Положение о квалификационной коллегии судей

ГЛАВА 10
АТТЕСТАЦИЯ СУДЕЙ ОБЩИХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СУДОВ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КЛАССЫ СУДЕЙ

Статья 102. Задача аттестации судьи

Задачей аттестации судьи является объективная оценка уровня его профессиональных знаний, деловых качеств и умения применять их при осуществлении правосудия.

Статья 103. Периодичность аттестации судьи

Аттестация подразделяется на очередную и внеочередную.

Очередная аттестация проводится:

в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса, – по истечении шести месяцев работы;

при присвоении очередного квалификационного класса – не позднее одного месяца со дня истечения срока пребывания судьи в присвоенном квалификационном классе;

в отношении судей, назначенных на должность судьи бессрочно, – периодически один раз в пять лет не позднее одного месяца со дня истечения пятилетнего срока после предшествующей аттестации.

Внеочередная аттестация проводится:

при назначении судьи на должность на новый срок;

при назначении судьи на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда;

при назначении судьи на должность судьи в вышестоящий суд;

при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе;

при длительном (более одного года непрерывно) неисполнении обязанностей судьи.

При наличии оснований для проведения очередной и внеочередной аттестации проводится очередная аттестация.

Статья 104. Порядок проведения аттестации судьи

Аттестация проводится в отношении:

заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и иных судей Верховного Суда Республики Беларусь (кроме Председателя Верховного Суда Республики Беларусь) – квалификационной коллегией судей Верховного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов и заместителей председателей этих судов, членов квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь и квалификационных коллегий судей областных (Минского городского) судов, военных судов – квалификационной коллегией судей Верховного Суда Республики Беларусь по совместному представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Министра юстиции Республики Беларусь;

судей областных (Минского городского) судов (кроме председателей и заместителей председателей), председателей, заместителей председателей и судей районных (городских), специализированных судов – квалификационными коллегиями судей областных (Минского городского) судов по совместному представлению председателей областных (Минского городского) судов и начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов;

судей Белорусского военного суда (кроме Председателя и заместителей Председателя Белорусского военного суда), председателей, заместителей председателей и судей межгарнизонных военных судов – квалификационной коллегией судей военных судов по совместному представлению Председателя Белорусского военного суда и Министра юстиции Республики Беларусь;

заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и иных судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) – квалификационной коллегией судей хозяйственных судов по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

председателей и заместителей председателей хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов – квалификационной коллегией судей хозяйственных судов по совместному представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Министра юстиции Республики Беларусь;

судей хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов (кроме председателей и заместителей председателей) – квалификационной коллегией судей хозяйственных судов по совместному представлению председателей хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов и начальников управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.

В отношении Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь, председателей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь аттестация не проводится.

На судью, подлежащего аттестации, не позднее чем за месяц до ее проведения председателем соответствующего суда (вышестоящего суда – в случае аттестации председателя суда) составляется характеристика, которая должна содержать полную и объективную оценку профессиональной деятельности судьи, его деловых и нравственных качеств, уровня профессиональной подготовки.

Статья 105. Заключения квалификационной коллегии судей

В зависимости от уровня профессиональных знаний, стажа, опыта работы аттестуемого судьи и занимаемой им должности квалификационная коллегия судей может принять одно из следующих заключений:

о возможности присвоения судье очередного квалификационного класса;

о возможности присвоения судье более высокого квалификационного класса;

об оставлении судье ранее присвоенного квалификационного класса;

о наличии оснований для понижения судьи в квалификационном классе;

об отсрочке аттестации на срок не более шести месяцев;

о несоответствии судьи занимаемой должности с ходатайством об освобождении его от должности.

Квалификационная коллегия судей вправе также по результатам аттестации ходатайствовать перед председателем соответствующего суда о поощрении судьи, о зачислении его в резерв кадров для назначения на вышестоящие должности.

Заключение об оценке деятельности судьи принимается квалификационной коллегией судей в отсутствие аттестуемого и носит рекомендательный характер.

По результатам аттестации судьи оформляется аттестационный лист.

Копии заключения квалификационной коллегии судей, аттестационного листа и характеристики судьи хранятся в его личном деле.

Статья 106. Квалификационные классы судей

Для судей судов Республики Беларусь устанавливаются высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.

Квалификационные классы присваиваются:

высший квалификационный класс – Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, председателям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

высший, первый и второй квалификационные классы – заместителям председателей и судьям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

первый, второй, третий и четвертый квалификационные классы – председателям, заместителям председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов, а также судьям областных (Минского городского), Белорусского военного судов и хозяйственных судов областей (города Минска), специализированных хозяйственных судов;

второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы – судьям районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов.

Судьям, впервые назначенным на должность судьи районного (городского), межгарнизонного военного и специализированного судов, присваивается пятый квалификационный класс, на должность судьи хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда – четвертый квалификационный класс. С учетом профессиональных качеств может быть присвоен и более высокий квалификационный класс в пределах, определенных частью второй настоящей статьи, исходя из опыта и стажа предыдущей работы в качестве стажера судьи, государственного арбитра, секретаря судебного заседания, работника органов прокуратуры, учреждений юстиции, органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, иного государственного служащего.

При поступлении лица, имеющего квалификационный класс судьи, на работу в государственный орган на государственную должность ему может быть в установленном порядке присвоен в соответствии с квалификационным классом более высокий класс государственного служащего, чем предусмотренный по данной государственной должности, но не более чем на два класса.

Статья 107. Воинские звания судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь

Судьям военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь присваиваются воинские звания офицерского состава.

Присвоение очередного воинского звания, понижение в воинском звании или лишение такого звания производятся в порядке, установленном законодательством:

в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь – по согласованию с Председателем Верховного Суда Республики Беларусь;

в отношении судей военных судов – по согласованию с Председателем Верховного Суда Республики Беларусь и Министром юстиции Республики Беларусь.

Статья 108. Срок пребывания в квалификационном классе

Сроки пребывания в каждом квалификационном классе устанавливаются:

в пятом квалификационном классе – два года;

в четвертом квалификационном классе – три года;

в третьем квалификационном классе – четыре года.

Срок пребывания в первом и втором квалификационных классах не устанавливается.

Присвоение очередного квалификационного класса производится, как правило, после окончания установленного срока нахождения в предыдущем классе.

Высококвалифицированному судье с учетом стажа и опыта работы в должности судьи допускается присвоение квалификационного класса вне зависимости от предусмотренного по занимаемой должности, а также без соблюдения последовательности и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе, но не более чем на один квалификационный класс выше того, который предусмотрен статьей 106 настоящего Кодекса.

Статья 109. Порядок присвоения, понижения и лишения квалификационного класса

Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса судей общих и хозяйственных судов (кроме председателей, заместителей председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) производятся Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Министра юстиции Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Министра юстиции Республики Беларусь.

Присвоение квалификационных классов Председателю, заместителю Председателя и судьям Конституционного Суда Республики Беларусь, председателям Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь производится Президентом Республики Беларусь при назначении (избрании) их на должность.

Присвоение квалификационных классов, понижение в квалификационном классе и лишение квалификационного класса заместителей председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь производятся Президентом Республики Беларусь по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Представление вносится Президенту Республики Беларусь в установленном порядке. К представлению прилагается заключение соответствующей квалификационной коллегии судей.

Статья 110. Иные вопросы аттестации судей, присвоения и лишения квалификационного класса судьи

В случае принятия квалификационной коллегией судей заключения об оставлении судьи в ранее присвоенном ему квалификационном классе повторная аттестация проводится не ранее чем через год со дня принятия указанного заключения.

За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно. Судья может быть лишен квалификационного класса в случае освобождения его от должности в связи с совершением им поступка, порочащего честь и достоинство судьи, или совершением иных действий, дискредитирующих судебную власть, а также в связи со вступлением в силу в отношении судьи обвинительного приговора.

ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 29 мая 2020 года

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в составе:

председательствующего Тимошина Н.В.,

при секретаре Камбеговой З.А.,

рассмотрев вопрос о внесении изменений в Положение о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденное Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22 марта 2007 г.,

руководствуясь подпунктами 9 и 13 пункта 2 статьи 17, абзацем вторым пункта 1 статьи 23 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», статьей 33 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации

решила:

«4.1. Тайное голосование может проводиться при помощи программно-технических средств электронного голосования и подсчета голосов, обеспечивающих конфиденциальность волеизъявления членов квалификационной коллегии судей. Протокол результатов электронного тайного голосования (число голосов, поданных «за» или «против») подписывается председательствующим на заседании и секретарем квалификационной коллегии судей и приобщается к материалам соответствующего производства.».

Решение подлежит опубликованию на сайте Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (http://www.vkks.ru) и в печатном органе — «Вестнике Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации».

Председательствующий

Н.В.ТИМОШИН

Секретарь

З.А.КАМБЕГОВА

Высшая квалификационная коллегия судей

Переход на сайт Высшей квалификационной коллегии судей РФ

Переход на сайт Квалификационной коллегии судей Нижегородской области

скачать: Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЙ СУДЕЙ

Статья 17. Полномочия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации

1. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации рассматривает вопросы, отнесенные к ее компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимает мотивированные решения.

2. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации:

1) рассматривает заявления кандидатов на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации и представляет Президенту Российской Федерации свои заключения;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2) рассматривает заявления кандидатов на должности первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации (далее — заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации), председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов и представляет Председателю Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2.1) рассматривает предложения Председателя Верховного Суда Российской Федерации, касающиеся представления Президенту Российской Федерации кандидатур судей Верховного Суда Российской Федерации для назначения в установленном порядке на должность члена Президиума Верховного Суда Российской Федерации, и представляет Председателю Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 2.1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

2.2) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

(пп. 2.2 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

3) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

4) приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливает, возобновляет либо прекращает отставку Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей других федеральных судов (за исключением районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам, военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и их заместителей;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

5) осуществляет квалификационную аттестацию судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением Верховного Суда Российской Федерации и районных судов), а также судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

6) дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

7) присваивает судьям первый и высший квалификационные классы;

8) налагает дисциплинарные взыскания на судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

9) утверждает положение о порядке работы квалификационных коллегий судей;

10) рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями;

10.1) рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

11) знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий;

12) принимает решения о представлении судей к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоении им почетных званий Российской Федерации;

13) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации может осуществлять свои полномочия, если ее состав сформирован не менее чем на две трети.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 19-П положения статьи 19 признаны не противоречащими Конституции РФ и выявлен их конституционно-правовой смысл.

Статья 19. Полномочия квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации

1. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции федеральными конституционными законами, федеральными законами, и принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов), а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, — в отношении судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 296-ФЗ)

2. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации:

1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации;

1.1) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении судей этих судов членами президиумов указанных судов и представляют Пленуму Верховного Суда Российской Федерации свои заключения;

(пп. 1.1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

1.2) рассматривают представления председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов об утверждении председателей судебных коллегий по гражданским делам, по уголовным делам, иных судебных коллегий и представляют свои заключения Председателю Верховного Суда Российской Федерации, который утверждает председателей указанных коллегий;

(пп. 1.2 введен Федеральным законом от 14.08.2004 N 100-ФЗ)

1.3) проводит в обязательном порядке проверки опубликованных в средствах массовой информации сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией;

(пп. 1.3 введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

2) утратил силу. — Федеральный закон от 03.12.2011 N 388-ФЗ;

3) объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей районных судов, а также судей соответствующих федеральных судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов;

4) организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности, при необходимости запрашивают по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, у органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и других государственных органов данные, необходимые для принятия решения по заявлению о рекомендации на вакантную должность судьи;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 274-ФЗ)

5) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия (за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи), а также приостанавливают, возобновляют либо прекращают отставку судей соответствующих федеральных судов (за исключением лиц, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 17 настоящего Федерального закона), председателей и заместителей председателей районных судов, членов соответствующих советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 05.04.2005 N 33-ФЗ, от 17.07.2009 N 157-ФЗ, от 09.11.2009 N 246-ФЗ)

6) осуществляют квалификационную аттестацию судей соответствующих судов, а также мировых судей, председателей и заместителей председателей районных судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мировым судьям, председателям и заместителям председателей районных судов квалификационные классы (за исключением первого и высшего);

7) дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих федеральных судов, мировых судей, а также председателей и заместителей председателей районных судов;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 20-ФЗ)

8) налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей районных судов) за совершение ими дисциплинарного проступка;

9) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

В последнее время все больше внимания уделяется урегулированию вопросов работы судебной ветви власти. В частнос­ти, увидел свет приказ Государственной судебной администрации Украины № 80 от 4 августа 2006 года «Об утверждении Положения о порядке квалификационной аттестации судей» (Положение № 80).

Немного истории

Нормы, закрепленные в Положении № 80, трудно назвать новеллами в законодательстве о судоустройстве, ведь основой для их создания стал Закон «О судоустройстве Украины» (Закон о судоустройстве) от 7 февраля 2002 года, в частности его раздел 4 «Квалификационные комиссии судей». Также следует отметить, что и Закон о судоустройстве отнюдь не был первым в этой сфере. Вступив в силу, он отменил целый ряд нормативных актов, среди которых был и Закон Украины «О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и дисциплинарной ответственности судей судов Украины» от 2 февраля 1994 года. Указанный закон регламентировал вопросы квалификационной аттестации лиц, профессионально занимающихся судопроизводством или желающих занять должность профессионального судьи.

Конечно, нормативные акты, регулировавшие этот вопрос ранее, имели более широкий характер и регулировали статус квалификационной комиссии, вопросы применения дисциплинарной ответственности к судьям и многие другие, в то время как данное Положение направлено сугубо на регламентацию порядка проведения квалификационной аттестации.

Нормативное тождество

При детальном ознакомлении с Положением № 80, а также сравнении оного с уже упомянутыми Законом «О судоустройстве Украины» и уже утратившим силу Законом Украины «О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и дисциплинарной ответственности судей судов Украины» — легко заметить, что эти акты практически тождественны. Они фактически дублируют друг друга в соответствующих разделах, главах и статьях. Новое Положение ГСА мало отличается от главы 13 раздела 4 Закона о судоустройстве «Квалификационная аттестация». В Положение были внесены только некоторые изменения, касающиеся процессуальной стороны аттестации.

Еще не забытое старое…

Что касается основных положений нового акта ГСА, то в его нормах закреплены цель проведения аттестации судей, ее виды, сроки проведения, полномочия комиссии, перечни документов для аттестуемых лиц и так далее.

Положением № 80 также предусмотрено существование шести аттестационных классов судей: высшего, первого, второго, третьего, четвертого и пятого. Каждый из классов может присваиваться только судь­ям вполне определенного суда: судь­ям Верховного Суда Украины — первый и второй, судьям высших специализированных судов — до второго включительно, первый, второй и третий — судьям апелляционных судов, а со второго по пятый — судьям местных судов. Период пребывания в квалификационном классе варьируется в зависимости от класса: пять лет — во втором и третьем классах, три года — в пятом и четвертом классах, в первом и высшем классах ограничения по срокам отсутствуют. Положение преду­сматривает возможность понижения квалификационного класса судьи при наложении на него дисциплинарного взыскания, но не более чем на один класс. Равно присутствует и возможность повышения его квалификационного класса, не придерживаясь жесткой последователь­ности в исключительных случаях, учитывая опыт работы и профессиональный уровень аттестуемого судьи.

Порядок проведения квалификационной аттестации, согласно Положению № 80, сохраняется практически без изменений. Все также для проведения аттестации необходимо, чтобы председатель соответствующего суда (того, в котором работает требующий аттестации служитель Фемиды) составил и подал на рассмотрение квалификационной комиссии следующие документы: характеристику, которая полностью отражала бы деловые и моральные качества судьи, а также содержала бы объективную оценку его профессиональной деятельности; справку о показателях его работы в течение последних 5 лет; справки с предыдущих мест работы, а также копии паспорта, трудовой книжки, и решения квалификационной комиссии о присвоении квалификационного класса, в котором судья пребывает на момент подачи документов. Аттестуемый судья должен быть ознакомлен со всеми документами и должен получить их копии не позднее нежели за 15 дней до дня проведения аттестации.

Положение № 80, как и Закон о судоустройстве, предусматривает возможность обжалования решения комиссии в 15-дневный срок со дня получения копии решения. Порядок подачи жалобы остается неизменным — она подается через квалификационную комиссию, принявшую решение, в Высшую квалификационную комиссию судей Украины.

Новое…

Несмотря на принципиальную схожесть положений нормативных актов-матре­шек, содержатся в Положении № 80 и некоторые новшества, которые, впрочем, немногочисленны.

Так, прежде всего следует отметить отсутствие в Положении № 80 нормы о квалификационном экзамене. Закон о судоустройстве закрепляет три формы квалификационной аттестации — квалификационный экзамен, квалификационное собеседование и повторный экзамен, а в Положении закреплены лишь две последние. Нормы, регламентирующие проведение собеседования, практически не изменились, за исключением одного нововведения: отныне обязательны ведение протокола квалификационного собеседования и внесение в него всех данных комиссии, а также непосредственно фиксация процесса собеседования.

Более четко в рассматриваемом нормативном акте закреплены и предпосылки к проведению квалификационного собеседования. Это — разрешение вопроса о занятии судьей должности бессрочно, решение о переводе судьи в суд высшего уровня, присвоение судье квалификационного класса впервые, досрочно, а также присвоение более высокого квалификационного класса. Также собеседование проводится в случае возникновения вопроса о несоответствии судьи занимаемой должности.

Что касается порядка проведения пов­торного экзамена, то он практически не изменился. Однако в дополнение к существующей норме статьи 93 Закона о судоустройстве Положение № 80 предусмотрена необходимость запрашивать разрешение Высшей квалификационной комиссии судей Украины на проведение повторного экзамена. Положение № 80 предусмат­ривает и отсутствующие ранее составляющие этого экзамена — написание судьей письменной работы, собеседование с ним, его ответы на устные вопросы.

Особое внимание уделено аттестационным материалам. В Положении № 80 впервые определяется их полный перечень и содержание. К ним относят заявление судьи, его биографические данные, уже упомянутая характеристика, реферат (в отдельных случаях).

Что же касается вынесения решения относительно аттестуемого, то, хотя перечень возможных выводов аттестационной комиссии остался без изменений, были введены требования, касающиеся его формы. Так, комиссия правомочна выносить решения о присвоении судье следующего класса, необходимости оставить его в текущем классе, рекомендации соискателя на должность судьи соответствующего суда или отказе в предоставлении такой рекомендации. Решение комиссии должно быть вынесено обязательно в письменной форме и скреплено подписями главы и членов комиссии. Положение регламентирует и содержание такого решения — в нем должен содержаться полный перечень обязательных данных, как-то: дата и место проведения собеседования, список членов комиссии, собственно, данные аттестуемого лица, его класс, а также заданные комиссией вопросы и полученные ответы.

В целом, стоит отметить, что появление такого нормативного акта, как приказ ГСА Украины «Об утверждении Положения о порядке квалификационной аттестации судей» — это скорее положительный знак в отечественном судебном устройстве. Намерение, безусловно, благое, только его реализация явно оставляет желать лучшего, ведь для получения позитивных результатов в регламентируемой сфере дословного дублирования существующих норм недостаточно.

Утверждено

распоряжением Руководителя Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)

от «__» _________ 2020 года №____________

ПОЛОЖЕНИЕ

о Секретариате Председателя Верховного Суда Республики Казахстан

Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)

  1. Общие положения

  1. Секретариат Председателя Верховного Суда Республики Казахстан (далее – Секретариат) является структурным подразделением Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан) (далее — Департамент).
  2. Секретариат в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», законами Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан», «О противодействии коррупции», «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», «Об административных процедурах», Трудовым Кодексом Республики Казахстан, положением о Департаменте, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, а также уполномоченного органа в сфере государственной службы, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
  3. Структура, штатная численность Секретариата утверждаются Председателем Верховного Суда Республики Казахстан по представлению Руководителя Департамента.

2. Основная задача, функции, права и обязанности Секретариата

  1. Основной задачей Секретариата является организационное и информационное обеспечение деятельности Председателя Верховного Суда Республики Казахстан.
  2. Основными функциями Секретариата являются:
    1. реализация процессуальных полномочий Председателя Верховного Суда Республики Казахстан;

2) организация личного приема физических и представителей юридических лиц Председателем Верховного Суда, в том числе в режиме on-line;

3) своевременное разрешение обращений граждан, поступающих на Блог Председателя Верховного Суда, а также в раздел «Вопрос-ответ» Интернет-ресурса Верховного Суда;

4) проведение рабочих встреч с участием Председателя Верховного Суда, подготовка по ним протокольных решений;

5) организация работы иной повседневной деятельности Председателя Верховного Суда.

  1. Секретариат при осуществлении возложенных на него основных задач и функций имеет права и обязанности:
    1. запрашивать и получать от других структурных подразделений Департамента и их должностных лиц информацию и материалы, а также другие сведения, необходимые для обеспечения деятельности Секретариата;
    2. вносить предложения по вопросам совершенствования организации деятельности Департамента и Секретариата;
    3. осуществлять иные права и обязанности в соответствии с законодательствами Республики Казахстан.

3. Организация деятельности Секретариата

  1. Секретариат обладает полномочиями, необходимыми для реализации его основных задач и функций, в соответствии с законодательными актами, актами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
  2. Секретариат возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Руководителем Департамента в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
  3. Заведующий Секретариатом имеет заместителя.
  4. Заведующий Секретариатом осуществляет общее руководство за деятельностью Секретариата и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Секретариат задач и осуществление им своих функций.
  5. 3аведующий Секретариатом представляет Руководителю Департамента предложения по структуре и штатному расписанию Секретариата.
  6. В этих целях заведующий:

1) определяет обязанности и полномочия своего заместителя;

  1. определяет обязанности и полномочия сотрудников Секретариата;
  2. осуществляет иные полномочия в соответствии с законами и актами Президента Республики Казахстан, Положением о Департаменте, а также настоящим Положением.
  1. Заместитель заведующего Секретариатом:

1) координирует деятельность Секретариата в пределах своих полномочий;

2) в период отсутствия заведующего Секретариатом осуществляет общее руководство за деятельностью Секретариата и несет ответственность за выполнение возложенных на Секретариат задач и осуществление им своих функций;

3) осуществляет иные функции, возложенные руководством.

14. Документы, направляемые от имени Секретариата в другие структурные подразделения по вопросам, входящим в компетенцию Секретариата, подписываются заведующим Секретариатом, а в случае отсутствия – лицом его замещающим.

15. Деятельность Секретариата осуществляется в соответствии с Планами работы Верховного Суда и Департамента, должностными инструкциями сотрудников Секретариата, утвержденными Руководителем Департамента.

16. Работа Секретариата строится на основе взаимозаменяемости, подотчетности, персональной ответственности сотрудников Секретариата за выполнение поставленных перед ними задач.