Расход топлива автобуса паз

Автобус ПАЗ 32053 выпускается Павловским заводом с начала 90-х годов. Он является одной из самых распространенных моделей на отечественных дорогах. Изначально автобус задумывался как пригородная модификация ПАЗ 3205, но сейчас во многих маленьких городах и селах он курсирует по маршрутам городского транспорта. Широкое распространение объясняется высокой надежностью модели, экономичностью в эксплуатации и хорошей рентабельностью производства. К тому же конструкторы еще на этапе тестовых испытаний заложили в модификацию возможность к модернизации. Поэтому ведущие специалисты Павловского завода постоянно находятся в поиске решений по улучшению комфортабельности и рабочих параметров ПАЗ 32053. Это позволяет ему уже более 20 лет оставаться на конвейере и успешно конкурировать с современными моделями.

Обзор основных технических характеристик автобуса

Технические характеристики ПАЗ 32053 заметно отстают от автобусов иностранного производства. Зато все узлы и агрегаты хорошо приспособлены к эксплуатации в суровых отечественных реалиях и имеют большой запас прочности. Ходовая часть способна длительное время эффективно сопротивляться разрушающему воздействию бездорожья. Все системы могут работать на горюче-смазочных материалах низкого качества. Так что именно такая модель и нужна для российской глубинки, потому что ни один импортный аналог не выдержит таких испытаний.

Двигатель ПАЗ 32053 работает на бензине марки АИ-92. Затраты горючего равняются 20,5 литрам на сотню километров. Модель ЗМЗ-5234.10 — это восьмицилиндровый мотор с V-образной компоновкой цилиндров. Объем движка — 4,67 литра. Развиваемая мощность — 130 «лошадей» при 3200 оборотах. Максимум в значении крутящего момента наблюдается на 2250 оборотах коленвала и соответствует 314 Н*м. По международной классификации экологической безопасности двигатель подпадает под стандарт EURO-3. По техпаспорту максимально развиваемая скорость — 80 километров в час. С 2011 года некоторые модели автобуса комплектуются дизельным силовым агрегатом ЯМЗ-534.

Это четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный мотор с жидкостной системой охлаждения. Турбонаддув оборудован системой промежуточного охлаждения поступающего воздуха. Расход топлива у ПАЗ 32053 с таким двигателем составляет 22 литра на 100 километров. Мощность равняется 190 «лошадкам» 2300 оборотах в минуту. Крутящий момент равен 710 Н*м при частоте вращения 1300-1600 оборотов в минуту. Рабочий объем цилиндров — 4,43 литра, степень сжатия — 17,5. Уровень выбросов отработанных газов в атмосферу соответствует значению EURO-4. Максимально развиваемая скорость — 90 километров в час.

Сцепление ПАЗ 32053 — однодисковое, демпферное, постоянно замкнутое, сухого типа с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем. Автобус может быть укомплектован одной из двух коробок переключения скоростей — либо четырехступенчатой механикой модели ГАЗ-3307-1700010-11, либо пятиступенчатой механикой САА3 320670-1700010. Тормозная система ПАЗ 32053 — барабанного типа, пневматическая, двухконтурная с разделением по осям. Рабочие тормоза воздействуют на все колеса, а стояночный — только на задние. При необходимости экстренного торможения водитель может рассчитывать на систему ABS, входящую в базовую комплектацию. Рулевой механизм современного транспорта не обходится без гидравлического усилителя. Этот элемент устанавливается на все автобусы, начиная с 2011 года.

Габариты: внешние — 7х2,53х2,88 метра, высота потолка в салоне — 1,965 метра, база — 3,6 метра, колея передняя/задняя — 1,94/1,69 метра, клиренс — 320 миллиметров. Для полного разворота понадобится 7,6 метров. Снаряженная и полная масса имеет небольшое значение как для автобуса и составляет 5,61 и 8,39 тонн соответственно. Распределение осевой нагрузки: на переднюю ось — 3,115 тонн, на заднюю — 5,275 тонн. Формула работы колесных приводов — 4х2. Размерность колесной резины — 8,25 R20.

Устройство и особенности салона

Внутреннее устройство ПАЗ 32053 не отличается изяществом. Зато имеет длительный ресурс эксплуатации и долго сохраняет внутреннее убранство на достойном уровне. Автобус оснащен цельнометаллическим кузовом несущего типа вагонной компоновки. Заложенный при производстве срок эксплуатации составляет 5-7 лет. После завершения указанного периода нужно будет провести антикоррозийную обработку. Салон рассчитан на 43 пассажира, из которых 25 будут обеспечены сидячими местами. Для посадки служит единственная двухстворчатая распашная дверь с автоматическим открытием, ширина которой составляет 726 миллиметров.

Также в заднем свесе имеется аварийный выход в виде обыкновенной двери с ручным открытием. Сидения в салоне обтянуты плотной тканью, стойкой к вытиранию и другим видам износа. Она зачастую имеет темно-коричневый цвет, на котором не так видны следы загрязнения. Сидения установлены стационарно и не имеют подрессоренной основы, так что пассажиры на себе прочувствуют все неровности дороги. Ранние модели автобусов комплектовались двойными сидениями без разделителя. Сейчас уже устанавливают одинарные места для каждого пассажира.

Водительское место оборудовано гораздо комфортнее. Оно имеет пружинную основу, которая смягчает встряски и подавляет большинство колебаний, а также его можно подвинуть ближе/дальше от приборной панели и установить желаемый угол наклона спинки. На приборной панели нет ничего лишнего. В зоне обзора всегда находятся только нужные показатели. Стекло снабжено антибликовой поверхностью, что помогает без проблем ориентироваться в солнечную погоду.

Вентиляция осуществляется через форточки и люки без принудительной вытяжки. Отопитель — калориферного типа. Он передает в салон тепло от системы охлаждения двигателя. Существует также северная модификация автобуса, которая имеет двойной стеклопакет и дополнительный автономный отопитель салона. Кроме того имеется возможность переоснащения топливной системы под газобаллонное оборудование. Это позволяет существенно снизить затраты на заправку.

Окупаемость наступит всего через несколько месяцев эксплуатации автобуса в стандартном режиме. Иногда владельцы заказывают у сторонних фирм установку кондиционеров для повышения комфортабельности пассажиров. Также существует модификация ПАЗ 32053-77, которая используется в качестве школьного автобуса. Она имеет принудительное ограничение скорости 60 километров в час, а каждое кресло в салоне укомплектовано ремнем безопасности.

Ремонт, обслуживание и цена автобуса

Обслуживание и ремонт ПАЗ 32053 пользуется хорошей славой у механиков. Все детали, системы и механизмы имеют понятное устройство и удобный доступ. В помощь новичкам завод-изготовитель предоставляет подробную инструкцию, которая поможет быстро отыскать неисправность и оперативно ее устранить. Высокий уровень унификации деталей с другими автобусами Павловского завода позволяет без проблем доставать необходимые детали.

При своевременном сервисном обслуживании двигатель откатает не одну сотню тысяч километров перед капитальным ремонтом. Достаточно следить, чтобы уровень рабочих жидкостей не опускался ниже минимальной отметки, и соблюдать все требования производителя. Основные неисправности ПАЗ 32053 связаны с плохим качеством дорог и затрагивают ходовую часть. Но тут уже все зависит от водителя, чем аккуратнее он себя ведет, тем дольше прослужит транспортное средство. Бережное отношение к техники позволит продлить срок ее безотказного использования и сэкономит денежные средства из ремонтного фонда.

Автобусы данной модели пользуются большим спросом как в государственных службах, так и среди частных лиц. Невысокая стоимость и отличные характеристики способствую ее конкурентоспособности на отечественном рынке. Модель идет также на экспорт в страны СНГ. Многие предприятия приобретают автобус для использования в качестве служебного транспорта, чтобы доставлять работников к месту службы из близлежащих населенных пунктов.

Цена ПАЗ 32053 на начало июня 2014 года составляет примерно 1 миллион рублей. На окупаемость транспортного средства уходит совсем немного времени при регулярных выездах на маршрут. Гарантийный период составляет 12 месяцев для моделей с бензиновым двигателем и 18 месяцев для дизеля. В этот промежуток времени можно обратиться к заводу-производителю в случае поломки и получить бесплатное обслуживание или замену вышедшей из строя детали.

«Стайер» Mercedes-Benz 0303AKA-15KHP/A

(ОМ 442-8V-15,078-296-6M) 25,4 Д

«Лидер» Mercedes-Benz 0303AKA-15RHS

(ОМ 442-8V-15,078-296-6M) 30,2 Д

«Витязь» Mercedes-Benz 0303AKA-15RHD

(ОМ 442A-8V-14,6-365-6M) 28,3 Д

ПАЗ-672, -672А, -672Г, -672М, -672С, -672У,

-672Ю 34,0 Б *

ПАЗ-3201, -3201С, -320101 36,0 Б *

ПАЗ-3205, -32051 (с дв. ЗМЗ-672-11) 34,0 Б *

ПАЗ-3205 (ЗМЗ-5112.10-8V-4,25-125-4М) 31,2 Б

ПАЗ-3205 (ЗМЗ-5234.10-8V-4,67-130-4М) 32,0 Б

ПАЗ-3205-70 (A-245.7-4L-4,75-122.4-5М) 20,9 Д

ПАЗ-32051 (ЗМЗ-5112.10-8V-4,25-125-4M) 29,0 Б

ПАЗ-32051 (ЗМЗ-5234.10-8V-4,67-130-4M) 29,8 Б

ПАЗ-3206 (с дв. ЗМЗ-672-11) 36,0 Б *

ПАЗ-3206 (ЗМЗ-5112.10-8V-4,25-125-4M) 32,1 Б

ПАЗ-3206 (ЗМЗ-5234.10-8V-4,67-130-4M) 33,0 Б

Псковавто 221400 (ЗМЗ-4026.10-4L-2,448-100-5M) 16,5 Б

Псковавто 221400 (ЗМЗ-4026.10-4L-2,448-100-4M) 17,0 Б

РАФ-977, -977Д, -977ДМ, -977Е, -977ЕМ, -977Н,

-977НМ, -977К 15,0 Б *

РАФ-2203, -220301, -2231, -22031-01, -22032,

-22035-01 15,0 Б *

РАФ-220302 18,0 снг *

РАФ-22038-02, -22039 (4L-2,445-100-4М) 14,5 Б

РАФ-2915-02 (мед., 4L-2,445-100-4М) 14,5 Б

РАФ-2925 (4L-2,445-100-4М) 14,5 Б

РАФ 2927 (мед., 4L-2,445-100-4М) 15,0 Б

САРЗ-3976 (ЗМЗ-511.10-8V-4,25-120-4M) 30,0 Б

УАЗ-452 (мод. -А, -АС, -В) 17,0 Б *

УАЗ-220601 17,0 Б *

УАЗ-220602 22,0 снг *

УАЗ-2206 (УМЗ-4178-4L-2,445-92-4M) 17,2 Б

УАЗ-22069 (УМЗ-4218.10-4L-2,89-98-4M) 16,8 Б

ЯАЗ-5267 (6L-10,35-258-6M) 34,0 Д

ЯАЗ-6211 50,6 Д

1.2.2. Автобусы зарубежные

───────────────────────────────────────────────────┬────────┬───────

Модель, марка, модификация автомобиля │Базовая │Топливо

│ норма, │

│л/100 км│

───────────────────────────────────────────────────┼────────┼───────

1 │ 2 │ 3

───────────────────────────────────────────────────┴────────┴───────

Ikarus-55 28,0 Д *

Ikarus-556 38,0 Д *

lkarus-180 41,0 Д *

Ikarus-250 31,0 Д *

Ikarus-250.58, -250.59, -250.93, -250.95 34,0 Д *

Ikarus-255 31,0 Д *

Ikarus-256, -256.54, -256.59, -256.74, -256.75 34,0 Д *

Ikarus-260, -260.01, -260.18, -260.27, -260.37,

-260.50, -260.51, -260.52 40,0 Д *

Ikarus-263 40,0 Д *

Ikarus-280, -280.01, -280.33, -280.48, -280.63,

-280.64 43,0 Д *

Ikarus-280.33 (VTS Turbo D10-6L-10,35-210-6M) 41,0 Д

lkarus-283.00 46,0 Д *

Ikarus-350.00 37,0 Д *

Ikanis-365.10, -365.11 34,0 Д *

Ikarus-415.08 39,0 Д *

Ikarus-435.01 46,0 Д *

Ikarus-435.17 (VTSII-190-6L-10,35-258-6M) 43,0 Д

lkarus-543.26 27,0 Д *

Iveco Turbo Daily A 45.10 (4L-2,789-103-5M) 13,0 Д

Karosa С835-1031 (6L-11,940-257-8M) 28,8 Д

Mercedes-Benz 308D (4L-2,299-79-5M) 10,3 Д

Mercedes-Benz 601D (4L-3,972-98-6M) 16,0 Д

Mercedes-Benz Turk 0325 (6V-10,964-216-6M) 33,7 Д

Mercedes-Benz 0302 С V-8 32,0 Д *

Mercedes-Benz 0340 (8V-12,76-381-6M) 25,0 Д

Mercedes-Benz 0350 (8V-14,6-381-6M) 26,9 Д

Mercedes-Benz 0404 (8V-14,6-381-6M) 27,4 Д

Mercedes-Benz 0814 (4L-4,0-136-5M) 17,9 Д

Nissan-Urvan E-24 10,0 Д *

Nissan-Urvan Transporter 14,0 Б *

Nusa-501M, -521М, -522M, -523-03 15,0 Б *

TAM 260A 119T 30 Д *

Toyota Hi Ace 2.4 (4L-2,438-116-5M) 12,3 Б

Toyota Hi Ace 2.5 D (4L-2,446-75-5M) 9,6 Д

Volkswagen Caravelle 2.0 (4L-1,968-84-5M) 11,5 Б

Volkswagen Caravelle 2.5 (5L-2,461-115-5M) 12,2 Б

Volkswagen Caravelle 2.5D Syncro (5L-2,461-102-5M) 9,4 Д

Volkswagen Transporter 2.4 TD (5L-2,4-78-5M) 9,5 Д

Volkswagen Transporter 2.5 (5L-2,461-115-5M) 13,0 Д

1.3. Грузовые бортовые автомобили

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормируемое значение расхода топлива рассчитывается по следующему соотношению:

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D), (3)

где:

Qн — нормативный расход топлива, литры;

S — пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsan — норма расхода топлива на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза:

Hsan = Hs + Hg x Gпр, л/100 км, где

Hg — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км;

Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

Hw — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т.км,

W — объем транспортной работы, т.км: W = Gгр x Sгр (где Gгр — масса груза, т; Sгр — пробег с грузом, км);

D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме в процентах.

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-км, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлива увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемого топлива в следующих размерах:

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлива (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов в зависимости от вида топлива в следующих размерах: бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа до 2 куб. м; при газодизельном питании двигателя ориентировочно — до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

1.3.1. Грузовые бортовые автомобили

отечественные и стран СНГ

───────────────────────────────────────────────────┬────────┬───────

Модель, марка, модификация автомобиля │Базовая │Топливо

│ норма, │

│л/100 км│

───────────────────────────────────────────────────┼────────┼───────

1 │ 2 │ 3

───────────────────────────────────────────────────┴────────┴───────

ГАЗ-52, -52А, -52-01, -52-03, -52-04, -52-05,

-52-54, -52-74, -53Ф 22,0 Б

ГАЗ-52-07, -52-08, -52-09 30,0 снг *

ГАЗ-52-27, -52-28 21 (22) спг *

ГАЗ-53, -53A, -53-12, -53-12-016, -53-12A, -53-50,

-53-70 25,0 Б

ГАЗ-53-07, -53-19 37,0 снг *

ГАЗ-53-27 25,5 (25) спг *

ГАЗ-63, -63А 26,0 Б *

ГАЗ-66, -66А, -66АЭ, -66Э, -66-01, -66-02, -66-04,

-66-05, -66-11 28,0 Б *

ГАЗ-2943 «Фермер» (ЗМЗ-402-4L-2,445-100-4M) 16,7 Б

ГАЗ-3302 «Газель» (ЗМЗ-4063.10-4L-2,3-110-5М) 15,5 Б

ГАЗ-33021 (ЗМЗ-4025.10-4L-2,445-90-4M) 16,9 Б

ГАЗ-3302, -33021 «Газель»

(ЗМЗ-4025.10-4L-2,445-90-5M) 16,5 Б

ГАЗ-33021 (УМЗ-42150-4L-2,89-89-5M) 16,6 Б

ГАЗ-330210 «Газель» (ЗМЗ-4026.10-4L-2,448-100-5M) 16,0 Б

ГАЗ-3302, -330210 «Газель» 0 114

(ЗМЗ-4026.10-4L-2,448-100-4M) 16,5 Б

ГАЗ-33027 «Газель» (ЗМЗ-4026.10-4L-2,445-100-5M) 17,0 Б

ГАЗ-33073 (ЗМЗ-511.10-8V-4,25-125-4M) 24,9 Б

ГАЗ-3307 24,5 Б *

ГАЗ-3309 (ГАЗ-5441.10-4L-4,15-116-5M) 17,0 Д

ЗИЛ-130, -130А1, -130Г, -130ГУ, -130С, -130-76,

-130Г-76, -130ГУ-76, -130С-76, -130-80, -130Г-80,

-130ГУ-80 31,0 Б *

ЗИЛ-131, -131А 41,0 Б *

ЗИЛ-133Г, -133Г1, -133Г2, -133ГУ 38,0 Б *

ЗИЛ-133ГЯ 25,0 Д *

ЗИЛ-138 42,0 снг *

ЗИЛ-138A, -138АГ 32 (31) спг *

ЗИЛ-150 31,0 Б *

ЗИЛ-151, -151А 39,0 Б *

ЗИЛ-157, -157Г, -157К, -157КГ, -157КД, -157КЭ,

-157КЮ, -157Э, -157Ю 39,0 Б *

ЗИЛ-431410, -431411, -431412, -431416, -431417,

-431450, -431510, -431516, -431917 31,0 Б *

ЗИЛ-431610 32 (31) спг *

ЗИЛ-431810 42,0 снг *

ЗИЛ-4331 25,0 Д *

ЗИЛ-431410 (Д-243-4L-4,75-78-5М) 19,5 Д *

ЗИЛ-43317 (КамАЗ-740-8V-10,85-210-9М) 27,0 Д

ЗИЛ-433360 (ЗИЛ-508.100040-8V-6,0-150-5М) 31,5 Б

ЗИЛ-4334 (8V-8,74-159-5M) 25,3 Д

ЗИЛ-5301 (Д-245 ММЗ-4L-4,75-105-5M) 14,8 Д

ЗИЛ-5301 ПО (Caterpillar-3054-4L-3,9-136-5M) 15,0 Д

ЗИЛ-534330 (ЯМЗ-236А-6V-11,15-195-5М) 20,5 Д

КамАЗ-4310, -43105 31,0 Д *

КамАЗ-5320 25,0 Д *

КамАЗ-53202, -53212, -53213 25,5 Д *

КамАЗ-53208 22,5 спг плюс 6,5

Д или 26Д *

КамАЗ-53215 (КамАЗ-740.11-8V-10,85-240-10М) 24,5 Д

КамАЗ-53217 21,5 спг плюс

6,5Д или 26Д *

КамАЗ-53218 23 спг плюс 6,5Д

или 26Д *

КамАЗ-53219 22 спг плюс 6,5Д

или 26Д *

КрА3-255Б, -255Б1 42,0 Д *

КрАЗ-257, -257Б1, -257БС, -257C 38,0 Д *

КрАЗ-260, -260Б1, -260М 42,5 Д *

МАЗ-514 25,0 Д *

МА3-516, 516Б 26,0 Д *

МАЗ-5334, -5335, -533501 23,0 Д *

МАЗ-53352 24,0 Д *

МАЗ-53362 (ЯМЗ-238-8V-14,86-300-8М) 24,3 Д

МАЗ-53366 (ЯМЗ-238М2-8V-14,86-240-5М) 25,5 Д

МАЗ-5337, -53371 23,0 Д *

МАЗ-543 98,0 Д *

МАЗ-6303 (8V-14,86-300-8M) 26,0 Д

МАЗ-7310, -7313 98,0 Д *

УАЗ-451, -451Д, -451ДМ, -451М 14,0 Б *

УАЗ-452, -452Д, -452ДМ 16,0 Б *

УАЗ-3303 (4L-2,446-90-4M) 16,5 Б

УАЗ-330301 16,0 Б *

УАЗ-33032, -3332-01 21,5 Б *

УАЗ-374101 16,0 Б *

УАЗ-3909 (АПВ-У-05) (УМЗ-4178-4L-2,445-92-4М) 17,0 Б

Урал-355, -355М, -355МС 30,0 Б *

Урал-375, -375АМ, -375Д, -375ДМ, -375ДЮ, -375К,

-375Н, -375Т, -375Ю 50 Б *

Урал-377, -377Н 44 Б *

Урал-4320, -43202 32 Д *

1.3.2. Грузовые бортовые автомобили зарубежные

───────────────────────────────────────────────────┬────────┬───────

Модель, марка, модификация автомобиля │Базовая │Топливо

│ норма, │

│л/100 км│

───────────────────────────────────────────────────┼────────┼───────

1 │ 2 │ 3

───────────────────────────────────────────────────┴────────┴───────

Avia A-20H, А-21К, -21N 11,0 Д *

Avia A-30N, A-31L, -31N, -31Р 13,0 Д *

IFA W50L 20,0 Д *

Magirus 232 D 19L 24,0 Д *