Положение о распределении молодых специалистов

При трудоустройстве молодому специалисту не надо быть юристом, чтобы знать, какие гарантии и льготы ему предоставляются. Все это прописано в нормативно-правовых документах, которые внимательно изучил обозреватель портала www.interfax.by.

Молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими) считаются выпускники, получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование первой и второй ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и направленные на работу по распределению. О том, кто является молодым специалистом, прописано еще в Положении о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование (далее Положение), утвержденном постановлением Совета министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 года №1702.

Молодой специалист обязан отработать один год — после получения профессионально-технического образования, два года — после получения среднего специального или высшего образования. Указанный срок работы по распределению исчисляется со дня заключения трудового договора (контракта) между молодым специалистом и нанимателем.

Гарантии и льготы при трудоустройстве

— По окончании обучения в учреждении образования молодым специалистам предоставляется отдых продолжительностью один календарный месяц, а получившим среднее специальное или высшее образование по педагогическим специальностям — 45 календарных дней, независимо от того, когда у них были последние каникулы (пункт 25 Положения).

— Молодым специалистам по окончании учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, при заключении трудового договора не устанавливается предварительное испытание. Это же правило распространяется и на молодых рабочих (служащих) по окончании учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования (статья 28 Трудового кодекса Республики Беларусь — далее ТК РБ).

— Молодым специалистам гарантируются выплаты в связи с переездом на работу в другую местность, предусмотренные законодательством (пункт 27 Положения). В частности, компенсируются затраты по проезду на тех же условиях, что и при направлении работника в служебную командировку (в том числе выплачиваются суточные), по провозу багажа в количестве до 500 килограммов на самого выпускника и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена семьи (муж, жена, дети и родители обоих супругов, находящиеся на их иждивении и проживающие вместе с ними), а также выплачивается единовременное пособие в размере месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работы (статья 96 ТК РБ).

— Увольнение молодых специалистов или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией, до окончания срока работы по распределению запрещается, за исключением случаев:

• перехода на выборную должность (пункт 4 статьи 35 ТК РБ);

• принятия решения учреждением образования о перераспределении молодого специалиста либо о выдаче ему справки о самостоятельном трудоустройстве;

• зачисления в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени);

• нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора (статья 41 ТК РБ);

• увольнения по инициативе нанимателя по основаниям, предусмотренным в пунктах 1, 2, 4-9 статьи 42, а также по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренным в пунктах 1-3, 5, 6 статьи 44 ТК РБ.

— На молодых специалистов, направленных на работу в организации, которые размещаются в зонах радиационного загрязнения, распространяются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством для лиц, проживающих и работающих в этих зонах (пункт 29 Положения).

Жилищная и бытовая сферы

— Молодым специалистам могут быть предоставлены служебные жилые помещения государственного жилищного фонда на период сохранения трудовых (служебных) отношений с государственным органом или иной государственной организацией в индивидуальном порядке (указ президента РБ от 19 марта 2007 года №128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда»).

— Молодым специалистам, прибывшим на работу по распределению, местные исполнительные и распорядительные органы, а также организации при недостаточности собственного жилого фонда могут выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений у граждан (пункт 28 Положения).

— Физические лица, получающие доходы от сдачи внаем жилых помещений молодым специалистам, освобождаются от уплаты подоходного налога (пункт 1.41 закона РБ от 21 декабря 1991 года №1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц»).

— Молодые специалисты, распределенные в город Минск, имеют право постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий без учета 5-летнего срока проживания со дня регистрации в городе Минске (указ президента РБ от 29 ноября 2005 года №565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений»).

Материальное стимулирование

— Молодым специалистам, получившим среднее специальное или высшее образование, выплачивается денежная помощь в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре, получившим профессионально-техническое образование — из расчета тарифной ставки по присвоенной им квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада.

Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок после заключения трудового договора (контракта) с молодым специалистом в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.

Молодым специалистам, получившим среднее специальное или высшее образование по педагогическим специальностям, выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов учреждением образования, которое они окончили, из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем семестре.

В случае если молодые специалисты не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре, им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска (пункт 26 Положения).

— Ставки заработной платы и должностные оклады молодых специалистов — выпускников Белорусского государственного университета, завершивших обучение с отличием, получивших степень бакалавра или магистра и работающих по персональному распределению в учреждениях и организациях бюджетной сферы, в первые 5 лет работы повышаются на 10 процентов (указ президента Республики Беларусь от 20 ноября 1996 года №477 «О социальной поддержке работников, аспирантов и студентов Белорусского государственного университета»).

— С 2009 года молодым специалистам из числа педагогических работников правительство Беларуси установило дополнительные бонусы при трудоустройстве на работу по распределению.

Ежемесячные доплаты молодым специалистам с высшим и средним специальным образованием из числа педагогических работников, а также специалистам с высшим и средним специальным образованием из числа педагогических работников, получивших образование на условиях оплаты и направленных на работу по распределению, в течение двух лет со дня заключения с ними трудового договора (контракта) в размере одной тарифной ставки первого разряда, установленной Советом министров Республики Беларусь для оплаты труда работников государственных организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

Ежемесячные доплаты выплачиваются по основному месту работы молодого специалиста (специалиста, получившего образование на условиях оплаты) пропорционально отработанному времени (объему выполненных работ) (постановление Совета министров Республики Беларусь от 26 января 2009 года №86 «О некоторых вопросах оплаты труда работников учреждений образования»).

— Установление должностных окладов для молодых специалистов, направленных на работу в сельскую местность, исходя из:

• повышения на 50 процентов (при заключении контрактов) тарифных окладов и применения тарифных коэффициентов, соответствующих тарифному разряду Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь с учетом применения максимального коэффициента повышения;

• сумм повышений тарифных окладов согласно Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (за категорию, филиалы — 10 процентов, за село — 10 процентов);

• надбавок за сложность и напряженность работы в размере 50 процентов должностного оклада;

• доплат в течение первых двух лет в размере одной тарифной ставки первого разряда, установленной Советом министров Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями (постановление Совета министров РБ от 8 января 2009 года №8 «Об утверждении комплекса мер по закреплению квалифицированных кадров на селе»);

• единовременная материальная помощь в размере 10 базовых величин молодым специалистам, прибывшим на работу по распределению после окончания высших учебных заведений в сельскохозяйственные организации и организации, финансируемые из районного бюджета, расположенные в сельской местности (принято решениями районных советов депутатов: Борисовского, Мядельского, Несвижского, Слуцкого и др.).

— Льготные кредиты в течение двух лет после окончания высших и средних специальных учебных заведений на приобретение домашнего имущества (мебель, холодильник, телевизор, газовая или электрическая плита, стиральная машина) и товаров первой необходимости (одежда, обувь, набор постельного белья, посуда) (указ президента Республики Беларусь от 27 ноября 2000 г. №631 «О дополнительных мерах по повышению заработной платы и предоставлению льготных кредитов отдельным категориям граждан»).

***

ДОКЛАД молодого специалиста

МКОУ Покровской СОШ

Курмаевой К.М.

(слайд 1)

Сейчас в образовании — время модернизации, время перемен. От стандартов, содержащих образовательный минимум с указанием только предметных результатов, осуществляется переход на новые Федеральные государственные стандарты, где совершенно иные требования к программам, к универсальным учебным действиям (предметным, метапредметным, личностным). Да и сам учитель теперь должен соответствовать профессиональному стандарту.

Современной школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, способный к реализации ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Все эти профессиональные умения и свойства характера присущи в первую очередь учителю с многолетним опытом работы. Но ему приходится менять устоявшиеся принципы работы. И это не всегда проходит безболезненно.

(слайд 2)

У молодого специалиста ситуация проще. Он менее консервативен, готов к нововведениям и стремится перенимать передовой педагогический опыт, не скован стереотипами и свободен от шаблонов обучения и воспитания, обладает высоким уровнем компьютерной грамотности и нацелен на достижение ощутимых результатов.

Стандарт предполагает, что к моменту поступления на работу в образовательное учреждение молодой специалист уже обладает набором базовых навыков, а это позволит ему успешно выполнять свои обязанности. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознаёт, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни — всё иначе.

(слайд 3)

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определёнными трудностями. Во-первых, отбор содержания образования. Я, как учитель математики и физики, могу привести простой пример. 9-й класс. Введение понятия вектора. С одной стороны, мы показываем его математический смысл (вектор — это направленный отрезок, обычно определяемый точками своего начала и конца), с другой — есть физический смысл (под векторами обычно понимаются величины, имеющие направление в трёхмерном пространстве). Подкрепляем объяснение примерами из реальной жизни. Для того, чтобы разрабатывать такие метапредметные, интегративные уроки, надо обладать широкими знаниями в содержании различных предметов, следить за достижениями в разных науках.
Вторая трудность — поиск форм и методов обучения. Простыми педагогическими технологиями не достигается метапредметный результат.
Третья трудность — учет возрастных особенностей ребенка.

(слайд 4)

Повезёт тому молодому педагогу, которому будет оказана своевременная методическая помощь, у кого рядом окажется опытный педагог-наставник, желающий передать свои опыт и знания, помогающий адаптироваться к новой роли, вызывая тем самым готовность молодого педагога грамотно и качественно делать своё дело и желание уметь делать его по-своему, оригинально, творчески.

Наставник молодого педагога должен обладать высоким уровнем компьютерной грамотности, быть современником молодого педагога с точки зрения использования педагогических технологий. Только в этом случае взаимодействие опытных и начинающих коллег можно будет считать успешным.

Таким образом, если молодому специалисту не помогать, то только через 5-10 лет он станет грамотным специалистом соответствующим профессиональному стандарту педагога.

Но этот процесс можно ускорить, и помощью в этом, я думаю, может стать компьютерная грамотность молодого педагога.
У каждого учителя должен быть свой открытый образовательный ресурс, причем его создание надо начинать еще со времени обучения в вузе. Это эффективная среда общения учителя не только с учениками и родителями, но и с другими педагогами города и страны.
Можно отметить и возрастающую роль профессиональных сообществ в становлении молодых педагогов.

Необходимо практическое обучение молодого специалиста. Я думаю, что предпочтительной формой практического обучения молодых учителей являются открытые уроки и мастер-классы лучших учителей.

(слайд 5)

Как одну из форм профессионального роста молодых педагогов можно считать участие в конкурсах: «Дебют», «Учитель года», «Мои инновации в образовании», в котором молодой педагог нашей школы Ольга Михайловна Трофимова в этом году стала лауреатом.

(слайд 6)

Также можно отметить областной молодежный образовательный форум «Молгород», на котором я побывала в 2013 году в составе участников площадки «Молодые учителя».

(слайд 7)

Подготовку к этим конкурсам может осуществлять районный Совет молодых педагогов. Кроме того, совет способен решить вопрос консолидации молодого педагогического сообщества через создание сети взаимопомощи.
Тогда молодому педагогу, чтобы стать профессионалом, будет нужно не 10 лет, а те самые 3 года, определенные статусом молодого специалиста.

(слайд 8)

Таким образом, можно сформулировать три посыла молодому специалисту:

  1. Будьте мобильны, двигайтесь быстрее!

  2. Если вы обладаете высоким уровнем компьютерной грамотности — применяйте новые инструменты на уроке!

  3. Если вы амбициозны — решайте учебные задачи комплексно (с учетом содержания, методов, возрастных особенностей учащихся)!

(слайд 9)

В заключении хочу сказать, что какие бы хорошие знания по методике не давали в высшем учебном заведении, стать высококвалифицированным специалистом можно только в реальной педагогической деятельности. И определяющей здесь является та атмосфера, в которую погружается молодой учитель после окончания учебного заведения.