Особо ценное имущество

В целях реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 (в ред. от 07.02.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», распоряжением Правительства РФ № 296-р от 5 марта 2010 г. утвержден План мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений (далее – План).

Одним из мероприятий Плана является разработка порядка отнесения имущества государственного (муниципального) автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества. Данный порядок утвержден постановлением Правительства РФ № 538 от 26 июля 2010 года «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

Особо ценное движимое имущество (далее ОЦДИ) – движимое имущество, без которого осуществление уставной деятельности бюджетным/автономным учреждением будет затруднено.

Характерные особенности ОЦДИ:

  • ОЦДИ бюджетного/автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления;
  • собственником ОЦДИ бюджетного/автономного учреждения является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование;
  • бюджетное/автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (п. 2,3 ст. 298 ГК РФ);
  • бюджетное/автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме:
  • ОЦДИ, закрепленного собственником;
  • любого недвижимого имущества, закрепленного собственником (п. 2 ст. 120 ГК РФ);
  • расходы на содержание недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленных за бюджетным/автономным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, входят в состав субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (работ);
  • в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу

Решение об отнесении имущества к ОЦДИ принимает учредитель (уполномоченный орган).

Устанавливаются следующие стоимостные критерии для определения видов и (или) перечней ОЦДИ автономных или бюджетных учреждений:

  • для федеральных автономных и бюджетных учреждений — балансовая стоимость в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
  • для автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ — балансовая стоимость в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
  • для муниципальных автономных и бюджетных учреждений — балансовая стоимость в интервале от 50 до 200 тыс. руб. (п.4 Постановления Правительства № 538 от 26 июля 2010).

Кроме того, независимо от стоимостного критерия к ОЦДИ может быть также отнесено следующее:

  • иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;
  • имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

К ОЦДИ не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления предусмотренных уставом автономного или бюджетного учреждения основных видов деятельности, а также имущество, приобретенное автономным или бюджетным учреждением исключительно за счет доходов, полученных от осуществления в соответствии с уставом приносящей доходы деятельности.

Ведение перечня ОЦДИ осуществляется на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).

Согласно п.1 Постановления Правительства № 538 от 26 июля 2010 года, виды ОЦДИ автономных или бюджетных учреждений могут определяться:

  • федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
  • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (далее – автономные учреждения субъекта РФ), и бюджетных учреждений субъекта РФ;
  • в порядке, установленном местной администрацией, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности (далее – муниципальные автономные учреждения), и муниципальных бюджетных учреждений.

Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 «Об автономных учреждениях«, при изменении типа существующих государственных и муниципальных учреждений отчуждение государственного (муниципального) имущества не допускается до тех пор, пока не будет утвержден порядок определения видов ОЦДИ.

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Перечень особо

ценного

движимого имущества

Определяется соответствующими

органами, осуществляющими

функции и полномочия учредителя

(п. 3 Постановления Правительства

№ 538 от 26.07.2010 г.)

Определяется:

1) федеральными государственными

органами, осуществляющими

функции и полномочия учредителя,

в отношении автономных учреждений,

созданных на базе имущества,

находящегося в федеральной собственности;

2) в порядке, установленном высшим

исполнительным органом государственной

власти субъекта Российской Федерации

в отношении автономных учреждений,

которые созданы на базе имущества,

находящегося в собственности субъекта

Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной

администрацией в отношении автономных

учреждений, которые созданы на базе имущества,

находящегося в муниципальной собственности.

(п. 2 Постановления Правительства № 538 от 26.07.2010 г.)

Вклад в уставный

капитал юридических лиц

Может передавать:

1) денежные средства;

2) другое имущество

за исключением особо ценного

движимого и недвижимого имущества

(п. 4, ст.24 № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. (в ред. от 29.12.2010)

«О некоммерческих организациях»)

С 1 января 2011 года может вносить

c согласия учредителя:

1) недвижимое имущество;

2) особо ценное движимое имущество.

Также может иным образом передавать

имущество другим юридическим лицам

в качестве их учредителя или участника.

Исключение составляют объекты культурного

наследия народов РФ, предметы и документы,

входящие в состав музейного фонда,

архивного фонда, национального

библиотечного фонда

(п. 6, ст.3 № 174-ФЗ от 03.11.2006 г.

«Об автономных учреждениях»)

ОЦДИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В 2019 ГОДУ

С.А. Ратовская,
консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

В учете бюджетных и автономных учреждений выделяется особо ценное движимое имущество (ОЦДИ). Частью ОЦДИ учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно и должно согласовывать свое решение с учредителем. Порядок такого согласования утверждается учредителем в соответствующем нормативном правовом акте. В 2019 году необходимо учитывать разъяснения Минфина, касающиеся выбытия ОЦДИ и списания его за баланс.

Имущество учреждений и права учредителя

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и ОЦДИ, закрепленными за ним учредителем или приобретенными самим учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимостью, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон № 174-ФЗ)).
Бюджетное учреждение, согласно ч. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), без согласия собственника не вправе распоряжаться ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, а также любым недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством РФ (ч. 3.2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ, ч. 11 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Согласно ч. 3.1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ перечни ОЦДИ для автономных учреждений определяются:

1) учредителем — для федеральных учреждений;
2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений;
3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Для бюджетных учреждений перечни ОЦДИ определяются учредителем (ч. 12 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (ч. 4 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Для бюджетных учреждений подобной нормы не предусмотрено.
Согласно пункту 5 постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538) ведение перечня ОЦДИ осуществляется самим бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
В недавнем письме Минфина России от 19.09.2018 № 02-07-05/67174 специалисты ведомства напомнили о следующих особенностях учета ОЦДИ бюджетным учреждением.

9 (321) — 2013

Мнения, комментарии, рекомендации специалистов

ПОНЯТИЕ «ОСОБО ЦЕННОЕ ИМУЩЕСТВО» В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Д. А. БЕССОНОВ, кандидат экономических наук, аудитор, начальник отдела ревизии, аудита и методического обеспечения Уральский федеральный университет

Понятие «особо ценное имущество» впервые было введено в лексикон законодательства в 2007 г. для негосударственных организаций, а именно для автономных учреждений с целью выделения имущества, распоряжение которым ограничено (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях»), а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений.

С 2011 г. данное понятие было распространено и на бюджетные учреждения (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»). Но до сих пор определение того, относится ли имущество к особо ценному или нет, на практике вызывает множество вопросов. Попытаемся систематизировать требования законодательства.

Основные положения. В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) имущество в оперативное управление учреждению может поступать либо путем его закрепления собственником, либо путем его приобретения (создания, получения дара и пр.) (п. 2 ст. 299 ГК РФ). То есть во втором случае решение собственника имущества

о закреплении его за учреждением не требуется, а имущество поступает в оперативное управление на основании сделок купли-продажи, дарения и др.

При этом учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом (далее — особо ценное имущество), закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (пп. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ).

Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Отметим, что для бюджетных учреждений аналогичной нормы нет. Но логично предположить, что решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества также должно приниматься одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за бюджетным учреждением или о выделении средств на его приобретение, так как в противном случае становится невозможным корректное отражение операции на счетах бухгалтерского учета

(для учета операций с особо ценным имуществом в соответствии с приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» предусмотрены отдельные счета).

Важно понимать, что указанные решения учредитель может принимать не каждый раз при закреплении имущества или выделении средств, а разово, путем опубликования своего решения об установлении критериев отнесения движимого имущества к особо ценному.

Таким образом, автономные и бюджетные учреждения ограничены в распоряжении особо ценным имуществом, которое:

1) либо закрепляется за ними собственниками;

2) либо приобретается за счет средств, выделенных собственниками для приобретения данного имущества.

Критерии отнесения к особо ценному имуществу. В качестве критериев определения имущества, в распоряжении которым ограничены учреждения, можно выделить:

— факт закрепления имущества собственником за учреждением. О факте закрепления имущества обязательно должно свидетельствовать решение собственника в лице учредителя. Причем в случае закрепления движимого имущества за учреждением данное решение должно содержать прямое указание на то, что имущество закрепляется в качестве особо ценного, или данный вывод должен следовать из решения учредителя, опубликованного ранее и содержащего критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу;

— имущество приобретено за счет целевых средств, выделенных собственником на приобретение имущества (причем в любой форме: субсидии, инвестиции и др.).

В случае приобретения движимого имущества учреждением, как и в случае выше, может присутствовать отдельное решение учредителя о том, что имущество, приобретаемое за счет выделяемых средств, является особо ценным движимым имуществом, или данный вывод может следовать из решения учредителя, опубликованного ранее и содержащего критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу.

Учредители при принятии решения об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества обязаны руководствоваться критериями, установленными постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538), а именно:

1) превышение первоначальной стоимости объекта некоторого предела, установленного учредителем;

2) имущество относится к имуществу, без которого осуществление деятельности учреждения будет существенно затруднено (определяется учредителем);

3) имущество относится к виду имущества, определенному учредителем в качестве особо ценного имущества;

4) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке (музейные коллекции, документы архивного фонда и т. п.).

Порядок определения принадлежности имущества. Алгоритм определения того, является ли поступившее в учреждение имущество особо ценным, можно представить в виде схемы, содержащей последовательность вопросов, на которые нужно ответить в порядке очередности (см. рисунок).

Заключение. Если недвижимое имущество закрепляется за учреждением или приобретается за счет средств, выделенных на его приобретение, то данное имущество автоматически приобретает статус особо ценного имущества, и какого-либо дополнительного подтверждения того, что это имущество является особо ценным, учреждение от учредителя получать не обязано.

Если же движимое имущество поступает в учреждение путем его закрепления или приобретается за счет целевых средств собственника, то в данном случае возможны следующие варианты:

1) если имеется ранее опубликованное решение учредителя, содержащее критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу, то обращаться к учредителю за дополнительным подтверждением статуса данного имущества не следует (если иное не установлено учредителем). Данный статус учреждение определяет самостоятельно на основании решения учредителя, а перечень особо ценного движимого имущества ведет на основании данных бухгалтерского учета (п. 5 Постановления № 538);

2) при отсутствии ранее опубликованного решения учредителя, содержащего критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу, имущество будет признаваться особо ценным движимым только в случае, если при принятии решения о закреплении указанного имущества за учреждением или о выделении средств на его приобретение учредитель также принял решение об отнесении данного имущества к категории особо ценного движимого имущества.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

2. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений: Федеральный закон от 03.11.2006 № 175-ФЗ.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

4. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо

Порядок определения принадлежности имущества

ценного движимого имущества: постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.