О гособоронзаказе

До недавнего времени в список входили 8 банков

Фото: ТАСС, Петр Ковалев

Москва. 6 декабря. INTERFAX.RU — ЦБ РФ убрал из открытого доступа список уполномоченных банков по сопровождению контрактов в сфере гособоронзаказа.

ЦБ ежемесячно размещал на своем сайте перечень банков, соответствующих требованиям закона «О государственном оборонном заказе», в последний раз список обновлялся по состоянию на начало октября. Сейчас перечня на сайте регулятора нет.

На 1 октября в список уполномоченных банков в сфере гособоронзаказа входили: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВБРР, Новикомбанк, АБ «Россия» и банк «Санкт-Петербург» .

Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, который позволяет ЦБ РФ и правительству сделать закрытыми список уполномоченных банков по сопровождению контрактов в сфере гособоронзаказа, а также критерии отбора таких кредитных организаций. Документ был внесен правительством в Госдуму в срочном порядке и, скорее всего, будет принят уже в декабре.

Сейчас банк может получить статус уполномоченного в сфере реализации гособоронзаказа, если его капитал превышает 100 млрд рублей, этот банк находится под контролем РФ или ЦБ и у него есть лицензия на проведение работ по использованию сведений, составляющих гостайну (все эти критерии прописаны в законе). Правительство по согласованию с президентом вправе включить в список уполномоченных банк, не соответствующий требованиям к капиталу и контролирующему акционеру, но имеющий положительный опыт обслуживания гособоронзаказа.

Поправки исключают формальные критерии отбора уполномоченных банков и заменяют их на следующую формулировку: «Банковское сопровождение осуществляется банком, созданным в соответствии с законодательством РФ и обладающим лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в отношении которого правительством РФ по согласованию с президентом РФ принято решение об отнесении к категории уполномоченных банков».

Кроме того, из закона исчезает пункт о ежемесячной публикации Центробанком списка банков, соответствующих критериям для сопровождения контрактов в сфере гособоронзаказа.

Предполагается, что с учетом этих поправок в срок до 15 декабря 2017 года будет подготовлено постановление правительства «Об определении уполномоченных банков». Головной исполнитель — Минобороны, соисполнители — Минфин и Банк России.

Наличие или отсутствие отдельного счета для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу не препятствует возможности расчетов с контрагентом в соответствии с порядком, установленным договором.
Позиция предприятий, что расчеты по ГОЗ могут производиться только через специальный счет, судами не принимается.

Ознакомиться с отдельными решениями по данной тематике вы можете в разделе «Аналитика». Анализ практики правоприменения новой редакции Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ) показывает, что наиболее острыми являются вопросы построения кооперационных связей с организациями, которые не желают заключать контракты на условиях финансирования работ в рамках режима использования отдельных счетов в сфере государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ).
Непонимание потенциальных исполнителей ГОЗ порядка реализации новых требования и ограничения, установленные Законом № 275-ФЗ, приводит к тому, что многие из них просто отказываются от поставок продукции по ГОЗ.
Мониторинг практики применения новых правил, а также получение практических рекомендаций и комментарии по наиболее проблемным вопросам кооперации работ по ГОЗ позволит снять большинство опасений и исключить возможные риски при поставках продукции по государственному оборонному заказу.
Специалисты Экспертно-аналитического центра ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275» осуществляют методическое сопровождение и консультирование по вопросам заключения и исполнения контрактов по государственному оборонному заказу, в т.ч. по вопросам оплаты с соблюдением режима отдельных счетов. Нашими заказчиками являются как предприятия, которые давно и успешно выполняют ГОЗ, так и те организации, которые впервые столкнулись с проблематикой поставок продукции по государственному оборонному заказу и выстраивают свои отношения с контрагентами в новых условиях банковского сопровождения ГОЗ.
Более подробную информацию о направлениях взаимодействия и формате проведения консультаций вы можете узнать в разделе «Консультирование».

Основные условия и порядок заключения госконтрактов (контрактов) по гособоронзаказу, алгоритм урегулирования споров с заказчиком (контрагентом) и порядок ведения переговоров при согласовании уровня цены продукции и других условий контракта, в т.ч. о порядке расчетов за продукцию, поставляемую по гособоронзаказу, а также другие актуальные вопросы рассматриваются на обучающих и консультационных мероприятиях, проводимых Экспертно аналитическим центром ценообразования в оборонной промышленности «Эксперт 275»

1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации.

2. Руководителю Департамента государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации представить в установленном порядке предложения о внесении изменений в правовые акты Министерства обороны Российской Федерации и иные служебные документы в соответствии с настоящим приказом (в связи с переформированием Департамента размещения государственного заказа Министерства обороны Российской Федерации в Департамент государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации).

3. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. N 888, от 9 апреля 2013 г. N 264, от 14 марта 2014 г. N 155дсп.

Министр обороны Российской Федерации
генерал армии
С. Шойгу

Положениео Департаменте государственных закупок

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082.

2. Департамент государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации предназначен для осуществления планирования закупок товаров (работ, услуг), организации и проведения определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров (работ, услуг) конкурентными способами по ГОЗ и для обеспечения нужд Вооруженных Сил.

3. Департамент является центральным органом военного управления и подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию военно-технического обеспечения войск (сил) (далее — заместитель Министра обороны Российской Федерации).

4. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, изданными в пределах их компетенции, правовыми актами Министерства обороны, а также настоящим Положением.

5. В процессе своей деятельности Департамент взаимодействует в установленном порядке с заместителями Министра обороны Российской Федерации, центральными и иными органами военного управления, Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

6. Организационная структура Департамента определяется штатом, утверждаемым в установленном порядке.

II. Основные задачи Департамента

7. Основными задачами Департамента являются:

осуществление планирования закупок товаров (работ, услуг) (далее — закупки) по ГОЗ и для обеспечения нужд Вооруженных Сил;

организация и проведение определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров (работ, услуг) конкурентными способами по ГОЗ и для обеспечения нужд Вооруженных Сил;

организация подготовки предложений Министерства обороны в законодательство Российской Федерации по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами по ГОЗ и для обеспечения нужд Вооруженных Сил.

III. Функции Департамента

8. Департамент осуществляет следующие функции:

1) в части осуществления планирования закупок по ГОЗ и для обеспечения нужд Вооруженных Сил:

подготовка на основании предложений заказывающих органов военного управления планов закупок и изменений в них;

размещение планов закупок и внесенных в них изменений в единой информационной системе в сфере закупок (или до ввода в эксплуатацию указанной системы — на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг) (далее — единая информационная система), за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

подготовка на основании предложений заказывающих органов военного управления планов-графиков закупок (далее — планы-графики), внесение изменений в них;

размещение планов-графиков и внесенных в них изменений в единой информационной системе, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

организация и проведение обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд Вооруженных Сил;

2) в части организации и проведения определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров (работ, услуг) конкурентными способами по ГОЗ и для обеспечения нужд Вооруженных Сил:

создание и организация обеспечения деятельности конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, комиссий по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений, единых комиссий, выполняющих функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений (далее — комиссии по осуществлению закупок) с привлечением при необходимости представителей заказывающих органов военного управления;

разработка и утверждение документации о закупке товаров (работ, услуг);

размещение в единой информационной системе в установленном порядке информации об осуществлении закупок, сообщение о закупках путем направления приглашений на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)закрытым способом, документации о закупках ограниченному кругу лиц по перечням, представленным заказывающими органами военного управления;

организация и проведение работы по проверке соответствия участников закупок требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

осуществление проверки обеспечения исполнения государственного контракта, предоставленного участником закупки, с которым заключается государственный контракт;

заключение по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов и их регистрация в установленном порядке;

доведение информации о результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) до заинтересованных органов военного управления;

согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, заключения государственного контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при признании несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

представление интересов Министерства обороны в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере закупок, при обжаловании участниками закупок действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, оператора электронной площадки;

направление заинтересованным органам военного управления заверенных копий государственных контрактов, заключенных по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

организация и выполнение работы по проведению мониторинга закупок и анализа конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основе информации об осуществлении закупок в единой информационной системе;

осуществление учета и анализа проведенных процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для подготовки документа в части, касающейся Департамента, по установленным формам статистической отчетности о результатах их проведения;

осуществление мониторинга правоприменения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

оказание методической помощи заказывающим органам военного управления по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

3) в части организации подготовки предложений Министерства обороны в законодательство Российской Федерации по совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами по ГОЗ и для обеспечения нужд Вооруженных Сил:

разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов и иных служебных документов Министерства обороны в части, касающейся организации осуществления закупок по ГОЗ и для обеспечения нужд Вооруженных Сил.

Департамент осуществляет также иные функции по решениям Министра обороны Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации.

IV. Руководство Департамента

9. Департамент возглавляет руководитель Департамента государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации (далее — руководитель Департамента).

Руководитель Департамента является прямым начальником личного состава Департамента и подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации.

10. Руководитель Департамента отвечает: за боевую и мобилизационную готовность Департамента; за успешное выполнение задач и функций, возложенных на Департамент; подготовку, воспитание, воинскую и трудовую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава Департамента, за организацию делопроизводства и обеспечение режима секретности в Департаменте; за внутренний порядок; за сохранность материальных средств; за техническое, материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение.

11. Руководитель Департамента имеет заместителей руководителя Департамента.

Определение обязанностей заместителей руководителя Департамента осуществляет руководитель Департамента.

12. Руководитель Департамента:

1) организует деятельность Департамента по выполнению возложенных на Департамент задач и функций;

2) решает в установленном порядке вопросы прохождения военной (государственной гражданской) службы военнослужащими (федеральными государственными гражданскими служащими) Департамента, в том числе представляет военнослужащих (федеральных государственных гражданских служащих) к назначению на должности, присвоению им воинских званий (классных чинов государственной гражданской службы), увольнению с военной (государственной гражданской) службы;

3) организует проведение в Департаменте мероприятий по противодействию коррупции;

4) обеспечивает участие представителей Департамента в установленном порядке (в том числе оказание содействия по вопросам осуществления закупок конкурентными способами, отнесенным к компетенции Департамента) совместно и по запросу Департамента претензионной и судебно-правовой работы в арбитражных судах в целях защиты законных интересов Министерства обороны;

5) принимает участие в совещаниях, проводимых руководящими должностными лицами Министерства обороны, при обсуждении на них вопросов, отнесенных к компетенции Департамента;

6) в установленном порядке участвует по поручениям заместителя Министра обороны Российской Федерации:

в совместной работе с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в переговорах с представителями иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;

7) ведет в установленном порядке переписку по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

8) представляет в установленном порядке предложения о награждении личного состава Департамента государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами;

9) списывает в установленном порядке с учета материальные ценности и суммы ущерба;

10) обеспечивает в установленном порядке рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, отнесенным к деятельности Департамента;

11) издает приказы, в том числе о создании комиссии (конкурсной, аукционной, котировочной, по проведению запроса предложений) по осуществлению закупок и дает указания в пределах своих полномочий, организует и проверяет их исполнение;

12) утверждает положения о структурных подразделениях Департамента и должностные обязанности непосредственно подчиненных должностных лиц Департамента;

13) организует в пределах компетенции изучение и подготовку предложений по подбору и расстановке кадров в Департаменте;

14) осуществляет подготовку и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры Департамента.

Руководитель Департамента осуществляет также иные полномочия в соответствии с Регламентом Министерства обороны, должностными обязанностями и решениями Министра обороны Российской Федерации, заместителя Министра обороны Российской Федерации.

* Далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Департамент государственных закупок Министерства обороны Российской Федерации — Департаментом; Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации — Департаментом финансового обеспечения; Департамент претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации — Департаментом претензионной и судебно-правовой работы; Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами; Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны, центральные органы военного управления, на которые возложены функции по формированию государственного заказа по закрепленным направлениям деятельности, — заказывающими органами военного управления, за исключением Департамента; Департамента финансового обеспечения и Департамента претензионной и судебно-правовой работы; государственный оборонный заказ — ГОЗ.

Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?

Кто может участвовать в закупках оборонки?

Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:

  • не имеет задолженностей по налогам,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • не состоит в РПН.

Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».

Чем отличаются условия участия?

Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. Как и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.

  • Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
  • Строгое обоснование цены контракта,
  • Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.

Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк

Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.

Список банков на сайте ЦБ РФ:

  1. Банк ВТБ (ПАО)
  2. ПАО Сбербанк
  3. Банк ГПБ (АО)
  4. ОАО «АБ «РОССИЯ»
  5. АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
  7. ОАО «Банк Москвы»
  8. АО «Россельхозбанк»
  9. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

На каждый контракт— отдельный счет

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.

Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:

  1. Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),

  2. После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),

  3. Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),

  4. Платить налоги и сборы,

  5. Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.

Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.

Вашу цену будут проверять

Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.

Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

В тексте договора придется раскрыть такую информацию:

  • размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.

Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.

Все данные по контракту открыты ФАС

В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.

Штрафы и споры

Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:

  • Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
  • Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.

В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.

Как в 44-ФЗ и 223-ФЗ, заказчики гособоронзаказа могут объявлять открытые и закрытые конкурсы. Приглашения на них высылают определенному кругу зарекомендовавших себя поставщиков. Попробуйте с простых открытых закупок, узнайте на практике все правила игры, возможно, в итоге вы займете нишу, которая даст вашей компании стабильный доход.

Прямо сейчас можно поучаствовать в таких закупках в рамках гособорозаказа:

  • ремонт кондиционеров в Нижегородской области на 262 000 рублей,
  • продукты питания в Амурской области на 109 000 рублей, ​
  • строительные смеси в Мурманской области на 847 000,
  • поставка сыра в Уфе на 135 000 рублей,
  • офисная бумага в Чувашии на 314 000 рублей,
  • запчасти в Ставропольском крае на 136 000 рублей.

В этой статье мы рассказали о самых общих принципах участия в закупках по 275-ФЗ. Если у вас есть вопросы о более сложных и тонких моментах, связанных с участием в конкретной процедуре, напишите нам — мы разберемся в ситуации, ответим вам и выпустим отдельную статью с разбором практических ситуаций.