Процедура свободной таможенной зоны

Законодательство о свободных экономических зонах в настоящее время претерпевает серьезные изменения.
С того времени как в 2010 году было подписано Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) в деловых кругах накопилось достаточно много предложений и идей, как усовершенствовать порядок применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны таким образом, чтобы сделать ее применение более гибким и менее обременительным для бизнес-сообщества, однако не повысить при взятом курсе на либерализацию подходов риски нарушения таможенного законодательства.
Отдельные из таких идей стали предметом серьезных дискуссий в экспертных кругах и по итогу преобразовались в конкретные положения Таможенного кодекса ЕАЭС.
При этом значительные изменения в деятельности СЭЗ случились уже с 1 января 2017 года, когда поменялись условия завершения действия таможенной процедуры СТЗ и когда резиденты СЭЗ для вывоза товаров на остальную территорию ЕАЭС стали помещать товары под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которая предусматривает уплату таможенных платежей.
С 1 января 2018 года основным нормативным правовым документом, регулирующим порядок применения таможенной процедуры СТЗ, стал вступивший в силу Таможенный кодекс ЕАЭС.
Следует отметить, что в незначительной части осталось действовать Соглашение, однако в части содержания таможенной процедуры СТЗ статьи Соглашения утратили силу.
В настоящий момент в развитие главы 27 Таможенного кодекса ЕАЭС практически издан только один документ – Решение Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 88 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны».
Все планируемые к подписанию национальные нормативные правовые документы в развитие отсылочных норм 2-х вышеуказанных документов (Указ Президента, постановления Совмина, постановления ГТК) находятся в стадии доработки, с чем связана, в том числе, невозможность воспользоваться резидентам СЭЗ рядом льгот и преимуществ.
Так, резиденты СЭЗ «Брест» проявляют активную заинтересованность в реализации возможностей, заложенных в Решении Совета ЕЭК от 20.12.2018 № 88.
Положения документа позволяют при определенных условиях вывезти с территории СТЗ товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, а также изготовленные (полученные) из данных товаров, без завершения действия таможенной процедуры СТЗ. Это значительно либерализирует подходы к деятельности резидентов СЭЗ и упрощает порядок таможенного администрирования товаров, находящихся под таможенным контролем, однако норма пока не реализована в национальном законодательстве.
Нормы решения предусматривают также случаи, когда отдельные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, могут считаться потребленными, т.е. возможно их снятие с таможенного контроля. Вместе с тем, условия, при которых возможно признание товаров потребленными, а также механизм признания товаров потребленными, порядок завершения действия таможенной процедуры СТЗ в отношении таких товаров должен быть установлен в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государств-членов ЕАЭС. Данные нормативные документы в Республике Беларусь пока не приняты.
Таможенный кодекс ЕАЭС (глава 27 и статья 455) регламентирует деятельность следующих типов СЭЗ:
«Обычных» СЭЗ — СТЗ с базовым набором упрощений, действуют в настоящее время в Республике Беларусь;
портовых (логистических) СЭЗ — СТЗ, предусматривающие упрощенный порядок таможенного администрирования в области логистики. Такие СТЗ могут быть созданы на части территории международного аэропорта и прилегающей к нему территории, либо на части территории, прилегающей к автомобильному (железнодорожному) пункту пропуска через таможенную границу ЕАЭС в Республике Беларусь соответственно;
«территориальных» СЭЗ — отдельные СТЗ, предусматривающие наибольший объём преимуществ и таможенных упрощений, как в области логистики, так и в производственной деятельности, могут быть созданы на территории, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС либо в пределах которой расположены места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС воздушным транспортом.
В Кодексе ЕАЭС зафиксировано окончательное число таких СТЗ: в России – 3, Беларуси — 2, Армении, Казахстане, Кыргызстане – по 1.
Рамочным нормативным правовым актом в сфере деятельности СЭЗ в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах» (с изменениями и дополнениями), согласно которому СЭЗ — это часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой СЭЗ устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности.
В настоящее время в Беларуси функционируют шесть СЭЗ (СЭЗ «Брест», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Гомель-Ратон»; СЭЗ «Гродноинвест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Могилев»), созданных на основании отдельных Указов Президента Республики Беларусь, положения о которых утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Каждая СЭЗ — это «исключение из правила», поэтому льготы и прочие особенности их функционирования определяются в каждом из таких указов и положений.
Хотелось бы информировать об имеющейся проблеме, которая возможно будет решена, когда национальная нормативная база будет приведена в соответствие с нормами кодекса ЕАЭС.
Целями создания СЭЗ в Республике Беларусь, в том числе СЭЗ «Брест», согласно Закона о СЭЗ, а также Положении о СЭЗ «Брест», обозначены содействие социально-экономическому развитию Республики Беларусь и отдельных административно-территориальных единиц, привлечение инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств. Таким образом, законодательство устанавливает, что «обычная» СЭЗ – это деятельность резидентов по созданию и функционированию экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств.
В последнее время прослеживаются тенденции, когда бизнес-планы резидентов СЭЗ «Брест» предусматривают реализацию инвестиционных проектов, сутью которых является организация логистической деятельности, т.е. ввоз готовой продукции с последующей реализацией и вывозом товаров как на территорию ЕАЭС, так и за ее пределы. Т.е. как таковое производство отсутствует. При этом резиденты претендуют на получение таможенных льгот, связанных с помещением таких товаров под таможенную процедуру СТЗ и завершением действия таможенной процедуры СТЗ. При этом, по мнению таможенных органов, в стремлении резидентов осуществлять такую деятельность до момента приведения национальных нормативных правовых актов в соответствие с требованиями Таможенного кодекса ЕАЭС может усматриваться намерение к необоснованному получению льгот, связанных с уклонением от уплаты НДС, так как согласно подпункта 1.1-4. Указа Президента Республики Беларусь № 262, освобождаются от НДС, взимаемого таможенными органами, помещаемые резидентами СЭЗ под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Следует отметить, что глава 27 Таможенного кодекса ЕАЭС, регламентирующая, в том числе, содержание и применение таможенной процедуры СТЗ, оперирует такими понятиями, как «иностранные товары», «товары Союза», «товары изготовленные (полученные) из иностранных товаров и (или) товаров Союза», «процесс изготовления (получения) товаров, создание объектов недвижимости на территории СЭЗ, обеспечение производственных процессов, содержание и эксплуатация оборудования, машин и агрегатов, используемых на территории СЭЗ».
Таким образом, тексты Таможенного кодекса ЕАЭС, Соглашения (исключая разделы, статьи и пункты, относящиеся к деятельности портовых и логистических СЭЗ), иных документов, составляющих право ЕАЭС, а также национальное таможенное законодательство, определяющее порядок создания и функционирования на территории СЭЗ свободных таможенных зон, регламентируют возможность применения резидентом СЭЗ особого (специального правового) режима осуществления своей деятельности путем применения таможенной процедуры СТЗ в пределах территории СТЗ при условии создания и (или) развития производственного предприятия, деятельность которого ориентирована на экспорт и (или) импортозамещение, на котором изготавливаются (получаются) товары из иностранных товаров и (или) товаров Союза (помещенных либо не помещенных под таможенную процедуру СТЗ в установленном порядке).
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что планируемая деятельность в пределах СТЗ в рамках реализации инвестиционного проекта, включающего ввоз и помещение под таможенную процедуру СТЗ полностью готовой продукции в собранном виде, не позволяет отнести ее к производственному процессу по изготовлению (получению) товаров.
Следует обратить внимание, что в соответствии со статьей 2 Таможенного кодекса ЕАЭС определено, что понятия «свободная (специальная, особая) экономическая зона» (далее – СЭЗ), «логистическая СЭЗ», «портовая СЭЗ» и «резидент (участник, субъект) СЭЗ» используются в значениях, определенных международными договорами в рамках Союза.
Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон определяет понятие свободная экономическая зона и выделяет особые типы СЭЗ, в том числе логистическую свободную экономическую зону, устанавливая для такой зоны особенности в порядке ее функционирования.
Статья 3 Соглашения предусматривает, что типы СЭЗ в зависимости от целей их создания устанавливаются законодательством государств – членов Таможенного союза.
В настоящее время в Республике Беларусь на законодательном уровне вышеуказанные типы СЭЗ не определены, также не регламентированы особенности деятельности резидентов СЭЗ, не связанной с производством.
Вместе с тем, деятельность логистической СЭЗ подразумевает значительные отличия от деятельности обычной СЭЗ, в том числе в особенностях помещения под таможенную процедуру СТЗ товаров, ввозимых на территорию логистической СЭЗ, а именно: товары, ввезенные на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ, считаются помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны со дня их ввоза на территорию логистической СЭЗ; товары, ввезенные на территорию логистической СЭЗ не подлежат таможенному декларированию, за исключением установленных случаев; декларантами товаров, ввозимых на территорию логистической СЭЗ или вывозимых с территории логистической СЭЗ на остальную часть таможенной территории Союза или за ее пределы, могут выступать иные лиц (не резиденты СЭЗ) на основании договора об оказании услуг; условием помещения товаров под таможенную процедуру СТЗ, в том числе, является: товары предназначены для размещения на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ лицами, не являющимися резидентами (участниками, субъектами) логистической СЭЗ и заключившими с резидентами (участниками, субъектами) логистической СЭЗ договор об оказании услуг, при условии, что операции, совершаемые с товарами при оказании таких услуг, не изменяют характеристики товаров, связанные с изменением кода в соответствии с ТН ВЭД и т.д.
Но вернемся к Таможенному кодексу ЕАЭС. Кодекс предусматривает новые возможности для «обычных» СЭЗ:
1) вывоз товаров, помещенных под процедуру СТЗ, на остальную часть территории Союза без завершения такой процедуры для собственных технологических нужд либо совершения операций по переработке (изготовлению) товаров, если на территории СЭЗ отсутствуют условия и возможность совершения таких операций (cлучаи и условия определяются Комиссией);
2) декларирование товаров нерезидентами СЭЗ в случаях, определяемых Комиссией;
3) потребление товаров (не связанное с переработкой) в случаях, определяемых Комиссией;
4) передача товаров между резидентами СЭЗ (без завершения процедуры СТЗ, если товары не вывозятся за пределы СЭЗ) (порядок регламентируется национальным законодательством);
5) завершение процедуры СТЗ иным резидентом СЭЗ, чем лицо, которым товары были помещены под процедуру СТЗ.
Таможенный кодекс ЕАЭС открывает новые возможности и для логистических (портовых) СЭЗ.
1) возможность недекларирования товаров при их ввозе с последующей подачей декларации на товары:
— совершаются только таможенные операции, связанные с прибытием товаров;
— закреплена компетенция государств-членов ЕАЭС по определению категорий товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также срок подачи таможенной декларации.
2) возможность декларирования товаров нерезидентами СЭЗ и завершение такими лицами процедуры СТЗ
— на основании договора об оказании услуг с резидентами СЭЗ.
Максимальный спектр преференций предоставляется Кодексом «территориальным» СЭЗ:
1) потребление товаров, не связанное с переработкой («бытовое потребление») в случаях, установленных национальным законодательством. При этом национальным законодательством также определяется порядок завершения таможенной процедуры СТЗ
2) подача таможенной декларации в течение 4 месяцев с момента ввоза на территорию СЭЗ, а также декларирование товаров нерезидентами СЭЗ
3) возможность декларирования товаров нерезидентами СЭЗ в случаях, определяемых национальным законодательством
4) непредставление электронной предварительной информации при ввозе товаров, если это предусмотрено национальным законодательством
5) возможность установления особенностей прибытия и убытия товаров
И несколько слов о том, что может ожидать нас в национальных нормативных правовых документах, которые готовятся в рамках отсылочных норм Таможенного кодекса ЕАЭС, по вопросам, регламентирующим деятельность СЭЗ.
По имеющейся в Брестской таможне информации, предоставленной ГТК Республики Беларусь, положения проекта Указа Президента Республики Беларусь, регламентирующие вопросы СЭЗ, предусматривают:
• для резидентов портовых, логистических и территориальных СТЗ увеличение срока подачи декларации на товары до месяца, следующего за днем выпуска (т.е. фактически до 60 дней);
• возможность передачи иностранных товаров во владение и (или) пользование лицам, которые будут совершать погрузку (разгрузку) таких товаров либо операции, связанные с их хранением – без необходимости завершения процедуры свободной таможенной зоны;
• новый порядок создания СТЗ:
1. Для резидентов «обычных» и «портовых (логистических)» СЭЗ предусмотрено 2 варианта создания СТЗ:
— по принципу «одна СТЗ – один резидент» («участки»);
— по принципу «одна СТЗ, в пределах которой размещаются иные СТЗ» («матрешка)»;
2. для «территориальных СТЗ» — 1 вариант (полный аналог китайских и европейских СТЗ)
— по принципу «одна СТЗ, в пределах которой допускается деятельность иных резидентов без создания отдельных СТЗ внутри нее» («кластер»).

Процедура свободной таможенной зоны применяется как к товарам ЕАЭС, так и к иностранным. Они ввозятся, перерабатываются и используются в пределах свободных экономических зон (СЭЗ) без оплаты таможенных платежей. При этом ввозить продукцию на территорию СЭЗ и пользоваться её могут только резиденты.

Данная процедура призвана поддержать производителей и предпринимателей, позволяя им осуществлять свою деятельность со значительными льготами со стороны государства. В свою очередь государство получает приток инвестиций, новые рабочие места, развитие внутренней и внешней торговли.

Территория СЭЗ становится зоной таможенного контроля, она должна быть оборудована соответствующим образом и включать в себя только производственные и выставочные площадки, склады.

Продукция, помещённая под процедуру свободной таможенной зоны, сохраняет свой статус, с ней можно проводить любые операции (ремонт, хранение, модернизация, потребление).

Процедуру свободной таможенной зоны можно завершить различными способами:

  • реэкспортом иностранных товаров, которые остались в неизменённом состоянии;
  • реэкспортом готовой продукции, изготовленной из импортируемого сырья, но не признанной товарами ЕАЭС;
  • экспортом готовой продукции, переработанной из импортируемого сырья, но признанной товарами ЕАЭС (с уплатой вывозной пошлины);
  • беспошлинный выпуск в свободное обращение товаров ЕАЭС в неизменённом состоянии (реимпорт);
  • помещением под иные таможенные процедуры.

В настоящий момент в России существует более тридцати свободных экономических зон, наиболее известные из них: «Титановая долина» в Свердловской области, «Алабуга» в Татарстане, «Бирюзовая катунь». Крым также отнесён к СЭЗ.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее — ГТК) сообщает, что в соответствии с Положением о завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны (свободного склада), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2014 г. № 241 «О таможенной процедуре свободной таможенной зоны (свободного склада)» (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2019 г. № 406) (далее — Положение), принятом в развитии Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) и Указа Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 490 «О таможенном регулировании», определены ряд случаев, когда для завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны без помещения товаров под таможенные процедуры требуется представление в таможенный орган, помимо иных документов, аудиторского заключения, выданного аудиторской организацией или аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Справочно:
Согласно норм Положения для завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны без помещения товаров под таможенные процедуры резидентом свободной таможенной зоны (далее – СТЗ) или владельцем свободного склада в таможенный орган представляется аудиторское заключение, подтверждающее:
ввод в эксплуатацию и использование резидентом свободной экономической зоны (далее – СЭЗ) для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ оборудования, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, либо использование товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ и являющихся составной частью таких объектов недвижимости, указанных в отчете резидента СЭЗ (абзац четвертый части второй пункта 9 Положения);
ввод в эксплуатацию и использование владельцем свободного склада оборудования, помещенного под таможенную процедуру свободного склада, либо использование товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, для создания объектов недвижимости на территории свободного склада и являющихся составной частью таких объектов недвижимости, указанных в отчете владельца свободного склада (абзац третий части второй пункта 11 Положения);
расходование в объектах общественного питания, расположенных в территориальной СТЗ, товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и (или) изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и указанных в отчете о расходовании товаров (абзац четвертый части третьей пункта 12 Положения);
использование товаров, указанных в отчете о потреблении товаров, для создания объектов недвижимости на территории СЭЗ и являющихся составной частью таких объектов недвижимости, в целях реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ (абзац второй подпункта 17.3 пункта 17 Положения);
использование товаров, указанных в отчете о потреблении товаров, при эксплуатации (содержании), ремонте, реконструкции объектов недвижимости, находящихся на территории СТЗ, определенной для резидента СЭЗ, и эксплуатируемых в целях реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ (абзац второй подпункта 17.4 пункта 17 Положения);
использование товаров, указанных в отчете о потреблении товаров, при эксплуатации оборудования, машин и агрегатов, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и используемых резидентом СЭЗ для реализации договора об условиях деятельности в СЭЗ (абзац второй подпункта 17.5 пункта 17 Положения);
использование товаров, указанных в отчете о потреблении товаров, при проведении на территории СТЗ резидентом СЭЗ исследований, испытаний, тестирований, проверок, опытов или экспериментов в целях реализации договора об осуществлении деятельности в СЭЗ (абзац второй подпункта 17.6 пункта 17 Положения).
Аудиторское заключение представляется вместе с уведомлением либо заявлением резидента СЭЗ (владельца свободного склада), заполненных в порядке, определенном постановлением ГТК от 14 августа 2019 г. № 39 «О завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны (свободного склада)», которое вступает в силу с 30 декабря 2019 г.
В этой связи обращаем внимание аудиторских организаций и аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, на необходимость выдачи с 30 декабря 2019 г. аудиторских заключений, содержащих формулировки выводов, соответствующие определенным Положением случаям, для подтверждения которых такие аудиторские заключения подлежат представлению в таможенный орган.

СТЗ – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.

СТЗ определяется самим резидентом, администрацией СЭЗ и согласовывается с таможней.

Требования к СТЗ: в пределы включаются только производственные, складские помещения и площадки для транспортных средств с товарами, а при обосновании – комнаты мастеров, технологов, выставочные залы и иные помещения.

Оборудование СТЗ: круглосуточная охрана (сигнализация, сторожа, видеонаблюдение), обозначение (разметка) на местности, КПП если СТЗ не может представлять собой единую территорию (состоит из сооружений, помещений, удаленных друг от друга).

Под таможенную процедуру СТЗ могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры

При помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется.

Операции с товарами: Потребление товаров, операции по переработке товаров, по изготовлению товаров, ремонту, по отбору проб и образцов, складирование (хранение, дробление, накопление); погрузка (разгрузка), операции для сохранности товаров (сортировка, упаковка, переупаковка, маркировка); операции по передаче прав владения, пользования, распоряжения товарами.
С разрешения таможенного органа допускается вывоз товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в следующих случаях:
1) указанные товары, являющиеся оборудованием, иными основными производственными средствами, введенными в эксплуатацию и используемыми резидентом (участником, субъектом) СЭЗ, либо частями указанных основных производственных средств, вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для их ремонта (за исключением капитального ремонта, модернизации), технического обслуживания или совершения других операций, необходимых для поддержания таких товаров в нормальном (рабочем) состоянии;

2) указанные товары вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для совершения операций по их техническому испытанию, исследованию, тестированию, проверке, в том числе предусмотренных производственным процессом, а также для их демонстрации в качестве образцов;

3) указанные товары вывозятся на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, для совершения таможенных операций по завершению действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны в таможенном органе, правомочном в соответствии с законодательством государства-члена о таможенном регулировании совершать таможенные операции в отношении таких товаров;

4) указанные товары вывозятся на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, для собственных производственных и технологических нужд. Условия, при которых допускается вывоз указанных товаров с территории СЭЗ в этом случае, а также часть территории государства-члена, на которую допускается такой вывоз, определяются Комиссией;

5) указанные товары вывозятся на остальную часть таможенной территории Союза для совершения операций по переработке (обработке) товаров, изготовлению товаров, включая сборку, монтаж, подгонку и иные операции, определяемые Комиссией, при условии, что на территории этой СЭЗ в отношении таких товаров отсутствуют условия и возможность совершения таких операций. Случаи и условия, когда допускается вывоз указанных товаров с территории СЭЗ в этом случае, определяются Комиссией.

При прекращении функционирования СЭЗ или территории, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, при реализации инвестиционного проекта, оборудование, введенное в эксплуатацию, товары, использованные для создания объектов недвижимости, снимаются с таможенного контроля без помещения под иные таможенные процедуры без уплаты пошлин, налогов.

Завершение таможенной процедуры СТЗ:

  • иностранные товары вывозятся в неизменном состоянии за пределы таможенного союза – реэкспорт (без уплаты пошлин, налогов)

  • товары, изготовленные с использованием иностранных товаров, не признанные товарами Союза и вывозимые за пределы ТС – реэкспорт (без уплаты пошлин, налогов);

  • товары ТС вывозятся за пределы ТС- экспорт (уплата пошлин для ограниченного перечня товаров);

  • товары Союза выпускаются на территорию Союза в неизменном состоянии – реимпорт (без пошлин и налогов);

  • товары, изготовленные только из товаров Союза, не вывозимые за пределы Союза – реимпорт (без уплаты);

  • таможенный склад (без уплаты), переработка на таможенной территории (без уплаты), переработка для внутреннего потребления (с уплатой ввозных таможенных пошлин в отношении продуктов переработки), временный ввоз (допуск) (с условным, полным или частичным освобождением от уплаты платежей, с последующим реэкспортом), беспошлинная торговля (реализация товаров физ. лицам без уплаты таможенных пошлин), уничтожение (без уплаты), отказ в пользу государства (без уплаты).

Для товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (далее — СТЗ) и признанных отходами, для завершения процедуры необходимо осуществить следующее:
1. Для получения разрешения на вывоз отходов СТЗ декларант подает в таможню в письменной либо электронной форме уведомление (в произвольной форме), в котором в обязательном порядке должны быть указаны:
• сведения о вывозимых товарах (наименование, вес нетто);
• наименование организации, осуществляющей эксплуатацию включенного в реестр объекта по использованию отходов, и (или) имеющей специальное разрешение (лицензию), которой планируется передача таких товаров;
• место нахождения такого объекта;
• срок передачи товаров;
Обязательно должна быть приложена заверенная декларантом копия договора между ним и указанной организацией.
2. При получении разрешения на вывоз товаров с территории СТЗ декларант информирует таможенный орган путем подачи уведомления в форме декларации на товары в следующие сроки:
• в отношении отходов, непригодных для их дальнейшего коммерческого использования, переданных для обезвреживания и (или) захоронения организации, имеющей специальное разрешение (лицензию), или переданных организации, осуществляющей в установленном порядке эксплуатацию объекта по использованию отходов, для их дальнейшего использования в качестве вторичного сырья, — в течение 30 дней, следующих за днем передачи этих отходов;
• в отношении отходов, непригодных для их дальнейшего коммерческого использования, обезвреженных и (или) захороненных в течение квартала резидентом свободной (особой) экономической зоны на собственных объектах обезвреживания и (или) захоронения отходов при наличии у него специального разрешения (лицензии), — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Также прилагаются документы, подтверждающие факт захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения иным способом товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, а именно:
• копии договоров на оказание услуг по захоронению, обезвреживанию, использованию отходов;
• акты выполненных работ по заключенным договорам об отчуждении опасных отходов другому юридическому лицу с целью их захоронения, использования;
• ТТН с отметкой о количестве принятых отходов организациями, эксплуатирующими объекты, включенные в реестры объектов по захоронению или организациями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду в части использования отходов 1-3 классов опасности;
• гарантийные письма, справки и иные документы организаций, осуществляющих эксплуатацию собственного объекта по захоронению и т.д.
Порядок завершения и прекращения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны предусмотрен статьей 207 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Данный порядок применим как для товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, так и товаров изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, при условии, что такие товары утратили свои потребительские свойства и стали непригодны для использования в том качестве, для которого они предназначены, и рассматриваются как отходы в соответствии положениями Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года «Об обращении с отходами».