9%.

В свою очередь обязательному пенсионному страхованию подлежат все категории работающих в России иностранных граждан. В отношении постоянно проживающих иностранцев уплачиваются страховые взносы по тарифу, установленному для граждан России на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения. Вид и срок договора, по которому трудятся такие иностранцы, роли не играет (п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В отношении временно проживающих (за исключением высококвалифицированных специалистов) и временно пребывающих на территории России уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу, установленному для граждан России, но только на финансирование страховой части трудовой пенсии и независимо от года рождения указанных застрахованных лиц. Обязанность уплачивать такие взносы возникает только если заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (п. 2 ст. 22.1. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Тариф на обязательное пенсионное страхование определяется в соответствии с законом о страховых взносах.

Наконец, обязательному медицинскому страхованию подлежат только постоянно или временно проживающие в России иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей). Вид договора (трудовой или гражданско-правовой), а также срок, на который он заключен, значения не имеют (ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). Тариф также определяется в соответствии с законом о страховых взносах (по общему правилу – 5,1%).

Регулирование трудовых отношений

На данный момент трудовые отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства оформляются в том же порядке, что и с гражданами России – в соответствии с ТК РФ. При этом учитываются особенности, предусмотренные ФЗ № 115 и рядом других нормативных актов. Речь идет об уже описанных выше ограничениях по возрасту, границам субъекта РФ, виду деятельности, указанному в разрешении на работу, также стоит принимать во внимание сроки действия визы, разрешения на работу (или временное проживание).

Однако Минтруд России планирует определить особенности осуществления трудовой деятельности на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства непосредственно в ТК РФ, дополнив его новой статьей 351.3 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». Соответствующие положения закреплены в законопроекте «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»1.

Цитата

Юрий Стародумов, юрист АНО «Центр социально-трудовых прав»

«Мы не поддерживаем идею авторов законопроекта о необходимости внесения в трудовой договор с иностранцем сведений о таких документах, как разрешение на работу и т. п. На наш взгляд, контролирующие органы и без того могут истребовать у работодателя или у иностранного работника указанные в законопроекте документы или провести проверку их наличия (подлинности). Законодательное закрепление обязанности работодателей указывать в трудовом договоре с иностранцем реквизиты документов, сведения о которых и без того должны иметься у контролирующих органов, приведет лишь к привлечению некоторых работодателей к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за сугубо формальные нарушения трудового законодательства и не повлияет благотворно на ситуацию с нелегальной миграцией».

В частности, в ТК РФ может быть закреплена обязанность работодателя включать в трудовой договор с иностранными гражданами сведения о разрешении на работу, патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство. При этом иностранный гражданин будет обязан предъявить указанные выше документы работодателю при заключении трудового договора.

Отдельно стоит упомянуть инициативу Минтруда России о необходимости добровольного страхования иностранных работников – сведения о таком договоре (полисе) также должны будут указываться в трудовом договоре, а соответствующие документы – предъявляться работодателю.

«Необходимость добровольного страхования работников-иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, приведет к дополнительным расходам для бизнеса и самих работников. Несмотря на то, что большинству из работников-иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, медицинская помощь не экстренного характера на территории РФ может и не потребоваться», – комментирует рассматриваемые положения законопроекта юрист АНО «Центр социально-трудовых прав» Юрий Стародумов.

В ТК РФ также планируется закрепить возможность заключения трудового договора без разрешения на работу, если заключенный и оформленный трудовой договор необходим для его получения. В таком случае, разрешение на работу может быть предъявлено работодателю после заключения трудового договора. Трудовой договор в таких обстоятельствах вступит в силу не ранее дня получения иностранным гражданином разрешения на работу.Также Минтруд России предлагает отнести приведение общей численности иностранных работников в соответствие с ограничениями, установленными Правительством РФ на основании ФЗ № 115 к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, при которых трудовой договор подлежит прекращению (ст. 83 ТК РФ).

Помимо этого, Минтруд России предлагает предусмотреть возможность временного перевода иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до одного месяца, но не более одного раза в течение рабочего года. Речь идет о случаях, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ (катастрофы, производственные аварии, несчастные случаи на производстве, простой и др.) Такой перевод, согласно законопроекту, сможет осуществляться без учета вида трудовой деятельности, осуществляемой иностранным работником на основании полученного им разрешения на работу. Напомним, что в настоящий момент в подобных ситуациях иностранного работника не всегда возможно перевести на другую работу. Если ему требуется разрешение на работу, то он вправе осуществлять трудовую деятельность только в соответствии с указанным в нем видом деятельности.
«Устранение причин подобных переводов, как правило, требует оперативного вмешательства. В подобных ситуациях ни у работников, ни у работодателя просто нет времени на оформление новых разрешений на работу. Поэтому названные поправки представляются нам вполне обоснованными. Однако вызывает критику предложение по установлению ничем не обоснованного ограничения по продолжительности временного перевода иностранного работника (не более одного месяца в течение одного рабочего года). На наш взгляд, временный перевод в ситуациях, указанных в ч. 2,3 ст. 72.2 Трудового кодекса РФ, может быть вызван только объективными причинами и установление ограничений по продолжительности временного перевода иностранного работника по сравнению с переводами российских работников не обоснованно», – прокомментировал инициативу Минтруда России Юрий Стародумов.
Кроме того, на работодателя планируется возложить обязанность отстранить от работы иностранного работника в случаях:

  • приостановления или окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • окончание срока действия разрешения на работу;
  • окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
  • окончание срока действия вида на жительство;
  • окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего в иностранного гражданина, за исключением высококвалифицированных специалистов).

По мнению Юрия Стародумова, установление дополнительного основания для отстранения от работы иностранных работников при приостановлении или окончании срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников является оправданным.

«В подобных ситуациях работодатель не вправе в силу ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» использовать труд работника, но и не вправе в соответствии с Трудовым кодексом РФ отказать работнику в допуске на рабочее место. Как нам представляется, с помощью внесения указанных поправок в законодательство возникающая коллизия будет решена наиболее приемлемым образом», – пояснил он.

В законопроекте для иностранных работников предусмотрены и дополнительные основания прекращения трудового договора:

  • аннулирование, приостановление действия, окончание срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • аннулирование разрешения на работу или патента;
  • аннулирование разрешения на временное проживание;
  • аннулирование вида на жительство;
  • окончание срока действия разрешения на работу;
  • окончание срока действия разрешения на временное проживание;
  • окончание срока действия вида на жительство;
  • окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего иностранного гражданина, кроме высококвалифицированных специалистов).
  • невозможности предоставления прежней работы работнику по окончании упомянутого выше срока временного перевода;
  • невозможности временного перевода работника, ввиду истечения срока временного перевода.

При этом о прекращении трудового договора по указанным основаниям иностранный работник должен быть уведомлен не менее чем за три календарных дня до увольнения.

Наряду с вышеизложенными изменениями, законопроект предусматривает исключение обязанности временно пребывающих иностранных граждан, заключивших трудовой договор на срок менее шести месяцев, представлять при заключении трудового договора страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Также исключается обязанность иностранных граждан, лиц без гражданства, временно пребывающих или временно и постоянно проживающих в России, представлять при заключении трудового договора документы воинского учета – для военнообязанных.

На данный момент законопроект уже одобрен Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности.

Продолжение: Об административной ответственности за нарушения в сфере привлечения на работу иностранных граждан и практике обжалования соответствующих постановлений ФМС России в арбитражных судах .

Главная » Иностранцы прием-увольнение (Украина, ЕАЭС, Беларусь, Армения) » Иностранцы временно проживающие в РФ

Иностранные граждане, временно проживающие в РФ. Разрешение на временное проживание

Иностранный гражданин, временно проживающий в России — это лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство.

Разрешение представляет собой:

  • отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства,
  • документ установленной формы, выдаваемый в России лицу без гражданства, не имеющему удостоверяющего его личность документа (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года (п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

В отличие от иностранного гражданина, постоянно проживающего в России, временно проживающему иностранцу требуется разрешение на работу.

Иностранные граждане, временно проживающие в России, могут трудиться:

  • только в том субъекте РФ, на территории которого им разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
  • Либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, в следующих случаях (п. 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н):

а) при направлении в служебную командировку. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б) если постоянная работа выполняется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. При этом общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

При этом иностранные граждане должны осуществлять трудовую деятельность по определенным профессиям (должностям). Перечень таких профессий (должностей) установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н.

Инструкция по приему и оформлению мигрантов на работу в штат вашей организации

Скачать инструкцию можно .

1. Встать на учет в ГУВМ МВД в качестве работодателя мигрантов.

Юридическое лицо или ИП подает пакет документов в территориальное отделение ГУВМ МВД на аккредитацию в качестве работодателя мигрантов.

2. Определить статус иностранного гражданина.

Порядок и правила оформления иностранца на работу зависят от его статуса в РФ. Их (статусов) три:

  • Временно пребывающий в РФ – гражданин другой страны, приехавший по визе либо без визы и находящийся в стране на основании патента или разрешения на работу.
  • Временно проживающий в РФ – гражданин другой страны, которому было предоставлено разрешение на временное проживание.
  • Постоянно проживающий в РФ – гражданин другой страны, которому был предоставлен вид на жительство сроком на 5 лет или на основании договора ЕАЭС.

Далее мы подробно рассмотрим правила оформления на работу иностранцев в статусе «временно пребывающий», как наиболее многочисленной и распространенной группы.

3. Определить гражданство и режим пребывания в РФ.

Безвизовый режим пребывания в РФ – для граждан следующих стран: Белоруссия, Южная Осетия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Украина, Узбекистан. Визовый режим пребывания в РФ – для граждан всех остальных стран.

4. Проверить и оформить недостающие миграционные документы.

У иностранного гражданина должны быть следующие документы:

Для оформления мигрантов из стран с визовым режимом

  • Загранпаспорт
  • Миграционная карта
  • Разрешение на работу
  • Регистрация
  • ИНН
  • Полис ДМС
  • СНИЛС (оформляет работодатель)

Для оформления мигрантов из стран с безвизовым режимом

  • Загранпаспорт
  • Регистрация
  • Патент на работу
  • Миграционная карта
  • ИНН
  • Полис ДМС
  • Чек об оплате патента
  • СНИЛС (оформляет работодатель)

Для оформления граждан Белоруссии, Киргизии, Армении и Казахстана (ЕАЭС)

  • Загранпаспорт
  • Миграционная карта
  • Регистрация
  • ИНН
  • Полис ДМС/ОМС
  • СНИЛС (оформляет работодатель)

Важно! Все документы должны быть действительны весь период работы сотрудника в организации.

Важно! В случае приема на работу иностранца, у которого нет полного пакета разрешительных документов или мигранта с просроченными документами, работодателю грозит штраф до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

5. Оформить сотрудника в штат.

5.1. Получить письменное согласие на обработку персональных данных.

5.2. Ознакомить работника с локальными нормативными актами (ЛНА) работодателя:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • иные локальные нормативные акты, непосредственно связанные с трудовой деятельностью работника (положение об оплате труда, положение о премировании, положение о защите персональных данных сотрудника, должностные инструкции, положение об организации работы по охране труда в организации, программа вводного инструктажа, программа первичного инструктажа на рабочем месте, вводный инструктаж по ГО и ЧС и пр.).

Важно! Работник должен ознакомиться под роспись с ЛНА до подписания трудового договора.

5.3. Заключить трудовой договор с иностранным гражданином. Разъяснить условия (основания) расторжения трудового договора.

Данные о работнике в трудовой договор рекомендуется вносить из разрешения на работу или патента, где информация указана на русском языке.

Важно! Имя иностранца в трудовом договоре и разрешении на работу или патенте на работу должны совпадать. В противном случае сотрудники ГУВМ МВД расценят расхождение как привлечение мигранта к работе без разрешительного документа и оштрафуют организацию на сумму до 1 миллиона рублей или приостановят деятельность компании на срок до 90 суток.

В договор обязательно должны быть внесены сведения о патенте/разрешении на работу: серия, номер, дата выдачи, срок действия, кем выдан.

В договоре также должны быть реквизиты полиса ДМС или договора о медицинских услугах.

Договор должен быть оформлен на неопределенный срок. Оформлять срочный контракт можно только в случаях, перечисленных в ст. 59 ТК РФ, например, при сезонных работах. То, что патент/разрешение на работу действует ограниченное время, не дает право работодателю оформить с иностранцем срочный договор. Это прописано в ст. 327.1 ТК РФ.

Важно! Когда срок действия разрешительных документов истечет, мигрант должен быть незамедлительно уволен, иначе будет штраф за каждого нелегала до 1 миллиона рублей.

5.4. Издать приказ о приеме работника на работу и ознакомить с ним работника под роспись.

5.5. Провести инструктажи по охране труда (ОТ), ознакомить со специальной оценкой условий труда на рабочем месте (СОУТ).

5.6. Внести запись о приеме на работу в трудовую книжку иностранца.

Важно! Если у мигранта нет трудовой книжки установленного образца, то выдать ее должен работодатель.

5.7. Оформить личную карточку работника (форма Т-2).

В ней работник ставит свою подпись в подтверждение того, что он ознакомлен с записью в трудовой книжке.

5.8. Провести инструктажи по ГО и ЧС, ППБ и пр.

6. Уведомить ГУВМ МВД о заключении трудового договора с иностранцем.

Работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином не позднее трех рабочих дней с даты подписания договора иностранцем.

Важно! Неуведомление или несвоевременное уведомление ГУВМ МВД (ФМС) ведет к штрафу до 1 миллиона рублей или приостановке деятельности организации на срок до 90 суток.

Скачать бланк уведомления можно .

7. Начислить и выплатить налоги и взносы с зарплаты мигранта.

За трудоустроенного иностранного гражданина, находящегося в статусе временно пребывающего, прибывшего на территорию РФ в порядке, не требующем получения визы, работодателю необходимо ежемесячно перечислять следующие налоги и страховые взносы:

  • НДФЛ – 13%
  • Взносы в ПФР – 22%
  • Взносы в ФСС – 1,8-2,9%
  • Взносы в ФФОМС – 0-5,1%

Важно! Заработная плата сотрудника должна быть не ниже среднеотраслевой ставки или установленного в регионе минимума (МЗП). Для Санкт-Петербурга в 2019 году МЗП составляет 18 000 рублей в месяц при полной занятости.

Кроме того, нельзя платить разную зарплату иностранцам и россиянам, находящимся на одинаковой должности. В противном случае зарплатные комиссии заставят доначислить заработную плату сотрудникам, выплатить все «сэкономленные» налоги и выставят штраф 20% от суммы невыплаченных налогов.

Важно! Все налоги и отчетности должны быть сданы вовремя и в правильной форме. И стоит помнить о том, что отчетности для российских и иностранных граждан отличаются.

Кроме того, фамилия иностранного гражданина в СНИЛС и патенте зачастую пишется разными способами. ГУВМ МВД (ФМС) и налоговая требуют, чтобы в их документации запись фамилии иностранного гражданина была идентична записи в патенте или разрешении на работу, а вот ПФР требует, чтобы написание совпадало с записью в СНИЛС.

Это вызывает массу сложностей для бухгалтера, так как часть отчетов приходится исправлять вручную и проставлять другое написание фамилии.

8. Проверить чеки мигрантов об уплате НДФЛ по патенту на работу и регистрацию.

Ежемесячно мигрант должен вносить авансовый платеж по патенту, при просрочке оплаты даже на 1 день патент автоматически аннулируется, и сотрудник становится нелегалом, не имеющим право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ.

После каждого нового чека об оплате патента мигрант должен продлевать миграционный учет на период оплаты патента на работу, поэтому этот документ тоже нужно внимательно отслеживать.

9. Уволить иностранца с работы.

  1. Рассмотреть основания прекращения трудового договора.
  2. Издать приказ об увольнении/расторжении трудового договора иностранного гражданина, в котором иностранный работник ставит свою подпись.
  3. Иностранный гражданин ставит подпись в карточке сотрудника (Т-2) в разделе XI.
  4. Сделать в трудовой книжке запись об увольнении иностранного гражданина с работы.
  5. Получить подпись работника в журнале, подтверждающую получение трудовой книжки на руки. Выдать трудовую книжку иностранному гражданину.
  6. Выдать в день увольнения иностранному гражданину справки о получении заработной платы за весь период его работы, в т.ч. дополнительные документы по запросу работника.
  7. Произвести в день увольнения полный расчет заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск, если таковой имеется.

10. Уведомить ГУВМ МВД об увольнении иностранного сотрудника.

Работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД о прекращении действия трудового договора с иностранцем не позднее трех рабочих дней со даты расторжения договора.

Важно! Неуведомление или несвоевременное уведомление ГУВМ МВД (ФМС) ведет к штрафу до 1 миллиона рублей или приостановке деятельности организации на срок до 90 суток.

Скачать бланк уведомления можно .