Привлечение соисполнителей по 44 ФЗ

Учреждение приобретает услуги по перевозке пассажиров, заключая контракты с единственным исполнителем в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом каждый контракт заключается на срок несколько дней, с одним и тем же исполнителем последовательно заключается несколько таких контрактов. Является ли это нарушением закона?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Формально заключение заказчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нескольких договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров с одним и тем же исполнителем на общую сумму более 100 тысяч рублей не противоречит требованиям закона, однако при определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как нарушение.

Обоснование вывода:

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) предусматривает возможность осуществить закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также — контрагент) на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.

В силу п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Исходя из этого определения, а также ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закупка, осуществляемая у единственного контрагента на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Таким образом, заключение и исполнение каждого из контрактов, заключаемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, представляет собой отдельную закупку.

Приведенная норма не ограничивает виды товаров, работ или услуг, которые могут закупаться у единственного контрагента, и не исключает возможности осуществить закупку у единственного исполнителя услуг по перевозкам пассажиров. Аналогичный вывод следует и из разъяснений Минэкономразвития России (письма от 06.02.2017 N Д28и-435, от 07.09.2016 N Д28и-2452, от 11.01.2016 N Д28и-41).

Можно отметить, что некоторые виды транспортных услуг входят в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р). Однако даже если услуги по перевозке пассажиров относятся к данному перечню, это не исключает возможность их закупки у единственного исполнителя при соблюдении ограничений, установленных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в отношении суммы одной закупки и годового объема закупок (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).

По поводу правомерности заключения нескольких контрактов с единственным контрагентом в отношении одних и тех же услуг по перевозке отметим следующее. Закон N 44-ФЗ не предусматривает ограничений по количеству контрактов, которые могут быть заключены с единственным контрагентом на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в течение того или иного периода времени. Ограничение суммы закупки (100 тысяч рублей) установлено в отношении именно одной закупки, то есть по существу в отношении цены одного договора, а не одного вида товара, работы или услуги, которые заказчик вправе приобретать на основании этой нормы у единственного контрагента в течение календарного года, в том числе на основании нескольких договоров.

Вместе с тем, как отмечается в правоприменительной практике, по своему содержанию норма п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки самой стоимости закупки. Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 100 тысяч рублей каждая в целях избежания публичных процедур не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур (постановление АС Волго-Вятского округа от 17.04.2018 N Ф01-1056/18).

При таком подходе несколько контрактов, заключенных с одним исполнителем на приобретение одних и тех же услуг, могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие единую сделку, направленную на приобретение общего объема услуг (п. 2 ст. 170 ГК РФ). Это дает основание рассматривать такие закупки как одну (на сумму свыше 100 тысяч рублей), в отношении которой заказчиком выбран ненадлежащий способ определения контрагента, что может быть квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Поэтому, если в рассматриваемом случае у заказчика фактически имеется потребность в приобретении услуг по перевозке пассажиров в течение продолжительного времени, стоимость таких услуг составляет более 100 тысяч рублей, а заказчик искусственно разделил услуги на несколько периодов, в отношении каждого из которых он заключает отдельный контракт по цене не свыше этого суммового предела, существует риск того, что действия заказчика по заключению нескольких контрактов с единственным исполнителем будут признаны неправомерными (решение Оренбурского УФАС России N 07-16-245/2016 (опубликовано 16.05.2017), решение Ярославского УФАС России от 18.04.2017 N 06-03/08-16, постановления АС Северо-Кавказского округа от 24.01.2018 N Ф08-9662/17, АС Уральского округа от 26.08.2016 N Ф09-8787/16).

Проводить своевременные совещания с Поставщиком и его субподрядчиками имея цель контролирования сроков исполнения работы и соотношения ее условиям реального Уговора, такому как его тех. заданию (прибавление N 2 к реальному Уговору)».

Трибунал взыскал с поставщика штраф за привлечение субподрядчика в объявленной сумме, а за непредставление докладов (с учетом распоряжение ФАС Столичного округа от 20 августа 2012 г. Как реально избежать привлечения субподрядчиков Ежели клиент не хочет трудиться по схеме генерального подряда, хотя нужно было сделать эту работу, где в отсутствии привлечения 3 лиц не ограничиться, то можнож устроить последующее. Но клиент имеет возможность: лишить поставщика права завлекать субподрядчиков (в случае если главно, дабы заключительный сделал работу собственно, или же ежели он рассчитывает пользоваться 1. Предоставлять субподрядчикам требуемые указания по исполнению работы в масштабах реального Уговора и надлежащих уговоров субподряда. Федеральный арбитражный трибунал Восточно-Сибирского округа считает решение Арбитражного суда Красноярского края и распоряжение Третьего арбитражного апелляционного суда законными и аргументированными» (распоряжение ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 марта 2009 г. Мы никому не реализовываем не распространяем другим образом Ваши индивидуальные эти. Чтобы достичь желаемого результата нужно предугадать эту вероятность как в уговоре подряда, но и в подходящем уговоре субподряда.

Оказывается клиент, практически оплачивая работы субподрядчика, обязан их принять без помощи других.

  • Образцы основных форм документов, включаемых в Конкурсную заявку. 1 Письмо о подаче оферты (форма 1) . Каждой привлекаемой субподрядной организации о её привлечении в качестве субподрядной организации, .
  • В случае привлечения субподрядчиков для проведения работ, количество . Подрядчику ответное письмо, в котором указывает о принятом решении.
  • Ходатайство о привлечении третьего лица может подаваться в любой момент до вынесения .

Поставщик в таковых отношениях выступает в роли генерального поставщика. Медиагруппа и сеть проф вебсайтов Спасибо вам, собственно используете мат-лами журнальчика «Юрисконсульт фирмы». Перекрытое акционерное сообщество «Альфа», ИНН 7708123456, КПП 770801001, адресок (юридический и практический): 125008, г. За непредставление документов поставщик уплачивает клиенту штраф в объеме 10 000 руб. Чтоб привлечь к работе немного поставщиков, нужно присутствие общего обещания, воплощенного в некоем уговоре подряда. А еще получите доступ к сервисам для неизменных гостей вебсайта. Но клиент сможет создавать расчеты за сделанные работы лично с субподрядчиком, избегая поставщика (п. Неоплата их труда готов стать основанием того, собственно субподрядчики категорически откажутся от выполнения уговора () письмо о привлечении субподрядчика образец .

Телефонный аппарат службы подписки: печатный журнальчик и набор — Подпишитесь на наши небезынтересные и проф рассылки! Юридический информационный дайджест выходит 1 разов еженедельно 🙂 Юрисконсульт фирмы почитает Вашу приватную жизнь. Этот факт не противоречит положениям Гражданского кодекса РФ, потому что общепризнанными мерками работающего законодательства не учтены лимитирования в отношении ситуации, при коей личико, являясь заказчиком по уговору подряда, не имело возможности бы быть привлечено к исполнению дел в виде субподрядчика. Клиент на протяжении 3 (3) дней с этапа получении указанного письменного запроса подталкивает Поставщику ответное послание, в каком предписывает о принятом решении.

Журнальчик «Юрисконсульт фирмы» — 1 фактический журнальчик для адвоката. В случае подмены субподрядчика или же привлечения свежих субподрядчиков поставщик дает на согласование клиенту перечень поставщиков. Неделимость предмета обещания имеет возможность значить: невозможность юридически распланировать прямые обязанности поставщиков; невозможность раздела эффекта работы в отсутствии перемены его домашнего назначения (Случаем имеет возможность послужить эта работа, как приспособление наливных поризованных бетонных стяжек (распоряжение ФАС Северо-Кавказского округа от 21 июня 2005 г

Как избежать рисков связанных с привлечением субподрядчиков

Письмо о привлечении субподрядчика образец: Оценка: 71 / 100 Всего: 15 оценок.

Проблема обеспечения привлечения контрагентами к исполнению контрактов по Закону N 44-ФЗ СМП, СОНО в качестве субподрядчиков, соисполнителей

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики вправе проводить процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент), устанавливая в извещении об осуществлении закупки требование к контрагенту, не являющемуся социально ориентированной некоммерческой организацией (далее — СОНО) или субъектом малого предпринимательства (далее — СМП), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.

Данное требование в силу ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ также включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, и включается в отчет, указанный в ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности контрагентов за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.

Нормы об отдельных видах обязательств Гражданского кодекса РФ, на котором, в том числе, основан Закон N 44-ФЗ, положений, аналогичных ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не предусматривают (см., например, ст.ст. 706 и 780 ГК РФ). Однако согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Соответственно, обязанность по привлечению к исполнению контракта СМП, СОНО, предусмотренную ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, можно рассматривать как ограничение свободы установления договорных отношений, предусмотренное законом и одновременно принимаемое на себя контрагентом своей волей при подписании контракта (п. 1 ст. 425 ГК РФ).

Следует учитывать, что ни нормами Гражданского кодекса РФ, ни ч.ч. 5, 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено правил, позволяющих заказчику проконтролировать какой объем обязательств по контракту действительно был выполнен не лично контрагентом, а привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем.

Такое требование также должно быть установлено самим контрактом, как на то указано в разделе I Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466.

Однако самая серьезная проблема состоит в том, что ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Законе N 44-ФЗ нет норм, позволяющих заказчику понудить контрагента к исполнению предусмотренной контрактом обязанности по привлечению к его исполнению СМП, СОНО в натуре. Как следует из ч.ч. 4, 6, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, единственной мерой гражданско-правовой ответственности за непривлечение СМП, СОНО в качестве субподрядчика, соисполнителя к исполнению контракта, равно как и за непредоставление документов, подтверждающих такое привлечение, может являться только штраф.

По мнению Минэкономразвития России, высказанному в п. 9 письма Минэкономразвития России от 17.03.2015 N Д28и-747 в случае ненадлежащего выполнения контрагентом условий контракта заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с ч.ч. 9 — 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если такая возможность была предусмотрена в документации о закупке и проекте контракта. Однако такая точка зрения представляется небесспорной, поскольку согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а, как следует из сказанного выше, Гражданский кодекс РФ не предусматривает такого основания. Некоторое основание можно найти в п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, устанавливающей, что право на односторонний отказ от договора может быть предусмотрено его уже условиями. Однако это не соответствует буквальному указанию ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем, по нашему мнению, в любом случае нарушение обязательств контрагента по привлечению к исполнению контракта СМП, СОНО может служить основанием для расторжению контракта по решению суда, если договором оно определяется как существенное нарушение контракта (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Таким образом, включение в извещение о закупке и контракт условия о привлечении контрагентом к исполнению контракта СМП, СОНО, предусмотренного ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не гарантирует заказчику, что всю указанную им в контракте долю стоимости работ, услуг можно будет включить в долю закупок у СМП, СОНО.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что собой представляет договор субподряда 44-ФЗ
  • В каком случае прибегают к договору субподряда по 44-ФЗ
  • Преимущества и недостатки договора субподряда 44-ФЗ
  • Нюансы заключения договора субподряда на выполнение работ по 44-ФЗ
  • Нововведения в 44-ФЗ для заказчиков в 2020 г.
  • Ценные советы о том, как найти хороший субподряд

Договор субподряда по 44-ФЗ – элемент повсеместной практики во взаимодействии между заказчиком и соисполнителем при реализации контрактов. Но в каких именно случаях возможно и актуально его заключение, знают не все, так как в законе всегда появляются нововведения.

Чтобы быть в курсе дел, важно учитывать все новые нюансы. Об этом подробно и расскажем вам далее.

Что собой представляет договор субподряда по 44-ФЗ

В рамках контрактной системы по 44-ФЗ субподряд предполагает делегирование выполнения работ по договору или некоторым его условиям третьим лицам. Субподряд является одним из механизмов системы госзакупок, проводимых в канве закона 44-ФЗ, поэтому не стоит относиться к его использованию как к чему-то негативному.

Нужно понимать, что закон 44-ФЗ позволяет применять договор субподряда, и качество производимых работ в таком формате зависит от участника.

По договору субподряда, в соответствии с 44-ФЗ, исполнитель передает часть своих обязанностей по тендеру третьему лицу. При этом заказчик сам определяет, какая доля работ будет передана. После чего участник торгов должен передать объем работ не меньше того, который указан заказчиком в документах. Договор с субподрядчиком подписывается, когда уже заключен контракт с организатором торгов, где прописывается срок для данных действий.

Если в документации тендера содержится условие о привлечении субподрядчиков по 44-ФЗ, исполнитель должен передать им указанный в условиях договора процент работ. Отметим, что заказчик может указать любую цифру в пределах 5–75 %.

Иногда поставщики привлекают субподрядчиков к исполнению контракта, условия которого не предполагают подобных действий. В данном случае они рискуют, но не могут поступить иначе, так как не имеют всех требуемых ресурсов, а выиграть тендер было необходимо. В подобной ситуации ответственность за действия компании, работающей по договору субподряда, полностью ложится на победителя тендера.

Если субподрядчик плохо реализовал либо вовсе не выполнил условия соглашения, виновным считается участник. Опасаясь такого исхода, многие заказчики боятся прописывать в документации условие о субподряде.

В каком случае прибегают к договору субподряда по 44-ФЗ

Победитель торгов имеет право использовать договор субподряда по 44-ФЗ, то есть привлечь соисполнителя по государственному или муниципальному контракту в таких ситуациях:

  • Заказчик сам прописал соответствующую возможность в закупочной документации, а поставщик не может своими силами выполнить все условия договора.
  • Заказчик во время согласования процесса исполнения работ допустил привлечение третьих лиц. Если основной исполнитель решается на это, он должен предоставить обоснование для такого шага.
  • Выполнение работ по контракту не требует специальной квалификации или лицензий, а услуги, оказываемые субподрядчиками, не превышают 75 % от объема, разыгранного в рамках тендера.
  • Субподрядчик согласен полностью исполнять все требования, установленные документацией по закупке. Представим, что проводится закупка товаров по государственному оборонному заказу. Тогда основной исполнитель и субисполнитель должны открыть специальные счета в соответствии с требованиями Федерального Казначейства и не могут требовать выплаты аванса при осуществлении таких работ.

Преимущества договора субподряда по 44-ФЗ

Работа по договору субподряда по 44-ФЗ предполагает целый ряд плюсов для исполнителя и субподрядчика. Для первого главное достоинство такого подхода состоит в том, что можно некоторую долю своих обязанностей передать третьему лицу. Но для этого важно найти добросовестного подрядчика, готового качественно и вовремя выполнить работу. Тогда как для субподрядчика речь идет о быстром заработке. Кроме того, если он не принимает участие в тендерах по 44-ФЗ, это шанс попробовать себя в них хотя бы таким образом. Иными словами, у него появляется возможность получить опыт работы с госзаказом и, возможно, потом перейти к прямому участию в подобных мероприятиях.

Читайте также: «Отчетность по договорам по 223-ФЗ: правила оформления»

Нужно понимать, что заказчик в любом случае будет узнавать у исполнителя, с кем заключен договор как с субподрядчиком. Последним может стать организация-новичок в тендерах по 44-ФЗ, которой важно получить опыт, а также компании, у которых на данный момент отсутствует финансовая возможность, чтобы самостоятельно участвовать в торгах. То есть нет средств на обеспечение заявок, но при этом простаивает оборудование. Такие игроки рынка соглашаются на договор субподряда по 44-ФЗ, ведь это способ заработка. Иногда компании, ранее участвовавшие в тендерах и теперь оказавшиеся в РНП, выступают в роли субподрядчиков, ведь в данном случае никто не может запретить им участвовать.

Недостатки договора субподряда по 44-ФЗ

Нельзя однозначно сказать, что договор субподряда – это плохо, так как речь идет всего лишь об одной из составляющих контрактной системы по 44-ФЗ. Добросовестный исполнитель может превратить его в эффективный инструмент ведения бизнеса. С его помощью возможно расширить сферу деятельности, исполнять условия более объемных контрактов, эффективно распределять взятые на себя обязательства.

Если договор субподряда при грамотном использовании может быть настолько полезен, непонятно, с чем связано негативное отношение к нему со стороны заказчиков. Дело в том, что достаточно часто приходится сталкиваться с недобросовестными поставщиками. Они активно используют договор субподряда по 44-ФЗ, чтобы зарабатывать, практически ничего не делая.

Такая схема широко известна и состоит всего из четырех несложных шагов:

  • участник побеждает в закупках, проводимых в любом формате по 44-ФЗ, после чего с ним заключается контракт;
  • он находит исполнителя, согласного выполнить работу за меньшие деньги, и заключает с ним договор субподряда по 44-ФЗ;
  • субподрядчик выполняет заказ в соответствии с договором субподряда и завершает его в сроки, зафиксированные в первоначальном договоре между заказчиком и исполнителем;
  • заказчик расплачивается с исполнителем, после чего второй рассчитывается с субподрядчиком – разница между суммами и становится прибылью победителя тендера.

Главный недостаток данной схемы состоит в том, что у субподрядчика оказывается значительно меньше средств на выполнение работ, чем изначально планировалось. Это негативно отражается на результате.

Существует определенная категория участников тендеров, готовых осуществлять деятельность в самых разных сферах – от поставки мелких товаров до ремонта зданий. Сами они не выполняют какие-либо работы, а занимаются только привлечением организаций по договору субподряда по 44-ФЗ.

Кто может стать субподрядчиком

Многие фирмы не могут либо просто не готовы становиться участниками госзакупок по 44-ФЗ, в их число входят:

  • Компании, не имеющие опыта участия в такого рода мероприятиях. Субподряд позволяет им ознакомиться с особенностями работы в рамках госзаказа и даже проявить себя перед крупными заказчиками.
  • Участники, у которых нет необходимого объема ресурсов для подачи заявки на торги по 44-ФЗ, то есть они не готовы выводить из оборота средства, чтобы предоставить обеспечение, либо не хотят получать узкоспециальные лицензии, чтобы своими силами проводить все работы на генподряде.
  • Участники, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков. Субподряд позволяет им сохранить свое место на рынке, пока компания остается в данном списке.

Нюансы заключения договора субподряда на выполнение работ по 44-ФЗ

Договор субподряда по 44-ФЗ – это договор подряда, где генподрядчик выступает в роли заказчика, а субподрядчик представляет собой исполнителя. Все требования похожи на устанавливаемые договором подряда.

В данном случае не указывается особый порядок по заключению договоренностей. Генподрядчик контролирует и оплачивает произведенные работы, а также имеет право предъявлять претензии при выявлении нарушений. Генподрядчик наиболее заинтересован в соблюдении сроков и высоком качестве исполнения работ, тогда как у субподрядчика другие интересы – он получает от генподрядчика деньги за выполнение строительных работ.

Читайте также: «Изменение цены договора по 44-ФЗ: как правильно это сделать»

Генподрядчик отвечает за выполнение всех видов работ перед основным заказчиком. Если работы не будут выполнены, его ждут самые серьезные убытки среди всех участников данной цепочки.

Для скачивания есть образец договора субподряда на выполнение работ по 44-ФЗ.

Нововведения в 44-ФЗ для заказчиков в 2020 г

С 1.04.2020 г. в силу вступают изменения в законе 44-ФЗ, относящиеся к контролю проведения закупок.

Теперь ЕИС будет отслеживать соответствие идентификационного кода закупки и отсутствие превышения финансового обеспечения по контракту. При этом будут проверяться планы-графики, извещения о проведении закупок, протоколы, условия проектов контрактов. Аналогичные сведения не будут контролироваться в планах закупок с апреля 2020 года.

С 1.10.2019 по 31.03.2020 не будет осуществляться «казначейский» контроль соответствия информации об ИКЗ и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок в плане-графике. Вместо этого ответственные органы будут сравнивать информацию об объеме финансового обеспечения в планах-графиках закупок с соответствующими данными, утвержденными и доведенными до заказчика.

Правительство РФ должно решить, какой федеральный орган исполнительной власти войдет в число проверяющих, а значит, будет отвечать за контроль при помощи ЕИС. При этом он будет сопоставлять данные об ИКЗ и объем финансового обеспечения в извещениях с тем, что представлено в планах-графиках, сведения в протоколах будут сравниваться с информацией в извещениях, а условия проектов контрактов – с протоколами. Порядок контроля установит Правительство РФ.

Федеральное казначейство, государственные и муниципальные финансовые организации и органы управления государственными внебюджетными фондами сохраняют полномочия по контролю превышения объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемами финансирования, которые утверждены и доведены до сведения заказчика. Кроме того, они могут отслеживать такие показатели, как соответствие ИКЗ и превышение объема финансового обеспечения контракта, содержащихся в информации и документах, которые не должны быть выложены в ЕИС.

Как найти хороший субподряд: ценные советы

1. Следите за активными или завершенными торгами.

На самом деле, принцип поиска компании для подписания с ней договора субподряда по 44-ФЗ похож на поиск тендера. Для этого существуют два алгоритма:

  • Можно настроить поиск по отрасли, цене контракта, заказчикам, закупкам для субъектов малого предпринимательства и сохранять интересные варианты в разделе «Избранное». Далее у вас появляется возможность отслеживать интересные закупки, быстро узнавать о компаниях, подписавших договор, и предлагать им свои услуги в качестве субподрядчика.
  • Можно использовать указанные выше параметры, чтобы искать неактивные, завершенные закупки максимум за последние три дня.

2. Проверьте условия контракта.

  • Заказчик мог установить ограничения на субподряд. Такие его действия, как запрет на привлечение в качестве исполнителей третьих лиц, ФАС может расценить как ограничение конкуренции. Но если такое ограничение есть и участники торгов не обратились в антимонопольную службу, правило нужно соблюдать. Также отметим, что бессмысленно предлагать свои услуги, если по контракту субподрядчиком может быть только СМП, а вы не входите в эту категорию.
  • Вы, как исполнитель, можете не подходить под требования контракта, не укладываться в установленные сроки. Лицензии, допуски и разрешения на выполнение специальных работ, прописанные заказчиком в договоре, должны быть как у победителя закупки, так и у субподрядчика, который будет непосредственно проводить работы.

Читайте также: «Прямой договор по 44-ФЗ: как заключать и что учесть»

3. Проверьте генподрядчика.

Здесь нет ничего сложного, такую проверку проводят перед любым подписанием контракта. То есть вам нужно посмотреть в открытых источниках выписку из ЕГРЮЛ, бухгалтерский баланс, уставный капитал, проверить сумму арбитражей, пр.

4. Свяжитесь с генподрядчиком.

Когда вы нашли тендер, который устроил вас по цене, победителю и видам работ, нужно связаться с компанией по телефону или электронной почте. Все контрактные данные вы найдете на сайте компании или в поисковике. Этот шаг нужно выполнить в первые дни после подведения итогов, а значит, у вас должны быть под рукой:

  • коммерческое предложение;
  • копия штатного расписания, правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, транспорт, пр.
  • портфолио работ.

Исход вашего общения с победителем зависит от его заинтересованности в заключении договора субподряда по 44-ФЗ, наличии у вас необходимого опыта, условий контракта.

Тема привлечения субподрядчиков при исполнении государственных и муниципальных контрактов обсуждается еще со времен Закона № 94-ФЗ, но даже сегодня остается не менее актуальной и злободневной. Дело в том, что субподряд активно практикуется исполнителями и поставщиками, причем нередко заказчик об этом даже не подозревает.

Те не менее, так сложилось, что заказчики довольно предвзято и негативно относятся к субподряду. Этому есть определенные причины, но поговорим обо всем по порядку.

Что такое субподряд?

Субподряд в рамках контрактной системы — это передача обязанностей по исполнению контракта или какой-то их части третьим лицам. Заказчику следует понимать, что субподряд это такой же нормальный механизм системы госзакупок, как и многие другие. Само по себе явление субподрядных отношений при исполнении контрактов не является хорошим или плохим.

Закон No 44-ФЗ предоставляет возможность его использования, в то время, как добросовестность и эффективность такого исполнения контракта зависят исключительно от участника.

Почему субподряд — это плохо?

Начнем с того, что, конечно же, сказать о том, что субподряд это плохо, будет ошибкой. Как было упомянуто выше, это всего лишь один из элементов контрактной системы. В руках добросовестного участника субподряд превращается в эффективный инструмент ведения бизнеса, позволяющий расширить рамки деятельности участника, исполнять контракты большего объема и эффективно распределять взятые на себя обязательства.

Почему же возникло негативное отношение со стороны заказчиков?

Ответ прост: виной всему недобросовестные поставщики, взявшие на вооружение схему, позволяющую получать прибыль, практически ничего не делая. Сама схема довольно проста и известна:

  • участник побеждает в конкурсе, аукционе или запросе котировок и заключает контракт с заказчиком;
  • затем он находит исполнителя, готового выполнить те же работы по более низкой цене, и заключает с ним договор субподряда;
  • субподрядчик приступает к выполнению работ на основании договора с победителем и завершает их в сроки, предусмотренные первоначальным договором между заказчиком и победителем;
  • победитель получает оплату от заказчика и рассчитывается с субподрядчиком, оставляя разницу в цене себе — эта сумма и будет его прибылью.

Минус такого подхода в том, что на исполнение контракта у субподрядчика значительно меньше средств, и это неизбежно сказывается на качестве работ.

Отдельно следует сказать о том, что существует определенная категория участников — их сфера интересов очень широка: от поставки канцтоваров до ремонта помещений. При этом такие участники ничего не делают самостоятельно и существуют только на бумаге. Вся их деятельность строится исключительно на привлечении субподрядчиков.

Субподряд с точки зрения Закона No 44-ФЗ

Закон о госзакупках имеет несколько положений относительно субподряда:

  1. Заказчик имеет право установить требование, в соответствии с которым участник, не являющийся СМП, обязуется привлечь для исполнения условий контракта субподрядчиков из числа СМП в объеме, установленном заказчиком. В тексте контракта прописывается конкретный объем такого привлечения в виде процентов от цены контракта, а также меры ответственности за нарушение данного условия.
  2. В том случае, если цена контракта превышает 1 млрд. руб. (для федеральных нужд) или 100 млн. руб. (для муниципальных нужд), исполнитель обязан предоставить заказчику данные о привлекаемых им субподрядчиках, если общая сумма таких привлечений превышает 10% от цены контракта.

Запрет на привлечение субподрядчиков

Есть ли у заказчика возможность установить запрет на привлечение субподрядчиков, не нарушая закон? Мнения представителей ФАС на этот счет разнятся, поскольку с одной стороны устанавливая подобный запрет, заказчик предъявляет к участнику необоснованное дополнительное требование, не предусмотренное Законом № 44-ФЗ. С другой стороны, такой запрет можно расценить как требование не к самому участнику, а к порядку и способу исполнения контракта.

Иными словами, решение в данном случае будет зависеть исключительно от того, какую позицию займет то или иное представительство ФАС.

Выводы

Исходя из практики можно сделать несколько выводов относительно рассматриваемой нами темы:

  • устанавливая в документации о закупке запрет на привлечение субподрядчиков, заказчик втягивает себя в авантюру, результатом которой может оказаться негативное для него решение контролирующего органа;
  • следует объективно оценивать, имеют ли вообще какой-либо практический смысл попытки ограничить привлечение субподрядчиков;
  • установить наличие факта привлечения субподрядчиков зачастую не составляет труда, в этом случае заказчику следует быть максимально внимательным при приемке и экспертизе, поскольку будет ясно, что затраты субподрядчика на исполнение условий контракта были значительно меньше изначально предусмотренных.