Новая мера пресечения запрет

Запрет определенных действий (ст.105.1 УПК РФ) как мера пресечения был введен в июле 2018 года, однако все еще не так часто применяется на практике. Отчасти это вызвано тем, что правоприменители пока не понимают, зачем нужна эта мера пресечения, и предпочитают использовать более традиционные меры пресечения — заключение под стражу и домашний арест. Однако нужно отметить, что запрет определенных действий не является чем-то новым и фактически выделен из домашнего ареста. До 2018 года домашний арест мог предусматривать право лица выходить в определенное время из своего жилого помещения, например, на работу или учебу, а также использовать средства связи: телефон и Интернет. Сейчас «облегченный” вариант домашнего ареста выделен в отдельную меру пресечения — запрет определенных действий.

Существуют случаи, когда при совершении лицом преступления виновному не может быть назначено лишение свободы, например, если этот вид наказания может не предусматривает санкция статьи УК РФ, либо если несовершеннолетний виновный впервые совершает преступление небольшой тяжести (ч.6 ст.88 УК РФ). Возникает вопрос о том, может ли в таком случае быть избрана мера пресечения, связанная с изоляцией от общества. Как разъясняет Конституционный суд в Постановлении от 22.03.2018 № 12-П, домашний арест применяется тогда, когда в силу определенных обстоятельств заключение под стражу неприменимо. Однако даже в этом случае домашний арест может быть применен лишь при наличии оснований: когда подозреваемый или обвиняемый не имеет места жительства, может скрыться, уничтожить доказательства либо иным образом воспрепятствовать ходу следствия или суда.

Эти разъяснения распространялись только за заключение под стражу и домашний арест. Так как до 2018 года ограничения, налагаемые при запрете определенных действий, избирались в рамках домашнего ареста, можно считать, что разъяснения, касающиеся домашнего ареста, распространяются и на запрет определенных действий.

Запрет определенных действий, как следует из ч.10 ст.105.1 УПК РФ, может быть избран по обвинению в совершении преступления любой категории, однако его максимальные срока при этом могут быть различными. Так, по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести — это 12 месяцев, о тяжких преступлениях — 24 месяца, об особо тяжких преступлениях — 36 месяцев. Спорные ситуации возникают тогда, когда к лицу при расследовании уголовного дела применялось несколько разных мер пресечения. Для заключения под стражу и домашнего ареста существуют свои предельные сроки — 18 месяцев (ч.3 ст.109 УПК РФ).

Как следует из ч.10 ст.109 УПК РФ, срок запрета определенных действий засчитывается в срок заключения под стражу из расчета 2 дня к 1 дню соответственно. Та же самая пропорция применяется и в отношении домашнего ареста (ч.3.4 ст.72 УК РФ). Арифметически получается, что при замене запрета определенных действий на домашний арест и наоборот предельный срок рассчитывается в пропорции 1 день к 1 дню. Это также косвенно подтверждает схожесть запрета определенных действий и домашнего ареста.

Касательно запрета определенных действий порядок зачета в его срок времени применения другой меры пресечения не содержится. Поэтому могут применяться правовые позиции, существующие применительно к другим мерам пресечения. Так, исходя из Постановления Конституционного суда от 06.12.2011 № 27-П, домашний арест и заключение под стражу должны избираться таким образом, чтобы их совокупный срок не превышал предельный срок заключения под стражу. Следовательно, срок заключения под стражу является универсальной мерой для расчета совокупного срока применения разных мер пресечения и их зачета в срок наказания.

Нужно отметить, что до внесения изменений срок домашнего ареста засчитывался в срок заключения под стражей, исходя из расчета 1 день к 1 дню. Так как изменения ухудшили положение обвиняемых, указанные правила в силу ст.10 УК РФ применяются к пропорции 2:1 только после вступления в силу новой редакции закона. Это подтверждается и материалами судебной практики (апелляционное определение СКУД Верховного суда РФ от 24.09.2019 №45-АПУ19-22).

По данным тюремного ведомства, с момента вступления в силу закона об изменениях в УПК в уголовно-исполнительные инспекции поступило 746 судебных решений об избрании меры пресечения в виде запрета определенных действий. По состоянию на декабрь 2018 года такая мера пресечения применялась в отношении 472 подследственных по уголовным делам.

Введенная в апреле прошлого года как еще одна альтернатива заключению под стражу новая мера пресечения, напомним, предусматривает упрощенные условия содержания по сравнению с домашним арестом при том же уровне контроля со стороны уголовно-исполнительных инспекций ФСИН.

В отношении таких подследственных могут применяться те же аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля — электронный браслет, стационарные и мобильные контрольные устройства. Однако находиться постоянно дома подследственному не требуется. Запрет определенных действий назначается судом по ходатайству дознавателя или следователя.

Как пояснили ТАСС во ФСИН, наиболее часто суды избирают запреты покидать место жительства в определенные часы, общаться с определенными лицами. Реже суд назначает запрет находиться в определенных местах, пользоваться почтой или интернетом или управлять автомобилем (если преступление связано с ДТП). Соответствующий законопроект был принят 18 апреля 2018 года и начал действовать с 29 апреля.

Запрет определенных действий стал восьмой мерой пресечения для подозреваемых и обвиняемых — наряду с заключением под стражу, домашним арестом, залогом, подпиской о невыезде, личным поручительством, наблюдением командования воинской части (для военнослужащих) и присмотром за несовершеннолетним обвиняемым.

Запрет определенных действий назначен трем сестрам Хачатурян, обвиняемым в убийстве отца

Сроки запретов определенных действий, согласно УПК, по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести не могут превышать 12 месяцев, по делам о тяжких преступлениях — 24 месяца, по делам об особо тяжких преступлениях — 36 месяцев.

Из наиболее известных подследственных, в отношении кого в настоящее время применена новая мера пресечения, можно вспомнить трех сестер Хачатурян, обвиняемых в убийстве своего отца. Сначала их заключили под стражу, но после выяснения многих деталей этого громкого преступления (не в пользу жертвы преступления) мера пресечения всем сестрам была смягчена. Суд запретил девушкам покидать квартиры, где они будут жить, с 21.00 до 7.00, использовать любые виды связи, за исключением телефона для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов и аварийных служб. При этом сестрам запрещено общаться и между собой — их поселили в разных квартирах.

Кроме того, сестрам запретили без разрешения следователя общаться с кем-либо вообще, кроме адвокатов и следователя. Также суд отдельно указал, что им нельзя давать комментарии СМИ по существу расследуемого уголовного дела.

Стоит отметить, что применение другой альтернативной аресту меры пресечения — домашнего ареста — в минувшем году осталось примерно на том же уровне. За 11 месяцев прошлого года он был применен в отношении 21 тысячи человек — столько же, сколько и за весь 2017 год.

Межфракционная рабочая группа Госдумы по борьбе с преследованием в Интернете делает упор на гражданско-правовые институты — в частности, депутаты прорабатывают механизм судебного запрета на контакты организатора травли в Сети с его жертвой, заявил глава рабочей группы, первый зампред Комитета палаты по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский. Об этом сообщает ТАСС.

Ранее газета «Известия» сообщила, что глава комиссии Общественной палаты по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич направил в Госдуму и Совет Федерации предложение ужесточить наказание за травлю в Интернете.

Изменения предлагается внести в Уголовный кодекс. Малькевич предложил дополнить этот документ нормой, позволяющей привлекать за подобные угрозы в Интернете к принудительным работам либо лишать свободы на срок до семи лет. Согласно инициативе, преступнику также ограничат право занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет.

Также предлагается ввести ответственность за клевету в Интернете в виде штрафа до шести миллионов рублей либо обязательных работ на срок до 500 часов.

Боярский считает, что эти предложения «очень жёсткие» и «малореалистичные», которые могут привести к злоупотреблениям.

Он рассказал, что рабочая группа хочет «сделать упор всё-таки на гражданско-правовые институты, создание инструментов возможной защиты человека вне зависимости от его статуса, финансового положения от назойливого, систематического преследования, травли, что в Интернете, что в реальной жизни». В частности, по его словам, она прорабатывает вопрос о создании института судебного запрета.

Парламентарий заявил, что не считает достаточной существующую ответственность за оскорбления и клевету в Интернете, однако ужесточение санкций не решит эту проблему. По его словам, задача в том, чтобы «предупредить, инструментарий рабочий создать как для правоохранительных органов, адвокатов, так и для граждан».

Ранее глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что предложение ужесточить наказание за оскорбления в Интернете требует взвешенного подхода и аргументации, тем более действующий Уголовный кодекс предусматривает привлечение к ответственности за это.