Особенности банкротства отсутствующего должника

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 25 июля 2017 г.

Банкротство отсутствующего должника – это упрощенная процедура банкротства, которая применяется, если гражданин-должник или руководитель организации-должника, фактически прекратившей деятельность, отсутствует либо определить его место нахождения невозможно (п. 1 ст. 227 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). То есть данная процедура применяется как к организациям, так и к физическим лицам, включая ИП (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).

Процедура банкротства отсутствующего должника также может быть применена к юридическому лицу, если место нахождения ее руководителя известно, в ситуации, когда:

  • имущества организации-должника недостаточно, чтобы покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или если в течение последних 12 месяцев не было операций по счетам должника;
  • имеют место иные признаки того, что должник деятельность не ведет (ст. 230 Закона N 127-ФЗ).

Напомним, что организация считается фактически прекратившей свою деятельность и подлежащей исключению из ЕГРЮЛ, если она в течение последних 12 месяцев (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ):

  • не представляла отчетность по налогам и сборам;
  • не проводила операции ни по одному из своих банковских счетов (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100).

Подать заявление о признании отсутствующего должника банкротом может конкурсный кредитор или уполномоченный орган. При этом сумма задолженности значения не имеет. А если признаки отсутствующего должника были обнаружены в ходе наблюдения (реструктуризации долгов гражданина), то подать заявление о переходе к упрощенной процедуре должен арбитражный управляющий (п. 1,3 ст. 227 Закона N 127-ФЗ).

На основании одного из указанных заявлений арбитражный суд в течение месяца выносит решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо о реализации имущества гражданина. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, а также реструктуризация долгов физического лица при такой упрощенной процедуре банкротства не применяются (п. 1 ст. 228 Закона N 127-ФЗ). Вместе с тем возможно заключение мирового соглашения.

Финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника

При банкротстве отсутствующего должника неизбежно встает вопрос о финансировании этой упрощенной процедуры. Потому что хотя должник и отсутствует, погасить судебные расходы кто-то должен.

По общему правилу если в ходе банкротства имущества должника оказывается недостаточно, то расходы по делу ложатся на плечи заявителя (п. 1,3 ст. 59 Закона N 127-ФЗ). Поэтому уполномоченный орган (к примеру, налоговый орган) может подать заявление о признании отсутствующего должника банкротом, только если есть вероятность обнаружения у него имущества, за счет которого можно будет возместить расходы по делу о банкротстве. Более того, уполномоченный орган должен предоставить тому доказательства и приложить их к заявлению в суд (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91).

Также, прежде чем подавать заявление, налоговый орган должен оценить вероятность того, что в результате банкротства должника удастся погасить его задолженность по обязательным платежам. А иначе и в суд идти незачем (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67). Если шансов на взыскание долгов нет, то ИФНС может просто исключить недействующую организацию из ЕГРЮЛ (ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Если же с заявлением в суд обращается конкурсный кредитор, то он же будет и финансировать расходы по делу о банкротстве либо третье лицо, допустим, другой кредитор (п. 7, 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91).

Отсутствующий должник – это особая группа неплательщиков, в отношении которых процедура банкротства применяется в облегченном виде. Отсутствующим неплательщиком признается физическое или юридическое лицо.

Если речь идет о предприятии, то под отсутствующим неплательщиком понимают руководителя фирмы, которая больше не осуществляет коммерческую деятельность, не располагается по зарегистрированному адресу и нельзя определить местопребывание руководителя. Отсутствующие должники-физлица прекращают предпринимательскую деятельность, отсутствуют по месту жительства и их местопребывание неизвестно.

Некоторые кредиторы ошибочно полагают, что скрывания руководителя решат все его проблемы. Однако это далеко не так.

Банкротство отсутствующего неплательщика – это упрощенная процедура, и признать в ней субсидиарную ответственность руководителя должника очень просто (даже легче, чем при обычной процедуре).

В статье 227 Закона о банкротстве перечислены признаки, по которым определяется отсутствующий неплательщик:

  • реальное прекращение деятельности (по сути – ликвидация фирмы);
  • неприбытие по адресу регистрации;
  • невозможность определить местоположение.

Факт отсутствия определяется через суд. Соответствующее решение выносится при отсутствии лица по месту жительства более года.

Специфика банкротства

Заявление о присвоении отсутствующему неплательщику статуса банкрота направляется конкурсным кредитором или уполномоченным органом. Сумма долга перед кредиторами при этом роли не играет.

Конкурсные кредиторы – это все источники финансирования (кроме уполномоченных органов, учредителей должника и лиц, перед которыми неплательщик ответственен за причинение морального или физического ущерба).

Заявление может быть подано в следующих случаях:

  • физическое лицо-должник или руководить фирмы-должника отсутствует, и выяснить их местонахождение невозможно;
  • имущество ликвидируемого должника не позволяет погасить судебные издержки в связи с делом о банкротстве;
  • в течение года до момента подачи заявления операции по банковским счетам неплательщика не проходили;
  • другие обстоятельства, подтверждающие неосуществление коммерческой деятельности.

Читайте, в чем отличия добровольной ликвидации кредитной организации.

Ликвидация фонда и других форм НКО имеет четкий порядок действий, установленный законом. Узнайте все об этом в нашей статье.

Банкротство отсутствующего должника: пошаговая инструкция

  1. Направление заявления конкурсным кредитором или уполномоченным органом. Уполномоченный орган может подавать заявление о признании неплательщика банкротом, только если он располагает суммой, необходимой для финансирования разбирательства.
  2. Арбитражный суд принимает решение о присвоении неплательщику статуса банкрота в течение одного месяца. Судья разбирает дело единолично. Процедура банкротства отсутствующего неплательщика не предполагает осуществление наблюдения, финансовой санации или внешнего управления.
  3. Все возможные заимодавцы оповещаются о несостоятельности отсутствующего неплательщика конкурсным управляющим.
  4. В течение месяца с момента оповещения заимодавцы предъявляют требования конкурсному управляющему.
  5. Если у неплательщика обнаруживается имущество, суд по ходатайству конкурсного управляющего может отменить упрощенную процедуру и перевести на другую.
  6. Заявки кредиторов удовлетворяются по очереди, предусмотренной при конкурсном производстве. Покрытие финансовых затрат на вознаграждение конкурсному управляющему и судебное производство осуществляется вне очереди.

Судебная практика

В судебной практике возникли вопросы касаемо признания лица безвестно отсутствующим с целью признания его банкротом. 16.05.2000 г. Президиумом ВАС была определена позиция, в соответствии с которой для прохождения процедуры банкротства отсутствующего неплательщика не требуется признание его безвестно отсутствующим.

Немаловажен и вопрос о текущих недоимках по обязательным взносам при обращении в суд уполномоченного органа. Как показывает судебная практика, суд не устанавливает связь между процедурой признания неплательщика банкротом и наличием недоимки по обязательным выплатам.

Задолженность по обязательным взносам не является характерной чертой несостоятельности и не обосновывает правовой интерес уполномоченного органа на судебное разбирательство.

Президиум ВАС придерживается такой точки зрения при обозначении доказательств, требуемых для признания неплательщика банкротом, в перечень которых не входят доказательства, подтверждающие задолженность по обязательным взносам. Эта идея отображена в пункте 10 приложения к письму ВАС от 13.01.2000 г. №50.

Что касается правовых норм о заполнении реестра кредиторов по делу о банкротстве, то их просто нет.

При этом следует отметить, что положения о праве заимодавца предъявлять требования конкурсному управляющему и предоставлении ему оплаты предполагают составление реестра и в процедуре банкротства. На практике особое значение составлению реестра требований заимодавца не придается.

Очень часто к отчету об итогах проведения конкурсного производства не прикрепляют реестр с перечислением предъявляемых претензий. Это объясняется тем, что удовлетворение требований не было произведено по причине неимения у должника имущества.

Очень важным является следующее пояснение Высшего Арбитражного Суда: так как месячный срок для направления претензий отведен только для заимодавцев, получивших оповещение от конкурсного управляющего, требования заимодавцев, не получивших такое оповещение, могут быть предъявлены до закрытия самого реестра требований. Претензии таких кредиторов вносятся в реестр на основании судебного определения.

При рассмотрении дел о несостоятельности отсутствующего неплательщика процедура наблюдения судом не назначается. Это объясняется тем, что в таких делах директор или другие органы управления, как правило, отсутствуют, и определить их местоположение просто невозможно.

Если имущества нет или его стоимость не позволяет погасить судебные издержки, вводить наблюдение просто не имеет смысла. Процедура не решит первостепенную задачу – обеспечение сохранности имущества неплательщика и ограничение полномочий руководителя организации.

В решении вопросов касаемо открытия конкурсного производства суд независим: он не связан с соображениями заимодавцев, как это происходит при выборе процедуры банкротства по окончании наблюдения.

Арбитражный суд выносит определение об окончании конкурсного производства – на его основании регистрирующим органом проставляется соответствующая запись в ЕГРЮЛ.

В целом, при осуществлении процедуры банкротства отсутствующего неплательщика никакого имущества, которым можно было бы удовлетворить требования заимодавцев, не выявляется. По этой причине правовое регулирование подобных дел еще больше снижает шансы кредитора на защиту своих законных интересов.

Такая процедура банкротства может быть обоснованной только в случае, если ее проведение не способствует ущемлению прав кредитора.

Узнайте, кто является ведущим реестра требований кредиторов при ликвидации.

Все, о ликвидации закрытого акционерного общества, .

В чем причины, по которым предприниматели приходят к мысли о необходимости ликвидации ООО? .

Когда бизнес перестает приносить прибыль либо вовсе становится убыточным, руководство предприятия старается избавиться от неприбыльных проектов. Первым шагом к закрытию компании становится процедура добровольной ликвидации. Часто процесс отягощается требованиями кредиторов о выплате задолженности. При нехватке активов у предприятия ликвидация проводится через банкротство.

Процедура проходит в упрощённом порядке и требует применения единственной стадии – конкурсного производства. Причины, по которым предприятие признается банкротом, не исследуются, достаточно факта наличия задолженности перед кредиторами и невозможности эти суммы выплатить в добровольном порядке.

Обычно для выплаты задолженности предприятие распродает имущество и вырученными средствами гасит долг. Свою долю получают инвесторы и сотрудники ликвидируемого предприятия. Порой организации берут кредиты под залог движимого, чаще недвижимого имущества – таковое продаётся в первую очередь либо передаётся кредиторам.

Случается, полученного дохода всем одновременно не хватает. В таком случае выстраивается очередность. Выплаты получают:

  • Сотрудники предприятия либо сторонние граждане, перед которыми у организации-должника возникли обязательства в компенсации морального либо материального вреда;
  • Работники предприятия, ожидающие выплаты заработной платы;
  • Юридические и физические лица, выступающие в роли кредиторов.

Налоговая задолженность, как правило, удовлетворяется после выплат предыдущим категориям в списке.

Порой на процедуру банкротства выходят организации, лишённые и денежной массы, и имущественных активов. По окончании всех стадий процедуры такие предприятия освобождаются от всех обязательств перед кредиторами.

Однако скрывать имущество от конкурсного управляющего, отчитывающегося перед судом – плохая идея. Тот же совет дадут владельцам бизнеса и руководителям компании юристы, нанятые для проведения организации-должника через стадии банкротства.

Комиссия и суд

Ни одно юридическое лицо не вправе провозгласить себя банкротом и отринуть тем самым требования кредиторов. При отсутствии средств и наличии долгов в виде кредитов и ссуд компания вынуждена пройти через судебное разбирательство.

Часто банкротство используется в целях реорганизации бизнеса. На собрании избирается комиссия, в компетенцию которой входит сбор данных о состоянии предприятия, их анализ через призму необходимости процедуры банкротства.

Если данные однозначно указывают, что бизнес нежизнеспособен, комиссия составляет заявление о начале процедуры и передаёт документ в арбитражный суд в десятидневный срок.

Превышение его грозит мерами привлечения к ответственности.

Изучив заявление и приложенные материалы дела, суд признаёт, что организация вправе начать процедуру банкротства. Назначается конкурсный управляющий, человек, не имеющий отношения к ликвидируемой организации, отчитывающийся исключительно перед судёй. О начале процедуры оповещаются кредиторы. Для предъявления требований к должнику отводится 30 дней. По истечению месяца имущество компании распродается, а полученная прибыль отходит работникам и инвесторам.

Пошаговая инструкция

Процедура банкротства юридического лица включает два периода, не равных по продолжительности. Начинается всё с ликвидации фирмы и заканчивается признанием несостоятельности.

Начало ликвидации фирмы

Этап происходит пошагово.

Когда решение по ликвидации организации принято, выбирается состав комиссии, в функции которой входит проведение компании через процедуру банкротства. Выбор членов производит управляющий либо участники собрания о прекращении деятельности юридического лица. Созданная комиссия извещает государственные органы о реорганизации, на это отводится три дня.

Кроме оповещения налоговой инспекции и пенсионного фонда, потребуется известить прессу. В любых средствах массовой информации, включая печатное издание, члены комиссии публикуют известие о ликвидации учреждения. Информируются кредиторы.

Компании, вложившие в ликвидируемую организацию денежные средства, получают право в течение месяца предъявить должнику требования о выплате задолженности. Комиссией подсчитывается сумма долга и стоимость средств на балансе компании, позволяющая нивелировать хотя бы часть пассивов.

Банкротство должника

Добровольная оплата долга посредством денег, вырученных от продажи имущества, ведет к завершению процедуры. Если средств недостаточно, начинается второй этап признания несостоятельности фирмы.

Комиссия составляет перечень признаков, указывающих на банкротство, служащий одновременно основанием для составления в арбитражный суд заявления о признании банкротом.

Суд, усмотрев основания для удовлетворения иска, заводит дело и назначает конкурсного управляющего, который и проведет фирму через банкротство. Управляющим самостоятельно либо через доверенных лиц производится оценка стоимости имущества компании. Если некие активы должника переданы в управление третьим лицам, они отзываются обратно.

В течение 30 дней проводится оценка имущества. Позже оно продаётся с торгов, вырученные средства уходят на покрытие обязательств перед работниками фирмы и кредиторами в порядке очерёдности.

Отчёт о проделанной работе предоставляется в арбитражный суд. Дело завершается.

Проведение банкротства ликвидируемого должника

Порядок процедуры

Когда компания ликвидируется через признание себя банкротом, применяется исключительно порядок конкурсного производства. Если бизнес обескровлен, попытки провести организацию через этапы реанимации не имеют смысла.

Сохранять и оздоравливать уже нечего. Конкурсное производство — единственный достойный выход из сложившейся ситуации, когда предприятие-должник с убыточным сальдо может законным образом прекратить своё существование, не расплатившись с кредиторами и работниками.

Порядок перехода к процедуре банкротства:
1. Руководство компании осознаёт, что попытки финансовых вливаний в бизнес не приносят успеха, объем внешней и внутренней задолженности нарастает, и назначает комиссию по ликвидации предприятия. Управляющий состав имеет право принимать участие в деятельности ликвидационной комиссии. О принятом решении извещается налоговая структура, установленный срок извещения в три дня отсчитывается с момента принятия решения о ликвидации фирмы, что зафиксировано протоколом собрания.

2. О ликвидации компании оповещаются физические и юридические лица, посредством объявления в средствах массовой информации, включая привычную бумажную газету.

3. Одновременно происходит подсчет задолженности компании. Комиссия анализирует возможность расплатиться с инвесторами.

4. Вкладчикам направляются письменные уведомления, что у компании имеются признаки банкротства, и начата подготовка к ликвидации предприятия. В тридцатидневный срок с момента получения уведомлений заинтересованные лица составляют претензии к должнику.

5. В арбитражный суд направляется заявление о признании компании банкротом с подтверждающей документацией.

6. Суд принимает заявление, открывает производство по делу. Производится назначение независимого конкурсного управляющего для руководства процедурой. Выполняется этап наблюдения за деятельностью фирмы.

7. Управляющий также проводит оценку имущества компании, параллельно с ликвидационной комиссией. Изыскивает средства для полного либо частичного погашения долгов перед кредиторами и работниками, предпринимает попытки полностью удовлетворить интересы сторон. Полный отчет о проделанной работе предоставляет судебному органу.

8. Опираясь на документацию, судья удовлетворяет дело, признает юридическое лицо банкротом. По окончании производства о решении уведомляется налоговая инспекция.

Упрощенная версия

Описанная процедура именуется реорганизацией предприятия в форме ликвидации. Большинство прогоревших бизнесменов либо компаний, чья деятельность не отвечает целям создания, стремятся пройти перечисленные шаги в упрощённом порядке. Для выполнения задуманного требуется, чтобы юридическое лицо не имело в запасе вполне ликвидного актива в виде имущества либо ценных бумаг.

Упрощенная версия отличается от полной двумя моментами:

  • Не проводится этап наблюдения;
  • Усматривается наличие объёмной задолженности при одновременном неликвидном балансе.

Все прочие этапы выполняются предусмотренным образом.
Упрощенная процедура ощутимо сокращает сроки прохождения банкротства, а значит, экономит должнику денежные средства, позволяя трем временем оплачивать содержание конкурсного управляющего и нанятых юристов. Дополнительным плюсом считается выход предприятия из «серых» схем ликвидации, прекращающий его деятельность вполне законным способом.

При его отсутствии

Предприятие считается отсутствующим, если на расчетных счетах фирмы не происходит движения в течение 12 месяцев. Учитывая вал долгов, разрешается провести ликвидацию фирмы и при описанных условиях. Основаниями для признания фирмы банкротом становятся положения:

  • Полная стагнация и отсутствие деятельности фирмы, неподвижность финансового баланса в течение года;
  • Отсутствие руководящих фирмой лиц при невозможности установить местонахождение;
  • Невозможность покрытия расходов делопроизводства по несостоятельности даже после продажи всех активов компании (при их наличии).

Делопроизводство начинается в месячный срок с момента принятия судом заявления о признании фирмы банкротом. Назначенный конкурсный управляющий не ведёт наблюдение, не предпринимает попыток возобновить работу предприятия, а сразу переходит к конкурсному производству по упрощённой схеме, независимо от того, объявился пропавший должник либо нет.

В обязанности конкурсного управляющего входит оценка активов предприятия. Если он обнаружит, что после продажи имущества у предприятия на балансе окажется сумма, достаточная для полного погашения кредиторской задолженности, управляющий ходатайствует перед судом о прекращении упрощённого производства по банкротству и переходе к полной процедуре. На практике подобное крайне редко случается.

Приходится также учитывать, что преимуществами упрощённой процедуры банкротства смогут воспользоваться не все организации, желающие пройти по ускоренному пути.

Последствия

Признание фирмы банкротом означает конец существования предприятия как такового. Распроданные активы либо покрывают долги предприятия перед вкладчиками, либо нет. В таком случае допустимо воспользоваться денежными средствами третьих лиц.

Опишем два способа возмещения убытков кредиторов:

Аукционная продажа имущества организации

Управляющий составляет опись имущества фирмы, организует оценку, анализирует баланс.
Выставляет имущество на торги открытого характера, где принимают участие все желающие. Сведения о площадках публикуются в средствах массовой информации.

Имущество распродаётся, долги покрываются полностью либо частично. Управляющий отчитывается перед судом о принятых мерах.

Возмещение задолженности третьими лицами

Любая компания вправе погасить долг ликвидируемой организации перед вкладчиками, выкупив ее имущество. После совершения необходимых процессуальных действий конкурсный управляющий отчитывается о продажах и компенсации задолженности перед арбитражным судом. Судья, удовлетворившись изучением документов, выносит решение о ликвидации предприятия и завершает банкротство.

Ликвидация компании-должника завершается

После вступления судебного акта в законную силу ликвидатор предоставляет в регистрирующий орган сведения, подтверждающие завершение процедуры банкротства. Перед информированием налогового органа соответствующие сведения передаются в Пенсионный Фонд РФ.
После внесения сведений в реестр ликвидация организации считается окончательной.

Реорганизация предприятия в форме ликвидации через процедуру банкротства – простой и законный путь гарантировано удалить бизнес при неудачном пути его развития. Стратегию упрощённой процедуры банкротства способны разработать лишь профессиональные юристы.

В сжатом описании не раскрыты нюансы и подводные камни, подстерегающие руководителей, пожелавших сэкономить на компетентном сопровождении. Государство сохраняет право предъявления претензий к организации и руководителям на протяжении года после внесения в ЕГРЮЛ записи о банкротстве.

Действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) предусмотрена такая упрощенная процедура банкротства, как банкротство отсутствующего должника.

Актуальность применения этой процедуры обусловлена огромным количеством должников, соответствующих установленным законом признакам отсутствующего должника. По сути отсутствующие должники — это недействующие юридические лица, которые продолжают числиться в Едином государственном реестре юридических лиц. Процедура банкротства отсутствующего должника завершается ликвидацией юридического лица, что позволяет «очистить» Единый государственный реестр юридических лиц от фактически уже и так не существующих по тем или иным причинам хозяйствующих субъектов.

Законом определены следующие признаки отсутствующего должника:

-должник фактически прекратил предпринимательскую или иную деятельность;

-руководитель должника отсутствует, или установить место его нахождения не представляется возможным;

-имущества должника-организации заведомо недостаточно для покрытия расходов, связанных с делом о банкротстве;

-в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника.

-иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

Особенности банкротства отсутствующего должника заключаются в соответствии должника этим установленным законом признакам, в максимально сокращенных сроках, применяемых в этой упрощенной процедуре, а так же в том, что финансирование процедуры банкротства берет на себя конкурсный кредитор, подавший заявление в арбитражный суд о банкротстве такого должника.

Уполномоченный орган может подать заявление о банкротстве такого должника исключительно при наличии средств необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве

Необходимо отметить, что при банкротстве отсутствующего должника не применяются такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.

Сроки максимально сокращены целях скорейшего завершения процедуры и минимизации судебных расходов. Решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается арбитражным судом в течение месяца с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом или с даты получения арбитражным судом заявления временного управляющего о переходе к упрощенной процедуре.

Кредиторы только в течение месяца со дня получения уведомления от конкурсного управляющего могут предъявить свои требования.

В первую очередь интерес кредитора, инициирующего процедуру банкротства отсутствующего должника, заключается в том, чтобы добиться удовлетворения своих требований, воспользовавшись предоставленной законом возможностью заявить кандидатуру «дружественного» арбитражного управляющего, осуществлять максимальный контроль над процедурой в целях выявления имущества должника и/или оспаривания сделок должника.

Нельзя исключать, что «отсутствующий должник» стал таковым не случайно и имущество, выведенное по сделкам, можно вернуть в конкурсную массу. Для этого потребуется в судебном порядке распутать схему, осуществленную недобросовестными контролирующими должника лицами (руководителями, учредителями).

Необходимо отметить, что ели в ходе процедуры банкротства отсутствующего должника, имущество будет выявлено, конкурсный управляющий обязан ходатайствовать в суд о прекращении упрощенной процедуры и переходе к процедурам, предусмотренным законодательством о банкротстве. За счет реализации установленного имущества будет производиться удовлетворение требований кредиторов.

Если в ходе процедуры банкротства отсутствующего должника имущество так и не будет выявлено – процедура закончится ликвидацией должника и исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Само понятие «отсутствующий должник» (исходя из его признаков) для кредитора, казалось бы, должно означать бесперспективность получения с него долга. Однако, некоторые кредиторы, имеющие требования, выражающиеся в очень значительных суммах, могут пойти на финансирование упрощенной процедуры для того, чтобы в последующем уменьшить на эти значительные суммы требований базу по налогу на прибыль. Налоговым кодексом установлено, что суммы безнадежных долгов приравниваются к внереализационным расходам.

В соответствии с налоговым законодательством безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Процедура банкротства отсутствующего должника завершается ликвидацией должника, что исключает в дальнейшем споры кредитора с налоговым органом о признании долга безнадежным.

Расходы, понесенные кредитором по финансированию упрощенной процедуры, а именно судебные расходы, связанные непосредственно с рассмотрением дела в суде, а также расходы на вознаграждение арбитражного управляющего и расходы по возмещению затрат арбитражного управляющего, тоже могут быть списаны финансировавшим процедуру конкурсным кредитором, как судебные расходы, то есть включены в состав внереализационных расходов.

В данном случае, рассматривая возможность инициации и финансирования процедуры банкротства должника, соответствующего признакам отсутствующего, кредитору следует руководствоваться экономической целесообразностью, соизмеряя сумму расходов, которая потребуется на финансирование упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника, с суммой, получаемой в перспективе налоговой выгоды.

Дмитрий Ватаман

Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»