Приказ МВД 880 от 2017

В целях упорядочения применения специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, укрепления дисциплины водителей и предупреждения дорожно — транспортных происшествий приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов, установленных на транспортных средствах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

2. Начальникам главных управлений и управлений МВД России, СК при МВД России, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, начальникам УВДТ, РУБОП, ОУМТиВС, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России, образовательных и научно — исследовательских учреждений МВД России, главнокомандующему внутренними войсками МВД России, командующим войсками округов, начальникам образовательных учреждений высшего военного профессионального образования внутренних войск МВД России:

2.1. Запретить применение специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в случаях, не связанных с выполнением неотложных служебных заданий.

2.2. Организовать в месячный срок демонтаж и изъятие специальных световых и звуковых сигналов, ранее установленных на транспортных средствах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России без специального разрешения на их установку.

2.3. Взять под личный контроль проведение служебных расследований по фактам дорожно — транспортных происшествий с участием транспортных средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.

2.4. Довести положения настоящего Приказа до лиц рядового и начальствующего состава, военнослужащих и иных лиц, ответственных за использование транспортных средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.

Обеспечить принятие в I квартале 1999 года у лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, зачетов по знанию требований прилагаемой Инструкции.

3. Установить, что Приказ МВД СССР от 11 сентября 1978 г. N 260 в органах внутренних дел и во внутренних войсках МВД России не применяется.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.

Министр,

генерал — полковник

С.СТЕПАШИН

Приложение

к Приказу МВД России

от 23 марта 1999 г. N 210

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СВЕТОВЫХ И ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

I. Общие положения

1. Инструкция о порядке применения специальных световых и звуковых сигналов, установленных на транспортных средствах органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, регламентирует порядок применения специальных световых (проблесковых маячков) и звуковых сигналов водителями транспортных средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России (далее — органов и войск МВД России).

2. Выдача разрешений на установку специальных световых и звуковых сигналов на транспортные средства органов внутренних дел и войск МВД России осуществляется главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации или его заместителями, а также главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, районов и городов по месту регистрации транспортных средств. Выдача разрешений осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. N 3 «Об упорядочении использования специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков на автотранспорте» (СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 184; 1997, N 6, ст. 738).

3. Установка специальных световых и звуковых сигналов на транспортных средствах органов и войск МВД России осуществляется согласно ГОСТ Р 50574-93 «Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования».

Запрещается размещать и использовать проблесковые маячки на задней и передней панели салона автомобиля.

4. Дополнительные проблесковые маячки красного цвета могут устанавливаться только на транспортных средствах органов и подразделений ГИБДД МВД России, а также военной автомобильной инспекции внутренних войск МВД России.

II. Порядок применения специальных световых

5. Водители транспортных средств органов и войск МВД России могут применять специальные световые и звуковые сигналы только в необходимых случаях для обеспечения выполнения неотложных служебных заданий, в том числе:

5.1. При следовании:

на места совершения преступлений, административных правонарушений, дорожно — транспортных происшествий, массовых беспорядков;

к местам пожаров, стихийных бедствий, катастроф, аварий;

к объектам, находящимся под охраной (контролем) органов внутренних дел, при срабатывании на них охранной (охранно — пожарной) сигнализации;

при проведении учений (тренировок).

5.2. При получении сообщений:

о случаях использования оружия;

об установке взрывных устройств либо их срабатывании.

5.3. При получении приказа (распоряжения, указания) о преследовании преступников, скрывающихся на транспортном средстве, при задержании водителя, не выполнившего законное требование сотрудника милиции об остановке транспортного средства, а также водителей мотоциклов, участвующих в групповом передвижении и создающих помехи для дорожного движения.

5.4. При доставлении в лечебные учреждения пострадавших лиц.

5.5. При осуществлении сопровождения (эскортирования) автомобилей специального назначения.

5.6. При сопровождении в установленном порядке транспортных средств с крупногабаритными, тяжеловесными и (или) опасными грузами, а также колонн транспортных средств.

5.7. В других случаях, когда в условиях недостатка времени выполнение неотложного служебного задания не может быть обеспечено другими средствами и способами.

III. Особенности использования специальных световых

6. На транспортных средствах органов внутренних дел МВД России, имеющих специальную цветографическую окраску, при выполнении неотложного служебного задания специальный световой сигнал должен быть включен на всем пути следования автомобиля. В период с 7 до 23 часов в населенных пунктах и в любое время суток вне них одновременно со специальным световым сигналом должен быть включен специальный звуковой сигнал.

7. При следовании колонн автомобилей, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, или при сопровождении колонн транспортных средств одновременно с включенным специальным световым сигналом звуковой сигнал с соблюдением требований пункта 6 настоящей Инструкции могут использовать только водители головной и замыкающей машины колонны или сопровождения.

8. Применение специальных световых и звуковых сигналов не освобождает водителей от ответственности за совершение по их вине дорожно — транспортных происшествий.

9. При проезде перекрестков, при обгоне транспортных средств, в том числе с выездом на полосу встречного движения, и в других случаях одновременное включение специальных световых и звуковых сигналов производится водителями заблаговременно в зависимости от конкретной дорожной обстановки. При необходимости проезда регулируемого перекрестка на запрещающий сигнал светофора водитель должен снизить скорость движения вплоть до остановки с целью обеспечения безопасности и убедиться, что другие участники дорожного движения восприняли специальные световые и звуковые сигналы и приняли необходимые меры предосторожности.

10. При движении транспортных средств органов и войск МВД России с включенным синим специальным световым сигналом его водители должны строго придерживаться требований раздела 3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531).

11. При необходимости для дополнительного оповещения участников дорожного движения о проезде автотранспорта с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами следует пользоваться громкоговорящей установкой.

12. За нарушение порядка применения специальных световых и звуковых сигналов, определенного настоящей Инструкцией, водители транспортных средств органов и войск МВД России, а также должностные лица, ответственные за использование этих транспортных средств, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: доска 50 мм по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Приказ МВД РФ от 23.03.1999 N 210
Скачать: Приказ МВД РФ от 23.03.1999 N 210

УДК 351.74 ББК 67.629

© 2020 г. Мовсисян Анна Галиевна,

старший преподаватель кафедры уголовного процесса Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук.

Котляр Анастасия Ильдаровна,

преподаватель-методист Крымского филиала Краснодарского университета МВД России.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы статьи приходят к выводу о необходимости переработки некоторой части ведомственных приказов с целью упорядочения нормативного материала и сокращения существующего документооборота.

Ключевые слова: подразделения правового обеспечения, правовая работа, законодательство, нормативно-правовой акт, правовая норма, органы внутренних дел, МВД России.

Все направления деятельности, реализуемые органами внутренних дел Российской Федерации, регламентированы законодательно, в том числе и функционирование подразделений правового обеспечения системы МВД России. Нормативные документы, регулирующие деятельность юридических подразделений правоохранительного органа, формировались годами с учетом устоявшихся предписаний и меняющихся потребностей государства.

Для выявления направлений совершенствования нормативной базы, касающейся функционирования подразделений правового обеспечения, необходимо рассмотреть и проанализировать ее первооснову. По данному вопросу специалисты Академии управления МВД России сформулировали интересное утверждение: «Невозможно в современных условиях представить нормативно-правовое обеспечение любого вида деятельности в динамике без качественного анализа, постоянного мониторинга практики применения правовых норм, юридической экспертизы, прогнозирования последствий принятия или непринятия тех или иных документов правового характера на разных уровнях системы МВД России» .

Так, 1 марта 2011 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», согласно которому в структуре Центрального аппарата МВД России создан Договорно-правовой департамент . Приказом МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» утверждены типовые структуры на различных уровнях, в которых предусмотрены правовые подразделения.

В Положении о Договорно-правовом департаменте МВД России, утвержденном ведомственным приказом от 21 июля 2011 г. № 865 , указано на самостоятельность данного структурного подразделения центрального аппарата, а также закреплены задачи, функции и полномочия, отражены аспекты, касающиеся организации и обеспечения деятельности департамента.

В свою очередь приказ МВД России от 17 декабря 2018 г. № 834 «Об утверждении Типового положения о правовом подразделении территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на регио-

нальном уровне» призван определить основные задачи, полномочия и организацию деятельности правового подразделения территориального органа ведомства на региональном уровне.

Выше приведены документы, касающиеся организационных вопросов создания и построения правовых подразделений органов внутренних дел, в продолжение чего необходимо приступить к рассмотрению нормативной базы, регулирующей повседневную служебную деятельность юристов системы МВД России.

Основным законом Российской Федерации является Конституция , являющаяся для подразделений правового обеспечения МВД России первоисточником основных положений и принципов, на которых построена вся работа. Юристы используют положения Конституции в ежедневной деятельности, все направления работы непосредственно связаны и переплетаются с нормами, закрепленными в данном документе. Для примера: при осуществлении нормотворчества все издаваемые акты не должны противоречить Конституции (п. 167 Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России) . При правовом контроле, а именно при проведении правовой экспертизы проекты правовых актов проверяются на соответствие Конституции (п. 42 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России) . В судебно-исковой работе положения основного закона Российской Федерации выступают надежными рычагами для формирования позиции представителя органа внутренних дел в судебных тяжбах, ведь ничто не имеет такой весомости и убедительности, как ссылка в исковых заявлениях или возражениях на основополагающие базисные положения, обязательные для всех.

Нормативным плацдармом и «настольной книгой» всех юрисконсультов правовой службы органов внутренних дел является приказ МВД России от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» (далее -Наставление по организации правовой работы). В нем определены основные направления правовой работы, установлены полномочия юрисконсультов, закреплены азы организации деятельности правовых подразделений.

В Наставление по организации правовой работы, по состоянию на окончание 2019 г., изменения вносились восемь раз. В 2015 г. были добавлены положения, касающиеся необходимости проведения антикоррупционной экспертизы, о необходимости предоставления в правовое подразделение сведений об исполнении исполнительных документов по судебным актам,

о необходимости проведения информационно-пропагандистских акций правовой направленности, конкретизирована самостоятельность подразделений и подчиненность их непосредственно руководителю. В конце 2018 г. были внесены изменения, касающиеся частичного упорядочения договорной работы, осуществляемой в подразделении. Были расширены методы правового контроля, а именно добавлена возможность направления предложений по устранению выявленных в ходе осуществления правового контроля либо по результатам анализа судебной практики нарушений законодательства. Также полностью признан утратившим силу раздел VI «Организация судебно-исковой работы», в связи с изданием приказа МВД России от 27 декабря 2018 г. № 888 «Об утверждении Инструкции по организации судебно-ис-ковой работы в системе МВД России» .

Наставление по организации правовой работы было лишено одного из основных направлений деятельности юрисконсультов системы МВД России. Оценить целесообразность закрепления данного направления работы в отдельном нормативном документе не представляется возможным, ведь оно не является слишком объемным (состоит из 102 пунктов и одного приложения «Образцы специальных штампов») и содержит большинство положений из предыдущей редакции раздела с дополнением новых предписаний. Положения, касающиеся судебно-исковой работы, необходимо было аккумулировать в Наставлении по организации правовой работы для полноты, логической взаимосвязи и удобства использования сотрудниками правовой службы.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» издан приказ МВД России от 24 февраля 2012 г. № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России» . В нем закреплена необходимость проведения антикоррупционной экспертизы, осуществляемой при производстве правовой экспертизы проектов правовых актов, в целях выявления в них коррупциогенных факторов. Установлено, что результаты антикоррупционной экспертизы проекта правового акта должны оформляться отдельным заключением.

Вокруг института антикоррупционной экспертизы ведутся неоднозначные споры, основанные на недостатках методики и законодательства, регулирующего это направление

. В приказе МВД России достаточно в общих чертах описывается порядок проведения антикоррупционной экспертизы, как и в методике ее проведения, утвержденной вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации. С учетом необширной нормативной базы по указанному направлению возникает ряд вопросов об обоснованности отделения антикоррупционной экспертизы от правовой, целесообразности издания правовых актов о порядке проведения антикоррупционной экспертизы в территориальных органах, подготовке отдельного заключения по ее результатам.

В целях уменьшения документооборота без потери важного назначения антикоррупционной экспертизы целесообразно объединить процесс проведения правовой экспертизы правовых актов с одновременным выявлением коррупциогенных факторов, что обеспечит целостность результатов данной процедуры, исключит необходимость составления отдельного заключения и разработки ряда локальных документов, связанных с порядком проведения антикоррупционной экспертизы.

В связи с информатизацией и компьютеризацией всех сфер МВД России также предприняло ряд мероприятий, направленных на автоматизацию работы юристов. Так, 23 декабря 2016 г. издан приказ от № 888 «Вопросы организации работы сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России» . Это связано с введением в эксплуатацию с 1 марта 2017 г. программного обеспечения для реализации сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России в составе единой системы информационно-аналитического обеспечения.

Позже издан объемный по содержанию приказ МВД России от 25 августа 2017 г. № 680 «Вопросы организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», которым были утверждены Положения и Инструкции, касающиеся мониторинга правоприменения в системе МВД России, работы с модулем «Иск» и эксплуатации специализированной территориально распределенной автоматизированной системы «Юрист» и «Юрист-Регион», и другие. Данный акт охватил ряд вопросов об автоматизированных системах и базах, которые необходимы для надлежащего исполнения своих обязанностей правовыми подразделениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с тем, что приказ МВД России № 888 «Вопросы организации работы сер-

виса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России» и приказ МВД России от 25 августа 2017 г. № 680 «Вопросы организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» касаются специфической сферы информационных технологий и являются объемными по содержанию, выделение их в отдельные документы оправдано.

Одним из основополагающих приказов, используемых в повседневной служебной деятельности сотрудников подразделений правового обеспечения, также является приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» , данным приказом установлен единый порядок организации и осуществления ведомственного нормотворчества. Приказом МВД России от 26 декабря 2018 г. № 880 «Об утверждении Правил подготовки правовых актов в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлен общий порядок подготовки, согласования, правовой экспертизы проектов правовых актов и их издания в территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях и подчиненных им территориальных органах МВД России.

До издания Правил подготовки правовых актов в территориальных органах МВД России сотрудники городских районных линейных органов использовали по аналогии нормы, установленные Правилами подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, именно на их базисе разрабатывали положения для своего подразделения.

Как указанно выше, в настоящее время в системе МВД России существуют два детализированных документа (в особенности — приказ МВД России от 27 июня 2003 г. № 484), которые устанавливают процедуру подготовки правовых актов. Несмотря на это, в приказе МВД России от 26 декабря 2018 г. № 880 указано, что порядок подготовки и издания правовых актов в территориальных органах МВД России и подчиненных органах и организациях устанавливается правовыми актами территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях. В Наставлении по организации правовой работы также закреплена необходимость установления руководителем подразделения порядка проведения правовой экспертизы. Однако с какой целью в каждом органе необходимо дополнительно разрабатывать фактиче-

ски дублирующий порядок, ведь он идентичен во всех органах и подразделениях МВД России, за исключением наименования служб? Эффективность разработки такого локального акта не имеет своего подтверждения в связи с наличием уже закрепленной единой методологии.

Кроме того, в порядке разработки правовых актов, предназначенном для территориальных органов, указано на необходимость в случае отсутствия каких-либо положений руководствоваться порядком, предназначенным для центрального аппарата, которым, собственно, все и руководствовались до декабря 2018 г.

Лишний документооборот в виде локального порядка разработки правовых актов не означает эффективность его применения. Считаем, что необходимо признать утратившими силу положения, касающиеся дублирования территориальными органами порядка подготовки и издания правовых актов в территориальных органах, руководствоваться общими достаточно детализированными порядками.

Отчетность в правовых подразделениях формируется на основании двух приказов МВД России: от 28 декабря 2012 г. № 1147 «Вопросы правоприменительной практики» и от 1 6 мая 2016 г. № 250 «О совершенствовании статистической отчетности о состоянии правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации». Поступающие показатели формируют статистику осуществления направлений работы подразделениями правового обеспечения нарастающим итогом за определенный период. В отчетности предусмотрено внесение исходных данных, которые в обобщенном виде дают возможность увидеть целостные результаты работы юрисконсультов, выделить факторы, которые необходимо усовершенствовать, проследить изменение в той или иной сфере после внедрения нового нормативного предписания.

По нашему мнению, с учетом того, что в отчете, предусмотренном приказом от 16 мая

2016 г. № 250, объединяются все необходимые сведения, задвоение отчетной документации в виде отчета, утвержденного приказом МВД России от 28 декабря 2012 г. № 1147, приводит исключительно к лишнему документообороту. Целесообразно внедрить единый отчетный документ, возможно, сформированный на базе Формы «Право», объединяющий все необходимые сведения, тем самым освободить подразделения правового обеспечения от необоснованных затрат времени и сил на подготовку дублирующих материалов.

Все более стремительно органы государственной власти движутся к уменьшению документооборота, осуществляется переход на электронные системы и процессы максимально автоматизируются. Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. также указывал на необходимость пересмотра правовой базы и уменьшение документов, не отвечающих потребностям настоящего времени.

В поле деятельности подразделений правового обеспечения системы МВД России наблюдается некая разобщенность нормативного материала, ее необоснованное увеличение по некоторым направлениям, излишний документооборот.

С учетом этого стоит отметить необходимость объединения всех основных видов деятельности юрисконсультов в единый документ «Наставление по организации правовой работы». Антикоррупционную экспертизу правовых актов сделать составной частью правовой экспертизы. Пересмотреть формы отчетной документации и целесообразность наличия двойной отчетности. Максимально освободить сотрудников подразделений правового обеспечения системы МВД России от излишнего документооборота, не имеющего ценностной нагрузки.

Литература Bibliography

1. Состояние правовой обеспеченности пра- 1. State of legal security of law enforcement ac-воохранительной деятельности органов внут- tivities of internal Affairs bodies: Analytical review. ренних дел: аналитический обзор. М., 2017. M., 2017.

2. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 2. The presidential decree dated 01.03.2011 «Вопросы Министерства внутренних дел Рос- № 248 «Questions of the Ministry of internal Affairs of сийской Федерации» // Российская газета. № 4. the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. № 4.

3. Приказ МВД России от 30.04.2011 № 333 3. Order of the Ministry of internal Affairs of Rus-«О некоторых организационных вопросах и sia dated 30.04.2011 № 333 «on some organiza-структурном построении территориальных tional issues and structural construction of territorial органов МВД России». bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia».

5. Приказ МВД России от 17.12.2018 № 834 «Об утверждении Типового положения о правовом подразделении территориального органа Министерства внутренних дел РФ на региональном уровне» // СТРАС «Юрист».

6. Конституция РФ // Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. № 31, ст. 4398.

7. Приказ МВД России от 27.06.2003 № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Приказ МВД России 05.01.2007 № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Приказ МВД России от 27.12.2018 № 888 «Об утверждении Инструкции по организации судебно-исковой работы в системе МВД России» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») // Собр. зак. РФ, 08.03.2010. № 10. ст. 1084.

11. Приказ МВД России от 24.02.2012 № 120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России» // Российская газета. № 112.

12. Тохтарбаева С.М. Организационно-правовая регламентация взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества России в борьбе с коррупцией // Современное право. 2015. № 5.

15. Приказ МВД России от 23 декабря 2016 г. № 888 «Вопросы организации работы сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России» // СТРАС «Юрист».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. The Constitution of the RF // Collection of legislation of the RF, 04.08.2014. № 31. Art. 4398.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 23 января 2018 г. N 23

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО
СОСТОЯНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Утвердить прилагаемый порядок организации мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Минсельхоза России от 9 июля 2009 г. N 269 «Об утверждении порядка проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 28 июля 2009 г., регистрационный N 14426).

Министр
А.Н.ТКАЧЕВ

Утвержден
приказом Минсельхоза России
от 23 января 2018 г. N 23

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО
СОСТОЯНИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Мониторинг карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации (далее — мониторинг) осуществляется в целях выявления карантинных объектов, предотвращения их проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по территории Российской Федерации.

2. Мониторинг проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений (далее — уполномоченный орган) через территориальные органы.

3. Целями проведения мониторинга являются:

а) определение характеристик популяций вредных организмов, карантинных объектов;

б) своевременное выявление карантинных объектов;

в) прогнозирование вреда растениям и продукции растительного происхождения.

4. Мониторинг включает в себя систему наблюдений, анализа, оценки и прогноза распространения по территории Российской Федерации карантинных объектов.

5. Предметом мониторинга являются наблюдение за проникновением на территорию Российской Федерации карантинных объектов, их распространением и развитием, а также подготовка предложений о принятии мер, необходимых для борьбы с карантинными объектами.

6. Мониторинг осуществляется следующими способами:

а) наблюдение за текущим фитосанитарным состоянием территории Российской Федерации;

б) наблюдение за ранее выявленными популяциями вредных организмов;

в) актуализация результатов инвентаризации очагов вредных организмов, карантинных объектов;

г) экспедиционные обследования.

7. При проведении мониторинга должностным лицом территориального органа уполномоченного органа при необходимости проводятся фотографирование и видеосъемка.

8. Мониторинг проводится на территории Российской Федерации по каждому карантинному объекту, включенному в единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. N 158 (http://www.eaeunion.org).

9. Мониторинг территории Российской Федерации проводится на земельных участках любого целевого назначения, в зданиях, строениях, сооружениях, резервуарах, местах складирования (помещениях) и иных объектах, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов, в том числе:

а) в местах прибытия и (или) местах таможенного оформления при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации;

б) в местах посева и посадки подкарантинной продукции, в том числе происходящей из иностранного государства или группы иностранных государств, в которых выявлены карантинные объекты, характерные для такой продукции .

Пункт 30 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ «О карантине растений».

10. При осуществлении мониторинга используются:

а) данные о фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации, иностранных государств;

б) результаты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора);

в) данные карантинных фитосанитарных обследований подкарантинной продукции, подкарантинных объектов;

г) результаты лабораторных исследований в области карантина растений.

11. Мониторинг осуществляется в соответствии с планами мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации (далее — план), утверждаемыми территориальными органами уполномоченного органа по согласованию с уполномоченным органом, не позднее 1 ноября текущего года на следующий календарный год.

В случае возникновения угрозы распространения на территории Российской Федерации или на ее части карантинных объектов допускается внесение изменений в план.

12. Утвержденные планы размещаются на официальных сайтах территориальных органов уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

13. При осуществлении мониторинга в местах прибытия и (или) местах таможенного оформления при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации план не составляется.

14. Основанием проведения мониторинга является акт уполномоченного органа, который должен содержать:

а) распоряжение о проведении мониторинга территориальным органом уполномоченного органа;

б) фамилию, имя, отчество (при наличии), должность должностного лица, уполномоченного на проведение мониторинга, а также привлекаемых к проведению мониторинга экспертов, представителей экспертных организаций, подведомственных уполномоченному органу;

в) наименование, место нахождения территории, на которой проводится мониторинг;

г) наименование подкарантинного объекта, на котором предполагается проведение мониторинга;

д) сроки проведения мониторинга;

е) мероприятия, проводимые для достижения целей мониторинга.

15. В рамках мониторинга территориальным органом уполномоченного органа осуществляются:

а) выявление и оценка влияния факторов, способствующих развитию карантинных объектов и их распространению по территории Российской Федерации;

б) выявление путей проникновения на территорию Российской Федерации и распространения по ней карантинных объектов;

в) выявление очагов карантинных объектов;

г) наблюдение за проникновением на территорию Российской Федерации карантинных объектов, развитием карантинных объектов и их распространением по территории Российской Федерации.

16. В случае если при проведении мониторинга обнаружены организмы, имеющие морфологические признаки, сходные с карантинными объектами, симптомы болезней или признаки повреждения подкарантинной продукции карантинными объектами, должностное лицо территориального органа уполномоченного органа производит отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции для их лабораторного исследования .

Часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ «О карантине растений».

17. При отборе проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторного исследования в области карантина растений должностным лицом территориального органа уполномоченного органа оформляется протокол об отборе указанных проб и (или) образцов.

18. Лабораторные исследования в области карантина растений проводятся за счет средств федерального бюджета .

Часть 5 статьи 26 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ «О карантине растений».

19. При отборе проб и (или) образцов подкарантинной продукции для их лабораторного исследования в области карантина растений оборот подкарантинной продукции, пробы и (или) образцы которой отобраны, не приостанавливается, и каких-либо ограничений или условий на их использование не накладывается.

20. По результатам мониторинга в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, оформляется отчет по результатам мониторинга, который должен содержать:

а) наименование и площадь подкарантинного объекта;

б) наименования обнаруженных карантинных объектов (при наличии);

в) площадь заражения и (или) засорения (при наличии);

г) предложения о необходимости принятия карантинных фитосанитарных мер или об отсутствии такой необходимости;

д) предложения для формирования национального доклада о карантинном фитосанитарном состоянии территории Российской Федерации .

Статья 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ «О карантине растений».

21. Собственник (владелец) подкарантинной продукции, подкарантинного объекта или его уполномоченный представитель вправе присутствовать при проведении мониторинга.

22. При проведении мониторинга должностные лица территориального органа уполномоченного органа не вправе:

а) требовать представления документов, информации, не относящихся к предмету мониторинга;

б) проверять выполнение требований нормативных правовых актов в области карантина растений.