Продвижение образовательных программ

Понятие образовательных услуг и принципы их продвижения на рынке

Под влиянием конкурентной среды активно развивается рынок образовательных услуг.

Под образовательной услугой понимают процесс передачи определенной информации для усвоения и получения определенного результата.

Определение 1

Образовательная услуга – это комплекс знаний, навыков и умений, которые используются для удовлетворения потребности человека в интеллектуальном развитии и приобретении профессии.

Образовательные услуги обладают теми же характеристиками, которые присуще всем услугам: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость.

Образовательные услуги обладают низкой степенью осязаемости. Абитуриент, будущий студент, поступая в вуз, не может заранее предположить, какой он получит результат от обучения. О качестве услуг можно судить только по отзывам бывших обучающихся или рекламе.

Качество образовательной услуги меняется по мере изменения квалификации персонала образовательного учреждения, обновления материально-технической базы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Продвижение образовательных услуг 460 руб.
  • Реферат Продвижение образовательных услуг 270 руб.
  • Контрольная работа Продвижение образовательных услуг 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Такая черта как несохраняемость услуги проявляется в том, что человеку свойственно забывать полученную ранее информацию, помимо того, она со временем устаревает, и тогда приходится обновлять свои знания.

Классификация образовательных услуг:

  • дошкольное, среднее, высшее и послевузовское образование;
  • система технической подготовки кадров (профессиональные переподготовки и курсы повышения квалификации);
  • обучение населения на различных курсах (вождение автомобиля, иностранные языке, пользование компьютером и др.);
  • прочие услуги (репетиторство).

Замечание 1

Для привлечения обучающихся (учеников, студентов, слушателей и т.д.) необходимо особое внимание уделять маркетинговой и рекламной деятельности при продвижении образовательных услуг.

Образовательные учреждения для продвижения своих услуг должны следовать следующим принципам:

  1. использование современных методов продвижения и интернет-маркетинга;
  2. адаптация сайтов учебных заведений под мобильные устройства (по возможности и острой необходимости);
  3. доступность информации о программах и стоимости обучения на сайте учреждения;
  4. клиентоориентированный подход в работе образовательной организации.

Методы продвижения образовательных услуг

В настоящее время помимо традиционных методов продвижения (реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью и личные продажи) образовательные учреждения применяют и нестандартные способы привлечения потребителей.

Если выбор школы или детского сада основывается в основном на рекомендациях, отзывов знакомых и друзей или месторасположения (недалеко от дома или работы), то продвижению высших учебных заведений и различных курсов уделяется много внимания.

Наиболее популярными методами продвижения образовательных услуг являются:

  1. реклама в прессе;
  2. телереклама;
  3. радио реклама;
  4. наружная реклама;
  5. печатная и сувенирная продукция;
  6. выставки, ярмарки;
  7. дни открытых дверей;
  8. научные конференции и семинары;
  9. интернет-сайт образовательного учреждения;
  10. сообщество в социальных сетях и др.

Большое значение имеет также месторасположение образовательной организации, состояние здания, степень оснащения классов и лабораторий.

Отдельное внимание уделяется связям с общественностью в системе продвижения образовательных услуг. Образовательное учреждение нуждается в формировании положительного имиджа и репутации. В этом случае активно работает неформальный канал коммуникаций – соседи, родственники, друзья, сотрудники вузов и других заведений, бывшие ученики, которые добились определенных высот в карьере. Часто на сайте вуза или на стенде в коридоре можно встретить раздел с указанием лучших выпускников и их достижений.

Замечание 2

Центральную позицию в формировании положения образовательного учреждения занимает его имидж. Положительное мнение и отношение может складываться с помощью buzz-маркетинга (маркетинг слухов). В качестве источников информации выступают обычные люди (бывшие студенты и ученики), знаменитости, политики, лидеры мнений, эксперты в определенных областях знаний.

Исследования рынка образовательных услуг показывают, что решающим фактором, который влияет на спрос, является информированность. Это Сведения о сильных сторонах обучения в образовательном учреждении, его преимуществах и возможностях в карьере.

Особенности продвижения образовательных услуг в интернет-среде

Существует большое количество возможностей для эффективного продвижения образовательных услуг. Актуальным и современным методом считается продвижение через Интернет. Применение технологий интернет-маркетинга позволяет образовательным учреждениям позиционировать себя среди конкурентов и привлекать большое число обучающихся. Целевая аудитория – это в основном молодые люди в возрасте 18-35 лет, которые являются активными пользователями интернета.

Основные способы продвижения образовательных услуг в интернет-среде:

  • сайт ли портал;
  • социальные сети;
  • email маркетинг.

В настоящее время при выборе того или иного учебного заведения абитуриенты обращаются в поисковые системы и ищут подходящую информацию. Любой вуз имеет свой интернет-сайт, где представлена вся информация о структуре учреждения, образовательных программах, условиях поступления, а также интересная жизнь образовательной организации. Более подробную информацию можно узнать на дне открытых дверей или в приемной комиссии.

Замечание 3

Большое значение уделяется развитию профилей учебных заведений в социальных медиа. Это эффективный метод продвижения высших учебных заведений, различных курсов и т. д.

Такая форма коммуникации активно используется среди молодежи. На страничках образовательной организации можно получить оперативную и актуальную информацию о обучении, возможностях, отзывах других обучающихся. Задать интересующие вопросы и получить быстрые ответы. Обычно в соцсетях информация обновляется намного чаще, чем на сайте.

Электронная рассылка писем носит таргетированный характер, но может быть и обычной рассылкой писем об открытии новых курсов и программ обучения.

Практика показывает, что активная работа сайта и социальных сетей позволяет успешно решать многие задачи по продвижению образовательных услуг, поддержке имиджа учреждения, коммуникаций, повышению комфортности образовательного процесса, а также развитию взаимоотношений между рынком образования и рынком труда.

Популярность онлайн-образования растет огромными темпами, и период карантина показал, насколько актуальным это направление может быть для бизнеса. Многие люди на практике поняли, что можно учиться где угодно, без привязки к местоположению и не теряя при этом в качестве подачи материала.

Но рост спроса не мог не повлиять и на предложение. Реклама онлайн-курсов требует грамотного подхода и релевантного опыта. Этот опыт у нас есть. Мы продвигали уже много онлайн-школ и в этой статье я собрал проверенные методы раскрутки онлайн-курсов, которые помогут маркетологам и владельцам бизнеса в сфере онлайн-образования эффективно его развить и привлечь аудиторию.

Контекстная реклама

Самый быстрый способ получить на сайт трафик и первых клиентов. Но при этом один из самых дорогих, т.к. аукционы перегреты и часто цена за клик завышена. Реклама онлайн-школы в Google Ads и Яндекс.Директ хорошо сработает, если перед вами стоит задача набрать студентов в короткие сроки или доукомплектовать группу.

Снизить стоимость кампании можно если откручивать объявления по низкочастотным ключевым словам, а также искать потенциально конверсионные, но неочевидные запросы с низким уровнем конкуренции. Для этих целей хорошо подходят автоматизированные инструменты подбора фраз, такие как Serpstat.com, Keys.so и пр.

Таргетированная реклама

Основные площадки таргетированной рекламы это социальные сети – VK, Facebook, Instagram или Одноклассники. В основе таргетинга лежит показ объявлений с учетом интересов и различных характеристик целевой аудитории. Например, можно показать рекламу курсов по дизайну интерьера женщинам в возрасте от 20 до 25 лет, которые интересуются интерьерами, модой и креативными сферами.

Плюсом продвижения онлайн-курсов при помощи таргетированной рекламы является низкий порог входа по бюджету и хорошее попадание в ЦА, если у вас есть четкое понимание портрета потенциального клиента.

SEO-продвижение

Поисковое продвижение требует времени для раскачки, но затем, позволяет получать бесплатный органический трафик сильно дешевле чем из контекстной рекламы и без необходимости платить за каждый клик. Это вариант хорошо подходит, если вы ориентированы на развитие онлайн-школы в долгосрочной перспективе. Для одного события, мероприятия, разового курса SEO мало применимо.

Работы по SEO предполагают больше внимания к технической части. Также этот вариант отлично подходит для онлайн-школ с большим количеством курсов и направлений. Каждая дополнительная страница является еще одной точкой входа для поискового трафика, и чтобы охватить всю нужную семантику может потребоваться создание немалого количества страниц.

Например, для школы Skillfactory мы собрали тысячную семантику, работали над посадочными страницами. И вот какого результата удалось добиться по трафику из поисковых систем:

Если же рекламу онлайн-курсов вы начинаете с лендинга, для привлечения трафика лучше использовать контекст и таргетинг.

Публикации на тематических сайтах

Это могут быть нишевые или бизнес издания, общетематические медиа, блоги и другие, вокруг которых потенциально может быть сконцентрирована ваша целевая аудитория. Публикуя на таких сайтах интересные для ЦА статьи, в которых есть упоминание вашей школы или конкретных курсов, можно получать переходы и конверсии в регистрации.

Важное условие: нужно избегать явной рекламы, так как это может наоборот вызвать негативную реакцию. Стремитесь создавать именно полезный, информативный и интересный контент.

Реклама в Telegram-каналах

Это сравнительно новый канал привлечения трафика, который пока еще используется не так активно. Но у него есть ряд важных преимуществ:

  • хорошее соотношение цена/эффективность;
  • низкая конкуренция в большинстве ниш;
  • хорошие показатели охвата;
  • качественная аудитория.

В Telegram нет встроенных возможностей для рекламы, поэтому необходимо искать каналы самостоятельно и договариваться с их владельцами напрямую. Для этого существует множество подборок.

Крауд-маркетинг

Сообщества есть не только в социальных сетях. Тематические форумы неплохо себя чувствуют и сегодня, аккумулируя аудиторию из десятков и сотен тысяч посетителей. А работать с ними можно методом крауд-маркетинга – технологии скрытого или «партизанского» маркетинга в виде ответов-рекомендаций определенного товара/сервиса/услуги.

К списку целевых ресурсов для крауд-маркетинга относятся и сайты вопросов и ответов, такие как Яндекс.Кью, Ответы Mail.ru, Хабр Q&A и т.д. Иногда встречаются специальные разделы такого типа и на крупных тематических сайтах или региональных порталах.

В общем виде, алгоритм работы будет следующим:

  • создаем аккаунт представителя-эксперта;
  • определяем целевые для нас тематики;
  • прокачиваем аккаунт и вставляем ссылки на сайт/целевые страницы;
  • продвигаем ответы лайками и комментариями.

Относительно последнего пункта, то здесь нужно иметь или несколько аффилированных аккаунтов под рукой, или использовать какую-то биржу микрозадач типа Qcomments.ru

Яндекс.Справочник и Google Мой бизнес

Даже если вы полностью ориентированы исключительно на онлайн-обучение, регистрация в картографических сервисах тоже имеет смысл. По гео-запросам сможете выше ранжироваться. Можно получить красивый сниппет, чтобы привлечь дополнительное внимание пользователя в выдаче, и многое другое.

Зарегистрироваться в этих сервисах можно совершенно бесплатно. Важно иметь какой-то физический адрес, не обязательно чтобы вы там проводили очное обучение.

Агрегаторы и каталоги компаний

Тренд нескольких последних лет – доминирование во многих нишах именно агрегаторов, а не одиночных сайтов. В большинстве случаев они лучше раскрывают интент пользователя, и поиск учитывает это в своих алгоритмах. Вместо того, чтобы с ними бороться, более правильная стратегия – использовать их в своих целях. Ведь присутствие в каждом из таких агрегаторов, потенциально дает вам дополнительное место в выдаче.

Обычно, позиция в конкретной категории типичного агрегатора определяется довольно ограниченным рядом факторов: полнота описания профиля, рейтинг и количество отзывов. Также можно и нужно поэкспериментировать с платным закреплением на первых местах в этих агрегаторах.

Реклама на YouTube

YouTube – это вторая по величине поисковая система в мире, после Google. Просто вместо привычных сайтов и статей, контент представлен в формате каналов и видео.

Запустить рекламу на этой площадке можно прямо через интерфейс сервиса Google Ads. Далеко не все такой возможностью пользуются, но в рамках стратегии продвижения онлайн-школы рекламу в видео точно стоит протестировать.

Здесь нужно тестировать разные форматы объявлений, и экспериментировать с различными типами креативов. Понять, какие будут наиболее эффективны именно в вашем случае, можно только экспериментальным путем.

Развитие собственного канала

Одно дело – покупка рекламы в чужих YouTube-каналах, и совсем другое – развитие собственного. Это архи-сложно и требует больших инвестиций на старте. Но это даст возможность получить гораздо бОльший охват аудитории и в долгосрочной перспективе этот канал будет очень выгоден. Как и в SEO, можно будет получать тысячи бесплатных органических просмотров.

Можно записывать небольшие обучающие ролики, рассказывать интересные факты, объяснять как пользоваться продуктом, делиться отраслевыми новостями и т. д. Канал на YouTube – отличный способ продвижения онлайн-школы, если перед вами стоит задача сформировать лояльную аудиторию вокруг бренда.

Продвижение в Instagram

Можно покупать рекламу у блоггеров, а можно параллельно (или вместо этого) развивать и собственную страницу, собирая аудиторию, а затем превращая ее в клиентов. Например, делиться советами, небольшими выжимками по темам уроков, записывать сториз с отзывами людей, которые прошли тот или иной курс. Потенциал роста во многом зависит от сферы вашего обучения.

Клиентов здесь можно найти для курсов практически по любому направлению. Но нужно иметь в виду, что основная часть пользователей Instagram, это люди возраста от 20 до 35 лет. И большую часть аудитории составляют женщины.

Реклама в сообществах

Практически по любой теме в Facebook и VK можно найти тематические группы, в некоторых нишах их сотни. И размещение рекламы в таких сообществах, путем прямой договоренности с администраторами, может стать хорошим дополнением к таргетингу. При прочих равных можно получить большую отдачу за те же деньги.

Контент-маркетинг

Если стоит задача не только получить посетителей/конверсии, но и развивать бренд, сформировать аудиторию, повысить узнаваемость компании и генерировать повторные продажи – контент-маркетинг становится очень важным направлением работы. Вы можете делиться полезным материалом в вашей сфере, публиковать кусочки платных курсов, рассказывать истории успеха ваших учеников и т.д.

Проблема в том, что о контент-маркетинге все пишут, но мало кто умеет реализовать на практике. Для того, чтобы вы могли более подробно разобраться в теме, рекомендую почитать следующие статьи из нашего блога: «Контент-маркетинг: как не потерять деньги и время?» и «Охват и влияние – главные задачи контент-маркетинга».

Email-маркетинг

Когда речь идет об интернет-маркетинге, наличие хорошей базы подписчиков может стать своего рода «золотой акцией» для школы. У email-маркетинга есть ряд важных преимуществ:

  • люди, которые есть в вашем списке получателей, уже проявили к вам интерес и добровольно предоставили свой адрес;
  • письмо уходит напрямую адресату, минуя посредников в виде других платформ;
  • рассылку можно автоматизировать, настраивать цепочки писем и т. п.
  • вы меньше рискуете потерять аудиторию из-за изменения алгоритмов, прекращения работы платформы и прочих подобных вещей.

Всегда можно договориться о рекламной интеграции в чужой рассылке, обмене упоминаниями и прочих методах сотрудничества. При раскрутке онлайн-курсов данное направление работы однозначно стоит внимания.

Подключение к CPA-cетям

Cost Per Action (CPA) – это рекламная модель, в которой оплата осуществляется за определенное действие пользователя на сайте рекламодателя. Например, регистрация, скачивание файла, отправка заявки, покупка товара и т. д.

Чаще всего работа ведется через посредников в виде CPA-сетей, которые сводят вместе вебмастеров и рекламодателей, отслеживают статистику и занимаются всеми вещами для обеспечения эффективной работы.

Из минусов, основным для рекламодателя является то, что администрация нормальной CPA-сети обычно требует достаточно большой суммы для подключения к системе.

Реклама у блоггеров

Аудитория некоторых блоггеров, по объему и качеству может оставить далеко позади аудиторию многих медиа. Но в рунете лишь немногие предприниматели и маркетологи используют это направление для развития своего бизнеса. Здесь сложнее будет подсчитать отдачу, но если попадете в ЦА, то считать ее и не придется, и вложения окупятся сразу же.

Сотрудничать можно с владельцами автономных блогов, каналов на YouTube, в Telegram и авторами популярных аккаунтов в Instagram. Ниже можно увидеть примеры как могут выглядеть такие интеграции:

Партнерская программа

Чтобы как можно больше людей делились информацией о вашей онлайн-школе, стоит предоставить им определенные финансовые стимулы. Лучший способ это сделать – делиться процентом от продаж. Для этого можно запустить партнерскую программу.

Алгоритм работы партнерки можно описать в виде трех простых шагов:

  1. Предоставьте каждому партнеру уникальный код-идентификатор.
  2. Отслеживайте каждого человека, который совершает оплату с использованием этого кода.
  3. Перечислите партнеру обещанный процент от продаж.

Реализовать такую систему, чтобы все шаги выполнялись в автоматизированном виде, технически может быть непросто, поэтому подходит такой вариант продвижения не всем. Также на рынке существуют уже готовые платформы для партнерских программ, проанализируйте их и возможно сможете найти для себя подходящее решение.

Запуск подкаста

Аудиоподкасты могут помочь привлечь внимание аудитории, у которой недостаточно времени для потребления более привычного контента (текста и видео). Их можно слушать по дороге на работу, учебу, занимаясь уборкой по дому и другими делами.

Подкасты могут стать отличным инструментом для продажи учебных онлайн-курсов. Нужно только хорошо спланировать, какую информацию вы будете предоставлять бесплатно, а какая войдет в платный курс.

Предложите попробовать бесплатно

Если полный курс состоит из трех десятков уроков, можно сделать первые 2-3 из них совершенно бесплатными. Этого может оказаться достаточно для того, чтобы закрыть возражения потенциальных учеников и убедить их в качестве материала.

После бесплатных уроков им легче принять решение об оплате всего курса.

Также, тестовый период можно предлагать в обмен за отзыв, подписку на рассылку или прочие подобные действия. Таким образом вы тоже получите пользу, даже если в итоге он так и не станет клиентом.

Еще один хороший способ убедить своих потенциальных студентов и доказать, что вы предлагаете действительно ценные знания — предложить бесплатный мини-курс. Например, красиво упакованный в виде серии электронных писем, вы даете людям «попробовать” вашу основную обучающую программу.

Такой небольшой образец может убедить их купить уже полноценный курс.

Найдите партнеров для кооперации

Ищите тех, кто не является вашим прямым конкурентом, но при этом работает в смежной области. Так можно договориться о взаимовыгодном сотрудничестве.

К примеру, курсы по дизайну интерьера + компания, которая занимается ремонтом квартир под ключ, или курсы по обучению программированию могут взаимовыгодно сотрудничать с IT-компаниями из своего города. Ведь лучшие выпускники могут быть в них же и трудоустроены.

Участвуйте в мероприятиях

Даже если вы продвигаете исключительно онлайн-обучение, это не значит, что ваши маркетинговые усилия должны ограничится только интернетом. Иногда выход в оффлайн и налаживание более личных контактов, дает хорошие результаты в дополнение к интернет-рекламе.

Тематические конференции, митапы, выставки и прочие подобные мероприятия, могут стать отличной возможностью для дополнительного охвата аудитории, с которой сложно было бы установить связь другими методами.

Итоги

Недостаточно создать обучающий курс или запустить онлайн-школу, просто создать под это дело лендинг и ждать случайных продаж. Даже несмотря на стремительный рост и бум в этой сфере. Как и в случае с любым продуктом или услугой, нужна маркетинговая стратегия, которая поможет привлечь аудиторию и конвертировать как можно большую ее часть в клиентов. Это сделает ваши курсы не только интересными и актуальными, но и прибыльными.

Отталкиваясь от нашего опыта работы в сфере онлайн-образования, в этой статье я перечислил более двух десятков методов для продвижения в digital-пространстве. Вы их без проблем сможете использовать. Начинать нужно с малого, постепенно расширяя количество каналов и сравнивая их в плане эффективности.

Аннотация выпускной квалификационной работы Хуторянской Дарья Константиновны «ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА КАРЛОВА УНИВЕРСИТЕТА И СПБГУ» Н. рук. – Панкова Галина Константиновна, доцент Кафедра связей с общественностью в бизнесе Актуальность данной работы обусловлена необходимостью выявления актуальных технологий продвижения образовательных программ университета в условиях нарастающей конкуренции на рынке и мировой глобализации, а также определения особенностей системы продвижения для широкого спектра целевых групп общественности университета. Актуальность также обусловлена возрастающей ролью коммуникативной и, в частности, PR-составляющей в рамках образовательной и научной деятельности университета, что подтверждается активным внедрением PR-департаментов в университетах. Степень научной разработанности темы дипломной работы невысокая, что обусловлено низким уровнем внимания к изучению коммуникационной стратегии университета. Объектом исследования данной работы является система продвижения образовательных программ университета, а предметом – основные технологии в рамках реализации стратегии продвижения образовательных программ вуза. Целью работы является исследование особенностей продвижения образовательных программ университета и выявление актуальных инструментов. Задачи дипломной работы: изучить теоретические основы формирования и функционирования рынка образовательных услуг, изучить особенности продвижения образовательных программ высших учебных заведений, проанализировать зарубежный и российский опыт продвижения образовательных программ высших учебных заведений, исследовать состояние рынка услуг высшего образования в России и Чехии, сравнить инструменты продвижения образовательных программ Карлова Университета и Санкт-Петербургского государственного университета. Теоретической базой являются труды исследователей: Л. С. Драганчук, В.П. Щетинина, А.М. Стрижова, В.Н. Пугач, С.В. Абдуллиной, Н.С. Бачуриной, В.В. Матвиенко, Е.А. Неретиной, А.Б. Макарец, С.В. Антоненко, Г.Л. Тульчинского и др. Эмпирической базой являются: положения федеральных законов, федеральных образовательных целевых программ, нефинансовые отчеты университетов, аналитические исследования сферы услуг высшего образования, открытые данные социологических и специализированных исследований, материалы ведущих деловых изданий, материалы коммуникационных кампаний. В работе были использованы следующие методы исследования: метод экспертного интервью, неформализованный анализ документов, анализ вторичных данных по исследованиям в сфере высшего образования, анализ статистических данных, сравнение. Структура работы определяется ее целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Первая глава дипломной работы посвящена теоретическим основам функционирования рынка образовательных услуг, а также описанию основных инструментов продвижения образовательных программ университета в контексте российского и зарубежного опыта. Во второй главе рассмотрены основные коммуникационные инструменты в системе продвижения образовательных программ Карлова университета и СПбГУ.

Дипломы
Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)
ID: 5a6f88327966e12684eea2b9 UUID: 40970d86-346a-49ba-bb53-1f7b61e8258e Язык: Русский Опубликовано: больше 2 лет назад Просмотры: 270

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Ворожбит О.Ю. 1 Юрченко Н.А. 1 1 ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» В статье обосновывается необходимость создания Дальневосточного регионального центра по продвижению образовательных услуг вуза на внешний рынок (ДВРЦ). Авторы обобщают опыт зарубежных стран в области академической мобильности, ретроспективно анализируют работу сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности в России, выявляют предпосылки создания ДВРЦ, такие как изменение конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг региона с созданием во Владивостоке Дальневосточного федерального университета, недостаточность ресурсов регионального вуза в одиночку заниматься продвижением своих образовательных услуг на внешнем рынке. Подробно представлены цель, задачи и направления деятельности Центра, а также его структура и организационный механизм функционирования, основные элементы маркетинговой деятельности в области продвижения образовательных услуг вузов региона на внешний рынок. 1927 KB образовательные услуги продвижение образовательных услуг экспорт образовательных услуг Маркетинг 1. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг / А.Л. Арефьев. – М.: Центр социального прогнозирования, 2007. – 115 с. 2. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации . – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901755926 (дата обращения: 12.03.2015). 3. Портал «РусПрофайл»: исчерпывающая информация о рынках и компаниях . – Режим доступа: http://www.rusprofile.ru/id/2707962 (дата обращения: 12.03.2015). 4. Официальный сайт Дальневосточного федерального университета . – Режим доступа: http://www.dvfu.ru/struktura (дата обращения: 12.03.2015). 5. Царева В.Д., Кметь Е.Б., Юрченко Н.А. Проблемы продвижения образовательных услуг на рынок АТР и совершенствование международной коммуникативной деятельности российских вузов (на примере дальнего Востока): монография / В.Д. Царева, Е.Б. Кметь, Н.А. Юрченко. – Владивосток: Дальнаука, 2009. – 272 с.

Децентрализация системы управления, отказ от всеобъемлющих директивных методов управления, наделение самостоятельностью – все это в полной мере коснулось международного направления деятельности вузов России. Наиболее радикально это коснулось подготовки специалистов для зарубежных стран. Единый государственный набор на обучение иностранных граждан был полностью прекращен в 1991 году. Вузы вынуждены были каждый по отдельности формировать новую систему набора уже на контрактной основе. Анализ зарубежного опыта в области международной академической мобильности показывает, что:

– подготовка специалистов для зарубежных стран рассматривается в развитых странах как не явный, но наиболее эффективный способ достижения долгосрочных геополитических, стратегических и экономических национальных интересов;

– к концу 20 века сформировалась отрасль мирового хозяйства – мировой рынок образовательных услуг, основными характеристиками которого являются поток учащихся за пределы своей страны (порядка 5 млн человек получают образование за рубежом) и сопутствующий поток денежных средств (около 100 млрд дол. США) ;

– зарубежный анализ потоков денежных средств сопутствующих потокам иностранных учащихся, оплачивающих свое обучение, говорит о том, что составляющая этого потока – плата за обучение – составляет только 25–35 %. Остальную часть (косвенные поступления) составляет оплата студентами иностранцами сопутствующих услуг. Таким образом, экономическая заинтересованность страны – экспортера на много шире, чем только заинтересованность отдельных вузов в получении дополнительных доходов;

– около10 % иностранных учащихся, оплата обучения которых приносит дополнительные средства, составляющие примерно 10 % от бюджета университета, является нормальным показателем работы университета страны-экспортера образовательных услуг;

– для оптимизации затрат, ресурсов и усилий в работе на мировом рынке образовательных услуг университеты стран-экспортеров объединяются во внутринациональные ассоциации и консорциумы;

– практически во всех странах ЕС и ряде других стран мира для координации международной образовательной деятельности и представления национальных интересов в зарубежных странах созданы негосударственные организации (с государственным финансированием). Примерами таких организаций являются ДААД (Германия), British Council (Великобритания), CIMO (Финляндия) и т.п.

С 1991 года в сфере образования России по инициативе вузов и при поддержке федерального органа управления образованием в целях формирования единой политики и стратегии выхода высшей школы России на мировой рынок образовательных услуг и построения экономически оптимальных для высшей школы России механизмов работы на мировом рынке образования и науки стали создаваться и развиваться межвузовские и региональные центры международного сотрудничества и академической мобильности.

В соответствии с Приказом Министерства образования РФ № 254 «О создании сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества и академической мобильности» от 6 сентября 1999 г. задачей центров и их сети является содействие созданию современных систем и механизмов:

– информационного обеспечения;

– консалтинга, консультационно-экспертного обеспечения;

– повышения квалификации работников международных служб вузов;

– научно-исследовательского, аналитического, маркетингового обеспечения;

– подтверждения, признания и установления эквивалентности документов об образовании;

– обеспечения набора иностранных граждан для обучения в России;

– обеспечения инфраструктуры реализации дополнительных и вспомогательных услуг;

– обеспечения взаимодействия с зарубежными и международными организациями-партнерами;

– обеспечения взаимодействия с органами управления субъектов Российской Федерации;

– обеспечения взаимодействия с федеральными органами управления .

Этот же приказ содержал реестр Министерства образования России «Высшая школа. Центры международного сотрудничества и академической мобильности (сеть центров)». В него были включены центры (всего 22 межвузовских и региональных центра), которые представили на тот период времени информацию о своей деятельности.

Ситуация на российском рынке высшего образования за последние 15 лет кардинально изменилась. Сегодня нельзя не принимать во внимание такой немаловажный фактор как сеть федеральных, а также научно-исследовательских университетов, которые обладают ресурсами, в том числе для развития академической мобильности, которые не сравнимы с ресурсами рядовых региональных вузов.

На рынке образовательных услуг ДФО согласно реестру 1999 г. существовало 2 центра академической мобильности: Восточный региональный межвузовский центр международного сотрудничества при Хабаровском государственном техническом университете (г. Хабаровск) и Межвузовский центр международного сотрудничества и академической мобильности при Дальневосточном государственном университете (г. Владивосток). Первый был ликвидирован 30 ноября 2012 г. , второй в настоящее время также не существует после объединения в 2010 г. четырех вузов Приморского края (Дальневосточного государственного университета, Дальневосточного государственного технического университета, Тихоокеанского государственного экономического университета и Уссурийского государственного педагогического института) в единый Дальневосточный федеральный университет. Сейчас в ДВФУ функционирует комплексная структура, занимающаяся международной деятельностью, включающая в себя Департамент интернационализации образования, Департамент международного партнерства, Центр международного рекрутинга и Центр новых технологий интернационализации университетов .

Обеспечить себе возможность конкурировать с ДВФУ в продвижении своих образовательных услуг на внешний рынок региональные вузы способны, только объединив усилия, поэтому считаем целесообразным создание в г. Владивостоке Дальневосточного регионального центра по продвижению образовательных услуг (ДВРЦ) . Новый центр должен стать площадкой для сотрудничества и координации деятельности региональных вузов, способствовать их интеграции в международную систему образования и науки, а также представлять общие интересы учебных заведений Приморского края в государственных органах и международных организациях.

Создание центра позволит также избежать дублирования различных форм деятельности вузов региона, направленных на продвижение своих образовательных услуг в страны АТР. Согласованные действия университетов и институтов в области мониторинга перспективных стран мира, презентации своих возможностей в кооперации с ними («единый источник – единая форма») позволят существенно снизить финансовые затраты на поиски партнеров за рубежом и цену на продвижение образовательных услуг региона на рынок стран АТР.

Особое место в деятельности центра должна занимать маркетинговая составляющая, в частности – совместная политика продвижения образовательных услуг вузов региона на внешний рынок, и, в частности, в КНР, т.к. именно этот образовательный рынок является объектом экспорта образовательных услуг дальневосточных вузов в настоящий момент.

Предметом деятельности Центра может стать также обеспечение международной деятельности в области образования и науки по приоритетным направлениям, утвержденным Министерством образования РФ, а также сотрудничество в этой сфере с российскими, зарубежными организациями и физическими лицами.

Основными направлениями деятельности Центра должны стать:

1. Взаимодействие с российскими государственными структурами и неправительственными организациями, осуществляющими международное сотрудничество, а также с органами исполнительной и законодательной власти по вопросам международного сотрудничества в области образования, науки и культуры.

2. Взаимодействие с международными организациями, фондами и программами. Осуществление академического обмена.

3. Рекламно-информационное обеспечение международной деятельности вузов региона.

4. Методическое обеспечение международной деятельности вузов региона.

5. Обеспечение набора иностранных граждан для обучения в России и организация обучения и стажировок российских граждан за рубежом.

6. Оказание всесторонней поддержки гражданам зарубежных государств, в период их обучения в вузах региона.

Высшим органом управления Центра может стать Совет ректоров вузов-членов. В состав членов Совета могут входить также руководители других заинтересованных организаций, которые выразят желание стать участниками деятельности Центра.

Исполнительным органом управления деятельностью Центра станет Совещание руководителей структур, обеспечивающих международную деятельность вузов и заинтересованных организаций.

Исполнительным органом, обеспечивающим реализацию решений Совещания, является Дальневосточный региональный центр по продвижению образовательных услуг, который на взаимосогласованных условиях действует от имени участников учредительного договора и представляет их интересы в отношениях с гражданами, юридическими лицами и международными организациями. Возглавляет Центр директор, кандидатура которого утверждается Советом ректоров по представлению Совещания руководителей структур, обеспечивающих международную деятельность вузов и заинтересованных организаций.

Таким образом, в организационном плане работа по продвижению образовательных услуг на внешний рынок будет осуществляться через уровни, представленные на рис. 1.

Для организации эффективной работы Центра его участники ежегодно до 10 октября каждого года с учетом своих интересов и возможностей представляют в Совет предложения по своему предполагаемому организационному и финансовому участию в программе на следующий календарный год и конкретные пожелания по развитию тех или иных программ.

На основании этих предложений формируется рабочий план (программа) работы Центра на следующий год. План утверждается Советом не позднее 10 ноября каждого года. Реализация утвержденной программы осуществляется соответствующими отделами Центра.

На наш взгляд, достижению целей и задач деятельности ДВРЦ будет способствовать его организационная структура, построенная по линейно-функциональному принципу и представленная на рис. 2.

Финансирование деятельности Центра должно осуществляться на коммерческой основе. Все мероприятия по реализации программ развития и программ по набору иностранных граждан на обучение в вузах Дальнего Востока осуществляются на основе долевого участия членами ДВРЦ.

Особое место для достижения основных целей Центра в его структуре должно отводиться отделу экспорта образовательных услуг, поскольку именно на него возлагается одна из важнейших задач Центра – обеспечение выхода вузов региона на внешний рынок.

Рис. 1. Высший, управленческий и исполнительный уровни организации работы ДВРЦ

Рис. 2. Предлагаемая организационно-управленческая структура ДВРЦ

Рис. 3. Внутренняя организационная структура Отдела экспорта образовательных услуг

Специфика потенциальных рынков сбыта международных образовательных услуг дальневосточных вузов – китайского, корейского, японского, вьетнамского и т.д. – будет обуславливать организацию работы внутри этого отдела. Отдел должен иметь региональную ориентацию деятельности, как это представлено на рис. 3, поскольку продвигать услуги будет необходимо на неоднородные внешние рынки с четко очерченными границами.

Такая внутренняя структура отдела позволит добиться успехов в проведении комплексной и дифференцированной рыночной политики, обеспечивать тесную зависимость процессов разработки новых услуг от требований конечных потребителей конкретных рынков.

Однако подобная структура предъявляет особые требования к характеру предоставляемых Центром услуг. Они должны быть однородны и в то же время соответствовать требованиям различных сегментов рынка или же быть взаимно дополняемыми или взаимозаменяемыми.

Достаточно большой сегмент работы отдела экспорта образовательных услуг должен быть связан с мероприятиями по продвижению образовательных услуг вузов региона на потенциальные рынки сбыта. Это является закономерным, т.к. экспорт образовательных услуг – более сложная деятельность, требующая знания специфики внешнего рынка, потребительских предпочтений потенциальных покупателей, наличие инфраструктуры для привлечения иностранных студентов, методического обеспечения учебной деятельности. Составной частью в экспорт образовательных услуг входят и мероприятия по их продвижению.

В качестве основополагающего документа в области продвижения образовательных услуг Дальневосточных вузов на рынок стран АТР предлагается Программа коммуникативной деятельности вузов Приморского края в страны АТР. Разработчиком и основным координатором исполнения данной программы и должен стать ДВРЦ, поскольку разрозненная политика продвижения вузов своих образовательных услуг в страны АТР малоэффективна. Кроме этого, немалый бюджет коммуникационной политики для одного вуза достаточно велик, а совместная деятельность по реализации программы коммуникативной деятельности может стать для вузов Приморского края менее затратной и более результативной.

Таким образом, Дальневосточный региональный центр по продвижению образовательных услуг берет на себя координирующую роль в осуществлении коммуникативной деятельности вузов Приморского края.

Рецензенты:

Исаев А.А., д.э.н., доцент, профессор кафедры международного маркетинга и торговли, ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор, руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации, ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», г. Владивосток.

Работа поступила в редакцию 01.04.2015.

Библиографическая ссылка

Ворожбит О.Ю., Юрченко Н.А. МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗОВ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-13. – С. 2880-2884;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37579 (дата обращения: 27.09.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Василенко Н.В. 1 1 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 2720 KB 1. Суздалева Г.Р., Дробышева Е.А. Инструменты продвижения товаров и услуг. − Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. − 26 с.

В структуре рыночного предложения современного университета основное место занимают образовательные услуги. При этом, как показали исследования, с одной стороны, продвижение услуг отличается от продвижения товаров, с другой – образовательные услуги имеют специфику по сравнению с другими услугами в силу наличия свойств общественных благ и сопровождения положительными внешними эффектами. Все это требует уточнения и изменения стандартных подходов и методов рыночного продвижения образовательных услуг, что и обсуждается в данной статье.

Прежде всего, следует заметить, что общая ценность услуги в отличие от товара формируется из многих составляющих. Основными среди них являются: стабильный уровень качества оказания услуги; комфорт для потребителя в процессе оказания услуги; компетентность и вежливость профильного и вспомогательного персонала; гарантии; репутация и имидж фирмы; доступность услуг и оперативность их предоставления (возможность выбора специалиста, филиала/представительства, времени для посещения, дополнительных услуг); доступность информации об услугах компании, ее изложение на языке, понятном для потребителя); внешний вид сотрудников, помещений; цены и условия оплаты; надёжность и доверительность во взаимодействиях . Наличие таких составляющих предопределяет уже особые требования к продвижению услуг в целом.

Специфичность образовательных услуг проявляется в сочетании традиционных характеристик услуги и особенностей, присущих только этому виду услуг. При этом даже традиционные характеристики услуги проявляются для образовательных услуг по своему. Неосязаемость приводит к тому, что потребитель образовательной услуги, обратившись в вуз, заранее имеет возможность лишь косвенно судить о качестве услуги и результате своего обучения на основе собственного прошлого опыта, мнения других потребителей, рекламных обращений и пр. знать результат своего обучения. Неотделимость услуги от источника проявляется в том, что образовательная услуга предоставляется в конкретном вузе, который реализует по сути уникальную, постоянно изменяющуюся образовательную программу, которую практически невозможно дублировать по набору дисциплин, комплексу аудиторных и внеаудиторных занятий, уровню преподавания, методического обеспечения, применяемых образовательных технологий и др. Необходимость вовлеченности самого потребителя в процесс получения образовательной услуги означает, что процесс предоставления образовательных услуг невозможен без непосредственного общения и активного взаимодействия студента и преподавателя. Отсюда разный уровень усилий студента приводит к разному результату оказания образовательной услуги.

Кроме того к специфическим характеристикам образовательной услуги, оказывающей влияние на их продвижение следует отнести:

− комплексный характер результата образовательной услуги, затрудняющий для потребителя понимание ценности предоставляемых вузом образовательных услуг, так как полезность образования заключается, с одной стороны, в общекультурном развитии человека, с другой − в приобретении набора профессиональных компетенций;

− необходимость для большинства образовательных программ наличия у потенциальных обучаемых базового уровня знаний как условие возможности получения образовательной услуги даже при достаточном уровне платежеспособности;

− продолжительность во времени, связанная с нормативным сроком обучения на той или иной образовательной программе, а также необходимостью оценки качества приобретенной образовательной услуги на протяжении всего периода обучения со стороны вуза с потерей права на ее получения при отсутствии такого подтверждения;

− необходимость прохождения государственного контроля качества образовательной услуги в форме государственной аттестации для получения диплома государственного образца, то есть окончательная оценка качества образовательной услуги даже со стороны вуза, возможная только после завершения образовательного процесса в целом;

− отсроченный характер проявления результатов, проявляющийся только после завершения обучения в вузе и зависящий от условий будущей работы, возможности обновления полученных знаний, а также уровня и стиля жизни потребителя.

Следует отметить, что продолжительность образовательной услуги во времени усиливает непостоянство ее качества. Это имеет два аспекта. Во-первых, продолжительный период обучения усиливает риски, связанные с изменением квалификации персонала, материально-технической базы и других неотъемлемых от образовательного процесса интеллектуально-материальных элементов, а также с происходящими во внешней среде, в том числе на рынке труда, переменами. Во-вторых, для образовательной услуги характерна частичная несохраняемость результата, возникающая вследствие того, что человеку свойственно забывать усвоенную в процессе обучения информацию, а знаниям свойственно устаревать. Исследователи выделяют и другие особенности образовательных услуг, которые, по мнению автора, не являются столь важными для их продвижения в инновационной экономике. Среди таких особенностей: зависимость доступности образовательных услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся; сложность централизации производства; значительная открытость сферы образовательных услуг для информационного, кадрового и другого обмена; сезонность образовательных услуг. Указанные особенности образовательных услуг обусловливают высокую степень неопределенности ситуации при принятии решения потребителем о выборе образовательных услуг той или иной образовательной услуги.

Обобщая существующие подходы можно сделать вывод, что для решения задачи продвижения образовательной услуги следует:

− для повышения осязаемости наиболее значимые для потенциального потребителя параметры образовательной услуги представлять по возможности наглядно, например, с помощью лицензий, сертификатов, дипломов, учебных планов и программ, информации об условиях, методах, формах обучения, внешнего вида учебных помещений, общежитий и т.п.;

− использовать наиболее эффективное сочетание всех инструментов продвижения образовательных услуг, особое внимание обращая на связи с общественностью и прямой маркетинг;

− уделять внимание сегментированию рынка, выявлению и привлечению целевых аудиторий, а также дифференциации образовательных программ в соответствии с особенностями и потребностями целевых групп;

− прилагать усилия для продвижения не только отдельных образовательных программ, но и университета в целом, так как нередко для снижения неопределенности потребитель именно с предоставляющим образовательную услугу вузом ассоциирует тот образовательный результат, который он получает или собирается получить.

− расширять набор и повышать качество сопутствующих услуг (проживание в общежитии, медицинские услуги, спортивные и оздоровительные центры, питание и др.).

Таким образом, образовательные услуги, предлагаемые вузом, имеют ярко выраженную специфику, что определяет специфику выбора направлений и инструментов их продвижения, а также особую специфику взаимодействия с потребителями.

Василенко Н.В. ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 10. – С. 81-83;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34251 (дата обращения: 27.09.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI