В целях реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 (в ред. от 07.02.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», распоряжением Правительства РФ № 296-р от 5 марта 2010 г. утвержден План мероприятий по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений (далее – План).
Одним из мероприятий Плана является разработка порядка отнесения имущества государственного (муниципального) автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества. Данный порядок утвержден постановлением Правительства РФ № 538 от 26 июля 2010 года «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».
Особо ценное движимое имущество (далее ОЦДИ) – движимое имущество, без которого осуществление уставной деятельности бюджетным/автономным учреждением будет затруднено.
Характерные особенности ОЦДИ:
- ОЦДИ бюджетного/автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления;
- собственником ОЦДИ бюджетного/автономного учреждения является Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование;
- бюджетное/автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (п. 2,3 ст. 298 ГК РФ);
- бюджетное/автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, кроме:
- ОЦДИ, закрепленного собственником;
- любого недвижимого имущества, закрепленного собственником (п. 2 ст. 120 ГК РФ);
- расходы на содержание недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленных за бюджетным/автономным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, входят в состав субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (работ);
- в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу
Решение об отнесении имущества к ОЦДИ принимает учредитель (уполномоченный орган).
Устанавливаются следующие стоимостные критерии для определения видов и (или) перечней ОЦДИ автономных или бюджетных учреждений:
- для федеральных автономных и бюджетных учреждений — балансовая стоимость в интервале от 200 до 500 тыс. руб.;
- для автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ — балансовая стоимость в интервале от 50 до 500 тыс. руб.;
- для муниципальных автономных и бюджетных учреждений — балансовая стоимость в интервале от 50 до 200 тыс. руб. (п.4 Постановления Правительства № 538 от 26 июля 2010).
Кроме того, независимо от стоимостного критерия к ОЦДИ может быть также отнесено следующее:
- иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;
- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
К ОЦДИ не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления предусмотренных уставом автономного или бюджетного учреждения основных видов деятельности, а также имущество, приобретенное автономным или бюджетным учреждением исключительно за счет доходов, полученных от осуществления в соответствии с уставом приносящей доходы деятельности.
Ведение перечня ОЦДИ осуществляется на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
Согласно п.1 Постановления Правительства № 538 от 26 июля 2010 года, виды ОЦДИ автономных или бюджетных учреждений могут определяться:
- федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;
- в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (далее – автономные учреждения субъекта РФ), и бюджетных учреждений субъекта РФ;
- в порядке, установленном местной администрацией, – в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности (далее – муниципальные автономные учреждения), и муниципальных бюджетных учреждений.
Согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 174-ФЗ от 3 ноября 2006 «Об автономных учреждениях«, при изменении типа существующих государственных и муниципальных учреждений отчуждение государственного (муниципального) имущества не допускается до тех пор, пока не будет утвержден порядок определения видов ОЦДИ.
Бюджетное учреждение |
Автономное учреждение |
|
Перечень особо ценного движимого имущества |
Определяется соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (п. 3 Постановления Правительства № 538 от 26.07.2010 г.) |
Определяется: 1) федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; 3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. (п. 2 Постановления Правительства № 538 от 26.07.2010 г.) |
Вклад в уставный капитал юридических лиц |
Может передавать: 1) денежные средства; 2) другое имущество за исключением особо ценного движимого и недвижимого имущества (п. 4, ст.24 № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. (в ред. от 29.12.2010) «О некоммерческих организациях») |
С 1 января 2011 года может вносить c согласия учредителя: 1) недвижимое имущество; 2) особо ценное движимое имущество. Также может иным образом передавать имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Исключение составляют объекты культурного наследия народов РФ, предметы и документы, входящие в состав музейного фонда, архивного фонда, национального библиотечного фонда (п. 6, ст.3 № 174-ФЗ от 03.11.2006 г. «Об автономных учреждениях») |
ОЦДИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В 2019 ГОДУ
С.А. Ратовская,
консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»
В учете бюджетных и автономных учреждений выделяется особо ценное движимое имущество (ОЦДИ). Частью ОЦДИ учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно и должно согласовывать свое решение с учредителем. Порядок такого согласования утверждается учредителем в соответствующем нормативном правовом акте. В 2019 году необходимо учитывать разъяснения Минфина, касающиеся выбытия ОЦДИ и списания его за баланс.
Имущество учреждений и права учредителя
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и ОЦДИ, закрепленными за ним учредителем или приобретенными самим учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимостью, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон № 174-ФЗ)).
Бюджетное учреждение, согласно ч. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ), без согласия собственника не вправе распоряжаться ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, а также любым недвижимым имуществом. Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством РФ (ч. 3.2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ, ч. 11 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Согласно ч. 3.1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ перечни ОЦДИ для автономных учреждений определяются:
1) | учредителем — для федеральных учреждений; | |
2) | в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений; | |
3) | в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности. |
Для бюджетных учреждений перечни ОЦДИ определяются учредителем (ч. 12 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (ч. 4 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Для бюджетных учреждений подобной нормы не предусмотрено.
Согласно пункту 5 постановления Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538) ведение перечня ОЦДИ осуществляется самим бюджетным или автономным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
В недавнем письме Минфина России от 19.09.2018 № 02-07-05/67174 специалисты ведомства напомнили о следующих особенностях учета ОЦДИ бюджетным учреждением.
9 (321) — 2013
Мнения, комментарии, рекомендации специалистов
ПОНЯТИЕ «ОСОБО ЦЕННОЕ ИМУЩЕСТВО» В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Д. А. БЕССОНОВ, кандидат экономических наук, аудитор, начальник отдела ревизии, аудита и методического обеспечения Уральский федеральный университет
Понятие «особо ценное имущество» впервые было введено в лексикон законодательства в 2007 г. для негосударственных организаций, а именно для автономных учреждений с целью выделения имущества, распоряжение которым ограничено (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях»), а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений.
С 2011 г. данное понятие было распространено и на бюджетные учреждения (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»). Но до сих пор определение того, относится ли имущество к особо ценному или нет, на практике вызывает множество вопросов. Попытаемся систематизировать требования законодательства.
Основные положения. В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) имущество в оперативное управление учреждению может поступать либо путем его закрепления собственником, либо путем его приобретения (создания, получения дара и пр.) (п. 2 ст. 299 ГК РФ). То есть во втором случае решение собственника имущества
о закреплении его за учреждением не требуется, а имущество поступает в оперативное управление на основании сделок купли-продажи, дарения и др.
При этом учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом (далее — особо ценное имущество), закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (пп. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ).
Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).
Отметим, что для бюджетных учреждений аналогичной нормы нет. Но логично предположить, что решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества также должно приниматься одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за бюджетным учреждением или о выделении средств на его приобретение, так как в противном случае становится невозможным корректное отражение операции на счетах бухгалтерского учета
(для учета операций с особо ценным имуществом в соответствии с приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» предусмотрены отдельные счета).
Важно понимать, что указанные решения учредитель может принимать не каждый раз при закреплении имущества или выделении средств, а разово, путем опубликования своего решения об установлении критериев отнесения движимого имущества к особо ценному.
Таким образом, автономные и бюджетные учреждения ограничены в распоряжении особо ценным имуществом, которое:
1) либо закрепляется за ними собственниками;
2) либо приобретается за счет средств, выделенных собственниками для приобретения данного имущества.
Критерии отнесения к особо ценному имуществу. В качестве критериев определения имущества, в распоряжении которым ограничены учреждения, можно выделить:
— факт закрепления имущества собственником за учреждением. О факте закрепления имущества обязательно должно свидетельствовать решение собственника в лице учредителя. Причем в случае закрепления движимого имущества за учреждением данное решение должно содержать прямое указание на то, что имущество закрепляется в качестве особо ценного, или данный вывод должен следовать из решения учредителя, опубликованного ранее и содержащего критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу;
— имущество приобретено за счет целевых средств, выделенных собственником на приобретение имущества (причем в любой форме: субсидии, инвестиции и др.).
В случае приобретения движимого имущества учреждением, как и в случае выше, может присутствовать отдельное решение учредителя о том, что имущество, приобретаемое за счет выделяемых средств, является особо ценным движимым имуществом, или данный вывод может следовать из решения учредителя, опубликованного ранее и содержащего критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу.
Учредители при принятии решения об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества обязаны руководствоваться критериями, установленными постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538), а именно:
1) превышение первоначальной стоимости объекта некоторого предела, установленного учредителем;
2) имущество относится к имуществу, без которого осуществление деятельности учреждения будет существенно затруднено (определяется учредителем);
3) имущество относится к виду имущества, определенному учредителем в качестве особо ценного имущества;
4) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке (музейные коллекции, документы архивного фонда и т. п.).
Порядок определения принадлежности имущества. Алгоритм определения того, является ли поступившее в учреждение имущество особо ценным, можно представить в виде схемы, содержащей последовательность вопросов, на которые нужно ответить в порядке очередности (см. рисунок).
Заключение. Если недвижимое имущество закрепляется за учреждением или приобретается за счет средств, выделенных на его приобретение, то данное имущество автоматически приобретает статус особо ценного имущества, и какого-либо дополнительного подтверждения того, что это имущество является особо ценным, учреждение от учредителя получать не обязано.
Если же движимое имущество поступает в учреждение путем его закрепления или приобретается за счет целевых средств собственника, то в данном случае возможны следующие варианты:
1) если имеется ранее опубликованное решение учредителя, содержащее критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу, то обращаться к учредителю за дополнительным подтверждением статуса данного имущества не следует (если иное не установлено учредителем). Данный статус учреждение определяет самостоятельно на основании решения учредителя, а перечень особо ценного движимого имущества ведет на основании данных бухгалтерского учета (п. 5 Постановления № 538);
2) при отсутствии ранее опубликованного решения учредителя, содержащего критерии отнесения к особо ценному движимому имуществу, имущество будет признаваться особо ценным движимым только в случае, если при принятии решения о закреплении указанного имущества за учреждением или о выделении средств на его приобретение учредитель также принял решение об отнесении данного имущества к категории особо ценного движимого имущества.
Список литературы
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений: Федеральный закон от 03.11.2006 № 175-ФЗ.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
4. О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо
Порядок определения принадлежности имущества
ценного движимого имущества: постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.
5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.
6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.