Перевод в другой ОВД

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статья 30. Перевод сотрудника органов внутренних дел

1. Перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

3. Перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального закона.

5. Перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную должность в органах внутренних дел осуществляется:

1) в связи с необходимостью замещения другой должности в интересах службы либо в порядке ротации в соответствии с частью 12настоящей статьи;

2) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

3) по личным или семейным обстоятельствам;

4) в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности;

5) в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник;

6) в связи с прекращением срочного контракта;

7) в связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

8) в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется:

1) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

2) по личным или семейным обстоятельствам;

3) в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности;

4) в порядке наложения дисциплинарного взыскания;

5) в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник и отсутствует равнозначная должность;

6) в связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

7) в связи с отказом от перевода на равнозначную должность в порядке ротации в соответствии с частью 12 настоящей статьи;

8) в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности (с учетом рекомендации аттестационной комиссии);

9) в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 1, 3, 5 или 6 части 7 настоящей статьи, допускается в случае невозможности его перевода на равнозначную должность. При этом сотруднику, переведенному на нижестоящую должность в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 1, 3 или 5 части 7 настоящей статьи, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность. Выплата сохраненного должностного оклада производится впредь до возникновения у сотрудника права на получение более высокого должностного оклада вследствие его повышения в установленном порядке или назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел с более высоким должностным окладом.

10. При невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность в органах внутренних дел или его отказе от такого перевода сотрудник подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел, за исключением случаев отказа от перевода по основаниям, предусмотренным частью 3, пунктами 1, 3 и 6 части 5, пунктом 2 части 7 и частью 9 настоящей статьи. При этом контракт с сотрудником расторгается в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. О невозможности перевода сотрудника кадровым подразделением федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения подготавливается соответствующее заключение. Отказ сотрудника от перевода оформляется рапортом. В случае отказа сотрудника подать рапорт составляется соответствующий акт.

Статья 82. Основания прекращения или расторжения контракта

2. Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел:

11) в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником;

7. Расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8, 11 или 12 части 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.

8. При наличии одновременно нескольких оснований прекращения или расторжения контракта, предусмотренных частью 1, пунктами 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12 и 16 части 2 и пунктами 1 и 3 части 3 настоящей статьи, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника органов внутренних дел.

Статья 85. Расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя

2. Контракт расторгается и сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел:

1) не ранее чем через два месяца со дня уведомления о расторжении контракта — по основанию, предусмотренному пунктом 8, 9 или11 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Статья 89. Порядок увольнения со службы в органах внутренних дел и исключения из реестра сотрудников органов внутренних дел

1. Прекращение или расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел, увольнение его со службы в органах внутренних дел и исключение из реестра сотрудников органов внутренних дел осуществляются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.

2. Порядок представления сотрудников органов внутренних дел к увольнению со службы в органах внутренних дел и порядок оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта, увольнением со службы и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. На сотрудника органов внутренних дел, увольняемого со службы в органах внутренних дел, оформляется представление, содержащее сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, возрасте, состоянии здоровья сотрудника, наличии у него прав на получение социальных гарантий в зависимости от основания увольнения, а также иные сведения, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Сотрудник органов внутренних дел, увольняемый со службы в органах внутренних дел, обязан сдать закрепленное за ним оружие, иное имущество и документы в соответствующее подразделение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а служебное удостоверение и жетон с личным номером в соответствующее кадровое подразделение.

8. В последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.

9. Если в последний день службы в органах внутренних дел сотрудником органов внутренних дел не получена на руки трудовая книжка по причинам, не зависящим от действий уполномоченного руководителя, сотруднику направляется уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее отправление по почте. Со дня направления указанного уведомления уполномоченный руководитель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.

12. Увольнение со службы в органах внутренних дел сотрудника органов внутренних дел в период его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке не допускается.

(Подзин А. А.) («Российский следователь», 2013, N 20)

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НА СЛУЖБЕ В ОМВД

А. А. ПОДЗИН

Подзин Александр Александрович, Московский гуманитарный университет (соискатель).

В статье раскрываются противоречия между теорией и практикой применения таких процедур, как перевод и восстановление по службе. Действительность службы в ОМВД по многим вопросам зависит от субъективного решения начальника (руководителя), в т. ч. и по разрешению таких сложных процедур, как переводы и восстановление.

Ключевые слова: органы внутренних дел, кадры, государственный аппарат, государственная служба.

Peculiarities of transfer or reinstatement in the Department of the Ministry of Internal Affairs A. A. Podzin

Key words: agencies of internal affairs, cadres, state apparatus, state service.

Перевод сотрудника из одного подразделения ОМВД в другое — это давнишняя проблема в системе не только МВД, но и других силовых ведомств. Обычно руководители стараются не отпускать тех сотрудников, которые добросовестно «тянут» службу или находятся на таких должностях, на которые потом никого подыскать невозможно. Парадокс ситуации состоит в том, что от недисциплинированных, конфликтных, некомпетентных сотрудников руководители стараются избавиться в первую очередь, порой даже предлагая вышестоящую должность. Получается, что нерадивым сотрудникам в этом случае куда легче, чем добросовестным. Основная причина переводов сотрудников из одного подразделения в другое — это нехватка кадров. Кадровый голод возник из-за многих факторов, в первую очередь в результате внеочередной аттестации личного состава летом 2011 г. и одновременного сокращения личного состава на 20%. В результате под сокращение и отрицательную аттестацию попали в основном сотрудники, которые непосредственно были задействованы в обеспечении общественной безопасности и охраны общественного порядка. На сегодняшний момент административно-служебные процедуры, связанные с переводом сотрудника из одного подразделения в другое, представляют собой образец бюрократизма и волокиты. И если нет окрика или прямого указания вышестоящего руководства, то перевод очень затруднителен. И многие вынуждены реализовывать свой перевод через увольнение, что само по себе является нонсенсом. Здесь необходимо пояснить ряд моментов. Что такое перевод по службе в ОМВД? В самом общем смысле перевод по службе в ОМВД — это продолжение службы в ОМВД, но в ином подразделении. Инициаторами перевода могут выступать сотрудник органа внутренних дел по различным мотивам (семейные обстоятельства, карьерный рост, высокооплачиваемая должность, поступление на учебу) либо руководитель подразделения, у которого также могут быть свои мотивы (служебная необходимость, указание вышестоящего начальника, желание избавиться от нерадивого или неугодного сотрудника). Ввиду актуальности рассматриваемой административно-служебной процедуры необходимо совершенствование логистики осуществления переводов сотрудников из одного подразделения в другое. Некоторые новеллы по установлению процедуры перевода предусмотрены в ФЗ-342 от 30.11.2011. Например, в контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность в органах внутренних дел, по которой предусмотрена ротация, включается положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в т. ч. в другую местность, а в случае его отказа — о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел (ч. 4 ст. 23 ФЗ-342). Перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных ФЗ-342, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательное учреждение высшего профессионального образования в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено Федеральным законом. Перевод сотрудника органов внутренних дел на вышестоящую должность рядового состава, младшего, среднего или старшего начальствующего состава осуществляется по результатам аттестации и (или) конкурса, за исключением случаев, если назначение сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется из кадрового резерва, в котором он состоял в соответствии со ст. 78 ФЗ-342. Перевод сотрудника органов внутренних дел на равнозначную должность в органах внутренних дел осуществляется: 1) в связи с необходимостью замещения другой должности в интересах службы либо в порядке ротации в соответствии с ч. 12 ст. 30 ФЗ-342; 2) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; 3) по личным или семейным обстоятельствам; 4) в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности; 5) в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник; 6) в связи с прекращением срочного контракта; 7) в связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну; 8) в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется: 1) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; 2) по личным или семейным обстоятельствам; 3) в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности; 4) в порядке наложения дисциплинарного взыскания; 5) в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник и отсутствует равнозначная должность; 6) в связи с прекращением необходимого для выполнения служебных обязанностей допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну; 7) в связи с отказом от перевода на равнозначную должность в порядке ротации в соответствии с ч. 12 ст. 30 ФЗ-342; 8) в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности (с учетом рекомендации аттестационной комиссии); 9) в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перевод сотрудника органов внутренних дел на нижестоящую должность в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п. п. 1, 3, 5 или 6 ч. 7 настоящего перечня, допускается в случае невозможности его перевода на равнозначную должность. При этом сотруднику, переведенному на нижестоящую должность в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п. п. 1, 3 или 5 ч. 7 настоящего перечня, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность. При невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность в органах внутренних дел или его отказе от такого перевода сотрудник подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел, за исключением случаев отказа от перевода по основаниям, предусмотренным ч. 3, п. п. 1, 3 и 6 ч. 5, п. 2 ч. 7 и ч. 9 настоящего перечня. При этом контракт с сотрудником расторгается в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел, если иное не предусмотрено Федеральным законом. О невозможности перевода сотрудника кадровым подразделением федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения подготавливается соответствующее заключение. Отказ сотрудника от перевода оформляется рапортом. В случае отказа сотрудника подать рапорт составляется соответствующий акт. Сотрудник органов внутренних дел, непрерывно замещающий одну и ту же должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение шести лет, может быть переведен в порядке ротации по решению Президента Российской Федерации, руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя на иную равнозначную должность в той же местности, а при невозможности такого перевода — на иную равнозначную должность в другую местность. В случае отказа без уважительных причин от перевода в порядке ротации сотрудник с его согласия может быть переведен на нижестоящую должность в той же местности, а в случае отказа — уволен со службы в органах внутренних дел. Перевод сотрудника органов внутренних дел на иную должность в органах внутренних дел осуществляется по решению Президента Российской Федерации, руководителя ОМВД и оформляется соответствующим актом, который доводится до сведения сотрудника под расписку. До назначения сотрудника на должность в органах внутренних дел по новому месту службы, оформленного соответствующим актом, с ним сохраняются служебные отношения по прежнему месту службы. Пробельность и проблемность административно-служебной процедуры по вопросу перевода состоит в том, что отсутствует четкая регламентация субъектов перевода, сроков и последовательности действий при осуществлении перевода сотрудника. Изучение ст. 30 ФЗ-342 показывает, что переводы возможны только по усмотрению руководства ОМВД, у сотрудника отсутствует право на перевод в другое подразделение даже по семейным обстоятельствам. Также остается неясным вопрос о том, как будут договариваться руководители при решении вопроса о переводе, за кем из них остается приоритет при разрешении вопроса о переводе. Кто из должностных лиц кадрового подразделения должен обеспечить документальное оформление документов при процедуре перевода и в какой срок? На практике это приводит к тому, что сотрудники, желающие перевестись из одного подразделения в другое, в силу сложности и волокиты перевода, подменяют эту процедуру увольнением из ОМВД и последующим поступлением на службу в другое подразделение. Опасность такой процедуры очевидна: можно уволиться из ОМВД, а затем не быть принятым на службу в органы и утратить социальные гарантии, предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел. Излишне говорить о том, что любая процедура, которая носит непонятный, нерегламентированный характер, является полем для правонарушений и злоупотреблений. Так как процедура не конкретизирована, то и, соответственно, не конкретизированы субъекты этой процедуры, и никто персонально не несет ответственности за волокиту и бюрократизм при (не)переводе сотрудника. И наоборот, противоположная ситуация по процедуре перевода имеет место в случае перевода начальника (руководителя) УМВД — ОМВД из одного региона в другой, из одного подразделения в другое, где перевод осуществляется оперативно, без проволочек, причем переводы осуществляются групповые. Перемещенный (назначенный) начальник приводит свою команду якобы для эффективной деятельности, хотя результаты наблюдений по таким фактам говорят о клановых группировках в ОМВД. На наш взгляд, подобная порочная практика должна быть запрещена законодательно, т. к. является условием для злоупотреблений, коррупции, порождает конфликт интересов между сотрудниками, создает протекционизм по службе. Еще одной разновидностью перевода по службе в ОМВД является возможность прикомандирования сотрудника органов внутренних дел для выполнения служебных задач к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу с оставлением в кадрах органов внутренних дел (ст. 32 ФЗ-342). Разумеется, этот вид процедуры прохождения службы также нуждается в детальной регламентации. Кадровые подразделения не готовы к правильному оформлению личного дела и контракта сотрудника при его откомандировании в иной государственный орган. В практической деятельности кадровые подразделения никакой процедуры по этому вопросу не проводят, в лучшем случае составляется приказ по личному составу о приостановлении службы в ОМВД со ссылкой на ст. 37 ФЗ-342. При этом необходимо различать две совершенно различные процедуры: прикомандирование сотрудника и приостановление службы. Принципиальное отличие состоит в том, что нахождение сотрудника в командировке означает сохранение всех правоотношений по службе в ОМВД (денежное довольствие, стаж службы, присвоение званий, назначение на должность, исчисление выслуги лет), приостановление службы означает временный перерыв во всех правоотношениях с сотрудником ОМВД, приостановление действия контракта с сотрудником. При этом ст. 32 ФЗ-342 особо оговаривает обязательность перевода в особых условиях. В период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции, в условиях вооруженного конфликта, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций допускается в порядке, определяемом МВД России, на срок не более шести месяцев в течение календарного года изменение режима служебного времени сотрудника органов внутренних дел, возложение на него дополнительных обязанностей, командирование его в другую местность, временный перевод его в другое подразделение без изменения характера службы в органах внутренних дел и установление иных особых условий и дополнительных ограничений без согласия сотрудника. В случае отказа сотрудника органов внутренних дел без уважительных причин от прохождения службы в органах внутренних дел в особых случаях такое поведение сотрудника будет являться основанием для освобождения его от замещаемой должности в органах внутренних дел, расторжения контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел в соответствии с ФЗ-342. Другой самостоятельной административно-служебной процедурой является восстановление сотрудника на службе в органах внутренних дел. Процедура восстановления, равно как и перевода по службе, далека от совершенства. Несовершенство состоит в том, что также нет четкой, конкретной процедуры восстановления по службе. Согласно результатам проведенного нами опроса нередки случаи, когда сотрудник, восстановленный по службе на основании судебного решения, не может быть назначен на прежнюю должность, т. к. ее сократили или переименовали. В этой ситуации сотрудник несколько месяцев находится в распоряжении начальника ОМВД, который его же незаконно или ошибочно увольнял со службы. Несмотря на то что сотрудник органов внутренних дел, подлежащий восстановлению на службе в органах внутренних дел, должен быть восстановлен в прежней должности, при невозможности назначить его на прежнюю должность с его согласия он может быть назначен на равнозначную должность в органах внутренних дел (ч. 4 ст. 74 ФЗ-342). По данным УК ГУ МВД России по г. Москве <1>, после летней аттестации 2011 г. на основании судебного решения на службе были восстановлены 184 сотрудника органов внутренних дел. Проведенные нами исследования показали различное понимание содержания этой процедуры. От полного отрицания существования такой процедуры, несмотря на закрепление ее в ст. 74 ФЗ-342, до сужения понимания восстановления только на основании судебного решения. При опросе сотрудников кадрового аппарата на вопрос, какова у вас практика процедуры восстановления на службе в ОМВД, был получен ответ: «Мы никого не восстанавливаем, только вновь принимаем на службу». Другая часть респондентов на этот вопрос ответила, что «восстановление по службе возможно только при наличии судебного решения, вступившего в законную силу». Сравним, в чем принципиальная разница между восстановлением и приемом на службу. Части 5 — 6 ст. 74 ФЗ-342 закрепляют правовые последствия восстановления по службе. ——————————— <1> Кадровая работа ГУМВД по г. Москве // URL: http://petrovka38.ru/.

Прежде всего сотрудник органов внутренних дел подлежит восстановлению в прежней должности и (или) специальном звании (ч. 1 ст. 74 ФЗ-342). Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, время вынужденного прогула засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на дополнительный отпуск, ежемесячную надбавку за стаж службы (выслугу лет), пенсию за выслугу лет и на иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания. Сотруднику органов внутренних дел, восстановленному на службе в органах внутренних дел, выплачивается не полученное (недополученное) им за время вынужденного прогула денежное довольствие, установленное по замещаемой им ранее должности в органах внутренних дел, и (или) компенсируется разница между денежным довольствием, получаемым им по последней должности в органах внутренних дел, и фактическим заработком, полученным в период вынужденного перерыва в службе. При приеме на службу в органы внутренних дел вначале устанавливается испытательный срок, затем сотрудник назначается на должность, ему присваивается специальное звание, т. е. вся процедура осуществляется впервые. При восстановлении процедуры приема нет, а имеет место восстановление незаконно прекращенных правоотношений по службе. При этом принять на службу в органы внутренних дел можно до достижения кандидатом 35-летнего возраста, в то время как для восстановления по службе возрастных ограничений не предусмотрено. Процедура восстановления предусматривает восстановление в должности, в звании, в социальных гарантиях и льготах. Сам по себе институт восстановления по службе необходим, т. к. в реальной действительности не исключено принятие ошибочных решений, в результате которого сотрудник органов внутренних дел может быть незаконно уволенным со службы в органах внутренних дел, освобожденным, отстраненным от должности или переведенным на другую должность в органах внутренних дел либо незаконно лишенным специального звания. Для того чтобы исправить допущенную ошибку, необходима процедура восстановления по службе, которая является своеобразной гарантией защиты прав и интересов сотрудников органов внутренних дел. Восстановление по службе — это своего рода процедура реабилитации сотрудника, в отношении которого было принято ошибочное решение об увольнении из органов внутренних дел, отстранении от должности, незаконном переводе или лишении специального звания. Сущность восстановления по службе можно оценить как отмену ранее принятого решения в отношении сотрудника и возвращение ему существовавшего до принятия ошибочного решения правового статуса. Основанием для восстановления сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел является решение руководителя (начальника) ОМВД или уполномоченного руководителя либо вступившее в законную силу решение суда. Если сотрудник уволился по собственному желанию из органов или в связи с сокращением штатов, то впоследствии у него есть право быть вновь (повторно) принятым на службу в ОМВД до достижения им возрастного ограничения для пребывания на службе в органах внутренних дел, но право на восстановление на службе у него отсутствует, т. к. никакого ошибочного решения об увольнении из органов внутренних дел не принималось. Еще одним основанием для восстановления сотрудника на службе в ОМВД является отмена судебного решения о признании его в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) об объявлении его умершим (в случае, если он безвестно отсутствовал в связи со служебными обстоятельствами по не зависящим от него причинам). Такой гражданин восстанавливается, как правило, в равнозначной должности после отмены судом решения о признании его безвестно отсутствующим и (или) об объявлении его умершим. Статья 74 ФЗ-342 и по этой процедуре косвенно защищает интересы руководства (начальника) ОМВД, объясняется это тем, что ответственность за принятие ошибочного или незаконного решения влечет лишь дисциплинарную или (и) материальную ответственность. Руководитель ОМВД, принявший с нарушением закона решение об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел, о его освобождении, отстранении от должности или переводе на другую должность в органах внутренних дел либо задержавший исполнение решения о восстановлении сотрудника в прежней должности и (или) специальном звании, несет лишь дисциплинарную и материальную ответственность в соответствии с ФЗ-342. Сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от занимаемой должности либо пониженными в должности, восстанавливаются в прежней штатной должности приказами начальников, которым предоставлено право назначения на должность, либо приказами вышестоящих начальников в пределах предоставленной компетенции. Основанием для издания приказов о восстановлении на службе являются утвержденные указанными начальниками заключения служебных проверок, а также вступившие в силу решения суда о признании увольнения незаконным. Для лиц, уволенных в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу, а также для лиц, лишенных по данной причине специальных званий, но затем реабилитированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, основанием для восстановления на службе и в специальном звании являются соответствующие документы о реабилитации (ст. ст. 133 — 139 УПК РФ). Сотрудникам органов внутренних дел, уволенным со службы в связи с осуждением за преступление, а затем реабилитированным в установленном порядке, возмещение причиненного ущерба осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В заключениях о восстановлении сотрудников на службе в органах внутренних дел и специальном звании указываются периоды, засчитываемые в выслугу лет, дающую право на пенсию, а также на получение процентной надбавки за выслугу лет, выслугу и в срок выслуги в специальном звании. Засчитываемые в службу периоды указываются в приказе о восстановлении сотрудника на службе в органах внутренних дел и специальном звании. Указанные периоды засчитываются в службу в календарном либо льготном исчислении в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Представления к восстановлению сотрудников в прежних специальных званиях направляются: для лиц младшего начальствующего состава — в кадровые подразделения органов внутренних дел, начальники которых приняли решение о снижении в специальном звании; для лиц среднего и старшего начальствующего состава — в ДГСК МВД России. В приказах о восстановлении сотрудников в должности, специальном звании на службе указываются их должности, должностные оклады и установленные надбавки и периоды, за которые им выплачивается денежное довольствие.

Литература

1. Агафонов С. И. Административные процедуры и их реализация в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. 2. Булавин С. П. Преемственность в национальном законодательстве в условиях глобализации // Административное право и процесс. 2012. N 2. 3. Выступление Президента Российской Федерации на расширенной коллегии МВД России за 2012 год // Вестник кадровой политики МВД России. 2012. N 1(17). 4. Гайдов В. Б. Правовой статус должности правоохранительной службы // Полицейское право. Научно-практический журнал. Омск: Издательство Омского юридического института, 2006. 5. Журавлева Г. Е. Правовое и организационное обеспечение приема на службу и замещение должностей в ОВД по конкурсу: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. 6. Кикоть В. Я. Социальное управление. Теория, методология, практика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 7. Колонтаевская И. Ф. Происхождение полиции как органа обеспечения правопорядка и общественной безопасности // Адвокатская практика. 2006. N 4. 8. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел РФ в органах внутренних дел (на период до 2020 г.) // URL: http://www. police-mvd. ru/index. php? option=com_content&view;=article&id;=228:—————-2020-catid=1:latest-news&Itemid;=50http. 9. Кубышко В. Л. Сила обновления // Щит и меч. 2011. 19 октября. 10. Кубышко В. Л., Адаев А. И. и др. Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел: Учебно-методическое пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2008. 11. Кушнерев В. В. Государственная служба в органах внутренних дел: Учебное пособие. Белгород: Белгородский юридический институт МВД России, 2004. 12. Меркулов В. Г. Административные регламенты в деятельности МВД России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2012. 13. Параносенков П. М. Правовые основы деятельности полиции Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. N 5. 14. Пашин В. М., Кобозев А. А. Проблемы кадровой доктрины в системе МВД России // Административное и муниципальное право. 2013. N 1. 15. Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. N 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ» // Российская газета. 2009. 28 декабря.

Статья 8. Условия приема на службу в органы внутренних дел
На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в полицию — не старше 35 лет) независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. В учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование.
Возрастные ограничения для граждан, ранее уволенных из органов внутренних дел и вновь принимаемых на службу, определяются исходя из требований статьи 59 настоящего Положения.
На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего.
На должности среднего и старшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование. В порядке исключения на должности среднего начальствующего состава принимаются граждане, окончившие специальные курсы по программе, утвержденной министром внутренних дел Российской Федерации.
При приеме граждан на службу в органы внутренних дел проводятся их психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости, оформляется личное поручительство за них сотрудниками органов внутренних дел. Порядок и категории должностей, при назначении на которые проводятся психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости и оформляется личное поручительство, определяются Министром внутренних дел Российской Федерации.
Должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел замещаются в соответствии с действующим законодательством путем заключения индивидуальных контрактов, по конкурсу, а также посредством назначения на должность.
Прием на службу сотрудников органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел согласно компетенции, определяемой министром внутренних дел Российской Федерации. Приказ объявляется сотруднику органа внутренних дел под расписку.
Статья 9. Ограничения в приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении
Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он:
вступившим в силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным;
имел или имеет судимость;
не подлежит уголовному преследованию за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;
не отвечает требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Положения.
Сотрудникам органов внутренних дел, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), не разрешается проходить службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Статья 9.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел
На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению сотрудником органов внутренних дел обязанностей по осуществлению оперативно-разыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников органов внутренних дел, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Рассмотрение в органах внутренних дел вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Статья 10. Совместительство
Порядок и условия работы по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации.
Сотруднику органов внутренних дел запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Сотрудник органов внутренних дел не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Контракт о службе в органах внутренних дел
Контракт о службе в органах внутренних дел заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице начальника соответствующего органа внутренних дел, уполномоченного министром внутренних дел Российской Федерации.
По контракту о службе в органах внутренних дел гражданин обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок и требования настоящего Положения, а Министерство внутренних дел Российской Федерации и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать ему предоставление всех видов довольствия, права, социальные гарантии и создавать условия для службы в органах внутренних дел, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Положением и контрактом.
В контракте предусматриваются юридические последствия, которые наступают в связи с невыполнением сторонами взятых на себя обязательств.
Контракт заключается только в письменной форме, его условия не могут ухудшать служебное и социальное положение сотрудника органов внутренних дел, которое предусмотрено действующим законодательством.
Контракты о службе с гражданами, назначенными на должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, заключаются на определенный срок, но не менее чем на три года.
Контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.
Контракт может быть продлен или перезаключен по соглашению сторон не позднее чем за два месяца до окончания срока, установленного в контракте.
В случае служебной необходимости сотрудник органов внутренних дел может привлекаться для выполнения обязанностей, не предусмотренных контрактом, на срок до одного месяца в течение календарного года с выплатой должностного оклада не ниже, чем по занимаемой должности.
Форма и условия контракта разрабатываются и утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.
Статья 12. Испытательный срок
Для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, испытательный срок обязателен.
Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта.
На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения.
Контракт расторгается:
а)по инициативе органа внутренних дел, если обнаруживается несоответствие стажера предъявляемым требованиям;
б)по инициативе стажера, если органом внутренних дел нарушаются предусмотренные контрактом обязательства.
Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Для лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава, выпускников высших и средних специальных учебных заведений, поступающих на службу по распределению, а также при назначении на должность по конкурсу испытательный срок не устанавливается.
Статья 13. Замещение должностей в органах внутренних дел по конкурсу
Перечень должностей в органах внутренних дел, замещаемых на конкурсной основе, порядок и условия назначения на должность по конкурсу определяет Министр внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Назначение на должность в органах внутренних дел
Министр внутренних дел Российской Федерации, руководители министерств внутренних дел республик, главных управлений, управлений и отделов внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, а в случаях, предусмотренных актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, и иные должностные лица органов внутренних дел назначаются на должность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Присяга сотрудника органов внутренних дел
Сотрудник органов внутренних дел принимает присягу, текст которой утверждает Верховный Совет Российской Федерации. Порядок принятия присяги определяет Министр внутренних дел Российской Федерации.
Статья 16. Перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе
Перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе производится:
а)на вышестоящую должность — в порядке продвижения по службе с согласия сотрудника органов внутренних дел;
б)на равнозначную должность — с согласия сотрудника органов внутренних дел — при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования сотрудника органов внутренних дел с учетом его деловых, личных качеств и подготовки по новой специальности, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;
в)на нижестоящую должность:
при сокращении штатов — в случае невозможности перемещения на равнозначную должность с согласия сотрудника органов внутренних дел;
по состоянию здоровья — в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
по личной просьбе;
по служебному несоответствию в аттестационном порядке;
в порядке дисциплинарного взыскания;
г)при поступлении на учебу с освобождением от занимаемой штатной должности, а также при назначении на должность после окончания учебы;
д)в порядке прикомандирования к органам государственной власти, а также к организациям;
е)при зачислении в распоряжение органов внутренних дел.
При перемещении сотрудника органа внутренних дел на должность ему обеспечивается работа по основной или родственной специальностям либо в соответствии с имеющимся опытом, а при необходимости использования сотрудника органа внутренних дел на должности по новой для него специальности перемещению должна предшествовать его переподготовка на соответствующих курсах (сборах).
Перемещение по службе сотрудника во всех случаях оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел с указанием основания перемещения. Приказ объявляется сотруднику под расписку. Служебные отношения с сотрудником органов внутренних дел по прежнему месту службы сохраняются до назначения его на должность приказом по новому месту службы.
В случае перемещения на нижестоящую должность по сокращению штатов или по состоянию здоровья с уменьшением размера должностного оклада сотрудникам органов внутренних дел, имеющим выслугу 15 и более лет (в календарном исчислении), сохраняется размер должностного оклада по последнему месту службы.
Сотрудник, перемещенный на нижестоящую должность, в последующем может продвигаться по службе с учетом его служебной квалификации, опыта работы, деловых и личных качеств, состояния здоровья.
В связи со служебной необходимостью на сотрудника органов внутренних дел может быть возложено временное исполнение обязанностей по должности, которую он не замещает. В этом случае сотрудник органов внутренних дел освобождается от исполнения обязанностей по замещаемой должности, но от замещаемой должности не освобождается. Возложение на сотрудника органов внутренних дел временного исполнения обязанностей по вакантной должности осуществляется с его согласия. Возложение на сотрудника органов внутренних дел временного исполнения обязанностей по вакантной должности, подлежащей замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел, осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации с письменного разрешения Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по указанной должности не может превышать шесть месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации. Возложение на сотрудника органов внутренних дел временного исполнения обязанностей по иной должности и освобождение от исполнения этих обязанностей осуществляются должностным лицом, имеющим право назначать на эту должность. При этом непрерывный срок исполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по вакантной должности не должен превышать два месяца, а по невакантной — четыре месяца.
Сотрудник органов внутренних дел может быть временно отстранен от должности в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. За время отстранения от должности сотруднику выплачивается денежное довольствие в полном размере.
Части восьмая — девятая утратили силу.
Сотрудник органов внутренних дел может проходить службу не на должностях рядового и начальствующего состава в случаях:
а)нахождения в распоряжении органов внутренних дел;
б)прикомандирования к органу государственной власти, а также к организации в порядке и на условиях, которые определяются Президентом Российской Федерации.
Статья 16.1. Нахождение сотрудника органов внутренних дел в распоряжении органов внутренних дел
Сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел в следующих случаях:
а)при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения);
б)при освобождении от замещаемой должности в связи с перемещением по службе или увольнением со службы;
в)по окончании приостановления службы;
г)при направлении на медицинское обследование или медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией;
д)при неисполнении более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на излечении или на излечении в связи с полученными им при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем);
е)при направлении в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу, и в период по окончании служебной командировки, указанный в части второй настоящей статьи;
ж)в связи с восстановлением в должности сотрудника органов внутренних дел, ранее замещавшего эту должность;
з)в период пребывания в неиспользованном отпуске за предыдущие годы службы при увольнении со службы в органах внутренних дел;
и)по окончании срока прикомандирования к органам государственной власти, а также к организациям.
Сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел в случаях, предусмотренных:
а)пунктом «а» части первой настоящей статьи, — не более двух месяцев;
б)пунктом «б» части первой настоящей статьи, — в период, необходимый для передачи дел по должности, но не более одного месяца;
в)пунктом «г» части первой настоящей статьи, — в период прохождения медицинского обследования или медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией, но не более двух месяцев;
г)пунктом «д» части первой настоящей статьи, — в период болезни, но не более одного года;
д)пунктами «в», «е», «ж» и «и» части первой настоящей статьи, — в период трудоустройства, но не более трех месяцев;
е)пунктом «з» части первой настоящей статьи, — в период пребывания в неиспользованном отпуске, но не более шести месяцев.
В срок нахождения в распоряжении органов внутренних дел не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год.
До назначения на другую должность или прекращения службы в органах внутренних дел зачисленный в распоряжение органов внутренних дел сотрудник выполняет приказы, распоряжения и указания начальника (руководителя, командира) соответствующего органа (подразделения) внутренних дел либо другого уполномоченного руководителя.
На сотрудника, зачисленного в распоряжение органов внутренних дел, распространяется режим рабочего времени, установленный в соответствующем органе (подразделении) внутренних дел.
К сотруднику, зачисленному в распоряжение органов внутренних дел, могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Положением.
Период нахождения сотрудника в распоряжении органов внутренних дел засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, в том числе для назначения пенсии и процентных надбавок за выслугу лет, и в срок выслуги в специальном звании.
На период нахождения в распоряжении органов внутренних дел сотруднику сохраняется денежное довольствие в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет. Сотрудникам, которые были прикомандированы к органам государственной власти Российской Федерации, при направлении их в Министерство внутренних дел Российской Федерации для решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в органах внутренних дел выплачиваются оклад по последней государственной должности федеральной государственной службы, замещаемой этими сотрудниками в указанных органах, оклад по присвоенному специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет. При этом сотрудникам, которые были прикомандированы к органам государственной власти Российской Федерации, оклад по последней государственной должности федеральной государственной службы, замещаемой этими сотрудниками в указанных органах, выплачивается с учетом его повышения в размере, установленном актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
По решению начальника соответствующего органа внутренних дел сотруднику органа внутренних дел могут также выплачиваться премия за образцовое исполнение служебных обязанностей, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, материальная помощь, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы и могут производиться другие выплаты с учетом фактически исполняемых служебных обязанностей.
Нахождение сотрудника в распоряжении органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа (подразделения) внутренних дел.
Порядок зачисления сотрудников органов внутренних дел в распоряжение органов внутренних дел и порядок нахождения сотрудников органов внутренних дел в распоряжении органов внутренних дел устанавливаются Министром внутренних дел Российской Федерации.
Статья 17. Аттестация
В целях определения служебного соответствия сотрудника органов внутренних дел предъявляемым требованиям проводится аттестация.
Сотрудник, заключивший контракт о службе в органах внутренних дел на определенный срок, проходит аттестацию при его продлении, а сотрудник, заключивший контракт на неопределенный срок, — каждые пять лет службы.
Сотрудники органов внутренних дел аттестуются также при представлении к назначению на вышестоящую должность, при перемещении на нижестоящую должность или в другую службу (подразделение) органов внутренних дел, а также при увольнении по основаниям, указанным в пунктах «и», «к», «л» статьи 58 настоящего Положения.
Порядок проведения аттестации определяется Министром внутренних дел Российской Федерации.
Статья 18. Перемещение сотрудника органов внутренних дел на службу в другую местность
Перемещение сотрудника органов внутренних дел на службу в другую местность, в том числе в связи с передислокацией органа внутренних дел, допускается только с его согласия, если иное не предусмотрено контрактом.
Перемещение сотрудника органов внутренних дел на службу в другую местность по его инициативе допускается лишь по согласованию с начальниками соответствующих органов (подразделений) внутренних дел.
При перемещении сотрудника органов внутренних дел в интересах службы в другую местность по предписанию министра внутренних дел Российской Федерации он имеет право бронировать на время службы в другой местности в домах государственного и муниципального жилищного фонда ранее занимаемую жилую площадь.
Проезд и перевозка имущества сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи к новому месту службы осуществляется за счет средств Министерства внутренних дел Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 19. Прикомандирование сотрудников органов внутренних дел к представительным органам государственной власти и органам государственного управления.
Часть первая утратила силу.
Сотрудники органов внутренних дел могут быть также прикомандированы к высшим органам государственного управления Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям <*> для выполнения работ специального характера, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации. Прикомандирование осуществляется за счет лимитов численности, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации.
———————————
<*> Далее также — органы государственного управления.
Часть вторая утратила силу.
Перечень должностей в высших органах государственного управления Российской Федерации, которые могут замещать прикомандированные сотрудники органов внутренних дел, определяется Президентом Российской Федерации.
Перечень министерств, ведомств и организаций, к которым могут быть прикомандированы сотрудники органов внутренних дел, определяется министром внутренних дел Российской Федерации исходя из необходимости обеспечения эффективного выполнения задач и обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, и утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень должностей в этих министерствах, ведомствах и организациях, которые могут замещаться прикомандированными к ним сотрудниками органов внутренних дел, определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с соответствующими министерствами, ведомствами и организациями.
Статья 20. Порядок прохождения службы прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел
Часть первая утратила силу.
Сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к органам государственного управления Российской Федерации, проходят службу в порядке, установленном настоящим Положением, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, с учетом следующих особенностей:
назначение и перемещение прикомандированных сотрудников органов внутренних дел производится в пределах должностей, подлежащих замещению лицами начальствующего состава органов внутренних дел в соответствующих органах государственного управления;
специальные звания — до полковника полиции, полковника внутренней службы и полковника юстиции включительно — прикомандированным сотрудникам присваиваются по представлению руководителей соответствующих органов государственного управления в порядке, предусмотренном настоящим Положением. Присвоение указанным сотрудникам специальных званий высшего начальствующего состава производится Президентом Российской Федерации по совместному представлению Министра внутренних дел Российской Федерации и руководителей соответствующих органов государственного управления;
увольнение прикомандированных сотрудников органов внутренних дел со службы производится по представлению руководителей соответствующих органов по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Положением;
прикомандированным сотрудникам органов внутренних дел выплачиваются должностные оклады, установленные для работников органов государственного управления, а также оклады за специальное звание, процентная надбавка за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, производятся иные выплаты, установленные для сотрудников органов внутренних дел. Если размер заработной платы прикомандированных сотрудников органов внутренних дел (с учетом повышения оклада за специальное звание после прикомандирования, при присвоении очередного звания, установлении нового должностного оклада, увеличении должностных окладов начальствующему составу органов внутренних дел) окажется ниже размера денежного довольствия, получаемого ими ранее, то соответствующая разница выплачивается Министерством внутренних дел Российской Федерации;
премирование прикомандированных сотрудников органов внутренних дел осуществляется по действующим в соответствующих органах государственного управления системам премирования исходя из должностных окладов.
Выплата должностных окладов и премий производится за счет ассигнований, выделяемых на содержание соответствующих органов государственного управления. Все остальные виды положенных довольствия и выплат прикомандированным сотрудникам органов внутренних дел предоставляются Министерством внутренних дел Российской Федерации. При этом взамен предметов вещевого имущества им может выплачиваться денежная компенсация.
За прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел и их семьями сохраняются права, социальные гарантии и преимущества, установленные действующим законодательством для сотрудников органов внутренних дел и их семей.
Контроль за прохождением службы прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Статья 20.1. Избрание (назначение) сотрудника органов внутренних дел в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления
Сотрудник органов внутренних дел, избранный (назначенный) членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избранный депутатом представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, назначенный на должность главы местной администрации, на период осуществления указанных полномочий приостанавливает службу в органах внутренних дел либо увольняется со службы в органах внутренних дел по собственному желанию.
После прекращения указанных полномочий сотруднику органов внутренних дел по его желанию предоставляется ранее занимаемая должность, а при ее отсутствии — другая равноценная должность по прежнему либо с его согласия иному месту службы.
Период осуществления указанных полномочий сотруднику органов внутренних дел засчитывается в календарном исчислении в общий трудовой стаж и выслугу лет, дающую право на присвоение очередного звания, доплату за выслугу лет, дополнительный отпуск и назначение пенсии за выслугу лет.
Статья 21. Утратила силу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ в статью 16 настоящего Положения внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 16. Перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе

Перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе производится:

а) на вышестоящую должность — в порядке продвижения по службе с согласия сотрудника органов внутренних дел;

б) на равнозначную должность — с согласия сотрудника органов внутренних дел — при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования сотрудника органов внутренних дел с учетом его деловых, личных качеств и подготовки по новой специальности, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;

в) на нижестоящую должность:

при сокращении штатов — в случае невозможности перемещения на равнозначную должность с согласия сотрудника органов внутренних дел;

по состоянию здоровья — в соответствии с заключением военно — врачебной комиссии;

по личной просьбе;

по служебному несоответствию в аттестационном порядке;

в порядке дисциплинарного взыскания;

г) при поступлении на учебу с освобождением от занимаемой штатной должности, а также при назначении на должность после окончания учебы;

д) в порядке прикомандирования к органам государственной власти, а также к организациям;

е) при зачислении в распоряжение органов внутренних дел.

При перемещении сотрудника органа внутренних дел на должность ему обеспечивается работа по основной или родственной специальностям либо в соответствии с имеющимся опытом, а при необходимости использования сотрудника органа внутренних дел на должности по новой для него специальности перемещению должна предшествовать его переподготовка на соответствующих курсах (сборах).

Перемещение по службе сотрудника во всех случаях оформляется приказом начальника соответствующего органа внутренних дел с указанием основания перемещения. Приказ объявляется сотруднику под расписку. Служебные отношения с сотрудником органов внутренних дел по прежнему месту службы сохраняются до назначения его на должность приказом по новому месту службы.

В случае перемещения на нижестоящую должность по сокращению штатов или по состоянию здоровья с уменьшением размера должностного оклада сотрудникам органов внутренних дел, имеющим выслугу 15 и более лет (в календарном исчислении), сохраняется размер должностного оклада по последнему месту службы.

Сотрудник, перемещенный на нижестоящую должность, в последующем может продвигаться по службе с учетом его служебной квалификации, опыта работы, деловых и личных качеств, состояния здоровья.

В связи со служебной необходимостью на сотрудника органов внутренних дел может быть возложено временное исполнение обязанностей по должности, которую он не замещает. В этом случае сотрудник органов внутренних дел освобождается от исполнения обязанностей по замещаемой должности, но от замещаемой должности не освобождается. Возложение на сотрудника органов внутренних дел временного исполнения обязанностей по вакантной должности осуществляется с его согласия. Возложение на сотрудника органов внутренних дел временного исполнения обязанностей по вакантной должности, подлежащей замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел, осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации с письменного разрешения Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по указанной должности не может превышать шесть месяцев. Освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации. Возложение на сотрудника органов внутренних дел временного исполнения обязанностей по иной должности и освобождение от исполнения этих обязанностей осуществляются должностным лицом, имеющим право назначать на эту должность. При этом непрерывный срок исполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по вакантной должности не должен превышать два месяца, а по невакантной — четыре месяца.

Сотрудник органов внутренних дел может быть временно отстранен от должности в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, в случае привлечения его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также в случае грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. За время отстранения от должности сотруднику выплачивается денежное довольствие в полном размере.

Часть восьмая утратила силу.

См. текст части восьмой статьи 16

Часть девятая утратила силу.

См. текст части девятой статьи 16

Сотрудник органов внутренних дел может проходить службу не на должностях рядового и начальствующего состава в случаях:

а) нахождения в распоряжении органов внутренних дел;

б) прикомандирования к органу государственной власти, а также к организации в порядке и на условиях, которые определяются Президентом Российской Федерации.