Расходы бюджета на общегосударственные вопросы

Вопрос 5 Финансирование общегосударственных вопросов

Общегосударственные вопросы представляют собой совокупность функций, отражающих различные аспекты деятельности органов государственного и муниципального управления. Перечень таких функций, подлежащих финансированию за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ, представлен в разделе I функциональной классификации расходов. В соответствии со ст. 21 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся:

• функционирование Президента Российской Федерации;

• функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

• функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

• функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

• функционирование судебной системы;

• обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

• обеспечение проведения выборов и референдумов;

• международные отношения и международное сотрудничество;

• государственный материальный резерв;

• фундаментальные исследования;

• обслуживание государственного и муниципального долга;

• резервные фонды;

• прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

• другие общегосударственные вопросы.

Финансирование ряда перечисленных видов деятельности осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в соответствии с разграничением расходных обязательств между уровнями власти. Однако основная доля расходов консолидированного бюджета РФ на финансирование общегосударственных вопросов приходится на федеральный бюджет. Так, например, в 2006 г. она составила около 77,5 %.

В последние годы доля бюджетных ассигнований по разделу «Общегосударственные вопросы» в общем объеме расходов федерального бюджета составляет 14–15 %. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.» предусматривается ее постепенное снижение. В 2008 г. она должна составить 12,2 %.

Основное место в структуре расходов федерального бюджета на решение общегосударственных вопросов занимают бюджетные ассигнования на судебную систему (10–11 % общей суммы расходов по разделу), обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора (около 23 % общей суммы расходов по разделу), а также на обслуживание государственного и муниципального долга (22–25 %), другие общегосударственные вопросы.

На региональном уровне расходы на финансирование общегосударственных вопросов составляют менее значительную долю от общего объема расходов бюджета – около 7–9%.

Эффективность функционирования структур, расходы на содержание которых относятся на первый раздел функциональной классификации расходов, а также решение других вопросов, относящихся к общегосударственным, во многом определяет результативность бюджетной системы и экономики страны в целом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке