Общие требования пожарной

Содержание

НПБ 06-96

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОРЯДОК КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ
НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Дата введения 1996-06-01

РАЗРАБОТАНЫ Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России (Б.Ф. Туркин, Е.Е. Кирюханцев, В.Е. Татаров) и Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России (Е.А. Мешалкин, А.Я. Корольченко, Н.П. Копылов, А.В. Матюшин, В.В. Пивоваров, С.А. Никонов, Б.С. Соснин, Е.Н. Панин, С.В. Тадеуш, А.В. Костычев).
УТВЕРЖДЕНЫ главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом МВД России от 13 июня 1996 года N 29.
ВВОДЯТСЯ ВПЕРВЫЕ.
Настоящие нормы пожарной безопасности (далее — Нормы) определяют принципы, правила классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности (ПБ).
Классификации и кодированию в соответствии с указанными Нормами подлежат нормативные документы, издаваемые федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Классификация и кодирование нормативных документов, издаваемых ГУГПС МВД России, осуществляются при их утверждении.
ГУГПС проводит классификацию и кодирование нормативных документов, утвержденных другими федеральными органами власти, после их официального опубликования.
Классификация и кодирование нормативных документов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются территориальными органами управления Государственной противопожарной службы в порядке, установленном ГУГПС.

Классификация нормативных документов по пожарной безопасности

1. Классификация нормативных документов по пожарной безопасности

1.1. Нормативные документы классифицируют:
по уровню регулирования (нормативные документы, разрабатываемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, прочие документы, содержащие требования ПБ);
по функциональной ориентации (регламентация порядка разработки нормативных документов, организация государственного пожарного надзора и т.п.);
по виду документа (стандарт, строительные нормы и правила, нормы ПБ, правила ПБ и т.п.);
по субъекту утверждения документа (органы государственной власти, министерства, ведомства);
по ведомственной или территориальной принадлежности (министерства, ведомства, на которые распространяется документ);
по объекту нормирования (здания, сооружения, оборудование, пожарные автомобили и т.п.).

1.2. Каждый класс (подкласс) обозначают цифровым кодом. Совокупность кодов, записанная в определенной последовательности, образует код нормативного документа (рис.1).

Рис. 1. Структура кодов нормативных документов по пожарной безопасности

Рис. 1. Структура кодов нормативных документов по пожарной безопасности

Выделяют в зависимости от:
функциональной ориентации — классы и реквизиты документа;
уровня регулирования, вида документа, субъекта утверждения и ведомственной принадлежности — реквизиты;
объекта нормирования — классы, подклассы и реквизиты (рис. 2).

Рис. 2. Структура классификатора

Рис. 2. Структура классификатора

В табл. 1 приложения приведен действующий на момент введения настоящих Норм перечень кодов федеральных органов государственной власти, а в табл. 2 приложения — перечень кодов субъектов Российской Федерации.
При изменении названий министерств и ведомств, а также при возникновении необходимости использовать резервные коды рубрикаторов (табл. 1-4) изменения и дополнения в настоящие Нормы вносят в соответствии с НПБ 01-93.

Кодирование нормативных документов

2.1. Код нормативного документа записывают в последовательности, представленной на рис. 1.
В позициях 1, 2 указывают обозначение системы нормативных документов «ПБ» (пожарная безопасность).
Позиция 3 предусмотрена для пробела разделителя.
В позиции 4 записывают код уровня регулирования.
В позициях 5,9,15,19 проставляют точки, разделяющие коды.
В позициях 6, 7, 8 записывают код функциональной ориентации.
В позиции 10 указывают код вида документа.
В позициях 11, 12 записывают код министерства (ведомства), утвердившего (издавшего) документ.
В позициях 13, 14 указывают код министерства (ведомства), на которое распространяется действие документа.
В позициях 16, 17, 18 записывают код объекта нормирования.
В позициях 20, 21 указывают год издания документа (две последние цифры).
Коды классов, подклассов и реквизитов принимают в соответствии с классификаторами (табл. 1-4).

2.2. Если действие нормативного документа распространяется на несколько министерств (ведомств), их перечень дается в круглых скобках. При этом число позиций для записи по необходимости увеличивают (начиная с позиции 13). Если документ распространяется на весь перечень органов власти, в позициях 13, 14 записывают «00».

2.3. Если нормативный документ относится к нескольким классам (подклассам) по функциональной ориентации или объектам нормирования, эти классы (подклассы) следует указать в соответствующем поле, заключив в круглые скобки. Внутри скобок обозначения подклассов разделяют запятой. Если в группу входит несколько подклассов с последовательно идущими номерами, между ними можно поставить тире. При этом в код документа добавляют необходимое число дополнительных позиций (начиная с 6-й или 16-й).
Например:
ППБ 101-89. Школы, ПТУ, ПБ 1.029.41019(162-165).89
детские дома, дошкольные учреждения
ГОСТ Р 50810-95. Пожарная ПБ 1.(022,026).15299.321.95
опасность текстильных материалов.
Ткани декоративные. Методы испытания
на воспламеняемость и классификация

2.4. Если нормативный документ может быть отнесен к определенному классу в целом, за исключением одного или нескольких подклассов, эти подклассы указывают в квадратных скобках после класса и разделяют запятой внутри скобок.

2.5. Для обозначения нормативного документа, который по названию или области действия невозможно отнести к какому-либо классу (подклассу), следует использовать классы (подклассы), начинающиеся со слова «Прочие…».

2.6. Если не требуется классификация нормативного документа по объектам защиты и средствам обеспечения ПБ, позиции 16-18 кода заполняют нулями. Если документ распространяется на все объекты защиты и все средства обеспечения ПБ, соответствующие поля кода заполняют следующим образом: (100,340).
Например:
Федеральный закон «О пожарной безопасности» ПБ 1.000.00300.(100,340).95

Таблица 1

Классификатор по уровню регулирования

Код

Характеристика нормативного документа по уровню регулирования

Нормативный документ, разработанный федеральными органами государственной власти

Нормативный документ, разработанный органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Прочие документы, содержащие требования ПБ

Таблица 2

Классификатор по функциональной ориентации

Код

Функциональная ориентация

Правовое обеспечение деятельности в области ПБ

Регламентация порядка разработки нормативных документов в области ПБ

Регламентация основных характеристик объектов защиты и средств обеспечения ПБ, общих и специальных требований на всех стадиях жизненного цикла объектов и по видам деятельности:

общие требования

классификация, термины и определения, обозначения условные и графические

типы и основные параметры

номенклатура показателей

специальные требования при проектировании (разработке)

методы испытаний

методы контроля

специальные требования при строительстве (монтаже)

специальные требования при эксплуатации (использовании)

прочие характеристики и требования

Порядок организации и осуществления государственного пожарного надзора (ГПН) по видам деятельности:

обследования и проверки

нормативно-техническая работа

административная практика

проверки и дознания по делам о пожарах

контроль за организацией и осуществлением ГПН

взаимодействие со службами органов внутренних дел

планирование, учет и анализ

прочие виды деятельности

Порядок организации и ведения боевых действий по тушению пожаров по видам деятельности:

организация и несение гарнизонной службы

организация и ведение боевых действий

планирование боевых действий

прочие виды деятельности

Информационное обеспечение, учет пожаров по видам деятельности:

статистика и учет пожаров

создание федеральных и других баз данных

прочие виды деятельности

Создание пожарной охраны, организация ее деятельности по объектам и видам:

личный состав ГПС

караульная служба

социальное обеспечение

финансовое и материально-техническое обеспечение в области ПБ

имущество ГПС

прочие объекты и виды деятельности

Регламентация организации и осуществления производства пожарно-технической продукции

Регламентация деятельности по лицензированию работ и услуг в области ПБ

Регламентация деятельности по сертификации продукции и услуг в области ПБ

Регламентация порядка выполнения работ и услуг в области ПБ

Противопожарная пропаганда, содействие добровольной пожарной охране

Установление особого противопожарного режима

Противопожарное страхование

Научно-техническое обеспечение ПБ

Прочие виды деятельности по организации выполнения мер по обеспечению ПБ

Таблица 3

Классификатор по виду нормативных документов

Код

Вид документа

Законодательный акт органа государственной власти, нормативный правовой акт в области ПБ

Стандарт

Нормативный документ в строительстве (в соответствии со СНиП 10-01-94)

Нормы технологического проектирования

Правила пожарной безопасности

Нормы пожарной безопасности

Распорядительный документ Государственной противопожарной службы

Инструкция

Прочие виды документов

Таблица 4

Классификатор по объекту нормирования

Код

Объект нормирования

Все объекты защиты

Территории:

городов

сельских поселений

промпредприятий

сельхозпредприятий

новостроек

поселков городского типа

прочие

Здания и сооружения (все виды):

Промышленные здания и сооружения (все виды):

производственные здания

производственные сооружения

административные и бытовые здания

энергетические здания

прочие

Склады (все виды):

общего назначения

легковоспламеняющихся и горючих жидкостей

газов

угля и торфа

лесопиломатериалов

грубых кормов

зерна

аммиачной селитры

холодильники

прочие

Общественные здания (все виды):

Здания для образования, воспитания и подготовки кадров (все виды):

детских дошкольных учреждений

общеобразовательных и специализированных школ

школ-интернатов

профессионально-технических училищ

средних специальных учебных заведений

высших учебных заведений

учреждений для подготовки и повышения квалификации специалистов

прочие

Здания НИИ, проектных и общественных организаций (все виды):

НИИ

проектных и конструкторских организаций

информационных центров, ЭВМ

органов управления

общественных организаций

архивов

прочие

Здания и сооружения системы здравоохранения и отдыха (все виды):

лечебных учреждений, поликлиник, аптек, молочных кухонь, грязелечебниц

санаториев, санаториев-профилакториев, детских дач

учреждений отдыха и туризма

прочие

Спортивные здания и сооружения (все виды):

открытые спортивные сооружения

крытые спортивные здания и сооружения

физкультурно-оздоровительные комплексы

Федеральный закон от 30.12.2009 N 385-фз «О внесении изменений в федеральный закон «О техническом регулировании»

(6 kb)

  • Дополнение терминологии Закона о техническом регулировании
  • Технический регламент, принимаемый органом технического регулирования
  • Порядок принятия и опубликования технического регламента
  • Вступление технического регламента
  • Перечень документов в области стандартизации, обеспечивающие соблюдение требований технического регламента
  • Регистрация технических документов в информационном фонде технических регламентов и стандартов
  • Использование технических стандартов иностранных государств
  • Применение обязательных требований при отсутствии технического регламента и выбор режима технического регулирования
  • Вступление Закона N 385-ФЗ в силу

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании) технический регламент — это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, к связанным с требованиями к ней процессам проектирования (включая изыскания), а также к зданиям, строениям и сооружениям, производству, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации).
По общему правилу технический регламент утверждается федеральным законом или постановлением Правительства РФ (ст. 9 Закона о техническом регулировании). Принятые к настоящему времени технические регламенты в основе своей регулируют не технические, а правовые аспекты: определяют термины, вводят правовые классификации и критерии и т.д.
В этой связи перед законодателем встала необходимость разрешить вопрос применения технических документов (национальных, международных, региональных стандартов и сводов правил), которые обеспечивают выполнение и соблюдение требований технического регламента. Поэтому был принят Федеральный закон от 30.12.2009 N 385-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (далее — Закон N 385-ФЗ).
Закон N 385-ФЗ уполномочил федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (далее — орган технического регулирования). В настоящее время таким органом является Минпромторг России в силу п. 1 Положения о Министерстве промышленности и торговле, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 (далее — Положение о Минпромторге России) принимать технические регламенты соответствующим нормативным правовым актом.
Дополнение терминологии Закона о техническом регулировании
Статья 2 Закона о техническом регулировании, устанавливающая термины и определения, используемые указанным Законом, дополнена следующими определениями: региональная организация по стандартизации, стандарт иностранного государства, региональный стандарт, свод правил иностранного государства, региональный свод правил.
Технический регламент, принимаемый органом технического регулирования
Статья 10 Закона о техническом регулировании устанавливает возможность принятия технического регламента в особом порядке.
Данный порядок заключается в том, что технический регламент в исключительных случаях может приниматься не федеральным законом, а международным договором или межправительственным соглашением, указом Президента, постановлением Правительства РФ.
Закон N 385-ФЗ допускает теперь и принятие технического регламента нормативным правовым актом органа технического регулирования, что следует из п. 11 ст. 7 Закона о техническом регулировании в новой редакции. Также Закон N 385-ФЗ вводит в Закон о техническом регулировании статью 9.1, устанавливающую порядок принятия и опубликования такого технического регламента (далее — технический регламент).
Следует отметить, что к настоящему времени не внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации», которые наделяли бы Минпромторг России полномочиями принимать технический регламент.
Необходимо отметить, что в силу пп. 10.16 Положения о Минпромторге России данное Министерство вправе издавать приказы, имеющие нормативный характер. На основании этого можно сделать вывод о том, что технический регламент может быть утвержден приказом Минпромторга России.
Порядок принятия и опубликования технического регламента
Закон N 385-ФЗ ввел в Закон о техническом регулировании статью 9.1, в которой установлен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, принимаемого нормативным правовым актом органа технического регулирования.
Порядок принятия технического регламента следующий:
1. Проект технического регламента представляется разработчиком в орган технического регулирования для принятия при наличии:
— обоснования необходимости принятия технического регламента;
— финансово-экономического обоснования принятия технического регламента;
— документов, подтверждающих опубликование уведомления о разработке проекта технического регламента;
— документов, подтверждающих опубликование уведомления о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента;
— перечня полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц.
2. Проект технического регламента с приведенным выше комплектом документов направляется органом технического регулирования на экспертизу в экспертную комиссию по техническому регулированию.
3. Заключение данной экспертной комиссии о возможности принятия технического регламента готовится в течение 30 дней со дня поступления проекта технического регламента с комплектом документов в орган технического регулирования.
4. Заключение должно быть опубликовано в печатном издании органа технического регулирования и размещено в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
5. На основании заключения экспертной комиссии орган технического регулирования в течение 10 дней со дня поступления такого заключения принимает решение о принятии технического регламента или об отклонении его проекта. Отклоненный проект технического регламента с заключением экспертной комиссии по техническому регулированию должен быть возвращен разработчику в течение пяти дней со дня принятия решения об отказе.
6. Принятый технический регламент должен быть опубликован в печатном издании органа технического регулирования и размещен в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Следует отметить, что Минпромторг России не имеет своего официального печатного органа, поэтому можно предположить, что технический регламент, утверждаемый нормативным правовым актом органом технического регулирования, должен быть опубликован в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Этот вывод следует из п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Необходимо обратить внимание на то, что порядок опубликования документов обсуждения проекта технического регламента установлен в Постановлении Правительства РФ от 05.11.2003 N 673 «Об опубликовании и размере платы за опубликование документов о разработке, обсуждении и экспертной оценке проектов технических регламентов, проектов законодательных, иных нормативных правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования». В соответствии с этим Постановлением уведомления о разработке и обсуждении проекта технического регламента, проект технического регламента, а также экспертное заключение по этому проекту публикуются в печатном издании Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее — Ростехрегулирование) — «Вестнике технического регулирования и метрологии». Однако данное агентство не является органом технического регулирования, хотя и оказывает государственные услуги в этой области. Как было отмечено выше, органом технического регулирования является Минпромторг России. Поэтому «Вестник технического регулирования и метрологии» нельзя считать изданием органа технического регулирования.
Законодатель обязывает орган технического регулирования обеспечить бесплатный доступ к принятым техническим регламентам. Такой регламент подлежит государственной регистрации, что следует из п. 8 ст. 9.1 Закона о техническом регулировании.
Вступление технического регламента
Пунктом 10 ст. 7 Закона о техническом регулировании в новой редакции предусмотрено, что технический регламент, в том числе принятый органом технического регулирования, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Также п. 4 ст. 10 данного Закона установлено, что со дня вступления в силу федерального закона о техническом регламенте соответствующий технический регламент, изданный указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ или нормативным правовым актом органа власти по техническому регулированию, утрачивает силу.
Перечень документов в области стандартизации, обеспечивающие соблюдение требований технического регламента
Закон N 385-ФЗ вводит в Закон о техническом регулировании статью 16.1, которая устанавливает правила формирования перечня документов в области стандартизации, обеспечивающие соблюдение требований технического регламента (далее — перечень документов в области стандартизации).
Национальным органом по стандартизации не позднее, чем за тридцать дней до дня вступления в силу технического регламента утверждается, опубликовывается в печатном издании органа технического регулирования и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации.
В этот перечень могут включаться национальные стандарты и своды правил, международные, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств. Условием этого является регистрация указанных документов в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов, что следует из п. 2 ст. 16.1 Закона о техническом регулировании.
Пункт 4 ст. 16.1 Закона о техническом регулировании предусматривает, что применение актов, содержащихся в перечне документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких документов для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия этим требованиям может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким документам (стандартам, сводам правил).
Их неприменение не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
Пунктом 5 данной статьи установлено, что документы в области стандартизации, включенные в перечень документов, подлежат ревизии и в необходимых случаях пересмотру и (или) актуализации (не реже чем один раз в пять лет). Необходимо отметить, что в соответствии с п. п. 4, 6 ст. 6 и п. 2 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные нормы и правила, принятые до принятия технического регламента о безопасности зданий и сооружений, признаются сводом правил, которые являются обязательными для применения и подлежат пересмотру и (или) актуализации не реже чем каждые пять лет (нормы вступят в силу 30.06.2010).
Тем самым данные строительные нормы и правила являются документами, обеспечивающими соблюдение данного технического регламента.
Регистрация технических документов в информационном фонде технических регламентов и стандартов
Значительно дополнена ст. 44 Закона о техническом регулировании, устанавливающая правовые основы информационного фонда технических регламентов и стандартов. Данный фонд является государственным информационным ресурсом, с помощью которого заинтересованные лица могут получить документы, содержащие технические требования и стандарты, в том числе Российской Федерации и зарубежных стран.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что международные, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, которые обеспечивают соблюдение требований принятого технического регламента или содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия (далее — технические документы), подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Законодатель в ст. 44 Закона о техническом регулировании определил процедуру данной регистрации:
1. Заинтересованное лицо представляет в национальный орган по стандартизации (Ростехрегулирование) заявление о регистрации технического документа с приложением его копии и надлежаще заверенного перевода на русский язык. Могут быть представлены заключения общероссийских общественных организаций предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, содержащие рекомендации о применении технического документа. Необходимо отметить: Закон о техническом регулировании не указывает, что следует понимать под «заинтересованным лицом».
2. В течение пяти дней со дня получения заявления о регистрации стандарта или свода правил национальный орган по стандартизации направляет представленный на регистрацию технический документ с надлежаще заверенным переводом на русский язык в соответствующий технический комитет (технические комитеты) по стандартизации для заключения.
3. Технический комитет по стандартизации дает заключение о возможности применения технического документа для обеспечения соблюдения на добровольной основе требований принятого технического регламента или проведения исследований для применения и исполнения технического регламента и осуществления оценки соответствия, если в заявлении указано, что такое применение возможно. Данное заключение готовится в течение 30 дней со дня поступления документов и направляется в национальный орган по стандартизации (п. 4 ст. 44 Закона о техническом регулировании).
4. Регистрация технического документа (или мотивированный отказ в регистрации) производится либо в течение 15 дней со дня получения заключения технического комитета, либо не позднее 45 дней со дня поступления заявления о регистрации. Такое решение направляется заинтересованному лицу (заявителю) в течение пяти дней.
Пунктом 6 ст. 44 Закона о техническом регулировании определены основания для отказа в регистрации технического документа:
— несоблюдение требований, предусмотренных п. 4 данной статьи;
— мотивированное заключение технического комитета (технических комитетов) по стандартизации об отклонении технического документа.
Пункт 7 ст. 44 Закона о техническом регулировании предусматривает специальное основание отказа включения зарегистрированного технического документа в перечень документов, обеспечивающих добровольное применение технического регламента. Таким основанием является мотивированное заключение технического комитета (технических комитетов) по стандартизации о невозможности применения регламента для оценки его соответствия требованиям. Это заключение может быть обжаловано в суде.
Пункт 9 ст. 44 Закона о техническом регулировании устанавливает, что если в лицензионном договоре с иностранным правообладателем (или в силу норм международного права) установлена возмездность и (или) недопустимость предоставления открытого доступа к документам в области стандартизации, то национальный орган по стандартизации организует официальное опубликование в печатном издании органа технического регулирования и размещение в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме сведений о размере платы за предоставление соответствующих документов и правил их распространения.
Ростехрегулирование обязано безвозмездно предоставить документы по стандартизации по требованию органов государственной власти или по запросу суда.
Использование технических стандартов иностранных государств
Закон N 385-ФЗ дополнил статью 46 Закона о техническом регулировании. Согласно п. 6.2 указанной статьи до дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительство РФ вправе ввести обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств — участников Таможенного союза или в документах Европейского союза (далее — обязательные требования государств — участников Таможенного союза или Европейского союза).
Установив такие требования, Правительство РФ вправе определять формы оценки соответствия требованиям и орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль (надзор) за их соблюдением.
Вплоть до принятия соответствующих технических регламентов национальный орган по стандартизации обязан публиковать перечень используемых в качестве обязательных требований государств — участников Таможенного союза или Европейского союза, что следует из п. 6.3 Закона техническом регулировании.
Заинтересованное лицо вправе представить в национальный орган по стандартизации надлежащим образом заверенный перевод технического регламента государства — участника Таможенного союза или документа Европейского союза. Такой документ подлежит учету в Ростехрегулировании.
Применение обязательных требований при отсутствии технического регламента и выбор режима технического регулирования
Согласно новой редакции п. 7 ст. 46 Закона о техническом регулировании обязательные требования, перечисленные в п. 1 ст. 46 указанного Закона, в отношении которых не приняты технические регламенты, действуют до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
В случае введения обязательных требований, указанных в п. 6.2 ст. 46 Закона о техническом регулировании, заявитель может самостоятельно выбрать тот режим технического регулирования, в соответствии с которым будет осуществляться оценка соответствия обязательным требованиям, указанным в п. 1 или в п. 6.2 ст. 46 Закона о техническом регулировании. Тем самым ему предоставляется право выбора режима технического регулирования: либо соблюдать требования, содержащиеся в технических регламентах государств — участников Таможенного союза или в документах Европейского союза, либо соблюдать национальные технические требования.
Законодатель устанавливает, что при выборе режима технического регулирования требования к продукции и процессам, установленные в соответствии с другим режимом, для целей оценки соответствия не применяются. В случае выбора режима технического регулирования, основанного на обязательных требованиях, указанных в п. 6.2 ст. 46 Закона о техническом регулировании, оценка соответствия осуществляется согласно действующим правилам и процедурам, установленным нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.
Необходимо обратить внимание, что согласно ст. 2 и п. 3 ст. 7 Закона о техническом регулировании оценкой соответствия является прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. Такое определение включает в себя правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия, порядок продления срока действия выданного сертификата соответствия), предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Изложенное должно быть закреплено в соответствующем техническом регламенте.
Вступление Закона N 385-ФЗ в силу
Закон N 385-ФЗ вступил в силу 11.01.2010.
Документы, являющиеся героями текущего обзора — Федеральный закон от 30.12.2009 N 385-фз «О внесении изменений в федеральный закон «О техническом регулировании», можно скачать, кликнув на выделенную часть текста ().
Инструкция по разархивации находится .

Обсудить в форуме.

(По материалам аналитических обзоров, подготовленного компанией Консультант Плюс )

Требования пожарной безопасности на предприятии

Соответствие требованиям пожарной безопасности нередко становится камнем преткновения при открытии собственного бизнеса.

Стремясь сэкономить на пожарной безопасности, предприниматели рискуют жизнями своих подчиненных, всеми вложенными в развитие дела силами и средствами.

Поэтому соблюдение требований пожарной безопасности в организации является архиважной задачей.

Чтобы быть в полной уверенности в присутствии инспектора пожарной безопасности, достаточно быть в курсе последних изменений и соблюдать требования ППБ.

Они утверждены постановлением Правительства Российской Федерации и издаются под названием «Правила противопожарного режима». Согласно данным правилам, руководитель должен издать приказ о назначении ответственных лиц.

Они должны контролировать соблюдение норм и правил противопожарной безопасности. Второй приказ руководителя по заданной теме должен содержать правила и порядок действий сотрудников при возникновении пожара.

Далее необходимо приступить к разработке конкретных требований и алгоритмов действий:

  • Порядок выключения электроприборов.
  • Отключение машин при возгорании.
  • Установление специально отведенных мест для курения.
  • Требования к складским помещениям.
  • Максимальные объемы хранения продукции.
  • Требования к безопасности сотрудников и клиентов.

Следующим приказом необходимо установить:

  • Класс пожарной безопасности.
  • Методику тренировок по пожарной безопасности.
  • Сроки и расписание инструктажей.
  • Ответственных лиц за проведение учений.

Инструкция по противопожарной безопасности в организации делится на несколько частей:

  • Общие правила.
  • Правила для специализированных помещений.
  • Правила по осуществлению опасных видов работ.

Ответственные лица должны создать схемы эвакуации, навигации в помещениях, инструктажи рабочих. Также они должны следить за сроками действия огнетушителей и другими приборами для тушения огня, регулярно измерять заземление и изоляцию.

Неотъемлемой частью обеспечения пожарной безопасности является установка систем тушения огня, наблюдения и оповещения.

После благополучного монтажа противопожарной техники необходимо утвердить порядок оповещения сотрудников, ознакомить их с новой системой.

Нельзя забывать и об установке табличек с необходимыми номерами телефонов экстренных служб.

Вне зависимости, к какому классу пожарной опасности относится ваша организация, строго запрещается:

  • Хранить и использовать в цокольных и иных непроизводственных помещениях взрывоопасные и огнеопасные вещества, газовые баллоны.
  • Если в подвале нет отдельного от общего входа и лестницы, размещать там мастерские и хозяйственные помещения.
  • Хранить материалы под лестницей и устраивать на лестничных площадках склады.
  • Заставлять вещами стратегические выходы.
  • Использовать горючие вещества по непрямому назначению.
  • Отогревать батареи паяльными лампами.

Прилегающая территория

Ответственность за содержание территории в надлежащем порядке также несет предприниматель. Ниже приведем требования близлежащей области.

  • Территория предприятия всегда должна быть чистой и опрятной, на ней не должно быть сухих листьев и травы, мусора и горючих отходов.
  • Как и в стратегических местах в здании, разрывы между сооружениями должны быть свободны для прохода или проезда. Запрещается использовать их для складирования.
  • Территория здания должна хорошо освещаться и иметь свободный доступ к пожарным гидрантам.
  • Запрещается устраивать костры и сжигание отходов в стратегически важных местах, а также ближе чем в 50 метрах от здания (если практика сжигания отходов присутствует в организации, то за процессом должен следить обслуживающий персонал).
  • Запрещается устраивать свалки горючих отходов.

Все предприятия периодически должны проходить проверку пожарной безопасности.

Инспектируют не только качество и работу противопожарной системы, состояние оборудования для тушения возгораний, но и всю необходимую документацию и правильность расчетов категории пожарного класса. От корректности расчета пожарного класса зависит выбор техники для пожарной безопасности.

Проверки бывают:

  • Плановыми.
  • Документарными.
  • Выездными.
  • Повторными.
  • Внеплановыми.

Проверки по плану должны проводиться один раз в три года. При такой инспекции внимательно изучают пожарную безопасность сооружений и прилегающей территории. Для проверяющих необходимо подготовить пакет документов.

По такому же принципу проходят и документарные проверки. Не позднее чем за три дня в организацию должно прийти официальное письмо с указанием даты и цели проверки. Объект проверки – соответствие документации нормам и правилам пожарной безопасности.

Выездные проверки проходят в связи с подозрением на наличие грубых нарушений и ошибок или же в связи с поступившей жалобой. Проверяющие органы обязаны сообщить о такой проверке заранее.

Продолжительность выездной проверки – до 20 календарных дней. За это время проводится серьезное расследование всех обстоятельств нарушений, тщательно изучаются нюансы и аспекты системы пожарной безопасности.

Также могут быть инициированы экспертизы и тренировки.

О внеплановой проверке могут не сообщить или же сообщить за сутки до приезда инспектора.

Проводятся они для контроля качества соблюдения правил или после поступления жалобы. Повторные проверки необходимы для контроля исправлений ранее выявленных ошибок.

Проводятся по истечении срока для реализации реабилитационных мероприятий.

Повторные проверки необходимы для контроля исправлений ранее выявленных ошибок. Проводятся по истечении срока для реализации реабилитационных мероприятий.

Нормы пожарной безопасности на предприятии – это не пустой звук, а их несоблюдение ведет к вполне реальным рискам.

По статистике, 33% всех возгораний в организациях происходит из-за нарушения инструкций по эксплуатации оборудования, 16% – из-за несвоевременного ремонта электротехники, 13% – из-за неправильной подготовки рабочего места и неготовности персонала, и только 10% всех возгораний случается из-за самовозгорания горючих веществ.

Причиной пожара могут стать и раскаленные детали, искры от статического электричества.

Курение в пожароопасном месте, отсутствие контроля и незнание азов пожарной безопасности легко могут привести к опасным ситуациям.

Если сотрудники предприятия будут соблюдать основные правила, то все предприятие и коллектив в целом будут спокойно существовать.

В итоге

Не имеет значения, чем занимается ваша организация и к какой форме собственности относится, пожарная безопасность всегда должна быть в приоритете.

Сотрудники, включая руководителя, должны быть проинструктированы, системы пожарной безопасности должны быть в исправности.

Только соблюдая эти правила, можно сохранить жизни людей и пройти проверки без финансовых потерь.

Пожарная безопасность на предприятии | Веб-Механик

Дорогие друзья, я рад снова приветствовать Вас на страницах информационно-инженерного портала Веб-Механик. Тема, которую я публикую сегодня, называется Пожарная безопасность на предприятии.

Пожарная безопасность на предприятии содержит комплекс мер и правил, необходимых для соблюдения пожарной безопасности. Чтобы было удобней ориентироваться в статье, я подготовил её краткое содержание.

Область применения

Требования данного Положения распространяются на все дирекции и подразделения ПРЕДПРИЯТИЯ и относятся ко всему персоналу, подрядчикам, субподрядчикам, контрактным службам и посетителям, которые находятся на территории предприятия.

ЦЕЛЬ

Целью документа «Пожарная безопасность на предприятии» является устранение опасности нанесения материального ущерба ПРЕДПРИЯТИЯ в результате пожаров и возгораний, а также не допущение причинения вреда здоровью, создание угрозы жизни и получения телесных повреждений работниками, подрядчиками, субподрядчиками, представителями контрактных служб и посетителями предприятия.

Положение разработано на основании действующих документов по пожарной безопасности РФ:

  1. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) Утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. № 313. Зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. Регистрационный номер 4838.
  2. СНиП 2.11.03-93. Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы.

О пожарной безопасности в организации

В России существует огромное количество надзорных и контрольных органов. Однако многие из них достаточно специфичные и неизвестны большинству работодателей. А вот с проверками пожарных инспекторов сталкивает практически каждая организация.

Рассмотрим подробнее основные требования пожарной безопасности, порядок обучения работников и виды ответственности работодателя.

Ответственный за пожарную безопасность в организации

В соответствие с требованиями трудового законодательства работодатель обязан обеспечить работникам безопасные условия труда. Ответственность за обеспечение соблюдений требований пожарной безопасности возлагается на руководителя организации.

Кроме того, руководитель организации должен назначить распорядительным актом лицо, ответственное за пожарную безопасность на каждом объекте, на котором возможно возникновение и развитие пожара (объектах защиты).

Меры противопожарного режима в организации

Основные требования пожарной безопасности к поведению работников, организации работ и содержанию территорий, зданий, сооружений, помещений перечислены в «Правилах противопожарного режима в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390).

В соответствие с которыми работодатель должен обеспечить обучение работников мерам пожарной безопасности, а также разработку инструкций по пожарной безопасности.

Кроме того, в организации должны присутствовать:

  • Таблички с номерами телефонов пожарной охраны – в каждом помещении;
  • Планы эвакуации при пожаре (с обозначенными на нем мест хранения первичных средств пожаротушения);
  • Инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре — на объектах с массовым пребыванием людей;
  • Знак «место для курения» — в выделенных для курения местах.

Разработка инструкций по пожарной безопасности

Инструкции по пожарной безопасности разрабатываются исходя из специфики деятельности на конкретных объектах, с учетом требований, изложенных в «Правилах противопожарного режима в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и других нормативных актов в области пожарной безопасности.

В инструкции рекомендуется так же отразить:

  • Порядок действия персонала при пожаре;
  • Порядок сбора, хранения и транспортники пожароопасных или взрывоопасных веществ на объектах (при наличии таковых);
  • Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
  • Перечень лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.

Противопожарный инструктаж

Порядок обучения работников требованиям пожарной безопасности регламентируется Приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»».

Инструктирование персонала должно проводится по программам противопожарного инструктажа.

В процессе инструктажа работники ознакамливаются:

  • С обязанностями работников по обеспечению пожарной безопасности на объектах;
  • С мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности;
  • С правилами содержания территорий, зданий и помещений (в том числе с расположением эвакуационных путей);
  • С порядком действия персонала при пожаре;
  • С правилами применения средств пожаротушения.

Факт проведения инструктажа должен быть зафиксирован в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности, с проставлением подписей инструктируемых работников.

Противопожарный инструктаж подразделяется на несколько видов:

  • Вводный;
  • Первичный;
  • Повторный;
  • Целевой;
  • Внеплановый.

Вводный инструктаж проводится со всеми работниками, принимаемыми на работу (в том числе с командированными и сезонами работниками), с лицами, проходящими обучение или практику.

По решению руководителя вводных инструктаж может быть проведен и с иным лицами.

Данный инструктаж проводится руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность.

Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте с отдельными работниками или группой работников, обслуживающих однотипное оборудование.

Данный инструктаж проводит лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в структурном подразделении

Повторный инструктаж проводится не реже 1 раза в год со всеми работниками (не реже 1 раза в 6 месяцев с работниками пожароопасных производств).

Порядок проведения повторного инструктажа аналогичен первичному.

Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, имеющих повышенную пожарную опасность (например, сварочных работ).

Данным инструктаж может проводится лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, или непосредственном руководителем работ, прошедшим соответствующие обучение.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

  • При поступлении информации о пожарах или авариях, произошедших на аналогичных производствах;
  • По требованию органов пожарного надзора;
  • При выявлении случаев грубого нарушения работниками требований пожарной безопасности;
  • При изменении технологического процесса, модернизации оборудования и т.п.
  • При изменение или введения новых нормативных актов в области пожарной безопасности;
  • При перерывах в работе более 60 дней (более 30 дней персонала, связанного с выполнения работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности):
  • В иных предусмотренных законодательством случаях.

Пожарно-технический минимум

Руководители и лица, ответственные за пожарную безопасность должны проходить обучение пожарно-техническому минимуму. По окончанию обучения проводится проверка знаний. Лица успешно прошедшие испытания получают соответствующие удостоверение.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной безопасности к ответственности может быть привлечен работодатель, собственник имущества и должностные лица (в рамках своей компетенции).

Должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Надзор за соблюдением требований пожарной безопасности в России осуществляется федеральной противопожарной службой (ФПС), которая входит в структуру МЧС. Как правило проверки в организациях проводятся инспекторами ее территориальных подразделений.

К основным поводам для привлечения виновных лиц к ответственности можно отнести:

  • Допуск персонала к работе необученного мерам пожарной безопасности;
  • Отсутствие инструкций о мерах пожарной безопасности;
  • Здания и помещения не укомплектованы средствами пожаротушения;
  • Отсутствие журналов учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки первичных средств пожаротушения;
  • Отсутствие приказов о назначении ответственных лиц;
  • Нарушение правил хранения горючих материалов.

В большинстве случаев виновные привлекаются к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ, которая предусматривает:

  • Для юридических лиц — штраф в размере от 100 до 200 тыс. руб.;
  • Для должностных лиц – штраф в размере от 6 до 15 тыс. руб.

Нарушение правил пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима влечет более суровые меры наказания:

  • Для юридических лиц — штраф в размере от 200 до 400 тыс. руб.;
  • Для должностных лиц – штраф в размере от 15 до 30 тыс. руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека будут иметь следующие последствия:

  • Для юридических лиц — штраф в размере от 350 до 400 тыс. руб.;
  • Для должностных лиц – штраф в размере от 40 до50 тыс. руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека может повлечь наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 тыс. руб. до 1-го миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Если в результате пожара был причинен тяжкий вред здоровью или смерть человека, лица ответственные за соблюдения мер пожарной безопасности могут быть привлечены к уголовной ответственности ст. 219 УК РФ.

Пожарная безопасность на предприятии

Являясь одной из особо важных задач руководителя, пожарная безопасность на предприятии призвана обеспечивать сохранность здоровья и жизни работников.

В целях обеспечения пожарной безопасности, которая является неотъемлемой частью общей охраны труда, подразумевается разработка деятельности предприятия по предотвращению пожара и возгораний, а именно:

• составление комплекса мероприятий активных действий по предупреждению пожара и во время его;

• обеспечение объектов предприятия различными средствами пожароконтроля, а также оповещения работников о пожаре;

• постоянная информированность работников предприятия о мерах по пожарной безопасности.

На предприятии пожарная безопасность предусматривает:

1. Деятельность руководителей высшего и среднего звена предприятия в области обеспечения пожарной безопасности;

2. Организацию и внедрение комплекса работ по пожарной безопасности;

3. Четкие обязанности всех должностных лиц в рассматриваемой области;

4. Неукоснительное выполнение основных требований пожарной безопасности.

Разработка комплекса мероприятий по управлению пожарной безопасностью

Группой ответственных за пожарную безопасность лиц во главе с руководителем предприятия, разрабатываются и доводятся до сведения работников требования и правила пожарной безопасности:

• к служебным, производственным помещениям,

• к эксплуатации и содержанию вентиляции, отопления, оборудования и машин,

• к хранению материалов и товаров,

• к обеспечению электробезопасности,

• к порядку совместных действий при ликвидации возгораний.

Также эта рабочая группа разрабатывает план эвакуации на случай возгорания.

Особое внимание на предприятии оказывается установке и контролю средств оповещения и эффективного пожаротушения.

Обучение в установленные документом об охране труда и пожарной безопасности сроки включает:

1. Проведение вводного, затем первичного и повторного, а также целевого и внепланового инструктажей;

2. Организация регулярных занятий по обеспечению пожарно-технического минимума;

3. Проведение тренировок и учений с работниками предприятия.

Госпожнадзором требуется в обязательном порядке наличие вблизи большого предприятия пожарного водоема с беспрепятственным подъездом пожарной техники.

Документы на предприятии, регламентирующие пожарную деятельность

Список имеющихся документов по рассматриваемому вопросу на каждом предприятии может быть различным. Однако существуют документы, которые требуются пожарным надзором:

• Приказы о назначении ответственных за пожарную безопасность.

• Приказ о порядке проведения специального обучения и инструктирования работников, а также проверке их знаний по пожарной безопасности.

• Наличие программ для проведения различных видов инструктажей.

• Журнал, в котором регистрируются инструктажи по пожарной безопасности.

• Заключения экспертов на эксплуатацию зданий и сооружений, внедрение новейших технологий.

• Сертификаты соответствия на все пожарное оборудование и виды пожарной техники.

• Перечень должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности.

• Схемы (планы) эвакуации в случае возгорания.

• Акты и графики замеров сопротивления электросетей и оборудования.

Полный комплект необходимых документов по пожарной безопасности (приказы, инструкции, журналы по ПБ, положения, рекомендации) Вы можете приобрести на нашем сайте.

Требования пожарной безопасности


АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие 23.07.2016 16:29

Требования пожарной безопасности (ПБ) – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В случае, если положениями Федерального закона РФ № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.

2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона РФ № 123-ФЗ, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений Федерального закона РФ № 123-ФЗ, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до 1 января 2015 года, ранее действовавшие требования пожарной безопасности применяются до 1 сентября 2018 года.

Выполнение предписаний органа ГПН, постановлений и иных законных требований должностных лиц ФГПН обязательно для органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также для общественных объединений, должностных лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности во многих случаях приводит к возникновению пожаров и соответствующим потерям от пожаров.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности (ПБ)

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

  • установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
  • правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
  • правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Кто несет ответственность за нарушение требования пожарной безопасности (ПБ)

Ответственность за нарушение требования пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством РФ несут:

  • собственники имущества;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом;
  • юридические лица, индивидуальные предприниматели, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица и граждане.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой обеспечения пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Кроме указанных лиц, другие граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Государственный надзор за выполнением требований пожарной безопасности на объектах осуществляется в ходе проверок, проводимых в рамках мероприятий по контролю должностными лицами органов государственного надзора.

Надзор за выполнением требований пожарной безопасности на объектах Минобороны России, Федеральной службы охраны РФ, ФСБ России и СВР России осуществляется в порядке, установленном положениями об их ведомственной пожарной охране, согласованными с главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору.

Основные требования пожарной безопасности (ПБ)

При обеспечении пожарной безопасности крайне важно обращаться в компанию с отличной репутацией и опытом, способную предложить:

  • услуги первичного обследования объекта защиты, проектирования, монтажа и введения в эксплуатацию систем пожаротушения, предупреждения о пожаре и эвакуации;
  • услуги разработки внутренних регламентирующих документов;
  • услуги гарантийного и постгарантийного обслуживания технических средств;
  • широкий ассортимент исключительно сертифицированного противопожарного оборудования.

Куда можно обратиться?
Обучение пожарно-техническому минимуму персонала может помочь избежать пожаров или снизить последствия в случае их возникновения.
Что собой представляет обучение ПТМ?

Несоблюдение правил пожарной безопасности влечет за собой административную и даже — в случае гибели людей — уголовную ответственность.
Помощь в вопросе обеспечения пожаробезопасности…

Без пожарной декларации изделие не допускается к выходу на потребительский рынок и не сможет пройти таможенные процедуры.
Помощь в оформлении пожарной декларации…

План эвакуации при пожаре должен находиться на видном месте и быть четким и понятным.
Где могут изготовить план эвакуации?
Наличие и регулярная проверка огнетушителей, а также правильно оформленные планы эвакуации в случае пожара могут помочь избежать материального ущерба и человеческих жертв.
Услуги по пожарной безопасности…
Сегодня высокотехнологичные системы пожаротушения способны обнаруживать очаги возгорания, предупреждать людей об опасности и автоматически начинать тушение.
Спецпредложения, акции и скидки помогут существенно сэкономить при покупке средств пожаротушения.
Посмотреть текущие акции…
Современный рынок предлагает широкий выбор пожарного оборудования и специализированных средств, которые в экстренных ситуациях помогают справиться с огнем.
Посмотреть каталог…

Вопросы пожарной безопасности не теряют своей актуальности для России в целом и для ее хозяйствующих субъектов в частности. Так, согласно официальной статистике МЧС, в январе-сентябре 2017 года на территории РФ было зафиксировано около 95 000 пожаров, материальный ущерб от которых составил более 11 миллиардов рублей. Во время пожаров погибло более 5 000 и было травмировано около 6 700 человек. В связи с этой печальной статистикой государство с каждым годом ужесточает контроль и требования в сфере пожарной безопасности, относящиеся не только к зданиям и сооружениям, но также к производимой продукции и материалам.

Нарушение требований пожарной безопасности в части применения несертифицированной продукции может привести к трагическим последствиям, таким как пожар 5 декабря 2009 года в клубе «Хромая лошадь». Жертвами трагедии стали 156 человек — большинство погибли из-за отравления токсичными продуктами горения отделочных материалов.

Какие документы устанавливают общие требования пожарной безопасности

Нормативная база в сфере обеспечения пожарной безопасности в РФ является довольно объемной и многоуровневой. Помимо федеральных законов, она включает в себя нормативные акты ведомственного и регионального уровней. Базовым документом в данной сфере является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в котором описываются общие принципы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, функции государственной противопожарной службы, полномочия органов государственной власти в данной области.

Следующим в иерархии стоит Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», устанавливающий общие принципы и особенности технического регулирования в различных областях, включая пожарную безопасность. Закон также устанавливает порядок принятия технических регламентов, принципы подтверждения соответствия этим регламентам, ответственность и полномочия государственных контрольных органов в данной сфере, а также порядок аккредитации испытательных лабораторий, выполняющих работы по оценке соответствия.

Основным же законом, детально описывающим требования пожарной безопасности к различным объектам и видам продукции, является Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в редакции от 29 июля 2017 года (далее — Закон № 123-ФЗ). Именно его мы будем подробно рассматривать в данной статье, так как данный документ является главным для производителей продукции и их законных представителей.

Статистика
Согласно данным МЧС, в 2017 году наиболее частыми причинами пожаров являлись неосторожное обращение с огнем и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и электроприборов. Объектами пожаров чаще всего становились здания жилого сектора, транспортные средства, производственные, складские и торговые помещения.

123-ФЗ: Альфа и Омега технического регулирования в области пожарной безопасности

Федеральный закон № 123-ФЗ по сути представляет собой технический регламент, применяемый к так называемым объектам защиты. Объект защиты — это любая продукция или имущество, к которым установлены требования по пожарной безопасности. Закон состоит из 8 разделов и приложения из 30 таблиц. Цель законодательного акта — обеспечение защиты имущества (государственного, муниципального и частного), а также самих жителей РФ от пожаров и их последствий. Действие регламента распространяется на объекты защиты, в том числе на здания и сооружения, а также на пожарно-техническую и иную продукцию. Положения документа должны использоваться не только при проектировании, но также при эксплуатации объектов защиты и при разработке технической документации.

Каждый раздел Закона по сути представляет собой технические требования пожарной безопасности по отношению к различным объектам защиты. Раздел 2, например, касается поселений и городских округов, Раздел 3 посвящен зданиям и сооружениям, Раздел 4 — производственным объектам, Раздел 5 — пожарной технике, Раздел 6 — продукции общего назначения.

Справка
Раздел 6 Закона № 123-ФЗ устанавливает правила пожаробезопасности в отношении веществ и материалов, в том числе — строительных, отделочных, текстильных и кожевенных. Кроме того, в Раздел 6 включены средства огнезащиты, строительные конструкции и инженерное оборудование, электротехническая продукция и электрооборудование.

Для производителей особенно важным является Раздел 7, в котором устанавливаются принципы и правила оценки соответствия объектов защиты, включенных в Закон № 123-ФЗ, требованиям пожарной безопасности. Оценка соответствия является обязательной процедурой и может проводиться в форме сертификации или декларирования. Без нее невозможно ввести в эксплуатацию ни одно здание или выпустить на рынок тот или иной товар, импортированный или произведенный в России, на который распространяется действие настоящего Федерального закона. По отношению к любой другой продукции, не включенной в перечни Закона № 123-ФЗ, оценка может проводиться добровольно для подтверждения пожаростойких качеств — наличие сертификата соответствия может стать весомым аргументом для покупателей данных изделий.

Оценка соответствия может включать в себя различные меры и порядок действий, в зависимости от применяемой схемы сертификации — аудит, испытания или экспертиза, приемка и ввод в эксплуатацию, производственный контроль и др. Законом установлены несколько схем сертификации, разделенных на категории. Первая категория применяется к серийно выпускаемой продукции (7 схем), вторая — к ограниченным партиям продукции (3 схемы).

При обозначении схем используются буквы С (сертификация) и Д (декларирование). Декларация пожарной безопасности составляется и подается для регистрации в аккредитованный орган по сертификации собственником продукции или помещения, в ней указываются меры пожарной безопасности, предпринятые заявителем (собственные доказательства). Пожарный сертификат оформляется аккредитованным органом по сертификации.

Важно
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и являются единственными документами на территории России, подтверждающими безопасность продукции. Перечень продукции, подлежащей сертификации или декларированию в обязательном порядке при ее помещении под таможенные процедуры, изложен в постановлении Правительства РФ № 241 от 17 марта 2009 г. Он применяется с учетом Примечания, приведенного в конце документа.

Приведем краткую характеристику схем, применяемых к серийно выпускаемой продукции:

  • 1д — декларация соответствия проводится на основе собственных доказательств заявителя.
  • 2д — собственные доказательства и испытания в аккредитованной лаборатории.
  • 3д — собственные доказательства, лабораторные испытания и сертификация системы качества на производстве.
  • 2с — сертификация на основе анализа состояния производства и лабораторные испытания.
  • 3с — лабораторные испытания и инспекционный контроль.
  • 4с — анализ состояния производства, лабораторные испытания, инспекционный контроль.
  • 5с — лабораторные испытания, сертификация системы качества на производстве, инспекционный контроль.

Например, схемы 2д, 3д и 5д, согласно статье 146 Закона № 123-ФЗ, применяются по выбору продавца или производителя к первичным средствам пожаротушения, строительным материалам, применяемым на путях эвакуации, пожарному инструменту, ковровым покрытиям и некоторым другим объектам защиты. Декларирование особенно актуально для компаний, чья продукция уже находится на таможне, так как декларация, в отличие от сертификата, может быть получена даже за 1 день.

В то же время для огнетушителей, средств индивидуальной защиты при пожаре, средств пожарной автоматики, оборудования и изделия для спасения людей и др. применяются схемы 2с, 3с, 4с, 5с и 6с на выбор производителя или продавца. Схема 3с применяется только для получения нового сертификата взамен старого на ранее сертифицированную продукцию. Сертификация проводится только аккредитованными органами. Положительное или отрицательное решение по заявке на проведение сертификации выносится в течение в 30 дней.

Кто отвечает за исполнение требований технического регламента о пожарной безопасности: а судьи кто?

Надзор за выполнением установленных требований по пожарной безопасности государственных органов, организаций и частных лиц осуществляет Государственная противопожарная служба МЧС России (ГПС МЧС РФ). Ранее МЧС также занималось аккредитацией испытательных лабораторий и органов сертификации, однако с 1 ноября 2011 года данную функцию осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). При этом нужно учитывать, что аккредитованные лаборатории и органы по сертификации несут ответственность за безопасность сертифицированной продукции наравне с производителями. В случае декларирования продукции вся ответственность за безопасность лежит на производителе. Росаккредитация также осуществляет регулярный инспекционный контроль органов по сертификации и лабораторий, ведет и публикует реестр данных организаций.

Ответственность за неисполнение требований 123-ФЗ

В главе 7 Федерального закона № 184-ФЗ обозначено, что ответственность за несоответствие продукции требованиям технических регламентов несет не только ее изготовитель, но также продавец. Если в результате нарушения требований был причинен вред физическим или юридическим лицам, то изготовитель или продавец обязаны возместить ущерб. Административная ответственность детализирована в КоАП РФ.

Если в техническую документацию на продукцию не включена обязательная информация о показателях пожароопасности, должностные лица могут подвергнуться штрафу от 15 000 до 20 000 рублей, а юридические лица — от 90 000 до 100 000 рублей.

В общих случаях при нарушении требований пожарной безопасности в статье 20.4 КоАП РФ установлены размеры штрафов: от 150 000 до 200 000 рублей — для юрлиц, от 6 000 до 15 000 рублей — для должностных лиц. Если в результате нарушения возник пожар и был нанесен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, повреждено чужое имущество, штраф для должностных лиц составит 40 000–50 000 рублей, для юридических лиц — 350 000–400 000 рублей. Если результатом пожара стал тяжелый вред здоровью или смерть человека, юридическое лицо подвергается штрафу в размере 600 000–1 000 000 рублей. Но наиболее часто применяемая мера — приостановление деятельности фирмы на срок до 90 дней в соответствии со статьей 3.12 КоАП РФ.

В Уголовном кодексе РФ в статье 219 также прописана ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. В частности, дознаватели ГПС имеют право открывать и расследовать уголовные дела, попадающие под действие данной статьи, в случае если был причинен тяжкий вред здоровью человека. Нарушение правил, повлекшее смерть человека, наказывается принудительными работами либо лишением свободы на срок до 5 лет с запретом на занятие определенными видами деятельности. В случае смерти двух и более лиц срок лишения свободы может достигнуть 7 лет.

Итак, независимо от того, какую схему подтверждения соответствия вы выбрали, следует обратиться за помощью в сертификационный центр, аккредитованный в области пожарной безопасности. Эксперты органа сертификации помогут не только правильно выбрать схему подтверждения соответствия, но и получить документ в кратчайшие сроки.

Где приобрести сертифицированную продукцию для обеспечения пожаробезопасности?

Как не ошибиться в выборе торговой организации и производителя, если вы не специалист в обеспечении противопожарной безопасности? Рассказывает Павел Иосифович Пасюков, заместитель генерального директора ООО «Магазин 01»:

«Приобретение пожарного оборудования может оказаться срочным делом, так как законодательство часто меняется, ответственность за его нарушение растет, а на рынке представлены отнюдь не только сертифицированные товары. Суета может усугубить ситуацию, поэтому разумнее всего прибегнуть к помощи экспертов.

Торговая сеть пожарного оборудования «Магазин 01″ была создана в 2003 году и сегодня предлагает уже более 3500 наименований сертифицированной продукции противопожарного назначения. К вашим услугам 10 розничных магазинов в Москве и Московской области. Вы также можете приобрести товары непосредственно со склада и воспользоваться услугами технического обслуживания или перезарядки огнетушителей (на что требуется разрешение МЧС РФ). Наши специалисты тщательно отбирают и продукцию, и поставщиков. Также мы предлагаем изделия собственного производства. Консультацию по обеспечению пожарной безопасности вы можете получить как по телефону, так и с выездом нашего сотрудника к вам на объект. Производится доставка и монтаж приобретенной продукции. У нас есть дисконтный отдел, проводятся акции, так что вы всегда сможете приобрести необходимые товары на выгодных условиях».

P.S. На Youtube-канале «Магазина 01» периодически проводятся онлайн-трансляции образовательных семинаров по вопросам пожарной безопасности.

Резолюция MSC.98(73) «Одобрение международного кодекса по системам пожарной безопасности» (принята 5 декабря 2000 г.)

Международный кодекс вступил в силу 1 июля 2002 г.

Текст резолюции опубликован в Бюллетене международных договоров, 2011 г., приложение N 1 (часть 6)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Резолюция MSC.410(97) «Поправки к Международному кодексу по системам пожарной безопасности (кодекс СПБ)» (принята 25 ноября 2016 г.)

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Резолюция MSC.403(96) «Поправки к Международному кодексу по системам пожарной безопасности (кодекс СПБ)» (принята 19 мая 2016 г.)

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Резолюция MSC.367(93) «Поправки к международному кодексу по системам пожарной безопасности (Кодекс СПБ)» (принята 22 мая 2014 г.)

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2016 г.

Резолюция MSC.339(91) «Поправки к Международному кодексу по системам пожарной безопасности (Кодекс СПБ)» (принята 30 ноября 2012 г.)

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 июля 2014 г.

Резолюция MSC.327(90) «Поправки к Международному кодексу по системам пожарной безопасности (Кодекс СПБ)» (принята 25 мая 2012 г.)

Изменения вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2014 г.

Резолюция MSC.311(88) «Поправки к Международному кодексу по системам пожарной безопасности (Кодекс СПБ)» (принята 3 декабря 2010 г.)

Поправки вступают в силу для Российской Федерации 1 июля 2012 г.

Резолюция MSC.292(87) «Одобрение поправок к Международному кодексу по системам пожарной безопасности» (принята 21 мая 2010 г.)

Поправки вступают в силу для Российской Федерации 1 января 2012 г.

Резолюция MSC.206(81) «Одобрение поправок к Международному кодексу по системам пожарной безопасности (Кодекс СПБ)» (принята 18 мая 2006 г.)

Изменения вступают в силу 1 июля 2010 г.

Резолюция MSC.217(82) «Поправки к Международному кодексу по системам пожарной безопасности» (принята 8 декабря 2006 г.)

Изменения вступают в силу 1 июля 2008 г. и 1 июля 2010 г.