Противодействие религиозно политическому экстремизму

Особенности проявления экстремизма и терроризма в обществе. Способы и методы противостояния

Чтобы противостоять экстремизму и терроризму, для результативной профилактики и борьбы, необходимо изучение всех аспектов и особенностей этих опасных для общества явлений. Экстремизм и терроризм – это крайний по форме агрессивный вызов человечеству, и любые акты экстремизма и терроризма являются преступными, и не имеют оправдания независимо от мотивов, форм и методов.

Первопричиной обострившихся за последние годы проблем экстремизма и терроризма в современной России является то, что страна за относительно короткий интервал времени переместилась из одного исторического периода в другой. При этом изменилось государственное устройство, институты власти и ее атрибуты, изменилась прежняя политическая система, меняются соотношения форм собственности и вся система социальных взаимоотношений, изменилось и положение Российской Федерации в мировом сообществе, ее взаимоотношения с иностранными государствами. Но все эти временные сложности переходного периода не должны позволить возникать экстремистким настроениям в любом их проявлении. Для этого государством в целом, в каждом регионе, должна вестись постоянная разъяснительно-предупредительная работа по предотвращению проявлений экстремизма и возможностей террористических агрессий. Одним из элементов такой работы служит информационная работа, раскрывающая сущность и формы таких противоправных явлений, как экстремизм и терроризм, чтобы иметь возможность своевременно их распозновать и предотвращать.

На сегодня выделяют и различают множество форм экстремизма, например, такие как: политический, националистический, религиозный, подростково-молодежный, экологический, антиглобалистский, моральный и др.
Политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической системы, организации формы управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных (основанных на страхе и подчинению силе) способов установления отстаиваемой формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.

Националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.

Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления (что получает теологическое обоснование и оправдание).
Подростково-молодежный экстремизм – взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных движений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении.

Экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений, в пикетировании и демонстрациях за защиту окружающей среды. Представители экологического экстремизма используют крайние, даже террористические средства для того, чтобы обратить внимание общественности на наиболее актуальные и болезненные
экологические проблемы. Радикальные меры могут проявляться, в частности, в нападении на лиц, носящих мех животных и др.
Антиглобалистский экстремизм – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве. Непримиримость к созданию единого рынка, политических и экономических монополий. Экстремисты в антиглобалистском движении склонны к организации массовых беспорядков, применению прямого насилия для борьбы с транснациональными компаниями, международными экономическими и политическими институтами глобального характера.

Моральный экстремизм – крайняя нетерпимость копределенного типа нравственным нормам и правилам поведения, допущение насилия для утверждения пропагандируемого набора моральных требований, добродетелей, заповедей. Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия, ношения эпатажной одежды, несоблюдения религиозных и светских «кодексов чести» и др.

Особенности проявления экстремизма в полиэтнической среде обусловлены многими факторами, в том числе и изменениями этнонационального состава населения. Сегодня остро стала проблема свободного перемещения людей. В обществе всякое перемещение, миграции воспринимаются как угроза безопасности. Это обусловлено тем, что миграция часто сопровождается явлениями, угрожающими безопасности принимающего сообщества такими как возникновение этнической монополии мигрантов на отдельные виды экономической деятельности, вливание части мигрантов в криминальный сектор экономики, что способствует росту преступности. В ответ усиливается напряженность в местах концентрации мигрантов — на этой почве возникают локальные очаги этносоциального насилия, формируется потенциал политического радикализма и экстремизма.

Следует отметить, что руководство страны постоянно обращает внимание на необходимость пресекать самым решительным образом проявления ксенофобии, расизма, антисемитизма. Так В.В. Путин подчеркивает, что борьба с терроризмом и экстремизмом остается одной из приоритетной задач Министерства внутренних дел. Следует учитывать, что эти проявления особенно характерны для молодежи, в силу своего возраста, наиболее эмоциональной части общества. Нынешняя социальная и политическая ситуация, сложившаяся в России, резко идеологизировала и политизировала определенную часть российской молодежи.

Ксенофобия – протестное состояние на основе неприятия, страха перед незнакомыми, чужими, нетерпимости, неадекватности восприятия приезжих. Нередко такое состояние развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, провоцирующих стихийный экстремизм, его проявления в виде оформленной идеологии и целенаправленной деятельности организованных групп или лиц.

Обращает внимание современные механизмы формирования экстремистских движений — зачастую те группировки, которые совершают преступления экстремального толка, складываются через Интернет, идет поиск единомышленников в соответствующих блогах. Тем не менее, в России пока не существуют эффективные методы контроля. Очевидна необходимость соответствующей законодательной базы за осуществлением деятельности Интернета.

Д.А. Медведев обратил внимание на то, что проявления экстремизма во всех его формах зависят от специфических российских проблем. Во-первых, это бедность, которую пока не преодолели. И решение этой проблемы является главной задачей для государства. И вторая проблема – это коррупция. Коррупция как системный вызов, как угроза национальной безопасности, как проблема, которая порождает неверие граждан в возможность государства навести порядок и обезопасить граждан от всякого рода преступных поборов, от необходимости платить деньги за те услуги, которые они не заказывали. С коррупцией, правовым нигилизмом, естественно, связана и необходимость укрепления правоохранительной системы, судебной системы.

Одной из форм экстремизма и терроризма является религиозно-политический экстремизм. Анализ ситуации в Северо-Кавказском регионе показывает, что, несмотря на принимаемые меры силового, оперативного и пропагандистского характера, органам государственной власти Российской Федерации не удается пока достигнуть значимых успехов в борьбе с религиозным, в первую очередь исламским экстремизмом. Под религиозным экстремизмом следует понимать деятельность в сфере межрелигиозных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности.

Наибольшую остроту религиозный экстремизм приобретает в случае использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях, что особенно актуально в случаях религиозной и этнической мобилизации народов. Пресечение религиозного экстремизма требует объединения усилий религиозных организаций, правоохранительных органов, общественности и граждан, создания атмосферы неприятия любой формы религиозной нетерпимости.

Успешно развивается законодательство по пресечению религиозного экстремизма в субъектах Российской Федерации, для которых эта проблема особенно актуальна. Очевидно, что для изменения ситуации сегодня уже недостаточно только рассуждений о предупреждении экстремизма и терроризма и борьбы с ним. Необходимо приложить значительные усилия со стороны государства и общества для изживания условий их проявления. В последние годы проявления экстремистской и террористической деятельности уменьшили свой потенциал. Этому способствовало развитие и ужесточение законодательства Российской Федерации, активная деятельность правоохранительной системы. Однако, эти негативные явления нельзя недооценивать. Действующее законодательство все еще не позволяет эффективно противодействовать экстремизму и терроризму во всех формах и проявлениях, и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Для успешной реализации политико-правовых основ противодействия экстремистской и террористической деятельности необходима консолидированная позиция общества, культуры, духовенства, правозащитных и общественных организаций.

Анализ проявления экстремистских и террористических действий в регионах России выявляет следующие факторы: а) политические – проявление политики устрашения и насилия в достижении определенных политических целей, провоцирование вооруженных конфликтов, провокации на межэтнической и межрелигиозной основе; б) социально-психологические – применительно к молодежи экстремизм в определенной степени может стимулироваться присущей молодым людям повышенной возбудимостью; в) социально-экономические (материальное неравенство, страх перед будущим);г) идеологические (отсутствие общенациональной идеи, целей развития страны и общества); д) информационные; е) социально-исторические (последствия репрессий, войн, нищеты, дискриминации и т.д.).

Государственной структурой противодействия экстремизму и терроризму являются органы внутренних дел. Основой для построения организационной структуры по предупреждению преступлений экстремистского и террористического характера выступает действующая государственная система выявления, предупреждения, пресечения террористических актов. Она включает в себя: Федеральную антитеррористическую комиссию РФ, региональные антитеррористические комиссии субъектов РФ, региональный межведомственный оперативный штаб, межведомственные оперативные штабы по противодействию терроризму субъектов РФ, Оперативный штаб МВД России.

В профилактической деятельности необходимо учитывать психологию террористов. Мотивы террористов разнообразны, но в основном выявляются корыстные (способ зарабатывать) и бескорыстные – идеологические, которые могут быть идейно-политическими, религиозными, социальными, социокультурными и др. Одним из факторов, способствующих проявлению экстремистских и террористических проявлений является миграционная ситуация.

Важен вопрос создания системы участия гражданского общества в предупреждении экстремистских и террористических проявлений, на оздоровление общества и налаживание гибкого взаимодействия общественных структур с органами государственной власти. Такое взаимодействие можно положить в основу создания единой системы предупреждения и профилактики ксенофобии и экстремизма и формирование в обществе толерантного сознания и единой общегражданской идентичности.

В регионах России сегодня уже действуют различные объединения граждан, созданные в целях оказания содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления в обеспечении правопорядка. Одним из направлений в профилактике экстремизма и терроризма является работа со СМИ. Средства массовой информации должны быть сопричастными к решению проблем, связанных с борьбой с терроризмом, мобилизацией общественного мнения, воспитанием ответственного политического и правового сознания. СМИ оказывают мощное влияние на этноконтактные установки людей с различной этнокультурной идентичностью. В условиях конфликта нередко служат эффективным средством этнической мобилизации. Принимая во внимание разрушительный характер конфликтных межэтнических противостояний, правомерно говорить о защите общества от конфликтогенного воздействия отдельных журналистов и СМИ, провоцирующих нарастание ксенофобии и негативно воздействующих на этноконтактную ситуацию.

Центром толерантного воспитания должны быть школа и семья. Необходимо всемерно пропагандировать среди учащихся гражданственность патриотизм, интернационализм, а также воспитывать в молодых людях уважение и терпимость, разъяснять опасность и разрушительность экстремизма любой природы, недопустимость использования насилия для достижения поставленных целей, какими бы благородными они ни выглядели.

Большими ресурсами профилактики экстремизма и терроризма обладает творческая интеллигенция. Трудно переоценить степень воздействия на общественное сознание талантливых художественных и документальных произведений, разоблачающих человеконенавистническую сущность самой природы экстремизма и терроризма и позитивно воздействующих на формирование доброжелательного отношения в многонациональной и социально неоднородной среде.

При всей важности оперативной составляющей работы в данном направлении основным становиться вопрос профилактики. Сегодня в условиях криминализации общества, роста преступности – воссоздание системы профилактики правонарушений входит в ряд приоритетных государственных программ. Учитывая изложенные негативные тенденции и тот факт, что экстремизм, по своей сути, является питательной средой и базой терроризма, ставится двуединая задача – пресечение преступлений экстремистской направленности (выявление и раскрытие) и профилактика этих проявлений. Путь эффективности решения этих проблем лежит в области политико-правового регулирования и проведения комплексных профилактических мероприятий, с использованием политических, юридических, идеологических, социально-экономических и административных общественных методов в их комплексном взаимодействии.

Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа, в том числе изоляцию террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, ввоза и продажи оружия.

Наиболее важным и ответственным компонентом всей антитеррористической деятельности является вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур, централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий.

Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничество по предупреждению и пресечению террористических акций, совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Скажи экстремизму — НЕТ!

Экстремизм сегодня все более грозно заявляет о себе, нарушая важ­нейшие права человека: на жизнь, свободу, безопасность. Он становится одной из важнейших проблем современного мира, что вызывает особые опасения в век высоких военных технологий, когда личность, становится способной направить весь арсенал современных достижений науки для ре­шения собственных целей и задач. Принятый 25.07.2002 Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» устранил ранее существовавший пробел в трактовке данного понятия.

За осуществление экстремистской деятельности предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Новым и наиболее интересным направлением противодействия экстремистской деятельности является борьба с распространением экстремистских материалов. Так, в соответствии со ст. 1 названного закона экстремистские материалы это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной расовой, национальной или религиозной группы.

В соответствии со ст. 13 закона, информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Буквальное толкование названной нормы закона позволяет прийти к выводу, что труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии и фашистской партии Италии напрямую запрещены действующим законодательством и не требуют реализации механизма, предусмотренного ст. 13 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В каждом случае, при принятии решения о признании информационного материала экстремистским судом оцениваются результаты проведенного социогуманитарного исследования содержания и направленности данных материалов», которые могут быть представлены не только в виде печатной, но и в виде аудио-визуальной продукции.

Как было сказано выше, за распространение экстремистских материалов предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность. Так, ст. 20.29 КоАП РФ предусматривает ответственность за массовое распространение информационных материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения,

Таким образом, обязательным условием действия названной статьи является признак массовости.

Наибольшее количество деяний, связанных с распространением экстремистских материалов квалифицируется по ст. 282 УК РФ — «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». При проведении проверки и производстве расследования уголовных дел обязательному выяснению подлежит осведомленность лица о содержании распространяемых им экстремистских материалов, желании распространить содержащиеся в них идеи среди иных лиц.

В том случае, когда в силу объективных обстоятельств лицо не было осведомлено о наличии вступившего в законную силу решения суда о признании распространяемого им материала экстремистским и не знакомо с его содержанием, говорить об уголовной ответственности в данном случае не представляется возможным.

УДК 323.283:2

https ://doi.org/10.24158/tipor.2017.12.6

Юсупова Гурия Ислангараевна

доктор философских наук, главный научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН

Алибекова Сиядат Яхьяевна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-политических наук Дагестанского государственного университета, старший научный сотрудник Регионального центра этнополитических исследований Дагестанского научного центра РАН

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ

Yusupova Guria Islangaraevna

Alibekova Siyadat Yakhyaevna

COUNTERACTION TO RELIGIOUS EXTREMISM AND TERRORISM IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY CHALLENGES AND THREATS

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности религиозного терроризма как основной угрозы безопасности мирового сообщества, которая обусловлена стремлением транснациональных террористических групп, объединенных идеологическими доктринами радикального исламизма, к созданию исламского государства и обострением современных геополитических противоречий. Авторы отмечают, что терроризм современной эпохи как многозначное явление детерминирован процессами глобализации, усилением практически во всем мире дифференциации между богатыми и бедными странами, обездоленными и зажиточными людьми и именно современный размах рекапитализации вызвал острый всплеск массовой социальной поляризации, — как следствие, реанимацию религиозных чаяний обнищавшего населения на социальную справедливость и равенство. Региональные, локальные конфликты и войны, а также агрессивная вестернизация международного масштаба вызвали ответную реакцию традиционных обществ исламского мира. На основании исследования причин и источников этих явлений авторы предлагают практические рекомендации по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.

Ключевые слова:

экстремизм, терроризм, радикализм, ислам, ве-стернизация.

extremism, terrorism, radicalism, Islam, Westernization.

Актуальность темы исследования состоит в том, что религиозный терроризм превратился в один из основных источников нестабильности и вооруженных конфликтов во всем мире и реальную угрозу национальной безопасности России. Анализ источников современного религиозного терроризма возможен только на основе комплексного подхода, позволяющего вскрыть всю сложность и неоднозначность данного явления. Исследование проблемного характера особенностей религиозного терроризма в Российской Федерации остается важнейшей задачей усиления научной доминанты антитеррористической деятельности государства. Комплексный подход дает возможность выделить два вектора классификации современного терроризма: горизонтальный — функциональный и вертикальный — количественно-пространственный.

На основе функционального вектора мы можем выделить такие разновидности современного терроризма, как этнический, религиозный, военный, сепаратистский, политический, государственный, экономический, информационный, экологический. Количественный подход позволяет

рассматривать терроризм как проблему индивидуума, региона, государства, мирового сообщества. В связи с этим можно выделять индивидуальный, групповой, международный или трансграничный терроризм. Радикалистские и экстремистские проявления в той или иной религиозной, духовной культуре имеют свои особенности, во многом детерминированные внутренними факторами самой системы, сопряженными с противоречиями по поводу тех или иных субъективных интерпретаций последователей ортодоксии, внутренними расколами, а также внешними факторами, противодействием альтернативным силам, стремящимся ее поднять .

Политизация исламского общества во всем мире, причины, тенденции, ее проявления в новой и новейшей истории являются наиболее актуальным на сегодняшний день предметом научного изучения исследователей во многих странах мира. Многие ученые связывают радикализацию религии в современных условиях с процессами глобализации. По их глубокому убеждению, глобализация на западный манер, внедрение в массовое сознание западных идеалов культуры, стереотипов и стандартов поведения вызвали реакцию в виде стремления локальных цивилизаций к самоизоляции и замкнутости с целью сохранения традиционных ценностей и нравственных устоев, культурного своеобразия. Данная точка зрения рассматривается авторами в ряде публикаций . Однако нельзя забывать и об интегрирующей роли религии в синтезе накопленных человечеством знаний и культурного богатства. В современных условиях интегративная функция религиозного самосознания и религиозной практики проявилась в стремительном распространении крайней формы радикализации ислама — в религиозном экстремизме и терроризме. Современная глобализация придала этому опасному явлению астрономические масштабы.

Борьба с организованной преступностью предполагает пресечение проявлений и последствий террористической деятельности, вскрытие основных причин возникновения терроризма, воздействие на них с целью их предупреждения, использование масштабных профилактических мероприятий. Хотя религиозный терроризм не является новым феноменом современной мировой действительности и его возникновение уходит своими корнями в историю возникновения мировых религий, нынешний этап его развития имеет свои особенности и проявляется по-новому.

Сегодня Россия находится в авангарде международной борьбы с террористической опасностью, являющейся угрозой первостепенной важности для всей мировой цивилизации. Стремление транснациональных террористических групп, объединенных идеологическими доктринами радикального исламизма, к созданию исламского государства обострило сложный вектор современных геополитических противоречий на Ближнем Востоке. Терроризм современной эпохи, с которым столкнулась постсоветская Россия, представляет собой сложное, многозначное явление, обусловленное процессами глобализации, усилением дифференциации между богатыми и бедными странами, обнищавшими и зажиточными людьми практически во всем мире. Современный размах рекапитализации вызвал острый всплеск массовой социальной поляризации и, как следствие, реанимацию религиозных чаяний обнищавшего населения на социальную справедливость и равенство. Региональные, локальные конфликты и войны, а также агрессивная вестернизация международного масштаба не могли не вызвать ответную реакцию традиционных обществ исламского мира.

Развернув беспрецедентную атаку на цивилизованный мир, ловко используя поддержку западных стран, террористы пытаются навязать свои правила игры. Адекватные меры противодействия терроризму, принимаемые Российской Федерацией, сталкиваются с закулисными интригами западных держав, жертвами которых стали многочисленные мирные граждане Мосула, Алеппо и других горячих точек. Гражданская война в Сирии привела к конфликту, вызванному столкновением интересов США и России, оказавшихся антиподами в этой войне .

Дагестан одним из первых в стране столкнулся непосредственно с опасными последствиями радикализации и политизации ислама, которые были детерминированы целым рядом внешних и внутренних конфликтогенных факторов. Система управления в постсоветских республиках Северного Кавказа носит отчетливо выраженный клановый характер. Несмотря на принимаемые руководством Республики Дагестан в последние годы отчаянные меры по стабилизации ситуации в регионе и развитию устойчивого вектора на экономический рост, этноконфессиональное единство и социально-политическое партнерство, сохраняются безработица, бедность значительной части населения и ощутимый разрыв в уровне жизни между различными социальными группами. Расширенная демография, сопровождающаяся массовой стихийной миграцией из горных и предгорных районов в равнинные, из сельской местности — в города и пригороды, а оттуда — в другие субъекты России ведет к исламизму. Итогом становится появление значительного слоя маргинальной молодежи, наиболее подверженной восприятию идеологем радикального исламизма.

Последние события на Ближнем Востоке, как отмечают многочисленные эксперты, создают опасность того, что Запад попытается разыграть в очередной раз карту активизации террористической угрозы на Северном Кавказе в качестве фактора, сдерживающего Россию от реализации ее задач по борьбе с терроризмом международного масштаба в Сирии. Необходима реформация системы противодействия экстремизму и терроризму. Сокращение количества терактов еще не свидетельствует об искоренении радикализации современной молодежи. Существенное значение,

надо признать, имеет внешнее идеологическое манипулирование сознанием молодежи. Однако следует согласиться и с тем, что, в отличие от широко распространенного представления об источниках опасностей и угроз, имеющих исключительно внешнюю подпитку, опасность всегда полезнее и продуктивнее трактовать как внутреннюю и связывать ее не с кознями внешних врагов, а с дефицитом своего интеллектуального потенциала, низкой эффективностью собственных средств и методов работы. Очевидно, что источником любых опасностей и угроз являемся мы сами .

Важной составляющей современных социокультурных трансформаций является религия. Ее реинституционализация на всем постсоветском пространстве была обусловлена объективными и субъективными причинами и имела в различных регионах страны свои особенности. Можно выделить и определенные общие закономерности религиозного возрождения: активизация религиозного потенциала коллективной идентификации личности в условиях рисков размывания этнической и социокультурной традиции; социальная направленность многих религиозных доктрин; идеологическая мобильность религиозного сознания, массовый характер религиозного воздействия; резкое усиление информационно-технических возможностей религиозного влияния на массовое сознание больших групп людей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня лозунг «Религия — опиум для народа» наполнен новым содержанием и отражает реальное положение этноконфессиональных отношений, умело используется для того, чтобы отвлечь массы от их проблем, вызванных ростом социальной поляризации, снижением уровня жизни населения. Различные политические силы также активно используют религию в борьбе за раздел собственности и сфер влияния как в нашей стране, так и во всем мире. Социокультурное развитие Республики Дагестан находится в процессе радикального изменения. Религиозное измерение политического процесса в РД отличается высоким уровнем религиозности населения и высокой степенью политизации исламского компонента в последние десятилетия .

Экстремизм и терроризм являются крайним проявлением религиозной нетерпимости. Как правило, они прикрываются изощренными идеологическими доктринами. Здесь вполне уместно вспомнить древнюю мудрость: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Любые идеологические постулаты прорастают и становятся реальной силой, когда они попадают на благодатную почву. Кто или что культивирует эту почву? Решается этот вопрос не в кабинетах бюрократов, ответственных за стабильность и безопасность жизни граждан, а в реальной повседневной жизни.

Предлагаем следующие практические рекомендации по противодействию религиозному экстремизму и терроризму:

— Только комплексный подход может привести к преодолению экстремизма и терроризма при условии привлечения сил и средств всех общественных институтов и государственных органов, международной координации и правильно налаженной профилактической работы.

— Антитеррористические законы и другие правовые акты должны постоянно совершенствоваться и отвечать современным реалиям.

— Эффективность борьбы с экстремизмом и терроризмом зависит также от развития информационных технологий и правильного ведения информационной политики. Систематизация и анализ информации о террористической угрозе является одной из значимых задач информационно-аналитического обеспечения противодействия экстремизму.

— Необходимо разработать специальные методики в целях привлечения бывших сторонников ИГИЛ (запрещенной в России организации) для пропагандистско-разъяснительной работы против экстремизма.

— В целях антитеррористической пропаганды использовать тех дагестанцев, которые проживали в Сирии и сейчас вернулись на Родину, и сирийцев, проживающих в настоящее время в Дагестане.

— Необходимо проведение разъяснительной работы представителями исламских организаций.

— Целесообразно исследование ресурсов СМИ на предмет выявления пропаганды терроризма.

— Важно создать геоинформационную систему «Экстремизм и терроризм и в субъектах СКФО» для фиксации статистики терактов. Она может обеспечить научное обоснование, сбор, хранение, обработку, поиск, распространение, передачу и использование данных о степени террористической активности в СКФО. Теоретическое и практическое значение ГИС будет заключаться в возможности использования ее данных для решения научных и прикладных задач, анализа, оценки. Необходимо разработать основные характеристики по прикладным аспектам и применению ГИС для практических и геонаучных целей.

— В целях профилактики и предотвращения терроризма и экстремизма необходимо анализировать и прогнозировать развитие социально-политических процессов в обществе и регионе, организовывать мониторинг обстановки, сбор и накопление необходимой информации, прежде всего о дестабилизирующих факторах и возможных угрозах.

— О государственной власти оперативно разрабатывать и организовывать мероприятия, в первую очередь превентивные, по предотвращению и нейтрализации угроз, снижению степени их опасности.

— Усилить политико-правовой потенциал противодействия терроризму. С этой целью государству необходимо создать эффективную систему законодательно-правового противодействия терроризму.

— Критериями эффективности политико-правового противодействия терроризму должны быть обеспечение общественной безопасности населения, защита политических, экономических и международных интересов государства.

— Политическое противодействие терроризму должно быть трехуровневым: стратегический уровень позволит устранить причины терроризма, оперативный — предотвратить и ликвидировать возможности терроризма, тактический — противодействовать террористическим актам на всех стадиях.

— Эффективное противодействие современной угрозе терроризма должно стать для органов государственной власти залогом сохранения федеративной целостности, важной целью внешней политики, обеспечения взаимовыгодного сотрудничества со всеми субъектами международной жизни, защиты своих интересов и обеспечения безопасности российских граждан.

— Целесообразно создание специальной лаборатории для разработки теоретико-методологического инструментария по данной проблеме, методик профилактики, психологических тренингов противодействия религиозному экстремизму, адаптации бывших членов НВФ.

— Научный анализ имеющейся законодательной базы по противодействию, профилактике терроризма, религиозно-политического и национального экстремизма.

— Всестороннее исследование социально-экономических, политических, идеологических причин и истоков терроризма и экстремизма в полиэтноконфессиональном регионе.

— Анализ влияния внешнего фактора на распространение религиозно-политического экстремизма и терроризма в регионе.

— Разработка практических рекомендаций органам государственной власти по преодолению причин терроризма, религиозного и национального экстремизма, их профилактике и обеспечению этнополитической и этноконфессиональной безопасности региона.

В 2011 г. Европейский союз в рамках Стратегии ЕС по борьбе с радикализацией и вербовкой в терроризм создал сообщество осведомленности о радикализации (Radicalization Awareness Network, RAN), объединяющее экспертов и исследователей, работающих в данной сфере. К 2016 г. RAN предложила программы дерадикализации, позволяющие реинтегрировать экстремистов в общество и убедить их отказаться от насилия .

В условиях активизации международного терроризма религия должна стать главной противодействующей силой экстремистским идеологиям.

Ссылки:

1. Акаев В.Х. Религиозно-экстремистские проявления среди мусульман и методы противодействия: региональные и глобальные аспекты // Стратегия и тактика противодействия вызовам экстремизма и терроризма в России на современном этапе : материалы Всероссийской научно-практической конференции (18-19 нояб. 2016 г.). Махачкала, 2016. С. 109-112.

3. Мартыненко Е.В. Характер информационной войны между Россией и США в Сирии // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 9. С. 9.

4. Добаев И.П. Радикализация ислама в современной России. М. ; Ростов н/Д., 2014. С. 8.

5. Юсупова Г.И., Алиева Д.А. Политизация ислама в Дагестане // Исламоведение. 2011. № 4. С. 9-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.