Принцип свободы экономической деятельности

Статья 4. Государственное содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд

1. Государственное содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд осуществляется в формах государственного содействия решению проблемы занятости молодежи и государственной поддержки предпринимательской деятельности молодых граждан.

Информация об изменениях:

Законом Краснодарского края от 3 февраля 2010 г. N 1907-КЗ в пункт 2 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Государственное содействие решению проблемы занятости молодежи направлено на:

обеспечение занятости молодежи с учетом национальных, культурных традиций, а также исторически сложившихся в крае видов занятости;

обеспечение равных возможностей для молодых граждан в реализации права на добровольный труд и свободный выбор рода деятельности;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы молодых граждан, содействие развитию их способностей к производительному и творческому труду;

поддержку создания студенческих отрядов;

обеспечение социальной защиты молодежи в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости молодых граждан, испытывающих трудности в поиске работы и нуждающихся в социальной защите, в соответствии с федеральным законодательством;

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, которые сохраняют действующие и создают новые рабочие места для молодых граждан, испытывающих трудности в поиске работы и нуждающихся в социальной защите;

координацию деятельности в области занятости молодежи с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики в крае;

координацию деятельности органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, профессиональных союзов работников, работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости молодежи.

Законом Краснодарского края от 4 февраля 2014 г. N 2903-КЗ в пункт 3 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Выпускникам образовательных организаций гарантируется трудоустройство путем квотирования рабочих мест в соответствии с действующим законодательством.

ГАРАНТ:

О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае см. краевой закон от 8 февраля 2000 г. N 231-КЗ

4. При формировании краевых программ занятости населения учитывается специфика трудоустройства молодых граждан и предусматриваются специальные разделы (подпрограммы), отражающие государственную политику в области занятости молодежи.

См. постановление главы администрации края от 18 марта 2004 г. N 263 «О государственной поддержке деятельности студенческих трудовых отрядов в Краснодарском крае»

5. Организациям, создающим дополнительные рабочие места для молодых граждан, могут быть предоставлены льготы по налогам, зачисляемым в краевой бюджет.

6. В случае осложнения ситуации в области занятости молодежи на отдельных территориях Краснодарского края органы государственной власти края в соответствии с законодательством Российской Федерации реализуют необходимые мероприятия по стабилизации положения на рынке труда, направленные на предупреждение массовых увольнений молодых граждан, сохранение существующих рабочих мест и создание новых рабочих мест, организацию временных и общественных работ, определение других критериев подходящей работы по сравнению с теми, которые установлены федеральным законом, упрощение процедуры регистрации (перерегистрации) безработных молодых граждан, изменение порядка и условий назначения и выплаты пособия по безработице, стипендий, и другие мероприятия.

7. Государственная поддержка предпринимательской деятельности молодых граждан осуществляется в форме предоставления им в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края бюджетных кредитов, субсидий, субвенций.

8. Государственная поддержка предпринимательской деятельности молодых граждан осуществляется в отношении:

а) совершеннолетних молодых граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

б) коммерческих организаций независимо от организационно-правовой формы (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующих следующим условиям:

не менее 80 процентов работников организации (в том числе и работающих по гражданско-правовым договорам) составляют молодые граждане;

в уставном (складочном) капитале организации доля учредителей (участников), являющихся молодыми гражданами, составляет не менее 50 процентов.

9. Государственная поддержка предпринимательской деятельности молодых граждан осуществляется на конкурсной основе.

Законом Краснодарского края от 6 марта 2014 г. N 2917-КЗ в пункт 10 статьи 4 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после дня официального опубликования названного Закона и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

10. Финансовое обеспечение, порядок и условия оказания государственного содействия экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд определяются в соответствии с законом о краевом бюджете на соответствующий год и государственными программами Краснодарского края и ведомственными целевыми программами в области государственной молодежной политики.

Законом Краснодарского края от 4 октября 2011 г. N 2340-КЗ статья 4 настоящего Закона дополнена пунктом 11

11. Приоритетными направлениями государственной поддержки предпринимательской деятельности молодых граждан являются:

а) инновации в сфере предпринимательства;

б) программы, направленные на популяризацию и пропаганду идей предпринимательства, формирование в молодежной среде положительного образа предпринимателя;

Законом Краснодарского края от 6 марта 2014 г. N 2917-КЗ подпункт «в» пункта 11 статьи 4 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу на следующий день после дня официального опубликования названного Закона и распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

в) подготовка кадров для субъектов малого предпринимательства, их дополнительное профессиональное образование, в том числе с использованием дистанционных форм обучения;

г) обучение молодежи основам организации и ведения предпринимательской деятельности;

д) социально-трудовая адаптация молодежи.

УДК 34 ББК 67

СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

ЯНА ВИТАЛЬЕВНА ЛОБАНОВА,

адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право E-mail: Yana.Gerbert@yandex.ru Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор В.И. Червонюк Рецензент: доктор юридических наук, профессор Е.Н. Хазов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Даются представления об основных подходах к определению принципов права. Исследуется принцип свободы экономической деятельности как один из важнейших принципов экономического строя современного правового государства, рассматривается его взаимодействие с другими экономическими принципами конституционного строя.

Ключевые слова: принципы права, принцип свободы экономической деятельности, конституционный строй.

Keywords: the principle of law, the principle of freedom of economic activity, the constitutional order.

Природа свободы экономической деятельности, может быть выяснена в соотношении с понятием «принципы права». С этимологической точки зрения слово «principium» в научном сознании трактуется как основа, руководящая идея, исходное положение какого-либо явления. Еще древние заметили «principium est potisima pars cujuque rei» — принцип есть важнейшая часть всего1.

В общетеоретической и юридической литературе выделяют два подхода к определению принципов права. В соответствии с первым подходом, одни ученые определяют принципы права как «исходные, определяющие идеи, положения»2, «основополагающие начала»3, «основные руководящие идеи (начала)»4, «основные идеи»5, основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора»6.

Согласно такому подходу, оценивая определение принципа права в формально-логическом смысле по отношению к определяемому понятию в качестве

определяющего понятия предлагается родовое понятие «идея» или «начала» (в значении идеи).

Такой подход соответствует этимологии слова «принцип» и в значительной мере традиционному взгляду на проблему, представленному в философской литературе. Однако, при таком подходе, не ясным остается главный вопрос — о регулятивных возможностях принципов, их взаимоотношении с иными правовыми образованиями; при данном подходе сложно определить источники происхождения, юридическую природу, механизм действия принципов7.

В соответствии со вторым подходом, принципы права понимаются через нормы права. Согласно такому подходу, принципы права представляют собой «изначально заложенные в общественных отношениях объективные нормы». Так, В.М. Баранов определяет принципы права, как «истинные нормы права». В.Д. Сорокин понимает под принципами права «нормы, которые регулируют вопросы общего свойства». Принципы права представляют собой широко сформулиро-

ванные фундаментальные нормы8. В связи с данным подходом существует точка зрения, в соответствии с которой, принципы права — это общие специализированные нормы, определяющие содержание других правовых норм и обладающие по отношению к ним высшей юридической силой9. Такой подход, неоднозначно оценивается в научной литературе. Существует точка зрения, согласно которой отождествление правового принципа с нормой права практически равнозначно отрицанию правовых принципов вообще, получается, что существуют только правовые нормы, которые различаются между собой более общим или более конкретным содержанием10.

По нашему мнению, в самом первом приближении, можно характеризовать принципы права как «особенные» правовые нормы, отличающиеся особыми свойствами: более высоким уровнем нормативности и вследствие этого особым регулятивным потенциалом, своеобразием механизма действия, повышенной юридической силой и др. Однако, указанные особенности настолько значительны, что понятие «принципы права» в отечественной юридической науке нередко и вполне обоснованно используется в значении отличном от понятия «норма права» как самостоятельный (наряду с нормами права) регулятор. С этой точки зрения от обычных правовых норм принципы права отличаются своей фундаментальностью, степенью обобщения, устойчивостью11.

В этой связи «сходство» принципов и норм права выражается в нормативности, что является значимым, поскольку принципы права, как и нормы, обладая данным свойством, выступают регулятором права и их можно применять в качестве юридического основания при принятии решений судами.

Безусловно, отличие принципов от норм права существует, это отличие выражается в механизме действия, источниках происхождения, степени юридической силы.

Основываясь на вышеизложенном, принципы права представляют собой некую конструкцию, вокруг которой формируются нормы, отрасли, институты и вся система права. Принципы права структурируют нормы права. Им принадлежит роль исходных и основополагающих начал правового регулирования. Это особая роль принципов определяется их «месторасположением» в действующей системе законодательства — они своего рода вводная или общая часть законодательного акта. Так, в Конституции РФ принципы государственного и общественного устройства сконцентрированы в гл. 1 «Основы конституционного строя». Это своего рода ряд нормативных стандартов, которым подчине-

ны все иные положения Закона12, в частности принцип свободы экономической деятельности, нашел свое закрепление в гл. 1 Конституции РФ.

В Конституции России содержание принципа свободы экономической деятельности не раскрывается. Уяснение его смысла осложняет то, что по существу этот принцип в современной формулировке является абсолютно новым13. Его исследование представляется актуальным в силу нескольких причин.

Во-первых, «в силу характера нормативных положений. А именно речь идет о нормах — принципах, т.е. предельно общих нормативных предписаниях: определяющих содержание и смысл всех иных норм и обладающих по отношению к таким нормам высшей юридической силой; определяющих цели и результаты правотворческой и правоприменительной деятельности»14.

Во-вторых, эта проблема актуальна в контексте феномена конституционности законодательства15, т.е. приведения нормативных положений в соответствии с основными положениями Конституции РФ.

В сущности, свобода экономической деятельности не исчерпывается формально-юридическим закреплением в статье 8 Конституции РФ. Взаимосвязанный анализ целого ряда положений Основного закона позволяет обнаруживать конституционный смысл свободы экономической деятельности в статьях: 34, 35, 36, в ряде установлений главы 3 Конституции РФ. В ст. 8, помещенной в главу 1 Конституции «Основы конституционного строя», соответствующие положения указаны как общая гарантия деятельности тех или иных лиц (без конкретизации субъектов) на территории России: «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

В статье 34 главы второй Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», соответствующие положения сформулированы так: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». В статье 35 Конституции РФ «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им…» В статье 36 Конституции РФ «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю».

Положения о свободе экономической деятельности закреплены в тех главах (1 и 2), пересмотр которых, согласно статье 135 Конституции РФ, невозможен ре-

шением Федерального Собрания. Согласно указанной статье применяется специальный механизм пересмотра. Тем самым очевидно, что положения обоих статей (ст. 8 и ч.1 ст. 34) составляют не просто логическое единство, но через единый и сложный механизм изменения таких положений гарантируется стабильность принципа свободы экономической деятельности, что должно придать стабильность экономическим отношениям16. Также, в правовых позициях Конституционный Суд РФ рассматривает эти две статьи как правило в неразрывной связи. «Принципом экономической свободы предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное содержание закрепленного в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности», которое реализуется гражданами в индивидуальном порядке либо совместно с другими лицами, в том числе в качестве учредителей (участников) коммерческой орга-низации»17. Таким образом, можно предположить, что и положения ст. 8 и, и положения ст. 34 Конституции представляют собой в совокупности принцип.

Однако, на наш взгляд более правильной будет точка зрения, согласно которой на роль принципа могут претендовать только положения, закрепленные в ст. 8 Конституции, поскольку данная норма закреплена в главе «Основы конституционного строя», содержание которой и составляют нормы-принципы, которые нашли свое продолжение в других главах Конституции и нормативных правовых актах18.

Нормы-принципы, составляющие основы конституционного строя России, выступающие в качестве руководящих начал более конкретных элементов конституционного строя и отрасли конституционного права19, регламентируют отношения в политической, социальной, экономической и духовной подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие20.

Рассмотрим их взаимодействие на примере принципа свободы экономической деятельности с другими экономическими принципами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как известно, ст. 8 Конституции РФ закрепляет принцип свободы экономической деятельности, но в той же статье закреплены и другие важнейшие составляющие принципы такие, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, признание и защита форм собственности.

Анализируя нормативное содержание конституционных положений, нужно отметить, что принцип свободы экономической деятельности взаимодействует и

с принципом единства экономического пространства, означающее отсутствие любых таможенных и иных границ внутри страны, отсутствие правовых и иных ограничений на перемещение внутри территории государства товаров, услуг и финансовых средств21.

Необходимость нормативного закрепления такого принципа прямо выражена помимо ст. 8 Конституции РФ, также в ст. 27, ст. 34, ч. 2 ст. 35, ст. 37, ч. 1 п. «ж» ст. 71, ст. 74 Конституции РФ. С нарушениями данного принципа связаны ограничения как рыночной конкуренции, так и свободы экономической деятельности, невозможен устойчивый экономический рост на всей территории РФ без экономической интеграции всех, участвующих в ней территорий.

Следующий принцип — свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств является продолжением первого. Данный принцип подразумевает свободный оборот товаров, услуг и финансовых средств на всей территории РФ.

Помимо обеспечения единства экономического пространства в федеративном государстве, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, гарантии, которые закреплены в ч. 1 ст. 8, направлены на обеспечение экономической свободы на территории РФ.

Исходя из этого, Конституция предусмотрела принцип поддержки конкуренции. В условиях рыночной экономики поддержка конкуренции и недопущение монополистической деятельности являются важнейшей функцией государства, призванной обеспечить эффективное функционирование рынка. Свободная конкуренция — важнейшее условие свободы экономической деятельности, поэтому конкуренция, о которой говорит ст. 8 Конституции РФ, всегда будет только добросовестной22. Конкуренция между субъектами экономической деятельности стимулирует развитие экономики, способствует появлению новых технологий, востребованности производимых товаров и услуг, как в России, так и на международном рынке.

Следующий принцип — принцип защиты различных форм собственности. Именно отношения собственности составляют фундамент любой экономической системы. Доминирующей формой собственности является частная, так как она указана первой в перечне форм собственности. Свобода экономической деятельности невозможна без признания и защиты частной собственности. Собственность является своего рода главной гарантией свободы причем не только для тех кто ею владеет, но и для тех, кто ею не владеет.

Из этого следует, что принцип свободы экономической деятельности взаимосвязан и взаимопересекается

с другими экономическими принципами, представляется возможным даже говорить о невозможности реализации данного принципа без существования других экономических, но если говорить о фундаментальном из них, который дал основу другим, наряду с признанием и защитой форм собственности является конечно же принцип свободы экономической деятельности.

1 Лихачев В.Н. Устранение пробелов в современном международном праве. Казань, 1989. С. 18.

3 Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Проспект, 2008. С. 208.

4 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юрайт-М, 2001. С. 186.

5 Краснов Ю.К., Надвикова В.В.., Шкатулова В.И. Юридическая техика: учебник. М.: Юристцинформ, 2014. С. 57-60.

6 Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. — М., 2004. С. 264.

7 Червонюк В.И. «Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках). Выпуск седьмой. Принципы права как базовый уровень права» // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. № 6. С.48.

9 Кузнецова О.А. Презумпция в гражданском праве. Изд. 2-е испр. и доп. СПб., С. 47.

10 Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М., 2000. С. 216.

11 Червонюк В.И. «Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках). Выпуск седьмой. Принципы права как базовый уровень права» // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. № 6. С.49.

12 См.: там же. С. 52.

13 Сборник научно — практических статей II Международной научно — практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом» (22 апреля 2015 года, г. Москва) / Габов А.В. Баланс конституционных принципов свободы экономической

14 Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда РФ. — М.: Юристъ, 2004. С. 13 — 25.

15 Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда РФ. — М.: Юристъ, 2004. С. 13 — 25.

16 Сборник научно — практических статей II Международной научно — практической конференции «Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом» (22 апреля 2015 года, г. Москва) / Габов А.В. Баланс конституционных принципов свободы экономической деятельности и социального государства (на примере правовых позиций Конституционного Суда) // Е.А. Абросимова, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.: под общ. ред. С.Д. Могилевско-го, М.А. Егоровой. М.: РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Юридический факультет им. М.М. Сперанского, Юстицинформ, 2015. С. 113.

19 Маслова О.С. Особенности энергетической безопасности в системе основ конституционного строя // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 10. С. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.